Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И. Одар «Леший». I глава. НА РЫБАЛКУ



И. Одар «Леший»

 

I глава

НА РЫБАЛКУ

 

Июнь. Последние свободные дни перед сенокосом и страдой. На крыльце деревенской караулки старик-сторож Онисим чинит свою немудрую рыболовную снасть — плетет лески, ладит удочки. Нынче вечером он собирается идти на дальнюю речку Озёрную, переночевать там у костра и на зорьке порыбачить.

Дед Онисим — бобыль. Вот уже три года, как он стал деревенским сторожем. Его знают в деревне и стар, и мал, и в каждой избе он свой человек. Кормят сторожа всей деревней по очереди: в праздники потчуют водкой, как гостя, до потери сознания. А в будни — Что хозяевам, то и Онисиму.

Ночи напролет ходит дед Онисим по деревне и, пугая воров, бьёт в свою колотушку. Услышит вор колотушку на нижнем конце деревни — уходит на верхний; загремит дед на верхнем, а вор бежит на нижний. Так они и не встречаются друг с другом, и каждый делает своё дело без помехи. А хозяевам под звонкий стук колотушки спится спокойнее.

До обеда Онисим обычно спит, а после обеда принимается за лапти. В этом деле он мастер. Близится ли Семик, подходит ли Покров — всем к празднику нужны новые лапти. Ни одна девушка не выйдет замуж, не упросив деда сплести ей щегольские девятилычные лапоточки. Такие лапти может плести во всей деревне один лишь старый сторож Онисим.

А деревенские ребята души в нём не чают. Да и как можно не любить такого человека? Никто лучше деда Онисима не знает рыбных мест, никто лучше него не умеет сплести леску из конского волоса или рассказать сказку.

С ранней весны ребята мечтают порыбачить на настоящем месте, и вот сегодня дед Онисим обещал их взять с собой на Озёрную.

Забегали ребята, готовясь к рыбалке. Туго пришлось их родителям: то дай яичек, чтобы выменять крючок, то отмотай швейной катушечной нитки. Хвосты у лошадей в этот день заметно поредели. В поисках красных дождевых червей по гумнам разворочены все кучи гнилой соломы, на всех дворах сдвинуты с места припасенные на починку изб и сараев брёвна.

Ондрий с самого утра не знает покоя. Мать дала ему на леску сученую домашнего прядения нитку. Чтобы зачернить её, Ондрий натёр нитку воском, смешанным с сажей. Вот леска готова. «Такая, пожалуй, и большого окуня выдержит, — подумал Ондрий, — а всё-таки надо проверить». Мальчик привязал леску к салазкам и потянул. Леска не оборвалась и салазки стронулись с места. Но Ондрий всё же сомневался.

— Отец, глянь-ка, не тонка ли у меня леска? — спросил от отца, забежав в избу.

— Ой, сынок, хороша твоя леска, — ответил отец. — В самый раз.

— Как думаешь, выдержит большого окуня?

— На неё корову привяжешь, так и корова не оторвётся, — улыбнулся отец. — Твоя леска не окуня, а самую большую щуку выдержит. Только смотри, как бы тебя самого не утащила рыба в воду...

К обеду у Ондрия всё было готово. Под рыбу он взял мешок, в котором мать выжимала творог. В мешок положил хлеб, соль, кусок ватрушки, складной нож и другие необходимые рыбаку вещи. Мать дала луку и крупы для ухи, а котёл обещал взять с собой сам дед Онисим.

Всеми своими мыслями Ондрий давно уже на берегу Озёрной. С утра он уходил туда и возвращался обратно, наверное, раз десять: ведь в мечтах всё возможно.

Представляется ему омут, который люди называют Пивлатихиным омутом. Рыба в нём ходуном ходит. Сидит Ондрий на бережку у закинутой удочки, посматривает на пробку-поплавок. Вот поплавок шевельнулся и, булькнув, ушёл под воду. Дёрнул Ондрий удилище, и над водой, трепеща и сверкая на солнце, показался большой язь. Подхватил Ондрий язя — и в мешок. Язь за язем — глядь, и мешок полон. Одному Ондрию такая удача: ребята удивляются, дед Онисим в изумлении хлопает ладонями по бёдрам. А Ондрий наловил уже столько рыбы, что одному никак не унести. Попросил он ребят помочь ему. За помощь каждому пообещал дать по большой рыбине.

Вот и деревня. Идёт Ондрий по улице, народ смотрит на него. Заходит домой — отец с матерью удивляются: «Ай, да Ондрий! Ай, да рыбак! » Наложил Ондрий полный ледник рыбы. Мать в доме варит уху, печёт пироги с рыбой. Полна изба народу — всех угощают ухой и пирогами. А рыбы так много, что всей деревйе её не съесть.

Тогда Ондрий с отцом повезли рыбу на базар. Бойко идёт торговля, они с отцом набили полны карманы денег: копейки, семишники, пятаки — большие деньги, счёта им нет...

Подошёл праздник Покрова. Ондрий взял денег и пошёл на праздничный базар. Нарядился он в цветную куртку и чёрные шаровары, на голову надел картуз с серебряным кантом, накупил полную телегу кренделей, яблок, семечек, свистулек, гармоней... От праздничного красного товара в глазах рябит!..

— Ондрий, суп готов, садись за стол! — послышался голос матери.

Ондрий очнулся, развеялись заманчивые мечтания, он поднялся со старого лукошка, на котором сидел в сенях, и вошёл в избу.

— Больше ешь, сынок, — уговаривает его мать. — Дорога далёкая, проголодаешься...

— Чего там — далёкая... Всего пять вёрст. Как дойдём, сразу сварим уху.

— Уху-то сварите, — усмехнулась мать, — да только, говорят, в той ухе воды много, а рыбки мало, не каждой ложкой подцепишь...

— Я с собой большую солдатскую ложку беру...

Наконец, день начал клониться к вечеру. Караулка наполнилась шумной детворой. Каждому из шумящих в караулке мальчишек лет по восемь-десять, у каждого за спиной мешок или берестяной пестерь. У деда Онисима тоже за спиной большой пестерь с привязанным к нему жестяным чайником.

— Все собрались? — спросил дед Онисим, засовывая за пояс топор. — Становись в ряд: считать буду. Раз, два, три... Восемнадцать человек... Ну, дай бог нам удачи! А теперь — в путь, шагайте не быстро, а то скоро устанете.

Дед Онисим и ребята вышли за деревню и пошагали по дороге, ведущей к реке.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.