|
|||
ХРИСТИАНСКИЙ МИРРаспространено представление, что христианская церковь за первые 1500 лет отступила от Бога и развалилась нравственно и теологически. Потом появилось несколько духовных гигантов, влиятельных реформаторов: Мартин Лютер в Германии, Ульрих Цвингли в Швейцарии, и наконец Джон Кальвин во французской Швейцарии. Эти реформаторы открыли доктрину оправдания верой, авторитета писания и дара благодати в Иисусе Христе. Благодаря беспримерному мужеству, верности и высокой учености этих мужей Церковь была реформирована. С того времени христианский мир разделился на два лагеря: католиков и протестантов (реформатов). Позднее Синод Дорта разделил протестантский сектор на кальвинистов и арминиан, причем кальвинисты считали себя истинными наследниками «реформированной» веры. Наблюдаемый в последние годы всплеск интереса к пуританской литературе и оздоравливающее влияние резко усилившейся проповеди суверенной благодати обратили в кальвинистскую сотериологию очень многих из самых разных евангельских деноминаций. Огромное большинство этих «новообращенных» – либо баптисты, либо члены церквей, придерживающихся баптистской экклезиологии, многие из которых теперь желают именовать себя «реформированными». Некоторые из них не таковы и требуют разоблачения. Христианская Церковь никогда не отступала от Господа и никогда не разваливалась ни нравственно, ни теологически. Христос послал обещанного Святого Духа, чтобы Он пребывал с ней вечно, и объявил, что врата ада не одолеют ее. Она существовала всегда, невидимая, гонимая и непризнанная, параллельно с Католической и Реформированной церквями. В 4-м веке в Риме пришел к власти Константин и не просто легализовал христианство, а возвел его в ранг государственной религии, поставив вне закона все остальные и потребовав от всех своих подданных стать членами христианской церкви. Это членство должно было подтверждаться водным крещением. Новорожденных также необходимо было вводить в сакральное общество с помощью водного крещения. Таким образом они вырастали уже «христианами». Это срастание церкви и государства отнюдь не было чем-то новым. Это было надежное, проверенное веками средство упрочения верноподданичества всех граждан и обеспечения их покорности не только силой меча, но и угрозой отлучения от религии и предоставляемых ею преимуществ. До появления христианской церкви как таковой это была самая обычная внутренняя политика большинства государств. Даже ветхозаветный Израиль был сакральным обществом. Верные же Библии верующие считали это отступлением, каковым оно и является. Оно совершенно противоречит Новому Завету, который четко называет церковью сообщество исключительно возрожденных верующих («ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь» — Иер. 31: 34). Эта «политическая целесообразность» Константина создала религиозного монстра, наполненного необращенными гражданами, исповедующими христианство на словах. Истинная христианская церковь отказалась стать частью этого отступнического гибрида и была объявлена вне закона, стала гонимой и загнанной в подполье, где она и выживала в течение последующих двенадцати веков. Эти истинно библейские доктрины, первооткрывателями которых считали себя Реформаторы, были известны и хранимы святыми еще от праведного Авеля, и никогда не утрачивались (Иуд. 3). Более того, если сказать по правде, то реформаторы 16-го века, скорее всего, стали таковыми благодаря влиянию некоторых из этих гонимых «еретиков». В течение тысячи двухсот лет, предшествующих Реформации, восставали многие другие реформаторы, ничуть не хуже реформаторов 16-го века, которые возвышали голос против ложных алтарей Рима, но все они были низлагаемы, ссылаемы или предаваемы смерти. Они не могли сопротивляться могущественному монолиту церкви и государства, скрепленному крещением младенцев. Реформаторские усилия Лютера и Цвингли увенчались успехом лишь по одной причине: политические и экономические волнения и беспорядки в странах, в которых они проповедовали, впервые открыли им возможность привлечь на свою сторону симпатии значительного числа курфюрстов и вельмож достаточно могущественных, чтобы защитить их от челюстей Рима. Поначалу оба эти деятеля имели намерение довести реформу церкви до полного библейского соответствия. Это значит, что церковь должна была состоять только из возрожденных и крещенных по вере, как учит Библия: это они прекрасно понимали. Гонимые и выброшенные за борт общества христиане того времени надеялись примкнуть к этим реформаторам, чтобы получить хоть какую-то передышку, перестав быть вне закона. Но, когда Реформаторы поняли, чего им будет стоить отказ от крещения младенцев, они тотчас дали задний ход. Почему? Если они сократят церковь до подлинных рожденных свыше христиан, то они окажутся тогда с очень малым остатком. Они утратят благосклонность вельмож, которых волновали только политические требования масс. Лишенные защиты меча магистрата, Лютер, Цвингли и Кальвин быстро ушли бы в забвение подобно всем остальным их предшественникам. Но они не ушли в забвение. Подобно Иеровоаму, сыну Наватову, они оценили обстановку и учли реальность. Если они хотят удержать людей и закрепить свою власть, они должны существенно расширить врата и придать этим широким вратам в глазах масс такую спасительность, какую имеют только Тесные Врата. Есть ли что проще, чем пойти по уже проторенному пути, прибегнув к уже знакомому и к тому же действенному приему? Крещение младенцев, учрежденное Константином, укрепившее его власть в Римской империи и питавшее отступничество и все богохульства римского католицизма, стало золотым тельцом протестантской Реформации. Здесь нужно учесть одно: без этого не было бы никакой Реформации. Без этого реформированные церкви не смогли бы стать многочисленными или удержать свою власть над умами. И глупо говорить о принадлежности к Реформатам, отвергая крещение младенцев. Это незыблемое основание и икона всей этой системы. В Англии Реформированная церковь начала свой путь как Англиканская, не отличавшаяся от католицизма почти ничем, кроме того, что власть Папы заменила теперь власть правящего в Англии монарха. Когда протестантка Елизавета сменила на троне свою сестру-католичку в 1558 году, вся власть над Церковью и над Государством, которая прежде принадлежала Риму, теперь стала принадлежать королеве. Акты «О Супрематии» и «О Единоверии» объявляли гражданского магистрата верховным главой Церкви и Государства, а также провозглашали нетерпимость к любой другой религии. Стюарты продолжили эту политику, а «пуристы» (пуритане) горячо их поддерживали. «Доказывать, что клерикальную и гражданскую власть нельзя вверять одному и тому же лицу, – говорил Джон Уитгифт, – значит лишать гражданского магистрата половины его полномочий. Стоит однажды расстроить их единство, и тогда прощай стабильность». От крещения младенцев можно было отказаться только ценой обрушения всей системы. Довод строился на том, что только таким образом можно было сохранить «единство церкви». Библейское повеление «принуди их войти» трактовалось как обращенное к гражданскому магистрату. Люди, которые теперь имели у себя Библию и читали ее, настоятельно требовали расширения реформации и большей свободы совести, и некоторые ее получали, правда, больше по политическим, чем по теологическим соображениям, однако на саму «священную корову» крещения младенцев и на все, что ей так или иначе угрожало, никто никогда не покушался. Дальнейшая реформация (в основном в области церковного управления) проводилась среди пресвитериан и конгрегационалистов в Шотландии, а также среди нидерландских реформатов в Голландии. Однако все эти церкви также не отходили от принципа политической целесообразности, олицетворением и практической реализацией которого было крещение младенцев. Когда Реформированное христианство было экспортировано в Новый Свет, оно столкнулось с огромными вызовами со стороны демократических сил, действовавших в Америке. Однако пуритане Новой Англии оказались отнюдь не более милостивыми к диссентерам и баптистам, чем они были к ним в Англии: они их бичевали, лишали имущества и средств к существованию, бросали в тюрьмы, отправляли в ссылку или казнили. Однако со временем, несмотря на сопротивление пуритан, религия была отделена от Государства и удавка Реформации спала с шеи христианской церкви. Трезвомыслящие христиане, твердо настроенные не руководствоваться ничем иным, кроме как Словом Божиим, освобожденные от тирании Государственной Церкви, приняли библейские учения о крещении по вере и возрожденной церкви. Несмотря на то, что нынешние политические условия не соответствуют истинным целям крещения младенцев в католической и реформатской церквях, они продолжают совершать этот обряд и по сей день. Они бережно сохраняют эту конструкцию, при этом делая все возможное и ожидая того времени, когда они смогут еще раз принудить все общество исполнять требования их религии.
|
|||
|