Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С. Ю. Ключников 7 страница




Двадцать пятый вечер. Дао

пытаешься воплотить. Такое поведение противоположно стратегии неви­димки, здесь отсутствует пустотность эго, необходимая для погружения в Дхарму, в Дао. Мы должны помнить: нет ничего такого, чем нужно быть; ничего такого специального, что нужно делать; ничего такого особенного, что нужно иметь. В нашей власти отказаться от имиджей, от усилий соот­ветствовать им; в нашей власти отпустить все напряжения, вызванные этой утомительной игрой. Все, что надо, — это спокойно погрузиться в себя и предоставить процессу развертываться по его собственным законам, отка­завшись от предвзятых идей о своей сущности.

В своей книге «Сознание Дзэн — сознание начинающего» Судзуки-роси дает превосходный пример, помогающий понять всю свободу и ши­роту этого типа ума. Он пишет, что лучший способ надзора за поведением коровы — это держать ее на большом пастбище. Корову трудно контроли­ровать на малой и ограниченной площади. Но дайте ей широкое пастбище — и тогда сама широта этого пространства будет ей прекрасным надзира­телем. Точно так же, лучший способ управления умом — это предостав­ление ему свободы. Нет надобности в том, чтобы его как-то ограничивать, сдерживать и заключать в узкие пределы. Погрузитесь в себя, и пусть он будет предоставлен сам себе, свободный от каких бы то ни было устано­вок, устремлений, от идеи надобного или желаемого. Дайте ему необозри­мое пастбище и наблюдайте его самовыражение. Установка на то, чтобы чего-то добиться, стремление чем-то стать — подобные вещи нередко про­стираются и в сферу духовной практики. Тогда мы оказываемся под влас­тью идеи достижения, а это для практики очень большая помеха. Это весь­ма далеко от понимания пустотности, характеризующей развертывающий­ся процесс, это далеко от пустотности Дао.

Одному писателю, имя которого Уэй By Уэй, удалось очень точно и кратко выразить идею самопогружения, свободного от установок. Он го­ворит: «То, что мы ищем, есть само это ищущее». Или еще короче: иско­мое = ищущее. Это не есть нечто вне нас, до чего мы должны дотянуться и схватить. Он говорит: «Существует только один вопрос, и само это вопро-шание уже есть ответ». Вопрошание есть то, что происходит в настоящий момент. И именно это есть ответ на вопрос. Ответ не есть нечто находяще­еся «снаружи», нечто, что мы должны найти или открыть. Ответ на един­ственный грандиозный вопрос — о том, кто мы есть, — и есть само это вопрошание об этом.


Опыт прозрения

Сказанное помогает пониманию дзэн-системы медитации и обучения, которое прибегает к методике коан, т. е. решению как бы неразрешимых проблем. Уму задается проблема, не имеющая рационального ответа, на­пример такая: «Каким будет звук хлопка, в котором участвует одна ладонь? » Если мы будем заниматься поиском ответа путем решения этой проблемы, то это будет значить, что мы не понимаем процесса. Сам вопрос по поводу проблемы [постановка проблемы], само спрашивание в ситуации коан, — и есть уже ответ. Фактически решение коан совсем не является каким-то частным, конкретным ответом. Это вызов к способности дать тотальную реакцию в текущем моменте. В этом и состоит вся наша практика: быть тотально, целиком в этом моменте — в спрашивании и в отвечании. Здесь не ожидается поиск решений в форме какого-то утверждения или опреде­ленной рациональной идеи, концептуального понимания; здесь речь идет о тотальном переживании процесса в настоящем моменте.

Наибольшими препятствиями и помехами при погружении в медита­цию оказываются привязанности к имиджам самого себя и к представле­ниям о том, чем мы, в сущности, являемся и какими нам хотелось бы быть. Они ненужно усложняют предельно простое переживание происходяще­го. Находясь на духовном пути, люди часто становятся пленниками того или иного имиджа. Они начинают жить под знаком этого имиджа, будь то, по их представлениям, образ йога или медитирующего монаха или особо проникнутого духовностью человека, тем самым они создают себе повод для постоянной внутренней борьбы в попытке быть на высоте заранее при­думанного для себя поведения.

Когда я проходил обучение в Индии, у меня было три разных учителя. Занятия под началом каждого из них были важным уроком в понимании того, что не существует единого пути реализации духовного поиска, яв­ленной в индивидуальности. Просветленность не требует жесткой выра­женности в определенном типе личности. Эти три учителя были совершен­но не похожи друг на друга ни характером, ни манерой. И тем не менее каждый из них был воплощением мудрости, любви и силы, не создавая конкретного имиджа для этой воплощенности.

По словам Уэй By Уэя, смиренность есть просто отсутствие «того», «кто» мог бы быть гордым. Это не есть какая-то позиция, или поза, или личность. Истинная смиренность есть отсутствие «Я», пустотность эго. Мои учителя были естественным воплощением этого «отсутствия», этой пус-


Двадцать пятый вечер. Дао

тотности, причем каждый в своей естественной для него манере. Видеть, как Дхарма проявляет себя в столь разных формах, было прекрасной под­сказкой для понимания того, что не существует одного единственного про­явления даже максимально выраженных духовных черт, которые мы дол­жны были бы взять за образец. Нет того эталона личности, в который мы должны были бы пытаться прорасти в этом процессе очищения. Все, что надо делать— это без приготовленных заранее установок погрузиться в себя и предоставить своей личности проявляться естественным для нее обра­зом, то есть дать возможность Дхарме развертываться по ее законам. Нет ничего, что нужно было бы делать, чем-то быть, что-то иметь. И именно при таком состоянии ума мы можем и делать, и быть, и иметь, пользуясь по всем этом полной свободой.

Есть рассказ в традиции дзэна, касающийся предустановлен­ных идей (концептов) о самом себе и о других, в котором опи­сывается, как одного великого учителя дзэна посетил губернатор города Киото. Слуга принес учителю визитную карточку пришед­шего, на которой стояло имя, сопровождаемое титулом: «Губер­натор Киото». «Мне не о чем говорить с таким человеком, — ска­зал учитель. — Скажи ему, пусть уходит отсюда». Слуга вернул гостю карточку с извинениями. «Да, это была моя ошибка», — сказал губернатор и соскреб слова «губернатор Киото». После этой операции он попросил слугу еще раз обеспокоить учителя. «О, да ведь это он! — воскликнул учитель, когда увидел визитную кар­точку. — Зови же его! Этого человека я хочу видеть».

Когда этот человек представился губернатором, он был очень далек от Дхармы. Когда же он представился тем, кем был в тот момент, свободным от имиджа, свободным от концептов, то это уже означало, что он погру­зился в происходящее и готов к встрече с великим учителем дзэна. Умение относиться к другим, будучи свободным от границ и требований имиджа, разрешает высокую динамичность взаимоотношений. Зачастую мы поме­щаем себя и других в маленькие ментальные отсеки или ящички, — мол, этот человек такой-то и такой-то, мне известны его намерения и чего от него можно ожидать. В наших отношениях с людьми господствует прин­цип жестких статических оценок. Мы на все накладываем концептуальную сетку и смотрим сквозь нее. Но ведь на самом деле каждый момент все из-


Опыт прозрения

меняется — наш ум, наше тело, окружающая нас и других ситуация. Когда мы сохраняем гибкость ума и свободу от концептов и автоимиджей, то это дает нам возможность учитывать все текущие изменения, и наше понима­ние отношений с людьми приобретает ясность и необремененность гото­вым мнением.

Подавляющая часть нашей жизни вращается вокруг идеи своего эго, которое мы стараемся реализовать или удовлетворить. Связанная с этим энергия переносится нами и в духовную практику, ибо, верные своему мен­талитету, мы пытаемся теперь воевать с этим эго, полагая, что оно есть нечто, от чего нужно «избавиться». Но это сражение, которое мы даем сво­ему эго, отнюдь не соответствует правильному пониманию динамики все­го процесса.

Перу Уэй By Уэя принадлежит шутливая притча под названием «Гусь»:

Разрушить эго? Псов на «Я» науськать? Побить его? Презрением облить? Иль указать ему перстом на двери?

Смешно, не правда ль? Где ж оно? Вперед! Ага! Вот то-то! Прежде разыщите.

Знакома ль вам пословица о гусе, Которого не сваришь, не поймав?

Друзья! Не знаю проще затрудненья: Такого гуся не было и нет.

Сколько усилий, сколько энергии мы вкладываем в то, чтобы уничто­жить эго, не удостоверившись даже в его существовании. Но, приступая вообще к этой проблеме, мы прежде всего должны уяснить себе, что унич­тожать нечего. Ни стремиться здесь не к чему, ни избавляться не от чего. Единственное (хоть и не самое простое), что нам надо сделать, — это пере­стать ежемоментно творить эго в своем уме. Быть свободными в текущем моменте от концепта его, от его имиджа, от хватания за него как тонущий за соломинку. Быть простым, непринужденным и все приемлющим. В этом состоянии невидимки и слияния со всем отсутствует надобность в борьбе, отсутствует эффект напряжения.

Есть прекрасная поэма в прозе, описывающая возможность такого образа жизни:


Двадцать пятый вечер. Дао

«Что значит — истинный и цельный человек? В далеком про­шлом жили эти люди. Их не страшило в мнениях своих быть оди­нокими. Ни подвигов, ни планов. Не рвали волосы они при неуда­чах, не раздували ноздри от побед. Те люди спали глубоко, без снов и безмятежно утром просыпались, не ведая укусов суеты. Проста была их пища, а дыханье — спокойно, детски чисто, глубоко. Сво­бодные от вожделенья жизни, и страха смерти были они чужды. Рожденье в мир триумфом не считалось, уход туда — как шаг че­рез порог. Пришел легко, уходишь не цепляясь. И помнили они — пришли откуда, и не ломали голову: куда?.. По жизни шли легко, не пробивая плечом дорогу и сцепивши зубы. Жизнь принимали с радостью, любую; смерть — беззаботно, в чем бы ни пришла. Им нужды не было сопротивляться Дао и нужды не было способство­вать ему. И вот таких людей мы называем природными и цель­ными людьми. Их ум свободен, мысли их прозрачны, чело их ясно, лица хороши. Быть может, были они холодны? О, нет. Не холод­ней, чем осень. Иль горячи? Да нет, не горячей весны. Все, что ни шло от них, лилось спокойно и было просто, как сезонов круг».

Вопрос: Как можно делать усилие, не имея стремления?

Ответ: Усилие как раз и направлено на то, чтобы освободиться от стремлений; мы погружаемся в себя, как бы отодвигаясь от мира, — для того, чтобы в текущем моменте пребывать в состоянии полного-бодрство-вания-мысли. Вероятно, многие из вас испытали — на фоне крепнущей осознанности — свой удавшийся уход, ускользание от капкана проекций своего эго или от цепких пут концептов. Когда ум находится в этом про­странстве, то нет ничего, что нужно было бы делать специально. Сидя в медитации, вы просто сидите и безо всяких усилий осознаете все происхо­дящее.

Вопрос: Я на сегодня пришла к мнению, что совершеннейшим выра­жением моей Дхармы было бы пребывать в состоянии неосознаваемых мечтаний. Но, проявляя терпение, я хочу уйти от этого; и все же единствен­ное, что я могу сделать, — это ждать конца спектакля, бросая взгляд за его пределы.

Ответ: Вполне возможен инсайт, проникающий взгляд в суть вещей, обязанный осознанию именно этого потока своих далеких от полного-бод-


Опыт прозрения

рствования-мысли дневных видений, образов мечты. Даже очень краткое осознание того факта, что ум сейчас блуждает, есть уже показатель воз­можности жить, не вовлекаясь в это царство концептов и теней.

Вопрос: Нет ли противоречия между необходимостью выбора средств к существованию и пафосом этого учения?

Ответ: Все необходимое, относящееся к нуждам внешней жизни, мож­но осуществлять исходя из осознанности адекватных потребностей, отнюдь не обязательно — из проекций своего эго. Наша деятельность не обяза­тельно должна быть воплощением идеи реализации нашего имиджа, ведь мы можем делать и то, что истинно соответствует текущему моменту, со­храняя открытость служению и будучи мотивированы любовью и состра­данием. Тогда все проявления нашей внешней жизни будут протекать про­сто и без напряжений. Здесь, как и в медитации, справедлива формула: нет ничего специального, что нужно делать; ничего такого, чем следует быть; ничего специфического, что желательно иметь.

Вопрос: А как насчет неизбежности составления планок на будущее?

Ответ: Планирующий ум — это процесс, происходящий в данный момент. Осознавайте этот процесс планирования как проявление именно настоящего момента. Будьте с тем, что происходит, пользуясь всей систе­мой концептуального мышления в мирских делах, но сохраняйте глубо­кий уровень силою осознавания того факта, что весь этот процесс ограни­чен текущим моментом. Действуйте без привязанности к плодам своей де­ятельности.

Вопрос: Когда я занят речевым процессом, то есть когда я говорю, я как бы окутан облаком идей о том, что я собираюсь сказать. Хотелось бы понять, что собой действительно представляет умение и слушать, и гово­рить при полном-бодрствовании-мысли.

Ответ: Есть только один способ понять это: надо извлечь подсказку из того метода, которым пользуется дзэн в своих коанах. Например, учи­тель дзэна задает ученику решение проблемы «My», и вот ученик, сидя на подушечке, соображает: «My»... Хм... «My»... Что же мне сказать ему, когда он спросит меня, в чем смысл «My»?.. Хм... «Муу... » Впрочем, какой коан будет задан, это безразлично. И вот он идет на встречу с учителем, все вре­мя вертя в голове мысль: «Что же я ему скажу? » И когда учитель спрашива­ет, что же он открыл по поводу этого «My», он начинает путаться в словах.


Двадцать пятый вечер. Дао

Учитель щелкает его по голове палкой. Ему ясно, что ученик далек от того, чтобы находиться в настоящем моменте. Ведь ответом на этот вопрос вов­се не является развернутый, обстоятельный ответ; истинный ответ в том, чтобы точно находиться в текущем моменте. Ответом будет любая тоталь­ная реакция, пустая в отношении концепта эго. Сама постановка вопроса уже является и ответом. То, что мы ищем, есть то, что ищет. Искомое и ищущее — одно и то же. Все это находится здесь, сейчас, в этом моменте. Но ум наш привык всегда искать какого-то легкого ответа, который нам кто-нибудь дал бы. Когда, мол, я узнаю ответ, то смогу ухватиться за «это самое», иметь «это», владеть «им». Вот тут-то мы и получаем щелчок по голове. Щелчок по голове уместился в этом моменте и заполнил его, он — вот он, здесь и теперь.

Вопрос: Что можно сказать в этом контексте о процессе слушания му­зыки?

Ответ: Музыка — прекрасный пример того, как при потере погру­женности в текущий момент теряется объект внимания. В данном случае выпадают целые куски музыки! Когда вы слушаете музыку, а ум при этом начинает думать, то ведь музыка не останавливается, чтобы вас обождать; все то время, пока вы думаете, вы не слышите музыку. Она может играть роль великолепного упражнения для тренировки способности оставаться непрерывно в потоке звуков, а значит, и в потоке любых объектов в прак­тике медитации. При слушании музыки делается замечательно очевидной эфемерность происходящего. Музыка не есть нечто единое, мгновенно обозримое; она — континуальный процесс, в котором элементы возника­ют и исчезают, приносятся и уносятся.

Вопрос: Мне кажется, что между осознанностью и погруженностью в процесс есть разница. Я могу быть поглощена музыкой, не осознавая это­го. То есть я, видимо, достаточно глубоко погрузилась в момент, но не осоз­наю своего пребывания в этом моменте.

Ответ: Здесь проявляется различие между концентрацией и полным-бодрствованием-мысли. Вы можете быть очень однонаправленны в своем внимании к музыке, но в то же время не полностью находиться в состоя­нии полного-бодрствования-мысли. Хотя частично п-б-м здесь присутство­вать будет обязательно. В этом случае превалирует фактор однонаправ­ленности, в результате чего ум стабилен, не колеблется и не блуждает. До-


Опыт прозрения

бавьте сюда полноту полного-бодрствования-мысли, и вы получите всю полноту практики.

Вопрос: Как происходит очищение и что нужно для этого делать?

Ответ: Вся красота практики в том, что очищает само состояние осоз­нанности. Тут нет установления для себя определенной программы, мол, «я намерен очиститься», которая уже сама в себе есть некоторое противо­речие. Очищает не что иное, как осознанность того, что происходит вот в этот самый момент. В этом моменте мы приходим к реализации принципа Дао: отсутствие надобности чего-то достигнуть или кем-то стать, что-то специальное делать или что-то особенное иметь. Все что надо — это по­грузиться в себя и все текущее осознавать.

Вопрос: На протяжении веков многие великие просветленные суще­ства проповедовали учения, писали книги, сочиняли и играли музыкаль­ные произведения, занимались искусством. Не является ли все это их вы­ражением самих себя?

Ответ: Если вы невидимка, в смысле Дао, то есть когда у вас не воз­никает желание проявлять себя в делах или в ролях, то вы фактически мо­жете быть совершенно свободны и в том, и в другом. Действительно, мно­гие из величайших просветленных существ спонтанно изливали свое по­нимание вещей, выражали Дхарму через искусство и литературу, но это происходило без установки на самопоказ или самоутверждение. Это было частью естественно развертывающегося процесса — совершенно свобод­ное, интуитивное выплескивание созревших форм, назревшей энергии. Это не было проекцией чувства своего «Я» или результатом импульса, кото­рый выражается словами: «а вот взгляните-ка на это! » Да, многие из вели­ких учителей были и художниками, и поэтами, но это искусство и это твор­чество были рождены пустотностыо эго.

Вопрос: Можно ли все-таки иметь какое-то желание — скажем, желать сделать что-то или желать оказывать помощь другим и т. д. — и при этом не впасть в эгоизм?

Ответ: Дело в том, что имеется семантическое затруднение при ис­пользовании слова «желание» (desire), т. к. оно может отражать два раз­ных состояния. В одном смысле слово «желание» подразумевает все виды жажды приобретательства: здесь и «хватание», и «жадность». В другом же смысле желание синонимично мотивации, побуждению. Желание в смысле


Двадцать пятый вечер. Дао

мотивации может быть порождаемо пустотностью это, мудростью, любо­вью, состраданием. Такая мотивация очень отличается от актов, подска­занных жаждой хватания и концептом «Я». Будда после своего просветле­ния был учителем в течение сорока пяти лет. В этой деятельности было очень много того, что передается словом «делать», однако за этим делани­ем, не стоял никто. Это было естественное развертывание Дхармы. Мы в своей жизни тоже «развертываемся» по-своему, проявляя собственную личность и натуру. Если мы можем это делать в форме спонтанной реали­зации, предоставляя процессу развиваться в каждый данный момент, а не исходя из установки типа: «Я должен это сделать, чтобы стать известным, богатым и т. п. », — тогда абсолютно все становится возможным. Это гран­диозное открытие свободы! Обретая свободу от автоимиджей и я-концеп-ций, мы становимся намного более способными к интуитивным восприя­тиям и поступкам и к тонкому реагированию на изменение ситуации. Нося же в себе идею- самих себя и намерение быть таким-то и выглядеть так-то, мы оказываемся в шорах концептов и становимся пленниками очень уз­кой тропы, диктуемой определенным имиджем и жесткой программой, и тогда мы полностью теряем чуткость к изменяющимся вокруг нас обсто­ятельствам. Именно открытость и чуткость придают всему процессу ха­рактер гармонического взаимодействия. Нет никакой необходимости ог­раничивать себя узкими рамками автоимиджа. Будьте в состоянии теку­чести. Будьте открытыми.


Двадцать шестой вечер ФАКТОРЫ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Будда очень ясно описал путь, ведущий к освобождению. Этот путь к свободе состоит в развитии семи факторов ума, которые называются так­же семью факторами просветления. Когда все эти факторы в результате специального их культивирования доводятся до состояния зрелости, ум оказывается освобожденным от всех видов пут, от всех видов страдания. Любой духовный путь из всего разнообразия известных духовных путей обязательно связан с культивированием хотя бы одного из этих семи эле­ментов свободы.

Первый фактор — полное-бодрствование-мысли — способность заме­чать и осознавать все происходящее в текущем моменте, не позволяя уму впадать в забывчивость. Будда говорил, что он не знает другого фактора, который был бы столь же эффективен, как полное-бодрствование-мысли для развития благотворных, или правильных, состояний ума и устранения неблаготворных, или неправильных. Не существует иных, каких-то спе­циальных приемов или действий, которые устраняли бы неправильные состояния или вызывали правильные — кроме одного единственного: пол­ностью осознавать настоящий момент. Состояние осознанности, факт его наличия в моменте, уже есть очистительная сила.

В одном известном своем рассуждении Будда говорит, что единствен­ным путем к свободе является культивирование в себе четырех оснований полного-бодрствования-мысли. То, что мы называем «осознанностью» (awareness), имело и имеет много разных названий в зависимости от тра­диции, однако дело не в названии. За разными именами стоит одна сущ­ность, а именно — развитие того состояния абсолютной пробужденности,


Двадиать шестой вечер. Факторы просветления

чуткой бдительности, полного-бодрствования-мысли*, которое делает этот путь возможным и вместе с тем является главной тканью этого пути.

Полное-бодрствование-мысли имеет четыре основания или приложе­ния. Первое — это полное-бодрствование-мысли, объектом которого яв­ляется тело: дыхание, ощущения, различные движения и позы. Это, гово­ря иначе, возникающая осознанность и чувствительность в отношении всех изменяющихся аспектов нашего физического существования.

Вторым основанием полного-бодрствования-мысли является чувство (feeling), разумея под этим эмоциональный знак переживания, или каче­ство приятного, неприятного, нейтрального, — состояние, возникающее в каждом моменте сознания. Каждый объект сопровождается соответствую­щим ему чувством. Когда эти чувства превалируют, когда качество прият­ного или неприятного, достаточно сильно, то они, эти чувства, становятся объектами медитации. Чувства как материал практики очень важны, по­скольку они являются тем фактором, который обусловливает нашу внут­реннюю реакцию нрилепления к чему-то или осуждение чего-то, избира-ния или отвержения. Именно в силу приятных чувств мы стремимся к со­ответствующим объектам. Именно из-за неприятных чувств ум осуждает, отвращается, ненавидит. Второе приложение полного-бодрствования-мыс­ли заключается в том, чтобы замечать эти чувства по мере их появления или ухода, обеспечивая неприлепление к приятному, неосуждение непри­ятного и игнорирование нейтрального.

Третье основание полного-бодрствования-мысли — сознание. Это осознанность присутствия, «знающей способности» (осознание момента знания о чем-то. — Перев. ) со всеми сопутствующими ментальными со­стояниями. Например, когда в уме присутствует гнев, то появляется осоз­нанность «ума во гневе»; когда присутствует похоть, возникает осознан­ность «ума в похоти», или при страхе — «ума в страхе» и т. д. Итак, речь идет об осознанности сознания, окрашенного тем или иным из этих раз­личных факторов, но осознанности, не сопровождающейся схватыванием или отвращением, внесением оценочных и прочих суждений и вообще ка­кими бы то ни было комментариями. Гнев не есть то, что я считаю «мною»,

* Между содержанием терминов «awareness» (осознанность) и «mindfulness» (полное-бодрствование-мысли) наблюдается размытое совпадение; точный их смысл больше зависит от контекста и интуиции, чем от их «терминологичности». — Прим. перев.


Опыт прозрения

«самим собой», он просто ментальное состояние, окрашивающее сознание в данный момент. Погрузитесь в себя и наблюдайте за ним, как он воз­никает и исчезает. Когда доминирует отношение наблюдения, лишенного установки на выбор, то любое ментальное состояние бессильно помешать уму в его сосредоточенности. Все объекты, включая и эти состояния, суть лишь часть проходящей перед нами процессии. Нет причин для восторга или уныния. Только полное-бодрствование-мысли, только осознавание.

Последнее из четырех оснований — полное-бодрствование-мысли в отношении Дхармы, осознание истины, закона, осознанность трех харак­теристик существования и Четырех Благородных Истин. Видеть страдание и причину страдания, конец страдания и путь к концу. Осознавать эти виды инсайтов (постижений), когда они возникают. Полное-бодрствование-мысли, объектом которого является сама Дхарма.

Известно много методов Випассаны, в основе которых может лежать одно или больше из этих четырех приложений полного-бодрствования-мысли. Работа с любым из них служит приведению ума в состояние яснос­ти видения и к сбалансированности. Разным людям подходят разные из этих методов в зависимости от темперамента, личности, истории прожи­той ими жизни и характера обусловленности их внутреннего мира. Одна­ко и к самому практикуемому методу не должна возникать привязанность. Важна одна единственная вещь: сам фактор полного-бодрствования-мыс-ли как объект культивирования.

Второй фактор, или член просветления, — исследование Дхармы. Это то качество ума, которое исследует, испытывает, зондирует, анализирует ментально-телесный процесс, но не посредством мыслей, не на концепту­альном уровне, а таким умом, который бессловесен, тих, но зорок. Такой ум интуитивно и экспериментально исследует, как весь этот процесс рабо­тает. Это исследовательское качество ума есть лишь иное название для фак­тора мудрости — того прожектора ума, который освещает все происходя­щее. Когда развито качество исследования, то становится очевидным, что все в нашем ментально-телесном процессе находится в состоянии текучей изменчивости. В нем нет ничего постоянного, все появляется и исчезает с непрерывностью потока. И само сознание, и объекты приходят и уходят. Тут нет твердой кочки для ноги, нет самого крохотного местечка для при­бежища. Все, абсолютно все — в непрерывной трансформации. Благодаря этому исследовательскому фактору интимное переживание эфемерности


Двадцать шестой вечер. Факторы просветления

как общего порядка вещей становится глубоко органической частью на­шего понимания. Мы постигаем на глубочайших уровнях, что ум наш представляет собой не что иное, как непрерывный поток феноменов, мыс­лей, образов, эмоций, настроений, а тело — конгломерат вибраций и ощу­щений, и что весь поток этот лишен малейшего намека даже на миг ста­бильности, и что не к чему в нем прильнуть даже в мгновенном уюте неко­ей незыблемости. И с этим опытом эфемерности приходит глубокое инту­итивное понимание, что нет в ментально-телесном процессе ничего, что могло бы дать нам продолжительное счастье. Длящееся удовлетворение, продолжительное чувство завершенности, остановившееся мгновенье со­вершенства — все это невозможно, ибо все, абсолютно все — непрерывно уносится прочь! Пытаться найти прочный островок счастья и защищен­ности от этого всерастворяющего потока — все равно что положиться на пузырек воздуха в волне прибоя. Пузырек воздуха в воде! Не успеешь его коснуться — он лопнул. Все есть только процесс растворения от момента к моменту. Имманентная проникнутость ненадежностью. И наряду с этим высвеченным фактом всеобщей эфемерности и неудовлетворимости — с ясностью достоверного факта просматривается пустотность нашего эго. Ни r едином моменте ментально-телесного процесса невозможно отыскать той постоянной сущности, которую мы называем «Я». Нет никого за этим про­цессом, к «кому» относилось бы это местоимение.

«В видении есть только видимое, в слышании — только слышимое, в ощущении — только ощущаемое, в думаний — только думаемое». Есть только этот поток процесса. Впечатления зрительные, слуховые, обонятель­ные, вкусовые, осязательные, и — мысль. Полная совокупность событий, исчерпывающих нашу вселенную, представлена этими шестью процесса­ми. Бесконечно катящиеся, подобно морским волнам, пустые феномены. Пустые в отношении эго, равнодушные к собственническим претензиям иллюзорного «Я». Эта картина фундаментальной истины переживается интуитивно на глубоком уровне, становясь все резче по мере созревания исследовательского фактора в результате нашей практики его культиви­рования. Это — освещающая ум мудрость.

Одним из второстепенных подспорий в развитии фактора мудрости считается личная чистоплотность, чистота тела, одежды и всего окруже­ния. Предлагается пример керосиновой лампы. Когда грязны и стекло, и фитиль, и керосин, то свет от такой лампы будет, конечно, тускл. Если же


6—2037




Опыт прозрения

стекло сияет чистотой, фитиль аккуратно подрублен, а керосин без приме­сей, свет от лампы будет ярок, и предметы, освещаемые лампой, лучше видны.

Третий фактор просветления — энергия, или усилие. Ничто не совер­шается без усилия. Если мы вообще хотим что-то сделать в этом мире, если мы намерены заиметь деньги или, скажем, достигнуть высокого уровня квалификации в каком-то занятии, то нам придется вложить в это дело определенное количество энергии. Чем же заняты мы в этом ретрите? Мы здесь творим самое высокое благо. Ив это должны быть вложены усилия и энергия. Будда только указал путь. Идти же по этому пути каждый из нас должен сам. Нет и не может быть существа, которое могло бы «просвет­лить» другое существо. Такие загрязнения, как жадность, ненависть и мен­тальная слепота, находятся в нашем собственном уме. Никто их туда не вложил. Никто не может и изъять их оттуда. Очиститься должны мы сами. И необходимая для этого энергия, энергия, чтобы идти по этой тропе очи­щения, должна быть пробуждена в себе каждым из нас. Энергия как фак­тор есть фактор могущественный. Когда ее делают объектом культивиро­вания и развития, то она преодолевает леность, косность, малоподвижность ума. Всякий раз, когда на пути возникают трудности и проблемы, вложе­ние усилия мобилизует всю систему. Усилие, готовность вкладывать энер­гию суть фактор величайшей и решающей поддержки и также составная часть пути к свободе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.