Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРЕДИСЛОВИЕ 1 страница



В мире нет ничего, что можно назвать новым. Непрестанно вращая колесо времени, старое появляется снова и снова, одетое во всегда новые формы. Это даже более очевидно относительно распространения Высшей Мудрости (ПарамаТатва). Время от времени, выраженные во многих различных путях, на протяжении веков были многочисленные попытки провозгласить Вечную Истину о Едином во многих. Эта древняя Истина (Сатья) всегда очищала и просветляла человеческий ум. К этой категории принадлежит учение, изложенное в «Сад Ва̄ ни». Пусть она приносит Высшую Радость всем своим читателям!

Ш́ рӣ Ш́ рӣ А̄ нандамай̇ ӣ Ма̄, у Святых Стоп которой я сидел, слушая её слова, собранные в этой маленькой книге, сказала: «Поиск Истины становится лёгким для того, кто может быть полностью однонаправленным во всех обстоятельствах, не важно какой путь может быть избран». Хорошо это помнить. То, к чему привязан ум, всегда кажется восхитительным для человека.

Бхаиджи


На поле действия умы людей становятся ослабленными из-за недостатка свободы продолжать свой путь. То же самое правда в сфере религии. Если практик не находит возможности для пространного расширения своего поиска согласно своему индивидуальному темпераменту, то его усилия застоятся в узких ручьях. По стезе, которая была избрана, нужно следовать с большой решительностью, чтобы развить чистоту ума и сердца. Когда перед вами всегда стоит цель как живая реальность, тогда всё, что нужно, придёт само по себе.

Быть привлечённым означает стать преобразованным. Всякий раз, когда вы чувствуете себя привлечёнными к чему-либо, будь это человек, объект или идея, вам приходится жертвовать кое-чем от себя. В точной степени, что вы оставляете, так и получите. Это аксиома жизни. Приобрести всё, не позволив чему-либо уйти, никогда невозможно по той простой причине, что две вещи не могут в то же время занимать одно и то же место. Иначе говоря, без жертвы ничего невозможно достичь. Чем больше сердце становится наполненным любовью к Богу, тем слабее будет усиливаться жажда материальных удовольствий. В тот момент, когда вы становитесь очарованы, и потому преобразованы и вдохновлены Им, ваш ум успокоится. Правда, невозможно быть увлечённым Им, пока Его тяга не будет чувствоваться изнутри; однако необходимо решительное усилие всегда ждать этот опыт. Подобно тому, как бизнесмен всегда поддерживает свою осведомлённость о ценах рынка, так же следует постоянно оставаться занятым духовным исследованием.

Среди ограничения, если выбирать и непоколебимо следовать по одному пути, то узы ограничения отпадут как только вы становитесь полностью сосредоточенными на Цели. Тогда Единый откроется как многие, и многие как Единый. Чтобы быть благословлённым силой достичь Безграничности, нужно начать трудиться в ограниченном.

Пока вы отождествляетесь с телом, необходимо подчиняться правилам и запретам, изложенным в Священных Текстах. Это требует терпения и стойкости. Природа, хотя сама находится в постоянном изменении, никогда не предоставляет помощь кому-либо в его беспокойности.

Десять стадий на Стезе:

Прежде всего, ощущается желание найти Бога.

Вторая: вы начинаете беспокойно жаждать Его.

Третья: стремление к слиянию с Ним становится непреодолимым.

Четвёртая: вы прибегаете ко всем видам умных приёмов для достижения Цели.

Пятая: есть интенсивное желание взлететь на вершины божественного созерцания.

Шестая: в большом обилии проливаются слёзы тоски по Возлюбленному.

Седьмая: вы хотите плавать в океане Блаженства.

Восьмая: день и ночь повторяется Божье имя, чтобы познать Его.

Девятая: забытье себя и пробуждение великой любви к Богу.

Десятая: поиск закончен, достигнуто Самопознание.

Не испытав страдание, присущее механизму жизни в мире, желание познакомиться с Великим Механиком (янтри)[1], который вращает космическую машину, не возникнет в человеческом сердце. Болезнь, горе, лишения, раскаяние и тому подобное, очень необходимы для человека. Подобно тому как огонь постепенно сжигает все отбросы и мусор, так тройное страдание (трита̄ па) очищает сердце человека от всей загрязнённости, и заканчивается ростом целеустремлённости в его поиске Истины. Когда он начинает глубоко сознавать свою слабость и мучиться из-за мысли о своих нежелательных побуждениях и огорчительных характерных чертах, когда несчастья как бедность, тяжёлая утрата, унижение побуждают его чувствовать, что его жизнь бесполезна, тогда и только тогда он развивает настоящую веру и религиозный пыл, и стремится предаться у стоп Всевышнего. Поэтому, страдание следует радушно принимать. Никогда мягкий лунный свет не кажется более успокаивающим, чем после палящей жары летнего дня.

Вы все говорите: «Я хочу найти Бога, я хочу найти Бога». Но на самом ли деле вы ищете Его всем своим сердцем и умом, всем своим существом? Просто понаблюдайте и вы увидите! Если вы серьёзно настроены, то вы непременно найдёте Его. Знаете ли вы по каким признакам можно узнать истинного искателя? Если вы томитесь по Нему как потерпевший кораблекрушение путешественник стремится к берегу, как потерявшая дитя мать тоскует по нему; если вы желаете Его с таким пылом, то вы обнаружите, что Он пребывает с вами каждое мгновение, днём и ночью.

Вы молитесь Ему о хороших вещах этого мира, и вот почему Он дарит вам богатство, семью, друзей, положение и т. д., что побуждает вас забыть настоящее сокровище. Ищите Его исключительно ради Него Самого и вы, несомненно, найдёте Его.

В этой вселенной нет ничего, к чему можно относиться с неуважением или презрением. Он исполняет Свою Божественную Игру бесконечными способами, через бесконечные формы, и в бесконечном разнообразии постановок. Без выступления в качестве многих, как эта Игра может быть поставлена? Разве вы не видите, как свет и тьма, радость и печаль, огонь и вода, запутанно соединены вместе в одной непрерывной цепи? Помните, что духовное старание нужно соединять с чистотой сердца. В той мере, что мы вынашиваем недобрые или ограниченные мысли, мы увеличиваем причину зла в мире. Какая есть необходимость обращать внимание на то, что есть или нет у других? Гораздо лучше быть занятым своим улучшением. Если вы можете развить внутреннюю красоту, и хранить Его, всегда Прекрасного, в славном храме вашего сердца, вы тогда сможете ощущать красоту во всём.

Люди, которые приходят увидеться со мной, иногда говорят: «Надеюсь, моё посещение не должно причинить вам беспокойство? » Это потому что они хотят держаться отдельно от меня такие вопросы сразу приходят на их уста. Просто спросите себя, приходит ли вам на ум такой образ рассмотрения, когда вы хотите увидеться со своим отцом, матерью, братом или сестрой? Вы чувствуете себя свободно в их любящем обществе, и даже если ваше посещение причиняет им какое-то беспокойство, они не заметят его. Если вы поймёте, что это тело принадлежит вам всем, то такое сомнение не возникнет в вашем уме, когда вы приходите ко мне. Куда бы вы ни шли в любое время, идите со всем вашим сердцем и душой, и никто не будет вам казаться чужим. Когда бы вы ни чувствовали себя так, приходите увидеться со мной. Очень радостно видеть всех вас, которые являются проявлениями Единой Высшей Радости.

Поскольку всё в этой вселенной является творением одного великого Отца, потому все являются родными и родственниками. Точно как сыновья и дочери одной большой семьи выбирают различные профессии, посредством которых можно зарабатывать на жизнь, точно как они поселяются и строят свои дома в различных местах, так все люди, хотя в сущности одно, собрались в различные пути и под руководством различных вероисповеданий, в соответствии с потребностями их разнообразных родов деятельности.

Для лечения больного тела существуют многие системы медицины, такие как аллопатия, гомеопатия, аюрведа и другие. Каждый человек пользуется тем методом, который лучше всего подходит ему. Равным образом для лечения человека от больного состояния, которое вызывает вечное повторение рождения и смерти, есть детально разработанные предписания, которые находятся в Ш́ а̄ страх и многие правила и нормы, которые изучаются непосредственно от мудрецов и святых, тем не менее все имеют одну и ту же цель. Различные пути, которыми следуют индуисты, магометане, виш̣ н̣ уиты, ш́ а̄ кты, и т. д., все, в конечном счёте, ведут к порогу Вечного.

На входе на железнодорожную станцию есть много волнения и шума, много толканий и теснения; но как только достигнута правильная платформа, место назначения каждого было определено.

Господин и слуга, хотя отдельные воплощения, по существу одно. Когда Господин в своём безграничном милосердии нисходит в физическое тело, Он становится слугой. Точно как не может быть слуги без господина, так и господин зависит от своего слуги. Таким образом есть вечные взаимоотношения между двумя, настолько, что один не может существовать без другого. Господин является единственным объектом самопосвящения слуги. С другой стороны, господин полностью полагается на служение слуги. Тот, кто в Своей полноте, в Своей целостности является Господином, Он Сам, появляясь в разделении, становится слугой; другими словами, слуга является только частичным проявлением Господина.

Вы столько хвастаетесь, что совершаете служение. Это просто пустой разговор. Настоящими слугами были Хануман, Гаруда и другие подобные им, которые настолько отождествляли себя со своими господами, что у них больше не было независимого существования. Полное покорение себя в служении – это то, что необходимо. Тот, кто неспособен на полное подношение своему Господу всего своего – своего богатства, семьи, друзей, ума, сердца и тела – не может претендовать на то, что его узнают как истинного слугу Господа.

Этот мир можно уподобить барабану лишь с одним музыкантом. Ритмы, которые он издаёт, зависят от Его Воли.

Когда совершается кӣ ртана, разве вы не замечали, сколько людей танцует и поёт в ритм музыки? Но думает ли кто-нибудь об инструментах или их музыкантах? Те, кто проводит свои дни на земле в счастье, которое является лишь крошечным отрывком настоящей Радости, не заинтересованы в познании Его, Источника всякого наслаждения. Ищите Того, кто есть Источник всего. Это настоящая тапасьйа̄ , это настоящая са̄ дхана.

Часто можно слышать, как люди говорят, что ведя жизнь домохозяина невозможно делать духовные успехи. Действительно ли это правда? Сколько возможностей предоставляется домохозяину для практикования религии в ежедневной жизни! Родительское чувство, нежность между братьями и сёстрами, любовь между мужем и женой, почтение и преданность детей к их родителям, товарищеские отношения между родственниками и друзьями, благословения иждивенцев и бедных и страдание, все являются действенными вспомогательными средствами к жизни, которая, в конечном счете, нацелена на Самопознание. Подумайте об этом и вы поймёте! Постоянно метаясь между испытаниями и удовольствиями семейной жизни, иногда в человеке пробуждается дух отречения вместе с отчаянной тоской по Богу: Где это так есть, там у домохозяина есть лучшая возможность, даже чем у многих отшельников, которые оставили дом и семью.

Чего хорошего в том, чтобы говорить: «Я хочу обратить свой ум к Вечному, но не могу это сделать». Когда кто-либо в вашем доме имеет просто обычную болезнь или недомогание, не важно, как заняты вы можете быть, вы сразу обращаетесь к врачу и бегите туда и сюда за лекарствами; или если что-то идёт не так с вашими мирскими делами, подумайте о той большой трудности, которую вы преодолеваете, чтобы исправить это! Но когда вы находите трудность в сосредоточении на Боге, вы сразу сдаётесь, слаживаете руки на колени, говоря: «Я не могу», и ждёте Его Милости. Разве это приличествует карма-йогину? Если однажды вы побудите себя к энтузиазму, вы сможете достаточно хорошо сосредотачиваться. Вы не жалеете усилий, чтобы сделать своё тело здоровым, сильным и красивым; если вы попытаетесь одинаково настойчиво обучать свой ум, вы увидите, как от всего сердца, как пылко растёт ваше стремление. Просто сесть и философствовать – не приведёт никуда; необходимо применять теоретическое знание на практике и заниматься са̄ дханой. Быть однонаправленным во всём, что вы делаете, – само по себе научит вас тайны, как можно достичь цели посредством действия.

Беспокойность, волнение, сомнение, и тому подобное, несомненно, предосудительны; тем не менее именно поиск счастья лежит в их корне. Как ребёнок, бездумно перебегая туда и сюда, не отличая добро от зла, ум всегда ищет радость. Но исчезающие удовольствия этого мира, которые приходят и уходят, не могут надолго удержать ум. Любящее внимание и выговор оба необходимы для обучения ребёнка. Подобным образом нужно обучать ум. Часто бывая в обществе мудрецов, святых и искателей Истины, вынашивая только чистые и благородные мысли и эмоции, слушая религиозные лекции, читая книги мудрости, будет обеспечено правильное питание ума, внутри, а также снаружи. Постепенно вы становитесь свободны от всех беспокойств, пока наконец не найдёте покой в Высшем. На поле битвы нужно придавать особое значение средствам самообороны больше, чем вызывающему нападению. Подобным образом следует быть осторожным, чтобы поддерживать свою защищённость в окопе различения и разумном рассуждении, подкреплённом посвящёнными действиями, которые делают ум Богоцентрированным, чтобы не мог вторгнуться внешний враг в форме стремления к чувственным удовольствиям. Ум является своим другом или врагом, сам ум должен уничтожить своё невежество. Самый лёгкий и наиболее эффективный способ очищения ума состоит в том, чтобы общаться со святыми и искателями Истины и непрестанно призывать Имя Бога.

Люди ищут только внешние возможности и удобства. Они не могут осознать, что до тех пор, пока они только озабочены успехом и неудачей, они просто остаются на поверхности вещей. Пока вы не будете смотреть одновременно внутри и снаружи, Бог не может быть найден. Тело, мирские владения, ваш дом и люди принадлежат к внешнему: медитация на Самости и старание позволить вашему мышлению быть проникнутым Им являются внутренними процессами. Бегать за физическими и умственными удобствами – только усилит привязанность к внешним удовольствиям, и внутри соберётся ржавчина. Вот почему жизнь из жизни должна быть проведена в очищении ума от всего накопленного шлака и загрязнённости. До тех пор, пока вы не можете полностью избавиться от внешних приманок, вам следует по меньшей мере стремиться также обращать своё внимание внутрь, ища Сущность вещей, и медитируя на Того, кто есть Блаженство Вечное.

Постепенно придёт славный момент, когда всё ваше существо объединится в целеустремлённом созерцании и внутреннее и внешнее объединится в одно.

Вы склонны много говорить о саттвической пище. Для этого Тела саттвическая пища означает питаться божественными мыслями и эмоциями и пребывать в осознании Истины или Бога. Если раз в день вы едите совершенно чистую пищу, но остаётесь поглощены мирскими мыслями весь день и ночь, то какая вам польза от саттвической пищи? В ступе ума толочите лекарство Божьего имени или Самоисследования с мёдом чистого стремления и принимайте его. Таким образом возможность правильной диеты, а также необходимых ингредиентов для её действенности, будет предоставлена изнутри.

Пусть всегда ваши стремления будут благородны, уделяйте всё ваше внимание вашей работе; ваш ум и тело тогда разовьют качества, которые вы пытаетесь вызвать саттвической пищей.

Всё принятое посредством чувств является пищей, поэтому будьте внимательны и смотрите, чтобы вы не пристрастились к тому, что вы поглощаете в себя. Старайтесь всегда держать свои потребности под контролем.

По существу есть лишь один внутренний Призыв, но разные религии разработали разные методы, чтобы побудить человека осознавать его. Как только человек пробуждается к нему, тогда больше нет потребности взывать снова и снова. По правде говоря, это не вы призываете Его, но Он призывает вас. Точно как в тишине ночи можно отчётливо слышать звук колоколов и раковин отдалённого храма, именно так, когда посредством глубокой и неразделённой преданности Ему голод чувств утолён, Его призыв найдёт отклик из ваших самых сокровенных глубин и отразится по всему вашему существу. Тогда и только тогда истинная молитва будет спонтанно течь из вашего сердца. Этот божественный Призыв непременно придёт к каждому, ибо Ш́ ива, Вечный Дух, превратился в джӣ вы, чувствующие существа, и каждое создание должно снова преобразиться в Ш́ иву. Точно как вода превращается в лёд, и лёд переходит в воду, так эта игра превращения Ш́ ивы в джӣ ву и джӣ вы– в Ш́ иву продолжается вечно.

В этом мире вы не можете себе позволить никого игнорировать. Каждый человек имеет право на какую-то меру уважения и поддержки от каждого второго. Никому не следует думать, что он имеет бо́ льшую важность для поддержания порядка во вселенной, чем кто-нибудь другой. Без правителя страна не может управляться, с другой стороны не может быть правителя без подчинённых. Каждый непрерывно развивается на пути действия, который был определён ему Творцом. Поэтому считать себя великим, а других малыми из-за какой-нибудь заслуги или престижного положения, которое вы, возможно, достигли, – это серьёзная ошибка. Вместо того, чтобы считать эту огромную вселенную скоплением бесчисленных частиц, рассматривайте её как один неделимый космос, и все различия между высоким и низким тогда исчезнут. Человек, который уважает себя, будет иметь даже больше уважения к другим. Без уважения не может развиться благоговение, а без благоговения не пробудится любовь; когда отсутствует любовь, Господь Любви отступает на далёкое расстояние и Его будет трудно найти.

Все создания в основе едины, ибо вся вселенная является проявлением Единого. Человек, который слышит слово «Гималаи», не видев на самом деле могущественную горную цепь, будет под впечатлением, что это только одна гора, тогда как однажды увидев лично Гималаи, он поймёт, что они состоят из сотен и сотен пиков, растягивающихся на сотни километров, с миллиардами деревьев, животных, птиц, насекомых, с ручьями и водопадами. Подобным образом чем дальше вы продвигаетесь или чем глубже вы проникаете на пути са̄ дханы, тем более ясно будет постигнут Единый, открытый во многих и многие в Едином. В действительности мы всегда пребываем в Едином, но отвлечённые многими мы забываем Его. Шаг за шагом мы учимся ходить, кусок за куском мы утоляем наш голод; отдельные буквы составляют слова, группы дней образуют месяц, а месяцы, суммированные вместе, составляют год.

Вы часто говорите: «Существует лишь Один-без-второго». Это действительно факт, ибо в этой вселенной нет ничего, кроме Единого. Мир состоит из чувственных восприятий. Хотя каждое из пяти чувств открывает разную грань беспредельности Творения, тем не менее их бесконечное движение происходит от Единого, и они снова находят свой покой в Нём. Их весь смысл заключается в выражении Единого. С одной целью перед вами попытайтесь сосредоточить всё ваше внимание на одной форме, одном запахе, одном контакте, или одном звуке, и вы, в конечном счёте, увидите, что всё содержится в этом одном. Вслед за этим вы поймёте, что Единый выступает как многие и что поистине многие есть Единый; вы узнаете, что ничего не существует, кроме Единого.

До тех пор, пока должна использоваться речь, употребляйте ваши слова умеренно. Слушайте и пытайтесь впитывать то, что говорят другие, и лишь когда требует необходимость, произнесите несколько слов, отмерянных в гомеопатических дозах, так сказать. Не замечали ли вы, что где большое количество аллопатического лекарства перестаёт действовать, там несколько капель гомеопатического лекарства иногда творят чудеса. Какое есть скрытое побуждение за говорливостью? Не показать ли превосходство или эрудицию или нанести поражение кому-нибудь аргументом? Сила действия гораздо большая, чем всего лишь слова. Поверхностный разговор и обсуждение не приведёт вас далеко. Практикуйте самонаблюдение и успокойте страсти сердца, и вы увидите, как незначительна склонность разговаривать.

Всегда вглядывайтесь в вышины и продолжайте восходить. Если вы стремитесь к тому, что низко, вы опуститесь в нижний мир. Привыкнув выбирать ровный, лёгкий путь, вы почти потеряли способность стремиться к возвышенному. Хотя вы имеете обыкновение пользоваться возможностями, как они представляются в каждый момент, вы не в состоянии употреблять эту способностью в правильном направлении. Прилагайте непрерывное усилие, чтобы стремиться к наивысшему, и если ваши глаза не могут всегда оставаться обращёнными к небу, вы можете, несомненно, по меньшей мере, держать их устремлёнными прямо вперёд. Смелость подниматься вверх приходит через инициативу и упорство. Вы часто жалуетесь, что тело готово, но ум не сотрудничает, или что ум вполне активен, но тело медлит сзади. Когда это так, вам придётся приступить к работе с неослабной энергией, или ваше падение неизбежно. Что бы вы ни делали, необходима смелость; сама смелость есть сила.

Всегда старайтесь проводить сколько можете времени на открытом воздухе, держа тело настолько обнажённым, насколько это практически возможно. Вглядывайтесь в содержание вашего сердца у высоких гор или на широком океане, и ваши слова будут откровенны и свободны. Если вы не можете ничего другого, по меньшей мере, всматривайтесь в открытое небо всегда, когда имеете возможность. Понемногу жёсткие узлы, которые составляют ваши оковы, ослабятся, и вы обнаружите, что становитесь свободнее. Полностью пробуждённое сознание действует только через неограниченный ум и тело. Быть связанным означает быть ослабленным.

Вы ничего не принесли в этот мир, кроме вашего нагого тела, и однажды вам придётся уйти лишённым всего. Если на протяжении краткого периода, который остаётся между рождением и смертью, вы обременены слишком многими пожитками и предметами роскоши, будет очень болезненно оставлять их после себя. Содержите ваше тело лёгким и ваш ум будет лёгким. Когда и тело и ум легки, тогда легко достичь Освобождения.

Почему вы накапливаете богатство и имущество? Чтобы содержать себя и свою семью. А для кого существует семья? Если вы дадите прямой ответ, вам придётся признать, что для себя. Но если вы спросите: «Какова эта самость? », вы не обнаружите ответ, и ваш ум не приведёт вас никуда далее.

«Кто я? » Как только вы сядете и будете серьёзно размышлять об этом вопросе, вы вскоре обнаружите, что все книжные знания, которыми вы наполняли свой мозг в школе и колледже, и весь практический опыт, который вы приобрели в активной жизни, нисколько не помогают в решении этого вопроса. Если вы хотите обнаружить источник чувства «я и моё», вам придётся изменить весь ход вашего мышления, и уделить сосредоточенное внимание поиску Истины. Всякий раз, когда ум начинает блуждать, его нужно неизменно возвращать к сосредоточению на источнике «я». Это способ, которым можно прийти к Самопознанию (А̄ тма̄ дарш́ ана).

Когда на рассвете вайра̄ гӣ (странствующий аскет) идёт от двери к двери воспевая имя ‘Харӣ ’, тысячи могут слышать его, но сколько на самом деле слушало? Почему так происходит? Многие люди имеют силу слушания, но большинство так увлечено мелодиями мира, что им будет нелегко слушать религиозные песни. Единственный способ противодействовать этому есть джапа (регулярное повторение одного из Божьих Имён, что-нибудь от 10 до 10 000 раз), или посвящать какое-то время каждый день молитве или медитации, поиску Самости, сатсан̇ гу, пению Божьих восхвалений, религиозным лекциям, или какой-нибудь другой практике этого рода. Таким образом механизм тела и ума вскоре настроится на вибрации религиозной музыки и сможет ценить её. Без регулярной практики невозможно овладеть никакой наукой. Подобным образом, для тех, кто стремится к Самопознанию, необходимо непрерывное усилие. Это следует помнить. Точно как часы нужно заводить каждый день, так заведение механизма ума ключом божественного созерцания по меньшей мере раз ежедневно очень поможет в очищении мышления.

Не обращайте внимание на недостатки других. Это затуманивает ви́ дение, оскверняет ум, и прибавляет бремя греха мира. Поэтому старайтесь видеть только светлую сторону вещей во всём, что вы ощущаете. Именно хорошее и прекрасное правдиво и живо, тогда как плохое и безобра́ зное является лишь тенью того, что есть на самом деле. Никто не хочет быть плохим. Когда вы ищете общество других, помните, что вы вышли найти хорошее и прекрасное. По правде говоря, если вы просты и искренны внутри, а также внешне, ваше сердце будет чисто и полно радости, и ваш ум и разум здоров и прилежен. Тогда вы найдёте хорошее повсюду и ничего не будет казаться злым. Только Бог совершенен; никакая личность не может быть свободна от недостатков. Занимаясь практикой видения хороших качеств в других, те же самые добродетели развивайте в себе, ибо как вы думаете, таким вы и становитесь. На самом деле ценить достоинства других даёт гораздо большее удовлетворение, чем даже останавливаться на своём достоинстве. Находить удовольствие в размышлении о своём преимуществе только надует эго и преувеличит недостатки и слабости других.

Лишь тот, кто живёт осознанно, то есть в Самосознании, заслуживает называться человеком. Не являясь сначала действительно человеком, невозможно стать сверхчеловеком. Путём следования социальным и нравственным законам постепенно развиваются человеческие качества, после чего, когда вы становитесь заинтересованы в духовном поиске и ум очищен божественным созерцанием, вы можете выйти вне иллюзии и стать сверхчеловеком. Старание удовлетворить свою настоящую потребность является характерной чертой человека; быть утверждённым в своём истинном бытии – это признак сверхчеловека. Задача человека – удовлетворить свою потребность пробудившись к своей истинной природе; задача сверхчеловека – усовершенствоваться в своём истинном бытии, что подразумевает отречение и всеобъемлющую Любовь. Прежде всего, старайтесь быть настоящим человеком.

Высшая сама Радость. Вот почему цель жизни для всех чувствующих существ есть Радость (а̄ нанда). Всегда давайте и получайте счастье, слушайте и смотрите восхитительное; таким образом вы сможете жить блаженно. Мрачность – это признак смерти, никто во всей вселенной не принимает её радушно. Если ваше сердце охватывает уныние, гоните её от себя силой. Говорите себе: «Почему мне, отпрыску Высшей Радости, чувствовать себя подавленным? » Разве сын богатого человека когда-либо показывает свою бедность? Хотя богатство его родителей может быть потеряно, он останется удовлетворённым в себе, ибо он знает, что он потомок знатной семьи. И вы, внутреннее сокровище которых совершенно невредимо – следует ли вам проводить свои дни как нищие? Можно ли что-нибудь сделать не выпрямив позвоночник? Разве вы не видите с насколько большой энергией люди Запада разговаривают и действуют? Они вложили своё сердце и душу в достижение материального благополучия мира, и всё изобилие и всякий комфорт находится на ладони их рук. Навсегда отгоните из своего сердца всё вроде страха, тревоги или уныния. Где есть радость, инициатива и усердие, там присутствует сама Высшая Энергия (Маха̄ ш́ акти). Учитесь видеть Бога во всех стоящих предприятиях человечества. Если вы сможете делать это, вы перейдёте от материального мира кармы к Реальности, Брахману, что тождественно постижению Высшего Блаженства (Парама̄ нанда).

Поскольку невозможно видеть себя своими глазами, следует охотно слушать, когда другие указывают на ваши ошибки. Это помощь для самопроверки; тогда как слушание чей-либо похвалы не делает ничего, кроме вреда. Позиция большинства людей как раз противоположна этой: им нравится, когда их хвалят, но они очень боятся порицания. В результате они остаются зависимы от похвалы и порицания на протяжении их жизней и вследствие испытывают постоянное разочарование. В мирской жизни необходимо помнить о похвале и порицании. Но на духовной стезе, пока вы не станете безразличны к обоим, вы не сможете оставаться твёрдыми и непоколебимыми. Чтобы развиваться внутренне, нужно сосредоточиться на одной Цели, другими словами поглотиться Единым. Поэтому необходимо развивать действия и состояния ума, которые способствуют однонаправленности, и отстраниться насколько возможно от всех внешних отвлечений.

Одно из Божьих имён есть Чинта̄ ман̣ и (исполнитель желаний). Сначала люди обращаются к Богу, потому что Он исполняет все желания, но постепенно они становятся так поглощены в созерцание Его, что не остаётся места для какой-либо другой мысли, то есть они становятся вдохновлены божественным Присутствием. Нужно тосковать по Богу так глубоко как несчастный человек желает богатства, как бездетная жаждет сына. На протяжении жизненного путешествия храните Его на первом и главном месте в своих мыслях и Он станет вашей единственной целью. Если кто-нибудь может так хранить Его в своём сердце, Он снимет все бремена Своего почитателя и даст ему свободу созерцать исключительно Божественное. Были многочисленные случаи этого не только среди святых и сам̣ нйа̄ синов, но и также среди людей мира. Даже звери, птицы и растения находятся в границах Его Милосердия. Оставляя все заботы в покое, примите убежище в Нём с невозмутимым умом. Держите своего змея летучим ниткой, крепко удерживаемой в вашей руке: ветер сам по себе схватит его и понесёт его взлетающим в небо.

Всякий раз, когда имеете возможность, смейтесь, сколько можете. Благодаря всему этому жёсткие узлы в вашем теле ослабятся. Но смеяться поверхностно недостаточно: всё ваше существо должно объединяться в смехе, как внешне, так и внутренне. Знаете ли вы, на что похож этот смех? Вы просто трясётесь с весельем от головы до стоп, так что невозможно сказать, какая часть вашего тела больше всего затронута. То, что вы обычно делаете, состоит в том, чтобы смеяться своими устами, тогда как ваш ум и эмоции не затронуты. Но я хочу, чтобы вы смеялись всем выражением своего лица, все своим сердцем и душой, всем дыханием своей жизни. Чтобы быть в состоянии смеяться таким образом, вы должны иметь безусловную веру в силу Самости и стараться привести внешние и внутренние части своего существа в совершенное согласие. Не умножайте свои потребности, и не уступайте место чувству желания, но ведите жизнь незапятнанной чистоты. Делая интересы других вашими собственными, ищите убежища у Его стоп в полной сдаче. Вы тогда увидите, как смех, который проистекает из такого сердца, поражает мир.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.