Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№29 Рынки ресурсов и их особенности



Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий. Все экономические ресурсы разделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность). Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей. Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Цены экономических ресурсов выступают в рыночной экономике в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход). Следовательно, ценообразование на ресурсы есть образование определенных доходов – прибыли, заработной платы, ренты. Особенности рынков ресурсов обобщенно выражаются прежде всего в том, что вследствие ограниченности ресурсов неизбежно ограничен и сам объем производства. В силу ограниченности эконом ресурсов спрос на них весьма устойчив; более того, для рынка ресурсов характерна концентрация спроса, которая делает типичными явления монопсонии и олигопсонии. Здесь вполне реальна такая ситуация, когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна фирма. Если к тому же эта раб сила немобильна, т. е. по тем иным причинам не может переместиться на др участок рынка, фирма имеет все возможности для того, чтобы понижать величину з/пл. Наем меньшего колва работников обеспечивает этой фирме макс прибыль.

 

 

№30 спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Следовательно, изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой – прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет и производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продукта – предельный продукт (в денежном выражении – предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравнятся с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в противоположной ситуации – уменьшается. Изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики спроса на другие ресурсы, т. е. от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные. Предельным продуктом называется дополнительный продукт, который получается в результате увеличения одного фактора производства при неизменном количестве остальных факторов. Концепция предельного продукта помогает решить проблему минимизации издержек производства, когда два фактора являются переменными – и труд, и капитал. при извлечении максимальной прибыли нужно вкладывать доход не в один фактор, а стараться развивать совокупность их, но при этом не забывать, что все нужно делать разумно и с целью извлечения еще большей прибыли.

 

№31. Совершенная конкуренция на рынке ресурсов. Спрос и предложение ресурса: графическое выражение. (гр. ) в условиях сов. конкуренции наниматель соглашается с з/ пл, кот. устанавлив. на рынке данного вида труда в результате спроса и предложения на труд. равенство MRP=MRC – это точка в которой предприним. нанимает кол-во работников, обеспечивающие ему макс доходность фирмы. изменение предложения труда определяет уровень з/пл.

 

№2 mr =mc максимизация прибыли фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Условие и графическое изображение. До точки Е каждая дополнительная единица приносит дополнительный доход поскольку ее издержки пр-ва меньше. Прибыль в этом случае возрастает. После точки Е каждая единица обходится дороже, чем доход, который она приносит. Т. е. предельные издержки выше пред. Дохода. Прибыль достигает макс дохода при mr=mc. «золотое правило» определение объема при котором прибыль максимальна.

3 максимизация прибыли фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками. Условие и графическое изображение. TR=PQ. (гр. )Q1- до точки А фирма терпит убытки, т. к. TC> TR после точки В фирма также терпит убытки, т. к. TC> TR следует она может производить, получая прибыль только производя объем от Q1 до Q2.

№. 4 минимизация убытков фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде: принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Условие и графическое изображение.

№6. Закрытие фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочный период.   Если на рынке уст. Цена ниже средних переменных издержек, то в этом случае фирма должна закрыться. –вкраткосроч. период фирма производит объем MC=MR. – она может получать эк. прибыль, при условии P> ATC. – Фирма находится в равновесии и получает нормальную прибыль, при условии, что P=ATC. – фирма минимизирует убытки при условии ATC> P> AVC. – фирма закрывается при условии p> aVC.

№8. Кривая предложения фирмы при совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. Исходя из 3-хстратегий можно построить кривую предложения в краткосрочный период. (график) Отрезок кривой MC, лежащий выше средних переменных издержек представляет собой кривую предложения в краткосрочный период. Кривая предложения отрасли на данном рынке отражает совокупное предложение всех фирм и образуется путем сложения предельных затрат фирм при опр. Уровне цен, MC должна быть выше AVC. поскольку, у всех фирм AVC разные. А цена уст. На рынке одинаковая, то часть фирм выходят на рынок только при опред. ценах. (гр.


№ 12. Взаимосвязь между спросом, эластичностью и общим доходом при монополии. Какой участок линии спроса выбирает монополист? Коренное отличие монополии от совершенной конкуренции, то что монополия может влиять на цену. Кривая спроса имеет нисходящий характер(гр. ) Кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса, поскольку, чтобы увеличить объем продаж монополист снижает цену, но он должен снизить цену не только на последнюю единицу, но и на все предыдущие. Предельный доход падает быстрее, чем падает цена. Предельный доход может иметь отриц. значение. Для опред. объема, при котором фирма максимизирует прибыль монополист использует «зол. правило». (гр. ). Монополист опред цену исходя из объема при котором максимизируется прибыль. (гр. ) Монополист может увеличить свой доход 2 способами: увеличить цену, увеличить объем. Эластичность спроса. Если спрос эластичный и при уменьшении цены увеличивается общий доход. если спрос неэластичен, то снижение цены приводит к снижению TR. (гр. ). выводы: - при Ер = 1, TR- max, MR=P(1-1/Ep). – при MR =0, TR-max. Монополист стремится работать на эластичном отрезке кривой. отсюда эластичность спроса явл. определяющим фактором, для установления цены. (гр. ).  

№9. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде: …. В долгосроч. период фирмы могут расширять объем пр-ва и на рынке могут появляться новые фирмы. в зависимости от спроса может происходить колебание цен, а следовательно появление или исчезновение эк. прибыли. Этот процесс происходит до тех пор, пока на рынке не установится равновесие, т. е. фирмы потеряют стимулы уходить с рынка или приходить на рынок. (гр. ). Условия равновесия: 1. P=MC. т. е. на рынке происходит оптимальное размещение ресурсов, т. е. ресурсы распределены таким образом, что обеспечивают пр-во благ согласно спросу, т. е. макс удовлетворяют потребности. Для потреб. ценность продукции определяют пред. издержками и соизмерностьопред. оптимальное распределение ресурсов. 2. осуществляется эффективное исп. ресурсов, т. е. пр-во совершается на уровне minATC (P= minATC) и у предприят. нет стимула изменять объем пр-ва. 3. краткосроч. средние общие издержки равны долгосроч. сред. общим издержкам (SATC= LATC). Это гарантирует отсутствие стимулов входить в рынок или покидать его. эк. прибыль =0. mc=p=minSATC= minLATC.

№14. Ценовая дискриминация: понятия, условия возникновения. Ценовая дискриминация первой степени и ее последствия.  Ценовая дискриминация – это становление монополистом различных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разному покупателю. При этом различие в ценах не опред. различием в издержках. В основе лежит различ. эластичность спроса на товар. Цель дискриминации - захват потребительского излишка. условия ценовой дискриминации: 1. продавец должен быть монополистом или обладать монопольной властью. 2. выделить группы покупателей, кот. готовы платить более высокие и низкие цены. 3. первонач. покупат. не должен иметь возмож. продать купленный товар. (гр. ). Монополист может продавать товары по цене значительно ниже, до тех пор пока P=MC. проводя ценовую дискриминацию монополист работает с ценами на отрезке АВ (с покупат., кот. могут платить цену выше монопол. ), а на отрезке ВС, кот. могут платить более низкие. Это приведет к увелич. объема пр-ва и получ. сверх прибыли. Сущ. 3 степени ценовой дискрим.: 1. совершенная дискриминация. В этом случае каждая ед. товара продается по своей макс возмож. цене. Выполн. индивид. заказов. В этом случае с ростом продаж, отсутствует потеря от снижеения цены и кривая спроса совпадает с кривой пред дохода. Общий объем продаж увелич. до Q свободной конкуренции, но только послед. покупатель платит цену свободного рынка. Все остальные платят значительно выше. Т. о. монополистперераспред. весь излишек потребителя в свою пользу. Он равен тому излишку сов. конкур. При сов. дискримин. монополисту можно знать платежеспособность каждого покуп., чтобы предложить соответствующую цену.

 

№15. Ценовая дискриминация: понятия, условия возникновения. Ценовая дискриминация второй степени….  Ценовая дискриминация – это становление монополистом различных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разному покупателю. При этом различие в ценах не опред. различием в издержках. В основе лежит различ. эластичность спроса на товар. Цель дискриминации - захват потребительского излишка. условия ценовой дискриминации: 1. продавец должен быть монополистом или обладать монопольной властью. 2. выделить группы покупателей, кот. готовы платить более высокие и низкие цены. 3. первонач. покупат. не должен иметь возмож. продать купленный товар. (гр. ). Монополист может продавать товары по цене значительно ниже, до тех пор пока P=MC. проводя ценовую дискриминацию монополист работает с ценами на отрезке АВ (с покупат., кот. могут платить цену выше монопол. ), а на отрезке ВС, кот. могут платить более низкие. Это приведет к увелич. объема пр-ва и получ. сверх прибыли. Сущ. 3 степени ценовой дискрим.: 1. совершенная дискриминация. 2. дискрим. по объему. Товары формир. в партии и продаются. Штакельберг. 1) пред выручка от продажи любой кроме послед. партии должна равн цене следующ партии. MR1=P2; MR2=P3; Mrn=Pn. 2) пред выручка от продажи послед партии должна равн пред издержкам. MRi = MC. (гр. ) Цем больше кол-во партий, тем эта дискрим. приближ. к совершенной. это наз. «политика снятия сливок»

 

№16. Ценовая дискриминация: понятия, условия возникновения. Ценовая дискриминация третьей степени… Ценовая дискриминация – это становление монополистом различных цен на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разному покупателю. При этом различие в ценах не опред. различием в издержках. В основе лежит различ. эластичность спроса на товар. Цель дискриминации - захват потребительского излишка. условия ценовой дискриминации: 1. продавец должен быть монополистом или обладать монопольной властью. 2. выделить группы покупателей, кот. готовы платить более высокие и низкие цены. 3. первонач. покупат. не должен иметь возмож. продать купленный товар. (гр. ). Монополист может продавать товары по цене значительно ниже, до тех пор пока P=MC. проводя ценовую дискриминацию монополист работает с ценами на отрезке АВ (с покупат., кот. могут платить цену выше монопол. ), а на отрезке ВС, кот. могут платить более низкие. Это приведет к увелич. объема пр-ва и получ. сверх прибыли. Сущ. 3 степени ценовой дискрим.: 1. совершенная дискриминация. 2. дискрим. по объему. 3. ценовая дискриминация 3 степени. Рынок разбивается на сегменты(кол-во покуп. имеющих одинаковую потребность). Цены устанавл. для сегмента и зависят от различнойстепени эластичности. Пред издержки для всех сегментов одинаковы. (гр. ) общий объяем равен сумме объемов Q1+Q2. но поскольку на 1 участке цена выше, чем на 2, то часть потребителей 2 сегмента не покупает продукцию по этой высокой цене. Поэтому сущ. прегиб кривой спроса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.