![]()
|
|||||||
В.А.Терёхин 5 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Каким образом объект может быть воспринят как находящийся в движении, если его изображение на сетчатке более или менее неподвижно? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хотя бы вкратце рассказать о том, как зрительная система управляет движениями глаз. Когда глаза следят за движущимся объектом, мозг посылает им нейронные сигналы, называемые эфферентными сигналами, благодаря которым глаза в глазницах двигаются именно так, как надо в данный момент. Эти нейронные сигналы — команды глазным мышцам - поступают непосредственно как ответ на движение объекта и только тогда, когда глаза совершают произвольныедвижения. В данном контексте активными, или произвольными, называются не только сравнительно редкие, непосредственно контролируемые и осознанные движения глаз, которые мы совершаем, например, если сознательно переводим взгляд справа налево. Этим термином мы также обозначаем и те обычные движения глаз, и прежде всего следящие движения, т. е. те движения, которые совершаются автоматически и бессознательно и регистрируются зрительной системой, когда мы читаем, следим за движущимся объектом или просто смотрим по сторонам. Теория упреждения сигнала. Одним из наиболее распространенных зрительных событий является сканирование окружающей обстановки и восприятие ее как стационарной. Например, читая текст на этой странице и переводя взгляд слева направо и сверху вниз, вы стимулируете этим свои сетчатки, однако и страница, и текст остаются неподвижными. Каким бы простым и обыденным ни казалось это явление, оно тоже заставляет нас обратиться все к тому же принципиальному вопросу: почему, несмотря на движения глаз, то, что находится в поле нашего зрения, остается неподвижным? Когда наши глаза совершают активные движения, пусть даже и незначительные, по сетчатке проносится поток образов окружающих нас предметов, при этом стимулируется ряд рецепторов сетчатки, и в соответствии с тем, что было сказано о системе восприятия движения «изображение—сетчатка», мы должны были бы воспринимать движение. Однако этого не происходит. Для объяснения этого явления в рамках теории упреждения сигнала была высказана мысль о наличии гипотетического нейронного механизма, который учитывает командные сигналы, автоматически приводящие глаза в движение, и сравнивает их с результирующими изменениями изображения на сетчатке, вызванными движениями глаз. Так, когда глаза совершают активные движения, эфферентные двигательные сигналы, посылаемые мозгом глазным мышцам и приводящие глаза в движение, нейтрализуются, отменяются или подавляются (компенсируются) результирующим потоком образов, вызываемых этими самопроизвольными движениями глаз. Более конкретно суть теории упреждения сигнала может быть изложена следующим образом: когда мозг посылает глазным мышцам моторную команду, он одновременно посылает в гипотетический центральный блок сравнения сигналови связанный с этой командой упреждающий сигнал(также называемый утечкойсигнала). Полагают, что функции центрального блока сравнения сигналов, хотя бы частично, исполняет мозжечок, сложная подкорковая структура, играющая принципиальную роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Следовательно, сигналы, приводящие в движение глаза, регистрируются сетчаткой. Эта вводная информация о движении, или афферентные сигналы, зарегистрированные сетчаткой, поступают в центральный блок сравнения сигналов, где сравниваются с упреждающими сигналами, пришедшими в центральный блок сравнения из мозга. Роль центрального блока сравнения проявляется в двух ситуациях: когда глаза совершают произвольные движения, а объект наблюдения неподвижен; и когда глаза неподвижны, а объект наблюдения перемещается. Если входящие сигналы согласуются с упреждающим сигналом или соответствуют ему (т. е. если оба сигнала указывают на присутствие движения), движения глаз вызывают перцептивную отмену, или подавление, перемещения сетчаточного образа. Вследствие этого окружающая обстановка и воспринимается как стационарная, несмотря на изменения в ретинальном изображении, вызванные его перемещением. Следовательно, если изменения в сетчаточном образе произвольны, т. е. являются исключительнорезультатом активных движений глаз, а не результатом движения объекта или всего того, что находится в поле зрения, последующий сетчаточный входящий сигнал соответствует упреждающему сигналу и зрительная система компенсирует (подавляет) или отменяет эти изменения. Перцептивным результатом такой ситуации является восприятие визуального объекта как неподвижного. Подобные изменения в сетчатке происходят и при беглом осмотре объектов, находящихся в поле зрения (сканировании) неподвижных предметов, находящихся в поле зрения. Напротив, если движение образа на сетчатке, отражением которого является сигнал, входящий в центральный блок сравнения, не соответствует упреждающему сигналу, движение воспринимается. Следовательно, когда глаза неподвижны и перемещаются только объекты, находящиеся в поле зрения, упреждающий сигнал, способный отменить результирующее движение, отраженное во входном сигнале, не возникает и движение воспринимается. Это типичные условия функционирования нашего зрения, в которых «работает» система восприятия движения «изображение-сетчатка». Следовательно, благодаря стимуляции системы восприятия движения «изображение-сетчатка», наша зрительная система способна отличить движение ретинального изображения, вызванное одними лишь активными, произвольными движениями глаз, от его движения, причиной которого является реальное перемещение различных объектов. Способность воспринимать движение объекта при слежении за ним проявляется даже тогда, когда его ретиналыюе изображение остается неподвижным. В данном случае произвольные следящие движения глаз создают упреждающие сигналы, не соответствующие входным афферентным сигналам. Вместо того, чтобы генерировать входные сигналы, свидетельствующие о перемещении сетчаточного образа, образ физически перемещающегося объекта стабилизируется на сетчатке. Поскольку стимуляция сетчатки не отменяется и не компенсируется упреждающими сигналами, объект воспринимается как движущийся. Следовательно, когда мы следим за перемещающимся объектом, его образ остается зафиксированным на сетчатке: упреждающий сигнал не вызываетего перцептивной отмены. Именно поэтому мы и воспринимаем движение. С другой стороны, входные сигналы, являющиеся следствием стимуляции сетчатки фоном объекта, отменяются и фон воспринимается как неподвижный. То есть, когда глаза совершают активные следящие движения, поле зрения неподвижного фона объекта стабильно, и воспринимается только перемещение физически движущихся объектов. Из этого анализа системы восприятия движения «глаз—голова» следует, что когда движения глаз непроизвольны— а это значит, что отсутствуют упреждающие сигналы, - стимуляция сетчатки перемещающимися по ней изображениями не может быть компенсирована и движение объектов или всего того, что находится в поле зрения, будет восприниматься. Это подтверждается и наблюдением, которое приписывается Герману фон Гельмгольцу и суть которого заключается в том, что когда глазное яблоко приводится в движение искусственно, пассивно, т. е. когда стимулируется только система восприятия движения «изображение-сетчатка», создается превратное впечатление, что все, попадающее в поле зрения, находится в движении. Пассивное движение глазного яблока проявится, если закрыть один глаз и осторожно провести пальцем по нижнему веку открытого глаза справа налево или сверху вниз. Вам покажется, что все, что вы видите, перемещается в направлении, противоположном направлению движения глаза. Когда вы прикасаетесь к глазному яблоку, глаз начинает двигаться, что, в свою очередь, вызывает перемещение по сетчатке образа воспринимаемого вами стимула. Однако поскольку движение глаза - пассивное движение (т. е. оно вызвано не командой мозга глазным мышцам, а вашим пальцем), оно стимулирует только систему восприятия движения «изображение-сетчатка». Вследствие этого не возникает никакого упреждающего сигнала, способного отменить перемещение изображения по сетчатке, и вы воспринимаете сцену в движении. Эту же мысль можно выразить и по-другому: поскольку отсутствуют какие-либо доказательства того, что перемещение образа по сетчатке является результатом движений глаза, мозг решает, что оно вызвано перемещением самих визуальных объектов. В результате вам кажется, что они перемещаются, ибо глаз совершает пассивные движения и отсутствуют как произвольные импульсы, активно направляющие движения глаз, так и сопровождающие их упреждающие сигналы. Таким образом, при наблюдении за стационарными объектами пассивные движения глазного яблока стимулируют систему восприятия движения «изображение-сетчатка» безсоответствующих упреждающих сигналов, в результате чего и создается впечатление движения. Дополнительные доказательства роли упреждающих сигналов в восприятии движения получены выдающимся физиком Эрнстом Махом, который провел эксперимент, противоположный эксперименту Гельмгольца. Он не пользовался приемами, искусственно вызывающими движения глаз, а напротив, фиксировал их мастикой так, чтобы они не могли двигаться. Когда же он все-таки попробовал привести их в движение, оказалось, что визуальная сцена движется в том же направлении, в котором пытались двигаться глаза. В условиях этого эксперимента возникалии самопроизвольные сигналы-команды глазным мышцам, и упреждающие сигналы, но поскольку глаза были зафиксированы, они не сопровождались никакими афферентными сигналами (т. е. движением изображения по сетчатке). Иными словами, одни лишь упреждающие сигналы без сравнимых с ними афферентных сигналов движения создают такое впечатление, что поле зрения перемещается в том же направлении, в каком пытаются, но не могут двигаться глаза. Поразительные результаты получены в ходе клинического обследования человека, у которого при активных движениях глаз не возникали упреждающие сигналы. Нейрологическое обследование выявило патологию того участка первичной зрительной коры, который имеет критически важное значение для обработки информации о движении, сообщаемой активными движениями глаз. Без упреждающих сигналов пациент не мог компенсировать самопроизвольные движения глаз, и поэтому каждый раз, когда он смотрел на неподвижные предметы, ему казалось, что они двигаются со скоростью, соответствующей скорости движения его глаз. В ситуации, при которой активна только система «изображение-сетчатка». Объект перемещается в поле зрения, его образ на сетчатке изменяется, но глаза неподвижны. Упреждающих сигналов, способных отменить (компенсировать) изменения, происходящие на сетчатке, нет, и движение воспринимается. Подобное возможно в том случае, когда ваш взгляд зафиксирован на неподвижном объекте, а в поле вашего зрения возникает другой, движущийся объект. В другой ситуации активна система «глаз—голова». Глаза сканируют неподвижную сцену, вызывая изменения сетчаточного образа. Однако, поскольку движения глаз самопроизвольны, результирующие упреждающие сигналы отменяют в центральном блоке сравнения сигналов сигналы об изменениях, происходящих на сетчатке, и движение не воспринимается. Именно это и происходит, когда вы просто смотрите на неподвижные предметы вокруг себя. Третья ситуация тоже описывает активную систему «глаз—голова». Объект перемещается на фоне другого, неподвижного объекта, а глаза наблюдателя совершают следящие движения. Изображение объекта на сетчатке зафиксировано. В результате, поскольку движения глаз самопроизвольны, упреждающие сигналы отменяют изменения в ретинальном изображении, вызванные стимуляцией фоном, который поэтому и воспринимается как неподвижный. Однако поскольку эти сигналы не компенсируют сигналов от неподвижного ретинального изображения объекта, за которым следят глаза, последний и воспринимается как движущийся. Подобное происходит тогда, когда ваши глаза следят за перемещающимся объектом. Когда мы поворачиваем голову, шею или поворачиваемся всем корпусом и эти движения совершаются независимо от движений глаз, нам не кажется, что вокруг много двигающихся объектов. Общий механизм, лежащий в основе системы восприятия движения «глаз—голова», не просто следит за движениями глаз, но и управляет общей ориентацией индивидуума. А это значит, что центральная нервная система таким образом учитывает взаимодействие визуальной информации и информации о положении тела в пространстве, что, совершая активные движения, мы, несмотря на вызванные ими изменения сетчаточного изображения, преимущественновоспринимаем окружающий мир как относительно стабильный. Так, произвольные, активные сигналы-команды, которые мы подаем глазодвигательным мышцам, когда ходим, бежим трусцой, бегаем, прыгаем, просто встаем со стула или поднимаемся по лестнице, объединяются с результирующими изображениями через сетчатку и отменяются вместе с этим движением, Следовательно, благодаря упреждающим сигналам, генерируемым во время наших активных движений, мы обычно воспринимаем окружающий нас мир как относительно стабильный. Оптическая стимуляция как источник восприятия движения. В окружающем нас мире предметы перемещаются по-разному, в разных направлениях и с разными скоростями. В довершении к этому, по мере того как перемещается сам наблюдатель, постоянно изменяется и местоположение точки, с которой он видит то, что его окружает. Все эти динамичные события вызывают соответствующие изменения освещенности ретинального изображения. Следовательно, восприятие движения вычленяется из сложного паттерна изменяющихся стимуляций, отраженного в сетчаточном образе. Когда человек перемещается в окружающем его мире, изображение на сетчатке изменяется в соответствии с физическими характеристиками движения. Иными словами, по мере того как наблюдатель перемещается, непрерывно изменяется оптическая проекция большинства поверхностей (т. е. полов, стен, потолков, дорог и полей). Паттерн изменений, создаваемый движением наблюдателя, называется паттерном оптического потока. Поскольку паттерн оптического потока создается движением наблюдателя, он является надежным источником информации о направлении этого движения. Все мы постоянно сталкиваемся с паттернами оптического потока. Они возникают всякий раз, когда мы едем в машине, или бежим трусцой по дороге, или идем по коридору какого-либо здания, глядя прямо перед собой. Нетрудно смоделировать любой сложный паттерн оптического потока, создающий впечатление движения в определенном направлении. Именно манипулирование паттернами оптического потока при помощи сложных световых дисплеев и создает поразительные эффекты движения в большинстве видеоигр. Сетчаточная экспансия и скорость движения. Информация о характере изменений в сетчатке тоже помогает наблюдателю оценивать относительную скорость их движения. При движении к стационарной поверхности сетчаточный образ увеличивается. Источник информации о движении, образующийся в результате этого, называется сетчаточной экспансией. По мере приближения наблюдателя к стационарной поверхности скорость сетчаточной экспансии (т. е. степень увеличения сетчаточного образа стационарной поверхности) непосредственно отражает скорость его приближения. Быстрое увеличение образа поверхности на сетчатке наблюдателя, приближающегося к стационарной поверхности, может быть потенциальным сигналом, предупреждающим о возможности столкновения с ней. Аналогичным образом можно представить себе и противоположную ситуацию, при которой поверхности или предметы приближаются к неподвижному наблюдателю. Объект на поверхности, расположенной перед наблюдателем на близком или дальнем расстоянии, будет восприниматься как приближающийся с некоторой скоростью, если его ретинальное изображение начнет увеличиваться. Следовательно, увеличение изображения на сетчатке неподвижного наблюдателя воспринимается последним как движение в его сторону, и скорость увеличения изображения отражает скорость движения объекта. Это перцептивное явление называется луминг. Изменения величины образа объекта на сетчатке могут также свидетельствовать о таком редком, а потому маловероятном явлении, как изменение величины стационарного объекта. Когда непосредственных пространственных признаков для восприятия движения недостаточно, увеличение изображения объекта на сетчатке может явиться результатом одного из двух независимых друг от друга событий: 1) объект неподвижен по отношению к наблюдателю, но он увеличивается в размере или 2) объект действительно приближается к наблюдателю с некоторой постоянной скоростью. Если у неподвижного наблюдателя нет никакой другой зрительной информации, постепенное увеличение сетчаточного образа, например: круглого предмета, может означать, что стационарный шар постепенно раздувается, но это также может означать и то, что шар, габариты которого не изменяются, постепенно приближается к наблюдателю. В ситуации, не дающей достаточных оснований для ее однозначного толкования, изменения габаритов объекта могут явиться как признаком его физического увеличения, так и сигналом его движения. Пороги восприятия движения. Насколько эффективно мы обнаруживаем движение? С одной стороны, объекты могут с такой скоростью проноситься по полю зрения, что в лучшем случае мы замечаем лишь размытое пятно. Но, с другой стороны, есть и такие объекты и события, скорость движения которых настолько мала, что мы едва замечаем его. Змея может очень медленно подкрадываться к своей жертве, но поражает ее с такой быстротой, что человек вообще может не увидеть никакого движения. Обратившись к более знакомым примерам, можно сказать, что мы не замечаем движения часовой стрелки часов и с трудом замечаем движение минутной стрелки, а вращающиеся лопасти мощного электрического вентилятора практически неразличимы. Пороговые значения для восприятия движения — минимальная скорость, которая может быть обнаружена, — зависят от многих физических и психофизиологических факторов, а не только от скорости движения как таковой. Порог восприятия движения зависит от таких факторов, как величина объекта и компоненты пространственной частоты, расстояние от движущегося объекта и его фон (например, однородный он или текстурированный), уровень освещенности, стимулируемый участок сетчатки и степень адаптации глаз. Так, лучше всего движение обнаруживается (т. е. пороговые значения самые низкие) в тех случаях, когда хорошо освещенные стимулы, образы которых проецируются на центральную ямку, перемещаются на фоне неподвижных предметов. Рассмотрим следующие конкретные пороговые условия. Когда стимулируется центральная ямка, хорошо освещенный стимул величиной 0, 8 см2, находящийся на расстоянии, равном 2 м, обнаруживается при условии, что скорость его движения равна примерно 0, 2 см/с. Когда же стимул, находящийся на расстоянии 2 м от наблюдателя, двигается со скоростью, превышающей 150 см/с, он воспринимается скорее как размытое пятно, нежели как движущийся стимул. Можно сказать, что существуют как нижний предел порога — минимальная обнаруживаемая скорость, ниже которой движение не воспринимается, так и верхний предел порога — максимальная обнаруживаемая скорость, выше которой движение также не обнаруживается. Таким образом, объекты, которые перемещаются либо слишком медленно, либослишком быстро, не воспринимаются как движущиеся.
Проектные задания к модулю3: 1. Проанализировать механизмы возникновения зрительных иллюзий 2. Рассмотреть основные механизмы специфически человеческой оценки времени. 3. Проанализировать основные механизмы восприятия реального движения. Тесты к модулю 3: Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ: 1. Геометрическое место точек пространства, которые дают недиспаратные изображения при данной степени конвергенции, называется: а) гороптером б) бинокулярным соревнованием в) стереопсисом 2. Каждая сетчатка двух глаз имеет такие точки, одновременное раздражение которых дает слитное изображение. Они называются: а) диспаратные б) корреспондирующие в) ретинальные 3. Наблюдаемые субъектом две фазы изменения более или менее быстро следуют друг за другом. Их разделяет какой-то промежуток времени. Это: А) восприятие последовательности Б) восприятие длительности В) ориентировка во времени 4. Внутренними ориентирами определения времени являются: А) смена дня и ночи Б) смена времен года В) биологические ритмы организма 5. Паттерн изменений, создаваемый движением наблюдателя, называется А) паттерном оптического потока Б) паттерном направления В) паттерном движения
Правильные ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4В, 5А. Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сенсорные и перцептивные процессы, в отличие от других психических процессов, участвуют в создании первичного образа, т. е. они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раздражитель. Получаемая нами информация о предметах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. Сенсорные и перцептивные процессы правильней всего обозначить как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предметах или явлениях, с которыми мы сталкиваемся в обыденной жизни. Мы с помощью своих ощущений и восприятия создаем этот мир. Таким образом, мир объективно существует вне нас, но ощущается и воспринимается нами субъективно. ЛИТЕРАТУРА: 1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. – Л.: ЛГУ, 1961. 2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания – М.: Наука, 1977. 3. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. – М.: Наука, 1969. 4. Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. – М., 1976. 5. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. – СПб: «прайм-Еврознак», 2006. 6. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия – М.: МГУ, 1973. 7. Восприятие и действие. /Под ред. А. В. Запорожца. М.: «Просвещение», 1976. 8. Восприятие и деятельность. /Под ред. Леонтьева А. Н.. М.: МГУ, 1976. 9. Восприятие. Механизмы и модели. М.: «МИР», 1974. 10. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. – Л, 1974. 11. Гельдфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. М., 1984. 12. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию, М.: Прогресс, 1988. 13. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. /Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. 14. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. М.: «Прогресс», 1970. 15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Т. 1. Психическое развитие ребенка. – М., 1986. 16. Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения М.: МГУ, 1989. 17. Исследования по психологии восприятия. /Под ред. С. Л. Рубинштейна. М. -Л., АН СССР, 1948. 18. Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. – Л.: Наука, 1971. 19. Коссов Б. Б. Проблемы психологии восприятия. – М.: Высшая школа, 1971. 20. Кравков С. В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. М. -Л.: АН СССР, 1946. 21. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС, т. 18. 22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 23. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. /Введение в психологию/. М.: «Мир», 1974. 24. Логвиненко А. Д. Психология восприятия. - М.: МГУ, 1987. 25. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: МГУ, 1981. 26. Ломов Б. С. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984. 27. Лурия А. Р. Ощущения и восприятие. М.: МГУ, 1975. 28. Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. – Тбилиси: «Мецниереба», 1976. 29. Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. – М.: Наука, 1988. 30. Общая психология /Под ред. Петровского А. В., Брушлинского А. В., Зинченко В. П. и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. 31. Обозов Н. Н. Психология человека. – СПб: «Облик», 2001. 32. Познавательные процессы: ощущения, восприятие. /Под ред. Запорожца А. В., Ломова Б. Ф., Зинченко В. П.. М.: Педагогика, 1982. 33. Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А. А. – М.: «Проспект», 1998. 34. Психология ощущений и восприятия. Изд-е 2-е, исправленное и дополненное. /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Любимова В. В. и Михалевской М. Б.. – М.: ЧеРо, 1999. – (Серия: Хрестоматия по психологии). 35. Психология. Словарь. /Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г.. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. 36. Психология. Словарь. /Под ред. Зинченко В. П. – М., 1999. 37. Психология восприятия /Материалы советско-норвежского симпозиума. – М.: Наука, 1989. 38. Психофизические исследования восприятия и памяти / Под ред. Забродина Ю. М. – М.: Наука, 1981. 39. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 1; /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980. 40. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга 2; /Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1980. 41. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1, М.: Педагогика, 1989. 42. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957. 43. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. /Уч. Пособие. – М.: «Аспект Пресс», 2001. 44. Сенсорные и сенсомоторные процессы. /Под ред. Ломова Б. Ф. - М.: «Педагогика», 1972. 45. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. –М.: МГУ, 1985. 46. Соловьева А. И. Основы психологии слуха. – М., 1972. 47. Тихомиров О. К. Психология. Учебник /Под ред. Гордеевой О. В. – М.: Высшее образование, 2006. 48. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. /Под ред. Войскунского А. Е., Ждан А. Н., Тихомирова О. К. – М.: Смысл, 1999. 49. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V1, М.: «Прогресс», 1978. 50. Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Михалевской М. Б.. М.: МГУ, 1975. 51. Шехтер М. С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. – М.: Педагогика, 1981. 52. Шиффман Х. Р. Ощущение и восприятие. СПб.: Питер, 2003.
|
|||||||
|