|
|||
Человек и Гражданин. Пространство и времяСтр 1 из 7Следующая ⇒ Человек и Гражданин
Пространство и время
Время относительно. Его будто бы и нет совсем. Только в земной жизни мы ограничены циферблатом, измеряющим сутки, часы, минуты. Бог создал земное время, когда творил мир за шесть дней. И эти дни были не днями, а тысячелетиями. Пространство условно. Кто-то разделил голубую планету во Вселенной на континенты. Дал им названия. Просторы Европы разграничил на большие и малые страны.
1 сентября 1989 года. Центральная Россия. Ясный теплый день. Пестреют оранжевые бархатцы на клумбах школьного двора. Французский язык вошел в мою жизнь со второго класса. Поэтому к шестому мы уже свободно, как и по-русски, говорим, читаем и пишем на языке этой удивительной страны. Кроме того, мы настолько близко знакомы с Францией, что ориентируемся в ее истории, культуре, искусстве. Мы знаем наизусть и поем первые два куплета «Марсельезы». Омытая теплыми и холодными морями солнечная Франция! Жители ее одаренный и вольнолюбивый народ. Неустрашимые потомки короля Хлодвига. Трудно осознать, насколько время отдаляет и приближает разные события. Маленькое поселение Лютеция на продолговатом болотистом острове Ситэ, основанное в III веке до нашей эры. Это будущий Париж. Даже года неизвестны, приблизительно века.
Наша эра, первый век от Рождества Христова. Париж, освященный подвигами христианских мучеников. Не случайно сместилась во времени история Дионисия Ареопагита, мужа Апостольского, пришедшего с проповедью о Христе в Лютецию Галлийскую. Он был обезглавлен безбожным правителем. Но после казни на глазах изумленных палачей тело встало, взяло в руки свою голову и прошло еще значительное расстояние до христианского храма. Сказание гласит, что другой Дионисий, первый Парижский епископ, в 272 году, так же усечен во главу на вершине холма Монмартр (гора мучеников) и так же проходит с головой в руках, а потом падает замертво. Некоторые источники отождествляют двух святых, долгое время вопрос был предметов богословских споров. Один ли это человек или двое различных? А по времени, что такое почти триста лет разницы? В масштабе космическом – одно мгновение.
Франция спустя пятнадцать веков – основной очаг классической культуры, законодательница моды. Этот период времени назовут еще Галантным веком. Французский язык станет международным языком светского общества и дипломатии. В учебниках истории этот век назовут Новое время. В отношении пространства понятно, что Франция находится от нас за семь тысяч километров. Но время не имеет никакого значения. На уроках мы переносимся в разные эпохи, словно на чудесной машине времени. Liberte, Egalite, Fraternite. Наверное, первые выученные слова. Учительница сообщает, что в нынешнем 1989 году, французский народ празднует 200-летие взятия Бастилии и начала Революции. Почему это важно? Все, что произошло во Франции в XVIII веке, произошло впервые.
Сколько великих людей дала миру эта держава. Но хочется говорить, писать и думать об одном человеке. Вижу его издалека. Портрет на стенде в кабинете французского языка. Только он один из троих деятелей Революции смотрит сквозь пространство и время. Мне с давних лет знаком этот благородный профиль в пышном белом парике. Высокий лоб, прямой нос, узкие губы, пронизывающий взгляд. Его короткая жизнь вместила в себя целую эпоху жизни его родной страны. Она подобна вспышке ослепительной молнии. Его имя как выстрел, заставлявший вздрагивать современников и потомков. И во все последующие времена вызывающее самые противоречивые суждения.
Имя этого человека Максимилиан Робеспьер. Если точнее, по-французски Maximillien будет читаться как Максимильен. Все же, Максимилиан привычнее. Когда думаю о нем, все меняется. Прошлое как настоящее, а настоящее — как будущее. В шестом классе не понимала, почему он мне интересен, а сейчас понимаю. Может быть, действительно, времени нет? А может, оно исчезнет с концом мира. Ученые-историки напишут, что началом новой исторической эпохи и драматическим завершением XVIII века стала Великая Французская буржуазная революция.
|
|||
|