Кружок. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить. Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
1. занятия, которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.
2. самостоятельная деятельность детей
3. совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником
На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.
Кружок
Руководитель: Ромадина Н. В.,
воспитатель, ВКК
Пояснительная записка:
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы
3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
4. Развивать эмоциональный мир дошкольников через экспериментальную деятельность.
Возраст детей:
В данной программе участвуют дети подготовительной группы – 6-7 лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 30 минут.
Основное оборудование:
· Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
· Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
· Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
· Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
· Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
· Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
· Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
месяц
| 1 неделя
| 2 неделя
| октябрь
| « Пирожки для мишки»
| « Прятки» игры с водой
| ноябрь
| « Сильная газета»
| « Дружба красок»
| ЖИВАЯ ПРИРОДА
| декабрь
| « Что есть у каждого растения» (1 часть)
| « Что есть у каждого растения» ( 2 часть)
| январь
| « может ли растение жить без воды? »
| « Есть ли вода внутри растения? »
| НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
| февраль
| « Теплая капелька или поможем колобку умыться»
| « Освобождение бусинок из ледяного плена»
| март
| « Умная галка» (вода)
| « Какие свойства? » ( вода, лед, снег)
| апрель
| « Подводная лодка» (воздух, вода)
| «Сухой из воды» (воздух)
| май
| « Живые тени»
| « Солнечные зайчики»
|
|