|
|||
СООТНОШЕНИЕ «ПРИРОДНОГО» И «ИСКУССТВЕННОГО» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЖАН-ЖАКА РУССО.. Введение.. Заключение.
Таким образом, по итогам поставленных в этом исследовании задач, мы пришли к следующим выводам. Понятие «природного» для Жан-Жака Руссо – это не современное понимание понятие природного. Феномен «природного» у Руссо – это естественное, не-варварское, разумное, изначально присутствующее в человеке, не-испорченное, не-искаженное. В то время как «искусственным», согласно Руссо, является общественное, государственное, все созданное человеком, людьми. Ж. -Ж. Руссо встает в большей степени на сторону «природного» как в своей политической, так и в воспитательной теории, так как Руссо находит ряд преимуществ в том, что заложила природа в человека. Если мы говорим о «природном» внутри концепции воспитания, то Руссо особенно ценил доброту, заложенную в человеке, его склонность размышлять и общаться с природой. Если же говорим о «природном» в «искусственном», здесь Руссо подчеркивает значительность идеи общей воли, народного суверенитета. Если Просвещение в большинстве случаев было нацелено на создание «искусственного», создание институтов образования, создание политических и моральных ассоциаций, способствующих развитию единства в обществе, то Руссо лишь отчасти выступает за организацию подобных предприятий. Ключевая мысль Руссо – сохранение связи и общения с «природным», в свою очередь тоже позволяющим достичь как единства внутри человека, так и внутри государства и общества. Только в последнем случае мы говорим не об «искусственном» единстве, не-настоящем и не-подлинном, а о единстве разумном, заложенным в людей природой. Безусловно, с какой-то стороны состояние «доброго дикаря» является позитивным: человек не погружается в устои общества, на него не накладываются обязательства и долг со стороны государства, его изначальная природа не портится при помощи установлений социальной среды, в которой он живет. И, наконец, на него не возлагается бремя официальной религии. Человек в данном случае – это его существование само по себе, изначально дарованное ему природой со всеми его склонностями, задатками, талантами, страстями, желаниями, потребностями и многим другим. Также, что имеет огромное значение – это религия его сердца, не управляемая никакими церковными учениями и доктринами. Тем не менее, понятия «искусственного» тоже критически важный и любопытный конструкт в философии Руссо, имеющий множество преимуществ. В «Общественном договоре» мыслитель решается отойти от идеи естественного состояния с целью создания общественного соглашения. И данный искусственный конструкт общественного договора Руссо со всеми вытекающими из него концептами (такими, как «общая воля», «народный суверенитет» и другими) имеет свои отличительные позитивные стороны. В государстве, которое изображает Руссо, правит народ, что является в какой-то степени « природной» идеей. Это государство не имеет политических институтов и дополнительных ассоциаций. Это похоже на естественное правление. Поэтому хоть мы встречаемся с идеей «искусственного у Руссо, «искусственность» характеризуется своей специфичностью. Исследовательскую гипотезу удалось подтвердить. Проанализировав ряд сочинений Жан-Жака Руссо («Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства», «Прогулки одинокого мечтателя», «Эмиль, или О воспитании», «Письма о морали», «Способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов? »), мы пришли к выводу о том, что Руссо действительно – сторонник феномена «природного» во всем. По его мнению, внутренняя природа человека, впоследствии перерастающая в создание государства общей воли, способна главным образом обеспечить человеку счастливую жизнь, а философу - счастье философской жизни.
|
|||
|