|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Конкурсные (аукционные) комиссииСтр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ Курсовая работа по дисциплине «Экономическая безопасность»
Исполнитель: К. В. Ширинкина Студентка группы: ЭПБ-09 П Научный руководитель: док. экон. наук, профессор Е. Б. Дворядкина
Предварительная оценка________ Дата защиты__________________ Оценка_______________________
Екатеринбург СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Тема курсовой работы «Обеспечение экономической безопасности в сфере управления закупками продукции и размещения заказов» Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роль государственных закупок возрастает в условиях глобального экономического кризиса, так как значительные средства, выделяемые государством на поддержание внутренней экономики, распределяются именно в виде государственных заказов. Государство является на сегодня одним из самых платежеспособных заказчиков. В то же время вопросы обеспечения экономической безопасности в сфере государственных закупок должны получить новое содержание, связанное с необходимостью последовательно добиваться добросовестной конкуренции и юридической чистоты проведения конкурсов, направленных на экономию бюджетных средств. Практика проведения конкурсов часто не соответствует философии, заложенной в законодательстве. Поэтому насущной становится задача обеспечения максимальной эффективности торгов, для чего необходимо значительно повысить уровень государственного контроля за расходованием денежных средств в сфере государственных закупок, поставить надежный заслон коррупции и другим злоупотреблениям со стороны отдельных должностных лиц, то есть усовершенствовать систему обеспечения экономической безопасности в данной сфере. Вышеизложенное предопределило выбор темы, объект, предмет, цели и задачи исследования. Вопросы влияния данной темы исследования всегда интересовала как отечественных так и зарубежных ученых: Л. И. Абалкина, Ю. И. Аболенцева, С. Г. Глазьева, А. Е. Городецкого, А. Н. Илларионова, А. А. Крылова, Н. П. и др. Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, можно сформулировать цель работы – состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению экономической безопасности в сфере государственных закупок. Предметом исследования настоящей работы выступает экономическая безопасность в сфере управления закупками продукции и размещения заказов. Объектом исследования является административный центр Пермского муниципального района – город Пермь Цель предусматривает решение ряда задач: - Изучить экономическую безопасность сферы управления закупками продукции и размещения заказов: понятие, сущность; - Рассмотреть угрозы и критерии экономической безопасности в сфере управления закупками продукции и размещения заказов; - Провести анализ уровня экономической безопасности города Перми в сфере управления закупками продукции и размещения заказов; - Осуществить анализ организации контроля в рамках обеспечения экономической безопасности в сфере кредитования юридических лиц; - Рассмотреть варианты совершенствования системы обеспечения экономической безопасности сфере управления закупками продукции и размещения заказов; Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе курсовой работы исследуются понятие и сущность экономической безопасности в сфере управления закупками продукции и размещения заказов. Во второй главе курсовой работы анализируется и дается характеристика уровня экономической безопасности в сфере управления закупками продукции и размещения заказов на основе данных города Перми. В третьей главе курсовой работы анализируется возможность совершенствования системы обеспечения экономической безопасности сфере управления закупками продукции и размещения заказов. В заключении представлены выводы по работе. Содержание работы изложено на __ страницах машинописного текста, и включает __ таблицы. Список использованных источников состоит из ___ источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ 1. 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29. 04. 96 г. №608 " О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" экономическая безопасность России это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. [1] Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект - экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими возможными сферами: военной, общественной, экологической, информационной и т. д [29]. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать: в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами. К ним относятся: военно-экономическая сфера; сфера защиты научно-технического и интеллектуального потенциала страны; сфера обеспечения общественной безопасности (проблемы теневой экономики, организованной преступности и коррупции в экономике, экономических афер, осуществляемых в рамках закона, и т. д. ); сфера взаимодействия экономики и природы, сфера управления закупками продукции и размещения заказов и т. д. непосредственно в смежных внеэкономических сферах (военной и др. ) [29]. Рассмотрим особенности экономической безопасности сферы управления закупками продукции и размещения заказов, как важнейшего элемента государственного управления экономикой. Понятие государственный (муниципальный) заказ трактуется как комплексная система, состоящая из ряда тесно взаимосвязанных элементов. Данное понятие следует рассматривать в двух аспектах: в узком смысле слова и в широком. В узком смысле слова, «государственный (муниципальный) заказ» означает определение государственными (муниципальными) заказчиками конкретного поставщика на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд и подписание с ними контрактов. Государственные нужды - одна из наиболее важных характеристик государственного заказа, один из ключевых его признаков. Государственные нужды составляют сущность государственного заказа. Госзаказ - это и есть конкретизированные потребности (нужды) государства, сформированные в установленном порядке и зафиксированные в правовом акте [30]. Аналогично следует понимать значение «государственные нужды» для муниципального заказа. В настоящее время определение государственных нужд содержится в Законе о размещении заказов. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ [30]. В широком смысле понятие «государственный заказ» означает отношения между государственной властью и бизнесом, между всем обществом и государственными органами по поводу обеспечения жизнедеятельности всех ее членов. Государственный заказ является составной частью проводимой экономической политики государства. 1. 2 УГРОЗЫ И КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
При классификации существующих и потенциальных угроз экономической безопасности целесообразно их деление на прямые и косвенные. К прямым угрозам относятся: - реальное и потенциальное изъятие из бюджета денежных средств; - низкая эффективность использования бюджетных средств; - коррупционные отношения среди участников процесса государственных закупок; - потенциальная возможность не выполнения национальных проектов; угроза нечестной конкуренции. К косвенным угрозам относятся: - деформация системы государственного управления и отношений в сфере государственной службы; - дискриминация добросовестных производителей; - угроза нечестной конкуренции; - сдерживание развития малого бизнеса; - расширение теневых экономических отношений; -криминализация общества; лоббирование законодательной деятельности; - снижение доверия к государству и его авторитета [31]. К основным критериям экономической безопасности в сфере государственных закупок относятся: - способность рынка государственных закупок бесперебойно функционировать и полностью обеспечивать национальные интересы; -возможность противодействия негативным явлениям и правонарушениям в сфере государственных закупок; -возможность так «настраивать» сферу государственных закупок, чтобы создавались условия для нормального функционирования социально-экономической системы страны в целом; -наличие эффективной системы контроля за развитием отношений в сфере государственных закупок со стороны субъектов обеспечения экономической безопасности [31]. В современных условиях государство как покупатель является привлекательным партнером для многих предприятий [32]. Это особо проявляется в условиях глобального финансово-экономического кризиса. При этом интересы государства представляет орган государственной власти или государственный представитель, который при размещении государственного заказа не всегда руководствуется исключительно государственными интересами. Поэтому государственные закупки нуждаются в установлении четко определенной процедуры поиска контрагента [31]. Поэтому для регулирования отношений в сфере управления закупками продукции и размещения заказов необходимы четкие правила, исключающие возможность коррупционных проявлений и обеспечивающие возможность поддержания конкуренции между поставщиками товаров, что и является главной целью системы экономической безопасности в данной сфере [21]. Главная цель системы экономической безопасности сферы управления закупками продукции и размещения заказов достигается путем реализации следующих основных направлений: - создание государственных и независимых институтов, способствующих повышению эффективности расходования бюджетных средств; - обеспечение усиления контроля со стороны общества через повышение прозрачности расходования бюджетных средств (регионального и муниципальных бюджетов); -обеспечение информированности широкой общественности о результатах и механизмах конкурсного размещения заказов [21]. 1. 3 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
Источниками информации для оценки уровня экономической безопасности в сфере управления закупками продукции и размещения заказов являются [44]: - показатели формы федерального статистического наблюдения № 1- торги «Сведения о проведении торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; - прогноз объемов продукции, закупаемой для государственных нужд за счет средств бюджета Пермского края и внебюджетных источников финансирования на очередной финансовый год и плановый период (далее – Прогноз закупок), представленный государственным органом в орган, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков (далее - уполномоченный орган); - информация органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов; - информация уполномоченного органа о посещаемости заседаний единых комиссий по размещению заказов путем проведения конкурсов и аукционов (далее – единые комиссии); - информация государственных органов о состоянии размещения заказов, представленная в уполномоченный орган в соответствии с порядком взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков. Оценка эффективности размещения заказов государственными органами осуществляется по следующим показателям: 1) доля закупок малого объема; 2) доля заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства; 3) соотношение стоимости заказов, размещенных путем проведения аукционов в электронной форме, и запросов котировок; 4) доля состоявшихся торгов; 5) среднее число заявок, поданных для участия в торгах (лотах) и запросах котировок; 6) достоверность прогнозирования; 7) уровень представления Прогноза закупок; 8) сокращение расходов бюджетных средств; 9) посещаемость заседаний единых комиссий; 10) количество размещений заказов, признанных недействительными; 11) доля жалоб, признанных обоснованными; 12) доля государственных контрактов, в которых применен Регламент приемки товаров, поставляемых для государственных нужд Пермского края.
Таблица 1 - Порядок расчета показателей эффективности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд [15]
В соответствии с п. 5. 5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ была утверждена квартальная форма федерального статистического наблюдения N 1-торги " Сведения о проведении торгов и о других способах размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с указаниями по ее заполнению и введена в действие для отчета за январь - март 2012 года [2].
2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПЕРМИ)
2. 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ПРОДУКЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ПЕРМИ)
Пермь – город, административный центр Пермского края, расположен в предгорьях Урала на реке Каме. Название города, по одной из версий, происходит от вепсского слова «перама», что в переводе означает «далекая земля». Город Пермь в 1940-1957 годы носил название Молотов [44]. Город Пермь является административным центром городского округа «Город Пермь». Основная часть системы органов местного (городского) самоуправления – Администрация города Перми. Местное (городское) самоуправление - форма осуществления народом своей власти для решения вопросов местного значения (ст. 8 Устава города Перми) исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В систему органов местного самоуправления входят Пермская городская Дума, администрация города и Контрольно-счетная палата города Перми. Высшим должностным лицом города является выборный Глава города. Администрация города Перми в этой системе - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, который участвует в решении вопросов местного значения в пределах своей компетенции [37]. Руководит администрацией города глава администрации. На эту должность назначается гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, имеющий высшее образование и опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти, местного самоуправления, а также в организациях независимо от форм собственности не менее трех лет, ставший победителем конкурса на замещение должности главы администрации города. Контракт с главой администрации заключает высшее должностное лицо города - избранный жителями Перми Глава города. Глава администрации принимается на эту должность на срок пять лет. В структуру администрации города входят: - глава администрации города; - заместители главы администрации города; - руководитель аппарата администрации города; - функциональные органы администрации города (департаменты, комитеты, управления - юридические лица), функциональные подразделения администрации города (департаменты, комитеты, управления, отделы - неюридические лица). Функциональные органы и подразделения создаются в целях осуществления полномочий администрации города по предметам ведения города, перспективного планирования, решения текущих вопросов жизнеобеспечения города [37]. - территориальные органы - администрации районов города и администрация поселка Новые Ляды, создаваемые в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Структура администрации города утверждается Пермской городской Думой по представлению главы администрации города. Главный документ, который регулирует вопросы организации местного самоуправления в городе Перми в соответствии с федеральными законами и законами Пермского края - Устав города Перми. Устав - это основной нормативный правовой акт города Перми, он имеет прямое действие и применяется на всей территории города Перми, имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам органов и должностных лиц городского самоуправления [16].
Устав города Перми определяет предметы ведения города Перми, территориальное устройство города, статус всех органов самоуправления в городе, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей города Перми и их участия в деятельности органов городского самоуправления [16]. В сфере управления закупками продукции и размещения заказов города Перми задействованы следующие участники [37]: 1. Муниципальные заказчики, иные заказчики. 2. Уполномоченные органы: - уполномоченный органна осуществление функций по размещению муниципального заказа для заказчиков - управление муниципального заказа администрации города Перми; - уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа - контрольно-аналитический департамент администрации города Перми. 3. Участники размещения муниципального заказа: Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. 4. Конкурсные (аукционные) комиссии по видам товаров, работ, услуг: - конкурсная (аукционная) комиссия по видам товаров, работ, услуг № 1; - конкурсная (аукционная) комиссия по видам товаров, работ, услуг № 2; - конкурсная (аукционная) комиссия по видам товаров, работ, услуг № 3; Конкурсные (аукционные) комиссии по видам товаров, работ, услуг выполняют функции конкурсной, аукционной комиссии по всем открытым конкурсам, открытым аукционам, проводимым всеми заказчиками, уполномоченным органом по размещению (за исключением открытых аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) не более пятисот тысяч рублей, а также открытых конкурсов на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения) в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ. Конкурсные (аукционные) комиссии по видам товаров, работ, услуг создаются уполномоченным органом по размещению [37], [6]. 5. Конкурсные (аукционные) комиссии Конкурсные (аукционные) комиссии выполняют функции аукционной комиссии при проведении заказчиками открытых аукционов с начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота) не более пятисот тысяч рублей, а также функции конкурсной комиссии при проведении заказчиками открытых конкурсов на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ. Конкурсные (аукционные) комиссии создаются соответствующими заказчиками.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|