Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валериан Правдухин. Яик уходит в море. Валериан Правдухин



 

 

Валериан Правдухин

Яик уходит в море

 

Валериан Правдухин

(1892–1939 гг. )

 

Современному читателю почти не знакомо творческое наследие самобытного писателя и критика Валериана Правдухина — яркого живописца родного Урала. Он написал художественную летопись свободолюбивого и мужественного яицкого казачества, пронесшего пугачевскую вольницу почти до начала двадцатого века.

Писательская судьба В. Правдухина сложилась трудно.

Уроженец станицы Таналыкской на Оренбуржье, он первые свои знания приобрел в Уральске. Затем продолжал учебу в духовной семинарии, откуда в конце 1911 года был исключен за участие в бунте учащихся. Тяга к знаниям привела его в оренбургскую гимназию. Здесь он успешно сдал экзамены и, получив диплом народного учителя, уехал в Ак-Булакскую школу Тургайской области. Поклонник толстовского метода трудового воспитания детей, учитель-энтузиаст становится заметным и едет в Петербург на Всероссийский съезд учителей имени Ушинского. Тут В. Правдухин выступает на секции с докладом «Развитие творчества в детях». Доклад его печатается в журнале «Учитель и школа». В этом же журнале появляется его статья «Учитель и литература».

Казалось бы, все складывалось удачно. Но жизнь готовила ему серьезное испытание. После возвращения с учительского съезда в Ак-Булак В. Правдухина по доносу «за явно выраженные революционные убеждения» лишают работы в школе.

Молодость — пора поисков и исканий. Она бросает его в Москву. В. Правдухин слушает курс лекций на историко-философском факультете народного университета имени Шанявского. Здесь он близко сходится с Сергеем Есениным, участвует на семинарах, обсуждающих творчество поэта, отмечает образность его стихов, их напевность и народность. Вместе с Есениным он вносит предложение об оказании помощи политическим заключенным, и от студентов университета организуются еженедельные передачи в Бутырскую тюрьму. В. Правдухин принимает активнейшее участие во всей общественной жизни университета, выступает на семинарах с рефератами. Студентам запомнился его реферат о горестной судьбе борца с крепостничеством и самодержавием А. Радищева, получивший высокую оценку профессора Айхенвальда.

После учебы он возвращается на Урал, увлеченно работает земским лектором, некоторое время актером в профессиональном театре, выступает с публицистическими статьями в местной печати. Находясь в гуще событий в период Февральской буржуазно-демократической революции и борьбы за Советскую власть, В. Правдухин на первых порах не может разобраться в них и проявляет политические колебания, но затем позиции его определяются, и он отдает свои силы и знания строительству новой социалистической культуры.

Эти частичные политические колебания, проявленные В. Правдухиным, критик журнала «На посту» Ил. Вардин, отличавшийся как и Л. Авербах неистребимой ненавистью ко всем инакомыслящим или допускавшим ошибки, обвинил его в чуждости идеологии, напомнил писателю, что он не только «бывший эсер», но и «фактический настоящий эсер», «проходимец» и т. п. Эта нетерпимость, бесцеремонность, переходящая в грубость, обвинение в классовой и политической враждебности, заставила В. Правдухина искать защиту в «Правде». 27 января 1925 года в газете публикуется его письмо, в котором писатель говорит не только о заушательстве со стороны критика-напостовца, но и подчеркивает, что он никогда и нигде не скрывал своих политических заблуждений в прошлом, порвал навсегда связь с эсерами и с 1919 года честно работал на ответственной работе, помогая коммунистам в строительстве социалистической культуры.

А 1-го февраля в «Правде» появилось письмо Ем. Ярославского, в котором он писал, что считает «совершенно несоответствующей действительности, незаслуженно оскорбительной характеристику тов. Валериану Правдухину, данную ему Ил. Бардиным и др. Могу засвидетельствовать, что в работе с нами, коммунистами, товарищ В. Правдухин не расходился серьезно ни в одном вопросе».

В Челябинске его выдвигают на ответственную работу в губернский отдел народного образования, и вместе с Л. Сейфуллиной Валериан Павлович принимает самое деятельное участие в создании культурно-просветительных учреждений города.

В. Правдухин и Л. Сейфуллина организуют в городе детский театр — один из первых в стране, ставят совместно созданную ими пьесу «Егоркина жизнь». Глубоко зная школу и жизнь сельского учителя, Валериан Павлович пишет пьесу «Новый учитель», или «Трудовая артель», являющуюся своеобразной летописью Ак-Булакской школы, страницами жизни учителя Правдухина. Пьеса эта выходит в Челябинске отдельной книгой, впервые ставится артистами Народного дома, а затем идет на сцене Московского театра. «Трудовая артель» переиздается в Омске и Москве — Валериан Павлович и Лидия Николаевна организуют в Челябинске детские дома и детские трудовые колонии, проводят активную и самоотверженную борьбу с детской безнадзорностью. Создают массовые библиотеки и читальни. В них В. Правдухин устраивает диспуты, проводит литературные суды, читает лекции по классической русской литературе.

В ноябре 1920 года В. Правдухин — делегат Всероссийского съезда внешкольных работников, а оттуда едет работать в Новониколаевск, нынешний Новосибирск. С ним из Челябинска уезжает и Л. Сейфуллина.

В Новосибирске развернулась литературно-критическая деятельность В. Правдухина, возглавившего Сибгосиздат. Валериан Павлович принял самое энергичное участие в создании журнала «Сибирские огни». Ем. Ярославский, работавший тогда секретарем Сиббюро ЦК РКП, позже писал, что «журнал этот возник в значительной степени благодаря тов. В. Правдухину». Являясь членом редколлегии этого журнала, Валериан Павлович оказал серьезное влияние на критический отдел «Сибирских огней», содействовавший развитию литературы в крае, росту многих писателей Сибири и Урала.

Интересны критические работы В. Правдухина: «Виссарион Белинский — основоположник социальной эстетики» и «Творец — общество — искусство». Обе книги вышли в сибирском издательстве и хранятся сейчас в Кремлевской библиотеке В. И. Ленина.

Обозревая первый номер журнала «Сибирские огни», А. Луначарский признал его удачным и писал: «Очень… хорошая статья т. Правдухина «Искусство в стихии революции», статья вдумчива, просто и верно смотрит на вопрос об искусстве… Очень хотелось бы, чтобы такие взгляды, какие выражает т. Правдухин, как можно шире распространялись в нашей партии».

В этот чрезвычайно активный период своей жизни у В. Правдухина появляются первые беллетристические произведения. Заметно мужает его талант, укрепляются творческие позиции. В. Правдухин все увереннее входит в общесоюзную литературу как критик. В центральной печати все чаще и чаще появляются его статьи о творчестве советских писателей: А. Неверова, Ю. Либединского, А. Фадеева, В. Юрезанского, а позднее — полемически острые раздумья о В. Маяковском и С. Есенине. Критик высоко оценивает повести «Неделя» Ю. Либединского и «Разгром» А. Фадеева. Он угадывает «писателя с будущим» по первым рассказам В. Юрезанского.

В критических статьях В. Правдухин защищает от нападок русскую классическую литературу и считает, что она в наше время является мощным оружием в общественной борьбе, что достойным преемником лучших традиций классики должна стать и будет советская литература. Анализируя деятельность В. Правдухина как литературного критика, следует помнить: то было время, когда наша молодая советская литература напряженно искала пути своего самостоятельного развития.

И мысли критика о преемственности классического наследия, защита принципов реалистического искусства, соблюдение жизненной правды, как единственного критерия, с помощью которого художник может отразить объективное развитие общества, указывали на широкое и верное представление В. Правдухина о природе художественного творчества. Отстаивая реализм, он последовательно и настойчиво боролся против имажинизма, символизма, футуризма, утверждая, что они не дадут «выхода к широким далям искусства».

Валериана Павловича, главным образом, интересовали философско-эстетические и социальные проблемы, вставшие тогда перед нашей литературой, ее тесные связи с пролетарской революцией и жизнью народа. Это была активная позиция критика, стремившегося понять происходящие литературные процессы, содействовать их развитию. Проблемы эти для начального периода развития молодой советской литературы имели исключительно важное значение.

Валериан Павлович Правдухин дорог нам не только как критик, драматург, работник просвещения, но больше всего как оригинальный писатель. Вдумчивый художник слова, прежде, чем написать свою эпопею «Яик уходит в море», он многие годы тщательно изучал историю уральского казачества.

У него появляются очерковые книги о родном крае: «По излучинам Урала» и «Годы, тропы, ружье», полные интересных наблюдений и лирических описаний природы, жизни и быта многоплеменного населения Урала, особенно казачества, удивительно сохранившего свои древние обычаи.

Переписка с братьями, черновые записи, сохранившиеся у родственников писателя — восемь общих тетрадей, исписанных убористым, каллиграфически четким почерком, дают наглядное представление о том, какой огромный, предварительный труд проделан В. Правдухиным, прежде чем появился его роман-эпопея «Яик уходит в море» — часть задуманной большой работы об исторических судьбах уральского казачества и его путях в социалистической революции. Автор долго работал во Всесоюзной государственной публичной библиотеке имени В. И. Ленина, в архивах Москвы, Уральска, Оренбурга и других городов страны.

В черновых записях автора отмечены все важнейшие события, происходившие год за годом в жизни войскового круга, выписаны народные приметы о погоде, ребячьи игры, забавы молодежи, различные причитания, песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного интеллигентного казака, росписи икон, знамен, церковных обрядов, войсковых празднеств, знаки отличия казаков того времени и другие детали, передающие колорит эпохи.

Различные сноски и ссылки указывают, что автор долго и много работал в Уральском войсковом архиве, тщательно знакомился с судебными делами над казаками, не принявшими нового Положения о военной службе и общественно-хозяйственном управлении. Записи эти в основном справочного характера, отрывочные, чаще со ссылкой на источники, главным образом, на «Уральские войсковые ведомости». Они позволяют глубже заглянуть в творческую лабораторию, понять, какими путями накапливался историко-этнографический материал, положенный автором в основу своего повествования.

Но многочисленные источники давали лишь общие знания и представления о яицком казачестве. Нужно было еще внимательно изучить жизнь казачьих станиц на Урале. И Валериан Правдухин много разъезжает по станицам бывшего уральского казачьего войска. Такие поездки трижды совершаются братьями Правдухиными по реке Урал, а в 1928 году организуется большая экспедиция на лодках с участием Л. Сейфуллиной, А. Толстого, Б. Липатова.

Так собирался материал к роману-эпопее, замысел которой зародился у В. Правдухина в конце двадцатых годов. Работал над произведением Валериан Павлович увлеченно, но все время был недоволен написанным. Уже в процессе непосредственной работы над рукописью автор упорно продолжал собирать дополнительные факты, расспрашивал о житье-бытье старых казаков.

В работе над романом «Яик уходит в море» помогло автору то обстоятельство, что семья Правдухиных долгие годы жила среди уральского казачества, и многое из народного быта, обычаев, привычек было близко впечатлительному автору с раннего детства. Многое знала мать писателя Анна Нестеровна — простая крестьянская женщина. Она была изумительной рассказчицей, и ее необыкновенная память сохранила очень ценные житейские наблюдения. Она помнила все, что ей когда-то в детстве рассказывали другие, и точно передавала всевозможные детали, выражения лиц, интонации рассказчиков, а самое главное — особенности народного говора.

В одном из писем к брату Н. П. Правдухину подробно рассказывается о работе над романом, раскрывается творческая лаборатория писателя. «…Материал засыпал меня с головой, — сообщает он, — две недели не выхожу из публичной. Читал Палласа, Витевского о расколе, Рябинина, Карпова, Железнова, Левшина, Рычкова, М. Михайлова, Небольсина, Н. Даниловского (рыболовство) к много других… Теперь уж самое важное — уменье нащупать интимное той эпохи. Это очень трудно. Снова перемонтирую семь глав, мной написанных, и двинусь дальше. Работаю пека хорошо, давно так не работал, не знаю, насколько меня хватит».

Первоначально заглавие романа было «Перелеты», и в центре его находилась судьба двух мальчишек. Но обилие открытого писателем материала заставило пересмотреть замысел, шире развернуть социальный фон, показать, как сложилась судьба Войска яицкого после того, как уральское казачество, будучи ударной силой пугачевской армии, вписало в историю еще не одну героическую страницу за свою вольнолюбивую жизнь.

Роман написан в лучших традициях, присущих художественно-исторической прозе тридцатых годов. В этом произведении широко показан социально-исторический фон, судьбы отдельных героев романа неразрывно связаны с судьбой всего народа, жизнь изображена во всей сложности ее противоречий и классовых столкновений.

Основные события романа развертываются в 90-х годах прошлого столетия, когда русский пролетариат только что выходил на историческую арену, и политическая незрелость масс была явлением почти повсеместным, особенно в условиях сословно-казачьего быта. И писатель исторически верно показывает, как в результате наступления царизма на остатки казачьих вольностей и внутреннего расслоения казачьей общины на богатых и бедных обостряется классовая борьба, нарастают гнет и ненависть к самодержавно-бюрократическому строю.

Эта борьба чаще всего выливается в бунты, неповиновение приказам и распоряжениям властей из центра, в кулачных боях бедных с богатыми, но даже наиболее бунтарски настроенные герои романа еще далеки до понимания сознательной, классовой борьбы. Выступления казаков еще являются стихийными и, зачастую, носят анархический характер. Мужество, стойкость и упорство, какое проявляет казачество, особенно бедная его часть, лишь указывает, что в будущем народный Яик умножит своими силами общерусское освободительное движение.

«Яик уходит в море» — произведение социально глубокое и яркое по чеканному языку и его звучности. Это многоплановое историческое повествование густо населено героями, очерченными в большинстве рельефно и запоминающе. В центре романа семья Алаторцевых — яицких старожилов из поселка Соколиный, основанного еще в конце XVIII столетия.

Роман начинается с радостного события — возвращения пожилых казаков из Хивинского похода. Писатель-реалист сосредотачивает свое внимание на радости, вызванной встречей с родными и близкими после возвращения казаков из тяжелого и опасного похода.

И в самом деле, все в Соколином нетерпеливо ждут казаков — жены, дети, старики, даже ждет, кажется, сам поселок и одинокая ветла на берегу Яика. И это настроение всеобщего ожидания, поэтически емко передано в лирических отступлениях автора.

Но недолго длится счастье возвратившихся воинов. Соколинцев — закоренелых староверов — 1874 год встречает нерадостно: Петербург вводит новое Положение о хозяйственном управлении краем. Теперь казак обязан выполнять всеобщую воинскую повинность, а раньше он на службу шел добровольно, платили ему за это из сбора со всех «неслужилых казаков».

И новое Положение, значительно увеличивающее лежащие на казаках повинности, соколинцы встречают, как «грабеж из старинных вольностей». Они взбунтовались, отказались подчиниться новому Положению и написали челобитную об отмене этого Положения, вызвав гнев властей. Почтенные казаки были преданы суду и как буяны сосланы в Аму-Дарьинский край.

Это событие в поселке Соколином имело свои тяжелые последствия. Оно сразу же размежевало не только богатых и бедных, но и порушило соседство и родство. Никита Алаторцев, вернувшийся с подавления восставших рабочих на уральских заводах, разоряет семью родного брата Ефима Алаторцева, оставляет его без крова. Рушится любовь Василиста к Лизе Гагушкиной и Насти к Климентию Вязниковцеву лишь потому, что отец их оказался высланным из поселка Соколиный как смутьян. И в сердцах молодых Алаторцевых зреет месть. Настя убивает Климентия, так как он «против казаков поступил нехорошо», и сама вскоре умирает от горячки.

Это происходит на глазах Лушки — самой младшей из Алаторцевых. И образ ее, показанный в развитии, вырастает в большой собирательный характер казачки, ищущей правду жизни и старающейся вырваться из пут бытовых условностей, сковывающих ее свободную любовь.

Лушка выписана точно и ярко. Она видится цельной, своенравной натурой. Ее тайная любовь к Григорию Вязниковцеву — брату убитого Климентия, и ненависть к нему, как к богатому казаку, презирающему Василиста и других бедных станичников, раздирает душу Лушки сомнениями и гнетет ее. Лушке трудно остановить свой выбор на Григории: мешает внутренняя неприязнь и в то же время ее влечет к нему страсть и жажда материнства.

Образы Лушки и Василиста Алаторцевых — одни из обаятельнейших в романе.

В романе много тонко и акварельно выписанных бытовых массовых картин: традиционное багрение рыбы на Яике, посиделки молодежи, встреча казаками наследника в Уральске, гульбища, драки. Эти картины выписаны автором с определенной социальной установкой и помогают лучше понять классовую борьбу среди уральского казачества, его готовность постоять за свою вольность и права.

Автор подчеркивает, что народ является движущей силой истории. В этом выявляется позиция самого художника, избравшего предметом исследования казачью общину, ее старинный быт и уклад. И без показа массовых сцен радостного труда и веселья, без раскрытия столкновений казаков с царскими слугами, непримиримых классовых схваток внутри самой казачьей общины — не было бы полно народности историческое повествование В. Правдухина.

Социально-историческое и эстетическое значение романа «Яик уходит в море» не исчерпывается нарисованной картиной жизни и быта уральского казачества последней четверти XIX века. Оно много шире и значительнее. Современное звучание роману придает его атеистическая направленность. Автор вскрывает реакционную сущность различных сект, бытующих и поныне, неприглядно рисует, попов и показывает смердящую и омерзительную обстановку, царящую в Уральском духовном училище и в среде высшего духовенства.

Кулугурский начетчик Петр Кабаев, горячинский поп Никита и соколинский православный поп Кирилл Шальнов — выведены в романе сластолюбивыми и невежественными пьяницами и мздоимцами. Особенно ярко видна разоблачительная атеистическая тенденция автора на образе Кирилла Шальнова, покинувшего Казанскую духовную академию. Добившись с трудом места сельского попа, Кирилл Шальнов браконьерничает вместе с казаками, убивает свою жену — больную женщину, подсыпав ей в «святые дары» стрихнин, и таким образом овдовев, домогается любви Лушки. О своей жизни он рассуждает так: «К черту бы на рога все это — и рясу, и бога, и сатану», и в порыве говорит Лушке:

— Я брошу рясу, уйду в кулугуры, к татарам, приму магометанство! К черту все! Богу изменю, но не тебе, моя Лучинушка.

Поп Кирилл ревниво следит за поведением Лушки, устраивает скандалы, избивает ее. Охваченный бурным чувством к любимой женщине, он рассуждает:

«Черные железные ворота ждут в будущем. Они захлопнутся наглухо, навечно. Навсегда! Какие там к черту рай, бог, добро? Это даже не призраки и не тени. Есть земля, тело, страсть, кровь, травы, звери, люди, женщины, солнце — и больше ничего! Надо по-звериному бороться за свое счастье и не гоняться за привидениями».

И поп едет в синод, чтобы добиться разрешения вторично жениться. Ему не разрешают. У секретаря прокурора синода — епископа, Кирилл снимает с шеи серебряный крест с распятием и кладет его на стол перед духовным чиновником.

— Отныне я не… священнослужитель! — и покидает синод, принимает магометанство и становится татарским муллой.

Писатель беспощаден в своем художественном обобщении. Действительно, всех церковнослужителей он подводит к неизбежному концу. Попик Степан — пьяный замерзает в степи, Кабаев умирает от холеры, Кирилл, отвергнутый Лушкой, уезжает в Казань, а друг Шальнова — преподаватель Уральского духовного училища, исключенный за то, что заступился за своих воспитанников, несправедливо оклеветанных, — страстно и горячо говорит:

— Ух, сколько еще мусору, пакости, шлаку в жизни, во всех ее порах! Неминуемы жестокие драки и бои… Церкви, наши школы, тюрьмы — все это будет взорвано. Будут ловить на улицах и тут же убивать жандармов, купцов и попов. Да, да, Кирюха, и попов — всю эту мерзотину лицемерия религиозного ханжества. Очистить мир! Оставить его, как он есть — веселым, простым, ясным.

И неудивительно, что и казаки в романе представлены безбожниками, они открыто посмеиваются над церковнослужителями и всерьез не принимают их проповеди о земной и райской жизни. Таков Ивей Маркович, Василист Алаторцев, переставший молиться в двадцать лет, его сын Венька — воспитанник духовного училища, произносящий «богохульные» речи.

Действие романа завершается в предгрозовые дни первой русской революции, и автор особо подчеркивает, сколь неоднородно было уральское казачество в своей массе. Роман утверждает, что в самой среде казачества зрели социальные силы, грозные и могучие в своей ненависти к существующим порядкам, несправедливости. И об этом ярче всего доказывает появление среди казачества людей типа Игнатия Думчева — получившего университетское образование и пытающегося пробудить своих земляков к активной сознательной борьбе.

— Пора, станичники-старики, и вы, молодежь, — говорит Думчев, — снять с ваших глаз повязку. Она мешает вам видеть вокруг… Слава казачья, а жизнь собачья. Так жить доле нельзя!

И хотя Игнатий Думчев за свои откровенные высказывания поплатился, утром его арестовали, но зерно правды было брошено и оно должно дать свои добрые всходы.

И молодое поколение Алаторцевых — Венька — внук непокорного Ефима, сын Василиста, сосланного в Сибирь за бунт и покушение на убийство и увечье Григория Вязниковцева, — будет жить уже по-другому.

Несомненным достоинством исторического повествования «Яик уходит в море» является то, что автору удалось показать симпатии и уважение русских к братским народам Востока, подчеркнуть, сколь глубоко чувство этой дружбы. Это видно на судьбе преданного работника Алаторцевых — Асан-Галея, не покинувшего их в лихую годину, и по описанию трагической гибели Алибая, павшего от руки кулака Тас-Мирона, наконец, по трудной доле, выпавшей Адилю — сыну казачки и пастуха-казаха.

Роман густо населен. Это, с одной стороны, подчеркивает его народность, является положительным началом, но с другой, явно вредит произведению тем, что некоторые интересно задуманные образы не получили своего яркого завершения. Так, остались пунктирно изображенными Игнатий Думчев, Степан Никольский, Лиза Гагушина, Елена Дудакова. Не всегда мотивированы поступки в поведении Луши Алаторцевой, недостает красок в обрисовке Марички — жены ярко выписанного «гулебщика», героя Иканской и Хивинской битв Ивея Марковича.

«Яик уходит в море» — по-настоящему талантливое произведение. Оно полно лирических отступлений, вдохновенных и поэтических описаний природы, деталей быта, колорита народного языка, придающих всему повествованию красоту и своеобразие. Все это выписано с искренней взволнованностью, которая от первой страницы романа до последней держит читателя в напряжении, заставляет его переживать чувства героев, их волнения и горечь.

Роман-эпопея «Яик уходит в море» — свидетельствует о том, что Валериан Правдухин прекрасно знал историю уральского казачества и сумел ярко отобразить ее в своем произведении. Частные недостатки романа не исправишь теперь, и за автора не допишешь тот или иной образ. Да и не столь важно сейчас их отмечать. Куда важнее и значимее, по выражению А. Луначарского, «превратить в активную силу ту художественную энергию, которая заключена в произведении, оживить ее вновь путем приведения ее в контакт с нашими собственными жизненными задачами».

Писательская судьба Валериана Правдухина закончилась трагически. Жизнь его оборвалась в самом расцвете творческих сил. Едва был закончен многолетний труд над романом «Яик уходит в море», появившийся в Гослитиздате в 1937 году, как на писателя обрушилась непоправимая беда: он был оклеветан, книга его оказалась вычеркнутой из читательского списка.

Ныне произведения В. Правдухина снова возвращаются читателю. Писатель заговорил о своей любви к родному Уралу с новым поколением людей. Уже переиздана пьеса «Виренея», написанная им вместе с Л. Сейфуллиной по ее одноименной повести, и заново показана в театрах нашей страны.

Роман «Яик уходит в море» возьмет в руки новое, незнакомое поколение читателей. И встреча эта будет радостной и интересной. Не останется у нас забытым писатель Правдухин. Он стоял у истоков советской литературы и самоотверженно служил ей, не щадя ни своих сил, ни энергии, ни своего пламенного сердца патриота, горячо любившего Урал и родное советское Отечество.

 

Ал. Шмаков  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.