Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БИНА ХОКМА 5 страница



 

* * *

 

Неужели это был только сон? На первый взгляд, так оно и есть. Ибо очнулся он все на том же ковре из мха, на который прилег отдохнуть утром и с которого поднялся, чтобы последовать за гномом. Но откуда же тогда в его петлице экзотическая лилия, подаренная ему женщиной-адептом; и откуда взялся в кармане кусочек золота, превращенный в таковой в его присутствии Учителем? Он помчался домой и обнаружил на столе в своем гостиничном номере обещанную книгу «Тайные символы розенкрейцеров», на форзаце которой были написаны карандашом следующие слова:

«Друг, я сожалею... Но сейчас я не могу пригласить тебя к нам снова. Тот, кто пожелает остаться в нашей мирной долине, должен уметь справляться со всеми чувственными влечениями, даже если их объектом становится сама Царица Вод. Учись... старайся поместить круг в квадрат, умерщвляй металлы... И когда у тебя это получится, мы снова встретимся... Если тебе понадобится моя помощь, я буду рядом».

Книгу завершает цитата из «Второго послания к Коринфянам» Св. Павла, в которой речь идет о человеке, восх'ищенном в Рай (в теле или вне тела — Бог знает), где он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».

«Приключение» заслуживает самого внимательного прочтения.

ТЕТРАГРАММАТОН

 

Я советую всем вместе и каждому в отдельности серьезно задуматься над истинными и важнейшими плодами знания, дабы искать его не ради удовольствия окружающих и не ради того, чтобы возвыситься над ними; не ради выгоды, не ради славы, или чести, или продвижения по службе, или других подобных целей — низменных и фальшивых; но только ради улучшения и возвышения жизни, упорядочения и совершенствования ее в духе милосердия.

Бэкон

 

В настоящей статье я не намерена ехать в Тулу со своим самоваром. Это значит, что я не собираюсь учить ученых браминов, открывая им тайны их собственной религиозной философии. Я только хочу поделиться некоторыми соображениями на счет Уни­версальной Каббалы, хотя эта тема весьма неудобна как предмет для полемической дуэли. Если не иметь вместо головы энциклопедию, напичканную цитатами, цифрами, символами и стихами, разбросанными среди многих кроров* страниц, подобная полемика может принести скорее вред, нежели поль­зу. Ни один из участников диспута не потеряет в результате ни одного из своих сторонников, равно как и не приобретет новых, так как никого из них заведомо не удастся переубедить.

Повторяя вслед за сэром Т. Брауном, что «не завидую тем, кто знает больше меня, но жалею тех, кто знает меньше», я берусь за рассмотрение вопроса, в котором действительно кое-что смыслю, и могу привести в поддержку своего мнения достаточно солидные авторитеты.

Я изучала каббалу более тридцати (собственно, почти сорок) лет и потому, как мне кажется, могу позволить себе опереться на «Зогар» как достаточно авторитетное сочинение. Тем более что я не намерена устраивать дискуссию, но ограничусь лишь констатацией некоторых фактов. Четыре имени и учения каббалы выдвигаются в противовес нашей семеричной доктрине:

I. Нам говорят, что Тетраграмматон «есть путь... к окончательному единению с Логосом», так как его мистическое «строение, представленное священной Тетраграммой, не имеет семеричного основания».

II. Что, «согласно одному из древнейших установлений архаичной религии мудрости, макрокосм следует рассматривать через призму Малкута» [16].

III. Что а) «Шекина есть андрогинная, двуполая сила» и б) что ее «следует рассматривать как руководящий принцип при истолковании строения микрокосма».

IV. Что «ее [Шекины] мужская форма изображается в виде фигуры человека, сидящего на мистиче­ском троне (из видения Иезекииля)» [17].

Боюсь, однако, что вышеприведенные высказывания не совсем корректны. Я бы даже сказала, что они абсолютно неверны. И в подтверждение своих слов могу сослаться на авторитет трех основных книг «Зогара»: «Книгу Сокровенной Тайны» и два «Собрания» — «Большое» и «Малое»; а также на книгу «Kabbalah Denudata» Кнорра фон Розенрота, «Сефер Иецира»* с комментариями и «Aech Metzareph», содержащую ключ к каббалистическому символизму (напомню к тому же, что все эти книги дополняются различными старинными рукописями).

Аксиома, эхом дошедшая до наших дней со времен седой древности, гласит, что первым шагом к знанию должно стать понимание и признание собст­венного невежества. Похоже, что я уже прошла через это, поскольку в полной мере осознаю, что невежественна во многих вопросах, и признаю, что знаю до обидного мало. Но все-таки то, что я знаю, я действительно знаю.

И, возможно, будь я мудрее, данное обстоятельство не огорчало бы меня, но радовало; ибо если

 

... невежество есть Божие проклятие*,

 

как это говорил Шекспир, то слишком большое

 

Знание при слабой мудрости, с ним сладить неспособной,

Как норовистый Конь — беда для Седока*...

 

Однако в данном конкретном случае я не боюсь, что кто-то или что-то может выбить меня из седла. Я бы даже сказала, что это абсолютно невозможно, когда у меня прямо перед глазами лежит «Зогар», а в нем — ни много ни мало — сто семьдесят фрагментов текста с несколькими сотнями комментариев и толкований, посвященных одному только истинному значению Тетраграмматона. В то же время «ни­кто из людей не всеведущ» — errare humanum est; и коль скоро ни один из нас, насколько мне известно, еще не достиг сияющих высот всеведения Будды или Шанкарачарьи, то самым разумным в данном случае будет сопоставить различные записи и разъяснить все то, что мы имеем право разъяснять. Таким образом, я постараюсь рассказать об истинной природе Тетраграмматона, доказав при этом, что его четыре буквы — всего лишь глиф, маска, метафизически скрывающая его связь и соотношение с вышестоящим и нижестоящим мирами. Я не намерена прибавлять к своему рассказу никаких собственных домыслов и рассуждений, поскольку это — плоды моего собственного учения, принадлежащие только мне одной, так что широкой публике они вряд ли будут интересны. Я лишь напомню, что говорит о Тетра­грамматоне «Зогар», и поделюсь тем, что поведал мне лично в Палестине один посвященный еврей­ский раввин (уверена, его пояснения без труда поймет каждый ученый каббалист).

I. Тетраграмматон имеет в каббале различные на­именования. Это IHVH, Микропросопус (в отличие от AHIH, Макропросопуса) — т. е. малое лицо, отражение (искаженное материей или Малкутом — его невестой, матерью-землей) Большого, или вернее — Бесконечного, Лица; и, следовательно, он — противоположность Макропросопуса. Но кто такой или что такое сам Макропросопус?

II. Это не Эйн Соф (Не-Существование, или Не-Бытие); и то же самое можно сказать о Тетраграмматоне, поскольку и AHIH, и IHVH — это глифы существования, символы земной-андрогинной, равно как и разнополой — мужской и женской — жизни. И тот, и другой, следовательно, связаны с Малкутом; а Малкут, как известно, есть Хе-ева — «мать всего жи­вого», и потому наше духовное восприятие не должно смешивать его с EHEIEH — единой абсолютной Сущностью, или Бытием (как называют его некоторые, не­взирая на все попытки раввинов набросить этот покров на своего экзотерического бога). То есть оба они — отражения Эйн Софа, еврейского Парабрахмана, ибо Эйн Соф — негативен, а эти двое представляют фактическую, позитивную жизнь и, следовательно, являются майей, или иллюзией.

Прямым подтверждением вышесказанному яв­ляется их двойное присутствие в изображении креста — древнейшего фаллического символа [18], который, как показано в «Kabbala Unveiled» (Introd., p. 31), выглядит следующим образом:

 

AH  IH.
IH  VH

 

III. В каббале есть два Тетраграмматона, или вернее будет сказать, что каббалистический Тетраграм­матон имеет двойственную, а если уж на то пошло, то и тройственную, четверичную и даже семеричную структуру. Он становится девятью и тринадцатью только ближе к концу, когда «тринадцать», или единство, уничтожает семерку, символизируемую «семью нижестоящими», которые суть все те же «семь царей Едомских» (если речь идет о расах) и семь «низших сефиротов» (если говорить о человеческих прин­ци­пах). Первый Тетраграмматон это вечно скрытый отец, который сам является эманацией вечного света и, следовательно, уже не Эйн Соф. Это не четырехбуквенный Тетрактис, но только лишь квадрат в плоскостном, так сказать, изображении. Это идеальная геометрическая фигура, образованная четырьмя воображаемыми линиями, абстрактный символ абстрактной идеи, или четыре «математические» линии, окружающие «математическое» пространст­во, — что можно представить, «равным образом, как ничто, окружающее ничто» (как это утверждает д-р Генри Пратт, говоря о треугольнике, в своих «Новых аспектах жизни и религии»). Призрак, окутанный че­тырьмя дуновениями жизни. Вот что можно сказать об «Отце» — Макропросопусе- Тетраграмматоне. В то время как:

IV. Микропросопус-Тетраграмматон — «Сын», или Логос — это треугольник в квадрате; семеричный куб, или, как поясняет м-р Дж. Р. Скиннер, шестигранный куб, который, будучи развернутым, превращается в семичастный крест, когда андрогинное распадается на два противоположных пола [19]. Как гласит текст комментария к «Тайной Доктрине», «круг излучает свет, представляющийся нашему зрению четырех­угольным; будучи развернутым, он образует семь». «Круг» в данном случае — первая сефира, «Кэтер» или Венец, Риша Хавура, или «белая голова» и «верхний череп». [Он не безграничен и лишь временно пребывает в этом феноменальном мире. ] Из него ис­ходят два нижестоящих сефирота (Хокма и Бина, на­зываемые Отцом-Матерью), составляющие вместе с ним треугольник — первую, или высшую триаду дерева сефиротов, которая представляет собою единство, или монаду Пифагора. Но она в свою очередь является эманацией семи Элохимов — мужских и женских, называемых «Верхним Отцом-Матерью». Они тоже — только отражения Женского Святого Ду­ха, о котором в «Сефер Иецире» сказано: «Едина Она, Дух Элохим Жизни» [20].

Как видите, все эти цифры [21]  еврейской каббалы весьма далеки от всеобъемлющего Эйн Софа, ибо они суть только тайные числа и глифы. Микропросопус оказывается в списке четвертым.

Пусть читатель взглянет на составленную м-ром Матерсом таблицу IV («Kabbala Denudata»). Пусть он обратит внимание на «Символические Божест­венные формы», расположенные в порядке их соответствия четырем каббалистическим мирам, и он тут же убедится, что Тетраграмматон или Микропросопус — Малое лицо — по счету четвертый. Ради вящей убедительности привожу копию небольшого фрагмента этой таблицы.

 

Четыре Буквы     Сефирот  Четыре Мира

 

Макро-      Ацилут...

просопус   Архетипический

         мир

 

 

I.        Йод ... Отец       Бриа.

 

 

H.      Божественная     ... Мать       Творческий

         Хе   Божественная      мир

 

 

V.       Вау... Микро-   Иецира.

                     просопус   Формирующий

                                 мир

                                     

 

H.      Нижестоящая       Невеста     Асиа.

         Хе   Тетраграмма- Материальный                                                    тона мир

                     или Малкут

 

Итак, хотя Макропросопус (или Кэтер — венец чисел, ибо он — белая голова, или 0, «ноль») [22]  и отделен от Эйн Софа, будучи только универсальным отражением или светом последнего, все-таки он не является тетраграммой. Это только пространство — безграничное и непостижимое, божественная почва, в которой сокрыты архетипические идеи или формы всего и откуда произрастает корень Космоса — универсальное Дерево Жизни в творческом мире. Ствол этого «дерева» составляют «отец и мать, 2-й и 3-й сефироты, или Хокма и Бина», соответственно — Иегова и Иегова Элохим [23].

V. Отец-Мать принадлежит к творческому миру, поскольку творчество является их прямым предназначением; иными словами, они представляют собой бисексуальный материал, сущность, на основе которой формируется Сын (Вселенная). Этот Сын и есть Микропросопус, или Тетраграмматон. Но почему его изображает четырехбуквенный символ? Чем объясняется святость этого тетрактиса? Является ли он не­выразимым именем, или он связан каким-то образом с этим непроизносимым именем? На по­следний вопрос я, не задумываясь, отвечаю отрицательно. Это просто бутафория, символ, призванный скрыть семеричное строение человека, его происхождение и связанные с ним многочисленные тайны. Его имя — тетраграмма — состоит из четырех букв; но в чем их секрет, их эзотерическое значение? Каббалист, ни секунды не сомневаясь, ответит на этот вопрос следующим образом: «Определите их числовое значение, сопоставьте между собой полученные числа, и вы узнаете».

Таким образом, Тетраграмматон это Мать-Отец и Сын в одном лице. Это Иегова, чье имя записывается четырьмя буквами — IHVH, которые, будучи символически прочитанными в соответствии с методом, открываемым в четвертом посвящении [24], дают После их смерти знание пяти высших посвящений было утрачено.

 

два ва­рианта произношения. В числе этих букв две являются мужскими (IV), и две — женскими, две буквы H (хе), или «вышестоящая» и «нижестоящая» H. Первая из них символизирует «божественную мать», или «женскую ипостась Иеговы, которой соответст­вует Бина»; вторая — «нижестоящая H», или 10-й се­фирот, Малкут, основа материи. Первый вариант про­чтения (письменно передаваемый буквами AHIH) не подлежит публикации; мы можем только сказать, что экзотерически он связан с фразой: «Я есть то, что Я есть» и с понятием Эхейе — «Абсолютное Бытие, или Сат ».

Его можно прочесть двенадцатью различными способами, каждый из которых символизирует один определенный знак Зодиака. К тому же все эти вариации связаны, как абстрактные понятия, с тайной Бытия, или существования.

Значение IHVH — Тетраграмматона формирующего мира и супруга Невесты, чьим царством является Асиа или материя, хотя и несложно объяснить, но трудно передать словами; и дело тут вовсе не в его святости, но скорее в общепринятых ныне правилах приличия. Читателю, желающему получить четкое и недвусмысленное объяснение символичности че­тырех букв I, H, V, H, можно порекомендовать обратиться к книге м-ра Дж. Р. Скиннера «Источник мер», где это объяснение изложено. Индусы наблюдают этот символизм ежедневно в своих лингах и йони. Это Иегова-Саваоф, Семеричный Элохим, скрытый в «Святая Святых», Аргха, или Ноев Ковчег. Сле­довательно (см.: Kabbala Unveiled, Plate III, p. 28-29), это также — седьмой сефирот в составе «высшей» семерки, в то время как Малкут — седьмой в составе «низших» сефиротов. Микропросопус — это третья буква V (Вау), а тетраграммой он называется только потому, что является одной из четырех букв, охва­тывающих все девять сефиротов (но не сефиру). Он представляет собой тайную семерку, до сих пор считавшуюся оккультной, но в настоящее время должным образом разоблаченную. В таблицах, отображающих соотношение сефиротов с десятью божественными именами, десятью архангелами, их десятью разрядами, планетами и т. д., демонами и десятью главными дьяволами, Нэцах (7-й сефирот, чье имя экзотерически означает «стойкость и победа», а в эзотерическом плане — нечто большее) назван своим Божественным именем — Иегова-Саваоф — и со­ответствует Ханиэлю (физической душе человека), андрогинным Элохимам, Венере-Люциферу и Ваалу, и, наконец, букве Вау или Микропросопусу, Логосу. Все они принадлежат к формирующему миру.

Все они семеричны и связаны с пластическим становлением и материей — их «невестой». Последняя есть «низшая мать» Айма — «жена с младенцем» из 12-й главы «Откровения», преследуемая великим Драконом (мудрости). Кто же этот Дракон? Дьявол ли он, Сатана, как учит нас верить церковь? Конечно же нет. Это Дракон Эзотерической Мудрости, противящийся рождению ребенка «женой» (Вселенной), ибо этот ребенок — человечество, погрязшее в невежестве и иллюзии. Но Михаил и его ангелы, или Иегова-Саваоф (Воинство), которые отказались творить, подобно семи бесстрастным, рожденным ра­зумом сыновьям Брахмы, поскольку возжелали во­плотиться в людей, чтобы стать выше богов, напали на Дракона, победили его, и сын материи все-та­ки родился. «Дракон» эзотерической мудрости и в самом деле оказался низвергнутым во тьму [25]!

Следовательно, хоть я и не имею ничего против мистиков, желающих соединиться с Логосом, именуемым Тетраграмматоном, или Микропросопусом, лично я предпочла бы воссоединение с Макропросопусом — пусть не абсолютное, но, во всяком случае, в этом цикле воплощения. После чего я надеюсь, с помощью « совершенного числа », увидеть, как Божественный свет сожжет дотла не только мои «семь низших» составляющих (Микропросопус), но даже и видимость тринадцати в единстве, «ведущих войну с семью» (Книга Сокрытой Тайны, гл. V, 27), а вместе с ними и макропросопический квадрат. Буква Йод на пути девятой сефиры имеет сугубо фалличе­ское значение, но ведь я отвергаю единство со всем семеричным и семибуквенным Иеговой, предпочитая обращать свою веру к Эйн Софу — простому и чистому; а иначе стоит ли вообще покидать лоно ортодоксальной церкви? Уж лучше тогда вступить в «Армию Спасения» и распевать целыми днями: «Кровь, кровь... »

«Логос», который признаем мы, это не Тетра­грамматон, но Венец — Кэтер, не имеющий ничего общего с материальным уровнем, равно как и с Макро- или Микропросопусом, но связанный только с про-архетипическим миром. Сказано:

«В гематрии AHIH приравнивается к IHV без H... символа Малкута... », «Невесты». «Тесно связаны с буквами Тетраграмматона четыре керубима [херувима]... Следовательно, керубимы представляют свойства букв Тетраграмматона на материальном уровне... Керубимы являются живыми формами этих букв, символизируемых зодиакальными знаками Тельца, Льва, Водолея и Скорпиона... » (Kabbala Unveiled, Introd., p. 32, 34).

Что означает символизм этих четырех животных «на материальном уровне», в свою очередь хорошо известно.

Телец — назовите его хоть быком Шивы, хоть египетским быком Аписом или зороастрийским быком, убитым Ахриманом, всегда был символом семени жизни, производительной, равно как и разрушительной силы; в то время как Скорпион символизирует грех (в сексуальном смысле), зло и духовную смерть, а Скорпион — это четвертый элемент Тетраграмматона — Малкут.

«“Мистерия земного и смертного человека следует за мистерией божественного и бессмертного Единого”... В форме тела прослеживается все тот же Тетраграмматон. Голова — это I [буква Йод], руки и плечи подобны [вышестоящему] H, тело — это V, а ноги представлены конечной буквой H [хей]» (Kabbala Unveiled, p. 34).

В соответствии со «шкалой числа Семь» имя Бога записывается семью буквами. Шкала семерична, в какую бы сторону наблюдатель ни бросил взгляд из первого, изначального, или архетипического, мира на седьмой, или временный, мир.

У Дерева Жизни — семь ветвей с семью плодами. В «Книге Сокрытой Тайны» Брашит — первое слово «Книги Бытия» — читается как «Бера Шит (“Он создал шесть”). От них зависят все нижестоящие вещи» (гл. I, 16), а синтезом всех вещей является Малкут — седьмой — Микропросопус.

Микропросопус составляют шесть сефиротов — три мужских и три женских. Оконечности (лучи) Те­траграмматона называются шестью членами Микропросопуса, а 6 — это числовое значение V (Вау), его буквы. Когда они (лучи) касаются Земли, они превращаются в семь (Kabbala Unveiled, Introd., p. 32).

Вся «Книга Сокрытой Тайны» пестрит подобными изречениями. «Микропросопус шестеричен... Так как составляют его шесть сефиротов, именуемых вместе с Малкутом низшей семеркой. Эти со­став­ляющие суть эманации из первых шести произнесенных (твор­ческих) слов. Его седьмой принцип представлен десятым сефиротом... который называют в экзотерической системе Евой, или низшей ма­терью... » Поэтому седьмая неделя называется тыся­челетием (Mille­nium), Субботой, а также седьмым царством («Книга Сокрытой Тайны», стих 22).

Каббалисты всегда проводили различие не только между Эйн Софом, неисчислимым и непостижимым, но и между Микропросопусом и низшим Тетраграмматоном («Сыном» и, следовательно, Логосом). В «Большом Священном Собрании» сказано:

Гл. VII, 83. «И говоря о том, можно напомнить, как сыны Израилевы вопрошали в сердце своем, как писано в “Исходе”, XVII, 7: “Есть ли среди нас Тетраграмматон, или Негативно существующий? ” (Где они проводили различие) между Микропросопусом, именуемым Тетраграмматоном, и Макропросопусом, который называется Эйн Эйн, Негативно существующий? » (с. 121). Но «Древний Йод скрыт и запечатан». (Введение)

Гл. XLV, 1152. «Мы знаем, что десять (раввинов) [сотоварищей, сефиротов] вошли в Сод [мистерии творения], и вышли семь».

Гл. XLV, 1158. «И когда раввин Симеон раскрывал Тайны, там не было никого, кроме них (сотоварищей)».

Гл. XLV, 1159. «И назвал их раввин Симеон семью глазами Тетраграмматона, как и было писано (“Zech. ”, III, 9): “Семь глаз у Тетраграмматона”».

Библия переводит последнее слово как «Господь», тем самым ясно указывая на то, что христиане признали своим «Господом Богом» четвертую сефирическую эманацию и мужскую букву «Вау».

Но тот ли это Логос, к соединению с которым должен стремиться каждый посвященный, как к «конечному результату своих трудов»? Ведь в этом случае он мог бы оставаться в своем семеричном смерт­ном теле настолько долго, насколько это вообще возможно.

Что касается прочих «несоответствий», то они из­ложены столь же некорректно. «Подобие человека на Престоле» в видении Иезекииля эзотерически соответствует архетипическому уровню, миру Ацилут, а не Шекине Малкута и Асии (материального уровня), в чем может убедиться каждый, кто проанализирует это видение каббаллистически. Ибо, во-первых, в символике видения явно присутствует деление на четыре части, а именно: само подобие человека; престол, на котором он восседает; подобие свода над головами животных и сами «животные» со своими офаним, или колесами. Как видите, это деление в точности соответствует четырем каббалистическим мирам, или уровням, т. е. Ацилуту, миру прототипов (призрачной фигуре человека); Брие, творческому миру (Трон); Иецире, миру формирования (Свод), и Асии, материальному миру (Животные). Опять-таки, они соответствуют четырем буквам тетраграммы: наивысший Йод в слове IHVH — «подобию человека»; H (Хе) — трону; V (Вау) — своду и конечный H (Хе) — животным. (Kabbala Unveiled, Plate IX)

«Подобие человека» — это не «мужская форма Шекины». А Шекина — это не «андрогинная сила» [26]. Шекина — бесполая или, по крайней мере, может быть названа женщиной. Это изначальный свет, исходящий из вечно скрытого Эйн Софа. В прототипическом мире это сефира; в материальном и формирующем мире она становится собственно Шекиной, латентной жизнью и светом нижестоящего мира материи — «покрывалом Эйн Софа» и «божественным присутствием» на пути Малкута от материального к вышестоящим мирам. Шекина есть Буддхи физиче­ского тела — душа, или искра, тлеющая под спудом; но после того как скрывающий ее сосуд будет разбит, она становится седьмым (согласно теософскому исчислению) или первым лучом-Макропросопусом (у каббалистов, так как это действительно — первый луч, исходящий из сокрытого) [27].

Предназначение Малкута описывается в «Книге Сокрытой Тайны» (Siphra Dtzenioutha, сh. V, 31-32) следующим образом:

«Дерево смягченное (то есть Путь царства, или Шекина, которая и есть древо познания добра и зла, существующее само по себе за счет наказаний, но смягченное женихом, влившим в него помилования) существует внутри (внутри оболочек; так как царство главенствует над всеми вещами, а стопы его нисходят в смерть). На ветвях его (в нижестоящих мирах) живут и гнездятся птицы (пребывают души и ангелы). Звери, наделенные силой, находят под ним тень (обо­лочки [клиппот], ибо сказано, что в ней — в тени или в “ночи бродят все лесные звери”». (Псл., CIV, 20).

«У этого дерева есть два пути... ведущие к одному и тому же (а именно добро и зло, ибо это — древо познания добра и зла). А вокруг него воздвигнуты семь столпов (т. е. семь дворцов), и четыре сияния (четверо животных) обращаются вокруг него (в четырех колесах) по четырем сторонам (согласно че­тырехчастному описанию колесницы Йехезкиеля [Иезекииля])».

Дерево имеет семь ветвей [28], на каждой из них — по четыре листа и по три плода. Более того, прослеживается аналогия между цитированным выше стихом из «Siphra Dtzenioutha» и главами I и IV «Откровения». Поскольку семь церквей «Азии» идентичны «семи чертогам» Асии, или материального семеричного мира. Семь звезд, которые держал в деснице своей «персонаж» в конце первой главы «Откровения», — это не семь церквей, но семь ключей к ним; а обою­доострое (андрогинное) слово, выходящее из его уст, есть Йод из слова IHVH. А сам этот «персонаж» — семеричный «Тетраграмматон», буква V (Вау) [29].

Но данный персонаж совершенно отличен от то­го, который восседал на престоле в видении Иезекииля. Ибо первый персонаж (из главы I «Откровения») находится на уровнях Иециры (мира формирования, обители ангелов, отказавшихся творить); а персонаж Иезекииля принадлежит к миру Ацилут (это он описан в 4-й главе «Апокалипсиса» как «Сидящий на престоле»).

Как известно, две головы лучше, чем одна; поэ­тому я решила обратиться к м-ру С. Л. Макгрегору Матерсу, дабы переложить на его плечи часть ответственности за приведенные мною выше рассуждения. Немногие английские каббалисты могут похвалиться тем, что превосходят его ученостью; и хотя я согласна не со всеми его взглядами, в этом вопросе мы с ним практически во всем солидарны. Наш брат любезно согласился изложить свое мнение в виде схемы, и изображенное им Древо сефиротов выглядит следующим образом.

 

 

КЭТЕР

 

БИНА       ХОКМА



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.