|
|||
ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 2 страницаВ клинике А. Ю. Ратнера также занимались изучением обмороков, внезапно возникающих при изменении положения головы у детей школьного возраста. Дело в том, что поворот или наклон головы иногда приводит к снижению кровоснабжения ствола и внезапному падению мышечного тонуса. Конечно, такие состояния возникают у детей школьного возраста, изначально имевших недостаточное кровоснабжение на шейно-стволовом уровне. Обмороки могут возникать в разных ситуациях: когда, скажем, девочки, причесываясь, порой наклоняют голову к плечу; снижение кровотока бывает спровоцировано и спортивными упражнениями — например, ребенок поднимается по канату с запрокинутой головой или кувыркается назад. Таких детей необходимо проконсультировать у невролога и обязательно начать лечение. Во втором номере сборника «Детская неврология», который был подготовлен в нашем центре «Прогноз» в 1995 году, нн опубликовали последнюю статью А. Ю. Ратнера о роли позвоночной артерии в неврологии. Автор пишет: ... Даже в процессе так называемых физиологических родов шейный отдел позвоночника плода падает необычно большая нагрузка ~ акушеры, как правило, слышат при выведении плечиков и «треск», но не придают этому никакого значения. Опасность кровотока в системе позвоночных артерий возникает чрезвычайная и очень многие неврологические симптомы периода иоворожденности удается объяснить лишь с этих позиций. Сюда относится Для развития грубых, а иногда и витальных [жизненных, — грубых повреждений, кровоизлияний, разрывов. Вполне достаточно минимальных геморрагии [кровоизлияний. — Прим. авт. ] в позвоночной артерии, что ведет к грубому ангиоспазму [спазму сосудов. — Прим. авт. ] со всеми его последствиями... Этот фрагмент статьи выдающегося невролога посвящен роли родового травматизма в стволе мозга. Шейный отдел спинного мозга — наиболее уязвимая структура во время родов, а ствол мозга является фактически продолжением шейного отдела, имеет сходное (сегментарное) строение и общий источник кровоснабжения — позвоночные артерии. Поэтому у Саша К. родился от первых родов с весом 4100 г. Роды проходили со стимуляцией, поскольку у матери была слабость родовой деятельности. Первое время в роддоме и после выписки у ребенка наблюдалась легкая кривошея (головка была слегка наклонена к правому плечу). Мальчик не брал материнскую грудь первые сутки после рождения, но затем постепенно начал сосать. На грудном вскармливании он находился до четырех месяцев. При этом сосал грудь подолгу, часто поперхивался, срыгивал, икал. Мать назвала его «ленивым сосуном». Младенец долго не держал головку — научился делать это только к трем месяцам. Мышечный тонус всегда был низким, только в ножках слегка повышен. Когда Сашу ставили на ножки, он обычно становился «на цыпочки». Но после курса массажа тонус в ногах немного снизился, и ребенок только поджимал пальчики на ножках. Он научился самостоятельно сидеть только к восьми месяцам. Мальчик долго не ползал из-за слабости ручек, а когда начал ползать, то первое время полз назад. Зато ходить с поддержкой начал рано —в 10, 5 месяцев, ав 11, 5 уже ходил самостоятельно. В дальнейшем мальчик рос физически слабым, быстро появилась сутулость, сформировались «крыловидные» лопатки, разная высота стояния плеч. Наибольшие трудности возникли у Саши с овладением речью. До трех с лишним лет мальчик вообще не говорил, но хорошо понимал окружающих, разумно выполнял просьбы родителей, Только когда родители обратились к неврологу, мальчик, пройдя комплексное обследование и интенсивное лечение в нашем центре, заговорил и начал быстро осваивать речь. Произношение также стало улучшаться. Александру Юрьевичу Ратнеру было трудно оценивать легкие стволовые нарушения, поскольку в то время его клиника не имела такого тонкого инструмента, как методика стволовых вызванных потенциалов. Мы же видим и средние, и легкие, и очень легкие стволовые нарушения практически у всех пациентов с различными нарушениями речи, поведения и «школьными проблемами». Итак, мы выяснили: родовые травмы и гипоксия являются тем фактором, который влияет на все последующее развитие ребенка. Наибольшая нагрузка в родах падает на шейный отдел позвоночника. Ухудшается кровоснабжение по позвоночным артериям и их продолжению — основной артерии. Нарушения кровоснабжения по этим кровеносным сосудам врачи нашего Избежать гипоксии во время родов практически невозможно, можно только минимизировать повреждения. Однако восстановительные способности новорожденного очень высоки. Как врач, имеющий большой практический опыт лечения таких детей, я призываю родителей помочь своим детям как можно раньше. Чтобы преодолеть нарушения, связанные с родами,
Глава 4 МЕДЛЕННОЕ СОЗРЕВАНИЕ МОЗГА
Известно, что в родах нервная система некоторых детей довольно серьезно страдает от родовых травм, гипоксии, нарушенного кровообращения и т. д. Но с другой стороны, в процессе эволюции нарабатывались возможные защитные механизмы. Мы знаем, что нерожденный ребенок имеет от природы избыточное количество нервных клеток, нервных волокон, у мозга есть и другие защитные и дублирующие механизмы. Тогда почему все же так много детей с небольшими, минимальными нарушениями, тем не менее Представим себе нервную систему человека в виде электрической системы с главным компьютером — мозгом. Компьютер-мозг связан множеством проводов-нервов с глазами, ушами, мышцами, внутренними органами и т. д. Эти «провода» имеют тысячи и даже миллионы нервных волокон, то есть множество самостоятельных «проводов» в одном нерве. Так, от глаза Как известно из курса школьной физики, провода должны быть покрыты изолирующей оболочкой, иначе электрическая система будет работать плохо. Наш организм насыщен водой, и не просто водой, а физиологическим раствором. Все жидкости организма — кровь, жидкость, омывающая головной и спинной мозг, лимфа — в основном состоят из воды с некоторым количеством солей. Ясно, что в такой среде провода-нервы необходимо изолировать, чтобы они были хорошими проводниками «тока» — нервных импульсов. В организме взрослого человека такая изоляция есть, и она выполняет не только изолирующие функции, но и массу других (питает нерв, например). Это миелиновая оболочка нервов, имеющая сложное строение и состоящая в основном из специального белка — миелина и жиров. Когда нервы покрыты У новорожденного ребенка процессы «изоляции» нервов едва лишь начинаются. К моменту рождения «изолированы» (миелинизированы) только нервы и структуры, которые необходимы для жизненно важных функций: дыхания, сердцебиения, питания. Из нервных центров миелинизированы, и то не полностью, только ствол мозга и гипоталамус (частично), которые и контролируют эти жизненно важные функции. Как уже говорилось, «изолирующая оболочка» имеет довольно сложное строение и состоит в основном из белка миелина и других необходимых веществ. Все эти вещества должны доставляться в нужном количестве и в нужное место нервной системы, туда, где в это время происходят интенсивные процессы миелинизации. Малейшая задержка в поставке необходимых веществ замедляет и нарушает процессы миелинизации, Во-первых, из-за недостаточного питания (отсутствия необходимых витаминов, белков, микроэлементов). Во-вторых, из-за нарушения доставки элементов, необходимых для миелинизации, в нужное место. В-третьих, из-за недостатка энергетических компонентов — Последовательность созревания структур мозга связана с Вокализационный центр и у человека, и у животных находится в стволе мозга, в его верхней части — среднем мозге. У взрослого человека этот центр тоже работает и отвечает за голосовую (вокал изационную) составляющую речи, пения, крика — любых вокализаций. «Управляет» вокализационным центром у новорожденного гипоталамус, точнее, его часть, которая ближе к центру и которая уже созрела к моменту рождения. Гипоталамус — это очень важная структура нервной системы и у новорожденного, и у взрослого человека. Он внимательно «следит» за внутренне: состоянием организма, контролирует обмен веществ. Если человека мучает жажда или он голоден — гипоталамус поднимает тревогу. Гипоталамус — это первая структзфа, которую большинство ученых относит к лимбической системе. Если проводить аналогии с компьютерной техникой, то ствол мозга — это первый элементарный компьютер, который обладает небольшим набором функций, но они жизненно необходимы. Он очень медленно работает, но на первых порах развития скорость его достаточна. Следующий по мощности «компьютер», которым обладают и млекопитающие, — лгшбическая система. Это компьютер уже более совершенный, достаточно быстрый, обучаемый и самообрауающийся, пригодный для игры и подражания и, самое главное, очень эмоциональный. Он может быть страстным, темпераментным, бескомпромиссным, свирепым, но в то же время ласковым и заботливым к тем, кого любит. Взгляните на свою собаку — у нее в голове именно такой, «компьютер». Первый, примитивный (ствол мозга), но жизненно важный «компьютер» не исчезает, не замещается вторым, более совершенным (лимбическая система), он остается «встроенным» в следующий и продолжает выполнять функции, необходимые для организма. Лимбическая система состоит из многих важных структур, Около 8-9 месяцев заканчивается миелинизация миндалины. (Речь идет не о той миндалине, что находится в глотке, а о части лимбической системы. Однажды во время доклада о развитии ребенка перед логопедами и психологами я увлеченно рассказывал о роли миндалины в развитии эмоций и языка. После доклада мне задали вопрос: что будет с ребенком, если Приведу пример из научной литературы о нарушениях лимбической системы. «Джулия появилась на свет в трудных родах, но росла музыкальным и творческим ребенком. У девочки периодически возникали приступы нарушения сознания с паническими и агрессивными атаками. Для самозащиты в такие дни она носила маленький ножик. Однажды она пошла с папой в кино. Внезапно почувствовала себя плохо и вышла в туалет. Там, взглянув в зеркало, Джулия увидела, что половина лица и одна рука меняют форму и размер. В этот момент в помещение вошла другая девушка и стала подкрашивать ресницы — к несчастью, встав с той стороны, где у Джулии возникли зрительные нарушения. Джулия развернулась и ударила девушку ножом в грудь, попав в сердце. К счастью, пострадавшую спасли, а Джулию направили на исследование и лечение в специализированный центр. Там у нее обнаружили эпилептический очаг в миндалине, который и провоцировал нарушения психики». Вслед за миндалиной созревает гиппокамп, структура очень важная для процессов обучения и памяти. Гиппокамп (в переводе «морской конек») — самая важная структура в преобразовании кратковременной памяти в долговременную. В нем есть нервные клетки, которые реагируют на новую информацию, что является основой для проведения методики когнитивных вызванных потенциалов. Таким образом можно оценивать невербальный интеллект у детей. Это исследование проводится на очень сложном и дорогом приборе фирмы «Nicolet biomedical» и называется в научных статьях «П-300» (когнитивный вызванный потенциал появляется после 300 миллисекунд). Кроме оценки невербального интеллекта, по величине амплитуды потенциала П-300 мы оцениваем величину концентрации внимания. Эта методика очень помогает в работе с детьми, в том числе с теми, кто имеет речевые проблемы. К концу первого года жизни созревает поясная извилина, главный центр лимбической системы. Есть множество научных данных, доказывающих, что передняя часть поясной извилины активно участвует в речевой функции. Высказываются предположения, что поясная извилина является первичным
Глава 5 И ВНОВЬ ПАУЛА ТАЛЛАЛ...
В последние годы резко возрос интерес к роли времени в работе нервной системы, много исследований посвящено изучению временных характеристик речи и языка. Замедление скорости обработки информации при речевых расстройствах и речи у детей и взрослых представляет собой одну из основных причин этих нарушений. Все физиологические и психологические функции работают по строгим временным законам. Неразрывная связь времени и речевого процесса станет очевидной, если мы разберемся, что собой представляет речевой сигнал. Как физический сигнал он имеет временную протяженность и его элементы располагаются в хронологическом порядке. Нарушения временного порядка на фонологическом, морфологическом или синтаксическом уровнях ведут к искажению речевого сигнала. В числе первых ученых, занимавшихся временными характеристиками речи у детей, была Паула Таллал (статья которой, упомянутая выше, когда-то произвела на меня большое впечатление). Недавно я прочитал в Интернете интервью Паулы Таллал научно-популярной программе американского телевидения. Процесс обучения мозга — это поиск «постоянства», поиск повторяющихся событий. Информация о них поступает в мозг от органов слуха, зрения, вкусовых рецепторов и т. п. Таким образом, между нейронами, срабатывающими одновременно, образуются ассоциативные ансамбли. В рамках этих ансамблей и происходит дальнейшее, более тесное, взаимодействие. Нервная система должна научиться выявлять признаки окружающей среды. В звуках, из которых состоит устная речь, акустические признаки могут быть разбиты на три основные категории: частоту звука — высок он или низок; интенсивность — громкий или тихий, длительность звука — долго или коротко он звучит. Поскольку речь создается движениями артикуляторной мускулатуры, можно выделить также переходы частотных изменений идущие от низких частот звука к высоким или от высоких к низким. Как только в мозг поступают звуки (не обязательно речи, любые «Бар» и «дар» — эти слова акустически почти идентичны, за исключением первых 30-40 миллисекунд. Имеется множество слов и множество речевых звуков, которые различаются только одним или двумя акустическими признаками. Люди говорят быстро. Даже если речь медленная, вы все равно создаете очень быстрые акустические единицы речи. Мозг должен следить за этими быстрыми звуками и успевать перерабатывать их. Чтобы человек «слышал» речь, необходимо нечто большее, чем только периферический уровень слуха. Мне стало интересно, что случается со звуками, когда они из уха через нервную систему продвигаются к мозгу. И как мозг организует эти акустические признаки, складывает их в слова, а слова в предложения. У детей с проблемами развития устной речи очевидны трудности в обработке быстрых серий звуков, имеющих различную частоту. Это и есть развитие речи, поскольку речь представляет собой серию быстрых последовательных акустических изменений. Мы провели много исследований с детьми, имеющими речевые проблемы, и обнаружили, что невозможность угнаться за потоком речи была отличительным признаком большинства таких детей. Можно сказать, что они имели «медленные звуковые процессоры»: их мозгу требовалось больше времени между звуковыми событиями, чтобы проследить их и об- Сколько времени нужно ребенку, чтобы обработать звуковую Наш мозг — это зависящая от опыта, обучаемая и самообучающаяся машина. Окружающая среда необходима для стимуляции анатомических и физиологических свойств мозга, с которыми мы родились. Без этой стимуляции мозг не мог бы развиваться. Нам нужно звуковое окружение, чтобы мозг мог воспринять фонетический код языка {и для устной речи, и для письменного языка).
Далее Паула Таллал рассказывает о связи письменного и устного языка: «Устный язык существует в ходе эволюции человека уже 100-200 тысяч лет, в то время как письменность появилась всего около 3, 5 тысяч лет назад». Как образно выражается Таллал, письмо и чтение возникли «на плечах» устного языка. По ее мнению, причины нарушений чтения и письма — те же самые, что и при нарушениях устной речи, то есть низкая скорость переработки фонологического кода языка. Способность мозга воспринимать речь в технологическом мире могли бы назвать «аналого-цифровым преобразователем», где звуковой поток разрезается на «ломтики», на «цифровые кусочки». Если мозг ребенка делает это недостаточн быстро, то он не в состоянии дифференцировать различны «кусочки», чтобы овладеть чтением. Медиальное коленчатое тело таламуса — важная «станция на слуховом пути. В нем есть два основных типа нервных клеток: магно-клетки (они называются «магно» из-за своего большого размера) и маленькие, более компактные клетки. Магно-клетки крупнее, поскольку они лучше миелинизированы. Анатомическое исследование мозга людей, которые при жизни страдали дислексией, показало, что у них магно-клетки меньшего размера, чем обычно, причем как в латеральном коленчатом теле таламуса (центре зрения), так и в медиальном коленчатом теле (центре слуха). Этот факт показывает, что способность перерабатывать «быструю» зрительную и слуховую информацию связана с индивидуальными различиями способности к чтению. По мнению П. Таллал, зрительная «быстрая» переработка информации у детей связана с орфографическими способностями, а слуховая — со способностями фонологического декодирования. И это нарушение наблюдается при любых нарушениях обучения чтению. Дислексия (греческое слово обозначает «трудность чтения») всегда связана с основной скоростью переработки информации. Возникает вопрос: возможно ли управлять скоростью работы мозга, чтобы увеличить различительные способности? Таким образом, основной причиной большей части нарушений
Глава 6
Как известно, человека, который с рождения пользуется левой рукой чаще, чем правой, называют левшой. Левша иcпользует прежде всего левую руку в обычных бытовых делах -умываясь, одеваясь, за едой и т. п. Письмо не является точным индикатором леворукости, поскольку многие люди, пишущие правой рукой, в других ситуациях используют левую руку - Примерно 8-15% взрослого населения — леворукие. Исследования показывают, что мужчины чаще бывают левшами, чем женщины. Также леворукие чаще встречаются среди однояйцевых близнецов; есть несколько неврологических парушени (эпилепсия, синдром Дауна, аутизм, умственная отсталость и т. д. ), при которых люди чаще бывают леворукими. Существовало много теорий, объясняющих преобладание ведущей правой руки, большинство из которых наивные и ненаучные. Примером может служить теория «Воин и его щит». Эта теория пытается объяснить праворукость большинства положением щита воина, закрывающего сердце: праворукие воины (которые держат щит в левой руке, а в правой — оружие то есть до появления металлического вооружения. Кроме того, Наиболее распространена теория, в основе которой лежит У 95% праворуких речь действительно контролируется левой стороной мозга, у леворуких это не так: некоторые из них используют правую сторону мозга для управления речью, некоторые — левую, а у кого-то задействованы оба полушария. Имеются фундаментальные различия между мозгом правору- Полушария головного мозга, а главное, кора, покрывающая тонким слоем эти полушария, давно считаются у взрослого человека «вместилищем» разума. Одни ученые прошлых веков рисовали карты коры головного мозга, где располагаются центры различных функций и способностей человека, другие считали, что мозг целиком участвуют в сложной работе по выполнению своих высших функций. Во второй половине XX века умами ученых овладела новая идея ~ идея взаимодействия двух полушарий. Левое полушарие было принято считать речевым, имеющим специальные речевые центры: центр производства речи Предположения о доминантности левого полушария для языка возникли при наблюдениях за пациентами с афазией при повреждении левого полушария мозга, у которых обычно развиваются расстройства речи, в то время как пациенты с повреждениями правого полушария не имеют дефицитов речи. Способность воспринимать и создавать речь дает человеческим существам сложную форму общения, которая выделяет нас среди других живых существ. Ученые давно пыталась выяснить «механизм» восприятия и продукции речи, но только сейчас начинает рассеиваться «туман» в этом вопросе. Хотя недавние исследования у взрослых с использованием самых Речь, по существу, является серией физических сигналов которые развертываются во времени. Однако мозг по-разному перерабатывает слуховую информацию, необходимую для речевого сообщения. В частности, определение и переработка фонем (мельчайшие речевые единицы) осуществляются левым полушарием, в то время как правое полушарие ответственно за медленно изменяющуюся слуховую информацию, которая Есть очень простая и остроумная методика, при помощи которой можно косвенно определить распределение обработки речевой информации по полушариям головного мозга. Это методика дихотического прослушивания. При этом исследовании два различных речевых стимула (слова или звука) через наушники подаются в разные уши. В таких условиях дети
|
|||
|