Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Ю. Ключников 1 страница



5,


Опыт прозрения

Во многих медитационных центрах Бирмы йоги начинают с четырех­часового сна и в процессе практики все более сокращают свою потребность в нем. Мы не должны впадать в ловушку своих привычных представле­ний, полагая, что если не спим 7-8 часов, то это нас истощит. Старое заб­луждение! Если ум весь день находится в равновесии, не цепляясь за вещи, не осуждая их, не идентифицируясь с ними, то усталость и напряжение почти не накапливаются. Мой учитель говорил, что во время своей прак­тики в Бирме он однажды не спал целых пять суток и совсем не чувствовал усталости. Он просто ровно и в естественном ритме работал, проходя та­кую же практику випассаны, практику п-б-м. Чутко прислушивайтесь к своим изменяющимся потребностям, и если нет усталости и сонливости, продолжайте практику всю ночь.


Восьмое утро ИНСТРУКТАЖ ОБ ИНТЕНЦИЯХ

Волевые импульсы суть рядовой фактор ума, присутствующий в каж­дом моменте сознания. Когда он превалирует, он должен быть замечен. Во­левой импульс есть ментальное побуждение или сигнал, который предше­ствует любому акту. Когда мы полностью осознаем свои волевые импульсы и интенции, у нас появляется свобода выбора — следует или не следует на них реагировать. Когда же мы не осознаем своих интенций*, то наши дей­ствия превращаются в автоматические реакции на них. Например, когда вы сидите в медитации, то прежде чем вы встанете, у вас возникнет интенция встать. Если эта интенция (намерение) будет вами замечена, то, как она воз­никла, так она и исчезнет, а вы, вероятно, останетесь сидеть, потому что вы осознали ее и не идентифицировались с нею. Если же возникшая интенция не сопровождается осознанностью, то мы обнаруживаем, что уже стоим, даже не заметив всего процесса этого вставания. Такова наша привычная тактика в отношении всех произвольных движений тела. Наша задача — развить иную тенденцию: осознавать все свои импульсивные намерения, выходя­щие в данный момент на передний план, будь то просто незначительное из­менение позы или, тем более, такие действия, как вставание после сидения или делание шага после стояния на месте. При ходьбе импульсивное наме­рение остановиться возникает раньше этого акта остановки. Внутренний толчок повернуть направо или налево появляется до самого поворачивания. Нет надобности выделять подобную интенцию при каждом своем шаге, но

* Русское слово «намерение» было бы здесь неточно, т. к. оно в отличие от термина «интенция» предполагает более развернутый, сознательный акт ума. — Прим. перев.


Опыт прозрения

ее полезно отмечать в поворотных пунктах, т. е. в конце движения по пря­мой, когда вы либо сворачиваете в сторону, либо поворачиваетесь, чтобы идти назад, либо останавливаетесь. Ведь нога не сама по себе начинает де­лать поворотное движение или прекращает свое движение вперед. Она это делает, подчиняясь предшествующему волевому акту. Благодаря такому виду наблюдений за собой мы очень эффективно развиваем свою способность инсайта, глубокого проникновения в причинно-следственные отношения между умом и телом. Иногда причиной бывает тело, а ментальное состоя­ние — следствием. Иногда наоборот: ментальный процесс — причина, а дви­жение тела — следствие. Возникает интенция повернуть — и нога отвечает движением. Здесь нет «стрелочника», нет того существа, которое, выступая посредником, «делает» поворот. Здесь работают безличные причинно-след­ственные отношения. Однако если, начиная поворот, мы оставляем этот процесс без осознавания его механизма, то сама собой напрашивается идея, что существует «некто», делающий это.

Допустим, вам холодно, и вы собираетесь надеть свитер. Что здесь происходит? По причине физических ощущений возникло желание боль­шего тепла. По причине этого желания возникает интенция (намерение) добавить себе одежды. По причине этой интенции в движение приходит тело. Последовательное осознавание всех этих интенций дает нам прозре­ние в те сложные, взаимопереплетающиеся встречные процессы, которые связывают ум и тело.

При медитации сидя интенции становятся заметными перед любым движением. Перед изменением позы или положения какой-либо части тела обязательно возникает соответствующая интенция. Даже сглатывая, вы делаете это вслед за появившейся интенцией. Если вы открываете глаза, этому акту будет предшествовать интенция открыть их. Надо замечать в себе все подобные интенции. Они, кстати, далеко не всегда имеют форму мыслей или слов, рождающихся в уме. Иногда они переживаются просто как некий позыв, толчок, побуждение, как некий сигнал, что вот именно сейчас что-то произойдет. Нет необходимости искать в уме соответствую­щие слова или фразы. Надо просто осознать возникший импульс что-то сделать. И по мере того, как вы все ясней будете замечать в уме и теле эту игру причинно-следственных отношений, концепт вашего «Я», еще недав­но столь монолитный и несомненный, начнет растворяться, превращаясь в простое и естественное развертывание свитка дискретных элементов.


Девятое утро

ИНСТРУКЦИИ ПО ПОВОДУ ПРИНЯТИЯ ПИШИ

Когда мы едим, в нашем уме и теле происходит множество разных процессов. Очень важно выработать умение и привычку осознавать эти процессы и их последовательность; в противном случае мы можем пойти на поводу у жадности и желания, возникающих в связи с пищей. Более того, когда мы принимаем пищу, не осознавая этого процесса, мы далеко не полностью ею наслаждаемся: откусим, пожуем, глотнем, а мысли блуж­дают, занятые чем-то посторонним.

Первый связанный с едою процесс — акт вашего лицезрения пищи. Отметьте про себя: «видение, видение». Затем возникает ментальный про­цесс интенции принять пищу. Эту интенцию следует внутренне отметить: «намерение, намерение». Ментальный процесс интенции становится при­чиной движения руки: «движение, движение». Когда пальцы руки или ложка (вилка, нож) прикасаются к пище, возникает ощущение прикосновения, контакта. Прочувствуйте эти ощущения, это осязание, это давление. Далее возникает интенция поднять руку и сам акт, процесс ее поднятия. С при­стальным вниманием отмечайте все эти процессы.

Открывание рта. Вложение в него пищи. Закрывание рта. Интенция опустить руку — и затем само это движение. Только один элемент процес­са в одном «кадре»! Осязание пищи во рту, ее консистенции. Пережевыва­ние. Подробное переживание этих движений. Когда вы начнете жевать, пойдет цепочка вкусовых ощущений. Подарите всю бдительность осозна­ющего внимания вкусовому потоку. По мере пережевывания пищи вкус исчезает. Глотание. Осознавайте каждый элемент этой последовательности. За этим процессом никто не стоит—нет никого, кто ест. Это всего лишь


3—2037




Опыт прозрения

цепочка интенций, движений, вкусовых и осязательных ощущений. Это все, что мы есть: последовательность событий, процессов. Сделав объек­том полной осознанности весь поток этих элементов, мы освобождаемся от концепта «Я». Во всей этой внутренней работе ума и тела мы начинаем видеть континуальный поток процессов: интенции, мысли, ощущения, дви­жения — все во взаимосвязи друг с другом, где ум играет роль причины для телесных движений, а телесные ощущения вызывают желания и ин­тенции в уме.

Обычно мы едим, почти не осознавая этого. Вкусовые ощущения воз­никают и уходят очень быстро. Еще пища во рту, а рука уже тянется за новым куском, идя на поводу жадного желания продолжить вкусовые ощу­щения; мы, как правило, не осознаем всей цепочки процесса. Освобождай­те рот полностью от находящейся в нем пищи, прежде чем протянуть руку за новой порцией. Так мы становимся более чуткими к голосу своего тела и начинаем тонко чувствовать меру необходимого количества пищи. Ког­да включена осознанность, переесть невозможно.

На протяжении этого месяца нашей практики мы намеренно замедля­ем все действия с целью тщательного исследования всего, что в нас проис­ходит. Когда полное-бодрствование-мысли хорошо развито, все эти вещи можно делать с нормальной скоростью и при этом сохранять осознанность. Но сейчас у нас время тренировки. Мы никуда не спешим. Делайте все мед­ленно, в молчании, внутренней тишине и с предельной осознанностью. Сделайте медитацию во время принятия пищи органической частью своей повседневной практики, так, чтобы в тянущемся состоянии вашей осоз­нанности не возникало разрыва. С самого первого момента пробуждения утром через всю вереницу дневных занятий и до последнего момента засы­пания вечером, ночью или под утро — пребывайте в полном-бодрствова-нии-мысли, превратите исключительно все в медитацию.


Девятый вечер БАРЬЕРЫ

Представьте себе, что вы находитесь в центре схватки на поле боя. И более того, вы — один, безоружен, а против вас — тысяча врагов. И вот, окруженный со всех сторон, вы все же каким-то образом, с невероятными усилиями одолеваете их. Теперь представьте, что в такой ситуации на этом поле боя вы оказываетесь тысячу раз подряд и каждый раз побеждаете ок­ружающих вас врагов. Такая задача, говорил Будда, все-таки менее трудна, чем задача — победить самого себя. Задача, стоящая перед нами здесь, на ретрите, более чем не тривиальна. Из всех возможных дел самым трудным является попытка понять свой собственный ум. Да, это трудно, но не не­возможно. Уже до нас многие победили тысячу раз тысячное войско врага, и они, эти победившие, оставили нам свои мудрые советы и руководство.

Первая большая помощь — это подсказка о том, как узнавать своих врагов в лицо. Кто они? Оставаясь неузнанными, они сохраняют в нашем уме свою силу, но в ярком свете нашего знания их черт они себя обнаружи­вают и теряют непобедимость. На ристалище нашего ума — пять мощных врагов, пять вражеских полководцев. Научиться узнавать их — решающе важно, ибо это дает нам возможность проникнуть внутренним взглядом в более глубокие уровни понимания.

Первым из этих врагов (или барьеров, препятствий, помех) является чувственное желание: вожделение телесных радостей и мощная установка на схватывание и удерживание чувственных объектов. Это заставляет ум постоянно чего-то ждать или выискивать объекты один за другим — спе­ша, волнуясь и теряя равновесие. Чувственным желаниям от природы свой­ственно качество принципиальной неудовлетворимости. Поиску и вож-


Опыт прозрения

делению нет конца и предела (кроме физического). Мы получаем радость от приятного нам объекта, но вот, как и все феномены, он появился и ис­чез, и мы остались при старом своем неудовлетворенном желании, и снова алчем того же самого удовлетворения. Пока мы верны своей привычной тактике ментального захвата всего блеснувшего, мы никогда не найдем удовлетворенности и чувства реализованности, а будем только искать без конца еще какой-то новой радости и восторга. Это может быть желание красивых видов, прекрасных звуков, восхитительных вкусовых или чудес­ных обонятельных впечатлений, приятных ощущений в теле или плени­тельных заманчивых идей. Привязанность к подобным объектам питает и усиливает фактор алчности; и ведь именно эта деятельная жадность в уме, это прилепление к объектам и их захватывание держат нас привязанными к колесу сансары, колесу жизни и смерти. И покуда мы не сумеем преодо­леть препятствие чувственных желаний, мы останемся пленниками сил привязанности и обладания.

Второй враг — ненависть. Гнев, злоба, отвращение, досада, раздраже­ние и т. п. — все это суть проявления ума ненавидящего, проклинающего, осуждающего. Не что иное, как ум натыкается на неприятный объект и жаж­дет от него избавиться. Это очень беспокойное, буйное состояние. В анг­лийском языке (как, впрочем, и в русском. — Перев. ) есть выражения, в которых точно передано воздействие на человека двух названных «врагов» — чувственного желания и злобы. Мы говорим: человек «горит желанием» (burning with desire) и «сгорает от ярости» (burning up). Да! Находясь в этих состояниях, ум наш буквально горит. Сколько в этом страдания!

Третий враг — лень и отупение, апатия. Это именно — леность ума, застой, инертность, неповоротливость его. Пребывающий в оцепенении ум мечтает лишь о полном впадении в спячку. Есть такое животное, кото­рое называется ленивцем; оно всегда казалось мне образчиком этих пере­численных качеств: ленивец как бы не двигается, а едва перетекает неза­метными дюймами. Вот уж поистине полное отсутствие энергии. Покуда мы не преодолеем подобную сонливость своего ума, нечего и думать о про­движении вперед. Здесь ничего не может происходить, ничто не раскроет­ся и не предстанет со всей отчетливостью. Ум тяжел, туп, слеп, глух...

Четвертое препятствие — беспокойство. Ум, находящийся в состоя­нии озабоченности, сожаления, смятения, не способен к сосредоточеннос­ти. Он перепрыгивает с объекта на объект, ему недоступно полное-бодр-


Девятый вечер. Барьеры

ствование-мысли. Такое беспокойство ума полностью препятствует воз­никновению инсайта.

Пятый великий враг — сомнение; в каком-то смысле это враг самый сильный. Пока мы смотрим через призму сомнения, оно лишает ум всех его способностей, ибо пресекает всякую готовность к приложению усилий; а ведь только усилия могли бы привести к ясности. Сомнение может воз­никнуть по поводу содержания делаемого и по поводу способностей де­лающего. Наверняка за время вашего пребывания здесь вам уже приходи­ла в голову мысль: «Да что я тут вообще делаю? Угораздило же меня сюда явиться! Нет-нет, это не по мне. И не могу я этого, больно уж все это труд­но... » Вот это и есть сомневающийся ум — гигантская помеха на нашем пути.

Все эти помехи: желание, гнев, лень и сонливость, беспокойство и, на­конец, сомнение — суть ментальные факторы, или факторы ума. Они от­нюдь не проявления какого-то якобы действующего «Я»; это просто фак­торы, не привязанные ни к какой личности и функционирующие по сво­им собственным законам. Существует традиционное сравнение, иллюст­рирующее действие этих различных ментальных помех. Вообразите пруд с чистой водой. Так вот, чувственные желания подобны разводам ярких красок на водной поверхности. Мы очарованы красотою красок, и наш взгляд, остановленный ими, не проникает в глубину. Гнев, злоба, отвраще­ние подобны эффекту кипящей воды. Вода, которая кипит, из-за бурления своего не прозрачна тоже, и дно пруда скрыто от наших глаз. Такого типа беспокойство в нашем уме, бурные реакции ненависти и отвращения — очень большое препятствие для понимания вещей. Лень и отупение похо­жи на воду пруда, покрытую густыми водорослями. Это — состояние ума отяжелевшего и сонного. Беспокойство и тревога — подобие пруда под порывами сильного ветра: поверхность воды взволнована и потому лише­на прозрачности. Когда мы во власти беспокойства и озабоченности, про­зрение невозможно, т. к. ум не собран и чужд необходимой тишины. Со­мнение же — точно взболтанная вода, не прозрачная от растворенной в ней грязи. И в этом случае также око мудрости замутнено.

Для совладания с этими врагами, когда они противостоят нам на на­шем пути, есть определенные приемы. Прежде всего мы должны узнать их в лицо и ясно их видеть в каждый текущий момент. Когда возникает жела­ние, сразу отдать себе отчет, что в уме поселился именно этот гость. Когда


Опыт прозрения

появляется гнев или беспокойство, лень, сомнение, мы должны сразу же понять, с каким препятствием имеем дело. Это быстрое узнавание их в лицо есть наиболее мощный, эффективный шаг в их преодолении. Узнавание способствует мобилизации полного-бодрствования-мысли, а это последнее делает невозможными ни прилепление к объектам, ни осуждение их, ни идентификацию с ними. Все названные выше помехи — такие же эфемер­ные ментальные факторы, как и все прочее. Они появляются и уплывают, как облака в небе. Если мы их полностью осознаем при их возникновении, не реагируем на них и не идентифицируемся с ними, они проходят через ум, как облака через небо, не оставляя последствий. Полное-бодрствова-ние-мысли — лучший способ их нейтрализации.

Прибегают также и к особым противоядиям для преодоления этих помех — в тех случаях, когда ум уже готов перед ними капитулировать, а полное-бодрствование-мысли не успело еще утвердиться. Когда чув­ственное желание овладевает умом, полезно бывает поразмышлять об истинной природе этого тленного тела и о том бесспорном факте, что все мы закончим свой путь земной как трупы. Как миг незаметный про­мелькнут годы, и нам уже семьдесят, восемьдесят, девяносто... Древнеки­тайский отшельник и поэт Хань-шань пронзительно осознавал это и писал примерно так:

Сквозь нити жемчугов сквозит роскошный зал. В нем женщина, смеясь, полулежит на ложе. Изогнут стеблем стан и юн лица овал, И солнечный пушок бежит по нежной коже.

Весной туманов шлейф ласкает этот дом, А осень ветерком же жемчуга тревожит. И через тридцать лет сидит на ложе том Старуха желтая с морщинистым лицом.

Подобные размышления ослабляют власть желаний над нами, по­скольку мы вдруг осознаем всю безмерность события своей собственной не столь отдаленной смерти. Смерть не такая вещь, которая может пред­назначаться одним и обходить стороной других. Мысль о ней полезна еще потому- что невозможно прочувствовать всю уникальность и могу­щество настоящего момента, не осознавая в полной мере краткость своей жизни.


Девятый вечер. Барьеры

Существует также очень выраженная корреляция между силой испы­тываемых нами вожделений и мерою пищи и сна, которую мы себе отпус­каем. Умеренность в том и другом ослабляет фактор желания и сообщает уму большую ясность.

Злая воля, гнев, отвращение, ненависть. Лучшим способом преодоле­ния этих барьеров является та же тактика: узнавание и осознавание их и направленный на них неуклоняющийся луч внимания. Вот вы сидите и вдруг — пусть по причине, которая кажется вам веской, — наполняетесь чувством злобы к другому человеку или к ситуации. Останьтесь сидеть и как бы отодвиньтесь назад, наблюдая за собой. Узнайте в лицо своего ис­тинного врага и дайте ему ментальную отметку: «гнев, гнев». Не отожде­ствляясь с этим чувством, не осуждая самого себя за это состояние. Просто наблюдайте. Гнев возникает и уходит. Он силен, лишь питаясь этой иллю­зией тождества. Из темных глубин поднимается волна: «О, я зол! Как я зол! И полное право имею злиться на того-то, потому что он мне сделал то-то... » А вы просто сидите и наблюдайте за этой темной волной. Именно пристальное наблюдение за своим чувством и является альтернативой со­блазну пойти у него на поводу и выплеснуть его вовне. Вскоре вы убеди­тесь, что гнев теряет силу и способность продолжать вносить дисбаланс в ментальные процессы. Есть и специфический путь совладания со злостью: когда она слишком сильна, хорошо помогает тактика построения в себе любящих мыслей пожелания счастья и любви всем существам на земле, затем пожелания того же известным вам конкретным людям, к которым вы расположены, и, наконец, добрые пожелания тому самому человеку, на кото­рого вы сердитесь. Постарайтесь как бы возводить вокруг него леса из лю­бящих мыслей. Сначала это будет, конечно, не легко. Но постепенно гнев рассеется, и снова ум ваш станет спокойным и сбалансированным. Есть еще один — очень практический — способ погашения своего гнева или отвра­щения. Когда это чувство сильно до чрезвычайности, сделайте виновнику его какой-нибудь небольшой подарок. Едва ли возможно сохранить весь свой гнев во время акта дарения, поскольку вы уже в силу неизбежности щедры и открыты. Напряжение, раздражение, досада начнут растворяться сами собой. Это мудрый путь освобождения ума от пламени гнева.

Быть может, еще более чреватый прозрением способ гасить свой гнев и близкие ему чувства — это размышлять о законе кармы; это значит на­помнить себе о том, что все мы наследники своих собственных деяний,


Опыт прозрения

пожинатели своих посевов. Каждый человек так или иначе испытывает на себе результаты своих правильных и неправильных поступков. Поэтому если кто-нибудь очень неправ, то вместо гневной реакции правильнее бу­дет ответить состраданием, понимая, что тот действует так по невежеству и не избежит воздаяния болью и страданий. И ясно делается, что нет нуж­ды добавлять ему страдания сверх тех, которые ему уже уготованы. Ско­рей, нам следовало бы из сострадания облегчить его бремя невежества.

Леность и отупение. И в этом случае самая хорошая тактика в преодо­лении этого состояния — тщательное наблюдение за ним, разбор и иссле­дование черт лености, отупения, оцепенелости, проявляющих себя сейчас в нашем уме. Проникните в это состояние внутренним взором. Призвав к жизни этот исследовательский импульс, пробудив только один всплеск полного-бодрствования-мысли, мы часто с удивлением обнаруживаем, что вся наша сонливость улетучивается в момент. В течение какого-то време­ни вы можете отмечать про себя: «сонливость, сонливость» — и вдруг, точно взмахом крыльев, ваш ум возвращает себе полную бодрость и осознанность. Путем обстрела этой сонливости прожекторами внимания и отказом идентифицироваться с нею мы обычно добиваемся того, что она уходит. Однако если вы все это уже проделали и не избавились от своих клевков носом, то можно прибегнуть к более радикальным приемам. Измените позу. Если вы сидите, то возьмите и встаньте и сделайте несколько энергичных шагов. Или, если вы находитесь в помещении, то выйдите наружу: свежий воздух придаст вам энергии. Заставьте себя смотреть некоторое время на какой-нибудь источник света: электричество, луну, звезды. Свет возбуж­дает всю систему «ум — тело». Брызните на себя холодной водой. Походи­те задом наперед. Леность и оцепенение преходящи, как и все прочее, — их можно преодолеть. И тем не менее, коли вы все уже испробовали, а голова неудержимо падает на грудь, то все очень просто: пора ложиться спать. Но описанные усилия необходимо проделать. Ибо если каждый раз, когда нас терзает сонливость, мы думаем: «Подремлю-ка я самую малость», — то подобная тактика будет лишь усиливать фактор лености и пассивности. Будьте решительны и энергичны в трудах преодоления внутренних помех.

Беспокойство и возбуждение. И снова я повторю: подарите этим со­стояниям предельную осознанность. Смотрите с пристальным вниманием на впавший в беспокойство ум, исследуйте отстраненно, чем он там занят, вглядитесь внимательно в характер этого беспокойства. Если вы сидите в


Девятый вечер. Барьеры

медитации и при этом испытываете возбужденность и не можете сосредото­читься, то именно это свое ментальное состояние и сделайте объектом осоз­нанности. Просто сидите и наблюдайте: «беспокойство, беспокойство». Наблюдая его, не отождествляйтесь с ним. Тут нет «того», «кто» пребывает в беспокойстве, тут просто проявляет себя определенный ментальный фак­тор. Он вплывает, он уплывает, и если тут налицо сбалансированная осоз­нанность, то фактор этот бессилен растревожить и привести в смятение ваш ум.

Другая уловка в работе овладения собою — приложить особое усилие для придания уму сосредоточенности, сделать его однонаправленным. Это — специфическое противоядие против беспокойства. Если ум испытывает очень сильное возбуждение, вернитесь к осознанности дыхания. Задайте уму для концентрации один какой-нибудь объект и находитесь с этим объектом достаточно продолжительное время — двадцать минут, пол­часа, — пока фактор концентрации не вернет себе силу. Посидеть в полной неподвижности в очень прямой и строгой позе тоже способствует демп­фированию беспокойства.

Последний из наших врагов — сомнение. Здесь весьма существенно понять, в чем состоит это сомнение, т. к. оно может оказаться непроница­емой перегородкой на пути. Это тот случай, когда медитирующий может просто отказаться от дальнейшей работы. И повторю снова и снова: самый эффективный и ведущий к прозрению способ совладания с трудностью, в данном случае с сомнением, — это неотступно смотреть на него, открыто противостоять ему, признавать его существующим. Когда присутствует сомнение, отдайте все свое внимание сомневающемуся уму, но без того, чтобы с ним отождествляться. Ибо сомнение не есть «я сам», оно не «мое», оно не то, что вот тут сидит и медитирует. Оно — просто мысль, менталь­ный фактор. Если мы способны видеть его, не идентифицируясь с ним, пусть оно приходит и будет тут; мы смотрим на него со стороны и отмеча­ем про себя: «сомнение, сомнение» — и оно уходит.

Другой способ нейтрализации сомнения — это иметь хорошее кон­цептуальное представление, обычное логическое понимание того, чем мы здесь занимаемся и что, в сущности, нам предлагает путь прозрения. Со­всем не обязательно иметь какую-то слепую веру или заведомое ирраци­ональное приятие. Понимание Дхармы на интеллектуальном уровне мо­жет оказаться чрезвычайно полезным в разрешении сомнений по мере


Опыт прозрения

их возникновения. И когда вас начинает осаждать то или иное сомнение, вам не трудно будет разобраться в нем исходя из собственного опыта и разумения.

Зачастую практикующие склонны с неприязнью относиться к возни­кающим помехам. Но такой осуждающий ум уже сам по себе есть фактор из ряда гнева и отвращения. Каждый акт неприязни к барьерам питает и укрепляет врага. Это неправильный путь. Суждений и оценок здесь не дол­жно быть. Пусть помехи приходят — вы их просто наблюдайте. Полное-бодрствование-мысли снимает их деятельную силу. Они могут продолжать появляться, но уму они более не мешают, не беспокоят его, потому что мы на них не реагируем.

До тех пор пока помехи еще сильны в нашем уме, трудно развить ин-сайт и мудрость. В первые несколько дней с начала ретрита в уме вашем много было беспокойства, сомнения, желаний, пока ум не начал обретать необходимое спокойствие. Но преодоленные в какой-то мере трудности начального этапа отнюдь не последние позиции противника. Эти трудно­сти будут возникать снова и снова по мере проникновения ума в более глу­бокие уровни обусловленности (т. е. связей, воспитанных в нашем созна­нии всей системой внешней жизни и зиждущихся на идее центрального эго. — Прим. перев. ). Но теперь уже вы должны обладать достаточной ве­рой в свою способность работать с этими факторами, ибо вы уже видели, убедились, что они, появляясь, обязательно исчезают. Понимание того, что они преходящи, прекрасно помогает уму сохранять равновесие. Пожалуй­ста, старайтесь все время поддерживать необходимое усилие и непрерыв­ность осознанности; ум, преодолевший власть помех, становится неуязви­мым в своем равновесии и пластичности.

Вопрос: Как выходить из состояния перенапряженности, возникающе­го от больших стараний делать все необходимое?

Ответ: Когда в рамках нашей практики вы испытываете очень боль­шое напряжение, полезно бывает выходить из помещения и созерцать ок­ружающую природу, смотреть на деревья, на небо и т. д. Здесь очень кра­сиво и просторно. Выйдите наружу, погуляйте немного в ближайшей ок­рестности, расслабьтесь, однако не расставайтесь с состоянием осознанности всего, что вы делаете. Очень скоро само пребывание под открытым небом и вид окружающего освежат ваш ум. Будда часто советовал ученикам бы­вать на лоне природы, поскольку она успокаивает психику.


Девятый вечер. Барьеры

Вопрос: Мне иногда не удается чувствовать свой дыхательный процесс. Я его просто не замечаю. Что мне надо сделать?

Ответ: Когда ум становится спокойным, дыхание приобретает осо­бенную тонкость. Если от вас полностью ускользает осознанность вашего дыхания, будьте с осознанностью телесных ощущений или позы тела или просто с осознанностью ауры самого знания при кажущемся отсутствии определенного объекта. Когда достигнута очень высокая концентрация, можно совершенно утратить чувство своего тела. Тогда сделайте именно это состояние объектом осознанности. Но и такой объект преходящ. Ды­хание обязательно возвращается.

Вопрос: Как поступать в том случае, когда осознаешь наличие страха и увлечен попыткой выяснить его источник?

Ответ: Это не возбраняется, но это бесконечный процесс. Анализи­рование причины не есть отпускание. Поводы для анализа не иссякают, каждый раз перед вами будет представать все новая причина. Когда развит инсайт, то можно созерцать свой страх и отпускать его. Нам не нужно вы­яснять причины наших проблем, а надо их просто отпускать. Медитатив­ное состояние ума — главный способ совладания с подобного рода не­гативными явлениями. Созерцание их, признание их существующими, отказ от идентификации с ними и, наконец, отпускание их. Это так про­сто! Все, что надо, это — полное-бодрствование-мысли, ясная осознанность того, что в данный момент происходит.

Вопрос: Я постоянно идентифицируюсь со всеми помехами. Есть ли эффективный прием, чтобы уйти от этого?

Ответ: Тибетцы в подобных случаях прибегают к помощи одного образа, который мне кажется очень полезным. Они уподобляют ум без­брежному чистому небу. Все феномены ума и тела происходят на фоне этого лазурного небосвода. Эти феномены не есть само небо. Небо чисто и не­уязвимо для воздействий того, что на нем происходит. Набегают и уходят облака, налетают и иссякают ветры. Разражается ливень — и тоже иссякает. Проносится стая птиц — и где она сейчас? Небо вновь и вновь обнаружи­вает себя во всей своей чистоте. Примите свой ум как большое ясное небо, и пусть все что угодно появляется в нем и исчезает по своему произволу. И тогда ум будет сбалансированным, свободным от напряжения, спокойным в наблюдении потока.


Десятое утро ИНСТРУКТАЖ О СОЗНАНИИ

Одним из краеугольных камней полного-бодрствования-мысли явля­ется сознание, или «знающая способность». И одним из путей развития осоз­нанности присутствующего знания (т. е. развития полного-бодрствования-мысли о нем) является превращение самого сознания в объект медитации. При любом движении тела может появиться чувство «знающей способнос­ти», потому что физический объект столь очевиден. Дайте уму расслабиться и постарайтесь ощутить знающую способность, возникающую в тот же мо­мент, что и само движение. Существенно помнить, что знание и объект воз­никают одновременно. Сознание невозможно отделить от объекта. Однако два этих процесса можно различать — видеть, что поток объектов есть один процесс, а поток сознания — другой. Они происходят одновременно, но имеют две разные функции. Функция сознания — это знать. Например, ког­да мы идем, то шагающая нога ничего не знает. Здесь просто работают мате­риальные элементы: тяжесть и легкость, которые суть элементы земли, и движение, которое есть элемент воздуха. Но знание о присутствии этих эле­ментов есть работа ума, или сознание. Есть движение и есть знание. Одно­временно с движением есть знание о нем. Не старайтесь точно локализовать сознание, строго определить или поместить его в жесткие рамки. Это усколь-зающе тонкий, нематериальный объект. Но в состоянии ментальной релак­сации можно ощутить процесс сознания. Поскольку оно как объект чрез­вычайно тонко, оно вынуждает ум быть предельно внимательным. В состо­янии ментальной вялости оно не поддается четкому уловлению.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.