Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ШКОЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 4 страница



В последнее десятилетие новые исследования выявили более широкие функции мозжечка: эта часть мозга вносит свой вклад и в формирование двигательных навыков и развитие умственной сферы. И то и другое требуется для развития человеческой речи.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Это самый быстродействуюший в мозге механизм: он может быстро перерабатывать любую информацию, поступающую из других частей мозга.

В мозжечок поступает огромное количество информации от коры полушарий мозга, связанной с мозжечком примерно сорока миллионами нервных волокон (это в сорок раз превосходит количество нервных волокон, передающих зрительную информацию от глаза к коре головного мозга).

Мозжечок определяет скорость работы всего мозга. Так же как «материнская» плата компьютера задает тактовую частоту, скорость его работы. Из обыденной жизни известно, что некоторые люди быстро реагируют на новую информацию, моментально находят правильные решения, но есть и «тугодумы», которые, может быть, ничуть не глупее, но соображают медленно. «Тормозные», говорят про них подростки.

Огромный поток информации извергается в мозжечок из других частей мозга, и мозжечок перерабатывает ее и вновь посылает к различным структурам мозга, помогая им в работе. Как мозжечок с этим справляется? Ключ к ответу дает внутренняя структура его нервных цепей, имеющая заметное сходство с принципом строения современных компьютеров.

Каковы основные функции мозжечка? Он «угадывает» (основываясь на предыдущем опыте или обучении) условия, необходимые для выполнения задач различными областями мозга, и автоматически создает те, что нужны для оптимальной работы.

Мозжечок участвует в процессе, в котором новые двигательные навыки после некоторой практики автоматизируются. Посредством такой автоматизации их выполнение улучшается. Так, серия движений выполняется с большей скоростью, большей точностью и с меньшими усилиями.

Мышление человека можно представить как воображаемое движение, которое также нуждается в автоматизации. Поэтому мозжечок автоматизирует и умственные операции, как и восприятие чувствительной (сенсорной) информации. Как и в случае с двигательными навыками, качество выполнения, опыт накапливается при обучении, при выполнении процессов автоматически, без сознательного внимания к деталям. Автоматизация умственной деятельности освобождает часть мозга для
внимания к другим задачам. Таким образом, рост человеческих способностей происходит в немалой степени благодаря мозжечку и его вкладу в автоматизацию умственной активности. Все это является предпосылками для появления человеческой речи. Как уже говорилось, в последнее время накопилось много информации об исследованиях мозжечка (особенно его древнего отдела — червя). Стало ясно, что в результате его поражения
в раннем детстве может возникать синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Этот синдром развивается примерно у 6% детей школьного возраста. Он характеризуется расстройством эмоциональной сферы, внимания, физической координации, гиперактивностью и импульсивностью. Червь мозжечка — ключевой узел стволовых механизмов ориентированного
внимания, отвечающий за регуляцию эмоций и внимания.

Укачивание детей стимулирует развитие червя мозжечка. Оказывается, наши бабушки были правы, укачивая грудных детей в люльках и на руках, вопреки запретам детских врачей. Почему дети в домах ребенка раскачиваются или даже бьются головой о стенки или спинки кроватей? Они таким образом пытаются помочь себе, стимулируя разв^ггие червя мозжечка.
Понятным становится и потребность в ритмичных танцах и музыке у подростков.

 Сейчас появилось много программ лечебной физкультуры,
направленных на стимуляцию мозжечка. Наиболее известные из них — программы DORE и Learning Breakthrough. Самой распространенной, хотя и достаточно дорогостоящей, в США и Великобритании является программа DORE. Дочь создателя программы и одноименной корпорации Вилфорда Доре страдала тяжелой дислексией, остро переживала неудачи в школе и даже была близка к самоубийству. В это время исследования профессора Никольсена из Шеффилдского университета выявили связь нарушений в обучении чтению с мозжечковой недостаточностью. Доре-старший собрал команду разработчиков — и была создана программа диагностики мозжечковой недостаточности и стимуляции мозжечка методом физических упражнений. Суть этих упражнений — тренировка равновесия, вестибулярного чувства и координации движений. Стоит упомянуть, что
разработанная программа была настолько эффективна, что получила дальнейшее коммерческое воплощение, и на данный момент «ДОРЕ-центры» есть по всему миру...

Другая программа стимуляции мозжечковой функции методом физических упражнений  Learning Breakthrough («Прорыв в обучении») более доступна. В начале бО-х годов прошлого столетия американский учитель Френк Бильго стал искать физические упражнения, которые бы повысили успехи его
учеников. Он пришел к выводу, что чрезвычайно эффективна тренировка равновесия и координации движений. В результате он придумал балансировочную «доску Бильго», на которой ребенок выполняет серию упражнений.

Обе эти программы показали высокую эффективность в лечении речевых нарушений, проблем обучения и поведения, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания, а также умеренный аутистический синдром. Задолго до появления в России «доступного» Интернета
мы в нашем Центре также интуитивно искали возможность стимулировать вестибулярный аппарат. На наших занятиях ЛФК, например, дети выполняли «скачущие» упражнения на больших фитболах. Два года назад при коррекции синдрома дефицита внимания мы стали использовать аппаратный метод аудиовидеостимуляции мозжечка. В настоящее время сотрудничество с американской корпорацией Learning Breakthrough позволило нашему центру «Прогноз» расширить возможности лечебной физкультуры при работе со «школьными проблемами». '

Дошкольный возраст очень значим для ребенка. Причина этому — развитие нового отдела мозжечка, его полушарий. Мозжечок можно определить как «центр координации». Так, метод обучения скрипичной игре предполагает, что занятия могут начаться рано, уже в два-два с половиной года. Однако детальной тренировкой пальцев с юными скрипачами не занимаются вплоть до четырехлетнего возраста, поскольку быстрые, тонкие движения зависят в основном от работы мозжечка. У каждого ребенка в трех-четырехлетнем возрасте заметно улучшаются моторные функции.

На этой стадии развития мозга отчетливее видны возможности ребенка с неврологическими проблемами. Как только активизируются новые мозговые системы, ребенка становится легче обучать новым задачам. Движения, освоенные прежде, едва ли сильно изменятся, поскольку они уже выполняются автоматически привычным для ребенка образом. Новые же задачи побуждают работать имеющийся в распоряжении здоровый
мозг, приводить в действие новые мозговые системы по мере их развития.

В возрасте пяти-шести лет ребенок учится читать, у него возрастает речевая и интеллектуальная активность. В этот момент его подстерегает новая опасность. Дислексия — одно из наиболее распространенных нарушений, от нее страдает каждый двадцатый ребенок. Детей с дислексией трудно обучить
чтению и письму. Долго считалось, что дислексия — результат нарушения работы центров в коре головного мозга. Но исследования, проведенные в Шеффилдском университете (Великобритания) группой профессора Никольсона, показали, что дислексия связана с нарушением работы одной из наиболее «примитивных» (как считали раньше) областей мозга — мозжечка.

 

ЧАСТЬ П
ОТДЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ,
ПОВЕДЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Глава 9

ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ. АЛАЛИЯ

Одной из наиболее частых причин обращения в наш неврологический центр является задержка развития речи. К нам обращаются родители с детьми дошкольного возраста, которые вообще не говорят либо говорят очень мало и очень плохо. Когда мы обследуем этих детей, то находим массу неврологических проблем, помимо речевых. Эти дети, как правило, появились на свет в трудных родах, либо у них была гапоксия. Раннее развитие таких детей шло со значительными задержками в двигательном развитии, у них были сложностя с мышечным тонусом, они плохо сосали материнскую грудь или не брали ее вообще, позже начинали держать головку, сидеть, ползать. Этим детям вначале ставили задержку речевого развития, а затем алалию (моторную, сенсорную или смешанную).

При обследовании в «Прогаозе» у абсолютного большинства детей выявлялся шейно-стволовой синдром с нарушением кровообращения в артериях и венах головы и шеи, с увеличением внутричерепного давления, с ухудшением развития мышечной системы плечевого пояса и рук, с сутулостью, мнимым левшеством.

Хотя у наших пациентов чаще всего не было нарушений периферического слуха, однако выявлялось замедленное проведение слуховых импульсов в центральной нервной системе, особенно на стволовом уровне. Были также снижены обменные процессы в стволе (из-за недостаточного его кровоснабжения). Особенно явно замедление слуховых нервных импульсов
проявлялось при использовании высокой частоты в 4000 герц (средняя речевая частота). Замедление появления потенциала слухового центра в таламусе свидетельствовало об ухудшении восприятия мельчайших частиц речи — фонем.

Тем не менее у большинства этих детей мы находили нормальную когнитивную функцию, хотя показатель концентрации внимания чаш; е всего был снижен. Иными словами, дети с выраженной задержкой развития речи имели «чистое» речевое нарушение при нормальном интеллектуальном потенциале.

По результатам комплексного обследования детей с задержкой речевого развития и алалией можно заключить, что у абсолютного большинства достаточно выражены неврологические нарушения на шейно-стволовом уровне. Когда этих детей начинали лечить исходя из их общих неврологических проблем, в абсолютном большинстве случаев отмечалось выраженное улучшение, вплоть до выздоровления.

В западной медицинской литературе, как уже говорилось выше, нет диагноза «алалия». Раньше это нарушение речи называли афазией развития, дисфазией развития, в современных источниках называют специфическим нарушением языка. Считается, что дети с этим нарушением могут осваивать язык в той же последовательности, что и нормально говорящие дети, но с более медленной скоростью.

Алалию в той или иной степени имеют около 6% от всех детей, причем четверть из них — тяжелую. Мальчики страдают в два раза чаще девочек. Алалия более распространена, чем можно подумать. В США диагноз «специфическое нарушение языка» имеют более чем один миллион школьников, а исследование, проведенное в детских садах, показало, что им страдают 7, 6 % детей.

Позднее развитие речи у маленького ребенка это первый признак нарушения. Дети с задержкой развития речи могут вообще не говорить вплоть до поступления в школу. Когда же они начинают говорить, их часто трудно понять. Помощь врача-невролога таким детям крайне необходима.

 

Глава 10

ФОНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ФОНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
ДИСЛАЛИЯ

 

Речь — это устная форма языка. Другие две языковые формы — это письмо и жестикуляция. Жестикуляция включает как простые иконические движения (например, жест, изображающий питье), так и сложную «пальцевую» речь и системы знаков.

Фонология представляет собой ветвь лингвистики, изучающую звуковую систему языка. Цель фонологии — демонстрировать паттерны (образцы) звуков в языке и объяснять, каким образом организованы и представлены речевые звуки в мозге. Термин «фонология» используется также по отношению к индивидуальной речевой звуковой системе: например, «ее

фонология», может означать «ее фонологическая система», или «ее фонологическое развитие».

Что такое фонологическое развитие? Это процесс постепенного приобретения «взрослых» речевых паттернов. Другими словами, фонологическим развитием называется появление у детей правильно организованной речевой системы.

Фонологическое развитие включает три аспекта: способ, с помощью которого звуки сохраняются в памяти ребенка; способ, посредством которого звуки произносятся; правила или процессы, которые управляют сохранением звуков в памяти и их произнесением.

К полутора годам жизни не менее четверти слов, произносимых ребенком, должны быть понятны родителям; к двум годам — 50-75% слов; к трем годам — свыше трех четвертей. Необходимо учитывать значительные индивидуальные различия между детьми. Если вы сомневаетесь, каково речевое развитие вашего ребенка, нужна оценка логопеда. Когда ребенок
развивается правильно и имеет обычную для своего возраста комбинацию правильных звуков и ошибок, логопед выявляет это без труда.

Все дети в процессе овладения речью делают ошибки в произношении — это ненастоящие ошибки. Они вызваны развитием индивидуального фонологического кода ребенка и отклонениями в фонологическом развитии.

Вот наиболее типичные ошибки детей, осваивающих «взрослую» систему звуков:

• глухие согласные произносятся в начале слова как звонкие
(тетя-детя) ~ до трех лет;

• звонкие согласные заменяются на глухие в конце слова (дед-
дет) — обычно исчезает к трем годам;

• потеря конечной согласной (Коля-Коя) ~ исчезает к трем
годам и трем месяцам;

• звук, правильно произносимый с помощью прижимания
середины языка к твердому нёбу, производится кончиком
языка (губа-дуба) — до трех лет шести месяцев;

• неспособность произносить шипящие звуки (щепка-сеп-ка) — проявляется до трех лет шести месяцев;

• присутствие конкретного звука влияет на произношение
всего слова (рог-гог) — до трех лет девяти месяцев;

• ребенок «глотает» неударные, «слабые» слоги (телефон-
теффон») — до четырех лет;

• ребенок «теряет» звуки (бант-бат) — до четырех лет;

' в некоторых случаях дети заменяют плавные согласные другими звуками (рука-лука) или заменяют взрывные согласные (флаг-слаг).

Фонологическое развитие обычно продолжается до пяти лет, хотя имеются индивидуальные отклонения. К трем годам обычно заканчивается освоение взрывных звуков: [ф] и [с]. К трем годам шести месяцам «осваиваются» звуки [в] и [з], в четыре с половиной года — [ш] и [ч].

Артикуляция — это общий термин, используемый в фонетике для обозначения физиологических движений, изменяющих поток воздуха в голосовом пути выше гортани (изменений, необходимых для того, чтобы издавать различные речевые звуки). Эти звуки распределяются по месту их образования и способу артикуляции в голосовом аппарате.

Терминами «развитие артикуляции» и «фонетическое развитие» обозначают постепенное приобретение ребенком способности произносить отдельные звуки речи. Между фонологическим развитием и развитием артикуляции (фонетики) есть сложные взаимосвязи. Нормальное развитие речи включает освоение как артикуляции (фонетики), так и фонологических
аспектов речи.

В последнее время проведено много исследований по развитию именно фонологических аспектов речи ребенка. Оказалось, что фонологическое развитие и приобретение навыков артикуляции часто не совпадают по времени — фонологическое развитие происходит раньше, когда речевые двигательные механизмы еще незрелы.

При сравнении длительности сегментов речи детей и взрослых выяснилось, что дети говорят медленнее. У детей гораздо заметнее незрелость нейромоторных механизмов, необходимых для контроля речевых движений.

Нарушения фонологического развития — это группа нарушений, которые лишают ребенка способности легко понимать речевые паттерны (в возрасте приблизительно четырех лет). Нарушения фонологического развития впоследствии могут также затруднить обучение чтению по слогам. В прошлом такие нарушения назывались функциональными нарушениями
артикуляции. Они выражаются, прежде всего, как неспособность произносить некоторые (или все) звуки, которые обычно используются в данном возрасте.

Фонологические нарушения иногда называют «артикуляторными нарушениями», «нарушениями развития артикуляции», или «нарушениями произнесения звуков речи». Если неизвестна причина, говорят о «фонологическом нарушении развития». Если же причина известна, то используются названия «дизартрия» или «диспраксия».

Имеются различные уровни фонологических нарушений: от полностью непонятной даже членам семьи речи до речи, полностью понятной всем, но в которой некоторые звуки произносятся с легким искажением. Лечение и коррекция фонологических нарушений важны не только для формирования речевых звуков, но также и для того, чтобы в дальнейшем избежать
проблем в школе при обучении чтению и письму. Кроме того, дети, которые говорят хуже, чем сверстники, могут стать объектом насмешек, что отразится на их социализации.

Фонологические нарушения, в зависимости от причин их появления, принято подразделять на четыре группы.

Первая — структурные дефекты и аномалии в речевых органах, такие как дефекты языка, твердого нёба и т. д., искажающие произношение некоторых звуков, а в некоторых случаях полностью разрушающие речь. Если эти дефекты исправляются лечением, то последующая коррекция речи бывает очень эффективной. В данной книге мы эти нарушения не рассматриваем, поскольку это не в компетенции неврологии.

Вторая — неврологические проблемы в управлении мышцами рта, из-за которых ребенок не в состоянии осуществлять достаточно сложный и тонкий двигательный контроль за мышцами, участвующих в произнесении речевых звуков. Это — дизартрия развития.

Третья — диспраксия (апраксия) развития.

Четвертая — нет явных причин, в таком случае обычно говорят о фонологических нарушениях развития, в России принят также термин «дислалия». По мнению Паулы Таллал, четвертую группу составляют те дети, которые не могут перерабатывать быстрый поток речевых звуков и поэтому не в состоянии осуществлять быстрые движения речевой мускулатуры для их произнесения.

Симптомы фонологических нарушений значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Диагностика часто затруднена, поскольку ребенок с фонологическими нарушениями осваивает речевые звуки медленнее, чем сверстники, но в той же самой последовательности. Таким образом, речь, нормальная для четырехлетнего ребенка, может быть признана фонологическим нарушением для шестилетнего.

Почти все дети осваивают речевые звуки сходным образом.
Согласные звуки разнесены в три большие группы: «ранние» восемь звуков, «средние» восемь и «поздние» — тоже восемь.

«Ранние» восемь включают такие звуки, как [м], [б], [п]. «Средние» восемь включают звуки [т], [г], [ч]. К поздним относятся более сложные звуки [ш], [з].

Некоторые специалисты предлагают делить звуки на четыре группы: первая группа звуков (их осваивают в возрасте от двух до пяти лет) — [м], [н], [х], [п], [ф]; вторая группа (осваиваются в возрасте от двух до шести лет) — [к], [д], [в], [т], [г]; третья группа (осваиваются в возрасте от трех до семи лет) — [с], [р], [л], [т]; четвертая группа (осваиваются в возрасте от четырех
до семи лет) — [ж], [ш], [з]. Многие дети не умеют правильно произносить сложные звуки даже к семи-восьми годам.

По мере нормального освоения речевых звуков все дети делают несколько общих ошибок. Это пропуски звуков (часто в конце слова), искажение звуков или замена одного звука на другой, который ребенку легче произнести. У детей с фонологическими нарушениями картина и порядок освоения звуков
речи обычно такие же, как у нормально развивающихся детей, однако, речевые навыки приобретаются более медленно. Таким образом, возраст — важный фактор в постановке диагноза «фонологические нарушения».

Дети с фонологическими нарушениями могут делать те же самые ошибки в произносимых звуках, что и младшие, нормально развивающиеся дети. Но в некоторых случаях дети с фонологическими нарушениями допускают больше ошибок — пропускают звуки, искажают их и заменяют. Для постановки правильного диагноза нужно исключить другие возможные
причины нарушения речи. Необходимо исследовать слух ребенка, поскольку звуки, которых человек не слышит, он не может и имитировать.

В школьном возрасте следует обратить внимание на освоение чтения, поскольку помимо речевых проблем у школьников могут обнаружится дислексия и дисграфия. Также должны быть исследованы любые общие задержки развития. Важно помнить, что у детей, обучающихся на неродном языке, проблемы со звуками речи могут быть результатом несовпадения
звуков родного и изучаемого языков. В этом случае рекомендуется тестировать освоение звуков родного языка. Следует иметь в виду также, что в некоторых областях страны бытуют диалекты языка с иным произношением звуков.

Согласно Международной классификации, вынесение диагноза «фонологическое нарушение» возможно, если ребенок не осваивает речевые навыки, соответствующие его возрасту. Этот недостаток создает проблемы дома, в школе, в других важных для ребенка ситуациях. Если налицо задержка умственного развития, есть проблемы с речевой мускулатурой или слухом, диагноз «фонологические нарушения» все же может быть поставлен в том случае, когда недостаточность речевого развития значительно более выражена, чем другрш проблемы ребенка.

Фонологические нарушения без явной причины распространены значительно шире, чем вызванные неврологическими проблемами или структурными аномалиями и дефектами. У 7-8% пятилетних детей имеются фонологические нарушения развития. Около 7, 5% детей в возрасте от трех до одиннадцати лет также имеют фонологические нарушения. Фонологические нарушения чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, — в два-четыре раза. Дети, у которых имеются фонологические нарушения, гораздо чаще демонстрируют и другие нарушения речевого развития. Дети, в семье у которых один или более родственников страдают расстройствами языка и
речи, с большей вероятностью будут иметь фонологические
нарушения.

Лечение и логопедическая коррекция обычно показаны детям с фонологическими нарушениями. Схема коррекции зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но обычно это та или иная форма постановки звуков. Иногда ребенку показывают, как эти звуки произносятся, как правильно располагать язык и губы. Повторение трудных звуков с логопедом — необходимая часть коррекции.

Прогноз для детей с фонологическими нарушениями обычно благоприятен. У многих детей эти проблемы разрешаются сами собой. Известно, что 75% детей с легкими и умеренными формами нарушений спонтанно осваивают правильную речь к шести годам.

 

Глава 11
ДИЗАРТРИЯ У ДЕТЕЙ

Дизартрия — это речевое нарушение, пррг котором артикуляция нарушена из-за слабости и неточности движений мышц, участвующих в речи. Речь медленная, слабая, неточная, неразборчивая.

Для того чтобы речь была ясной и четкой, ряд субсистем должны работать вместе. Слабость в любой из систем может давать в результате дизартрию. Но речь может нарушиться и в результате дискоординации между системами. Легкие (дыхательная субсистема) доставляют воздух, необходимый для речевой системы. Голосовая «коробка», или гортань (ларингиальная субсистема), заставляет воздзгх вибрировать и создавать
голос. Мягкое нёбо (велофарингиальная субсистема) действует как дверца между ротовой и носовой полостями и проводит воздух в одну или обе полости, давая в результате различное качество звука. Губы, язык, зубы и нижняя челюсть (артикуляторная субсистема) двигаются и оформляют звуки в различные гласные и согласные.

Если слаба дыхательная субсистема, то речь слишком тихая и медленная. Если же ларингиальная субсистема слабая, речь — с «придыханием», но тоже тихая и медленная. Если не работает велофарингиальная субсистема, то речь может звучать «в нос» или, наоборот, носовые звуки не произносятся. В случае слабости артикуляторной субсистемы речь звучит неразборчиво, в
ней много ошибок, человек говорит медленно и с усилием.

Работой всех субсистем, в том числе и дыхательной, руководит ствол мозга — структура нервной системы, располагающаяся в черепе. Ствол, как мы уже говорили, является, с одной стороны, продолжением шейного отдела спинного мозга, а с другой — ножкой «гриба», шляпку которого образуют полушария головного мозга. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга, варолиева моста и среднего мозга. В стволе располагаются десять черепно-мозговых нервов (кроме зрительного и обонятельного), ретикулярная формация ствола, многочисленные ядра, проходят все нервные пути от головного мозга к организму. Это огромное скопление жизненноважных нервных структур на сравнительно небольшой площади (длина ствола 7-9 см) делает их чрезвычайно ранимыми при нарушениях кровоснабжения вследствие родовых травм и гипоксических состояний во время беременности и родов.

Ствол мозга имеет крайне важное значение в период новорожденности и грудного возраста, когда он является ведущим центром нервной системы. Ствол сохраняет чрезвычайное значение и на протяжении всей жизни как центр дыхания, кровообращения и артериального давления, пищевых безусловных рефлексов: ретикулярная формация среднего мозга является

регулятором тонуса высшей нервной деятельности, регулятором сознания (переход от сна к бодрствованию); ретикулярная формация продолговатого мозга отвечает за поддержание мышечного тонуса.

С момента появления речи у ребенка вагусная система ствола мозга ответственна за артикуляцию и фонацию. Вагусная система включает в себя три основных черепно-мозговых нерва, расположенных в нижней части ствола — продолговатом мозге; блуждающий нерв, языкоглоточный и подъязычный. Поскольку блуждающий и языкоглоточный нервы имеют об-
щие двигательное и чувствительное ядра, то многие их функции — совместны.

В другой структуре ствола мозга — варолиевом мосту — осуществляется регуляция внешнего дыхания, координация дыхания и кровообращения. В мосту проходят важные нервные пути, и даже при незначительном локальном нарушении кровоснабжения ствола может развиться синдром «дизартрия — неловкая кисть». Этот синдром включает дизартрию, нарушение глотания, слабость мимических мышц и легкую слабость и
неловкость кисти на стороне нарушения кровоснабжения.

Функции продолговатого мозга и моста определяются физиологической ролью стволовых черепно-мозговых нервов. Здесь заложены центральные механизмы глотания, жевания, рвоты, регуляции дыхания, сердечной деятельности, кровообращения и пр. В мосту и продолговатом мозге находятся центры, регулирующие слезотечение, слюнотечение, голосообра-
зование (совместная автоматическая деятельность лицевого, блуждающего и подъязычного нервов).

Выраженные нарушения в работе продолговатого мозга проявляются бульбарным параличом. Бульбарный паралич вызывает расстройство глотания, поперхивание, попадание жидкой пищи в нос; нарушение артикуляции; осиплость и снижение звучности голоса; говорение в нос; атрофию мышц языка; снижением глоточного и нёбного рефлексов; ограничением подвижности языка и свисанием мягкого нёба. Здесь описан яркий
 вариант бульбарного паралича. Однако по характеру нарушений речи у ребенка логопеды часто говорят о «стертой дизартрии». Невролог же, обследуя ребенка и не находя выраженной картины бульбарных нарушений, не может поставить диагноз «дизартрия». Попытаемся разобраться, что же представляют собой такие случаи.

Ядра стволовых нервов содержат большое количество двигательных клеток — мотонейронов. Мотонейрон соединен «проводником» — аксоном — со «своей» группой мышечных волокон в конкретной мышце. Все вместе это представляет собой одну двигательную единицу. Чем больше мотонейронов, тем сильнее и объемнее соответствующая мышца. Так, например, каждое ядро нерва, управляющего языком (подъязычного), содержит в норме от 4000 до 32 ООО мотонейронов. Если же количество мотонейронов в ядре нерва менее 4000, очевидно, что возникает слабость мышц языка, нарушение артикуляции и другие бульбарные симптомы. Разумеется, что пределы так называемой «нормы» слишком широки. Ясно, что различное количество мотонейронов обеспечивает различный уровень,
силу и скорость работы мышц языка, а также различный уровень и качество артикуляции. Вот почему один человек может быть великолепным чтецом, диктором, артистом, а речь другого трудно слушать.

От чего зависит количество клеток в ядрах: черепно-мозговых нервов? Мы уже не однажды говорили, что шейный отдел спинного мозга и ствол более всего страдают во время родов от травм, нарушения кровообращения, гипоксических состояний. Гипоксия (недостаток кислорода) вызывает изменения в нервных клетках. Если количество кислорода снижается до 50% от нормы, в нервных клетках имеют место изменения преходящие, кратковременные. Только при снижении количества кислорода ниже 50% некоторые нейроны перестают быть активными, теряют дееспособность. Однако эта ситуация обратима: нейронам можно вернуть работоспособность при соответствующем лечении.

Если же количество поступающего кислорода меньше 15- 20% нормы, то в нервных клетках начинается апоптоз: клетки разрушаются, разваливаясь на части — апоптозпые тельца, которые поглощаются лимфоцитами. При этом у новорожденного ребенка нет признаков воспалительного процесса, высокой температуры, интоксикации, его состояние особых опасений
не вызывает, что в большинстве случаев вводит в заблуждение и врачей, и родителей...

Избежать гипоксии во время родов практически невозможно, можно только минимизировать повреждения. Однако восстановительные способности новорожденного очень высоки. И чем быстрее будет оказана квалифицированная помощь, тем быстрее и в более полной степени произойдет восстановление функций нервной системы.

Кроме грубого нарушения, вызывающего снижение количества мотонейронов в ядрах стволовых нервов, несомненно, встречается значительное количество случаев задержанной миелинизации двигательных ядер и самих нервов, что также требует неврологического лечения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.