|
|||
Мартин Бубер 8 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
чистую форму, какой видели ее веровавшие и надеявшиеся поко- ления человеческого рода. Я говорю здесь о делах жизни, но вызвать к жизни их может лиш ь живое познание. Первым его шагом должн о стать нисп- ровержение ложной дилеммы, которой пронизана современная мысль, — дилеммы " индивидуализм или коллективизм". А пер- вым вопросом его должен стать вопрос об " истинном" третьем. Под " истинным" третьим я разумею мировоззрение, которое не будет ни возвратом к одному. из названных путей мысли, ни простым компромиссом между ними. Мысль и жизнь стоят здесь перед одинаковыми проблемами. Если жизн ь по ошибке вооб- разит, что выбирать надо лишь между индивидуализмом и кол- лективизмом, то и мысль придет к ложном у выводу о единствен- но возможно м выборе между индивидуалистической антропо- логией и коллективистской социологией. " Истинное" же третье, если оно будет найдено, укажет верный путь. Ни одиночка, как таковой, ни совокупность, как таковая, не являются фундаментальными фактами человеческой экзистен- ции. То и другое, рассматриваемые сами по себе, — всего лишь мощные абстракции. Одиночка есть факт экзистенции постольку, поскольку он вступает в жизненное отношение с другим одиноч- кой; совокупность есть факт экзистенции лишь постольку, по- скольку она слагается из жизненных отношений человеческих единиц. Фундаментальным фактом человеческой экзистенции яв- ляется " человек с человеком". Если что и составляет характер- ную особенность человеческого мира, то это прежде всего нечто, возникающее здесь межд у существом и существом, подобного чему нельзя найти нигде в природе. Язык служит для этой искомой величины лишь знаком и средством общения; им воз- буждается всякая духовна я деятельность. Она (эта искомая вели- чина) делает человека человеком, но на пути своем не только расцветает, но, случается, хиреет и гибнет. Она коренится в том, что существо мыслит другое как другое, как именно это, опреде- ленное, иное существо, чтобы соединиться с ним в сфере, прости- рающейся за пределы их собственных сфер. Эту сферу, возник- шую с тех пор, как человек стал человеком, я называю сферой Между (des Zwischen). Реализуя себя в весьма различно й степени, эта искомая величина тем не менее является первичной категори- ей человеческой действительности. Вот откуда должн о выйти истинное Третье. Особое видение мира, на котором основано понятие " Меж- ду", обретается там, где отношения между человеческими лич- ностями локализованы не во внутренней жизни индивидов (как это обычно бывает) и не в объемлющем и определяющем их мире всеобщего, но, по сути дела, между ними. " Между" — не вспомо- гательная конструкция, но истинное место и носитель межчелове- ческого события. Ему не уделял и специального внимания, потому что в отличие от индивидуально й душ и и окружающег о мира оно не являет
собой гладку ю непрерывность, но всяки й раз складывается зано- во, в зависимости от масштаба человеческой встречи. Естествен- но, что на его долю выпало присоединение к непрерывающимся элементам — душе и миру. Настоящий диалог (т. е. не обусловленный заранее во всех своих частях, но вполне спонтанный, где кажды й обращается непосредственно к своему партнеру и вызывает его на непред- сказуемый ответ), настоящий урок (а не автоматически повторя- емый и не тот, результаты которог о наперед известны преподава- телю, но сулящий обоюдные сюрпризы), настоящее, а не об- ратившееся в привычк у объятие, настоящий, а не игрушечный поединок — вот примеры истинного " между", суть которого реализуется не в том или в другом участнике и не в том реальном мире, в которо м те пребывают наряду с вещами, но в самом буквальном смысле — между ними обоими, как в некоем доступ- ном им измерении. Со мной приключилось нечто — вот обсто- ятельство, которо е може т быть без остатка распределено между " внешним" событием и " внутренним" впечатлением. Но когда я и кто-то другой, если употребить корявое, но не имеющее эквивалента выражение, " приключаемся" друг к другу, расчет не^ удается: там, где заканчивается душа, но еще не начался мир, получается остаток, а в нем-то и заключен а самая суть. То же самое обстоятельство можно обнаружит ь и в крохотном, скоро- течном, вряд ли задержавшемся в сознании происшествии. В ди- кой толчее бомбоубежища на секунду встретились с выражением удивительной, бескорыстной взаимности глаза совершенно не- знакомых людей. Прозвуча л сигнал отбоя, встреча забылась, но она тем не менее произошла — в сфере, просуществовавшей не более одного мгновения. Может случиться, что в полутьме зри- тельного зала оперы между совершенно чужим и друг друг у слу- шателями, которые с одинаково чистым восторгом и сосредото- ченностью внимают звука м Моцарта, возникне т едва ощутимое и все же элементарно-диалогическое отношение, исчезающее за- долго до того, как снова вспыхну т люстры. Но поостережемся видеть в этом скоротечном, хот я и предельно насыщенном эпизо- де игру эмоций; то, что произошло, не может быть выражен о в психологических понятиях, здесь — нечто оптическое. Во всем своем диапазоне — от мельчайших, исчезающих уж е при самом своем возникновении эпизодов до пафоса подлинной в своей неизбывности трагедии, где два полярно противоположны х по своему устроению человека вовлечены в одну и ту же жизненную коллизию и безмолвно и однозначн о открывают друг другу непримиримое противоречие бытия, — диалогическа я ситуаци я получает адекватное истолкование лишь в понятиях онтологии. Но это объяснение должн о исходить не из оптического характера личной экзистенции (или двух личных экзистенций), а из трансце- ндентного им сущего между ними. В самые ярки е моменты диалога, когда и в самом деле " бездна призывает бездну", со всей несомненностью обнаруживается, что стержень происходящег о
— не индивидуально е и не социальное, а нечто Третье. По ту сторону субъективного, по эту сторону объективного, на узкой кромке, где встречаются Я и Ты, лежи т область Между. Эта реальность, открыти е которой началось в нашу эпоху, указывает для будущих поколений новый путь жизненного реше- ния, которы й забирает выше индивидуализм а и коллективизма. Здесь намечается то истинное Третье, познание которого помо- жет человеческому роду вновь обрести подлинну ю личност ь и учредить истинную общность. Дл я философской же науки о человеке в этой реальности заложен а и отправна я точка, откуд а можно двигаться, во-первых, к обновленному пониманию личности и, во-вторых, к обновлен- ному понимани ю общности. Главным предметом этой наук и будет не индивидуу м и не коллектив, но человек с человеком. Особая сущность человека прямо познается лишь в живом от- ношении. Ведь и горилла — индивид, и термитни к — коллектив, однако Я и Ты имеются в нашем мире только потому, что имеются люди, и притом Я возникает лишь из отношения к Ты. Именно из рассмотрения этого предмета — " человек с челове- ком" — и должн а исходить философская наук а о человеке, вклю- чающая также антропологию и социологию. Рассматривая чело- века-одиночку как он есть, видишь человека настолько, насколь- ко мы видим месяц на ночном небе; образ полного круга со- ставит лишь человек с человеком. Рассматривая совокупность как таковую, увидишь человека настолько, насколько мы видим Млечный Путь, ибо завершенная форма — это тольк о человек с человеком. Рассматривая человека с человеком, всякий раз увидиш ь динамическу ю двойственность, котора я вместе с тем есть и сущность человека: ту т и дающий, и приемлющий, тут и наступательный порыв, и защитное действие, ту т и исследова- тель, и его оппонент — и всегда то и другое в одном допол- няющем обоих и составляющем человека взаимопроникновении. А теперь можешь обратиться к одиночк е и узнат ь человека по заложенной в нем возможности отношений; можешь обратиться к людской совокупности и узнат ь человека по заложенно й в ней полноте отношений. Мы приблизимся к ответу на вопрос " Что есть человек? " после того, как научимся видеть в нем существо, в чьей динамической природе и органической способности быть вдвоем совершается и опознается встреча Одного и Другого.
|
|||
|