Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.А.Терёхин 1 страница



 

Федеральное государственное автономное

 образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. А. Терёхин

«СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА»

(Учебное пособие)

                                                                                                             

 

      

Ростов-на-Дону

2010 г.


Рецензент:

Зав. кафедрой психологии развития и акмеологии

факультета психологии ФГАОУ ВПО ЮФУ

профессор, доктор психологических наук

Скрипкина Т. П.;

 

В. А. Терёхин

 

«Сенсорно-перцептивная организация человека»: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2010.

 

Учебное пособие «Сенсорно-перцептивная организация человека» предназначено для оснащения курса «Общей психологии» раздела «Ощущения и восприятие», читаемого студентам факультета психологии ЮФУ. Учебное пособие состоит из трех взаимосвязанных частей, охватывающих основные концептуальные положения сенсорно-перцептивной организации человека. Составлено в полном соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования. Данная работа представляет собой три модуля, которые посвящены последовательному и системному изложению учебного материала с привлечением современных исследований, концепций и теорий сенсорных и перцептивных систем в отечественной и зарубежной психологии. Учебное пособие разработано на модульной основе с квалиметрическим контролем.

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………… МОДУЛЬ 1. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ……………………… 1. 1. Общее представление о сенсорных системах…………… 1. 2. Виды сенсорных систем………………………………… 1. 3. Чувствительность сенсорных систем……………………… 1. 4. Изменчивость чувствительности………………………… Проектные задания к модулю 1……………………………………….... Тесты к модулю 1………………………………………… МОДУЛЬ 2. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ…………………… 2. 1. Перцепция как активный психический процесс…………… 2. 2. Иллюзии перцепции…………………………………………… 2. 3. Особенности построения перцептивного образа…………… 2. 4. Свойства перцепции………………………………………… Проектные задания к модулю 2………………………………………..... Тесты к модулю 2………………………………………………………… МОДУЛЬ 3. ЕДИНСТВО СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА……………………………… 3. 1. Особенности сенсорно-перцептивной деятельности в отражении пространства ………………… 3. 2. Специфика сенсорно-перцептивных процессов в отражении времени……………………………………………………… 3. 3. Характеристика сенсорно-перцептивной организации человека в контексте отражения движения ………… Проектные задания к модулю 3……………………………………… Тесты к модулю 3………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….      ЛИТЕРАТУРА……………………………………              

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек как субъект деятельности, активно взаимодействуя с предметами и явлениями окружающего мира, отражает объективную реальность и выступает как субъект познания. При этом сенсорные и перцептивные процессы не существуют в отрыве от других психических процессов - с точки зрения реально отражаемого мира, все психические процессы переплетены в одно целое.

Сенсорно-перцептивная система человека не является неким застывшим образованием, она активно развивается в процессе онтогенеза, обеспечивая саморегуляцию человека и его взаимодействие с окружающей средой. Постоянно совершенствуясь, она все в большей степени отображает качественное многообразие мира.

Целью нашей работы является формирование у студентов полноценного представления о сенсорных и перцептивных процессах как субъективных познавательных процессах непосредственно чувственного отражения человеком объективной действительности.

В рамках поставленной цели задачами данного пособия является усвоение:

- общего представления о сенсорных и перцептивных познавательных процессах;

- строения и функционирования сенсорной системы человека;

- строения и функционирования перцептивной системы человека;

- теорий сенсорно-перцептивного взаимодействия.

Изложение учебного материала построено по модульному принципу.

Общие положения:

Первый модуль посвящен общим вопросам теории сенсорных систем и дает представление о строении и функционировании сенсорной системы человека;

Второй модуль посвящен общим вопросам теории перцептивных систем и дает представление о строении и функционировании перцептивной системы человека;

В третьем модуле рассматриваются вопросы взаимодействия сенсорных и перцептивных систем в сложных видах восприятия.

Предложенное учебное пособие на модульной основе позволяет подробно рассмотреть основные положения теории и сформировать у студентов полноценное представление о сенсорных и перцептивных составляющих чувственного познания действительности.

 

Модуль 1. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Комплексные цели модуля:

- освещение наиболее общих вопросов, связанных с представлением о сенсорных системах,

- раскрытие биологических основ, на базе которых возникают сенсорные процессы;

- рассмотрение видов существующих сенсорных систем.

 

1. 1. Общее представление о сенсорных системах

Сенсорный – от латинского sensus – чувство, ощущение.

Сенсорная система представляет собой целостный нервный механизм, осуществляющий прием и анализ сенсорной информации. Синонимом сенсорной системы в отечественной психологии является термин «анализатор», который впервые ввел выдающийся русский физиолог И. П. Павлов.

Анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела - рецептора, осуществляющего прием и трансформацию внешней энергии в нервный процесс, и эффектора – органа или системы органов, реагирующих на действия внешних или внутренних раздражителей, выступающих в роли исполнительного звена рефлекторного акта;

2) проводящих путей - афферентных (восходящих) и эфферентных (нисходящих), соединяющих периферический отдел анализатора с центральным;

3) центрального отдела – представленного подкорковыми и корковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

В каждом анализаторе имеется ядро, т. е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора. Рассеянные (периферические) элементы данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном сенсорном акте большой части всей коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза, например, дифференцирует звуки по высоте. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа, например, различение музыкальных звуков и шумов.

Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Так, пространственно разными точками в коре представлены, например, разные точки сетчатки; пространственно разным расположением клеток представлен в коре и орган слуха. То же самое относится и к другим органам чувств.

Многочисленные опыты, проведенные методами искусственного раздражения, позволяют в настоящее время довольно определенно установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Так, представительство зрительной чувствительности сосредоточено главным образом в затылочных долях коры головного мозга. Слуховая чувствительность локализуется в средней части верхней височной извилины. Осязательно-двигательная чувствительность представлена в задней центральной извилине и т. д.

Для возникновения сенсорного процесса необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по восходящим путям достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Таким образом, анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторной дуги обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

 

1. 2. Виды сенсорных систем

Долгое время зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая чувствительность представлялась основой, на которой с помощью ассоциаций строится вся психическая жизнь человека. В 19 веке этот список стал быстро расширяться. К нему были добавлены чувствительность к положению и движению тела в пространстве, была открыта и изучена вестибулярная чувствительность, осязательная чувствительность и т. д.

Первая классификация была выдвинута Аристотелем, жившим в 384-322 г. г. до н. э., который выделял 5 видов «внешних чувств»: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые.

Немецкий физиолог и психофизикЭрнст Вебер(1795-1878) расширил аристотелевскую классификацию, предложив разделить осязание на: чувство прикосновения, чувство веса, температурное чувство.

Кроме этого, он выделил особую группу чувств: чувство боли, чувство равновесия, чувство движения, чувство внутренних органов.

Классификация немецкого физика, физиолога, психологаГермана Гельмгольца(1821-1894) основана на категориях модальности, фактически эта классификация – также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, сенсорные процессы, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; сенсорные процессы, связанные со слухом – к слуховой модальности, и т. д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматические и хроматические.

Немецкий психолог, физиолог, философВильгельм Вундт(1832-1920)считается родоначальникомклассификации сенсорных систем на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов: физические (зрение, слух); механические (осязание); химические (вкус, обоняние).

Эта идея не получила широкого развития, хотя была использована И. П. Павловым для разработки принципов физиологической классификации.

Классификация ощущений выдающегося русского физиолога Ивана Петровича Павлова (1849-1936) опирается на физико-химические характеристики раздражителей. Для определения качества каждого из анализаторов он использовал физико-химические характеристики сигнала. Отсюда наименования анализаторов: световые, звуковые, кожно-механические, запаховые и т. д., а не зрительный, слуховой и т. п., как обычно классифицировались анализаторы.

Рассмотренные выше классификации не позволяли отразить разноуровневый характер разных видов рецепций, одни из которых являются более ранними и низшими по уровню развития, а другие - более поздними и более дифференцированными. Представления о разноуровневой принадлежности тех или иных сенсорных систем связаны с разработанной Г. Хэдом моделью кожных рецепций человека.

Английский невролог и физиологГенри Хэд(1861-1940)в 1920 г. предложил генетический принцип классификации. Он различал протопатическую чувствительность (низшую) и эпикритическую чувствительность (высшую).

В качестве эпикритической, или дискриминативной, чувствительности высшего уровня была выделена тактильная чувствительность; а протопатической чувствительности, архаического, низшего уровня – болевая. Он доказал, что протопатические и эпикритические компоненты могут быть как присущи различным модальностям, так и иметь место внутри одной модальности. Более молодая и совершенная эпикритическая чувствительность позволяет точно локализовать объект в пространстве, она дает объективные сведения о явлении. Например, осязание позволяет точно определить место прикосновения, а слух – определить направление, в котором раздался звук. Относительно древние и примитивные ощущения не дают точной локализации ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела. Например, органическая чувствительность – чувство голода, чувство жажды и т. п. Их характеризует постоянная аффективная окрашенность, и они отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Соотношение протопатических и эпикритических компонентов в различных видах чувствительности оказываются различными.

 

Алексей Алексеевич Ухтомский(1875-1942), выдающийся русский физиолог, один из основателей физиологической школы Санкт-Петербургского университета, также применял генетический принцип классификации. Высшие рецепции по Ухтомскому - слух, зрение, которые находятся в постоянном взаимодействии с низшими, благодаря чему они совершенствуются и развиваются. Например, генезис зрительной рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.

Английский физиологЧарльз Шеррингтон(1861-1952) в 1906 г. разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:

1.        Экстероцепция (внешняя рецепция): а) контактная; б) дистантная; в) контактно-дистантная;

2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т. д. ): а)           статическая; б) кинестетическая.

3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).

Системная классификация Ч. Шеррингтона разделила все сенсорные системы на три основных блока.

Первый блок – экстероцепция, которая доводит до человека информацию, поступающую из внешнего мира и являются основной рецепцией, связывающей человека с внешним миром. Именно к ней относятся: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Вся экстероцепция разделена на три подгруппы: контактная, дистантная и контактно-дистантная.

Контактная экстероцепция осуществляется при воздействии раздражителя непосредственно на поверхность тела или соответствующие рецепторы. Типичным примером могут служить сенсорные акты прикосновения и давления, осязания, вкуса.

Дистантная экстероцепция осуществляется без непосредственного контакта раздражителя с рецептором. При этом источник раздражения находится на некотором расстоянии от рецептирующей поверхности соответствующего органа чувств. К ней относятся зрение, слух, обоняние.

Контактно-дистантная экстероцепция осуществляется как при непосредственном контакте с раздражителем, так и дистантно. К ней относятся температурные, кожно-болевые. вибрационные сенсорные акты.

Второй блок составляет проприоцепция, которая доводит до человека информацию о положении его тела в пространстве и состоянии его опорно-двигательного аппарата. Вся проприоцепция разделена на две подгруппы: статическую и кинестетическую рецепцию.

Статическая рецепция сигнализирует о положения тела в пространстве и равновесии. Рецепторные поверхности, сообщающие об изменении положения тела в пространстве, заложены в полукружных каналах внутреннего уха.

Кинестетическая рецепция сигнализирует о состоянии движения (кинестезии) отдельных частей тела относительно друг друга, и положений опорно-двигательного аппарата. Рецепторы кинестетической, или глубокой, чувствительности находятся в мышцах и суставных поверхностях (сухожилиях, связках). Возбуждения, возникающие при растяжении мышц, изменении положения суставов, вызывают кинестетическую рецепцию.

Третий блок включает интероцепцию, сигнализирующую о состоянии внутренних органов человека. Данные рецепторы находятся в стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других висцеральных образований. Интероцептивными являются чувство голода, жажды, половые ощущения, ощущения недомогания и т. п.

Современные авторы используют дополненную классифика­цию Аристотеля, различая рецепцию: прикосновения и давления, осязания, температурную, болевую, вкусовую, обонятельную, зри­тельную, слуховую, положения и движения (статические и кинестетические) и органическую (голод, жажда, половые ощуще­ния, болевые, ощущения внутренних органов и т. д. ), структурируя ее классификацией Ч. Шеррингтона. Уровни организации сенсорных систем базируются на генетическом принципе классификации Г. Хэда.

 

1. 3. Чувствительность сенсорных систем

Чувствительность способность органов чувств реагировать на появление раздражителя или его изменение, т. е. способность к психическому отражению в форме сенсорного акта.

Различают абсолютную и дифференциальную чувствительность. Абсолютная чувствительность – способность воспринимать раздражители минимальной силы (обнаружение). Дифференциальная чувствительность – способность воспринимать изменение раздражителя или различение близких раздражителей в пределах одной модальности.

Чувствительностьизмеряется или определяется силой раздражителя, которая в данных условиях оказывается способной вызвать ощущение. Ощущение - есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внут­ренних состояний организма, в сознании человека при непосредст­венном воздействии раздражителей на органы чувств.

Минимальной силой раздражителя, способной вы­звать ощущение, определяется нижний абсолютный порог ощуще­ния. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми. Ниж­ний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствитель­ности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.

Е = 1/Р        

 где Е - чувствительность, Р - пороговая величина раздражителя.

Величина абсолютного порога зависит от возраста, характера деятельности, функционального состояния организма, силы и длительности действующего раздражителя.

Верхний абсолютный порог ощущения – определяется максимальной силой раздражителя, вызывающей ещё характерное для данной модальности ощущение. Существуют надпороговые раздражители. Они вызывают болевые ощущения и разрушение рецепторов анализаторов, на которые действует надпороговая стимуляция. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызы­вающее различные ощущения в одной модальности, определяет разностный порог, или порог различения. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.

Французский физик П. Бугер в 1729 г. пришел к выводу о том, что разностный порог зрительного восприятия прямо пропорционален его исходному уровню. Через 100 лет после П. Бугера немецкий физиолог Эрнст Вебер установил, что эта закономерность характерна и для других модальностей. Таким образом, был найден очень важный психофизический закон, который был назван законом Бугера-Вебера.

 Закон Бугера-Вебера: ∆ I / I = const

где ∆ I - разностный порог, I - исходный раздражитель.

Отношение разностного порога к величине исходного раздражителя является величиной постоянной и называется относитель­ным разностным или дифференциальным порогом.

Согласно закону Бугера-Вебера, дифференциальный порог есть некоторая постоянная часть величины исходного раздражителя, на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметное изменение ощущения. Величина дифференциального порога зависит от модальности ощущения. Для зрения она примерно 1/100, для слуха 1/10, для кинестезии 1/30 и т. д.

Величина, обратная дифференциальному порогу, называется дифференциальной чувствительностью. Последующие исследования показали, что закон справедлив только для средней части динамического диапазона сенсорной системы, где дифференциальная чувствительность максимальна. Пределы этой зоны различны для различных сенсорных систем. За пределами этой зоны дифференциальный порог возрастает, иногда очень значительно, особенно при приближении к абсолютному нижнему или верхнему порогу.

Немецкий физик, психолог и философ Густав Фехнер (1801-1887), основатель психофизики как науки о закономерной связи физических и психических явлений, используя ряд найденных к тому времени психофизических закономерностей, в том числе закон Бугера-Вебера, сформулировал следующий закон.

Закон Фехнера:          S = К lg i

где S - интенсивность ощущения, i - сила раздражителя, К – константа Бугера-Вебера.

Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя, то есть ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения.

По мере увеличения интенсивности сигнала для того, чтобы разницы между единицами измерения ощущений (S) оставались равными, требуется все более значительная разница между единицами измерения интенсивности (i). Иными словами, в то время как ощущение увеличива­ется равномерно (в арифметической прогрессии), соответствующее увеличение интенсивности сигна­ла происходит физически неравномерно, но пропорционально (в геометрической прогрессии). Связь между величинами, одна из которых изменяется в арифметической прогрессии, а вторая - в геометри­ческой, выражается логарифмической функцией.

Закон Фехнера получил в психологии название основного психофизического закона.

Закон Стивенса (степенной закон) - вариант основного психофизического закона, предложенный американским психологом Стэнли Стивенсом (1906-1973), и устанавливающий степенную, а не логарифмическую зависимость между интенсивностью ощущения и силой раздражителей:          

          n

S = k i, где S - интенсивность ощущения, i - сила раздражителя, k – константа, зависящая от единицы измерения, n – показатель степени функции. Показатель nстепенной функции различен для ощущений разных модальностей: пределы его вариации от 0, 3 (для громкости звука) до 3, 5 (для силы электрического удара).

Сложность обнаружения порогов и фиксации изменения интенсивности ощущения является объектом исследования и в настоящее время. Современные исследователи, занимающиеся изучением обнаружения сигналов различными операторами, пришли к выводу о том, что сложность этого сенсорного действия заключается не просто в невозможности воспринять сигнал из-за его слабости, а в том, что он всегда присутствует на фоне маскирующих его помех или «шума». Источники этого «шума» многочисленны. Среди них посторонние раздражители, спонтанная активность рецепторов и нейронов в ЦНС, изменение ориентации рецептора относительно раздражителя, колебания внимания и другие субъективные факторы. Действие всех этих факторов приводит к тому, что испытуемый зачастую не может с полной уверенностью сказать, когда сигнал предъявлялся, и когда его не было. В результате сам процесс обнаружения сигнала приобретает вероятностный характер. Эта особенность возникновения ощущений околопороговой интенсивности учитывается в ряде созданных в последнее время математических моделей, описывающих эту сенсорную деятельность.

 

1. 4. Изменчивость чувствительности

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных и разностных порогов, не постоянна и может изменяться. Эта изменчивость чувствительности зависит как от условий внешней среды, так и от ряда внутренних физиологических и психологи­ческих условий. Выделяют две основные формы изменения чувствительности:

1) сенсорная адаптация - изменение чувствительности под влиянием внешней среды;

2) сенсибилизация – изменение чувствительности под влиянием внутренней среды организма.

Сенсорная адаптация - приспособление организма к действиям окружающей среды благодаря изменению чувствительности под влиянием действующе­го раздражителя. Различают три вида адаптации:

1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе­
продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, одежда, часы на руке, вскоре перестают ощущаться. Обычным фактом является
и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с каким-либо устойчивым запахом.
Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во
рту.  

И, наконец, ощущение может угаснуть совсем, что связано с постепенным повышением нижнего абсолютного порога чувствительности до уровня интенсивности постоянно действующего раздражителя. Явление характерно для всех модальностей, кроме зрительной.

Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя в обычных условиях не наступает. Это объясняется компенсацией постоянного раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные про­извольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2—3 секунды после его возникнове­ния.

2. Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением - охранная адаптация.

Так, например, когда мы из по­лутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство, то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора восстанавливается, и мы начинаем нормально видеть. То же происходит, когда мы попадаем в ткацкий цех и первое время кроме грохота станков мы не можем воспринимать речь и другие звуки. Через некоторое время способность слышать речь и другие звуки восстанавливается. Это объясняется резким повышением нижнего абсолютного порога и порога различения с последующим восстановлением этих порогов в соответствии с интенсивностью действующего раздражителя.

Описанные 1 и 2 вид адаптации можно объединить общим термином «негативная адаптация», так как результатом их является общее снижение чувствительности. Но «негативная адаптация» не является «плохой» адаптацией, так как является приспособлением к интенсивности действующих раздражителей и способствует предотвращению разрушения сенсорных систем.

3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием
слабого раздражителя (снижение нижнего абсолютного порога). Этот вид адап­тации, свойственный некоторым видам ощущений, можно опреде­лить как позитивную адаптацию.

В зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлаж­денная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая — холод при погружении в воду одинаковой температуры.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие — медленную. Например, тактиль­ные рецепторы адаптируются очень быстро. Сравнительно медленно адаптируется зритель­ный рецептор (время темновой адаптации достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецепто­ра по влиянием прямой и обратной связи с ядром анализатора.

Адаптационное регулирование уровня чувствительности в за­висимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое зна­чение. Адаптация помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.

Итак, адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Другим видом изменения чувствительности является сенсибилизация. Процесс сенсибилизации отличается от процесса адаптации тем, что в процессе адаптации чувствительность меняется в обоих направлениях – то есть повышается или понижается, а в процессе сенсибилизации – только в одном направлении, а именно, повышении чувствительности. Кроме того, изменение чувствительности при адаптации зависит от условий окружающей среды, а при сенсибилизации - преимущественно от процессов, протекающих в самом организме, как физиологических, так и психических. Таким образом, сенсибилизация – это повышение чувствительности органов чувств под влиянием внутренних факторов.

Различают два основных направления повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Одно из них носит длительный постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, второе носит непостоянный характер и зависит от временных воздействий на организм.

К первой группе факторов, меняющих чувствительность, относятся: возраст, эндокринные сдвиги, зависимость от типа нервной системы, общее состояние организма, связанное с компенсацией сенсорных дефектов.    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.