Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЧАСТЬ ВТОРАЯ 5 страница



Риго вздохнул, ему уже надоело выслушивать завуалированные намеки американца.

– Дорогой Джозеф, мы держим вас в неведении для вашей же пользы. Если бы вы узнали больше того, что мы вам рассказали, и, не дай бог, начали бы совать свой нос, куда не нужно, могли бы возникнуть ужасные последствия. Вы меня понимаете?

Оскорбленный до глубины души Шиллингер промолчал.

– Вы поняли?

– Вполне.

– Вот и хорошо, – ответил Риго. – Теперь позвоните Гропиусу в Антверпен. Спросите его о небольшой картине Коро, которая только что возникла из небытия.

Шиллингер всегда мечтал обзавестись Коро. Как они узнали об этом?

– Спасибо, Эмиль.

Возможно, он не такой уж и ублюдок.

– Что, по‑ вашему, я должен сделать с Дэвидом Франко? – спросил Шиллингер, переходя на более зловещий тон. – У меня тут под рукой Эрнст Эшер, и мы могли бы устроить ему…

– Ничего не предпринимайте. Если нам понадобится какое‑ то вмешательство, мы сами о нем позаботимся.

– А миссис Ван Оуэн? Мы с ней вращаемся в одних и тех же кругах. Ее супруг недавно умер. Может быть, мне подружиться с этой вдовой и разузнать, что ей известно?

Какая чушь! Он чувствовал себя молодым подхалимом, старавшимся снискать расположение начальника.

– Господин Линц держит ситуацию под контролем, – ответил Риго, наставляя его, как школьника.

– Я уверен, что у него все под контролем, но мне кажется…

– Если кажется, креститесь. Вам следует понять, что господин Линц – специалист, а вы в бирюльки играете. Позвоните Гропиусу.

Связь прервалась. Бывший посол огорченно посмотрел в направлении библиотеки. Дэвид Франко поднимался по ступеням с таким усталым видом, словно вся тяжесть мира покоилась на его плечах. Неужели парень узнал что‑ то важное? Иногда у Шиллингера возникало ощущение – и это был как раз тот самый случай, – что пока он вел партию на пенни, рядом с ним разыгрывались огромные ставки. Может быть, ему стоило энергичнее защищать свои интересы? Возможно, тогда он не только преуспел бы в материальном отношении (а его стяжательские инстинкты не уменьшились с возрастом), но и заставил бы этого лизоблюда Риго и его таинственного хозяина проявлять к нему уважение?

– И что? – с нетерпением спросил Эшер.

– Отвези меня домой, – ответил Шиллингер.

Плечи водителя разочарованно поникли. Ему опять не дали пострелять. Когда их машина влилась в поток городского транспорта, подгоняя гудками медленно двигавшийся школьный автобус, бывший посол набрал номер в Антверпене.

 

Глава 8

 

Все еще сидя с мешком на голове, он услышал, как карета с грохотом проехала через последний мост на окраине Флоренции. Затем они свернули на одну из ухабистых сельских дорог. Еще примерно через час грубые руки сняли ремень с его шеи и рывком стянули мешок. Челлини судорожно вдохнул свежий воздух. Мужчина на противоположном сиденье с кривой усмешкой осмотрел лицо пленника. Двое его помощников устроились на передке кареты и управляли лошадьми.

– Мне говорили, что для твоего ареста понадобится не меньше десяти человек, – произнес мужчина, переводя взгляд на веревки, опутывавшие руки и ноги Челлини. – Но посмотри! Нас было трое, а ты связан, как призовой поросенок.

Хотя открытое окно было задернуто черной муслиновой занавеской, свет яркой луны позволял видеть очертания местности. Он знал, куда вела дорога, по которой они ехали. В Рим. Значит, люди, рискнувшие похитить его – человека, находившегося под покровительством герцога де Медичи, правителя Флоренции, – состояли на службе у Павла III. Никто другой не осмелился бы на такой поступок.

Но какова причина ареста? Челлини годами выполнял все просьбы папского престола. Он сделал изысканную тиару и пряжку для горностаевой мантии Климента VII. Он изготовил дюжину других украшений для верховных служителей церкви. И это не считая множества серебряных кувшинов, чаш, монет и медалей, которые вышли из‑ под его руки! А когда в 1527 году герцог Бурбон с целой армией наемников вторгся с Италию и разграбил Рим, кто был самым преданным защитником великого города? Ведь это он, Челлини, командовал артиллерийской батареей в Кастель Сант‑ Анджело – замке Святого Ангела, – где папа Климент скрывался семь долгих месяцев от отрядов мародеров, если только их можно было назвать таким невинным словом. И именно к нему за помощью обратился Климент, когда казалось, что сражение проиграно и груды папских сокровищ вот‑ вот попадут во вражеские руки. Почему же новый папа Павел III послал своих головорезов с приказом сжечь его мастерскую и силой доставить к себе невинного мастера?

– Не хочешь узнать, кто мы такие? – спросил его ухмылявшийся спутник.

У этого грубого и неприятного человека зубы росли криво и торчали в разные стороны, поэтому он говорил с легким присвистом.

– Вы – папские шавки, которых послали сделать грязную работу.

Мужчина засмеялся, не выказывая никакой обиды.

– Мне говорили, что ты сообразительный, Теперь я понимаю, что они были правы. Зови меня Джакопо.

Он поковырял во рту длинным грязным ногтем и, вытащив из зубов застрявший кусок пищи, бросил его на пол.

– Но зачем вы устроили это похищение? Папа Павел мог бы послать мне письмо, и я сам явился бы к нему по первому требованию.

– Мы и есть его требование. Он хочет, чтобы ты валялся в его святейших ногах и умолял не вешать тебя на стенах Торре ди Нона.

– За что?

Проигнорировав его вопрос, Джакопо приподнял занавеску и посмотрел на тосканские холмы.

– Красивые места, – сказал он. – Я никогда не уезжал так далеко от Рима.

На его подбородке скопилась слюна, которую он вытер тыльной стороной ладони. Насколько понял Бенвенуто, этот жест уже стал для него привычным.

– Так ты ответишь на мой вопрос или нет?

– Скоро сам все узнаешь, – проворчал Джакопо.

Он прислонил голову к качавшейся стенке кареты и погрузился в крепкий сон, сопровождаемый громким храпом.

Джакопо оказался прав. Обычно кареты перемещались по дорогам только в светлое время. Но эту, с горевшими фонарями, бешено качавшимися на четырех углах крыши, гнали всю ночь, рискуя слететь с дороги или угробить лошадей. На рассвете они добрались до почтовой станции, где Челлини позволили съесть кусок хлеба, выпить стакан вина и приложить холодный компресс к распухшей челюсти. Его похитители сменили лошадей и вновь усадили Бенвенуто в экипаж. Джакопо взялся за вожжи, а один из его помощников – жилистый парень с большим синяком на щеке и почерневшим глазом – занял место в карете.

– Что с тобой случилось? – с усмешкой спросил Челлини у своего нового спутника. – Ты выглядишь так, как будто тебя огрели ведром.

Мужчина плюнул ему в лицо.

– Если бы не приказ доставить тебя в целости, я переломил бы твой хребет пополам.

– А если бы мои руки не были связанными, я подбил бы тебе и второй глаз, чтобы он стал одинаковым с первым.

Карета мчалась по дорогам несколько дней. Челлини чувствовал, что его спина вот‑ вот треснет от постоянной тряски. Его руки и ноги все время оставались связанными. Эти негодяи, ожидая за доставку пленника хорошую награду, не проявляли ни малейшей жалости. Он даже не мог принять более удобную позу. И все это усугублялось мыслями о папском суде, ожидавшем его в Риме, – что тоже заставляло беспокоиться.

Когда они наконец въехали в Вечный город, мощеные дороги стали более гладкими. Но их заполнили толпы людей. Пастухи гнали стада на рынок; расшатанные повозки везли бочки с вином из Абруццо, круглые сыры из долины Энцы и глыбы голубовато‑ серого мрамора с Апеннин. Бертольдо, тот парень с саблей, который схватил Челлини за плечо во Флоренции, кричал без умолку:

– Дорогу, живо! Именем его святейшества папы Павла! Немедленно освободите путь!

Судя по проклятиям и обидным эпитетам, раздававшимся в ответ, многие люди не верили ему. Но крестьяне всегда вели себя так, с усмешкой размышлял Челлини. Они работали на полях, иногда месяцами не общаясь с живым человеком, и когда кто‑ то обращался к ним с вопросом или с просьбой, у этих бедняг мгновенно возникали подозрения – особенно если чужак, махавший саблей, ехал на черной карете и давал им указания.

Джакопо, сидевший внутри, не удержался, раздвинул занавески и выставил в окно свою мерзкую физиономию. Челлини понял, что парню хотелось привлечь внимание какой‑ нибудь знакомой девицы.

Улицы Рима выглядели хуже помойки. Во Флоренции они были узкими и темными, но люди знали, как себя вести. Они не выбрасывали мусор в сточные канавы, не опустошали ночные горшки из окон на прохожих и не оставляли дохлых собак, кошек и птиц гнить на палящем солнце. Римляне, наоборот, казалось, жили в выгребной яме и даже не задумывались об этом. Каждый раз, приезжая в Вечный город, Челлини удивлялся хаосу и царившей вокруг суматохе. Величайшие шедевры древнего мира были окружены дворами красильщиков шерсти, а античные храмы едва не тонули в навозе примыкавших к ним свиных рынков.

Когда карета проезжала Порта дель Пополо, справа показалась гробница Нерона, на ступенях сидели нищие. Усыпальница римского императора Августа тоже переживала не лучшие дни, развороченные куски ее мраморного фасада были обуглены – из‑ за воришек, добывавших здесь гашеную известь, которой прежде скреплялись массивные блоки. Марсово поле загромождали ремесленные лавки. Некоторые из них жались к руинам некогда величественных особняков. Храм театра Помпея превратился в нелепое стойбище – десятки семей захватили пространство, развели под огромным разрушенным сводом большие костры и повесили веревки с рваным бельем. Если Флоренция казалась элегантным бальным залом, то Рим выглядел цирком безумных уродцев. Глядя на город, Челлини боялся, что скоро станет новым местным аттракционом.

Проезжая через Борго – наполненный суетой район между Тибром и могущественным Ватиканом, – Челлини вспомнил свой первый приезд в Рим. Ему было всего девятнадцать лет. Они с Тассо, другим учеником известного ювелира, часто обсуждали возможный отъезд из родной Флоренции. А Рим считался кузницей, где действительно ковались судьбы, имена и карьеры. Однажды, гуляя по Флоренции, они оказались у ворот Сан‑ Пьеро Гаттолини, и Бенвенуто в шутку сказал: «Мы уже на полпути к Риму. Может, нам пойти дальше? » Тассо заупрямился, но Челлини убедил его. И тогда они, подвернув фартуки, отправились в путь.

В Сиене им повезло найти лошадь, которую нужно было вернуть хозяину, живущему в Риме, поэтому они смогли проехать верхом весь оставшийся путь. Когда они прибыли в город, Бенвенуто быстро нашел работу в студии очень успешного золотых дел мастера по имени Фиренцуола. Бросив взгляд на чертеж Челлини, сделанный для изысканной пряжки пояса, мастер нанял его, чтобы изготовить серебряную вазу для кардинала. Она должна была походить на урну из Ротонды. Тассо не повезло устроиться подмастерьем, и тоска по дому заставила его вернуться во Флоренцию. Челлини остался в Риме, меняя мастеров и создавая мелкие предметы – от подсвечников до тиар, – причем так искусно и с таким вкусом, что вскоре получил всеобщее признание.

Но руки, которые некогда делали кольца и безделушки для папских фаворитов, теперь резала тугая веревка. Они так онемели, что Бенвенуто уже не мог пошевелить пальцами.

У ватиканских ворот карету остановил отряд швейцарской гвардии. Солдаты, одетые в красно‑ желто‑ голубую форму и шлемы с плюмажами, все, как на подбор, были молодыми ребятами. Их предшественников жестоко вырезали во время разграбления города французами. Сначала гвардейцы придрались к документам. Затем их командир открыл карету и посмотрел на пленника. Сморщив нос от дурного запаха, он брезгливо сказал:

– Вам нужно помыть этого типа, прежде чем вести к его святейшеству.

Потом опускающуюся решетку подняли, карета выехала на главную площадь. Челлини не терпелось выйти наружу пусть даже только для того, чтобы подняться по ступеням дворца, предстать перед папским судом и узнать свою судьбу. Бертольдо, прислушавшись к совету гвардейца, велел остановиться у фонтана. Челлини освободили от пут и разрешили смыть грязь и пот. Он жадно зачерпывал ладонями холодную воду, плескал ее на шею и лицо, а затем упал на колени и погрузил голову в фонтан, наслаждаясь приятной прохладой. Поднявшись на ноги, словно Посейдон, восставший из морских глубин, он встряхнул своими длинными черными волосами. Вода стекала по его плечам и груди, огибая «Медузу», которая хранилась под рубашкой. Он подставил лицо под лучи горячего солнца, не зная, сколько еще сможет радоваться такому простому удовольствию. Двое монахов в длинных коричневых сутанах остановились, глядя на него. Они прикрыли рты руками и зашептались о чем то.

Бертольдо и его помощники вновь связали пленнику запястья. Вода все еще стекала с него, когда его вели по ступеням дворца, затем через малый тронный зал, где около двенадцати человек – торговцев, аристократов и городских чиновников – с волнением ожидали аудиенции с папой. Некоторые визитеры сжимали в руках бумаги, другие готовили дары (например, один мужчина прижимал к груди клетку с крикливым зеленым попугаем). Но когда мимо них протащили Бенвенуто, они испуганно примолкли – никто из этих людей не хотел бы оказаться сейчас на его месте.

В большом тронном зале собралась толпа, состоявшая из священников, кардиналов, послов и их секретарей. Сам папа, облаченный в красную бархатную накидку, сидел на пурпурном троне с высокой спинкой. Он отдавал указания и одновременно участвовал в десяти различных беседах. Его вытянутое лицо украшали длинный нос и кустистая белая борода, разделенная надвое. Бертольдо и его помощники подвели Челлини к трону и молча отступили в сторону. Бенвенуто знал многих из собравшихся людей. Некоторые были прелатами, начинавшими свою карьеру в Тоскане. Другие являлись послами иных стран, для чьих королей и принцев он выполнял заказы. Но к одному из них Челлини питал особую неприязнь. Речь шла о синьоре Пьере Луиджи, который недавно стал герцогом Кастро. Бенвенуто понял, что его похищение и принудительная доставка в Рим были как‑ то связаны с ним.

– Посмотрите, кто тут у нас! – воскликнул папа Павел. – Странствующий мастер.

В его голосе не чувствовалось злобы. Это озадачило Челлини.

– Ваше святейшество, я приехал бы к вам со всей поспешностью… и по собственной воле.

Папа взглянул на связанные руки Бенвенуто и жестом велел освободить его от пут. Бертольдо быстро кивнул головой, развязал веревку и отступил назад к стене. Челлини потер запястья, чтобы немного разогнать кровь по венам, а затем поправил мокрый воротник блузы.

– Прошу прощения, ваше преосвященство, но ваши слуги – хорошие люди, хотя и несколько неразговорчивые – забыли рассказать мне о причине этого визита.

Папа рассмеялся.

– Ты не изменился, Бенвенуто. Все такой же шутник.

– Возможно, святой отец, нам пора изменить его отношение к церковному престолу? – вмешался синьор Луиджи.

Услышав эту форму обращения, Челлини криво улыбнулся. В данном случае слово «отец» имело не только символический смысл. Луиджи являлся незаконнорожденным сыном Павла – что и объясняло кучу титулов и денег, дарованных ему. Герцогу Кастро нравилось напоминать окружающим людям о корнях своего происхождения. Этот смуглый хмурый человек с густыми бровями, свисавшими усами и черной бородой всегда носил нагрудник кирасы. При таком обилии врагов, подумал Челлини, броня становится разумной предосторожностью.

– Я надеюсь, что мессир Челлини пожелает вернуть себе честное имя, – добавил Луиджи.

Бенвенуто почувствовал, как кровь прилила к его лицу. Сдержав свой гнев, он сухо ответил:

– Мое имя всегда было честным.

Синьор Луиджи сделал несколько шагов и, встав между папским троном и Челлини, с усмешкой посмотрел ему в глаза.

– На самом деле? Неужели нет прегрешения, в котором тебе необходимо признаться? Особенно в этом святом месте и после стольких лет утаивания?

Челлини не понимал, к чему он клонит.

– Вы должны просветить меня, синьор Луиджи. – Он намеренно не использовал его официальные титулы. – Потому что всегда, когда вы говорите, в ваших речах много шума и мало смысла.

Папа Павел весело рассмеялся, отчего его внебрачный сын только больше разозлился. Будто выступая в Колизее, синьор Луиджи возвел глаза к небесам и, потрясая руками и возвысив голос, принялся ходить вокруг Челлини и обвинять его:

– Разве тебя удивляет, что в твоем окружении оказался истинный христианин? Что многие твои слова, которые ты произнес в своей обычной хвастливой манере, достигли ушей Святой инквизиции?

– Очередной навет? И от кого?

Челлини годами не ходил на исповеди.

– Мы получили свидетельства от твоего ученика из Перуджи.

Ах, вот в чем дело! Луиджи ссылался на Джироламо Паскуччи – лентяя и вора, который нарушил контракт и присвоил себе его деньги. Но о чем Паскуччи мог свидетельствовать? Бенвенуто не доверил ему ни одного секрета.

– Кроме того, мессир Челлини, мы знаем, что ты сделал шестнадцать лет назад во время нападения на Рим.

– О! Тогда вам известно, что я командовал артиллерией, защищая папу Климента VII. Враги осаждали замок Сант‑ Анджело, но нам удалось продержаться.

– Мы в курсе этих событий, – с сарказмом ответил Луиджи, раздраженный тем, что его перебивают.

– Мне тогда каждую ночь приходилось поддерживать огонь на трех сигнальных башнях. Зато люди видели, что мы не сдались!

– Это не так важно…

– А вы знаете, что залпом моих аркебуз был ранен герцог Бурбон?

– Сейчас речь идет о другом! – закричал Луиджи. – Когда варвары едва не колотили в дверь святилища, папа Климент, в час отчаянной нужды, доверил тебе драгоценности, принадлежавшие Святой апостольской палате. Это правда?

Теперь Челлини видел, к чему клонил папский выродок.

– Да, он обратился ко мне за помощью. Я никогда не отрицал этого. Однажды ночью, после жуткого сражения, папа Климент, да упокоится в мире его душа, подошел ко мне и сказал: «Бенвенуто, мы должны уберечь сокровища казны. Придумай какой‑ нибудь способ».

– Значит, ты признаешь хищение и укрывательство ценностей?

Челлини с трудом удержался от пощечины, которую ему хотелось дать этому надменному идиоту с нагрудной пластиной. Повернувшись к Павлу, сидевшему на троне, и игнорируя его разгневанного незаконнорожденного сына, он бесстрастно пояснил:

– С помощью папы Климента и его слуги Кавальерино мы вытащили все драгоценные камни из тиар, митр и корон, после чего зашили их в складки мантий, которые они носили. Чтобы упростить перевозку золота, мы расплавили его в самодельном тигле.

Челлини вспомнил, как чадила плавильная печь, которую он поспешно построил в своем жилище. Он бросал золото на угли, и оно стекало на большой поднос, установленный под кирпичами.

– И где теперь эти драгоценности? Где золото и камни?

– Там, где они были всегда. В сундуках. В подвалах Ватикана.

– Наши записи указывают на пропажу восьмидесяти тысяч дукатов! – с триумфом в голосе произнес синьор Луиджи.

– А я тут при чем? Неужели вы обвиняете меня в краже драгоценностей папской казны?

Синьор Луиджи самодовольно покачивался на каблуках. Он просунул большие пальцы рук под край нагрудной пластины и надменно осмотрел лица собравшихся людей.

– Кроме тебя, их некому было похитить.

Бенвенуто не знал, с чего начать свои оправдания. Но он понимал, что ему нужно было соблюдать осторожность. Синьор Луиджи представлял серьезную опасность. Даже если папа Павел считал его беспринципным человеком, он все равно относился к нему как к сыну. Родная кровь – не вода! Челлини следовало помнить об этом.

– Даже если допустить, что я совершил столь немыслимое преступление, зачем мне было признаваться в этом такому мошеннику, как Паскуччи? В Перудже вряд ли когда‑ нибудь родится второй такой лжец и вор. А насчет потерянных богатств вам следует обратиться к бухгалтерским книгам Ватикана. Вы ознакомились с ними?

Синьор Луиджи сделал вид, что не услышал вопрос.

– Я полагаю, что нет, – продолжал Бенвенуто. – После снятия осады в тех книгах описали все имущество: каждое кольцо или тиару, каждый алмаз, рубин и даже гранат. Я помню случай, произошедший на переговорах с послом императора. Пока папа Климент договаривался с ним о выплатах компенсации, с его пальца соскользнуло небольшое кольцо с алмазом – ценой не больше четырех тысяч скуди. Посол нагнулся, поднял его и протянул папе. Но тот попросил собеседника оставить его у себя. За исключением этого случая, вы не найдете ни одного пропавшего дуката – а уж тем более сумму в восемьдесят тысяч дукатов.

Челлини усмехнулся, подчеркивая абсурдность обвинения, которое ему пытались приплести. Папа Павел удовлетворенно кивнул головой. Но синьор Луиджи не унимался. Он еще больше нахмурил брови и грозно пообещал:

– Бухгалтерские книги будут изучены тщательным образом.

Затем он щелкнул пальцами и махнул рукой слуге, который тут же выскользнул из зала, чтобы начать немедленное расследование.

– С этим вопросом мы разберемся. Но на тебе лежит еще одно серьезное и равное по важности обвинение.

– Еще одно? – с оттенком отвращения переспросил его римский папа.

– Да, падре! Обвинение в ереси!

В зале воцарилась тишина, и папа Павел встревоженно подался вперед. Его длинная борода коснулась коленей. Синьор Луиджи, наслаждаясь произведенным эффектом, приступил к объяснениям.

– В своей мастерской во Флоренции мессир Челлини экспериментировал с запретными текстами и арканами, которые находятся в прямом противоречии с церковными учениями. Мои источники поведали мне…

– Какие источники? – вскричал Бенвенуто. – Опять Паскуччи?

– Нет, – сухо ответил Луиджи. – Другие твои подмастерья. Они сообщили мне, что для создания предметов оккультной природы ты использовал различные гримуары – книги по черной магии, проклятые католической церковью. Никто, кроме нашего Господа, не имеет право изготавливать предметы такой силы и власти.

Папа Павел откинулся на спинку трона. Иностранный посол – судя по кружевам и пышному наряду, из Франции – испуганно вздохнул и прижал платок к лицу, словно защищаясь от заразы. Челлини почувствовал, что в помещение будто проник холод.

– Я не знаю, как отвечать на такие беспочвенные обвинения, – сказал он. – К тому же мне неизвестно, от кого они исходят.

– Мне известно, – заявил синьор Луиджи. – Этого достаточно!

– Сын мой, он говорит правду? – спросил папа Павел.

Бенвенуто смутился. Следовало бы все отрицать, но ложь святому отцу была слишком тяжким и непозволительным грехом. Синьор Луиджи заметил это. Прежде чем Челлини успел придумать достойный ответ, он быстро подошел к нему и вытащил из‑ под его воротника цепочку серебряного медальона. Сжав «Медузу» двумя пальцами, он показал амулет своему благодетелю.

– Вот доказательство, отче! Вот доказательство ереси! Нечестивый предмет, чье истинное предназначение известно лишь дьяволу.

Папа жестом показал, что хочет рассмотреть предмет поближе. Один из священников снял медальон с Челлини и передал его Павлу. Тот взглянул на лик горгоны, затем перевернул амулет и потер большим пальцем черный шелк прокладки, закрывавшей стекло.

– Что это? – спросил он.

– Зеркало, ваше святейшество.

Папа повернул зажимы, и шелковое покрытие соскользнуло вниз. Челлини с опаской посмотрел на узкие окна, выходившие в сад Ватикана. К счастью, над рощей апельсиновых и лимонных деревьев сияло солнце, а не полная луна.

– Не очень хорошее, – заметил папа, увидев свое искривленное отражение.

– Да, ваше преосвященство. Оно не оправдало моих ожиданий. Я делал медальон для Элеоноры Толедской, но вещь получилась бракованной. Мне пришлось оставить ее у себя, а для герцогини я сделал другой экземпляр, украсив глаза горгоны маленькими рубинами.

– Которые ты похитил из казны Ватикана, – напомнил синьор Луиджи.

Кулаки Бенвенуто сжались. Ему надоело терпеть оскорбления. Луиджи отступил назад и велел Бертольдо схватить обвиняемого в ереси преступника.

– Свои сказки о бракованных медальонах ты будешь рассказывать надзирателям, – выкрикнул он. – Потому что твоим домом теперь станет подземная тюрьма замка Сант‑ Анджело.

Челлини попытался протестовать, но папа, больше не желавший перечить любимому сыну, передал зеркало одному из слуг, словно оно было испорченным фруктом из его апельсинового сада. Затем он демонстративно отвернулся.

 

Глава 9

 

– Еще разочек, дядя! Еще один разик!

Дэвид хотел покинуть ледяной каток – он не катался на коньках годами и чудом не упал ни разу, – но из любви к племяннице ему пришлось проехать вместе с ней еще один круг. Ведь сегодня вечером был канун Рождества.

Несмотря на яркое солнце, день выдался холодным и ветреным. Проезжая мимо Сары, сидевшей на трибуне и кутавшейся в длинное пальто, Дэвид крикнул:

– Ты еще не примерзла к скамейке?

Сара натянула вязаную шапку до ушей и показала ему два больших пальца, поднятых вверх.

– Мы сейчас вернемся!

Поддерживая Эмму за руку, Дэвид влился в толпу детей и подростков, катавшихся на льду под громкую песню о снеговике Фрости. Картина напоминала литографию: замерзший пруд в зимнем парке, конькобежцы в вязаных шапочках и цветных гамашах, пар, поднимающийся от их дыхания.

Ему нравилось кататься на коньках и упиваться свежим воздухом – особенно сейчас, когда предложение миссис Ван Оуэн так взбудоражило его сокровенные мысли. Их встреча в библиотеке казалась ему одним из самых удивительных моментов жизни. После того как он выбежал наружу, чтобы вернуть ей авторучку, она заверила его, что гарантирует выполнение каждого сказанного слова. Ее обещания дарили надежду, хотя, с другой стороны, он понимал безумие происходящего. Разве она могла гарантировать исцеление его сестры? Ее форма рака была неизлечимой. Однако миссис Ван Оуэн предложила ему миллион долларов. Она написала эту сумму на визитной карточке. Какие медицинские услуги и лекарства можно купить на миллион баксов? Естественно, самые лучшие. Он хранил визитную карточку в бумажнике, не придавая ей особого значения. Во всем этом было что‑ то неправильное. Он хотел рассказать о возникших сомнениях доктору Армбрастер… Но, к своему стыду, не решился.

Чтобы остановить поток сомнений, Дэвид занялся работой. Он дочитал до конца «Ключ к жизни вечной», предположительно написанный самим Челлини. Постигнув суть тайных знаний, скрытых в манускрипте, он понял, что двигало Кэтрин Ван Оуэн в ее поисках «Медузы». Она верила в магию. Она думала, что книга правдива и что зеркало действительно способно дарить силу бессмертия. Вот почему она сказала ему на стоянке «Ньюберри», что никогда не доверила бы эту рукопись кому‑ то другому, кроме него.

– Берегите книгу, – подытожила она. – Вы первый человек, который, на мой взгляд, может понять и использовать ее в поисках зеркала. Не разочаруйте меня.

Оказывается, Челлини рассказывал в «Ключе» не только о своих экспериментах с колдовством, которые включали в себя выкапывание мертвецов из освященной земли; конструирование особых устройств, предназначенных для выращивания гомункулусов; и создание философского камня. В рукописи был представлен подробный отчет о его собственном поиске бессмертия. Не довольствуясь чудесными вещами, выходившими из‑ под его рук, и дарованным ему творческим гением, Челлини связался с сицилийским некромантом по имени Строцци и с помощью магии задумал обрести величайший дар – секрет вечной жизни. Он жаждал всего времени мира! Не больше и не меньше! Время, за которое он мог бы воссоздать Природу в ее самых идеальных формах. Ему хотелось творить предметы неописуемой потрясающей красоты, от статуй и фонтанов до картин и модных украшений. Он напомнил Дэвиду другую великую и, возможно, вымышленную персону – Фауста, готового продать душу за знание и бессмертное существование.

В своих рассуждениях относительно сверхъестественных тем Челлини описал галлюцинации (во всяком случае, так думал Дэвид), в которых он, в сопровождении Данте, проник в таинственную область подземного мира. Он, по его словам, раскрыл секрет невидимости и сделал венок из магического тростника. Более того, ему удалось приоткрыть тайну вечной жизни. Этому способствовала вода из мистического пруда горгон, которая находилась в полости под стеклом «Медузы». Челлини писал, что зеркало могло наделять этим даром при условии «se il proprietary lo sa come approfondire» – то есть, «если владелец знал, как использовать его». На тосканском диалекте он пояснял, что зеркало следовало держать «близко к лицу и смотреть в него, словно в собственную душу». При этом амулет должен был озаряться светом луны – «постоянным спутником, но извечно переменчивой планетой». И он заканчивал свой отчет особым предостережением: «Сей дар не так прост и желаем, как можно представить. Я боюсь, что в конечном итоге за него придется заплатить большими муками и сожалением».

Сказать бы это миссис Ван Оуэн, подумал Дэвид. Он рассеянно начал новый круг.

– Аманда! – крикнула Эмма.

Отпустив руку дяди, она помчалась навстречу подруге, которая только что появилась на катке. Дэвид подъехал к трибуне и сел на скамью рядом с Сарой.

– Твоя дочь нашла себе компанию получше, – сказал он, развязывая шнурки на коньках.

– Не огорчайся. Они с Амандой неразлучны.

– Как ты себя чувствуешь? Не пора ли нам собираться и ехать домой?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.