Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кружок. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



 

 

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

    Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
   Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
    Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н. Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка.
  В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
     Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
  Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала кружок « Юные исследователи». В кружковой деятельности участвовали 10 детей. В данной деятельности реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

1. занятия, которые проводились в вечернее время, 2 раза в месяц.

2. самостоятельная деятельность детей

3. совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

   На занятии у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В процессе самостоятельной деятельности мы учили детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли полученные ранее знания и представления.

 

Кружок

 

 

 

Руководитель:  Ромадина Н. В.,

воспитатель, ВКК

 

 

Пояснительная записка:

       Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
         В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе.
Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы

3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

4. Развивать эмоциональный мир дошкольников через экспериментальную деятельность.

 

Возраст детей:

В данной программе участвуют дети подготовительной  группы –
6-7  лет. Данная программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в две недели по 30  минут.

Основное оборудование:

· Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;

· Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы

· Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

· Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;

· Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

· Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

· Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц       1 неделя      2 неделя
октябрь « Пирожки для мишки»  « Прятки» игры с водой
ноябрь  « Сильная газета»  « Дружба красок»

                 ЖИВАЯ ПРИРОДА

декабрь « Что есть у каждого растения» (1 часть) « Что есть у каждого растения» ( 2 часть)
январь « может ли растение жить без воды? » « Есть ли вода внутри растения? »

                 НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

февраль « Теплая капелька или поможем колобку умыться» « Освобождение бусинок из ледяного плена»
март « Умная галка» (вода) « Какие свойства? » ( вода, лед, снег)
апрель « Подводная лодка»    (воздух, вода) «Сухой из воды»        (воздух)
май « Живые тени» « Солнечные зайчики»


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.