Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 5 страница



Таким образом, дизартрия у детей — это неврологическое речевое нарушение, вызванное дисфункцией или нарушением иннервации речевой мускулатуры (язык, губы, мягкое нёбо, лицевые мышцы, гортань). Обычно при дизартрии мускулатура ротовой полости слаба или имеется значительно сниженный мышечный тонус. Дети с дизартрией обычно имеют проблемы
в грудном возрасте с сосательным рефлексом, а позднее — с жеванием и глотанием. Они также пускают слюни, едят только очень мягкую пищу, часто давятся и поперхиваются.

При дизартричной речи наблюдаются трудности в силе и точности артикуляторных движений; неточные или слабые согласные; неточные или слабые гласные дифтонги, особенно те, которые вовлекают внутренние мышцы языка (ай, ей, ой).

Кроме того, говорящему недостает дыхательной поддержки, его речь или чересчур быстра, или замедленна; из-за недостатка дыхательной поддержки или мышечной слабости частота речи не согласуется с длиной высказываний, что напоминает апраксию речи из-за плохой координации. Наблюдаются слабые [р], [с], [л] и гласные. Речь обычно слабая, искаженная, неточная, ей также свойственна гино- или гиперназальность.

Дизартрия у детей — это та область нарушений речи, где совместная работа логопеда и врача-невролога приносит очень хороший эффект. Таких детей очень много, но, к сожалению, они часто остаются без медицинской помощи, поскольку врачи нередко просто направляют этих детей к логопеду, не проводя необходимого лечения.

 

Глава 12
АПРАКСИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Апраксия (или диспраксия) речи у детей — это речевое расстройство, но не такое, как у взрослых, которое возникает у последних после инсульта или черепно-мозговой травмы. Дети с апраксией могут произносить речевые звуки, но им трудно управлять движениями, необходимыми для речи.

Апраксия бывает легкой, средней и тяжелой. При соответствующей терапии порой удается добиться, чтобы речевые звуки стали понятными, но встречаются такие случаи, когда апраксия остается на всю жизнь. Такой человек сможет говорить очень немного, и речь его будет трудной для
понимания.

Апраксия у детей была известна под различными названиями: «апраксия», «апраксия речи», «апраксия развития речи», «детская апраксия речи», «вербальная диспраксия развития», «артикуляторная апраксия развития». Под каждым из этих терминов понимается такое состояние, при котором есть необходимые нейромышечные возможности произносить речевые звуки, но этому мешают проблемы с моторным планированием. Сигналы, поступающие от мозга к речевым механизмам (гортани, губам, языку, мягкому нёбу и жевательным мышцам), у детей с диспраксией фактически не выполняются. При этом затруднено как моторное планирование, так и попытки произвольно восстановить вновь звуки речи.

Речь каждого ребенка различается ритмическим рисунком, просодикой, или «мелодией», а также непоследовательными ошибками в речевых звуках. Для апраксии характерно то, что налицо проблема с планированием и программированием при нормальном состоянии речевых механизмов.

Апраксия связана с трудностью правильно организовать последовательность движений, необходимых для речи, автоматизировать элементарные произвольные речевые движения. Поскольку аираксия речи обычно является частью общей апраксии произвольных движений, это нарушение, по крайней мере у младших детей, связано с нарушением функций мозжечка, его влиянием па автоматизацию произвольных движений.

Каковы симптомы детской апраксии развития?

Дети с апраксией, если они способны говорить, обычно делают многочисленные артикуляционные ошибки, их речь замедленна, со стороны кажется, что ребенку очень трудно говорить, он по нескольку раз делает попытки произнести некоторые звуки. Ритм речи тоже кажется неправильным, кроме того, ребенок неверно ставит ударения.

На основании каких признаков возможен диагноз «апраксия»?

Ребенок ничего не говорит или говорит очень мало, имея в активном словаре от 100 до 200 слов, и даже не пытается строить предложения из двух слов.

Ребенок изо всех сил пытается говорить, делает пробы и ошибки, при этом очень переживая свою неспособность говорить.

Для того чтобы как-то выстроить общение, ребенок использует знаки и жесты, которые состоят из множества простых выразительных движений тела и лица.

Некоторые дети используют «подражательные», «имитирующие» звуки (например, щум машины), чтобы быть понятыми.

Речь детей с апраксией имеет следующие характеристики:

• большая часть слов произносится неясно, хотя встречаются
исключения в виде очень ясных (и необходимых) — таких
как «да»;

• речевые ошибки поражают гласные так же, как и согласные;

• одно и то же слово может произноситься несколькими различными способами;

• согласные, произносимые в одних словах, пропускаются в
других;

• когда просят повторить какие-либо речевые звуки или слова, ребенок, кажется, не знает, с чего начать;

Многие из этих детей в состоянии понимать гораздо более сложную речь, чем та, что доступна им самим. Они используют много мимики и жестикуляции для общения, но с трудом копируют движения ртом, даже неречевые.

 

Глава 13
ЗАИКАНИЕ: ЛОГОНЕВРОЗ
ИЛИ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ?

Как это часто бывает, на обследование в один и тот же день, почти в одно время пришли два мальчика примерно одного возраста — лет шести.

Первый из них, Костя М., начал заикаться в три года, но кроме этого мать не могла назвать пи одного отклонения от нормальных параметров развития. Единственное, что не укладывалось в норму — обвитие пуповины во время родов. Но закричал мальчик сразу, врачи роддома признали его здоровым.
Ребенка вовремя приложили к груди, в срок выписали из роддома. Речевое и моторное развитие Кости шло даже с некоторым опережением.

Совершенно противоположный пример представлял собой Мища Р. Мать сразу стала перечислять проблемы, возникавшие во время беременности, в родах и в раннем возрасте. Почти вся беременность протекала с токсикозами. Роды были затяжные, со стимуляцией. Ребенок родился в тяжелом состоянии, сразу был переведен в реанимацию, затем больше месяца лечился в отделении новорожденных. В течение первого года жизни ребенок не соответствовал нормальным стандартам моторного развития. Первые слова появились только после двух лет, при этом была очень плохая артикуляция. Заикание началось в трехлетнем возрасте.

Что общего, кроме заикания, может обнаружить невролог у этих двух мальчиков? В чем причина нарушения речи? Когда я учился в медицинском институте, заикание нам преподносили как логоневроз. Предлагалось проводить лечение, направленное на уменьшение невроза: психотерапия, успокаивающие травяные сборы, легкие седативные (успокаивающие) препараты. Эффект от такой терапии был «нулевой».

Мальчики на моем приеме вовсе не выглядели невротиками. Оба веселые, жизнерадостные, активные (особенно Миша). Родители у обоих мальчиков любящие и заботливые, бабушки и дедушки внуков обожают. С друзьями у мальчишек тоже все в порядке. Так что Фрейду и его последователям делать вроде бы нечего.

Существует точка зрения, что заикание чаще встречается у амбидекстров (людей, одинаково владеющих обеими руками) и левшей. Однако наши мальчики стопроцентные правши, правда, не совсем ловкие: с мелкой моторикой у них проблемы, шнурки на ботинках оба завязывать не умеют.

Причина заикания у этих мальчиков в другом. По результатам исследования очевидно: у обоих снижено количество действующих мотонейронов на шейно-стволовом уровне, преимущественно с левой стороны. Восприятие мозгом информации в хорошей возрастной норме у того и у другого, но показатель концентрации внимания у Миши гораздо ниже нормы.

Самое интересное выявляется после применения методики стволовых вызванных потенциалов: в обоих случаях снижена функция ствола мозга. С Мишей понятно почему: но у Кости? Мать Кости вспоминает, что во время беременности у нее была постоянная гипотония (низкое артериальное давление), а Костя после рождения так и не взял грудь — был «искусственником». Отсутствие сосательного рефлекса — самый надежный
критерий стволовой недостаточности. Таким образом, общее что обнаружилось у обоих мальчиков — стволовая недостаточность.

Заикание — речевое нарушение, при котором поток речи прерывается непроизвольными повторениями и растягиваниями звуков, слогов, слов или фраз и непроизвольными паузами молчания или блоками, мешающими произносить звуки. При заикании бывают также запинки, колебания или паузы перед речью, растягивание определенных звуков, обычно гласных.
При длительном заикании появляется вторичный страх перед звуками и словами, страх попасть в трудную ситуацию, тревога, напряжение, стыд и чувство потери контроля за речью.

Несмотря на соответствующие предрассудки, заикание не нарушает и не задерживает развитие интеллекта. За исключением речевых проблем, люди с заиканием обычно имеют нормальный уровень развития. Тревожность, неуверенность в себе, нервозность и стресс не вызывают заикания, хотя часто
являются его следствием.

В определенных ситуациях, таких как разговор по телефону, заикание может быть более или менее тяжелым, в зависимости от степени тревожности, связанной с конкретным разговором. В других ситуациях, таких как пение или декламация в одиночку, плавность речи улучшается.

По статистике, примерно один из сорока дошкольников заикается, а один из двадцати детей когда-то заикался. Заикаются около 1% взрослых, причем 80% из них — мужчины и 20% —женщины.

Мы рассматриваем здесь заикание, которое развивается, когда ребенок начинает говорить. Однако встречается (гораздо реже) заикание, возникающее у взрослых в результате тяжелой черепно-мозговой травмы, инсульта или какого-либо другого тяжелого неврологического заболевания.

Заикание у детей — это нарущение развития речи. Способности у детей развиваются в определенном порядке: например, большинство начинает ползать раньше, чем ходить. По мере того как ребенок растет, то, что казалось на первых порах небольшой дисфункцией речи, может превратиться в серьезное речевое расстройство.

Средний возраст начала заикания — два с половиной года. Заикание редко начинается в возрасте старше шести лет. У 65% дошкольников, которые заикались, это проходит само по себе в течение двух лет. Однако если ребенок заикается уже пять лет подряд, то шансов перестать заикаться немного. Лучше всего заикающиеся дети восстанавливаются в возрасте трех с половиной лет. После шести лет маловероятно самостоятельное,
без лечения, избавление от заикания.

Среди дошкольников с заиканием мальчиков всего в два раза больше, чем девочек, но девочки чаще самостоятельно перестают заикаться. Тем не менее детей, которые заикались, следует консультировать и лечить, даже если они стали говорить нормально.

Поскольку речью вообще овладевать сложно, почти все дети проходят период возрастной неплавности речи, запинаясь на отдельных слогах, словах или фразах, что проявляется в виде повторений, восклицаний, коротких пауз или исправлений.
В первые годы маленький ребенок обычно не испытывает видимого напряжения или тревожности, если говорит неплавно: он не подозревает о неплавности своей речи. Тем более что периоды неплавности речи сменяются периодами относительной плавности.

Многие родители переживают, является ли неплавность речи их ребенка возрастной, нормальной, или у него начинается заикание? Для решения этого вопроса стоит проконсультироваться у логопеда, специализирующегося на заикании.

Обычно в возрасте шести лет истинное заикание обостряется, когда ребенок возбуждается, расстроен или находится под давлением. В этом возрасте ребенок начинает осознавать особенности своей речи. Заикание становится постоянным, к нему добавляются так называемые вторичные двигательные проявления — мигание глаз, движения губ и т. д. В это же вре-
мя проявляется страх и избегание звуков, слов, посторонних людей или ситуаций, требующих речи, чувство смущения и стыда за свою речь. В возрасте четырнадцати лет заикающийся избегает смотреть собеседнику в глаза и использует различные «трюки», чтобы замаскировать заикание. Вместе со «зрелым» заиканием приходит выраженное чувство страха и избегание нелюбимых разговорных ситуаций.

Еще раз отметим, что заикание не нарушает интеллекта, хотя заикающихся часто считают менее интеллектуальными, чем других. Это в основном связано с тем, что заикающиеся часто «пересортировывают» слова, заменяя те из них, что трудны для произнесения, менее уместными, но легче произносимыми. Это подчас создает впечатление низкого интеллекта. Заикание — коммуникационное нарушение, которое поражает только речь.

В 1982 году австралийский ученый Гэвин Эндрюс опубликовал обзор научных работ по заиканию. Оказалось, что хотя риск возникновения заикания у родственников заикающихся в три раза выше, чем у прочих, многочисленные исследования не подтверждают наследственной природы заикания.

В течение ряда лет появлялось много различных моделей, объясняющих причину заикания. Вывод в целом следующий: заикание связано с нарушением мозговых процессов в тех структурах мозга, которые связаны с речью.

Все основные процессы, при нарушениях которых возникет заикание, контролируются стволом мозга. Это дыхание, голосообразование и артикуляция. При нарушении координации этих трех процессов возникает заикание. Таким образом, ствол мозга — первый вероятный «виновник» возникновения заикания у детей. Вероятно, к возникновению заикания причастен и мозжечок, поскольку он ответственен за автоматизацию артикуляторных процессов и речи в целом. Многие исследователи
находили при заикании также нарушения работы поясной извилины — лимбического первичного речевого центра.

 

Глава 14
ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Представьте себе, что вы хотите передать близким значимую и необходимую мысль, но не можете выразить ее. Возможно, ваш слух отвлекается посторонними звуками и вы не можете сконцентрировать внимание. Или пытаетесь прочитать важное письмо, но не можете понять смысла букв и цифр. Возможно, вы действительно каждый день сталкиваетесь с такой проблемой? Именно ее приходится решать родителям ребенка с синдромом дефицита внимания или дислексией.

Эти проблемы мешают учиться многим детям и подросткам. Ребенок с нарушением развития речи постоянно переживает неудачи в школе, у него снижается самооценка, теряется уверенность в себе, пропадает желание учиться, общаться.

Паула Таллал говорит: «Я всегда советую родителям представить себе класс, где все говорят по-китайски, а ваш ребенок не знает этого языка. Как долго ему удастся в этих условиях концентрировать внимание?

Что испытывает ребенок, который не может доверять своему собственному мозгу? Каковы механизмы, которые помогли бы ему развиваться? Импульсивность, актерство, роль классного клоуна — ребенок выбирает это, чтобы поддержать самооценку. Дурное поведение спасает ребенка от чувства недоверия к себе, неспособному переработать информацию».

Более 15% всех детей в том или ином возрасте испытывают трудности с обучением. Это могут быть трудности в обучении чтению, письму, счету, в усвоении абстрактных понятий. Или речь идет о том, что дети невнимательны, гиперактивны, импульсивны.

Эти дети не обязательно имеют сниженный интеллект ~ их интеллект часто в норме, а иногда даже выше среднего уровня. Известный изобретатель Томас Эдисон, например, не проучился в школе и полугода. Однажды учитель грубо отозвался о его умственных способностях, и он навсегда покинул школу. Выдающийся физик и создатель теории относительности Альберт Эйнштейн очень поздно начал говорить, и учителя в школе долго считали его совершенно неспособным.

Умственная отсталость влияет на обучение, но это другая серьезная проблема. Мы здесь будем обсуждать ситуацию, когда ребенок с нормальными способностями почему-то плохо учится, причем не даются ему какие-то конкретные умения.

Один из наиболее типичных случаев — дислексия. Дети с дислексией не могут «схватывать» значение письменного символа, не различают букв в слове и слов в предложении. Это никак не связано с уровнем интеллекта или со зрением. Дети с дислексией также нередко испытывают трудности со счетом. Однако достаточно часто бывает, что ребенок хорошо усваивает чтение и плохо — арифметику, или наоборот.

Многие дети имеют проблемы с абстрактным мышлением, с формированием общих концепций. Пример — школьники, которые способны считать, имея цифры перед глазами, в тетради, но не могут овладеть устным счетом. Некоторым детям трудно воспринимать расположение вещей в пространстве — их собственное положение по отношению к земле и другим предметам вокруг них. Поэтому они кажут-
ся неловкими и неуклюжими, часто сталкиваются с другими людьми, натыкаются на мебель. Они могут плохо писать, им трудно записывать устные инструкции или информацию со слуха.

У мальчиков школьные проблемы возникают чаще, чем у девочек.

Иногда эти проблемы связаны с недостаточным вниманием. Гиперактивный и импульсивный ребенок не может спокойно сидеть и выполнять задание. Многие из этих детей начинают учиться гораздо лучше, если взрослые не скупятся на внимание и терпение, занимаясь с ними. Иногда для изменения поведения на некоторое время необходимо медикаментозное лечение.

На трудности в обучении необходимо обращать пристальное внимание. Они должны быть диагносцированы, а лечение начато как можно раньше — до того, как создастся нестерпимая для ребенка ситуация, которая углубит поведенческие проблемы. Конечно, некоторым детям понадобится больше времени, чем сверстникам, для созревания, но они смогут всё наверстать
с возрастом. Если лечение необходимо, начинать его лучше в детском саду или в начальных классах.

Поговорите с воспитателем или учителем вашего ребенка и с врачом. По-настоящему оценить состояние ребенка с проблемами обучения может команда профессионалов, включающая педагогов, психологов и врачей. Неврологическое обследование в некоторых случаях может быть полезно, а в зависимости от того, почему возникли трудности в обучении, может потребоваться медикаментозное лечение. У некоторых детей, имеющих школьные проблемы, обнаруживаются нарушения зрения или слуха. Но если выявлены именно такие причины, мешающие учиться, школьнику может кроме основного лечения потребоваться психологическая поддержка, чтобы преодолеть синдром неудачника.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.