Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.А.Терёхин 3 страница



Свойство константности объясняется тем, что восприятие пред­ставляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механиз­мом обратной связи, подстраивающееся к особенностям восприни­маемого объекта и условиям его существования, формирующееся в процессе чувственной деятельности.

Различают виды константности восприятия – константность величины, константность формы, константность цвета.

Свойство константности обеспечивает относительную стабиль­ность окружающего мира, отражая и единство предметов и условия их существования.

5. Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии предметного мира на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно вос­принять предмет - это значит мысленно назвать его, отнести к опре­деленной группе предметов и обобщить их в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со зна­комыми нам объектами.    

6. Активность. Восприятие - активный процесс, в ходе которого
человек производит много различных перцептивных действий для
формирования адекватного образа предмета. Свойство активности
состоит в участии эффекторных компонентов анализаторов в процес­се восприятия.

7. Апперцепция. Восприятие зависит не только от специфики
действующего на нас раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а сам человек). Поэтому в восприятии сказываются особенности личности воспринимающего по отношению к воспринимаемому. Зависимость восприятия от содержания
психической жизни человека, от особенностей его личности и про­шлого опыта называется апперцепцией. При восприятии предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит и определяется поставленной перед челове­ком задачей и мотивом его деятельности. Существенным фактором восприятия является установка.

8. Историчность (социальная обусловленность). Восприятие, как сознательный процесс, включено в процесс исторического развития. Восприятие у человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физической природой рецепторов. Восприятие есть только от­носительно непосредственный акт познания. Восприятие действи­тельности на данной ступени развития человечества появляется на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой.

9. Обобщенность. Процесс всякого восприятия состоит в чрезвы­чайно быстрой смене ряда моментов или ступеней, причем каждая последующая ступень представляет психическое состояние менее конкретно, более обобщенно, но более четко и дифференцированно. На основе выделенных ранее признаков мы воспринимаем обобщен­ное представление предмета.

Свойство обобщенности и свойство осмысленности тесно связаны.

10.  Избирательность (селективность). Из большого числа воздействий лишь некоторые выделяются человеком с большей отчетливостью, чем все остальные. Эта особенность характеризует избирательность восприятия, которая зависит от интересов, установок личности, доминирующих в момент акта восприятия потребностей, с одной стороны, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его необычностью, контрастностью и т. д.

11.  Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни,
содержания психического мира человека.                              

Кратко охарактеризовав основные свойства восприятия, остановимся более подробно на важнейших из них – константности, осмысленности и историчности восприятия.

Зна­чение тех свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия высту­пает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме константности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия.

Если воспринимаемый нами на некотором расстоянии пред­мет удалить от нас, то отображение его на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, и значит, уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. Точно так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, но его форма будет нами восприниматься как более или менее постоянная. Колеса стоящего  перед нами автобуса воспринимаются  нами как круглые, в соответствии с отображением на сетчатке, но отображение, которое получается на сетчатке от колес транспорта позади автобуса не круглое, а овальное - это эллипсы, удлиненность которых зависит от угла зрения, под которым мы их видим. Тем не менее, видимая нами форма предметов остается относительно постоянной - в соответствии с объективной формой самих предметов. Аналогичная константность имеет место и для цвето- и светоощущения.

В процессе восприятия различается собственный размер предмета и его удаление от воспринимающего, объективная форма предмета и угол зрения, под которым он воспринимается, собствен­ный цвет предмета и освещение, в котором он является.

Легко понять, как велико практическое значение постоянства величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не было констан­тно, то при каждом нашем движении, при всяком изменении рас­стояния, отделяющего нас от предмета, при малейшем повороте голо­вы или изменении освещения, т. е. практически непрерывно, изменя­лись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Не было бы вообще восприятия предметов, было бы одно непре­рывное мерцание непрерывно сдвигающихся, увеличивающихся и уменьшающихся, сплющивающихся и растягивающихся пятен и бли­ков неописуемой пестроты. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Наше восприятие превратилось бы в сплош­ной хаос. Оно не служило бы средством познания объективной действительности. Ориентировка в мире и практическое воздействие на него на основе такого восприятия были бы невозможны.   

Постоянство величины, формы и цвета предметов, будучи необходимым условием ориентировки в окружающем мире, имеется уже у животных. У человека константность величины, формы, цвета от 2 до 14 лет совершенствуется, но в основном формируется уже к двухлетнему возрасту.

Константность заключается в том, что основные чувственные ка­чества восприятия и при некотором изменении субъективных усло­вий восприятия следуют за остающимися постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздра­жению подчинено регулирующему его отношению к предмету.

Адекватное соотношение между восприятием и отображенными в восприятии предметами объективной действительности — это ос­новное соотношение, в соответствии с которым, в конечном счете, регулируются все соотношения между раздражителями, раздраже­ниями и состояниями сознания.  

Восприятие человека не только константно, но предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не сочетание ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет само­довлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы можем сразу сказать, какой предмет мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изме­няющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Чувственное и смысловое содержание восприятия характеризуются тем, что одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего, смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

В свою очередь, осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой ряд речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких труд­ностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке: знакомое значение слов помогает дифференциро­вать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содер­жание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается. В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обоб­щенное восприятие — восприятие фонем.

В целом, осмыслить восприятие — значит, осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить вос­приятие — значит, выявить предметное значение его сенсорных дан­ных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприя­тия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различ­ных сторон, обобщению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым, восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единич­ного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фик­сируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характе­ризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве просто «книги», налицо обобщенное восприя­тие.

Восприятие человека характеризуется тем, что, вос­принимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависит от интеллектуального контекста, в который оно вклю­чено. По мере того, как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержа­ния наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

При этом в зависимости от значимости воспринятого, для лич­ности оно остается либо только более или менее безличным пред­метным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни человека.

Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания.

Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относитель­но непосредственный акт познания мира историческим человеком. Непосредственное восприятие действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой человечества, в процессе которой изменяется и чувственность человека. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые формы предметного сознания. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого сущест­ва порождается и развивается богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз. Не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, человеческие чувства, человечность чувств, — возникают благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это ра­бота всей предшествующей всемирной истории.

Человеческий слух развился в значительной мере благодаря раз­витию речи и музыки. По аналогии можно было бы, пожалуй, сказать, что геометрия и изобразительные искусства в известной мере опре­деляют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное понимание и восприятие перспек­тивы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприя­тие человека.

Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий. Эта система понятий, запечатлев­шаяся в речи, представляет собой продукт общественно-истори­ческого развития. Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием человечества, об­щественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного сознания. Итог всей общественной практики челове­чества направляет и формирует наше восприятие.

Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем рас­членять непосредственно данное, выделять в нем отдельные, с опре­деленной точки зрения существенные, моменты и соотносить их с другими.

Восприятие никогда не бывает пассивным, только созерцательным, изолированным актом. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприя­тии — если взять его во всей его конкретности — всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к восприни­маемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает воспринимаемое — делает яркими, выпуклыми одни черты и остав­ляет другие затушеванными, в тени.

Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может осущест­вляться на различных уровнях. Если на низших уровнях процесс восприятия протекает независимо от сознательного регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в созна­тельно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, подняв­шееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.

В своих наиболее совершенных формах наблюдение, исходя из четкой целевой установки и приобретая плановый система­тический характер, превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного познания, но оно никогда не опускается до уров­ня чисто пассивного, совершенно не направленного переживания.

Таким образом, в ходе изучения восприятия все глубже раскры­вается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно — сложный целостный процесс. Это утверждение означает, что ощущения и вызывающие их раздражения взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой комплекс ощущений. Это утверждение означает также, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувствен­ного и логического, чувственного и смыслового. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения. Это утверждение означает, наконец, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности — ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт — апперцепция — и притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути.

Виды перцепции

Механизмами, лежащими в основе восприятия, обеспечивающими формирование первичного образа в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами, являются сенсорно-перцептивные системы. При этом восприятие носит комплексный характер и включает межмодальные связи. По степени доминирования модальности той или иной сенсорно-перцептивной системы различают зрительное восприятие, слуховое восприятие, осязательное восприятие и т. д.

Восприятие окружающего мира во всем его многообразии есть не что иное как отражение в сознании человека различных форм движения материи: пространства, движения, времени, в соответствии с чем выделяют восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени. Перечисленные виды восприятия обеспечиваются различными группами сенсорно-перцептивных систем при их активном как внутри-, так и межмодальном взаимодействии.

Характер активности человека как субъекта отражения предполагает наличие как непреднамеренного, так и преднамеренного восприятия. Непреднамеренное восприятие есть активный психический процесс отражения окружающего мира без какой-либо специальной цели – созерцание. Преднамеренное восприятие есть активный целенаправленный процесс, характеризующийся плановостью и системностью – наблюдение.

По характеру и продолжительности восприятие может быть симультанным или сукцессивным, т. е. либо развернутым в пространстве, одномоментным, обобщенным, целостным; либо последовательным, развернутым во времени, поэтапным.

 

Проектные задания к модулю 2:

1. Раскрыть понятие восприятия и рассмотреть его виды.

2. Проанализировать взаимосвязь свойств восприятия в процессе формирования чувственного образа.

Тесты к модулю 2:

Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ:

1. Активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннего состояния организма в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств

А) ощущения

Б) восприятие  

В) сенсибилизация

2. Восприятие действительности благодаря этому его свойству опосредовано общественной практикой человечества

А) историчность

Б) осмысленность

В) обобщенность

3. Свойство восприятия, которое выражается в так называемом акте объективации – т. е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к самому этому внешнему миру

А) историчность

Б) целостность

В) предметность

4. Свойство восприятия, показывающее зависимость восприятия от склада личности человека и его прошлого опыта

А) Историчность

Б) Аттракция

В) Апперцепция

 

5. Благодаря этому свойству восприятия – сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его, отнести его к определённой группе предметов, обобщить в слове:

А) Предметность

Б) Обобщенность

В) Осмысленность

Правильные ответы: 1Б, 2А, 3В, 4В, 5В.

Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5.

 

Модуль 3. ЕДИНСТВО СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА

 

Комплексные цели модуля:

- рассмотреть неразрывную связь и взаимозависимость сенсорных и перцептивных систем при формировании первичного образа в сложных видах восприятия;

- показать роль сенсорно-перцептивной организации в формировании феноменального мира человека.

 

Понятия пространства, времени и движения первоначально были заимствованы психологией у философии. Эти понятия относятся к бесконечному миру, в котором события разворачиваются в их длительности и протяженности. Восприятие пространства, времени и движения ярко демонстрируют единство сенсорно-перцептивной организации человека.

3. 1. Особенности сенсорно-перцептивной деятельности в отражении пространства 

Восприятие формы. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

У некоторых животных наблюдаются врож­денные реакции, так называемые врожденные пусковые меха­низмы поведения, при воздействии объектов, имеющих опреде­ленную форму. Эти врожденные механизмы строго специализи­рованы. Примером может служить оборонительная реакция мо­лодняка семейства куриных на картонный крест, имитирующий силуэт хищной птицы.

Наиболее информативный признак, который нужно выде­лить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит раздельной гранью двух реальностей, т. е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Зрительная система дол­жна быть способна не только выделять границу между объек­том и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществля­ется посредством движений глаз, которые как бы вторично вы­деляют контур и являются необходимым условием создания об­раза формы предмета.

Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необ­ходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестезических ощу­щений.

Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т. п.

Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке гла­за и удаленностью от глаз наблюдателя. При­способление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механиз­мов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокра­щение, в результате чего уменьшается степень натяжения хру­сталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик постепенно становится менее подвижным и теряет способность к аккомодации, т. е. к изменению своей формы при взгляде на различно удаленные предметы. В результате развивается дальнозоркость, которая выражается в том, что ближай­шая точка ясного видения с возрастом отодвигается все даль­ше и дальше.

Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т. е. сведени­ем зрительных осей на фиксируемом предмете. Опре­деленное состояние аккомодации вызывает и определенную сте­пень сведения зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации.

Угол конвергенции непосредственно используется как индикатор расстояния, как своеобразный дальномер. Можно изме­нить угол конвергенции для данного расстояния с помощью призм, помещенных перед объектом. Если при этом угол кон­вергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается. Если же призмы расположены так, что угол конвергенции уменьшается, то видимый размер объекта тоже уменьшается, а расстояние до него увеличивается.

Комбинация двух раздражителей - величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в резуль­тате аккомодации и конвергенции - является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета.

Восприятие глубины и удаленности. Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация - в пределах 5—6 мет­ров, конвергенция - до 450 метров. Между тем человек способен различать глубину восприни­маемых предметов и занимаемого ими пространства на рассто­янии до 2500 метров.

Восприятие глубины и удаленности предметов осу­ществляется главным обра­зом благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярной фиксации дальних объектов (например, звезд на небе) зрительные линии обоих глаз параллельны. При этом изображения удаленных предметов видятся нами в одних и тех же местах пространства, независимо от того, падают ли эти изображения на сетчатку правого или левого глаза или обоих глаз. Следовательно, некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Эти симметрично расположенные точки сетчаток обоих глаз называ­ются корреспондирующими точками. Корреспондирующие точ­ки — такие точки сетчатки, которые совпали бы, если бы при наложении одной сетчатки на другую вертикальные и горизон­тальные оси совместились.

Возбуждение корреспондирующих точек сетчатки дает ощу­щение одного объекта в поле зрения. При каждом положении глаз корреспондирующим точкам сетчаток соответствуют строго определенные точки во внешнем пространстве. Графическое изображение точек пространства, обеспечивающих видение од­ного объекта при данном положении глаз, называется гороптером.

Если изображение предмета падает в оба глаза на различ­но удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспаратные, точки, то имеет место один из двух эффектов: воз­никновение двойственных изображений (если диспаратность то­чек достаточно велика) или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта по сравнению с фиксируемым (если диспаратность невелика). В последнем случае появляется впечатление объемности, или стереоскопический эффект.

Этот эффект можно наблюдать с помощью стереоскопа - аппарата для раздельного предъявления двух картин левому и правому глазу. Эти картины образуют стереопару, которая получается при раздельной съемке двумя фотокамерами, расположенными на расстоя­нии, равном расстоянию между глазами. Таким образом, полу­чаются диспаратные изображе­ния, при рассматривании кото­рых возникает рельефное изо­бражение.

Если в стереоскопе предъяв­ляют два изображения, разли­чия между которыми настолько велики, что не обеспечивают слияния изображений, то воз­никает своеобразный эффект: то одна, то другая фигура по­являются в чередующейся по­следовательности. Это явление известно как бинокулярное со­ревнование. Иногда при этом два объекта выступают в фор­ме, представляющей собой ком­бинацию обеих фигур. Напри­мер, рисунок изгороди, предъ­являемый одному глазу, и ри­сунок лошади, предъявляемый другому, могут вызвать впечат­ление, что лошадь прыгает че­рез изгородь.

Восприятие глубины может достигаться благодаря вторич­ным признакам, являющимся условными сигналами удален­ности: видимая величина пред­мета, линейная перспектива, загораживание одних предме­тов другими, их цвет.

 В некоторых ситуациях тот факт, что интерпретация глубины может полностью менять­ся на обратную, имеет исклю­чительное значение. Так, при посадке самолета может случиться, что восприятие посадочной полосы пилотом будет перевернутым по глубине. Подобное явление наблюдается ночью или во время тумана, когда не видны те детали обстановки, которые служат для пилота условными сигналами, помогающими адекватному отражению удаленности предметов. Одним из таких сигналов является яркость огней на посадочной полосе (известно, что яркие источники света кажутся располо­женными ближе, чем тусклые), и достаточно неудачного соче­тания световых сигналов, чтобы возникло перевернутое воспри­ятие глубины.

Один из важных моментов пространственного различения - это восприятие направления, в котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим пред­метам.





Для человека характерно вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положе­ние, созданное общественно-трудовой природой человека, явля­ется исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы. Поэтому в пространствен­ном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кинестезические ощущения движений глаз или рук, но и статичес­кие ощущения, т. е. ощущения равновесия и положения тела. При бинокулярном зрении направление видимого предмета определяется законом тождественного направления. По этому закону, раздражители, падающие на корреспондирующие точки сетчатки, видятся нами в одном и том же направлении. Это на­правление дается линией, соединяющей пересечение зритель­ных линий обоих глаз с точкой, соответствующей середине расстояния между обоими глазами. Иными словами, изображения, попадающие на корреспондирующие точки, мы видим на пря­мой, идущей как бы от одного «циклопического глаза», находя­щегося посередине лба.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.