Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третья эпоха 45 страница



В 60-х годах богословское образование благодаря выдающимся достижениям богословских факультетов в Афинах и Фессалониках заметно улучшилось. Кроме того, были учреждены 20 семинарий. Решающую роль сыграло то обстоятельство, что епископы сами закончили богословский факультет. Для внутренней расстановки сил существенную роль имело и то, что профессора этих факультетов (две трети из них были мирянами) учились на разных богословских факультетах в протестантской Германии. Особое богословское влияние на клир оказывала в то время Высшая школа Халки в Стамбуле, где многие профессора были католиками и докторами богословия.

Новая религиозная жизнь наметилась и в двух братствах («Zoe» и «Soter»), которые взяли на вооружение главные достижения современного опыта душепопечительной деятельности; здесь привлекают к работе не только клириков, но и мирян; члены братства не оставляют своей профессии, но дают обет безбрачия и послушания. Душепопечительная работа с детьми в школах и на воскресных курсах, а также религиозное образование взрослых благодаря многочисленным журналам также привели к значительным успехам. Синод все более положительно относится к самостоятельному духовному росту прихожан и стремится к достижению той же цели через учреждение «Апостольской диаконии Греческой Церкви».

Старые монастыри, напротив, отступают в духовном отношении на второй план; кроме того, их имущество неоднократно подвергалось конфискации (в 1934г. 173 монастыря имели 1920 насельников).

Похоже, что во многих сферах Греческой Церкви пора вводить новые формы. По мнению высоких православных иерархов, монастыри особенно нуждаются в реформировании, иначе им в самое ближайшее время придется начинать все заново. Однако в монастырях заметны обнадеживающие ростки нового.

4. Полезный опыт был извлечен из принципиального конфликта с небольшой, но активной группой униатов, эмигрировавшей в 1923г. из Турции. Латинско-римская церковная община в сочетании с восточным богослужением и облачением священников вызвала в Греции недоумение и неприятие. Говорили, что это акция, рассчитанная на обман масс, что униатские священники— орудия некоего нехристианского прозелитизма, который прежде всего стремится к латинизации местной Церкви. Православная оппозиция опиралась на прочный националистический фундамент. В одном письменном возражении 1928г. было заявлено, что уния возможна лишь в том случае, если католическая Церковь вернется в то состояние, в каком она находилась до схизмы. Согласно этому мнению, униатский архиепископ должен служить как латинский епископ; должна существовать одна латинская папская Церковь, но никак не одна латинского, а другая греческого обряда; уния— дело нечестивое и может только углубить пропасть между католической и православной Церквями.

Униатский епископ приводил в свою защиту веские аргументы: он мог сослаться на право свободного отправления религиозных культов, а также на лояльность униатов по отношению к Греции; он мог указать на греков восточного обряда в Южной Италии, которые были еще до схизмы связаны с Римом, и на аналогичные случаи в Румынии, Богемии и Польше. Судебный процесс 1931г. привел к изданию президентского декрета, согласно которому республика запрещала униатам ношение восточного платья; в 1938г. вышел закон против прозелитизма, содержавший множество мелочных придирок к поведению неправославных у себя дома и во время поездок.

Вторая мировая война, широкая благотворительная деятельность папы, безупречный патриотизм униатов во многом сняли напряженность.

В 1958г. в Греции имелось 58 000 латинских католиков в трех епископатах; 18000 католиков византийского обряда (подчинялись апостольскому экзарху в Афинах), а 450 католических армян (входили в ординариат в Афинах).

5. 96_98% населения Греции (8, 2 млн. )— православные. Все верховные пастыри 66 диоцезов имеют сан митрополита. Глава Церкви в Афинах носит титул «архиепископа и экзарха всей Эллады». Греческая иерархия признает, что католические таинства безусловно действительны. Ситуация, в которой находится паства и иерархия, часто вынуждает в чем-то нарушать канонические предписания сакраментальной общности.

Именно забота о спасении души в последнее время (60-егг. ) усилила тенденцию не только допускать мирян к участию в литургической жизни, но и создавать для них собственную нишу во всей жизни Церкви. Но все-таки возможно предположить, что подчас на ситуацию влияют финансовые и административные соображения, которые перевешивают соображения экклезиастические.

В Греции, как и везде, одним из самых животрепещущих вопросов являются смешанные браки. Количество разводов быстро возрастает.

Несмотря на многочисленные трудности Церковь Греции отважно борется с проблемами современного мира.

Ее миряне-богословы энергично участвуют в работе Всемирного совета Церквей.

Греческая Церковь занимается также обращением язычников и издает миссионерский журнал «Porefthentes». Богословский факультет в Фессалониках создал Институт афроазиатских исследований для подготовки будущих миссионеров, в частности, для Африки, где в Уганде приняли православие 100 000 туземцев.

6. С Греческой Церковью теснейшим образом культурно связана Церковь Кипра (ок. 400 000 верующих в 4 диоцезах). Архиепископ Кипрский, который до получения независимости имел сан этнарха, являлся признанным вождем страны и как таковой пользовался признанием за границей. Когда же в соответствии с Лондонским соглашением 1959г. Кипр получил наконец независимость, Макариос III был избран первым президентом острова. На острове нашли приют также 1000 латинских католиков.

з) Чехословакия

На территории Чехословакии православное христианство представлено лишь незначительным меньшинством. Судьба народов, которые живут сегодня в этой области, испытывала влияние со стороны этого меньшинства, но оно никогда не играло ведущей роли, поэтому для нашей цели будет достаточно нескольких указаний.

1. Церковная атмосфера немного известна нам из эпохи гуситства (§67). В самом деле, некая характерная черта в подходе к церковным делам повторяется вплоть до Нового времени. Национальная подкладка определяет сильно выраженные различия наций и языков, соседству ющих и враждующих друг с другом. Даже внутри отдельных конфессий, например в представляющей большинство католической Церкви, работа велась по языковым группам. Позиция православной Церкви в Чехословакии определялась прежде всего национальными и даже националистическими соображениями.

Это и проявляется в истории восточного христианства Чехослова кии. Именно поэтому при всех попытках заключить унию акцентирование западно-латинского элемента оказывалось здесь тормозящим фактором.

2. С конца второй мировой войны, во время которой здесь стремились истребить православие, в этом государстве-сателлите Советского Союза православие объединено в одну Церковь. Стоит ли напоминать, что это государство пыталось ликвидировать латинскую Церковь и униатов обычными средствами репрессий, которые и здесь дошли до казни и изгнания епископов? Следует добавить, что униаты по собственной вине находились здесь в неблагоприятном положении. Противники унии дискредитировали ее как унгаризацию или прозападную ориентацию; однако вина униатов заключалась в том, что они de facto отклоняли или встречали подозрением все восточное (как русификацию), что их священники действительно выходили из венгерских семинарий с односторонним латинско-богословским образованием.

Русские православные были приняты в новую Чехословацкую Церковь.

и) Албанская Церковь

С момента нападения императора Льва III (732г. ) Церковь Албании, до того римская, перешла к Константинополю. В течение длительного периода 1018_1767гг. она, однако, подчинялась болгарскому епископу Охридскому. Когда в 1920г. страна получила самостоятельность, здесь также проявился старый церковно-политический принцип византийских провинций— враждебность к Константинополю. Греческий высший клир Албании был вынужден уступить антигреческому давлению, хотя этому предшествовали как авантюрные, так и богословско-революционные промежуточные стадии. Несмотря на протесты определенных кругов, Фанар признал автокефалию Албанской Церкви327.

Работа католических миссионеров была разрушена коммунистами.

к) Венгрия

О православии в Венгрии следует сказать то же, что и о православии в Чехословакии: оно представляет собой небольшое меньшинство среди разноплеменного по своему происхождению населения. И в этом случае также приходится сожалеть об отсутствии духа аккомодации с католической стороны.

1. Венгрия обратилась к католической Церкви по решению короля Гейзы (973г. ), хотя жена этого короля приняла крещение в Константинополе. Решительный же шаг предпринял король Штефан, который в 1001г. передал свою страну Св. Престолу. В ходе дальнейшего развития объединение разнообразных племен в единое государство приводило здесь к церковной конкуренции— унгаризации румын или, напротив, к румынизации венгров, причем приходилось отдельно учитывать роль и положение сербов. Во всяком случае наряду с латинским католицизмом здесь сформировалась как униатская, так и православная церковность, с XVIв. и кальвинизм.

2. Пробуждение национального сознания в том смысле, в каком его понимал XIXв., привело к тому, что и католические венгры восточного обряда начиная с 1868г. стали выдвигать требование литургии на родном языке. Хотя такое право уже было предоставлено Румынии, Рим упрямился. Когда же для венгерских униатов был наконец образован специальный диоцез, его подчинили латинскому примасу, объявили использование в литургии венгерского языка грубым нестроением и предписали в качестве литургического языка старогреческий.

3. В последнее время (1963г. ) православные, имеющие столь различное юридическое подчинение, испытывают разного рода притеснения. Количество православных христиан в Венгрии в связи с перекройкой границ после второй мировой войны резко сократилось; они подпали под юрисдикцию русского патриархата, в то время как румынский и сербский патриархаты со своей стороны требовали подчинения себе своих православных соплеменников. Этим требованиям противостояло вполне соответствовавшее традиции требование вселенского патриарха: все православные христиане, живущие вне сплоченной национальной Церкви, должны подпадать под его церковную юрисдикцию.

Со времени второй мировой войны в Венгрии имеются православные приходы, подчиняющиеся Москве, и приходы, подчиняющиеся Константинополю. Епископу Сербии пребывание в Венгрии временно запрещено.

л) Египет

1. Арабский Египет— мусульманская страна. Но имеются некоторые моменты, которые при благоприятном стечении обстоятельств могли бы снова сообщить перспективность делу христианизации: дело в том, что копты-христиане являются носителями древнейшей местной традиции, а конституция страны теоретически гарантирует свободу совести. Это означает, что в принципе речь идет о плодотворной борьбе с интенсивной антихристианской пропагандой ислама университетом Аль-Азбар-Моше и о том, чтобы не рассматривать все чуждое как бесперспективное. Кроме того, иммиграция последних веков увеличила число православных. Разумеется, христианскому ренессансу предстоит преодолеть тяжелые препятствия: консервативный в силу своего образования клир подвергает ся резким нападкам мирян; христиане восточного обряда страдают от сильной раздробленности (армяне, марониты, сирийцы, халдеи). Поэтому все большее число православных покидает страну.

2. В настоящее время (1963г. ) католические христиане имеются среди армянского сельского населения в двух диоцезах. Они находятся на духовном попечении одного из патриархов Александрии. Недоверие коптов (клира и мирян) к Риму велико328. В последние годы, однако, и здесь формируется благоприятный экуменический климат.

м) Эфиопия

Основная проблема в абсолютистской Эфиопии заключается в привязанности местной православной Церкви к Коптской Церкви (=христиане долины Нила). Некоторое время назад негус с согласия коптов учредил в Египте собственную Церковь. В свою очередь, внутренняя судьба эфиопского христианства зависит от его клира: он совершенно необразован, тем не менее допускается к совершению таинства рукоположения.

В ходе различных военных захватов новейшего времени проявился близорукий национализм европейских держав, которые обнаружили лишь националис тически ориентированный интерес к ценностям собственной религии: итальянцы изгнали всех миссионеров-неитальянцев и принялись латинизировать Эфиопию; потом появились союзники, а итальянцам пришлось уйти...

Церковь Аддис-Абебы с 1959г. признана автокефальной монофизитской церковью.

н) Палестина

1. Из мешанины различных народных и церковных групп, которые наводняли область Иерусалимского патриархата и Антиохии со времен исламского, потом латинского завоевания, а затем турецкого реванша с конца XIXв. сформировалось весьма обнадеживающее для христианства положение. Правда, в православии всегда существова ло резкое противоречие между высшим греческим клиром (плюс русское влияние) и арабскими прихожанами с их необразованным низшим клиром.

2. Результаты работы с латинской стороны оказались значительно меньшими затраченных усилий (вспомним мучеников францисканс кой кустодии начиная с 1335г. ). И все-таки латинский патриархат (в 1847г. он был учрежден заново), столь неприятный грекам, с помощью растущего орденского клира сформировал активный местный клир329. В 1931г. в Палестине проживало 12645 католических греческих христиан; кроме того, имелись католические марониты, несколько тысяч католических халдеев и католические сирийцы.

3. После второй мировой войны положение полностью изменилось. Правда, впервые в истории мусульмане и христиане выступали единым фронтом (против государства Израиль), однако началось великое бегство арабов (800000 человек) и христиан (60000 человек, из них 20000 католиков). В декабре 1950г. правительство Израиля сообщало, что на его территории проживает 40000 христиан.

о) Мелхиты

Мелхиты (=верные императору)— проживающие в Палестине, Сирии и Северном Египте христиане, в противоположность монофизитам признают учение Халкидона и служат литургию по первоначальному антиохийскому обряду; по происхождению они в большинстве греки, а в Сирии— местные жители.

Со времени крестовых походов мелхиты часто заключали недолговечные унии с Римом; однако мусульманские историки часто пишут об этой Церкви как о принадлежащей папе.

Деятельность капуцинов, кармелитов и иезуитов (с начала XVIIIв. ) имела результатом (с 1724г. ) постоянную связь мелхитов в Алеппо и Дамаске с Римом, а также обращение их епископов в католицизм. Однако эта уния не всегда означала отказ от православия; с другой стороны, против ее заключения возражал православный патриарх, поддержанный Константинополем.

Только в XX в. произошло обращение к Риму оставшихся в расколе мелхитов, а в 1932г. учреждено униатское архиепископство Трансиордания.

В соответствии с древнейшим происхождением патриарх мелхитов носит титул «Антиохийский, Александрийский, Иерусалимский и всего Востока».

Религиозная жизнь мелхитов в настоящее время протекает в трех базилианских конгрегациях (каждая из которых имеет женский филиал), одной юношеской конгрегации, одном филиале конгрегации французских сестер общей жизни, а также в семинарии Белых отцов в Иерусалиме, где ведется подготовка клира.

Грецизация, проводимая Византией, вытеснила с XIIIв. первоначально антиохийскую литургию. Но когда византийская литургия была переведена на сирийский язык, верх взяла сирийская традиция. Арабизация в турецкий период имела результатом перевод литургических книг на арабский, и так это остается и по сей день.

Мелхиты-униаты в Алеппо, на юге Ливана, в Сирии, Египте и Турции насчитывали перед второй мировой войной 150000 верующих, 16000 в США.

Православные мелхиты делятся на три патриархата (Антиохия, Александрия, Иерусалим). Перед второй мировой войной они испытывали негативные влияния извне (русское, англиканское, протестантское) и страдали от внутренних конфликтов. В настоящее время (1963г. ) у них имеется процветающая православная молодежная организация и монастырь Дейр-эль-Харф.

п) Марониты

1. Пестрая мозаика конфессий, национальностей и их переплете ний на Переднем Востоке еще более усложняется маронитами. Название происходит от одного из самых древних центров Церкви— монастыря св. Марона († ок. 420г. ). Марониты имеют сирийское (монофелитское) происхождение; по всей вероятности, они в свое время откололись от мелхитов и с начала VIIв. служат литургию по сирийскому обряду и имеют собственную иерархию. Благодаря своей замечательной сплоченности они противостояли как самостоятельное целое сначала императорской, а потом и исламской религиозной политике, хотя им и пришлось под мощным давлением извне переместиться в Ливан.

2. Начиная с 1181/1182г. благодаря контакту с крестоносцами они заключили унию с Римом, которая с тех пор ни разу не нарушалась. В 1584г. для воспитания клира они основали в Риме собственную коллегию— «Maroniticum». С тех пор произошла сильная латинизация во всех сферах их церковной жизни; даже их сирийская литургия стала пронизана латинскими формами.

Избираемый каждый раз епископами и утверждаемый папой церковный глава маронитов носит титул «патриарха Антиохийского и всего Востока».

В XVIIв. их церковная жизнь многократно омрачалась раздорами внутри иерархии, а также между патриархом и монашеством. Риму удалось оказать благотворное вмешательство и в данном случае, и в случае нездоровых проявлений экстатического благочестия (при этом акциям Рима содействовал один из четырех Ассемани, из которых трое причисляются к весьма крупным ученым XVIIв. )

Преследования 1860_1861г. вынудили маронитов к эмиграции. Многодетная община большими группами стала переселяться в Африку, Америку (там она особенно многочисленна) и в Австралию.

3. Число маронитов по разному указывается источниками и колеблется от 700 до 450 тысяч. Они являются единственной сплоченной униатской восточной Церковью. В качестве ведущей конфессии они выступают в государстве Ливан330.

р) Польша

1. Ранние набеги католической Польши на русские княжества (до возвышения Романовых в 1613г. ) были одновременно атаками на православную церковность; следует помнить об этом, чтобы понять напряженное отношение к полякам, возникшее позже со стороны православных русских, осознавших свой разрыв с западной Церковью. Иначе обстояло дело в случае польского завоевания украинских княжеств в конце XIVв. В результате этого завоевания православная церковность вошла в государственную сферу Польши. Таким образом, в одном государстве существовали наряду друг с другом римско-католическое и православное христианство (а также армяне-униаты).

В 1596г. была заключена Брестская уния, подписанию которой предшество вала настойчивая работа иезуитов (§123). В соответствиями с условиями этой унии православные Киевской митрополии, сохраняя славянскую литургию и право священнослужителей на вступление в брак, включались в союз папской Церкви. После периода Реформации, когда большинство дворянских фамилий в Польше занимало скорее антиримскую, чем дружественную евангелической Церкви позицию (Rhode), в эпоху Контрреформации началась рекатолизация Польши.

2. Когда в XXв. Польша снова возродилась после ужасных разделов, к этой римско-католической по сути стране принадлежали христиане-униаты византийского обряда из прежних австрийских областей и православные из бывшей русской области (4 млн. ); кроме того, имелись меньшие группы православных христиан различного происхождения. Стало быть, и здесь церковное смешение было очень сложным (конфессиональные меньшинства составляли до одной трети верующих). Из-за соперничества национальных групп и недоверия правительства, которое ставило все православное на одну доску с ненавистным русским, положение православной церковности было весьма угрожающим.

Со своей стороны, московский патриарх применил к православным полякам старинный государственный принцип: поскольку они проживали за пределами сплоченного церковно-национального союза, он потребовал, чтобы они подчинились его юрисдикции и отказал им тогда в полной церковной независимости.

Фактически польское православие поддерживало тесные связи с Москвой. Когда большинство православных епископов, которые были русскими, в 1922г. провозгласили автономию польской православ ной Церкви331, в Польше все-таки оставалась еще страстная епископская оппозиция промосковской ориентации, которая в 1923г. привела к убийству польского митрополита. Вселенский патриарх в 1925г. предоставил польской православной Церкви автокефалию, поскольку обстановка в России позволяла не учитывать мнение московского патриарха.

3. Внутри латинско-католической Церкви Польши заявило о себе подчеркнуто националистическое течение; оно требовало учреждения национальной Польской Церкви без целибата и с литургией на польском языке; часть этого движения примкнула к православию (1926г. ). Очевидно здесь сыграли определенную роль тенденции, привнесенные тогда в Польшу массовой иммиграцией преследуемых, позже рекатолизированных «Богемских братьев».

На отношение католического большинства к русско-православным христианам отрицательно повлияло большое количество судебных процессов, возбужденных римскими епископами: они требовали возвратить церковные здания, отобранные у католиков во времена русского господства. Это привело к активной борьбе правительства против православных, к бессмысленным разрушениям и имело следствием дальнейшие конфликты между Церквями; таким же образом складывались отношения между католиками-униатами и неуниатами.

Украинцы (3, 25 млн. ), принадлежавшие к униатской Греческой Церкви в Польше, после второй мировой войны снова попали под русское господство (200 000). Автокефальные православные (3, 75 млн. украинцев, рутенов и русских) представляют собой крепко сплоченную группу и подчиняются православному епископу в Варшаве. ВБреславле и Щецине также имеют свою резиденцию православные епископы Польской Церкви.

4. Репрессии при национал-социализме, уступка России восточных областей и выселение немцев превратили Польшу в страну с однородным польским населением и (за исключением большевиков и других безбожников) почти в чисто католическую территорию под властью коммунизма. Католическая Церковь Польши, подвергающаяся тяжелому давлению, проявляла себя до сих пор как прочный заслон против большевистского атеизма.

о) Прибалтика

1. В странах Прибалтики, получивших независимость после первой мировой войны, в православной Церкви также активизировалась национально-церковная идея. Константинополь с определенными оговорками признал фактически направленную против России автокефалию Латвии и Эстонии, где две трети населения составляли православные. В Литве оставалось в союзе с Москвой только небольшое православное меньшинство (55 000 из 2 миллионов).

В этих государствах важную роль играет влияние протестантизма. В Риге (Латвия) имеется православное отделение на евангелическом богословском факультете. На богословском факультете в Тарту (Эстония) преподавал только один православный профессор, остальные были евангелической веры.

2. После второй мировой войны упомянутые выше православные Церкви были снова подчинены Москве, небольшое католическое имущество конфисковано, а миссионерские станции (капуцины в Эстонии) ликвидированы.

Только Финская православная Церковь, охватывающая, впрочем, очень небольшой процент тамошних христиан (100 000) ведет ныне (1963г. ) процветаю щую религиозную жизнь. После первой мировой войны здесь был учрежден один диоцез специально для русских православных, которые вплоть до 1950г. упорно сопротивлялись всем попыткам Москвы распространить на них свое церковное верховенство.

§123. Уния между православием и Римом

I. Введение

1. Конкретные документы, в которых зафиксировано разделение Церкви в IX и XIвв. на западную и восточную, были выражением очень глубоких различий восточного и западного бытия, мышления и образа действия. Теперь, после обзора истории восточных Церквей, мы представляем это намного лучше, чем тогда, когда мы еще только приступали к этому обзору (§121). Нельзя не видеть, насколько несовершенными и недальновидными (как в вопросах веры, так и в человеческом плане) были те лица, которые допустили, спровоцировали и прокламировали раскол. Но эти их недостатки стали опасной болезнью постольку, поскольку они широко культивировались обеими сторонами, подпитывались своеобразием всей духовной среды. Обращает на себя внимание то упорство, с которым обе партии чем дальше, тем больше настаивали на этой разорванности и потому самым трагическим образом усугубляли раскол.

С другой стороны, Церкви, проповедовавшие Евангелие, рано или поздно не могли не понять, что их раскол противоречит воле Творца. Вот почему сразу же после раскола и затем с различными интервала ми времени и с разной степенью настойчивости, как мы видели, снова и снова предпринимались попытки преодолеть разделение.

В наше время (1963г. ), когда очень большая часть православия обречена на молчание за «железным занавесом», грубо опущенным большевизмом или коммунизмом, мы достигли в попытках сближения такой точки, которая могла бы дать настоящие результаты.

При этом следует обратить внимание на один в некоторой степени принципиальный и основополагающий акт, который обе стороны до самого последнего времени слишком мало учитывали: несмотря на всю резкость, с какою разделение западной и восточной Церквей было констатировано в XI в. латинянами и греками, несмотря на все позднейшие конфликты и предубеждения332, оно никогда не было сформулировано как решение вселенского собора или принято как таковое. Важно и то, что в литургии восточной Церкви всегда уделялось и уделяется больше места молитве о единении Церкви, чем в литургии Запада.

2. Впрочем, можно утверждать, что попытки воссоединения исходили прежде всего от Рима, чей универсализм был несравнимо шире и никогда не был настолько проникнут национальными связями, как восточная Церковь. В крестовых походах проявились как светские устремления пап, так и желание восстановить единство. Также и в двух упомянутых великих униях участие католической Церкви было преобладающим. В Новое время политическое разделение и упадок, затем ослабление великих католических держав, возвышение протестантских государств и православной России, казалось, превратили стремления подобного рода в утопию, однако поиски путей объединения с православной Церковью не прекратились.

3. Те, кто остались в единстве с Римом, были немногочисленны. Они имели важное значение333, хотя, с другой стороны, как раз и представляли собой важное препятствие для объединения.

Несомненно, разделение в течение всего Нового времени было тесно связано с национальной ориентированностью восточных Церквей, о которой приходится постоянно помнить. Иными словами, речь идет о зависимости этих Церквей от политических сил, в большей или меньшей степени настроенных против Западной Европы. Еще большее значение имел здесь необычайно сильный антилатинский синдром, которому до самого последнего времени было, так сказать, подвержено восточное христианство.

Со времени раннего средневековья мы часто слышим о возрастаю щей антипатии к латинянам. Главное— не забывать, на каком широком основании она зиждется. В процессе разделения Восток ощущал нанесенную ему незаслуженную обиду: был ущемлен сан римского императора, преемником которого был василевс; коронование императора (с 800г. ) в Риме со всеми вытекающими отсюда последствия ми, а тем более неслыханное для греков изменение правовой системы Латинской империей, утвердившейся на Востоке во времена крестовых походов, таили в себе столь глубокие источники антипатии, ненависти, непонимания и страха, что необходимо снова и снова упоминать о них в нашем обзоре как о решающих факторах исторического процесса. Глубина этой антипатии и ее острота объясняет, почему разного рода известные нам попытки заключить унию были заведомо обречены на провал. Никогда восточные Церкви не выступали в переговорах об унии как единое целое; больше того, было просто невозможно подготовить для нее духовную почву. В сущности, в течение долгих столетий всегда только отдельные государи Византии стремились в воссоединению с западной Церковью, а стимулом для них были политические соображения и расчеты.

4. Но почему случилось так, что эта ожесточенная враждебность к унии с Римом сохранилась в Новое время и даже усилилась? Почему и в новейшее время предложения о заключении унии, выдвинутые Пием IX, Львом XIII, Пием X, Пием XII все до единой были грубо отвергнуты, почему со стороны Востока не чувствовалось при этом ни малейшего внутреннего побуждения к воссоединению?

Нельзя ответить на эти вопросы одной фразой. Мы видели, что для ситуации на церковном Востоке определяющим фактором является его раздробленность, распад на великое множество самостоятельных «локальных» Церквей. Хотя они и объединяются под попечением целого ряда патриархов, однако восточный патриарх не имеет таких же далеко идущих прерогатив власти над совокупностью своих верующих, какие предоставлены патриарху Запада, папе; несмотря на определенное почетное первенство вселенского патриарха Константино поля, все восточные патриархи в сущности имеют равные права. Речь идет о национальных Церквях, в которых вполне конститутивная иерархия отнюдь не имеет определенно выраженной (юридической) руководящей власти над клиром, монахами и прихожанами.

Эти Церкви прошли свою собственную многовековую историю, знали счастье и страдание, борьбу и мученичество. Это сформировало их самосознание, чувство собственной правоты. С другой стороны, в некоторых акциях и методах Римской Церкви (см. ниже) они видят выражение одной из тех сил, которые доставляли им страдания, проявляли несправедливость; и поэтому они не доверяют ей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.