Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.А.Терёхин 2 страница



Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая своего максимума к 20-30 годам, с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

Существенные особенности функционирования органов чувств зависят от типа нервной системы человека. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую выносливость и меньшую чувствительность, а люди со слабой нервной системой при меньшей выносливости обладают большей чувствительностью.

Очень большое значение для чувствительности имеет эндокринный баланс в организме. Например, при беременности обонятельная чувствительность резко обостряется, тогда как зрительная и слуховая чувствительность падает.

К повышению чувствительности приводит компенсация сенсорных дефектов. Так, например, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется обострением других видов чувствительности. У людей, лишенных зрения, высоко развито осязание, они способны читать руками. Этот процесс чтения руками носит специальное название – гаптика. У людей лишенных слуха, сильно развивается вибрационная чувствительность. Например, великий композитор Людвиг Ван Бетховен в последние годы жизни, когда он лишился слуха, использовал именно вибрационную чувствительность для прослушивания музыкальных произведений.

Ко второй группе факторов, меняющих чувствительность, можно отнести фармакологические воздействия, условно-рефлекторное повышение чувствительности, влияние второй сигнальной системы и установки, общее состояние организма, связанное с утомлением, а также взаимодействие ощущений.

Существуют вещества, вызывающие отчетливое обострение чувствительности. К таковым относится, например, адреналин, применение которого вызывает возбуждение вегетативной нервной системы. Аналогичное действие, обостряющее чувствительность рецепторов, может иметь фенамин и ряд других фармакологических средств.

К условно-рефлекторному повышению чувствительности можно отнести ситуации, в которых присутствовали предвестники угрозы функционирования организма человека, закрепленные в памяти предыдущими ситуациями. Например, резкое обострение чувствительности наблюдается у членов оперативных групп, участвовавших в боевых действиях, при проведении последующих боевых операций. Вкусовая чувствительность обостряется при попадании человека в обстановку, сходную с той, в которой он ранее участвовал в обильном и приятном застолье.

Повышение чувствительности анализатора может быть вызвано и воздействием второсигнальных раздражителей. Например: изменение электрической проводимости глаз и языка в ответ на слова «кислый лимон», что в действительности и происходит при непосредственном воздействии сока лимона.

Обострение чувствительности наблюдается также под влиянием установки. Так, слуховая чувствительность резко повышается при ожидании важного телефонного звонка.

Изменения чувствительности наступают и в состоянии утомления. Утомление сначала вызывает обострение чувствительности, то есть человек начинает обостренно ощущать не связанные с основной деятельностью посторонние звуки, запахи и т. д., а затем при дальнейшем развитии утомления происходит снижение чувствительности.

Изменение чувствительности может быть вызвано и взаимодействием разных анализаторов.

Общая закономерность взаимодействия анализаторов заключается в том, что слабые ощущения вызывают повышение, а сильные - понижение чувствительности анализаторов при их взаимодействии. Физиологические механизмы в данном случае, лежащие в основе сенсибилизации. - это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре го­ловного мозга, где и представлены центральные отделы анализато­ров. По Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших по­лушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распро­страняется). В результате иррадиации повышается чувствительность других анализаторов. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, вызывающий, наоборот, процесс концентрации, что приводит к торможению чувствительности других анализаторов и понижению их чувствительности.

При взаимодействии анализаторов могут воз­никнуть межмодальные связи. Примером этому явлению может слу­жить факт возникновения панического страха при воздействии звука сверхнизких частот. Это же явление подтверждается, когда человек чувст­вует воздействие радиации или чувствует взгляд в спину.

Произвольное повышение чувствительности может быть достигнуто в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Так, например, опытный токарь в состоянии «на глаз» определить миллиметровые размеры мелких деталей, дегустаторы различных вин, духов и т. п., даже обладая неординарными врожденными способностями, чтобы стать настоящими мастерами своего дела, вынуждены годами тренировать чувствительность своих анализаторов.

Рассмотренные виды изменчивости чувствительности не существуют изолированно именно потому, что анализаторы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. С этим связано парадоксальное явление синестезии.

Синестезия - возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например: холодный свет, теплые цвета). Это явление широко используется в искусстве. Известно, что способностью «цветного слуха» обладали некоторые композиторы, в том числе Александр Николаевич Скрябин, которому принадлежит первое в истории цветомузыкальное произведение – симфония «Прометей», представленная в 1910 году и включающая партию света. Литовский живописец и композитор Чюрлёнис Миколоюс Константинас (1875-1911) известен своими символическими картинами, в которых он отразил зрительные образы своих музыкальных произведений – «Соната Солнца», «Соната весны», «Симфония моря» и др.

Явление синестезии характеризует постоянную взаимосвязь сенсорных систем организма и целост­ность чувственного отражения мира.

 

Проектные задания к модулю 1:

1. Построить общую схему работы анализатора

2. Провести сравнительный анализ классификаций сенсорных систем.

Тесты к модулю 1:

Выбрать из предложенных вариантов правильный ответ:

1. Способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия изменениями

А) Чувствительность

Б) Раздражимость 

В) Рефлекс

2. Трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс возбуждения

А) Рефлексия

Б) Интуиция

В) Рецепция

3. Нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма

А) Анализатор 

Б) Нейрон

В) Синапс

4. Он выделил пять основных видов сенсорных систем: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная и вкусовая

А) Г. Хэд

Б) Аристотель     

В) В. Вундт

5. Он ввел классификацию сенсорных систем, исходя из характера отражения и места расположения рецепторных зон: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные

А) Ч. Шеррингтон 

Б) Г. Хэд

В) И. П. Павлов

Правильные ответы: 1Б, 2В, 3А, 4Б, 5А. Каждый правильно выбранный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 5.

 

 

Модуль 2. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Комплексные цели модуля:

- проанализировать сущность перцептивных систем человека как активного познавательного психического процесса;

- рассмотреть перцептивные процессы во взаимосвязи с другими психическими процессами;

- раскрыть основные свойства перцепции.

 

2. 1. Перцепция как активный психический процесс

Перцепция - от латинского perceptio – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Восприятие- активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира и внутренней среды организма в коре головного мозга человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.                                                                                        

Поскольку любой предмет как раздражитель является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов в течение определенного времени. Таким образом, перцептивная система представляет собой сложное образование, включающее в себя как анализатор, так и структуры коры головного мозга, ответственные за психические процессы памяти, мышления, воображения, обеспечивающие аналитико-синтетическую деятельность при формировании образа восприятия. В зависимости от того, какой из анализаторов доминирует в данном акте восприятия, различают зрительную перцептивную систему, слуховую перцептивную систему, осязательную и т. д.

Практика заставляет человека переходить от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности - наблюдению; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую мыслительнуюую деятельность, которая включает анализ и синтез, осмысление и истолкование вос­принятого. Таким образом, связанное первично в качестве компонен­та или условия с какой-либо конкретной практической деятельностью, восприятие, в конце концов, в форме наблюдения переходит в более или менее сложную деятельность мышления, в системе которого оно приобретает новые специфические черты. Развиваясь в другом на­правлении, восприятие действительности переходит в связанное с творческой деятельностью создание художественного образа и эсте­тическое созерцание мира.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рас­сматривает или всматривается, не только слушает, но и прислуши­вается; он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким обра­зом производит определенную деятельность, направленную на то, что­бы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необ­ходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объек­том не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши ор­ганы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание субъектом выделяющегося из окружения объекта. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Процесс восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий, и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие поэтому предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Если координированное, направленное на предмет действие, с одной стороны, предполагает восприятие пред­мета, то в свою очередь, и восприятие как осознание субъектом предметов объективной действительности предполагает возможность не только автоматически реагировать на сен­сорный раздражитель, но и оперировать предметами в координиро­ванных действиях. В частности, восприятие пространственного рас­положения вещей совершенно очевидно формируется в процессе реального двигательного овладения пространством — сначала посред­ством хватательных движений, а затем передвижения.

Эта связь с действием, с конкретной деятельностью определяет весь путь исторического развития восприятия у человека. Специ­фический аспект, в котором люди воспринимают предметы окру­жающей их действительности, преимущественное выделение в ней од­них сторон перед другими и т. п., несомненно, существенно обуслов­лен потребностями действия. В частности, развитие высших специ­фически человеческих форм восприятия неразрывно связано со всем историческим развитием культуры, в том числе, и искусства — живописи, музыки и т. п.

В специфических видах деятельности, например, деятельности художника, композитора, писателя эта связь восприятия с деятельностью выступает особенно отчетливо. Восприятие действительности в творческом про­цессе и отображение воспринятого невозможно оторвать друг от друга; не только творчество обусловлено его восприятием, но и само вос­приятие в известной мере обусловлено отображением творчески воспринятого им; оно подчинено условиям отображения и преоб­разовано в соответствии с ними. Процесс творческого ото­бражения и процесс творческого восприятия образуют взаимо­действующее единство.

В отношении художественного восприятия полную силу приобре­тает аналогия между соотношением восприятия и его изображением в рисунке, в живописи, с одной стороны, и между мышлением и его выражением в речи — с другой. Как речь, в которой мышление фор­мируется, в свою очередь, участвует в его формировании, так и художественное изображение воспринятого не только выражает, но и формирует восприятие художника. Оно вместе с тем воспитывает и, значит, формирует восприятие людей, которые на художественных произведениях учатся по-настоящему воспринимать мир.

Восприятие не только связано с действием, с деятельностью - и само оно специфическая познавательная деятельность сопоставле­ния, соотнесения возникающих в нем чувственных качеств предмета. В восприятии чувственные качества как бы извлекаются из пред­мета — для того, чтобы быть отнесенными к нему. Восприя­тие — это форма познания действительности в процессе субъект-объектного взаимодействия.

Возникающие при этом чувственные данные и формирующийся наглядный образ приобретают предметное значение, т. е. относятся к определенному предмету. Этот предмет определен понятием, закрепленным в слове; в значе­нии слова зафиксированы признаки и свойства, вскрывшиеся в пред­мете в результате общественной практики и общественного опыта.

Сопоставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивидуальном сознании, с предметом, содержание - свойства, признаки - которого, выявленные общественным опытом, зафиксированным в значении обозначающего его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности.

Процесс восприятия включает в себя познавательную деятель­ность обследования, распознавания предмета через образ; возникновение образа из чувственных качеств, в свою оче­редь, опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств. Предметное значение как бы вбирает в себя и истолковывает чувственные данные, возникающие в процессе восприятия.

Восприятие является по существу своему решением определенной задачи, которое исходит из тех или иных раскрывающихся в процессе восприятия чувственных данных, с тем, чтобы определить их значение и найти адекватную интерпрета­цию.

Восприятие строится на чувственных данных ощущений, достав­ляемых нашими органами чувств под воздействием внешних раздра­жений, действующих в данный момент. Восприятие вместе с тем не сводится к простой сумме ощу­щений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех ощущений, которые входят в его состав. В каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимающего, а также его чувства и эмоции. Отражая объективную действительность, восприятие вместе с тем субъективно, потому что в нем одновременно преломляется вся пси­хическая жизнь конкретной личности воспринимающего.

 

2. 2. Иллюзии перцепции

Восприятие не является простой механической суммой друг от друга независимых, лишь суммирующихся в процессе восприятия ощущений, поскольку при этом различные раздражения находятся в многообразных взаимозависимос­тях, постоянно взаимодействуя друг с другом.

Наблюдение и экспериментальные исследования свидетельствуют, например, о воздействии цвета на видимую величину предмета: белые и вообще светлые предметы кажутся больше, чем равные им черные или темные предметы (так, в светлом платье человек кажет­ся крупнее, полнее, чем в темном), относительная интенсивность освещения влияет на видимую отдаленность предмета. Расстояние или угол зрения, под которым мы воспринимаем изображение или предмет, влияет на его видимую окраску: цвет на расстоянии существенно изменяется. Включение предмета в состав того или ино­го, так или иначе, окрашенного целого влияет на его воспринимаемый цвет. Таким образом, в восприятии обычно каждая часть зависит от то­го окружения, в котором она дана.

Значение структуры целого для восприятия входящих в состав его частей обнаруживается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях.

Во-первых, воспринимаемая вели­чина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они да­ны, как это видно из рисунка (оптические иллюзии), где средние кру­ги равны, но видятся нами неравными (см. рис. 1. ).

 

Рис. 1. Иллюзия контраста

Очень яркой является иллюзия Мюллера — Лайера (рис. 2. )

 Рис. 2. Иллюзия Мюллера — Лайера

и ее эббингаузовский вариант (рис. 3. ).

Рис. 3. Иллюзии Эббингауза

Ил­люзии, изображенные на этом рисунке, показывают, что воспринима­емые размеры отдельных линий оказываются зависимыми от разме­ров тех фигур, в состав которых они входят. Особенно показатель­на в этом отношении иллюзия параллелограмма, в которой диагональ меньшего из параллелограммов кажется меньшей, а больше­го — большей, хотя объективно они равны (рис. 4. ).

 

Рис. 4. Иллюзия параллелограмма

 

Зависимым от структуры целого оказывается не только восприя­тие величины, но и направление каждой входящей в состав какого-нибудь целого линии - иллюзия параллельных линий.

На приведен­ном рисунке 5 параллельные средние отрезки кажутся расходящимися, потому что расходящимися являются те кривые, в состав которых они входят.

 

Рис. 5. Иллюзия параллельных линий

 

 Перенос с целого на части, впрочем, не столько объясняет, сколько характеризует в описательном плане ряд иллюзий. Существуют многообразные иллюзии; многообразны, по-ви­димому, и причины, их вызывающие.

Наряду с ил­люзиями, которые обусловлены оценкой фигуры в целом или переносом с целого на часть, имеются иллюзии «от части к целому». Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка острых углов. В основе других иллюзий лежит переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными и т. д.

Те случаи, когда иллюзорное восприятие получается под воздей­ствием окружения в виде контрастной оценки величины, можно было бы, не ограничиваясь соображениями о влиянии «целого», объяс­нить общим психологическим законом контраста. Иллюзорное преу­величение размера светлых предметов по сравнению с равновеликими им темными можно скорее всего объяснить как эффект иррадиации.

Если от таких объяснений перейти к более общему обоснова­нию, то можно будет принять в качестве гипотезы то положение, что иллюзорное восприятие абстрактных геометрических фигур обусловлено приспособленностью к адекватному восприятию реаль­ных объектов.

Так, переоценку вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, можно объяснить следующим образом: когда мы воспринимаем дом, стоя перед ним, равные ширина и высота его дают неравные отображения от того, что в силу на­шего небольшого роста мы видим их под различными углами. Мы как бы корректируем эту деформацию, переоценивая высо­ту, вертикальную линию по сравнению с шириной, с горизонталью. Эта необходимая коррекция, продолжая осуществляться по отношению к отражению вертикалей и горизонталей на сетчатке при восприятии рисунка, и влечет за собой иллюзию пере­оценки вертикали.

В иллюзии Мюллера — Лайера суще­ственное значение, несомненно, имеет тот факт, что размеры реальных объектов перевешивают частичные оценки элементов этих объектов: линии с расходящимися углами образуют большую фигуру, чем линии с идущими внутрь углами. В эббингаузовской иллюзии также две лас­точки ближе друг к другу, две другие более удалены, несмотря на равенство расстоя­ний от клюва. Иллюзорное восприятие последних обусловлено, очевидно, установкой восприятия на правильную оценку реальных расстояний между реальными конкрет­ными объектами.

Из вышеописанных иллюзий можно сделать тот вывод, что образ на сетчатке сам по себе не определяет образа восприятия; в частности величина этого образа сама по себе не дает никакой определенной величины воспринимаемого образа. Это значит, что свойства элемента или части не определены однозначно только мест­ным раздражением. В восприятии часть какого-нибудь целого отлич­на от того, чем она была бы внутри другого целого. Так, присое­динение к фигуре новых линий может изменить все ее непосредствен­но видимые свойства; одна и та же нота в различных мелодиях воспринимается по-разному; одно и то же цветовое пятно на разных фонах воспринимается различно.

 

2. 3. Особенности построения перцептивного образа

Когда говорят о влиянии целого на восприятие частей, то по су­ществу это влияние целого заключается: во внутреннем взаимо­действии и взаимопроникновении частей; в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение при восприятии осталь­ных.

Таким образом, структурная целостность восприятия свидетельствует не только о влиянии восприя­тия целого на восприятие частей, но и о влиянии частей на восприятие целого.

Так, если в доказательство влияния целого на части приводят факты, свидетельствующие о том, что цвет фигуры влияет на ее вос­принимаемые размеры, яркость освещения — на оценку воспринима­емого расстояния и т. д., то дело, по существу, сводится в данном случае к взаимодействию частей внутри единого восприятия. И если говорить о зависимости восприятия части целого (видимой величины фигуры) от свойств целого (его освещение), то с не меньшим основанием можно подчеркнуть в этом же факте обратную зависимость - целого от частей; изменением одной части - освещения - изменена и воспринимаемая величина - значит, радикально измене­но восприятие в целом. Если отмечают, что одно и то же цветовое пятно на разных фонах выглядит по-разному, то и изменение одного цветового пятна в одном соответственно выбранном месте картины может придать иной колорит всей картине в целом. Если подчерки­вают, что одна и та же нота в разных мелодиях приобретает новые оттенки, то изменение какой-нибудь ноты или введение новой ноты в мелодию может не только придать новый оттенок той же мелодии, а вовсе изменить мелодию. Зависимость целого от части оказы­вается, таким образом, еще более значительной, чем зависимость части от целого.

При этом значимость различных частей внутри целого, конечно, различна. Изменение некоторых частей не окажет сколько-нибудь заметного влияния на впечатление от целого, между тем как их вос­приятие может в более или менее значительной мере зависеть от основных свойств этого целого, в состав которого они входят.

Необходимо учесть и то, что восприятие целого фактически определяется восприятием час­тей - не всех без различия, а основных, доминирующих в данном конкретном случае. Так, мы можем не заметить пропуска или искажения какой-нибудь буквы в слове, потому что при чтении мы руководствуемся в значительной мере общей, привычной нам, структурой слова в целом. Но распознание этой целостной структуры слова, в свою очередь, опирается на отдельные преобладающие в нем буквы, от которых по преимуществу зависит эта структура слова. В более или менее длинном слове можно проглядеть пропуск бук­вы, не изменяющей сколько-нибудь заметно общей формы слова, но пропуск буквы, выступающей вверх или вниз строчки, обычно бросится в глаза. Причина в том, что сама структура целого определяется его частями, по крайней мере, некоторыми из них. В част­ности, общее впечатление от структуры целого в значительной мере зависит от выступающих из строки букв и их расположения в ряду прочих.

Таким образом, для восприятия существенно единство целого и частей.

Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме ощущений, определенное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. расчлененности и специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлененности и специфичес­кой взаимосвязи частей воспринимаемого, оно имеет форму, связан­ную с его содержанием, но и отличную от него. Такое структурирова­ние воспринимаемого находит свое выражение, например, в ритмич­ности, представляющей определенное членение и объединение, т. е. структурирование звукового материала. В зрительном материале та­кое структурирование проявляется в виде симметрического располо­жения однородных частей или в известной периодичности чередова­ния однородных объектов.

Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания. Так, одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, дающих звуки различного тембра, и пропета в различных регистрах: каждый раз все звуки будут различны; иными будут и высота и тембр их, но если соотно­шение между ними останется все тем же, мы воспримем её как одну и ту же мелодию.

На наличии в восприятии различных по содержанию входящих в него «элементов» или частей общей структуры основывается возможность так называемой транспозиции. Транспозиция, или перенос, имеет мес­то тогда, например, когда при изменении размеров, окраски и прочих свойств различных частей какого-нибудь тела мы - если только при этом остаются неизмененными геометрические соотношения час­тей - узнаем в нем одну и ту же геометрическую форму. Транспози­ция имеет место тогда, когда, как в вышеприведенном примере, мы узнаем одну и ту же мелодию, хотя она поется в различных регистрах или играется на инструментах, дающих звуки различного тембра.

Обладая некоторой относительной независимостью от содержа­ния, форма вместе с тем и связана с содержанием. В восприятии даны не форма и содержание, а форма некоторого содержания, и сама структура зависит от структурирования смыслового содержания вос­приятия.

Поскольку оказывается, что элементы, или части, воспринимаемо­го обычно так или иначе структурируются, возникает вопрос, чем определяется это структурирование нашего восприятия.

С вопросом о структурности восприятия связано выделение фигуры из фона. Фон и фигура отличаются друг от друга: фон обычно является неограниченным и неопределенным; фигура ограничена, рельефна; обладает пред­метностью. Только различием фигуры и фона невозможно объяснить наше восприятие реальных предметов - то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости реальных вещей.

Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть истинно понято, и  правильно истолковано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности.

 

2. 4. Свойства перцепции

Основные свойства перцепции:

 Предметность, Целостность, Структурность, Константность, Осмысленность, Активность, Апперцепция, Историчность, Обобщенность, Избирательность, Изменчивость.

1. Предметность. Предметность восприятия связана с актом объективации (знания, получаемые нами из окружающего мира, мы относим к этому миру). Без такого смысла восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Предметность не врожденное свойство. Существует определенная система действий, которая обеспечивает человеку предметную действительность мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. Предметность формируется на основе процессов, обеспечивающих контакт с самими этими предметами. Без участия осязания и движений (действий) наше восприятие было бы беспредметным (зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметности).

Предметность, как качество восприятия, играет особую соль в ре­гуляции поведения (кирпич и взрывчатка: форма одинаковая, свойст­ва разные).

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные, воздействующие в данный момент на органы чувств, свойства
предмета, восприятие есть целостный образ, складывающийся наос­нове обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде отдельных ощущений.

3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает
нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную внутреннюю  структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени в процессе субъект-объектного взаимодействия.

4. Константность (неизменность). В виду множества степеней
свободы, положений окружающих нас объектов и бесконечного многообразия условий их появления, эти объекты непрерывно изменяют свой облик. Однако, благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем предметы окружающего мира неизменными по форме, величине, цвету. (Например: известно, что изображение пред­мета, в том числе и изображение на сетчатке глаза, увеличивается, когда расстояние до предмета сокращается). Константность - не вро­жденное свойство, а приобретенное на основе взаимодействия с ок­ружающим миром.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.