|
|||
Хаббард Л Рон 32 страница" Эх, молодость, - вздыхает человек средних лет, - если бы у меня опять появился твой вкус к жизни! " Что же притупило этот вкус? Жизнь начинает восприниматься не столь красочно, как раньше, когда сознание человека ослабевает. В точном соответствии с ослаблением сознания человека ухудшается его видение мира. Способность воспринимать окружающий мир и способность делать точные выводы о нем - это, в сущности, одно и то же. Очки - признак ослабления сознания. Зрение нуждается в " подпорках", чтобы заставить мир выглядеть ярче. Утрата способности быстро двигаться, бегать, как в детстве, - тоже ослабление сознания и снижение общего уровня способностей. Полная бессознательность - это смерть. Полубессознательное состояние - полусмерть. Бессознательность на четверть - на четверть смерть. И по мере накопления боли, сопутствующей жизни, если не накапливаются удовольствия, человек постепенно уступает в состязании со смертью. В конце концов наступает физическая неспособность видеть, мыслить и существовать, известная как смерть. Как человек накапливает эту боль? И если он сможет избавиться от нее, вернется ли к нему полное сознание и правильное яркое представление о жизни? И есть ли способ избавиться от нее? ГЛАВА 4. О НАШИХ УСИЛИЯХ ДОСТИЧЬ БЕССМЕРТИЯ Физическая вселенная * (физическая вселенная: вселенная материи, энергии, пространства и времени. Это - вселенная планет, их скал, рек и океанов, вселенная звезд и галактик, вселенная горящих солнц и времени) состоит из четырех элементов - материи, энергии, пространства и времени. Как известно из ядерной физики, материя состоит из таких энергетических частиц, как электроны * (электрон: частица материи с отрицательным электрическим зарядом) и протоны * (протон: частица материи с положительным электрическим зарядом). А энергия и материя существуют во времени и пространстве. Все это очень просто. Как бы это ни было, нет необходимости особенно углубляться в детали, чтобы понять, что вселенная, в которой мы живем, состоит из простых вещей, которые соединяются и перестраиваются, производя различные формы и проявления. Бетонный тротуар, воздух, мороженое, короли и чеки на получение зарплаты, грузчики состоят из материи, энергии, пространства и времени. А в состав живых существ входит еще один компонент - жизнь. Жизнь - особый вид энергии, которая подчиняется определенным законам, - она же похожа на обычные для нас виды энергии например, электричество. Но, все же, жизнь - это энергия, и она обладает некоторыми особыми свойствами. Жизнь имеет способность собирать и организовывать материю и энергию в пространстве и времени и оживлять сие. Жизнь берет немного материи и энергии и создает организм одноклеточное животное, дерево, белого медведя или человека. Затем этот организм, движимый энергией, которая называется жизнь, в свою очередь воздействует на материю и энергию в пространстве и времени, и уже сам соединяет и оживляет материю и энергию, создавая новые объекты и формы. Можно сказать, что жизнь занята завоеванием физической вселенной. Важнейшей движущей силой энергии, как мы уже говорили, является выживание. Чтобы осуществить выживание, жизнь должна не прекращать борьбу и побеждать в своем завоевании физической вселенной. Когда жизнь или какая-нибудь форма жизни прекращает это завоевание, она прекращает выживать и умирает. Здесь перед нами разворачивается гигантская схватка. Энергия жизни против материи, энергии, пространства и времени. Жизнь против физической вселенной. Борьба между ними грандиозна. Хаотическая, неорганизованная физическая вселенная, у которой только сила, сопротивляется завоеванию жизнью, организующей и настойчивой, несущей разум. Жизнь познает законы материи, энергии, пространства и времени, составляющих физическую вселенную, и затем поворачивает эти законы против самой физической вселенной, чтобы развить свое завоевание. Человек затратил много времени, изучая, сколько мог, физическую вселенную по таким наукам, как физика * (физика: научное исследование свойств и взаимодействий материи и энергии) и химия * (химия: научное исследование веществ и их элементов, а также характера их реакций между собой, когда они соединяются или вступают в контакт друг с другом), но, что даже еще важнее, по ежечасной борьбе жизни против этой вселенной. Не думайте, что одноклеточное не проявляет знания действующих правил жизни. Проявляет. Какая нужна изобретательность, чтобы организовать определенные химические вещества и солнечный свет в живое единство! Биолог * (биолог: специалист в биологии (научном исследовании жизни и структуры живых существ) останавливается в благоговении перед организаторским искусством мельчайших живых клеток. Он изумленно взирает на эти сложные точные организмы, эти микроскопические единицы мира жизненных форм. Но даже биолог не может поверить, что все это возникло случайно. Таким образом, есть жизнь, жизненная энергия, не совсем похожая на энергию физической вселенной. И есть жизненные формы. Жизненная форма, или организм, как например живое человеческое тело, состоит из жизни и материи, энергии, пространства и времени физической вселенной. Мертвое тело состоит из принадлежащих физической вселенной материи, энергии, пространства и времени без жизненной энергии. Жизнь побывала там, сорганизовала, а затем удалилась из организма, - действие, известное нам как цикл зачатия, рождения, роста, упадка и смерти. Хотя есть ответы на вопросы, куда жизнь направляется, удаляясь из организма, и что она после этого делает, сейчас нам нет нужды углубляться в это. Для живого организма важно, что он стремится выжить, подчиняясь общему усилию жизни в целом, и что для этого он должен добиться успеха в своем завоевании физической вселенной. Проще говоря, жизнь должна сначала накопить достаточно материи и энергии, чтобы создать организм - такой, как тело человека - и затем должна связать этот организм с дружественными и сотрудничающими организмами - например, с другими людьми - и должна продолжать добывать материю и энергию для пищи, одежды и крова, чтобы поддерживать свое существование. Кроме того, она должна делать еще две совершенно определенные вещи, которые столь же важны для выживания, как и необходимость в союзниках, пище, одежде и крове. Жизнь должна получать удовольствие * (удовольствие: дианетика считает, что организм, стремящийся к выживанию,, получает удовольствие в результате действий, способствующих выживанию, и от движения к целям выживания). Жизнь должна избегать боли. Жизнь активно стремится прочь от боли, которая является невыживанием, разрушением и самой смертью. Боль предупреждение о не-выживании и потенциальной смерти. Жизнь активно стремится к удовольствию. Удовольствие можно определить как действие, направленное на достижение выживания. Высший предел удовольствия - бесконечность выживания или бессмертие. Эта цель недостижима для физического организма (но не его жизни), но все же организм к ней стремится. А счастье можно определить как преодоление препятствий на пути к желаемой цели. Любая желаемая цель при ближайшем рассмотрении оказывается ведущей к выживанию. Слишком большая боль препятствует выживанию организма. Слишком большое число препятствий между организмом и его выживанием приводит к не-выживанию. В связи с этим можно отметить, что ум * (ум: командный пункт деятельности; образован для разрешения проблем и исследования вопросов, связанных с выживанием, и только выживанием) занят тем, что рассчитывает или воображает пути и средства, при помощи которых он избежит боли и достигнет удовольствия, и воплощает некоторые решения в действия. К этому сводится вся деятельность ума: он воспринимает, исследует и решает проблемы * (проблема: определение проблемы - намерение против намерения или два или более противоположных или конфликтующих взгляда на один и тот же предмет), связанные с выживанием организма, будущих поколений, группы, жизни и физической вселенной, и исполняет решения. Если он решит большую часть возникших проблем, то организм достигает высокого уровня выживания. Если уму организма не удается решить большинство проблем, то организм терпит поражение. Ум, таким образом, определенно связан с выживанием. И здесь имеется в виду ум в целом, не только мозг. Мозг - структура. Ум же можно считать цельным существом, смертным и бессмертным, определенной " личностью" организма со всеми ее свойствами. Поэтому, если ум работает хорошо, если он решает те проблемы, которые он должен решать, и если он осуществляет свои решения в правильных действиях, то выживание организма надежно обеспечено. Если же ум не работает хорошо, то выживание организма ставится под вопрос и вызывает сомнение. Ум человека, таким образом, должен быть в отличном состоянии, чтобы обеспечить наилучшую гарантию выживания самого этого человека, его семьи, будущих поколений, его группы и жизни как таковой. Ум стремится гарантировать и направлять действия, ведущие к выживанию. Он ищет выживания не только для организма (" Я" ), но и ищет его и для семьи, детей, будущих поколений и всей жизни. Однако, он может быть притуплен * (притуплять: делать менее эффективным) по некоторым из этих направлений. Ум может быть притуплен в отношении выживания самого организма (" Я" ), но в то же время хорошо действовать ради выживания будущих поколений. Он может быть притуплен в отношении группы, но очень активно воспринимать свою ответственность за организм (" Я" ). Чтобы работать хорошо, ум не должен быть притуплен ни в одном направлении. Чтобы хорошо работать, ум должен видеть себя способным управляться с физической вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени, в пределах потребностей организма, семьи, будущих поколений, групп и жизни. Ум должен быть способен избегать боли и обеспечивать удовольствия для самого человека, будущих поколений и группы, а также для самой жизни. Если ум оказывается неспособным избегать боли и находить удовольствия, то терпят поражение зависящие от него организм, семья, будущие поколения, группа и жизнь. Неудача одного организма в группе, неспособность его правильно решить задачи выживания, является частичной неудачей для всей группы. Поэтому, " Не спрашивай, по ком звонит колокол; он звонит по тебе! " Жизнь - взаимозависимое, сотрудническое усилие. Каждый живой организм играет свою собственную роль в выживании других организмов. Когда дело доходит до мыслящего ума, подобно человеческому, то организм должен иметь способность действовать независимо ради собственного выживания и выживания других. Чтобы достичь этих целей, однако, ум должен быть способен осознавать решения, которые являются оптимальными не только для него самого, но и для всех других факторов, участвующих в его выживании. Таким образом, ум одного организма должен достичь соглашения с умами других организмов, чтобы все могли выживать до самого высокого по возможности уровня. Когда ум теряет остроту, притупляется, он начинает плохо просчитывать решения. Он утрачивает ясное представление о своих целях. Он не уверен в том, что же он действительно намерен делать. И это повлияет на выживание других организмов, будет препятствовать ему. Такой ум может посчитать, например, что он должен выживать только сам по себе, что важно только индивидуальное существование и пренебречь выживанием других. Эта деятельность ведет к не-выживанию. Она крайне аберрирована. Ум, который начинает выживать только для себя и начинает унижать и силой подчинять себе другие организмы, прошел уже большую часть пути к своей смерти. Это ум, который жив меньше, чем на половину. Он владеет менее чем половиной своего действительного потенциала. У него плохое восприятие физической вселенной. Он не осознает, что его выживание зависит от сотрудничества с другими. Он утратил свою приверженность выживанию. Этот ум уже уходит к смерти, прошел свой пик, он проявит инициативу и предпримет действия, которые приведут к его собственной смерти. Жизнь, большая всеобъемлющая жизнь, находит применение смерти организма. Когда организм больше не может хорошо исполнять свое назначение, в план жизни входит убить его и заново вложить свой капитал в новый организм. Смерть - это действие, осуществляемое жизнью для избавления от устаревших, не отвечающих новым условиям, нежелательных организмов, чтобы новые организмы могли рождаться и процветать. Сама жизнь не умирает. Умирает только физический организм. Очевидно, что даже личность * (личность: отдельный человек как личность - это осознание единицы осознания, и осознание единицы осознания есть лицо) не умирает. Смерть тогда, по истине, - это ограниченное понятие, которое относится только к физической части организма. Жизнь и личность, очевидно, продолжаются. Физическая часть организма прекращает функционировать. И это есть смерть. Когда организм достигает точки, в которой он лишь наполовину сознателен, когда его восприятие составляет лишь половину должного, когда он функционирует лишь вполовину своих возможностей, начинается его смерть. С этого момента организм предпримет действия с целью ускорить смерть. Он действует " бессознательно". Но, в своем аберрированном состоянии, такой ум будет приносить смерть также и другим организмам. Итак, полусознательный организм представляет угрозу для других. Здесь и человек, подверженный несчастным случаям, и фашист * (фашист: человек, который верит в фашизм или осуществляет на практике идеи фашизма (Система госуправления, которая характеризуется жесткой однопартийной диктатурой, насилием в подавлении оппозиции, частным предпринимательством под централизованным госконтролем, воинствующим национализмом, расизмом, милитаризмом и т. д. ), и человек, который стремится господствовать, и эгоист, и своекорыстный карьерист. Здесь уходящий к смерти организм. Когда организм достигает точки, в которой он жив лишь на треть, на треть сознателен, воспринимает только треть того, что мог бы, жизнь еще более ускоряет смерть этого организма и окружающих его. Здесь самоубийство, хронически больной человек, отказ от еды. Организмы, повернувшие к смерти, иногда умирают в течение многих лет, поскольку такого рода организм испытывает подъемы и еще сохраняет какие-то желания продолжать жить. И другие организмы помогают ему жить. Его несет волна жизни, хотя его основная направленность - к смерти, смерти для других, смерти для себя и смерти для окружающей его физической вселенной. Общество, большая часть которого направлена на выживание, не замечает или отказывается признать смерть и стремление организмов к ней. Общество принимает законы против убийства и самоубийства. Общество строит больницы. Общество несет людей такого рода на своей спине. И общество не желает слышать об " эвтаназии" или " милосердном убийстве". Организмы, которые прошли половину пути к смерти, прибегнут к чрезвычайным мерам и средствам, чтобы принести смерть другим организмам, вещам, самим себе. Здесь мы имеем Гитлеров, уголовных преступников, невротиков * (невротик: человек, который из-за своих аберраций приносит вред, главным образом, самому себе, но не доходит до самоубийства), совершающих разрушительные действия. Доверьте человеку, прошедшему эту точку, управление автомобилем, и этот автомобиль может попасть в аварию. Дайте ему деньги, и эти деньги уйдут на приобретение вещей, вредных для выживания. Но мы не должны, подобно газетам, односторонне драматизировать происходящее, забывая о главном. Действия, ведущие к смерти и стремление к ней становятся заметны, только когда они открыто проявляются. Однако, они наиболее опасны в своих непроявленных формах. Человек, прошедший серединную точку, постоянно приносит смерть в мелочах вещам и людям. Дом, оставленный неприбранным, пропущенные встречи, неряшливая одежда, злые сплетни, постоянные придирки, критика других " ради их собственного блага": это все энтурбуленции, которые приносят неудачу, а слишком много неудач приносят смерть. И не следует думать, что серединная точка означает середину жизни. Она означает, что человек полусознателен, полужив, его восприятие и мышление действуют лишь наполовину или меньше своих возможностей. И ребенок может быть сапрессирован *(сапрессировать: раздавливать, подавлять, умалять) до этого уровня своими родителями и школой. Что и говорить, дети довольно часто опускаются ниже этой серединной точки, настолько велико бывает их поражение в борьбе с окружающим миром, с жизнью. Возраст - не критерий. Критерий - физическое здоровье. Самым важным признаком того, что кто-то прошел свою серединную точку, является его физическое состояние. Ее прошли страдающие хроническими заболеваниями. Следовательно, чтобы создать безопасное общество, чтобы избавит общество от смертоносных для него факторов, необходимо найти какие-то средства либо уничтожения людей, несущих ему смерть - Гитлеров, безумных, преступников, - либо спасения их и возвращения им состояния полного сознания. Полное сознание означало бы полное признание своей ответственности, понимание своего отношения к другим людям, заинтересованность в благе для себя и для общества. Как этого можно достичь? Если бы вы смогли достичь этого, вы бы подняли общественное устройство до высот, доселе недостижимых. Опустели бы тюрьмы и психиатрические больницы. Мир стал бы слишком рассудительным, чтобы вести войны. И благосостояние пришло бы к людям, у которых раньше не было средств к нему. И счастье узнали бы люди, никогда не испытывавшие его. Вы смогли бы укрепить добрую волю и стремление к созиданию у всех людей и общественных устройств - если бы вам удалось восстановить их жизненную силу. Прежде чем узнать, как же ее восстановить, надо знать, как происходит ослабление сознания, жизненной силы и воли к жизни. ГЛАВА 5. О ПОВЫШЕНИИ НАШЕГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ Организм сапрессируется в сторону смерти под действием боли, которая в нем накапливается. Боль при сильном общем шоке * (шок: человек может так резко, неожиданно и низко опуститься по эмоциональной шкале, что это может привести к смерти. Это и называют шоком. ) организма вызывает мгновенную смерть. Боль в небольших дозах на протяжении жизни постепенно сапрессирует организм к смерти. Что же такое боль? Боль - это предупреждение о потере. Это автоматическая система сигнализации об опасности, встроенная в живой организм. Она предупреждает организм о том, что какая-то его часть или весь он находятся под действием стресса, и что организму нужно предпринять какие-то действия или умереть. Сигнал, подаваемый болью, означает, что организм находится в непосредственной близости от разрушительной для него силы или объекта. Не обратить внимания на боль значит умереть. Боль - это кнут, который отгоняет организм от горячей плиты, мороза; боль - это опасность не-выживания, наказание за ошибки в попытках выжить. И всегда боль - это потеря. Ожог на пальце означает, что тело человека лишилось клеток на поверхности этого пальца. Они умерли. Удар по голове означает смерть для кожи головы и других клеток в месте удара. Таким образом весь организм получает предупреждение о близости источника смерти, и он пытается удалится от него. Утрата близкого человека - также потеря в выживании. Потеря какой-то вещи - также потеря части потенциала выживания. Поэтому человек ошибочно считает одним и тем же и физическую боль, и утрату организмов и предметов, связанных с выживанием. Отсюда такое явление, ка " душевная боль". Но жизнь, в своей непрестанной борьбе с физической вселенной, не терпит неудачников. Организм, который из-за своего безрассудства получает слишком тяжелый удар и впадает в бессознательность, остается поблизости от причиняющего боль объекта. Если ему столь явно не удается выживать, - это и есть не-выживание. Бессознательность, которую человек испытывает в результате удара или болезни, - сокращенное изображение того, что происходит на протяжении жизни. Есть ли разница, кроме времени, между этими двумя вещами? Удар, приводящий к бессознательности, которая приводит к смерти. Удары, накапливающиеся в течение жизни и приводящие к постепенному ослаблению сознания, что приводит в конечном счете к смерти. Второй процесс медленнее, чем первый. Одно из основополагающих открытий дианетики состояло в том, что бессознательность и вся связанная с ней боль хранится в определенной части ума, и что эта боль и бессознательность накапливаются до тех пор, пока не поворачивают организм к смерти. Еще одним открытием дианетики было то, что эту боль можно убрать, " стереть" с полным восстановлением сознания и возвращением способности к выживанию. Другими словами, с помощью дианетики стало возможным устранять с годами накопившуюся бессознательность и боль и восстанавливать здоровье и жизненную силу организма. Накопление физической боли и потерь приводит к ослаблению сознания, ухудшению физического здоровья и ослаблению воли к жизни до такой степени, что организм начинает активно, хотя нередко и скрытно, искать смерти. Сотрите или устраните физическую боль, потери на жизненном пути, - и жизненная сила возвратится. Энергия жизни и стремления к более высоким уровням выживания и есть сама жизнь. Опыт показал, что тело человека обладает исключительной способностью самовосстановления после удаления из его памяти воспоминаний о боли. Кроме того, было выявлено, что до тех пор, пока боль хранится в памяти, лечение так называемых психосоматических заболеваний, таких, как артрит, ревматизм * (любое из ряда заболеваний, вызывающих боль в суставах, мышцах, тканях) дерматит * (дерматит: воспаление кожи) и тысячи других, не может дать постоянных результатов. Психотерапевты * (психотерапия: лечение умственных расстройств посредством психологических (относящихся к душе и ее деятельности) методов), не зная о хранении боли в памяти и о ее влиянии, давно заметили, что можно избавить пациента от какой-то одной болезни, но сразу же появится другая и психотерапия стала пораженческой * (пораженец: человек, который ожидает поражения или слишком легко принимает поражение) школой, потому что не могла добиться никаких устойчивых положительных результатов у аберрированных и больных людей, даже когда ей удавалось достичь некоторого облегчения их состояния. Поэтому всякие усилия по восстановлению жизненной энергии и здоровья людей стали вызывать недоверие - ведь причина, по которой они нездоровы и неспособны достичь успеха, оставалась невыясненной и недоказанной. С приходом дианетики появилась возможность искоренить аберрацию и болезнь, поскольку стало возможным искоренить или устранить боль из банков, которые служат для хранения боли в теле. И новая боль при этом не добавляется, как при хирургическом лечении. Сознание, таким образом, зависит от отсутствия, стирания или искоренения памяти о физической боли, поскольку бессознательность является частью этой боли - одним из ее симптомов. Артрит коленного сустава, например, является результатом накопления всех поражений колена в прошлом. Тело ошибочно отождествляет время и окружающие обстоятельства со временем и окружающими обстоятельствами действительной травмы колена и тем самым сохраняет боль. Жидкости тела избегают больной участок. В результате образуется отложение, которое называют артритом. Это доказывается тем, что артрит проходит, когда прошлые травмы колена бывают выявлены и разряжены * (разряжать: стирать), и его не сменяет никакое другое заболевание; и человек излечивается от артрита коленного сустава. Это происходит в десяти случаях из десяти - кроме тех, когда возраст или физические разрушения настолько подвинули организм к смерти, что уже пройдена точка, за которой нет возврата. Возьмем больное сердце. Человек испытывает боль в сердце. Он может принимать лекарства, шаманские снадобья или еще что-то и по-прежнему иметь больное сердце. Найдите и искорените или уничтожьте действительную физическую травму сердца, и сердце прекращает болеть и выздоравливает. Ничего нет проще, чем доказать эти утверждения. Хороший дианетический одитор может взять сломленную, измученную невзгодами женщину тридцати восьми лет, выбить из ее прошлого периоды физической и душевной боли, и получить в результате женщину, которая выглядит на двадцать пять, и к тому же еще веселая и жизнерадостная, как и полагается в двадцать пять лет. Да, невероятно. Но так же невероятна и атомная бомба - с десяток грамм плутония * (плутоний: радиоактивный химический элемент, используется в ядерном оружии и реакторах), которые могут стереть город с лица земли. Если вы знаете основные принципы жизни и характер ее действия, как особой энергии, то создается возможность возвращения жизни в больного, обессиленного, близкого к самоубийству человека. И что еще важнее, чем лечение тяжелобольных, как душевно, так и физически, можно прервать падение по крутой спирали, начавшееся у человека, который еще сохранил живую связь с миром и здоровье, и не допустить превращения его в тяжелобольного. Можно взять и так называемого " нормального" человека и поднять его уровень бытия до высот великолепия и успеха, ранее недостижимых. Восстановите полное сознание человека, и вы восстановите его полный жизненный потенциал. И сейчас это можно сделать. ГЛАВА 6. О ПОВЫШЕНИИ НАШЕГО УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ В шкале тонусов, сокращенный вариант которой имеется в этой книге, графически представлена нисходящая спираль жизни от полного жизненного потенциала и полного сознания до их половины и далее, до наступления смерти. Использование шкалы тонусов для различных расчетов жизненной энергии, наблюдений и экспериментов позволяет определить уровни поведения по мере ослабления жизни. Эти различные уровни присущи всем людям. Когда человек почти мертв, о нем можно сказать, что он находится в хронической * (хронический: действующий на человека в течение длительного периода времени) апатии. И он ведет себя определенным образом в отношении окружающего мира. Это уровень 0. 1 по шкале тонусов. Когда человек хронически страдает из-за своих потерь, он пребывает в горе. И он ведет себя определенным образом в отношении многих вещей. Это уровень 0. 5 по шкале тонусов. Когда человек еще не опустился до горя, но осознает угрозу приближения потерь или хронически зафиксирован на этом уровне, о нем можно сказать, что он находится в страхе. Это примерно соответствует уровню 1. 1 по шкале тонусов. Человек, который активно борется против угрозы потерь, находится в гневе. И он проявляет также другие признаки этого вида поведения. Это уровень 1. 5 по шкале тонусов. Тот, кто лишь подозревает, что потери могут произойти, или кто зафиксировался на этом уровне, испытывает раздражение. О нем можно сказать, что он находится в состоянии антагонизма. Это уровень 2. 0 по шкале тонусов. Выше антагонизма состояние человека не настолько хорошее, чтобы он чувствовал энтузиазм, и не настолько плохое, чтобы он был раздраженным. Он потерял некоторые из своих целей и не может сразу определить другие. О нем говорят, что он пребывает в состоянии скуки, или на уровне 2. 5 по шкале тонусов. На уровне 3. 0 шкалы тонусов человек характеризуется консервативным, осторожным отношением к жизни, но он движется к своим целям. На уровне 3. 0 шкалы тонусов человек испытывает энтузиазм, он счастлив и полон жизни. Очень немногие люди находятся на уровне 4. 0 от природы. По мягкой оценке, среднее значение находится, вероятно, около 2. 8. Вы можете рассмотреть таблицу шкалы тонусов, и вы увидите, что в графах таблицы по горизонтали располагаются различные характеристики людей, по уровням шкалы. Может показаться, что эти характеристики оказались постоянными. Если ваш уровень 3. 0, то по всем графам таблицы вы окажетесь на уровне 3. 0. Вы и раньше наблюдали эту шкалу в действии. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как ребенок пытается получить десять центов? Сначала он счастлив. Он просто хочет десять центов. Если ему отказывают, он объясняет, зачем ему нужны эти деньги. Если он все же не получает их, и они были не очень нужны ему, то ему станет скучно, и он удалится. Но если он их очень хотел, то он почувствует антагонизм. Затем он придет в гнев. Далее, при очередном отказе, он может солгать о причине, почему он их хочет. Не добившись успеха, он испытывает горе, печаль. И если по- прежнему цель остается недостижимой, он, наконец, впадает в апатию и говорит, что он эти деньги не хочет. Это - отрицание. Вы наблюдали и обратное действие по шкале. Если ребенку угрожает опасность, он тоже опускается по спирали, двигаясь по шкале тонусов. Сначала он не понимает, что перед ним нависла угроза, и он вполне жизнерадостен. Затем опасность, допустим, в виде собаки, начинает к нему приближаться. Ребенок видит опасность, но по-прежнему не верит, что она направлена против него, и продолжает заниматься своим делом. Но его игрушки начинают временами вызывать у него " скуку". Он немного встревожен и неуверен. Собака подходит ближе. Ребенок впадает в гнев и предпринимает попытки ударить собаку. Собака подходит еще ближе и ведет себя еще более угрожающе. Ребенок начинает бояться. Страх не приносит облегчения, и ребенок плачет. Если собака продолжает угрожать, то ребенок может просто впасть в апатию и ждать укуса собаки. Если предметы, животные, люди, которые способствуют выживанию, становятся для человека недоступными, то он опускается по шкале тонусов.
|
|||
|