|
|||
Время взлета
На планете люди скованны временными рамками. Различают прошлое, называют его историей.
6 мая 1768 года. Франция. Северная провинция Артуа. Мирное безоблачное утро. Цветущие яблоневые и абрикосовые сады. В лазури неба белоснежная птица. Кончики ее нежных кружевных крыльев кажутся серебряными от весеннего солнца. Мальчик смотрит, высоко подняв голову. Он вернется, любимый голубь, он же ручной и знает своего хозяина. Слезы радости высыхают на глазах от теплых лучей солнца. Еще не знает печальный и мечтательный, рано осиротевший ребенок, какой путь ему уготован. Впереди многие годы вдали от родного дома. Учеба в королевском колледже, где он станет лучшим учеником. Затем университет Сорбонна, по окончании которого получит звание лиценциата права. Но пока все только начинается. Юный Максимилиан Робеспьер, тихий, послушный, аккуратный, склонный к одиночеству и молитвенным упражнениям. Увлекается историей, литературой, поэзией Древнего Рима. В колледже Людовика Великого и ученики, и преподаватели зовут его Римлянин.
Пролетит двадцать лет и многое изменится. Он уверен, что нет более возвышенного занятия, чем профессия адвоката, если выполнять ее бескорыстно и гуманно. Он становится профессионалом своего дела, как и его отец, дед и прадед. Храбрый, справедливый защитник угнетенных и невинных, ведь не случайно он родился в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Если молодой адвокат брался за дело, то исполнял его до конца и со всей серьезностью и скрупулезностью. Самым громким оказалось дело о громоотводе, когда ему только исполнилось двадцать пять лет. Господин Виссери из города Сент-Омер увлекся физикой и соорудил на крыше своего дома громоотвод. От соседей и местных властей на несчастного тут же посыпались обвинения во вредительстве, шпионаже и даже в колдовстве. Виссери обратился за помощью к Робеспьеру, который сразу почувствовал политический характер этого конфликта. Его защитительные речи в арасском суде имели колоссальный успех и процесс, привлекший общественное внимание, был выигран. «Человек победил молнию», - вспомнит он через несколько лет в одной из своих речей. Впереди еще достаточно побед и поражений. Но, быть может, вся предшествующая жизнь была лишь подготовка к тому служению, ради которого он отдаст все время, силы, энергию, здоровье.
Еще, будучи студентом, Робеспьер прочел у своего духовного учителя, философа и просветителя Жан-Жака Руссо о равенстве и свободе людей. Эти идеи давно не давали ему покоя. Но главное, его поразили таинственные и судьбоносные слова: «Мы приближаемся к кризису и к эпохе революции». Полет с нарастающей скоростью набирал высоту. Тогда уже все вокруг заражалось этим духом. В литературе, публицистике, философии наблюдалась беспощадная критика абсолютизма, во всех слоях общества назревало недовольство существующим строем. Старый порядок на грани разложения. Средневековье вытеснялось ростом городов и промышленности. Он размышляет над вопросами государственного устройства. Что собой представляет французская аристократия? Цвет нации или деградирующие от богатства и разврата люди? Аморальное и циничное общество, роскошную жизнь которого обеспечивает буржуазия и простой народ. Что такое Третье сословие? Это горожане, купцы, ремесленники, крестьяне, рабочие, интеллигенция. Это вся Франция.
4 мая 1789 года. Огромный Париж в сизой дымке. Звонкий погожий день. Тысяча двести народных представителей собрались в церкви святого Людовика на молебен по случаю открытия генеральных штатов. А на следующий день король в присутствии многочисленной публики открыл заседание. Молодой человек в пышном белом парике один из них. Он уже тридцатилетний адвокат, достигший определенного положения в своей среде. Все осталось в родном городе. Из родственников младшие брат и сестра. Литературно-философский салон. Общение с друзьями и дамами, сентиментальные письма и задушевные беседы. Стихи о красоте природы и трактаты на тему морали. Максимилиан очень счастлив, что он депутат от Третьего сословия. Его земляки с радостью выдвинули своего достойного представителя. Он благополучно прошел все инстанции и был выбран депутатом от города Арраса, провинции Артуа. Земной мир и вся жизнь человечества это миллиарды и миллионы настоящих моментов.
«Черты Робеспьера были хороши только выражением, которое им давал внутренний огонь», - зафиксировал Эдмон Пилон, собравший в начале ХХ века сведения о его жизни из различных мемуаров современников. «Максимилиан строг к себе и неприхотлив, в пище привык довольствоваться малым», – вспоминала 1834 годуего родная сестра Шарлотта Робеспьер. В виду спокойного характера и сдержанности, он легко сходится с людьми, а завязывать знакомства сейчас просто необходимо. Но его задумчивость принимают за рассеянность или, чего хуже, за гордость. Он противник крайностей и ценит умеренность во всем. Его невозможно ни запугать, ни унизить, ни устрашить. Невозмутимый, уверенный в своей правоте и не поддающийся переубеждению. «Я увидел, что придаю бессмысленным мнениям людей и мелким событиям этой короткой жизни человеческой гораздо больше важности, чем они того заслуживают. Я понял, что поскольку наша жизнь – только цепь испытаний, не важно, какого рода будут эти испытания, лишь бы достигнуть того результата, к которому они направлены и чем эти испытания больше, сильней, многообразней, тем выгодней проявить в них стойкость», - писал Руссо и Робеспьер непреклонно следует этому наказу. Он ходит пешком от гостиницы до места работы, много думает и пишет. Не для самоутверждения проявляет такую активность. Он знает путь! Он понимает, какие реформы нужны стране в связи с назревшими переменами. Пусть не столь изысканы его провинциальные манеры, проста и старомодна одежда. Предметом насмешек станет не только приподнятый слог заранее написанных речей, но даже его средний рост и резкий, но негромкий голос. Еще более года его речи в Национальном собрании будут встречены настороженно и с усмешкой. Но постепенно он добивается всего. Генеральные штаты по его предложению переименуют в Национальное, а вскоре в Учредительное Собрание. «Робеспьер столь энергично ввязался в политическую борьбу потому, что к этому его подталкивали его убеждения, чувство ответственности перед народом, доверившим ему представить его интересы, действенность его натуры, стремившейся всегда претворить принципы в практику, слово в дело», - напишет советский историк ХХ века Альберт Захарович Манфред, много потрудившийся для изучения жизни и деятельности Робеспьера. Неутомимый и талантливый исследователь создал документальный исторический портрет своего любимого героя.
Версаль – символ королевской власти. Белые лилии на гербе Франции. Дворец «Малых забав». Теперь время летит, не останавливаясь. «С раннего утра он уже, как воин, на своем боевом посту, в зале заседаний. Один из представителей народа, кому было доверены поиски спасительных для судьбы страны решений». Эти слова принадлежат Анатолию Петровичу Левандовскому. Советско-российский специалист по французской истории и писатель в 1950-х годах создал прекрасный художественно-исторический образ Робеспьера. Максимилиан верит, что мир можно изменить к лучшему. Но чего же хочет король и министры? Потом станет известно, что монархия к 1788 году оказалась на грани банкротства, король растратил всю казну. Страну ожидал полный финансовый крах. Плюс неурожай и начавшиеся восстания крестьян в разных департаментах. И Генеральные штаты король созывает, чтобы установить новые налоги с ремесленников, торговцев, финансистов.
20 июня 1789 год. Версаль. Прохладное дождливое утро. Сырость каменных фонтанов. Депутаты Третьего сословия, численностью около шестисот человек, быстро идут вдоль чугунной ограды, они возмущены до предела. Им постоянно чинят препятствия, а, возможно, намереваются распустить Собрание. Найдя свою залу заседаний закрытой по приказу короля, они отправляются в первое попавшееся помещение. Им оказался большой спортзал, Sall Jeu de Paume (Зал для игры в мяч). При поддержке простого народа, военных добровольцев, духовенства они, взволнованные и потрясенные, решили связать себя клятвой-присягой. Они поклялись не расходиться, пока не будет выработана Конституция для Франции. «Горе тем собраниям, которые не сумеют даже найти таких слов, не сумеют сделать даже такого торжественного заявления! » - напишет спустя 115 лет русский ученый-анархист Петр Алексеевич Кропоткин. Сколько энергии и света на картине Луи Давида «Клятва в зале для игры в мяч». Легкий ветер развевает шторы в верхнем окне. Это ветер грядущих перемен. Как романтично все начиналось! Желания сердец, помыслы, идеи собравшихся устремлены ввысь. В центре стоящий на столе с поднятой правой рукой Жан Байи, первый председатель Учредительного Собрания и вскоре избранный мэром Парижа. Тут же обнявшиеся трое священнослужителей: посередине епископ Анри Грегуар, выступавший за отмену привилегий дворянства, слева Кристофер Герле революционер и мистик, справа Жан-Поль де Сент-Этьен, протестантский пастор и публицист. Многие из присутствующих здесь впоследствии отойдут от политики, большинство коренным образом изменят свои убеждения. Граф Оноре Мирабо, сторонник конституционной монархии, скончается 2 апреля 1791 года. Вскоре станет известно о его предательстве — вступлении в тайную связь с двором. Все остальные отброшены потоком времени на крутых поворотах этой нелегкой борьбы. Остался только Максимилиан Робеспьер, изображенный в правой части полотна. Тогда еще неизвестный один из депутатов. По словам Манфреда «он стоял в самом центре стремительного хода событий, невиданных, беспримерных в истории. Он остался и прошел путь Революции от начала до конца».
Через месяц случилось неизбежное. Практически все полумиллионное население Парижа как в кипящем котле. Колоссальное количество народа двинулось в Сент-Антуанское предместье, где высилась громада крепости-тюрьмы. Во второй половине дня после штурма Бастилия пала. «Я видел Бастилию, меня туда провел отряд той бравой гражданской жандармерии, которая ее взяла. Ибо в день приезда короля, после того, как мы вышли из городской ратуши, вооруженные граждане были рады составить почетный эскорт встречавшимся им депутатам, которые шли, приветствуемые народом. Каким чудесным местом стала Бастилия с тех пор, как она во власти народа, как опустели ее карцеры и множество рабочих без устали трудятся над разрушением этого ненавистного памятника тирании! Я не мог оторваться от этого места, вид которого ныне вызывает у всех честных граждан только чувство удовлетворения и мысль о свободе», - писал Максимилиан в письме другу Бюиссару в Аррас.
Расправились с комендантом Бастилии, а позже танцевали на ее развалинах. Сначала всех захлестнула всеобщая эйфория толпы, воодушевленной патриотическими лозунгами. А потом поведение народа стало все более угрожающим. Известно, что голодные крестьяне в провинциях нападают на дворянские замки. Произошло то, что называлось Революцией. Революция – принесет ли она счастье и желанную свободу? Наступит ли торжество справедливости? Это ведь крушение привычного, это непременно мятеж, хаос, насильственная власть, страх и смерть. Это уничтожение всего, что строилось веками. Время рассматривается как последовательность мгновений, каждое из которых причастно вечности.
«Во всей революции существовало два течения различного происхождения: политическое движение буржуазии и движение народное. Они временно сливались и одерживали крупные победы над старым строем», - отмечал Кропоткин.
Уже тогда наметился раскол между теми, кто старался удержать свои привилегии и теми, кто стремился их уничтожить. Те законодатели, кто за конституционную монархию, наделили короля правом вето – правом приостанавливать на долгое время любой законопроект Ассамблеи. «Тот, кто утверждает, что один человек имеет право противостоять закону, говорит этим самым, что воля одного выше воли всех. Он этим самым утверждает, что нация есть ничто, а один человек есть все. Если он добавляет, что это право принадлежит тому, кто облечен исполнительной властью, он этим самым утверждает, что человек, поставленный нацией для исполнения ее воли, имеет право противоречить ей и сковывать волю нации. Тот, кто так рассуждает, создает немыслимое моральное и политическое чудовище, и это чудовище не что иное, как королевское вето», - смело скажет Робеспьер 21 сентября 1789 года. Он согласен с Мирабо в понимании, что Франция созрела для революции. По его мнению, король уполномоченный, а источник власти в народе. Старый маркиз де Мирабо уже тогда смог по достоинству оценить способности Максимилиана.
Он присматривается к окружающим и отзывается обо всех только положительно, он полон доверия и восхищения. В его нраве сочетается неторопливая рассудительность и порывистая эмоциональность. Воспитанный в глубокой религиозной атмосфере он всегда помнит, что ум, совесть, воля — составляющие души. А Высший разум, создавший Вселенную и человека – Бог. Он осуждал духовенство, которое навязывало кирпичи из окаменелых библейских догм, а само являло пример далекий от благочестия. Но религия не может быть опорочена пороками своих служителей. Он знал и достойных священников. Например, Ларош настоятель Собора Парижской Богоматери, старый добрый аббат Берардье из колледжа Людовика Великого. Вера должна быть живой. Но не слепая, а данная разумом вера – самое прекрасное, что есть на свете. Для исторического сознания Робеспьера не подлежало сомнению уважение к религии и Церкви, как к самому древнему и мощному основанию всей французской цивилизации. Барельеф Собора Парижской Богоматери изображает святого, который держит в руках свою собственную голову. Дух первых христианский общин ведь тоже был революционный!
С первых дней работы Генеральных штатов депутаты проводят свободное время в игорных и публичных домах. А он ночами пишет письма и речи своих выступлений. Потому что господин Робеспьер, на самом деле, не водит знакомств с людьми дурных привычек и сомнительной честности. Все сравнительно. Я не историк, а лишь мыслитель. О Робеспьере написаны сотни книг и тысячи статей, мои измышления жалкое повторение всего сказанного.
|
|||
|