Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хаббард Л Рон 52 страница



Вместо кукол и зверюшек можно дать ребенку карандаш и бумагу. " Нарисуй тетю и дядю. Что они делают? Нарисуй, как тетя плачет" и т. д. Упор при этом следует делать на драматизирующем взрослом, а не на дурном поведении ребенка. Рисуйте с ребенком картинки, играйте в театр. " А тогда ты говоришь... А я тогда говорю... " или просто позвольте ребенку сочинять разные истории о происшедшем. Все это помогает войти в лок.

Такие " увертки" обычно не нужны с ребенком, которому не запрещалось выражать негодование по отношению к родителям. Он охотно обо всем расскажет и разыграет в лицах подслушанную драматизацию или полученную выволочку, если вы поведете себя как заинтересованный зритель и будете побуждать его продолжать " спектакль". Понаблюдав за играющими детьми, вы заметите, что они именно таким образом гасят для себя локи, изображая и передразнивая своих родителей и других взрослых. Вообще, наблюдение за детьми дает прекрасные уроки Дианетики. Ничто не продемонстрирует дианетическую технику так ярко и убедительно, как детские игры. Дети, кажется, отлично знают сами, как гасить свои локи. Ребенок может и будет делать это сам, но для тяжелых локов ему все же обязательно нужна помощь взрослого, которому он доверяет.

Иногда достаточно вопроса: " Из-за чего тебе плохо? " или " Что я такого сказал, чтобы ты себя так почувствовал? ", чтобы найти рестимулирующие моменты в создавшейся в настоящий момент ситуации, снять с нее заряд и вытащить ребенка из произошедшего когда-то лока.

В некоторых исключительных случаях у ребенка может произойти настоящий повторный вызов инграммы при использовании одной только прямой связи. Если произойдет именно такой возврат, доставайте сколько сможете от содержимого инграммы, работая на одной прямой связи, но используйте в разговоре о событии прошедшее время. Затем несколько раз пройдите какое-нибудь приятное событие, до тех пор, пока тон ребенка не станет высоким. Но не побуждайте к такому возврату к инграмме неподготовленного ребенка. Это только напугает его и будет, следовательно, препятствовать возврату в дальнейшем.

Но обычно в предосторожностях такого рода нет нужды. Ребенок сразу же отскакивает в настоящее время, стоит ему только подойти к соматике инграммы поближе.

Если на прямую связь у вас нет времени или почему-то вы не хотите ею пользоваться, ребенка можно вытащить из лока другими средствами. По ребенку довольно легко можно определить, когда он рестимулирован, и каков его тон по тон-шкале. Если тон ребенка опустился до ярко выраженной враждебности, зачастую вывести его из этого состояния можно, просто дав ему возможность разыгрывать драматизацию, пока гнев не выдохнется.

Всем знакомы жуткие кары, которые способен выдумывать ребенок в состоянии фрустации (2): " Я разорву их на куски и выброшу в речку, я заманю их в чулан и запру, и выкину ключ, и вот тогда они пожалеют" и т. д. Если вы поощрите его: " Да? А потом что? " или: " У! Вот это да! Так их! ", то малыш будет еще сколько-то времени продолжать в том же духе, а потом, скорее всего, выскочит из лока и пойдет опять заниматься своими делами.

Если тон ребенка - гнев, позвольте ему гневаться, даже если жертва - вы сами. Позвольте ему излить свой гнев, и он, обычно, быстро пройдет. Если же вы будете пытаться подавить его гнев, он только возрастет и продлится дольше, а весь инцидент останется в сознании в виде лока. Не надо подавлять естественную реакцию ребенка на фрустрирующую ситуацию - это даст выход энергии фрустрации без формирования лока, и, кроме того, выведет его из нее скорее, чем что бы то ни было. Особенно следует избегать в подобных случаях фраз типа " Держи себя в руках", " Последи за собой" и т. п.

Если тон ребенка - страх, дайте ему рассказать о своих страхах, подбадривая и поддерживая, как только можно. Это особенно эффективное средство против ночных кошмаров. Разбудите ребенка, спокойно обнимите его и подержите так, пока плач не утихнет немного, а затем расспросите о том, что ему привиделось и пройдите с ним кошмар несколько раз, пока он не перестанет пугать ребенка. Затем, прежде чем уйти, вспомните с ребенком какое-нибудь приятное происшествие и пройдите его. Если ребенок все еще боится снова уснуть, не оставляйте его одного со своими страхами. Останьтесь с ним и постарайтесь их развеять, побуждая ребенка набраться смелости и рассказать о том, что его пугает, даже если его рассказы займут много времени. Для лечения хронических страхов используйте снова и снова прямую связь памяти, по нескольку минут за один раз, пока не установите, где именно на колее времени расположены локи, ответственные за страхи ребенка, и не ослабите их. Обнаружить рестимуляторы вам помогут выражения типа " то же самое", " такое же". Например, если ребенок боится темноты, спросите: " Что такое же, как темнота? " (" Что для тебя то же самое, что темнота? " ) Если он боится животных, вопрос такого типа заставит его проанализировать свои страхи, и вы, таким образом, ухватите содержимое инграммы или лока. Может быть, у вас не получится с первого раза, но если вы будете терпеливо продолжать расспросы, то скоро обнаружите искомое событие и сможете помочь ребенку пройти его.

Если тон ребенка - скорбь, вопрос " О чем ты плачешь? " поможет ему рассказать вам о своем горе или даже излить его полностью и, тем самым, выйти из лока. В самом деле, очень часто для того, чтобы извлечь ребенка оттуда, достаточно просто дать ему выплакаться. Это особенно справедливо, если вы близки с ребенком, и он знает, что может рассчитывать на вашу поддержку и помощь. Не надо пытаться остановить поток ребячьих слез, просто уговаривая не плакать. Любой, кому хоть немного пришлось побыть одитором, знает, какой урон наносят подобные уговоры. Пройдите с ребенком событие, вызвавшее слезы, спросив его о случившемся и побуждая его рассказывать до тех пор, пока он не засмеется, или же дайте ему выплакаться, обняв его и приласкав. В этом случае - ни слова, только молчаливое выражение любви.

Если ребенок попросту " вредничает", сделался " неуправляемым", извлечь его из лока можно, переключив его внимание, рассказав ему забавную историю, дав книжку с картинками, игрушку или, если перед вами совсем малыш, что-нибудь блестящее. Это старое средство, но с точки зрения Дианетики - самое верное. Если ребенок капризничает, видимо, его тон - скука, а скучно ему потому, что тем, чем заниматься сейчас особенно хотелось бы, как раз и нельзя заняться. Он ищет чего-нибудь новенького - и не может найти. Поэтому, если вы это новое и интересное ему предоставите, его тон поднимется моментально. Но конечно, чтобы привлечь его внимание, не нужно лезть из кожи, тормошить ребенка и назойливо приставать: " Ну погляди, погляди, моя крошечка, какие холесенькие часики! ", а в случае отсутствия мгновенного результата, немедленно начинать совать ему что-то другое. Это только путает ребенка и еще больше снижает его тон, оказывая на него подавляющее действие. Больше спокойствия, плавности в движениях, пусть ваш голос звучит мягко и умиротворяюще, когда вы хотите переключить его внимание на новый предмет. Этого будет довольно.

Если ни одна из этих мер не действует или, допустим, ребенок засел в инграмме слишком прочно и драматизирует постоянно, иногда удается освободить его оттуда и вернуть в настоящее, применив интенсивную физическую стимуляцию, например, в шутку побороться с ним или заняться какой-то другой " физкультурой".

Если вы умеете удерживать его внимание достаточно долго, можно попробовать пройти с ним приятное событие, попросив его рассказать вам о чем-нибудь хорошем, что с ним было. Поначалу он может откликнуться неохотно, но, если вы сумеете поощрить его, то он чаще всего вернется прямо в середину испытанного удовольствия, и после этого его тон немедленно поднимется.

Любого ребенка потихоньку и полегоньку можно приучить к неформальному, не заключенному в строгие рамки процессингу, научив его новой игре во вспоминание. Между прочим, это может служить приятным и полезным занятием во время поездок в трамвае, путешествий, ожидания, в периоды выздоровления и т. п.

В конце концов, непосредственная цель в клиринге сделать достижимой для человека любую деталь его прошлого. Со взрослыми требуются иногда часы и часы, чтобы снова зазвучали их перцептики. А детям от природы присущи прекрасный повторный вызов перцептик и способность немедленно вернуться к событию. Они любят говорить о полученном удовольствии. Большая часть детской болтовни идет о разных чудесных вещах, которые с ними были или, как они надеются, будут. Часто по своей инициативе они начинают рассказ о том, как им было страшно или плохо.

Если вы научите ребенка тому, что игра во вспоминание и возврат - нормальная, естественная и обычная вещь, это очень поможет, когда придет время работать с использованием прямой связи или применять дианетическую помощь. Когда же ребенок достигнет возраста, достаточного для формального, по всем правилам, выслушивания < для формального одитинга>, для настоящих занятий, возврат для него будет уже естественным и привычным действием и, благодаря этому преимуществу, его случай не потребует много времени у одитора.

Учите ребенка проходить приятные моменты, спрашивая его о том, что происходило, когда он был в зоопарке или ходил в бассейн. Если сам ребенок не начнет рассказывать о событиях, употребляя глаголы в настоящем времени, потихоньку перестройте его. Попросите его ощутить воду вокруг себя, почувствовать себя движущимся, увидеть, что происходит, услышать, что говорят люди, как плещется вода. Восстановите все перцептики события так, как вы делали бы это со взрослым. Но не надо настаивать на полном отчете о перцептиках, если вы видите, что ребенок быстро и уверенно проходит событие, рассказывает о нем свободно и, очевидно, вернулся в событие так реалистично, как может. У ребенка нетрудно достичь возврата, и обычно бывает достаточно нескольких вопросов, чтобы восстановить все пережитое. Но не забывайте задавать эти несколько вопросов каждый раз, чтобы выработать у ребенка привычку " выуживать" все свои ощущения.

Познакомить ребенка с этой новой игрой можно, сказав ему любую обычную фразу, вроде: " Давай повспоминаем, как ты... ", " Расскажи мне, как ты тогда ходил в бассейн", или: " Давай поиграем, будто мы снова идем в зоопарк" и т. п. Постарайтесь войти в рассказ ребенка как можно глубже, подстраиваясь к его тону и манере повествования, если у вас это выходит естественно, и выказывайте нетерпеливый интерес к каждой новой подробности.

После того, как вы несколько недель потренируетесь на приятных событиях, можно будет начать гасить локи посредством прямой связи, берясь за те, о существовании которых вы знаете наверняка. " Помнишь, как ты болел в День Благодарения? Расскажи, как было дело. Кто с тобой был? Что он сказал? " Или так: " Давай посмотрим, сумеешь ли ты вспомнить, как тебя тогда около школы перепугала большая собака", и т. п. Занимаясь одними локами, не позволяйте ребенку возвращаться. Держитесь в разговоре формы прошедшего времени. Каждый раз, обработав указанным путем лок, пройдите затем одно-два приятных события.

Если вы продолжаете работу с ребенком, можно начать прослеживать какую-нибудь цепь локов, пытаясь найти первичное отпирание. " Ты можешь вспомнить, как ты испугался в самый первый раз? ", " Что было, когда мама отругала тебя в первый раз? "

После месяца или около того подобной практики, ребенок обычно становится способен к возврату в самые ранние события детства, и вы услышите от него живейшие подробности о его младенчестве. Может случиться, что он выдаст вам нетяжелую инграмму. Пройдите ее так же спокойно и обыденно, как вы проходили с ним локи, и не просите ребенка закрывать глаза.

Когда вы будете проходить с ребенком локи, вы, конечно же, должны дать ему разрядить любое пережитое горе, страх или гнев, не останавливая его, а затем продолжать работу с локами, пока тон ребенка не поднимется до скуки или веселья. Все предосторожности, применяемые при работе со взрослыми, необходимы и с детьми: соблюдайте Кодекс Одитора < см. приложения>, подстраивайтесь к тону события и т. п.

Если ребенок воскрешает прошлое слишком живо, не мешает напомнить ему: " Ты только вспоминаешь, и сам это знаешь. Это все случилось очень давно". С детьми, у которых очень хороший возврат, лучше держаться формы прошедшего времени, пока они не подрастут настолько, чтобы полностью понимать происходящий процесс. Сказанное не относится к приятным переживаниям, их всегда можно проходить в форме настоящего времени.

Когда бы ребенок ни подошел к вам, чтобы рассказать о своих несчастьях, о травме, о том, что его напугало, выслушайте его и пройдите с ним событие несколько раз. Если ребенок уже научен " игре во вспоминание", и знает, что она приносит ему, он сам будет просить пройти с ним событие, когда это ему понадобится или захочется.

Если ребенка, как только он научится говорить, сразу начать учить вспоминать и возвращаться к приятным событиям, нетрудно предсказать, что он будет готов для формальных сеансов уже в раннем возрасте. Критериями для начала формального процессинга служат понимание ребенком значения пренатального периода, знание о том, как происходит рождение, и уверенность в том, что повторное прохождение болезненных переживаний поможет избавиться от них навсегда. Если ребенок готов пережить несильную боль для того, чтобы избежать боли в дальнейшем, можно начинать формальное выслушивание < формальный одитинг>. В случае серьезных нарушений у ребенка, формальные занятия с ним (в связи с этой острой необходимостью) можно начинать и до того, как он осознает эти вещи. При этом для успешного редуцирования инграмм обязательно должна быть установлена очень тесная близость одитора и ребенка.

КРАТКИЙ ИТОГ

Основные принципы дианетического ухода за детьми таковы:

1. Предупреждение появления инграмм у плода путем

должного отношения к будущей матери:

соблюдайте тишину во время ее болезни или

любой травмы; избегайте фраз, формирующих

союзника.

2. Окажите первую дианетическую помощь маленькому

ребенку при незначительных травмах или дайте

ему выплакаться, если этого окажется

достаточно.

3. Гасите локи посредством прямой связи.

Установите связь с событием, попросив ребенка

вспомнить о том, " как это было в последний

раз", или попросив рассказать вам во всех

подробностях, " что случилось такого, от чего

ему стало плохо".

4. Учите ребенка вспоминать и возвращаться на

приятных событиях.

5. Используйте приятные события или другие

способы для вытаскивания ребенка из

локов в настоящее время < если он

застревает в этом локе>.

Все эти средства подготовят ребенка к формальному выслушиванию < формальному одитингу>, позволят провести его легко и быстро, когда оно < он> будет начато < начат>, вычистят большую часть локов до начала формального прохождения событий, а также оздоровят ребенка и сделают его жизнь счастливее.

Глава 7. История одной болезни.

Из отчета одитора.

___________________________________________________________

Примечания.

1. Остеопат - человек, специализирующийся в остеопатии,

лечении различных заболеваний в основном путем

операций на костях и мышцах. В остеопатии

также применяют все виды лекарственной терапии

и физиотерапии. Остеопатия основывается на

концепции, утверждающей, что структура и

функции тела и его органов взаимозависимы, и,

поэтому, любое нарушение структуры ведет к

расстройству функций.

2. Психометрия - измерение длительности, силы, соотношения

друг с другом или иных аспектов психических

процессов, в частности, с помощью логических

тестов.

___________________________________________________________

Преклир - мальчик семи лет. Его привели с определенной целью, а именно затем - чтобы одитор попытался разгрузить хроническую соматику - астму. Мальчик за пять недель получил в целом около трех часов процессинга.

Вот данные, полученные от преклира:

" Когда я вечером очень устану, я ночью просыпаюсь и хриплю. Я от этого сержусь и начинаю колотить брата. А мама говорит: " Сейчас же, сейчас же перестань".

На вопрос: " Как ты себя чувствуешь? " мальчик обычно отвечает: " Нормально. Неплохо. Очень хорошо".

Преклира вернули к тому времени, когда он в первый раз услышал слово " астма". Он обнаружил себя лежащим на диванчике у врача и услышал, как мать говорит: " Как вы думаете, доктор, в чем дело? " Ответ врача: " У него астма. Ему нужен покой". Событие было пройдено несколько раз в ревери и некоторое время с ним работали с применением прямой связи.

Затем преклира направили к более раннему событию, во время которого мать могла сказать врачу (или врач мог сказать матери) что-нибудь об астме или других болезнях. Преклир выудил следующее: ему один год и его мать ему говорит: " Ты больной маленький мальчик, оставайся здесь, тебе нужен покой. Лежи спокойно, и тебе будет лучше".

На вопрос: " Как ты себя чувствовал на диванчике у врача? ", мальчик ответил: " Не так уж хорошо".

В этом месте одитор переключил преклира на грамматическую форму настоящего времени. Событие: мать дает ему что-то выпить и говорит: " Уж я это улажу" (букв. перевод: " Я это закреплю" ).

Преклир отбивается: " Я не хочу пить это лекарство".

Мать смеется: " Это не лекарство. Это густой сок. От него тебе будет лучше".

Преклир ощущает, как он пьет и говорит: " Вот хорошо! "

С эпизодом в кабинете врача преклир входит в контакт несколько раз, на трех разных сеансах.

Из наблюдений за преклиром одитор может с уверенностью утверждать, что общий тон мальчика слегка улучшился (тон 3+ большую часть времени). Его мать сообщает, что он стал лучше ладить с ней, с отцом и остальными членами семьи. Последние два месяца у него не было приступов астмы, хотя, по сведениям одитора, перед началом процессинга они были очень частыми. Когда мальчику случается проснуться ночью с " хрипом", он не так интенсивен, как раньше, и к утру проходит.

У преклира было найдено несколько локов, содержащих управляющие приказы или состоящих из них. Приказ: " Сейчас же успокойся! " - был заложен отцом, когда ребенку было пять месяцев, приказы: " Сейчас же успокойся, и тебе станет лучше" и " Сейчас же оставь свои нашлепки" - матерью (" нашлепки" - означали уши). У ребенка действительно большие уши, и он довольно некрасив. Когда он родился, мать высказалась так: " Мальчик. Боже, но до чего же он безобразный! "

Другие найденные и погашенные управляющие приказы были: " Убавь-ка громкость" (что означало " говори тише" ) (букв. " Уменьши свой об'ем" ) и " Будь хорошим мальчиком". Первый приказ был отдан двухмесячному ребенку, второй - когда ребенку было месяц от роду. Приказ: " сейчас же оставь свои нашлепки" располагался на колее времени ребенка в одиннадцатимесячном возрасте. Банк пренатальных инграмм одитор до этого времени не трогал.

На вопрос: " Что такое астма? " преклир ответил: " Это такая болезнь. Я ее не люблю. Я не хочу ею болеть". На вопрос: " А нужно ли тебе ею болеть? " он ответил: " Нет". На вопрос " Нужно ли тебе хрипеть? " ответ был: " Я все время думаю о том, как хорошо будет, когда я перестану".

Мать сумела вспомнить на прямой связи, что у нее был острый бронхит на четвертом месяце беременности этим ребенком. Лечил бронхит ее друг - остеопат (1). Во время процедур они много разговаривали, перебирали всякие местные сплетни. Она помнит, что сказала: " Я так ужасно кашляю, что боюсь выкинуть. Не представляю, как он может там оставаться. Мне кажется, я его просто выкашляю. У меня в груди все сдавлено".

Во время последнего сеанса с преклиром одитор спросил его, что он чувствует во время приступа астмы, и ответ был: " У меня в груди все сдавлено". Попросив мальчика описать ощущения подробнее, он услышал: " Это как будто на мне сверху что-то тяжелое". Одитор спросил мальчика, чувствует ли он эту тяжесть сейчас, и тот ответил: " Нет, но я могу вспомнить, как это бывает". Одитор попросил описать ощущение снова, и мальчик ощутил давление на грудную клетку. Одитор настаивал, чтобы мальчик только описал боль. Мальчик сказал, что боль была не очень сильная и прошла почти сразу, когда он сказал о ней одитору. Очевидно, что перед одитором был легкий возврат, и затем мальчика сразу вытолкнуло в настоящее время. Ребенок уже устал, поэтому одитор действие " выталкивателя" оставил в силе и занялся прохождением приятного события, с целью ослабить рестимуляцию. С последнего сеанса мальчик ушел, чувствуя себя значительно лучше.

Семь недель спустя одитору предоставилась возможность провести с ребенком короткий сеанс на прямой связи. Мальчик утверждал, что чувствует себя очень хорошо, и уже несколько недель у него не было приступов астмы. Лекарств ему больше не дают, только витамины, а еще он любит мамочку, папу и братика больше, чем когда-либо.

Мать преклира, без предварительных совещаний с одитором и не читав его отчет, сообщает, вкратце, следующее:

" С началом процессинга мой сын, определенно, воспрянул духом. Ему очень нравится психометрическое тестирование (2), и он очень подружился с психометристом. Длительность, интенсивность и частота бывающих у него днем припадков ярости и фрустрации значительно снизились. Это заметил и отец.

" У меня сложилось впечатление, что он выработал у себя какое-то понимание собственных и моих приступов гнева, и иногда терпеливо ждет, когда успокоюсь я! Может быть, это произошло благодаря процессингу, а может быть, благодаря тому, что он все больше понимает различные об'яснения и содержание разговоров, которые слышит дома.

" Однако, с моей точки зрения, самая явная перемена за последние четыре недели произошла в его поведении ночью. Уже несколько лет, как около двух часов ночи он обычно просыпается из-за необходимости помочиться и очистить носоглотку. Начинается это с сердитого плача, и требуется от пяти до тридцати минут, чтобы он проснулся настолько, что мог бы дойти до ванной. Четыре недели назад положение изменилось. Его хныканье будит меня, но когда я вхожу в его комнату, он уже проснулся, идет в ванную, весело болтая, там несколько раз прокашливается и сморкается и отправляется обратно спать. Выдавались даже несколько ночей (кажется, семь), когда он проспал, не просыпаясь, до утра.

" Я не знаю, отнести ли эти изменения на счет двух-трехразовых пятнадцатиминутных занятий в неделю. Он пока сопротивляется дальнейшему выслушиванию < одитингу> и у него был двухдневный несильный приступ астмы, но ночью неприятности прекратились.

" И, конечно же, мое собственное положение все время улучшается. Вспышки гнева стали реже и не такими страшными".

Глава 8. Специальная детская техника.

Детский процессинг протекает в другой форме, чем стандартная процедура, пригодная для взрослых и подростков, и это необходимо и неизбежно. Ребенок не способен достаточно полно осознать значимость дианетического процессинга так же, как он не осознает как следует, почему нельзя лазать на крышу конюшни и что надо избегать сухого сука, если уж лезешь за вишнями в соседском саду. Ребенок располагает весьма ограниченной информацией, поступающей в его мирок из комиксов, телепередач, в результате постоянного поиска удовольствий, а также в результате постоянного стремления избежать боли. В самом деле, очень немногие дети понимают, какую пользу принесет им прививка от оспы, что претерпев булавочный укол сейчас, впоследствии они избегнут ужасной болезни. Дети видят булавку и чувствуют вот эту, сиюминутную боль; завтрашний день еще когда будет, а они не могут видеть и чувствовать завтра, а не сейчас.

Ребенок может удерживать внимание очень недолго. Новый игрушечный джип займет его, самое большее, на несколько часов, а потом он должен будет поискать себе чего-то другого. Простейшее поручение - сгрести листья, даже с наградой в виде сияющей монетки в 25 центов, будет им легко забыто, если подвернется что-то новенькое. Будущее еще не наступило, а новое развлечение - вот оно, здесь. Кроме того, папа иногда заставляет класть заработанное в копилку, воспитывая похвальную бережливость, а скажите, зачем тогда надрываться, бросать игру с товарищами, чьи родители более снисходительны? Чего стоит обещание, что за год на четвертак нарастет один цент, по сравнению со счастьем об'ехать целый квартал на педальном автомобильчике соседа?

Общение ребенка с окружающими его взрослыми страдает от недостатка общих для обеих сторон реальности. Снова и снова родители опровергают то, что ребенок считает истинным. Он не сомневается в своей правоте, а родители заставляют его принять их версию: " Ну, Билли, конечно же это не так! Мама лучше знает! " Ребенок постоянно сталкивается с тем, что мама знает абсолютно обо всем на свете, о чем надо знать, а поэтому, когда то, что он считает верным, мама без тени сомнения об'являет несоответствующим действительности, он не может не прийти в крайнее замешательство. Если к маме присоединится папа, то реальность в мире ребенка (то, что он считает реальностью) сужается еще больше.

Круг его знаний ограничен его возрастом. Он уже знает родной язык, хотя бы до некоторой степени, и только что научился ассоциировать слова и фразы с различными реалиями окружающего мира. Но одному он научился прекрасно - избегать боли. Если процессинг организован так, что ребенку приходится раз за разом проходить неприятные события из своего прошлого и воспринимать заново болезненные переживания, сопутствовавшие им, то недалек тот час, когда сам процессинг превратится для него в болезненное переживание и ребенок начнет избегать его.

Учитывая то, что об'ем внимания ребенка ограничен, что ему трудно общаться так, как общаются взрослые, и что образование его недостаточно, необходимо приспособить стандартную процедуру к особенностям его возраста. Самое необходимое в детском процессинге терпение одитора. Чтобы не выходить из себя из-за того, что Бетти не делает то, что она, по вашему мнению, должна делать, помните - вам потребуется много часов работы, чтобы загладить один-единственный взрыв раздражения.

Поговорим, например, о пятилетнем ребенке. С его точки зрения взрослые, наседая со всех сторон, травили его всю его короткую жизнь. Обеспечьте ему в первую очередь постоянное занятие, полезное для него с образовательной и с воспитательной точек зрения. Затем позаботьтесь о том, чтобы каждый день в определенные часы ребенок мог делать все то, что ему хочется, за исключением издевательства над животными и порчи чужих вещей. Если он хочет, чтобы в это " Биллино" время вы были рядом - прекрасно.

Проводите эти час или два с ним и делайте все, что он попросит (в пределах разумного, конечно). После того, как новшество приживется, он начнет использовать " свое" время для расспросов об окружающем мире. Вы должны отвечать на его вопросы обдуманно и точно, не важно, что это будут за вопросы. В частности, очень неверно с вашей стороны было бы встречать в штыки невинное детское любопытство, касающееся половой жизни: " Сейчас же прекрати болтать всякую дрянь! " Нет, ответьте ему полно и в доступной форме. Иногда ребенку захочется провести " свое" время у вас на руках, а в особых случаях он может потребовать и бутылочку с соской. Не говорите ему, что " это не дело", что он " уже слишком большой". Дайте ему рожок, возьмите его на ручки и пусть сидит, пока ему самому не надоест.

Может быть, он пожелает разыграть в лицах семейные неурядицы, инсценировать недавнюю родительскую ссору. Превосходно. Примите участие, делайте то, что он скажет. Часто такой " спектакль" ослабляет многие локи, сформированные неприятными переживаниями, причем не только у ребенка, но и у вас, родителей, если вы являлись участником ныне изображаемых событий. Если ребенок увидит, что с тем, как именно он использует " свое" время, не связаны никакие дальнейшие неприятности, он обязательно воспользуется возможностью подробно пройти травмировавшие его события, и после такого игрового возврата они, чаще всего, перестают его беспокоить.

Проведя несколько таких занятий, спросите ребенка, о чем он хочет узнать от вас или поговорить с вами. Дети любят показать, что они ужасно независимы. Позвольте ему проявить независимость, дайте простор его самоуважению: пусть он сам, на своем языке об'ясняет вам различные вещи, вызовите его на это. Если вы завоевали его доверие. То, дойдя до слова, в значении которого он сомневается, он вас о нем спросит. Иногда дети спрашивают о том, что уже знают сами с недавних пор, выдавая свое тайное желание блеснуть познаниями или обсудить предмет. Задайте вопрос: " А сам-то ты что об этом думаешь? " - ребенок только этого и ждет.

В " его" время не спрашивайте, почему случилось то или иное, спрашивайте, что случилось. Почему - об'ясните сами. Давая ребенку информацию, используйте логически неоднозначные ее оценки (это так; может быть, это и так; это не так) сами и научите ребенка их использовать. Вступая в обсуждение предмета, не выносите приговоров, позвольте ребенку решать самому, и не говорите ему, что он неправ. Если вы чувствуете, что он пришел к абсолютно ложному заключению, оставьте возражения при себе, сберегите их, пока вам не представится случай задать наводящий вопрос, дать правильные об'яснения или сведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.