|
|||
ОглавлениеСтр 1 из 8Следующая ⇒
К. Б. Куротченко
Читаем и пишем по-корейски. . Популярное пособие по корейской письменности
© Куротченко К. Б. Все права защищены! Не одна часть данной книги не может быть опубликована, воспроизведена или размножена любым другим способом без разрешения автора.
Оглавление От автора................................................................................................................................... 5 1. История корейского языка и письменности................................................................. 6 2. Порядок букв....................................................................................................................... 18 2. 1. Южнокорейский порядок согласных:.................................................................... 18 Порядок гласных:........................................................................................................ 18 2. 2. Северокорейский порядок....................................................................................... 18 Порядок гласных:........................................................................................................ 18 2. 3. Стили написания корейского алфавита............................................................ 18 2. 4. Правила написания букв Хангыль..................................................................... 19 Правила написания согласных.............................................................................. 19 Правила написания гласных.................................................................................. 19 Стандартные стили написания Хангыль........................................................... 20 3. Фонетика корейского языка............................................................................................. 21 3. 1. Согласные (чаым, кор. 자 음, 子 音 «детские звуки»........................................... 22 3. 2. Гласные (моым, кор. 모 음, 母 音 «материнские звуки»).................................... 22 3. 3. Простые гласные........................................................................................................ 23 4. Построение слогов............................................................................................................ 24 Таблица слогов............................................................................................................ 24 4. 1. Комбинации гласных и согласных........................................................................ 26 4. 2. Правила произношения слогов.............................................................................. 26 4. 3. Слога оканчивающиеся на две конечные согласные...................................... 31 Первая группа слогов................................................................................................ 31 Третья группа - ㄻ....................................................................................................... 35 4. 5. Правила произношения избранных согласных и гласных при составлении слогов 35 Правила произношения буквы- ㄱ........................................................................ 35 Правила произношения буквы - ㄴ....................................................................... 37 Правила произношения буквы -ㄷ........................................................................ 38 Правила произношения буквы - ㄹ....................................................................... 40 Правила произношения буквы- ㅂ........................................................................ 41 Буква – ㅅ..................................................................................................................... 42 Буква - ㅇ..................................................................................................................... 43 Правила произношения буквы - ㅈ...................................................................... 44 Правила произношения буквы - ㅊ...................................................................... 44 Правила произношения буквы- ㅋ........................................................................ 45 Правила произношения буквы- ㅌ........................................................................ 46 Правила произношения буквы- ㅍ........................................................................ 47 Правила произношения буквы-ㅎ......................................................................... 47 Правила произношения буквы-ㄲ......................................................................... 48 Правила произношения буквы- ㅆ........................................................................ 49 Правила произношения букв -ㅐ, ㅔ, ㅒ, ㅖ......................................................... 49 Правила произношения буквы- 의........................................................................ 49 4. 6. Произношение некоторых числительных........................................................... 50 4. 7. Задания и упражнения по построению слогов и на правила их чтения.. 51 Задание 1..................................................................................................................... 51 Задание 2..................................................................................................................... 51 Ключ:.............................................................................................................................. 52 Задание3. Пример для чтения.............................................................................. 52 4. 8. Русская и латинская системы транскрипции корейского языка.................... 54 Сводная таблица систем транскрипции корейского языка.............................. 54 Примечания к таблице............................................................................................... 56 5. Иероглифика в корейском языке................................................................................... 56 5. 1. Правила написания иероглифа............................................................................. 59 Таблица основных черт китайских иероглифов................................................. 59 5. 2. Шесть категорий китайских иероглифов............................................................ 60 Категория 1 - Простые пиктограммы.................................................................... 60 Категория 2 – Простые указательные пиктограммы......................................... 61 Категория 3 - Простые составные пиктограммы............................................... 61 Категория 4 - Фонетические составные пиктограммы.................................... 62 Категория 5 - Производные пиктограммы........................................................... 62 Категория 6 – Пиктограммы с произвольным значением............................... 62 5. 3. Основные стили изображения иероглифов....................................................... 63 Таблица стилей китайских иероглифов.............................................................. 63 5. 4. Каллиграфия в Корее............................................................................................... 64 5. 5. Поиск иероглифов в словарях............................................................................... 69 5. 6. Поиск иероглифа по чтению.................................................................................. 70 Недостатки................................................................................................................... 70 5. 7. Поиск иероглифа по ключам.................................................................................. 70 Недостатки................................................................................................................... 72 5. 8. Поиск иероглифа по количеству черт.................................................................. 72 Недостатки................................................................................................................... 72 5. 9. Ключ иероглифа......................................................................................................... 72 Таблица ключей иероглифов.................................................................................. 73 Литература:............................................................................................................................. 84 На русском языке.............................................................................................................. 84 На английском языке....................................................................................................... 84 На корейском языке.......................................................................................................... 84
От автора Корейский язык и национальная письменность являются гордостью корейского народа, и, как показывает опыт общения с корейцами, язык служит росту престижа и популярности культуры корейского народа. Язык – это плод социального развития народа и наиболее точно характеризует народ. История всякого языка отражает историю его народа. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает. В одной из корейских публикаций отмечается, что: “Корейский язык стал решающим фактором в становлении сильного национального самосознания, а корейский алфавит Хангыль отличается систематичностью и строгой упорядочностью, благодаря чему его считают одной из наиболее научно обоснованных систем письменности в мире“[1]. При подготовке настоящего пособия были изучены учебники, словари, статьи ученых лингвистов и корееведов и др., опубликованные в последнее время в периодической печати России, а также в Республике Корея и других странах. Особое внимание было уделено учебным материалам, которые разработаны в корейских учебных заведениях для обучения иностранцев корейскому языку, а также материалы Национальной Академии корейского языка Автор выражает признательность профессору А. М. Ушкову за его ценные советы, при подготовке данного учебного пособия. К. Куротченко г. Москва, Россия 2006 г.
1. История корейского языка и письменности. Корейский язык - один из древнейших языков мира, который, несмотря на культурное многовековое китайское влияние, японскую оккупацию и американское влияние после окончания Второй мировой войны, сумел, тем не менее, сохранить свою самобытность и оригинальность, отражающие национальные характер, многовековые традиции и внутренний мир каждого корейца, и корейского народа в целом. По мнению многих ученых – лингвистов, корейский язык входит в семейство Алтайских языков, которые появились в северной Азии. При этом отмечается, что хотя исторически отношения между корейским и японским языками не установлены, оба этих языка имеют поразительно подобные грамматические структуры. Существует гипотеза, что Корея и Япония находились в конце двух маршрутов глобального перемещения народов: северный маршрут из Внутренней Азии, и южный - из южного Китая или Юго-восточной Азии. При этом перемещение из Внутренней Азии оказало несоизмеримо большее влияние на корейский язык, нежели японский. Китайская культура, конфуцианство, китайская письменность, китайские слова, а также буддийские письменные тексты достигли Японии после того, как они были абсорбированы Кореей. Все это нашло свое отражение в том, что корейский и японский языки обладают некоторыми общими особенностями. Отдельными корейскими учеными разрабатывается теория, согласно которой национальная письменность корейцев была создана еще до новой эры независимо от китайской иероглифики. Ее первоначальный вариант " синджи" или же " синджон" разработан, якобы, непосредственно первопредком корейской нации и внуком бога солнца Тангуном. Позднее была создана другая азбука, получившая название " каримтхо". К ней и восходит современная письменность называемая в Республике Корея " Хангыль" а в КНДР в “Чосонгыль“. Однако эти теории не разделяется большинством ученых. В корейском алфавитном письме за период его существования произошли изменения в составе графем, в порядке алфавита, а также в обозначении графемами отдельных звуков. Традиционно зарождение корейской письменности принято относить к началу новой эры, когда из Китая на Корейский полуостров пришли иероглифы (по кит. ханьцзы, по кор. ханча) и вместе с ними классический китайский язык (по кит. вэньянь, по кор. ханмун), выполнявший на Дальнем Востоке такую-же роль, какую в средневековой Западной Европе играла латынь. Вплоть до начала XX в. ханмун являлся языком высокой литературы, знание которого было обязательно для каждого образованного человека. На нём писались стихи, художественная проза, научные и философские трактаты. Однако, в силу различий между корейским и китайским языками, иероглифы в чистом виде были трудноприменимы к корейскому языку. Вскоре после распространения китайской письменности возникла необходимость в собственно корейском письме. Общее название древнекорейской письменности – иду (" чиновничье письмо" ). Оно представляло собой специально отобранные китайские иероглифы, сокращенные и видоизмененные, которые употреблялись, прежде всего, как фонетические слоговые знаки. Письменность иду использовалась в делопроизводстве и частной переписке. Традиция приписывает изобретение письменности иду конфуцианскому ученому Соль Чхону (655 -? ), сыну буддийского философа Вонхё. Однако скорее всего Соль Чхону принадлежит лишь унификация этого письма, поскольку первые памятники, записанные иду, относятся к гораздо более раннему времени. Первым таким памятником является стела на горе Пукхансан установленная в 568 году Чинхын - Ваном, правителем древнекорейского государства Сила. Также существовал метод иероглифической письменности - кугёль. Он использовался в основном для буддийских и конфуцианских текстов. Был разработан также способ транскрипции китайских иероглифов используемых в Корее. Этот способ представлял собой чтение иероглифа при помощи двух других иероглифов, из которых первый передавал начальный звук слога, а второй - концовку слога. Появление иду и кугёль повлияло на создание иероглифического письма хянъчхаль. В нём с помощью китайской иероглифики выражались смысловые частицы. Хянъчхаль стимулировал первый период расцвета корейской поэзии на родном языке – стихотворений в жанре " хянга". Тем не менее, иду, кугёль и хянъчхаль не получили большого распространения в силу своей чрезвычайной сложности. Передача корейских слов китайскими иероглифами была неудобна по двум причинам. Во-первых, типы звуков, используемых в обеих языках, значительно различаются, поэтому невозможно отразить “чистые“ корейские звуки китайскими иероглифами. Во-вторых, система китайской письменности не фонетическая, что затрудняло ее изучение. В результате грамотность в Корее являлась исключительно привилегией аристократии. В первой половине XV столетия, когда Корея переживала пик своего культурного и политического расцвета, король Седжон Великий, четвёртый правитель династии Чосон (1418 – 1450 гг. ), решил создать новый, более совершенный, вариант национального алфавита. К этому моменту корейцы, кроме китайской иероглифики, были знакомы с тибетским, санскритским, старомонгольским алфавитами, а также с японскими слоговыми азбуками хираганой и катаканой. Имея представление о фонетической письменности, корейские ученые создали оригинальный алфавит, состоящий из букв, которые складываются по определенным правилам в слоговые знаки. Графически, новый алфавит восходит к одному из древнекитайских стилей иероглифического письма (по кит. чжуань. по кор. соджон). Король создал комиссию ученых, многие из которых были связаны с придворной академией Чипхёнджон (Павильон собрания мудрейших). Комиссию возглавил Чон Инджи. Помимо него в нее входили такие личности как выдающийся поэт Сон Саммун (1418 - 1456), ученый Чхве Хан (1409 - 1474), поэт Пак Пхэннён (1417 - 1456), переводчик-полиглот Син Сукчу (1417 - 1475 гг. ), принцы Анпхён-тэгун и Суян-тэгун (будущий король Седжо). В качестве консультанта выступил опальный китайский ученый академик Хуан Цзань. Проект создания алфавита был закончен в конце 1443 — начале 1444 года. Официальной датой создания корейской письменности считают 9 октября 1446 г. (28 год правления короля Седжона). В этот день был опубликован эдикт " Хунмин чонъым" (Правильные звуки для обучения народа), В этом документе на китайском языке приводиться перечень звуков корейского и китайского языков, графем корейского языка, а также изложена структура нового алфавитного письма - одна буква – одна фонема. Две, три, четыре буквы образуют слоги, которые группируются. В свою очередь один слог, или более, образуют слово. Каждый слог начинается с согласной и следующей за ней гласной. Слоги могут заканчиваться одной или двумя согласными. Дифтонги также можно построить, используя комбинацию двух гласных. Понимание социально - философских основ построения корейского алфавита, особенностей его использования для письменного и устного общения является чрезвычайно важным для изучения корейского языка. Корейский алфавит Хангыль (“Великое письмо“) возможно, является единственным алфавитом мира, разработанным на строго научной философской основе. Философским обоснованием письменных форм корейских букв стали метафизические построения сунской натурфилософии. Ее понятия были использованы составителями для того, чтобы придать форме каждой букве, помимо ее звукового значения, еще и ряд метафизических характеристик, на основе которых объяснялись бы закономерности написания букв, их произношения, а также взаимосвязей между ними и правила формирования звуковых сочетаний. Даже графическое изображение букв разрабатывалось в строгом соответствии с “универсальным космическим порядком“- одной из основных категорий сунской натурфилософии. Корейские ученые считали, что если все мироздание построено по единой схеме и подчиняется единому закону, то и новый алфавит должен строится по этой же схеме и в соответствии с этим законом. Иначе невозможно будет правильно передать звуки речи и их написание. Корейские ученые составили алфавит так, что он делился на согласные и гласные. При этом согласные буквы изображают органы речи в момент произнесения звука, Гласные же буквы были созданы на основе принципов учения Чжу Си (1130 -1200 гг. ), что делало их простыми для восприятия и, в то же время, придавало им метафизический смысл. Согласно этому учению, существует некое универсальное нематериальное начало мироздания (Ли) - закон бытия каждого явления и предмета в отдельности и всего сущего в целом, и существует " Великий Предел" - универсальное монистическое (единое) начало всего сущего, мироздания. Это универсальное нематериальное начало действует повсюду, как бы проявляя отдельные части “Великого Предела“, управляя ими и контролируя их, и одновременно все это составляет само начало мироздания. Универсальное нематериальное начало управляет внутри “Великого Предела“ двумя состояниями - “Движением и Покоем“. В результате возникают силы Света (Ян - нечётное - мужское начало) и Тьмы (Инь - чётное - женское начало) - две первоначальные космические силы. Эти силы, в трактовке сунских натурфилософов представляют, собой полярные принципы активного, положительного, мужского начала, и пассивного, отрицательного, женского начала, В совокупности эти силы образуют Путь природы, и хотя и являются антиподами (противопоставлением), тяготеют друг к другу, и всегда существуют в единстве. Будучи раздвоением Единой природы, силы Тьмы и Света чередуются друг с другом в бесконечной последовательности. Поэтому их и изображают в виде круга, разделенного кривой линией на темную - и светлую половины- Ян и Инь (См. диаграмму). Отсюда и гласные были разделены составителями на Светлые и Темные.
|
|||
|