|
|||
ЗАПАХ. ДРУГИЕ ВОЛЬЕРЫЗАПАХ
Запах в приюте особенный. Его невозможно ни спутать с чем-либо, ни обозначить единым словом. При этом он не противен. В первый раз — ладно, не все поймут; но потом он въедается и не отпускает. Почему? Потому что это и не запах даже. Это воздух, который в приюте перестаёт быть воздухом. Превращается в смесь, в которой сам он — лишь составляющая. Смесь… Шерсть. Сухая шерсть. Мокрая шерсть. Солома. Песок. Пыль. Щебень. Щепки. Гравий. Плесень. Дым. Лай. Карантинная. Когда мы запираем тяжёлые бордовые ворота, Кристинка спрашивает: — От меня приютом не пахнет? И просит её понюхать. «Приютом» — не эвфемизм: она просто называет вещи так, как их только и можно назвать. Даже сменив комбинезон на летящее платье, вы продолжаете его чувствовать. Пусть только вы. С ним вы засыпаете, с ним просыпаетесь. Он у вас в голове.
* * *
Мы раздаём вкусняшки. У меня нет предвзятости к этому слову: собаки его понимают. В одном из вольеров, большом, у боковой стены, — сразу пять собак. Вот таких: Перун — старый, дружелюбный ньюфаундленд; тощий пёс с рёбрами и высоким лбом, как будто лысина: мы с Кристинкой прозвали его Стэтхемом — ну похож, что поделать; девочка Лада — аллергик с извечным воротником и две самые пугливые собаки: может, из-за их пугливости я так и не знаю ни кличек, ни даже пола. Чёрная и белая. Перун с улыбкой берёт крекер; с его зубами в крекере абсолютно нет смысла, но его это не беспокоит. Ему главное — внимание и контакт. Аллергичной Ладе крекеры нельзя. Я в такие моменты проклинаю мир за то, что невозможно объяснить животному, что его не наказывают. Что крекеры и ворот-хомут — это так надо, надо, надо так. Стэтхем дико вертит хвостом и пожирает мои пальцы вместе с печенькой. Он вечно голоден. Чёрная собака берёт крекер довольно деликатно, со взглядом глаза-в-глаза. Но тут же пятится с набитым ртом на свой коврик. Белая лежит в углу — они с чёрной соседи — и косит на меня жалобным острым глазом. Не водит ушами-кочергами и морды не поднимает. Я разворачиваюсь и приближаюсь к нейзадом наперёд. Сажусь, выкручиваю руку с крекером и кладу его прямо у белого носа. Отхожу. Собака не двигается: я должна совсем уйти. Тут встаёт чёрная, наклоняется к ней. Намерение, которого нельзя не разгадать. Я отгоняю: нетушки, ты уже получила. Но белая всё лежит и глядит страдальчески перед собой. История повторяется, я снова вмешиваюсь. У меня с чёрной собакой — ментальный диалог. Она: Ну а чо, всё равно ведь не жрёт, не пропадать же ж! Я: Дык не жрёт не потому, что не хочет. А потому, что я тут! Чёрная огибает меня, выписав полукруг, и смачно прогуливается лапами чуть не по морде белой. — Хули ты делаешь? — У меня рвётся череп от происходящего. Чёрная прижимает уши и рычит. Ложится демонстративно к белой вплотную. Я выхожу из вольера.
* * *
…А ведь «хули ты делаешь» — это, по сути, вопрос к обеим. Белую мне так же хотелось встряхнуть: ау, на тебя наехали! Ну огрызнись ты хоть для приличия!.. Но огрызаться — не её выбор. Она предпочла не приспособиться, а остаться собой. Забитой, мучимой, истерзанной, но — доброй собой. Чёрная и белая — символично до неправдоподобия. Они просто кривое отражение друг друга. А вместе — отражение людей. Их обеих когда-то сломали, сломал убогий ядовитый людской-людской мир. Это всё — оттуда. И ведь можно, можно их вытянуть. Зоопсихолог — нужная и важная профессия. Но что-то остаётся. Это всё равно что приютский запах-воздух, который можно вымыть из оболочки, но не вытравить из себя самого. С ним вы засыпаете, с ним просыпаетесь. Он у вас в голове.
ДРУГИЕ ВОЛЬЕРЫ
В зоомагазине за стеклянной дверью — чихуахуа. Над ним — табличка: привит, кастрирован, в роду такие-то и такие-то личности, цена — сорок тыщ. Чихуахуа лежит на боку, в характерной позе, используемой в команде «Умри! ». Косит стеклопакетным взглядом в зал магазина. Рядом останавливаются две девушки. — Смотри, на игрушку похож! Это звучит умилённо. Страшные, умилённые, страшные слова. В соседнем шкафчике — площадь у них примерно как у аквариумов средней величины — сидит шпиц. У шпица приступ интроверсии, он повернулся мордой к стене и мохнатым задом — ко всему человечеству. Привит, кастрирован, супер-пупер-порода такая-то, сорок пять тыщ. Кристинка ждёт меня снаружи: обычно мы идём в другой магазин, у её станции метро, там нет животных. Сюда она вообще заходить отказывается. «Концлагерь», — говорит. …Когда-то я писала этому магазину письмо: что происходит? Почему они лежат на потном боку и уходят в себя? Жара? Тоска? Нехватка движения и игр? Водка-наркота? (Ладно, последних двух слов я не писала, но они неотступно, голосом Летова, пелись у меня в голове. ) Ответили. Собак утром-вечером привозит-увозит заводчик. Выгуливают специальные люди. И собакам не жарко: вы, наверное, заметили — под потолком аквариума колыхается синяя мишура. Это кондиционер. А на стёклах написано, чтобы люди не стучали и фотиками не пыхали. Всё под контролем, в общем. И я склонна верить. Было бы лицемерием развернуть отношение к магазину на все сто восемьдесят: бывали случаи, когда он конкретно так выручал. Ещё они сотрудничают с благотворительным фондом — отправляют приютам корм и лекарства. Строго говоря, это двойной стандарт: приют и зообизнес разделяет баррикада из сена и колючей проволоки. Но тут грех жаловаться. Нам любая помощьнужна. Словом, нет причин сомневаться, что с аквариумными собаками обходятся настолько гуманно, насколько позволяет система. Но стеклопакетность в взгляде чихуахуа никуда не девается. Ей деться некуда, как соседу-шпицу некуда деться от людей вокруг. Это лазейка, сквозь которую сочатся, сочатся на них тоска и уныние. Они — на виду. …Я забираю консервы, пелёнки, трамбую всё это в пакеты и выхожу к Кристинке, жмурящейся от солнца. Она отбирает у меня один пакет, и мы идём к промзоне.
* * *
— Аля! Прячься!! Прятаться на полигоне некуда, поэтому я встаю в бойцовскую позу и протягиваю руки для обнимашек. И не падаю только потому, что окружили меня с двух сторон: Царь и Марфа. Уважив, облапав и обшерстив меня, они тут же переключаются на другой объект: волонтёра Майю с печеньками. Царь и Марфа — соседи по вольеру, и при знакомстве все удивляются, узнав, что они не родственники: у них один узор на двоих — коричневые этюды на белом полотне. Только Царь гладкий, а Марфа курчавая, и нос у неё чуть лисий. Оба весёлые, разбитные и очень дружные, хоть и во всём соревнуются. — Царь, иди в жопу! — Майя машет руками, отгоняя белую морду от Марфиной порции крекеров. Марфа прекрасно понимает Царёвские настроения — она такая же — и не злится: быстро уминает крекеры и подметает хвостом полигон. — Пофоткай меня с ними, — просит Кристинка. — Если нормально выйдет. Они ещё долго тут дебоширить будут. Фотки нужны для приютского паблика: хоть Царь с Марфой и не щенки — по человеческим меркам им под тридцатник, — шанс на пристройство у них неплохой: подтянутые, интересные, видные собаки. Кристинка переделывает рыжий хвостик, возродив его чуть выше, на макушке, оправляет синий комбинезон — яркий, новый, на смену предыдущему — и принимается за подшефных моделей. Наклоняется над Марфой, чешет курчавый затылок, опускается на корточки, жмурится, тискает обоих и в конце концов ловит Царя и усаживает его перед собой на задние лапы. — Вот мы какие красивые! Самые красивые! Ну как такого не взять!.. Я недавно обчиталась полезной литературы и теперь невольно сканирую сигналы, которые Кристинка подаёт собакам на их языке. Села нос к носу. вызов угроза аларм Наклоняется над Марфиной головой. доминирование угроза аларм Обнимает Царя для фотографии. а это вообще что за штукень тупорылая носом тычут аааааааааа — Ты бы покинологичнее встала, что ли, — говорю. — Знающие люди тебя бы распяли. — Да что ему сделается, если три секунды попози… — отзывается она и захлёбывается от Царёвского поцелуя: улучил момент.
* * *
В каком-то смысле так и есть: фотки нужны для пиара, а тривиальные (неправильные! ) фотки народ любит больше. Да и на Кристинку собаки реагируют точь-в-точь как большинство людей: её нежная, смелая натура подкупает. А родной язык жестов и телодвижений в приюте изрядно выветривается: зачем он тут?.. Но главная причина, почему человечий языкприютские псы принимают взахлёб, — главная причина видится мне в другом. Им не хватает общения. В магазине животные обтыканы взглядами и заляпаны умилениями. Отсюда тоска и уход в себя. Здесь, в приюте, — другая крайность. Здешние — брошены, непрошены, кинуты. Этим всё сказано. И когда приходят волонтёры — полигон светлеет. Да и всё вокруг. Радость. Гулянки. Игрушки. Крекеры. Да крекеры — чёрт с ними: вкусно, невкусно, ты дай, разберёмся. В жизни на десять минут появился смысл. У тех, магазинных — десять минут отдыха от людей, у этих — десять минут людей. Это другие вольеры.
|
|||
|