Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 4 страница



Одно только выполнение ритуалов с помпой и величием не составляет настоящую са̄ дхану. Важно помнить, что практики, выполняемые бездумно и без глубокого чувства, не полезны для истинной духовности. Тапасьйа̄ означает терпеть огонь очищения. Если вы не можете переносить гораздо больше даже, чем тройное страдание (трита̄ па), то это означает, что вы не заняты тапасьйе̄ й. Все чувства и страсти должны быть приведены под полный контроль. До тех пор пока есть даже малейшее несовершенство в вас, будет трудно получить видение Всесовершенного. Попытайтесь установить как свою цель Того, кто одним только жестом поддерживает всю вселенную; и жажда чувственного удовольствия исчезнет сама по себе.

Стоя на морском берегу в мыс Коморин, вы можете наблюдать прилив волны за волной, плес по скалам и разрыву, сливающийся с Бесконечностью – никто не знает где. Этот мир можно тоже уподобить огромному океану. Сколько мириадов существ рождается и умирает в каждое мгновение и куда они идут, когда исчезают с наших глаз, выше понимания человеческого ума. Это постоянное изменение в природе иллюстрирует тот факт, что в реальности рождение и смерть не существуют. Есть лишь Одно Высшее Бытие, которое проявляется в несчётных формах, в бесчисленных видах жизни.

Учитесь видеть красоту в законах природы, ценить их беспристрастную справедливость – и созерцание Творца всего спонтанно пробудится в вас, вы осознаете, что есть лишь Он и ничего, кроме Него.

Многие вешают свои головы в разочаровании, ворча: «Я получил посвящение от Садгуру, но какие успехи я сделал? » Просто подумайте, когда немного чернил пролилось на ткань, сколько времени требуется, чтобы удалить их. Как вы можете надеяться, что толстый слой загрязнения, который затемняет человеческое сознание, очистится в течение нескольких дней или месяцев? Вместо того, чтобы пытаться оценивать, насколько действенна сила Гуру или мантра, вам следует уделить особое внимание предельному старанию. Если комфортабельно расслабляться и не платить цену, духовность не приходит. Тяжёлый и искренний труд необходим, чтобы познать Себя. С безоговорочной верой и нерушимым уважением к указаниям Гуру, продолжайте вашу практику с наибольшей возможной регулярностью и сосредоточением – будьте уверены, успех будет ваш. Те, кто служит дхарме, будут охвачены ею и ведены на стезю дхармы.

По существу нет разницы между «я» пути Самоисследования, «Ты» пути преданности и «я» и «Ты» пути йоги или действия. Те, кто использует свою энергию, чтобы поставить Его на первое и главное место во всех своих мыслях, чувствах и действиях и таким образом продвинуться в сферу, где «я» и «Ты» растворяется в одном, погрузятся в великий океан Бесконечности. Лишь до тех пор, пока вы остаётесь плавать на поверхности, должны быть различия религии, секты и так далее. Но если посредством какого-нибудь способа вы сможете погрузиться в глубины, то можно будет увидеть, что Сущность вещей одна, что Истина и Любовь – одно и то же.

Человек, как паук, плетёт паутину за путиной и делает всё возможное, чтобы держаться запутанным в её сетях на протяжении вечности. Пойманный привлекательностью чувств и заблуждением, он даже не останавливается, чтобы поразмыслить, насколько мучительны постоянно повторяющиеся действие и реакция рождения и смерти. Решите окончательно и раз навсегда, что с нынешней жизнью должно закончиться рабство кармы и, как военачальник, соберите все ваши силы в отчаянной попытке прорваться сквозь пелену ма̄ йӣ ; или, как окружённый гарнизон, простритесь перед Всемогущим и безоговорочно сдайтесь на Его милосердие – и Он Сам обо всём позаботится.

От того, что вам не нравится, вы можете легко отказаться; но почему вы не можете оставить то, что вы считаете неправильным? Старайтесь отличать правильное от неправильного и избегайте греха как яда. В то же самое время развивайте хорошие и правильные желания и склонности путём постоянного созерцания Бога и путём ежедневного выполнения благотворных действий. Вы можете победить мир, но если вы не можете справиться с собой, то будет очень трудно для вас ступать по стезе освобождения.

Умственные склонности и стремления (сам̇ ска̄ ры), накопленные в большом множестве прежних рождений, являются корнем всего рабства. Эти сам̇ ска̄ ры развились посредством действия и посредством действия они снова будут уничтожены. На подобие граммофонной пластинки, структура ума человека была смоделирована его прошлыми действиями, мыслями и чувствами. Когда через отождествление с чувствами возрождаются старые воспоминания, ум действует как граммофонная иголка, способствуя повторению идей, эмоций и действий прошлого. Как посредством непрерывной практики Богоцентрированных действий, мыслей и стремлений, приобретают силу хорошие и прекрасные склонности, в той же самой мере нежелательные будут уничтожены. В конце, точно как огонь исчезает сам по себе после того, как сжигает дотла всё горючее, так хорошие и похвальные склонности ума тоже, в конечном счёте, угаснут сами по себе.

 

«Помните Его, помните Его, день за днём, час за часом, помните Его! » Если постоянно поддерживать поток Божьего имени, дни вашего заключения в этом мире истекут. Что вы работаете для своего подъема, само собой понятно. Но этого недостаточно: где бы вы ни были помещены, зовите других тоже присоединиться к вам. Неустанно умоляйте тех ваших ближних, жизни которых отделены от религии, обратить их мышление к Божественному. Объединитесь с искателями, которые с чистым сердцем стремятся к познанию Бога, попытайтесь присоединиться к ним в их старании; и, кроме того, пусть ваша жизнь будет благословлена и удовлетворена обществом тех, кто по непосредственному знанию знает величие Бога.

До тех пор, пока вы расхаживаете, повторяя внешне: «Всё происходит по Его Воле», это признак, что ваша сильная воля всё ещё очень заметна. Смотрите, когда Его Воля начинает работать в вас, ваша воля сливается с ней таким образом, чтобы сделать невозможным для вас отличить одну от другой. До тех пор, пока у вас есть своя воля, следуйте различным правилам и обрядам Ш́ а̄ стр, которые являются выражениями Его Воли, принимая успех и неудачу с невозмутимостью. Абсолютное предание Божественной Воле является долгом каждого любящего Бога. Таким образом наступит время, когда не останется ничего, что можно назвать вашей волей и когда вы будете переживать всё, внешнее, а также внутреннее, исключительно как игру Всемогущего. По правде говоря, этот удивительный мир не имеет значения, пока вы не осознаете, что по Его Воле все мы продвигается каждый момент к недифференцированному соединению.

Всякую работу нужно выполнять с определённой целью в виду. Бесцельные действия бесплодны и лишены благодати. Один путь познать Его – это молитва и медитация, другими словами, оставить поверхность и проникнуть в святилище. Молитва и медитация действуют как мост между индивидуальным я и Богом, Я всех. Посредством наблюдательности и регулярной практики Присутствия Бога вы должны пытаться установить общение с Ним. Точно как лекарство необходимо, чтобы противодействовать телесным недомоганиям, так созерцание Бога необходимо, чтобы освободить ум от шлака накопленных сам̇ ска̄ р. По этой причине вам следует не только уделять внимание своим духовным упражнениям утром и вечером, но пытаться постоянно увеличивать время и интенсивность своей медитации, точно как вы прилежно посвящаете себя, ища какой-нибудь мирской объект. Кӣ ртана не может оказывать желаемый эффект, если она вне тона и ритма. Подобным образом религиозная практика должна иметь свой регулярный тон и ритм, иначе ум не может стать устойчивым. Самость или Бог непознаваем для обычного ума, но Он неизвестен для нас как сила жизни. Когда человек умирает, вы говорите, что он испустил последний вздох. Если вы используете ритм своего дыхания как поддержку в своей медитации, то это увеличит вашу силу. Поэтому вам следует ежедневно какое-то время сидеть неподвижно в медитативной позе в уединённом месте, обратить ум внутрь и повторять имя или мантру в ритме с дыханием, без напряжения, естественным образом. Когда посредством длительной практики Имя становится запутанно связано с дыханием, тело совершенно неподвижно и ум однонаправленный, вы осознаете, что индивидуальное является частью Одной Великой Жизни, которая наполняет вселенную.

 

ГЛОССАРИЙ САНСКРИТСКИХ СЛОВ

а̄ нанда Блаженство, наслаждение, радость. Блаженство, которое запредельно счастью и печали и не подвергается воздействию того или другого.

А̄ тма̄ истинное Я. Высшее Существование или Бытие, природа которого Самосознание и Самонаслаждение и вне всех проявлений в природе.

Брахмача̄ рьяа̄ ш́ рама. Согласно индуистской системе, человеческая жизнь делится на четыре последовательные стадии или а̄ ш́ рамы, рассматриваемые с точки зрения паломника на духовном пути. Брахмача̄ рьяа̄ ш́ рама – это стадия учащегося, который, как ожидается, ежедневно посвящает какое-то время духовной практике и служению и соблюдает строгий целибат.

джапа Повторение мантры или имени Бога. Джапа может быть голосовой, полуголосовой или умственной. Она может практиковаться либо без ритма либо следуя естественному ритму дыхания. Подсчёт во время джапы может либо совершаться с помощью пальцев предписанным образом либо с помощью чёток.

дхарма Закон бытия. Он означает внутренний принцип религии. Дхарма человека – познать свою присущую Божественность. Дхарма также может означать праведность или долг.

екта̄ ра Музыкальный инструмент с одной струной.

карма Действие, результат действия, а также закон причины и следствия, согласно которому действия неизбежно приносят свои плоды. Карма возникает из индивидуального я, функционирующего в неведении в качестве активного агента. Когда человек познаёт своё истинное Я, карма прекращается для него.

карма-йогин Человек, который посвящает каждое действие как служение Всевышнему Господу. Стремясь к совершенству во всём, что он делает, он всё же равнодушный к плодам его. Это один из путей, которые могут вести к сознающему Единению с Единым.

кӣ ртана Воспевание имён или славы Бога, исполняемое одним человеком или группой людей под аккомпанемент барабанов и цимбалов.

ма̄ йа̄ Высшая Божественная Сила, посредством которой Единый скрывает Себя и появляется в качестве многих.

На̄ макӣ ртана Воспевание Божьих имён.

Садгуру Совершенный Гуру, который показывает путь к знанию Реальности.

са̄ дхака Тот, кто практикует са̄ дхану.

са̄ дхана Духовная практика, совершаемая с целью приготовления себя к Самопознанию.

самнйа̄ са Отречение. Согласно индуистской системе, это последняя стадия человеческой жизни, на которой человек отрекается от семьи, имущества, касты, социального положения – на самом деле от всего, к чему он привязан – и предаёт себя Божественному. Формально бывает двух видов, а именно: вивидиш̣ асамнйа̄ са, которой предшествует чувство отрешённости от мира. Другой – видватсамнйа̄ са, которая преимущественно представляет собой самнйа̄ су, которой предшествует познание Брахмана. В предшествующем нужно соблюдать определённые правила и дисциплины. Последнее есть абсолютная свобода.

самнйа̄ си Тот, кто принял самнйа̄ су.

сам̇ ска̄ ра Впечатление, склонность, психический след, оставленный в уме после какого-либо опыта. Сам̇ ска̄ ры часто переносятся с прежних рождений. Они действуют как семена и имеют свойство прорастать в действие. Они сжигаются, когда сияет Свет знания (джн̃ а̄ на).

сатсанг общество мудрецов, святых и искателей Истины, или действительное физическое общество или, в практическом смысле, посредством чтения священных писаний или жизнеописаний святых. Также религиозная встреча. В своём самом широком смысле практика присутствия Бога.

саттвическаяПракрити (первичная материя) имеет три свойства или аспекты (гун̣ ы): саттва, раджас, тамас. Саттва – это качество лёгкости, гармонии, яркости; раджас – это движение и всё, что вызывает движение; тамас – инертность, тяжесть, тьма. Эти три гун̣ ы непрерывно действуют и влияют друг на друга. Всё, в чём преобладает качество гармонии и лёгкости, называют саттвическим.

тапасьйа̄ Трудности, переносимые с определённым объектом достижения Духовного.

трита̄ па Тройное страдание индивидуума, а именно: а̄ дхибхаутика – телесное страдание; а̄ дхидеивика – страдание вследствие суровости элементов природы, таких как землетрясение, потоп, циклон, и т. п.; а̄ дхиа̄ тмика – умственное и эмоциональное страдание.

Харӣ Бог. Имя Виш̣ н̣ у, поддержателя и хранителя вселенной.

ш́ а̄ стры Священные индуистские Писания.

 

 


[1] Игра слов: Янтра – машина, а Янтрана – страдание.

[2] На бенгали бхас̣ а означает язык и бхаса – плавать.

[3] Игра слов: Ш́ ва̄ са дыхание, Виш́ ва̄ са вера. Префикс «ви» выражает отрицание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.