Слово и слог. Тайны русской речи 2 страница
ГО
ГО- слог обозначает " огонь, пламя": горение, горе (огня рев), гончар, горшок, горнило, горсть (обычная славянская манера складывать ладони вместе при причитании в горести, сакральная поза горести, с успехом используемая попрашайками ), время гона (у зверей), гореть, година (время сгорания лучины, час укр. ), гой (ах ты гой еси, добрый молодец, то есть огонь-молодец), гопак, голый (погорелец), нагой, голод (событие, связанное с огнем), голосить(звать на огонь), уголь, ноготь (не горящий), говор (яркая, зажигательная речь), дёготь (делающий огонь). Перегласовка а//о в слоге " га" в значении " движущийся", как одной из характерных особенностей огня, вполне могла породить слог " го" с дифференцированным значением " огонь". Откуда произошло восклицание " ого", " огого какой", произносимое русскими при виде чего-нибудь огромного, громадного, поражающего своими размерами? Вместе с тем происхождение самого слогзвука " го" возможно от радостного гоготания древнего человека, получившего огонь в результате собственных усилий и своего ума. Междометие " ого" рождено от многократного повторения слога " го" при виде пламени огромных размеров, от слова " гогого". Откуда появилось слово " голубой"? Если раскрыть значения слогов: " го-" -огонь; " -ле-" созданный"; " -бо" - большой, то получается общий смысл " большим огнём созданный". На практике действительно огонь приобретает голубой цвет по краям пламени, где происходит интенсивное сгорание угарного газа при достаточном притоке кислорода. Температура горения в этой области пламени повышается до 1800*С, что достаточно для плавления железа, температура плавления которого 1535*С. Так что можно утверждать, что слово " голубой" ровесник кузнечного горна и появилось оно на заре металлургии. Интересно, что на кельтских языках слово " голубой" звучит " gorm", практически как славянское " горн".
Общеславянские корни слова " гой", " гот(а)" исходят из одной смысловой базы понятия " огонь" с добавлением к слогу " го-" утвердительно-артикулярного слога " -та" или производной его " -йа". Готы - народ сжигающий всё на своём пути.
Выражение " гой еси -" означает " огонь то есть -". Например общеизвестное " Ой ты гой еси - добрый молодец" на современную речь можно перевести как " Ой ты огонь истинный - добрый молодец", или в свободном переводе получается обращение к доброму молодцу " Да ты огонь-парень. Да ты - сорви голова! ".
Общеславянское слово " готовить" (сокр. " гоить(гоити)" ) предполагает действие с огнем, работой с теплом. К примеру: " Гоить (готовить) избу - протопить избу. " со временем приобретает вторичный более общий смысл " наводить порядок где-либо, убирать в избе". Или " готовить еду " на плите, либо в печи всё равно связанно с действием огнём, с тепловой обработкой. Глагол " гоить" рану - прижигать рану огнём. Со временем глагол " гоити" приобрёл второстепенный смысл " заживление". " Гоить лён, гоить зерно" означает сушить его на солнце, готовить перед закладкой на хранение. " Гоить пашню" - термин из эпохи неолита с подсечно-огневой обработкой пашни. Круг значений, передаваемых словом " гоить" в народных говорах русского языка весьма обширен: - " устраивать кого-либо на какое-либо место, должность; пристраивать", иначе говорят " пригреть у себя на работе"; - " давать приют, пристанище" - то же " пригреть у себя в доме"; - " угощать. " Гоили то нас, гоили, да не подобру проводили" - " окружали нас теплом, уютом". - " устраивать, приготовлять, чинить что-либо. " Да вот лодку гоим (смолим, конопатим ). Утеплять, конопатить или мшить (здание, помещение). Заделывать, замазывать (печь, стены) - всё связанно так, или иначе с теплом, с огнём.
Само слово " огонь" результат слияния смысловых слогов " го-" и " -не" имеет общий смысл " огонь нежный", или " огонёк". Соответственно существительное " огниво", " гнев", прилагательное " гневный" имеет смысл " огненный, горящий", или в свободной трактовке " вспыхивающий, вспыльчивый". Отдельная тема исследования слияние слогзвука " го-" и " -де", означающего " действие, деяние" в корневое " годе-". Подробнее об этом слияние в разделе на слог " де". Думаю, что «угол», «укол», «иголка» и «колоть» от понятия «острый» со смешиванием ощущения «обжигать, жечь»(иносказание). Корень «кол-» родственник корню «кил-» - заостренное древко. Киллер-убивающий колом. Происхождение слова «уголь» с мягким «-ль», от словосочетания «-голе» - огнём созданный, обожженный, то есть «голый» - погорелец. Так что «угол и уголь» ягодки разных полей.
ГЕ
ГЕ(ГИ)-слог отражающий понятие " земной, земля (как место обитания)": не видно ни зги (ни з- самой, ги-земли), згинуть, нагибать, гибель, сгинуть, нагикать, герб, сгибаться в три погибели (гнуться к земле), георгин, герой (разведчик земли), гипс. Высказывание " пойти на гибель" в понимании древнего охотника " пойти в земли, созданные животными" или, говоря современным языком, " пойти на охоту", так как " ги" -земля, " бе" -животное, " ле" -сзданное. Cлово " гид" древнейшее, дошедшее к нам из неолита, сложено из звуков " ги" и " да" и означает " земная истина", " знающий землю". Название нашей планеты также могло бы начинаться со слога " ге" и быть в виде слов Гера, Гена, Гела, Геа(с утратой согласного звука), что подтверждается присутствием слога " ге-" в греческих славянизмах " география", " геополитика", " геология", а также шумерское слово " гир-" (русск. " земля" ) в самоназвании своей страны " КунГир". Слово сочетание " зги не видать, зги не видно" многие исследователи увязывают с деталью конской упряжи под названием " зга", но как тогда быть с фразами " загадка зги загробной, уйти в объятия загробной зги", где существительным " зги" определённо обозначается некое место пребывания. В этом конкретном случае названия детали конской упряжи происходит возможно от славянского " стьга" (русск. дорога, тропа, стезя). Отсюда " стегать" означает направлять по стезе, по дороге. Сближение по звучанию дало пару омонимов.
ДА
ДА-слог символизирует " данность, истину": да, давно (да было но прошло), дать, даже (предельная степень истины). даль, дабы (чтобы, истины ради), да здравствуй, да будет так. Но речь живая суть, по этому мы говорим и пишем " до верху" и " до низу", а не " да верху" и " да низу", и прочих словосочетаниях с предлогом " до", где необходимо показать предел истины, по этому предлог и приставка " до", получив ударение, вытеснил слог " да". Слово " даль", состоящее из слогов " да" -данность и " ле" -создано, и означает " истинное создание".
ДО
ДО- слог обозначающий " воду" или отношение к воде (вода основа жизни, по этому слоги да и до очень близки по смыслу): дождь, подобие (отражение в воде), дол, долина, дорога (водный путь рода), лед (ледо-создающий воду), радуга (радога), радость, добро, донце, подойник, доить, дно, ладонь, бидон, док. В словаре очень много слов с приставкой " до", означающих предельное значение, но по сути на ее месте должна быть приставка " да", означающая истинный предел. Приставка и предлог " под-" и " подо-" развилась во многом благодаря слогу " до", что означает по-поверхность, до- воды. Предлоги и приставки " над-", " надо-" образовались аналогично и первоначально несли смысл обозначающий направление над водой. Слово " вода", означающее - истинный восторг, по сути прилагательное, характеризующее суть воды. А писать и говорить по смыслу правильнее " дова", отсюда глагол " давать", правильнее " довать" ( воду дать). Глагол " дать" имеет более широкое применение. Для обозначения двойственности в старославянском и в церковнославянском языках использовалось также числительные " оба", " обе". Этот словесный рудимент по каким то причинам потерял согласную д- первого слога, но ранее это двойное числительное звучало именно " доба", " добе".
Старо-английское слово - «вода». Недавно, рассматривая словарь старо-английских слов наткнулся на слово «ewe» в значении «вода». Очень интересно! На сайте https: //ru. glosbe. com/ru/fro/вода прочитал, что на старо-французском ( от 842 до 1400г. г. ) слово «вода» произносилось в вариантах: «ewe», «iaue», «yaue». Там же читаем на валийском (Англия, Уэльс) «dwr», «dobur», на гэльском (Шотландия) один из вариантов «doour», на бретонском (северо-запад Франции) - «dour», «dowr». Гэльский, бретонский, валийский языки относятся к кельтской группе. В старо-французском «iaue» звуки « ia» производная от звука «da» (см. табл. «Основных и производных слогов» в авторской статье «Происхождение речи»). Слогзвук «ue» - производный от «ва». Произнеся оба слогзвука вместе получим искомое гальское «dawa», что практически повторяет кельтское «dowr». В языках панджаби и хинди число 2 звучит как " do". Слово " дорога" раскладывается на слоги до-вода, ро-род, га-движение, то есть водный рода путь. Слова " дорогой", " друг" однокоренные со словом " дорога" и означает, идущий одной дорогой иначе " попутчик". Интересна судьба слова " друг", преобразованное в числительное " другий" (второй, русск. ) у многих славян.
Слова " удовольствие", " вдоволь", " довольно", имеющие корень " доволь" происходят на мой взгляд от слияния слогзвуков " до", " во", " ле" и несут смысл " созданное водой". Таким образом рассуждая очевидно, что обозначающее настроение человека существительное " удовольствие", несет в себе информацию, что это состояние " созданное водой". Ведь действительно выпив воды мы всегда получаем удовольствие.
Происхождение слова " вдова" видится от слияния предлога " в" и слова " дова" и отражает переживания женщины, похоронившей мужа. Причем ударение в этом слове на первый слог, как в слове " вдовушка". Глагол " удовить" обозначает " утопить".
С развитием ловли рыбы к слову " до" стали добавляться слова " во" и " ви" с образованием составных слов " водо", " видо", " вдо", " вид", а в дальнейшем с подменой согласного звука " в" на гласный " у", характерной для русских, появляются корни " удо", " уидо". Из " удо" развились слова " удочка", " удить", " удилеще", " удлеще" с конем " уд", а из слов " вид" и " уид" образовались слова " уйди", " выйди", " идти", в значении " передвигаться по воде". Поэтому моряки " идут" по морю на корабле, а не " плывут" на корабле. С добавление к слову " до" векторного понятия " на" происходит расслоение понятий в зависимости от взаимного местоположения слогов " надо" (выше воды)и " дона" (ниже воды, под воду). С применением слога " те(ти)" в качестве артикля в конце словосочетания возможно получение слова " доти" в качестве прообраза современного глагола " идти". Слово " ладонь", ранее звучавшее как " долонь", состоит из слога " до-" и слова " лоно" со значением " место, где что-то находится", или " чьё- либо место". В нашем примере это место помещения " до", то есть " воды". Общий смысл сложно-составного слова " долонь" - " место, где помещается вода". Очевидный пример в этом случае перестановки открытых слогов " до-" и " ла-" местами, и образования сложно-составного слова путем сложения смыслослога и слова.
ДЕ
ДЕ(ДИ)-слог означающий действие, сделанное человеком: де, деяние, дело, деть, девать, сделать, девиз (делать и видеть), дежа (закваска, брага), дети (сделаны твердью), дева (создающая настроение), дед, день ( время для дел), дебелый (сделано грубо, по-зверски), дергать, держать, гадить, недея, десница (правая рука), диво, родить, лодья (лодия), лицедей, дёготь. Сложно-составное слово " лицедей" (лицодей) состоит из двух корнеслов. Первый " лиц-" от слово " лицо", второй " -дей", обозначающий " действие человеком", сохранен в русской речи с незапамятных времен в виде слогслова в практически неизменном виде. В разговоре при произнесении слова " лицедей" с соединительной гласной " о" (лицодей) окружающие подмены не почувствуют (проделайте это сами). На этом примере красноречиво видно отличие разговорной речи от письменной. Именно поэтому знание русского языка не может быть ограниченно только лишь знанием правописания его. Интересно слово " неделя" (безделье). Только у русских это слово означает семидневку, у всех славян это выходной день. По всей видимости в недалеком прошлом семидневка у русских оканчивалась тоже днём с названием " неделя", но это создавало некоторое неудобство, когда приходилось вести подсчет прошедших семидневок. Ведь словосочетание " прошла неделя, потом другая" говорит о том, что прошел один выходной потом другой, и в тоже время говорит о том, что " прошла одна семидневка, потом другая". Поэтому в русском языке подсчет количества прошедших семидневок считают количеством прошедших выходных. Соответственно произошёл перенос смысла слова " неделя" на понятие " семидневки". В таком случае вполне могло быть общее название семидневки и " суббота", или " пятница". Но нет корень числительного отличный от семи никак не подходит для общего названия семи дней, или " седмицы" (болг. " неделя" ). И потом славянский день отдыха или " неделя" один день который предполагает безделье, выход в общество для праздного общения после тяжёлых дней " тыжденя" (укр. " неделя" ). Именно поэтому для простоты понимания название выходного дня перекочевало для обозначения общего названия семи дней. У англичан, кстати будет сказано, семидневка оканчивается днём " суббота", или по-русски " шабаш то". Предлог " для" развился от и несет смысл двух слогов " де" и " ле" (делать и создавать). Он дополняет перенос действия на какой-либо предмет. Фактически применяя предлог " для" можно избежать применение глаголов. Например: дети собрались играть, или - дети собрались для игры. Очевидно, что глагол " играть" тоже самое, что " делать игру" (для игры). Интересно разобраться со словами: двор, дворец, дверь, деверь. Судя по аналогам слова " двор" в славянских языках двiр(укр. ), суд(серб. ) двор(беларус. ), судот(макед. ), съд(болг. ) смыслсодержание слова: де-делающий, во-настроение, ре-речью, то есть судачить на дворе это все равно, что — масло масленное. Слово " дворец" развилось от слова " двор" и с добавлением слога " -ци" и несет смысл сосредоточия энергии, энергетического центра. Слово " дверь" в славянских языках звучит как дверi(укр. ), дзверы(беларус. ), врата(макед., болг., словенск., сербск. ), dvere (словацк. ) и смыслсодержание его: де-делающая, ве-весть, ре-речью, звуком (поэтому в дверь стучат, чтобы ее открыли, а не просто открывают, чтобы войти). Слово " врата" по смыслу: ви-видеть, ра- солнце, та- твердь, то есть видеть солнце и землю, глагол " вращать" (врата тащить), или ворота, ворот, происшедщие позже смене слога -ра- на морфему(мо-неизвестно что, ре-рекущую, ф-похвалу) -оро-. Скорее всего так, ради красивого словца и речитатива, сакральный слог ра был заменен на -оро-, а ла на -оло-. Но некоторые ученые преподносят этот факт как прогресс в становлении славянства. На самом деле произошла грандиозная подмена смысловых слогов " ра" на слог " ро", " ла" на " ло", что привело к потере смыслсодержания многих слов. Слово " деверь" (брат мужа) определяет статус родственника как приносящего весть.
Деванагари-одно из названий древнего литературного языка Индии санскрита легко разбирается на слоги де-делать, ва-настроение, на-направление, га-двигать, ри-речь. Мои вариант прочтения - созидающая, настраивающая, направляющая, движущая речь. Принято считать, что слово санскрит означает «обработанный, совершенный».
Сочетание слогов " го" - " огонь" и " де" - " делать" создает слово " годе" со значением " огонь делать", которое легко могло появиться во время праздника окончания зимы и прихода нового сезона на масленицу, либо когда люди праздновали зимний солнцеворот на рождество, либо на Ивана Купалу во время летнего солнцестояния. В сценариях всех этих праздников разведение ритуального огня занимает одно из ключевых мест, и все эти языческие праздники связаны с окончанием определенного временного цикла, поэтому слово " годе" и закрепилось как определяющее отрезок времени термином " год". К слову будет сказано, что и ныне обычай огненных ритуалов сохранился в виде фейерверков, сожжением чучел, факельных шествий. Интересно происхождение украинского слова " годына (русск. " час" )" означает время горения лучины. Что подтверждает версию происхождения временного термина " год-" от связи с понятием " огонь".
Разбирая этимологию слова " диалог" неизменно наталкиваешься на др. греческое " dia logos", в котором первая часть это славянская калька слога " де(ди)", а вторая " логос" - перегласовка слова " слог" как результат перемещения слога " с-" с начала в конец. Известный речевой приём, когда при многократном повторении др. греческого " логос" неизменно слышится славянское " слога". В итоге древнегреческое " dia logos" имеет смысл " слогание, изложение". На этом отдельном примере очевидно присутствие славянской речевой базы в др. греческом языке.
Глагол " держать" имеет общеславянское происхождение. Он сложен из слогов " де-" (действие), " ре-" (звук, речь), " -жа" (жизнь) и " -те" (то есть)и имеет общий смысл " воздействие речью на жизнь", иначе " управлять с помощью речи". Соответственно существительное " держава" приобретает изначальный смысл " управляемого речью государства". То есть очевидно, что произошел перенос понятия виртуального управления речью (-ре) на понятие физического управления рукой (-ре). В этом примере отчетливо видно архаичное сближение понятия речь-рука, проявляемое в современном глаголе " держать". Исследователь Крылов Г. А. считает, что: " держать" образованно от дьргати — «дергать». Но скорее дело тут не в чередовании г/ж, а в добавлении слогобраза движения " -га", то есть " дергать" это " держать и двигать", соответственно глагол " дергать" никак не может возникнуть ранее общеславянского " держать". Русское " самодержец", " вседержитель" в свете выше приведенных рассуждений приобретают смысл " самоуправный" и " всеуправляющий". Интересно в этой связи и заимствование " дирижёр", образованное на базе французского diriger — «управлять», а восходит к латинскому dirigere — «направлять». Очевидно присутствие в нём славянских слогобразов " де-" (действие), " ре-" (звук, речь) и " -жа" (жизнь). Таким образом общеславянский глагол " держать" в чистом виде присутствует в латинском " dirigere". Прочтение латинского " dirigere" кириллицей показывает родство с славянским глаголом " дергать". Соответственно два близкородственных заимствования " дирижер" и " директор" на русскую речь можно перевести дословно как " дергающие", или по смыслу в них заложенных слогов " управляющие". Несомненно производными от глагола " держать" является глагол " дерзать". В нём соединена основа " дере-" (управление), смыслслог " -са" (сам) и артикулярный слог " _ть" (то есть). Общий смысл не трудно уловить как " управляющий собой". Не удивительно применение прилагательного " дерзкий" в значении своенравный, неуправляемый к людям и животным держащимися самостоятельно от общества. Для сравнения можно привести русское каламбур " коза-дереза", применяемый всегда, когда нужно охарактеризовать живой объект, как дерзкий, неуправляемый. Производный от глагола " дерзать" современный глагол " дерзить" обозначает высказывания резкие, дерзкие, своенравные.
Как легко составлено русскими слово " дерево", иначе " де рево", то есть " делающее рёв", создающее шум, ревущее. Не нужно ни добавлять, ни додумывать ничего, как у Крылова Г. А.: " Де; рево. Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках. Общеславянское слово имеет вид dervo и образовано от основы der (с той же основой, но измененной гласной мы имеем дело в глаголе драть). В древнеиндийском находим daru; — «дерево», в греческом dory — «дерево» и т. д. Первоначальное значение существительного дерево — «то, что выдирается». Естественно, наши далекие предки смотрели на дерево с чисто практической стороны — выдери его из земли и пользуйся, как тебе нужно. " Конечно прообразом для слова " дерево" могло быть сочетание слогзвуков " дере-" (сравн. др. инд. " daru" ), но общеславянское слово " рев" в этом случае было ключевым. Иначе дерево назвали бы " дере+га" (выдернутое, раздерганное), или " дер+га" (дёрганое). В свете нашей систематики понятен смысл глагола " гадить". Составленный из слогов " га-" (движение), " -ди" (делать) и " -те" (то есть) он означает " делать движение" в смысле нарушать устоявшийся порядок, что ведёт к беспорядку и хаосу. Соответственно " гад" это вседержитель хаоса. В этой же теме и существительное " дьявол". Образованное слогобразами " де-" (делать), " -ява" (призводная от " тава", т. е. " вода" ) и слог гармонии " -ла" с общим смыслом " делающий воду гармоничной", что в современном звучании можно истолковать как " колдун", " лекарь". " знахарь", или даже " винодел" (превращающий воду в вино). Слово " дёготь" применяется славянами с незапамятных времён для обозначения переработанной сосновой смолы. Слово состоящее из слогов " де-" (делать), " -го" (огонь) и " -ть" (то есть) применяется для обозначения вещества либо предназначенного для горения, либо изготавливаемого с помощью огня. Официальный взгляд: " Слово дёготь происходит из праиндоевропейского корня *dheg- «гореть, жечь» (сравните с современным лит. degti или латыш. degt — «гореть»)". Очевидно, что латышско-литовское название процесса горения имеет славянские корни и заявлять о том, что русские не применяли слово деготь в обиходе неразумно.
ЖА
ЖА- арийский первослог, означающий " жизни суть" : жабра, дежа, жижа, жаба, жать (жизни тать, труд), рожать, ложа, рожа, жах, пожахнуть (посохнуть), ужас, жалость, жара (жизнь солнца), жук жужжит (звук скопирован человеком от звука жужжания насекомых), хижа. Древнейший термин " жать", отражающий одновременно и действие " уборку урожая" и предмет уборки урожая " жнивьё", сложено из двух первослогов " жа-" и слога " -ть" - артикулярно-утвердительного, означающего " то есть". Естественна в этом случае перегласовка и разделение звучания исходного " жа+то" на термины " жить", " жать", " жито(жыто)". А с учётом чередования ж/ш, ж/с добавляются термины, обозначающие жизненно-необходимые секторы быта - " шить", " сыто (еда)", то есть одеться и поесть.
ЖЕ
ЖЕ(ЖИ)-слог, отражающий " движение живого": живо, жизнь, брожение, жижа, жевжик, желвак, желток, живи не тужи, жир, жито, жертва, женщина, труженик, жужелица. Из всего многообразия слов, обозначающих обработанную ветвь дерева: дубина, палка, палица, кий, жердь, кол (укр. " кил" ), батог, держак, посох, ствол (укр. " стовбур" ), бревно, удочка; выделяется слово " жердь", сложенное из слоговых звуков " же", " ре", " де". При последовательном произношении которых, образуется фраза " живую речь делающая", с современным смыслом " выбивалка показаний".
СА
СА, за(СО, зо)-своя собственная (сам, сама), возвратный слог (ныне в русском языке присутствует возвратная частица -ся, применяемая в окончаниях глаголов, причастий и деепричастий): саба, соль (сама создана), сало (самоотдельно, беларусы говорят сала, то есть сама красота), колесо (ко-похожее. ле-создал со-сам), сон (своя нега), соха (сама. своя хорошая), сом (сам), сад (сам делал), сага (свой путь), зги (з-самой, ги-земли), сазан (сам зан, самонравный), зан (свой нрав), зал (самокрасивый), замога (самосостояние, свое имущество), заря (это самый божий свет, сам божий свет), зарок (сам, свой рок), слива (сама тепло), снизу (в самом низу), сверху (в самом верху), свет (сам вещий). Приставка са-, со-(за-, со-), с-(з-) развилась из слога са, со(за, зо) и несут часто тот же смысл: сажать, сопать, сопеть, спиться, смыть, заалеть, заахать, замолить, замычать, замышлять, заниматься, закапать, закипеть, заберег (около самого берега), заселить, заседеть, но в последствие приобрела все оттенки, описанные В. И. Далем. Звук З развился познее из звука С в результате развитии речи для отражения особенностей языка и несет смысловую нагрузку аналогичную звуку С. Попробуйте произнести слова зима, замерзнуть, когда от холода зуб на зуб не попадает. Отголосок древнейших верований в культ богини Ра сохранился в русской речи, в созвучных словах " свет" и " свят". В разговорной речи не всегда точно отличишь, что " священник освятил", а что " электрик осветил". И слово " свет", и слово " свят", произносимые через мягкое " -вь-", применяться стали славянами в неолите. Благодаря методике предложенной в настоящей статье нетрудно понять родственность его слову " весть", где очевидно перемещение внутри слова смысловых согласных слогзвуков. На данном примере особенно отчетливо виден принцип построения сложно-составных слов " ве с ть" , " с ве т" и " с вя ть" со значением слогзвуков в них входящих: ве - весть; с - сама; ть - то есть.
СЕ СЕ (ЗЕ, ЦЕ)-слог совместности, соответствия истине, (это сама, то самое, то есть): то се (ни то, ни се), сестра (совместно страдающая, сострадающая), село (совместное, но отдельное), сегодня (этого дня), сей час, сию минуту, сено (это самое новое), зелье (это создано), слизень (с-сам, ли- тепло, зе-это самое, нь-нежное), седло (это для лошади), сетка (это сама ткань), цегла (укр. это сама глина). Словосочетание " что это такое" по-украински звучит " що це таке". Слогзвук " це" возник в результате совместного произнесения слогзвуков " те" и " се" в виде " тсе" и " тзе". Фактически в славянской речи слоги соответствия: се, це это скрытая форма артикля. Применяются они слитно со словом и могут встречаться как в начале: сера (это Ра), село (это отдельное), семь (это мера), сель (это создано); и в конце слов по принципу применяемого болгарами слогзвука " то" в конце существительных: лось (отдельный это), рысь (рычащая это), карась (как Ра это). Интересно, что совместное применение слогов " сека-" и " касе-" является корнем для слов смыслового поля арийского понятия ЖАХА и ХАЖА и имеет более древнее происхождение(см. авторскую статью Происхождение речи. ЖАХА, ЖАВА, ЖАРА, ЖАТА, ЖАМА). Слова: собственник, себе (собi укр., сабе беларус. ), собака (собака укр., сабака (беларус. ), особь, собирать в своем корне имеют слоги со(са) и бе(би) и по смыслу означают со(са)-сам, бе-животное, конечный слог ка-как, похожий, означает что происходит сравнение, то есть смысл этих слогов - сам как животное, причем " сам как это" соответствует слогу " се" и поэтому слово " себе" вполне могло бы звучать как " сабека", " собiка" что и происходит у украинцев и беларусов с потерей слога " ка", несущего смысл сравнения, аналогии и соответствующего слову " как". Но все-таки происхождение слова " собака" более древнее и происходит от слова " шава" или от еще более раннего арийского ЖАВА - " живое". Слово " сабака" - это производное от " шавака", " шавка". Слова " сова", " жаба", " совать", " живой", " живот" имеют один корень " жав-" от арийского ЖАВА.
|