|
|||
Иори Фудзивара 3 страницаИсидзаки подбирал слова осторожно. Так, словно размышлял на ходу: – Как я уже сказал, эти кадры – мой стыд… И поначалу у меня и в мыслях не было как‑ либо их обнародовать. Однако совсем похоронить такую запись было бы непростительно. Чем больше я смотрел ее, тем больше об этом думал… Все верно! Как и ты, я сразу подумал: а что если это показать в новостях? В массмедиа у меня полно связей. Но для новостей этот случай уже устарел. Да к тому же я – представитель крупной компании, а снято как курица лапой. Вот я и подумал о рекламе. Вы заметили, что в последнее время мелькает много неплохих роликов с элементами хроники? – Это верно, – согласился я. – Взять ту же социальную рекламу о шлагбауме. Установили скрытую камеру у шлагбаума и снимали все подряд. А потом выбрали самые опасные ситуации. Вышло очень эффектно и убедительно. Помню, этот ролик очень хвалили… – А какой у нас сейчас лозунг для рекламы «Антика»? «Цена мужества», не так ли? Чем же это не видеоряд для такой рекламы? То есть, конечно, не обязательно для «Антика»… – А почему бы и нет? – угодливо улыбнулся Санада. В нем опять проснулся начальник отдела рекламы. – Эфир для наших роликов проплачен вплоть до летнего пика продаж. И мы можем менять их, когда захотим… – Нет! – Исидзаки покачал головой, – Заметьте: я ничего вам не приказываю. Я хочу, чтобы вы сказали мне как профессионалы: можно ли такой материал использовать в нашей рекламе? Это все, о чем я вас прошу. Забудьте о субординации. Отнеситесь к этой задаче объективно. Вот почему я вызвал только вас двоих. Решите, что этот материал подходящий, – сделайте ролик. Нет так нет. Я совсем не хочу, чтобы меня считали каким‑ то диктатором с личной придурью. И прошу вашего окровенного мнения. – Господин президент! – произнес Санада. – Отснятые вами кадры подходят к лозунгу «Цена мужества» на сто процентов. В этих кадрах две кульминации: одна длится несколько секунд, другая – секунд двадцать. Соответственно, из этого можно нарезать два ролика на пятнадцать и на тридцать секунд… Что ни говори, а Санада свое дело знал. Сейчас я признал это, даже забыв о том, как они с гендиректором выслуживаются за мой счет. Действительно, в этой записи было два по‑ настоящему сильных момента. Но по‑ настоящему я удивился, когда за подтверждением своих слов он обратился ко мне: – Не правда ли, Хориэ? Что ты думаешь? – Мне трудно сказать… Точнее, я не вправе влиять своим мнением на такие вопросы. – Это еще почему? – удивился Исидзаки. – Даже если такая реклама и выйдет в эфир, это случится, когда меня уже не будет в компании. А значит, я не смогу взять на себя никакой ответственности за ее результаты. – Но я хочу знать твое мнение. Мнение человека с опытом режиссера рекламных роликов. Как ни крути, а таких людей у нас в компании больше нет. Санада выпучил глаза и завертел головой, глядя то на меня, то на Исидзаки. Готов спорить, о моем прошлом он слышал впервые в жизни. Я заглянул президенту в глаза: – А такие вещи, как корпоративная этика, у нас в компании тоже отсутствуют? Исидзаки задумался на пару секунд, после чего неторопливо ответил: – С одной стороны, я понимаю, о чем ты. Но на сегодняшний день ты еще наш сотрудник. Отчего же мне не спросить у тебя совета? Даже если ты сам увидишь этот ролик, уже будучи безработным. В конце концов, все прекрасно понимают, что решение о выпуске рекламы в эфир принимаем не лично вы или я, а вся компания в целом. Он говорил со мною как ни один президент фирмы не говорит со своим завсекцией. Он почти упрашивал. И, что самое сложное, опирался на здравый смысл. Действительно, ответственность за выпуск рекламы в эфир ложится на фирму в целом… Я снова вспомнил слова, которые он произнес двадцать лет назад. «В том, что случилось, компания никого не винит. Всю ответственность я беру на себя». И точно так же, как двадцать лет назад, я ответил, почти не думая: – Если честно, проблем сразу несколько. Даже если отставить в сторону проблемы вашей личной совести и думать только о бизнесе… – Я внимательно слушаю. – Во‑ первых, вопрос: стоит ли новый ролик того, чтобы заменять им уже готовый? – Именно это я и хочу понять. Как, по‑ твоему? – С одной стороны, я согласен с господином Санадой. По содержанию это полностью совпадает с лозунгом рекламы «Антика». Возможно даже, именно такой видеоряд выражает «цену мужества» точнее. И если пустить по экрану бегущую строку: «Вы смотрите запись реальных событий», – я уверен, что ролик пойдет на ура. Аудитория воспримет его с восторгом, и коммерческая отдача будет посильней, чем у нынешнего. – Тогда о каких еще проблемах ты говоришь? – встрял Санада. Я посмотрел на него, затем на Исидзаки и продолжал: – Но как раз это и может обернуться проблемой. – Какой же? – Морально‑ этической. Сама успешность этого ролика может вызвать отторжение. Как вы сами сказали, это видео снимал человек, хладнокровно отстранившийся от происходящего. И это хладнокровие можно воспринять как жестокость. Что бы при этом ни чувствовали вы сами, – сила самой истории такова, что ее коммерческое использование, к сожалению, могут принять за цинизм. За насмешку над человечностью. При слове «цинизм» Исидзаки не повел и бровью. – Ну, и как ты считаешь? Такой риск оправдан? – только и спросил он. – Лично мне кажется – пятьдесят на пятьдесят, – ответил я. И, понимая, куда он клонит, продолжил: – Пока неясно, как это будет смотреться в готовом виде. Я думаю, сцену падения стоило бы слегка пригасить, а главный акцент сделать на кадрах со спасенным ребенком… Но если все‑ таки заваривать всю эту кашу – нужно понимать, что главные сложности будут не с «Антиком», а с самим роликом. – Какие сложности? – С копирайтом и правом на портрет[15], – ответил я. – С первым, поскольку вы сами это снимали, проблем не возникнет. А вот с правом на портрет придется повозиться. Используй вы эти кадры в обычной телепрограмме – еще ничего. Но коммерческая реклама – это, как известно, «трансляция с целью обогащения». Как только встает вопрос о деньгах, возникает необходимое условие: по закону вам придется получить согласие на показ от всех участников этой съемки. Исидзаки мягко улыбнулся: – На самом деле здесь любопытный момент! Вот и Санаде лицо этого «спортсмена» показалось знакомым. После съемки, уже когда все закончилось, мы с ним обменялись визитками. Тут‑ то я и понял, что это за птица… Он полез в карман, достал карточку и положил на стол. – Ах во‑ от оно что! – воскликнул Санада, пробежав по ней глазами. На визитке значилось:
ЁСИЮКИ ЁДА Профессор Университет Эдо Факультет экономики И я наконец тоже вспомнил. На видео этот человек разительно отличался от своего имиджа в телевизоре. Возможно, из‑ за спортивного антуража. Ёсиюки Ёда был ученым‑ экономистом пронзительного ума. В последнее время его лицо так и мелькало в популярном телешоу по вопросам дефляции и общеазиатского кризиса. Чуть ли не каждую неделю. Он рассуждал о политике, не относя себя ни к правым, ни к левым. Выглядел приятно, говорил мягко, его язык был понятен любой домохозяйке – в общем, идеальный полемист для телевидения. Хотя даже вне телевидения его имя частенько упоминалось и в общей, и в специальной прессе. Я поднял взгляд от визитки. – Тогда, конечно, связаться с ним не составит труда. Но даже если господин Ёда согласен, остается ребенок. Необходимо получить согласие родителей. А их реакция может быть какой угодно. Родители, которые бросают ребенка на произвол судьбы и подвергают его жизнь опасности, могут потерять слишком много в глазах общества. Так что я бы на вашем месте сначала выяснил именно этот вопрос. – Ну, тут могут быть варианты… – заговорил Санада. – Конечно, мы не сможем заплатить им как звездам экрана. Но если предложить какую‑ то сумму в качестве благодарности, – думаю, они не откажутся. Кроме того, если им сказать, что господин Ёда уже согласился, а этот ролик – отличный шанс хоть как‑ то его отблагодарить, возможно, что они сами захотят нам помочь… – Или не захотят, – отрезал я. На свете сколько угодно случаев, когда отец и мать расходились во мнениях по таким вопросам. Я уж не говорю о том, что от самой тактики Санады за версту разило дилетантством. Но об этом я промолчал. Как бы ни повернулось, – заниматься этим ему, а не мне. – Но вернемся к главному, – сказал Исидзаки. – Значит, саму идею использовать эти кадры в рекламе Санада воспринял с энтузиазмом. Я так понимаю? – Совершенно верно, господин президент. – Ну а ты, Хориэ? Вынеси свой вердикт… – Как мы и условились, я только высказываю впечатления. И сложности, которые я перечислил, – тоже не более чем впечатления. Я не в той ситуации, чтоб выносить вердикты. – Ладно! – Из тона Исидзаки исчезло всякое сомнение. – Тогда сделаем так. Вы берете это видео и делаете из него тест‑ версию для новой рекламы «Антика». Затем мы устраиваем просмотр. И если ролик получает одобрение совета директоров, с середины месяца запускаем его в эфир. Разработку тест‑ версии я поручаю заведующему секцией Хориэ. До конца месяца Хориэ числится сотрудником нашей фирмы, а значит, ему следует воспринять это поручение как приказ. Всех вышестоящих начальников, начиная с гендиректора Тадокоро, я извещу об этом лично. Совершенно обалдев, я уставился на Исидзаки. Технически, конечно, ничего невозможного нет Сюжет ясен, сроки определены. Материал отснят, сценарий займет день, от силы два. Монтаж на нашей студии отнял бы дня четыре с учетом выходных, но если поручить его субподрядчикам из фирмы «Хи‑ но», то и дня за три управимся. И если не будет проблем с этим чертовым правом на портрет, то назначить просмотр через неделю вполне реально… И все‑ таки я не выдержал: – Я не совсем понимаю. Когда это господин президент успел перевести разговор на производственные рельсы? Насколько я помню, вы собирались с нами всего лишь посоветоваться, и не больше. – Хориэ!.. – угрожающе одернул меня Санада. – Наверное, когда ты делился своими впечатлениями, – как‑ то странно усмехнулся Исидзаки. А может, во мне просто взыграла кровь старого рекламщика и на старости лет вдруг захотелось рискнуть? Я по‑ прежнему смотрел на него. Все эти двадцать лет, когда бы я ни вспоминал это лицо, на нем всегда оставалось то самое выражение: «Всю ответственность я беру на себя». Однако сейчас я уловил в этом лице оттенок торжественной скорби. «Похоронить эту историю было бы непростительно… Эта запись – мой стыд…» Так он сказал. И что же, теперь ему захотелось показать свой стыд всему миру? – Хорошо, – ответил я. – Но сперва я хотел бы просмотреть эту запись еще раз. – Можешь забирать пленку прямо сейчас. – Нет‑ нет. Прежде чем я решу, забирать ее или нет, мне нужно уточнить технические детали. Я не хочу никому выкручивать руки, но это действительно необходимо. Раз это документальные кадры – их обработку придется сводить до минимума. Я должен проверить, достаточно ли секунд в ключевых эпизодах… Исидзаки кивнул и снова включил камеру. Я поднял руку с часами и поднес к экрану. Все началось с начала. Определенно, что‑ то было не так. Но что? Все еще не понимая, я смотрел то на часы, то на экран. Дело подходило к первой из «кульминаций», как это назвал Санада. Появляется голова малыша, его крик разрывает воздух. Падение. Камера съезжает вниз по стене. В кадр влетает Ёсиюки Ёда. Мастерский прыжок, блестящий подхват. Его случайный взгляд в объективе. В глазах облегчение, в капельках пота – рассвет. От крика ребенка до финала – одиннадцать или двенадцать секунд. Примерно столько же в «Пульсе» с негром‑ боксером: там было пятнадцать. Нарастить начало и финал – выйдет нормальный ролик секунд на тридцать. А если постараться, то и еще плотнее. Выключив камеру, Исидзаки повернулся ко мне: – Ну, и что там с секундами? – Укладываемся, – кивнул я и протянул руку к визитке. – Но для просмотра даже закрытой тест‑ версии нужно решить вопрос с правом на портрет. Иначе в работе нет смысла. Я могу воспользоваться этой визиткой? Он кивнул. Я спрятал визитку в карман. – И еще. Вы можете сообщить мне адрес и фамилию хозяев той квартиры? – Точного адреса я не знаю, но дом и хозяйку запомнил… Он вырвал страничку из блокнота на столе, взял ручку и принялся рисовать карту. Я же в это время разглядывал камеру и монитор. Телевизор был точно таким же, что и в нашей переговорной. Санада молчал, скрестив руки на груди, с крайне мрачной физиономией. Как пить дать, оттого, что его мнения больше никто не спрашивал. Закончив рисовать, Исидзаки вручил карту мне. Улица Гайэн‑ Ниси. Стрелка в переулок между Ниси‑ Адзабу и Хироо. «Розовые холмы Гайэн‑ Ниси», квартира 503. Госпожа Киэ Саэки. – Подробно я не расспрашивал, но мне показалось, что из родителей у малыша только мать. Отец, похоже, отсутствует… Я кивнул. – Кто‑ нибудь еще знает об этой записи? – Только вы двое. – Он вынул кассету из камеры. – Следовательно, о содержании нашей беседы должны знать только те, кто готовит ролик. – Слушаюсь, – поклонился Санада. Я взял со стола кассету и поднялся с дивана. Санада засеменил к выходу. Я пошел было за ним, но в последнюю секунду обернулся. – И еще… Как мне следует поступать, если в процессе этой работы возникнут форс‑ мажорные обстоятельства? – Например? Если господин Ёда не согласится? – В том числе и это. – Звони мне напрямую. Я кивнул и уже подошел к двери, когда он окликнул меня: – Да! Все думал у тебя как‑ нибудь спросить… – О чем? – Двадцать лет назад ты хотел взвалить на себя всю вину за одно происшествие. Кажется, кого‑ то прикрывал… Можешь сказать, что тобою двигало? – А почему вы сегодня об этом вспомнили? – Давненько не виделись… Посмотрел на тебя – и вспомнил. – Красная нитка. – Красная нитка? – Да. А все остальное спросите у той, кого я прикрывал, если еще когда‑ нибудь ее встретите. И я опять отвернулся. Теперь уже в последний раз.
Мы вышли в коридор. Санада вздохнул, явно борясь с охватившим его смятением. – Ну и разговорчик, а? Кто бы мог подумать! Вон как все обернулось… – Да уж. – Вот что, Хориэ! В одиночку тебе со всем этим не справиться. Можешь рассчитывать на весь отдел. Вот и с этим профессором Ёдой наверняка придетсяповозиться… – Возможно. Но, как вы сами сказали, я еще две недели ваш сотрудник. Да и президент подчеркнул, что поручает это дело лично мне. Выходит, я должен справиться самостоятельно. А на крайний случай – в моей секции людей достаточно… Санаду перекосило. Но забыть, о чьем приказе речь, он, конечно, не мог. Укол достиг цели: мой босс обмяк, и в его тоне уже не осталось ничего, кроме спеси начальника. – Ну что ж… Тогда выбирайся сам. Но помни: все отчеты – ко мне на стол. А начнет людей не хватать – немедленно сообщай. – Благодарю вас. Если что, вы первый об этом узнаете. – А кстати! Что‑ то там в разговоре мелькнуло… Ты что, с президентом давно знаком? Никогда об этом не слышал. – Да нет… Это так, его личное. Хотите подробностей – спросите у него самого. Санада позеленел еще больше. Я сделал вид, что ничего не заметил, и вызвал лифт. Как вдруг за спиной послышалось: – Хориэ? А тебя сюда как занесло? Я обернулся. Улыбаясь, передо мной стоял Какисима. – О… Кого я вижу! – Скорей уж – кого вижу я! Это ты на моем этаже, а не наоборот! – Ах да. Извини, забыл. – Ну, привет, привет… В разговор вклинилось льстивое «доброе утро» Санады. Заметив наконец и его, Какисима ответил на поклон. Такаси Какисима был моим одногодкой. В свои сорок с небольшим заправляет отделом общего менеджмента. Год назад избран членом совета директоров. Если выдержит второй срок, станет управляющим директором, а там и до генерального недалеко. Да, честно говоря, он того заслуживает. Наскоро раскланявшись с Санадой, он опять повернулся ко мне: – Ты как раз вовремя! Сам хотел тебе позвонить, да все руки не дойдут. Может, чайку? – Рад бы, да задание срочное. – Задание? Ты же увольняться решил! Что, под конец работой завалили? – Видите ли, особые обстоятельства… – снова встрял Санада. – Да‑ да, – подхватил я. – Старые грехи не отпускают. Такая у нас, торгашей, несчастная карма. – Да ладно! Что, и полчасика не найдешь? Господин Санада! Неужто и впрямь так торопитесь? – Ну, разве что на полчасика… – через силу кивнул Санада. Деваться ему было некуда. Трудно перечить начальству, даже если это начальство на десяток лет младше тебя самого. О наших отношениях с Какисимой хорошо известно в отделе. Маленькому завсекцией благоволит член совета директоров. Да настолько, что иногда надирается с ним в кабаке. И Санада, конечно, тоже об этом знал. После того, что случилось у президента, даже полчаса болтовни с Какисимой мне были нужны как воздух. Я повернулся к Санаде: – К работе я приступлю, как только вернусь. Насчет сроков можете не беспокоиться. Вконец помрачневший Санада кивнул: – Вернешься – сразу ко мне. Уточним все детали задания. Когда двери лифта закрылись, Какисима язвительно усмехнулся и покачал головой. – Горбатого могила исправит. С начальством трещит как по писаному, а смысла – кот наплакал. Еще пять лет назад он смотрел на меня совсем другими глазами… Ох, не умею я с такими типами общаться! – Да ты и не общаешься. Это мне каждый день приходится… А, ладно, скоро всему конец! Еще немного, и мне будет даже проще, чем вам, управленцам… – Кто знает, кто знает. – Ладно, об этом после, – сказал я. – Ну что, найдешь пустую приемную? – А может, в баре наверху посидим? – Тогда погоди. Я должен кое‑ куда позвонить. – Хочешь проверить, где твой Санада без тебя шляется? – засмеялся он и достал из кармана телефон. – Да нет, – покачал я головой. – Мобильник‑ то и у меня есть… Он удивленно уставился на меня: – Так ты не хочешь, чтобы я слушал? – Ну, в общем, да… – Ну что ж. У старых холостяков свои причуды, – понимающе усмехнулся он и указал на дверь рядом с лифтом. – Зал совета директоров сейчас пустует. Я тебя здесь подожду. Я кивнул, прошел в зал и закрыл за собою дверь. Разговор мой был настолько простым, что даже мобильник не требовался. Я снял трубку внутреннего телефона, стоявшего у двери, и набрал номер. – Отдел рекламы, – раздался в трубке вышколенный голосок. – Охара? – Шеф? По внутреннему? Куда это вас занесло? – Неважно. Срочная просьба. – Что такое? Надеюсь, не по работе? – К сожалению, по работе. Что ни говори, а с конторой тебе повезло. Когда полфирмы поувольняют, тебе до самой пенсии работы хватит. Скажи‑ ка, Санада уже на месте? – Пока не видать… А, вот он! Только вошел. – Тогда объясняю, в чем дело. Если надоест слушать шефа, которого вот‑ вот увольняют, – положишь трубку в любую секунду. – Как вам не стыдно! Я, между прочим, к работе серьезно отношусь… – Понял, понял. Буду добреньким… В общем, на меня навесили последнее задание. Вообще говоря, их два, но пока слушай первое. Срочно позвони дизайнерам из «Хино», забронируй на четверг монтажную студию. Сообщи плановику и режиссеру о новом заказе. Скажи Отани и Хонде, пусть разгребают дела как хотят, но к ночи на пятницу мы должны закончить новую тест‑ версию для «Антика». – Ого! Значит, наверху решили снимать новый ролик? – Потом расскажу. – Четверг – послезавтра. Для брони уже слишком поздно, придется оплачивать. – Ах да! Ну ладно, оплачивай. И еще одно… Это уже касается только тебя. – Ну вот! То говорите, что будете демократичным, то на личное давите… – Вот потому что никто ни на кого не давил, полфирмы теперь разгоняют! – Я поняла… Продолжайте. – Найди прокатный пункт. Только не видео, а где аппаратуру берут. В телефонном справочнике хоть с десяток да наберется. Срочно возьмешь кое‑ что напрокат. – Что именно? – Видеокамеры. Но не профессиональные на три четверти дюйма, а домашние, восьмимиллиметровки. Две штуки. Хотя бы одна из них должна быть «Айва», модель «Pure Movie LX». Не перепутай, это важно. А также парочку новых… Ну этих, цифровых, что пару лет назад появились. Одна из них тоже должна быть «Айва». – Итого четыре камеры? – уточнила она. – Но ведь все это есть у «Хино»! Только попроси – сразу подготовят что нужно. – Нет‑ нет. Совершенно необходимо, чтобы ты сделала это сама. В трубке послышался вздох. – Надо же, как все непросто… А пленку для каждой камеры покупать? Без пленок же смысла нет! Я невольно рассмеялся. В эту секунду я как раз доставал из кармана кассету. – Тонко подмечено. Одна у меня уже есть – «айвовская», на шестьдесят минут. Серия «Pure Eight». Купишь еще три таких же в любом круглосуточном. Это всё. – Я поняла. А что отвечать, если Санада спросит, куда я собираюсь? Что я получила от вас задание по телефону? – Да, так и скажи. Начнет приставать – скажи: вернусь и все объясню. – Ясно. Считайте, уже ушла. Она отключилась. Я же, не вешая трубки, достал из кармана визитку профессора Ёды. Поглядев на нее секунд пять, передумал и сунул обратно в карман. Какисима дожидался меня, стоя у лифта руки по швам. Своей выправке исправного служаки за все свои годы в компании он не изменил ни разу. По крайней мере, с тех пор, как мы начали с ним работать бок о бок. Двадцать лет назад, когда меня наняли менеджером в «Напитки Тайкэй», наши столы стояли рядом. Я сразу почувствовал, что этот парень не такой, как все. Из всех пищевых концернов, созданных после войны, группа «Тайкэй» была старейшей. Со мной, воробьем, залетевшим в такую престижную фирму буквально с улицы, все обращались как с мальчишкой. Но только не Какисима. Он никогда не сторонился меня, разговаривал дружелюбно и просто. И он же научил меня первой премудрости, когда я еще не понимал вокруг ни черта. Двадцать лет назад я так же, как и сегодня, стоял в коридоре и дожидался лифта. – Знаешь, Хориэ, – окликнул он меня, – на этой работе лучше не держать руки в карманах. Я удивленно посмотрел на него. А он засмеялся и добавил: – Тебе, конечно, это может показаться ерундой. Но если все время ходить руки в брюки, твоим партнерам начнет казаться, что у тебя всегда все в порядке. А в мире больших компаний, если ты выглядишь счастливчиком, – тебе конец. Никогда не держать руки в карманах, считай, основа хорошего менеджмента… Держать хотя бы левую руку в кармане было моей старой привычкой. С тех пор, как на моей руке появился проклятый ожог. Эта привычка стала частью меня еще до вуза. Следуя совету, я послушно вынул руки из карманов. Его взгляд тут же скользнул по моей руке, задержался на пару секунд и снова поднялся. – Какой ужасный ожог. Откуда? Ни в его голосе, ни в манере держаться не было ни малейшей насмешки. Подобных людей я не встречал уже очень давно. Обычно люди смотрели на шрам и делали вид, что ничего не замечают. – Откуда берутся ожоги… От несчастных случаев, разве нет? – сухо сказал я. – И то верно, – ответил он, ничуть не смутившись. – Прошу прощения. С этого разговора мы сблизились по‑ настоящему. Много времени это не заняло. Всем азам менеджмента научил меня именно он. И даже когда я напивался до потери сознания, нянчился со мною все тот же Какисима. Так продолжалось три года подряд, пока его не перевели в генеральный офис. Но и потом мы вспоминали друг о друге достаточно часто, чтобы надираться на пару хотя бы два или три раза в год. В знаменитом небоскребе «Страховая компания Нидзё» наша компания занимала восемь этажей, с двенадцатого по двадцатый. Бары и рестораны располагались под самой крышей – на тридцать втором. В такой ранний час почти все они пустовали. Какисима, не думая, сел за столик спиной к окну. Мое место оказалось получше: из окна открывалась панорама огромного Токио. После перевода в генеральный офис Какисима стажировался за границей в партнерской фирме, где всего за два года получил степень магистра делового администрирования. Людей с таким опытом у нас в фирме и десятка не наберется. До своего нынешнего положения он дослужился, умело обходя все ямы и колдобины на пути. Я же получил свое место совершенно случайно, без особых усилий. Я взглянул за окно. Не считаясь с желанием Какисимы обставить нашу встречу поуютнее, дождь, зарядивший с утра, все никак не кончался. Над кварталами Синдзюку нависали угрюмые черные тучи. – Чего это тебя на двадцатый этаж занесло? – начал он. – С кем‑ то из директоров говорил? – Исидзаки к себе вызывал. – Ого… Сам? С чего это вдруг? – Это ты у него спрашивай. Хотя, насколько я понял, он скоро тебе все расскажет. А мне до тех пор молчать велено. – Вон, значит, как… – хмыкнул Какисима. – Что‑ то важное, надо полагать. Ну ладно, подождем, пока сам проболтается. Но давай лучше о тебе поговорим. Признаться, ты меня огорошил… Чего ж ты сразу не позвонил? – Ты о чем? – Об увольнении твоем, о чем же еще! Вот уж не думал, что Санада предложит такое тебе! Я и списки‑ то на увольнение увидел только три дня назад. И глазам не поверил. Что, не мог сказать хотя бы словечко? – Ну, я звонил. Уже после того, как все подписал. Да ты в командировку умотал за границу. – Ах да… Из поездок в последнее время не вылезаю. – Да ладно, бог с ним. Реорганизация компании – штука нынче модная. А я, как ты знаешь, за модой слежу. – Может, работа разонравилась? – Да не то чтобы… – Я покачал головой. Нравится ли мне моя работа, я глубоко не задумывался. И, признаться, сам плохо понимал, в чем тут дело. Как я и сказал президенту, дело вовсе не в том, люблю я свою нынешнюю работу или нет. На свете есть много служак, которых не устраивает судьба клерка. Возможно, я стал одним из них. К тому же я просто устал. Молодость прошла, и сил не осталось. Может, все дело в этом? Не знаю. – Я и сам не пойму. Показалось, что так будет проще всего. Все‑ таки двадцать лет прошло. За любым приливом приходит отлив. Что тут еще скажешь… Какисима горько усмехнулся: – Ты в своем репертуаре. Теперь «Напитки Тайкэй» потеряют одного из лучших специалистов. – Да ладно! Ты единственный, кто так считает. – Не скажи… Все признают, что реклама в компании держится на тебе, хотя ты порой и дерзишь начальству. А все, кто работал с тобой в филиале, считают, что потеряли хорошего менеджера. – Ах, менеджера… – хмыкнул я и опять взглянул за окно. Времена, когда я работал менеджером, казались теперь такими же далекими и размытыми, как этот дождливый пейзаж. – Да я ж тогда и не делал ничего толком. Просто держался тех инструкций и правил, которым ты меня научил… – Не говори глупостей! Ты сразу попер своим курсом. Все, кто с тобой работал, прекрасно помнят, как ты бегал по заказчикам. Всех охватить успевал – от самых крупных до розничной мелюзги. Туфли стаптывал, до глубокой ночи контракты подписывал. По выходным на работе торчал. Что, я не помню, как ты своими руками на складе помогал грузовики разгружать? Заказчики это мигом отметили и вспоминают тебя до сих пор. Потому что обычные менеджеры «Тайкэя» держат себя как придворные у трона его величества – на хромой козе не подъедешь. Один ты был не такой. – Да уж. Я в отличие от тебя любил мышцы поразмять… Он окинул меня взглядом и улыбнулся. – Вот и костюмчик твой с галстуком – из тех еще времен. Потому что на таких, как ты, все сразу снашивалось и через каждые пару месяцев приходилось новое покупать. Так или нет? – Может, и так… Давно это было, не помню уже. Дождь за окном все никак не кончался. Я вгляделся в этот пейзаж, и меня вдруг пробил озноб. Я вспомнил, как проснулся сегодня на Роппонги. «Не простудись, клиент! » – сказала мне девчонка из бара. Ничего, Нами‑ тяи. На этот раз, кажется, обошлось. Хотя просыпаться в луже на улице и не схватывать воспаление легких с каждым годом становится все трудней… Мелкий дождь, разбудивший меня на рассвете, теперь лил вовсю, накрывая город клубами серого дыма. – Эй, Хориэ! – окликнул меня Какисима. – Что с тобой? Ты чего такой бледный? Я перевел взгляд на него: – Да нет… Все в порядке. – Какой‑ то ты, брат, сегодня рассеянный, – заметил он и вдруг понизил голос: – Кстати, насчет твоего увольнения. Ты в курсе, что вводить систему увольнений гендиректору помогал лично я? – Да, я слышал. Правда, уже после того, как заявление подписал. Он криво улыбнулся: – Значит, о том, что первый злодей на деревне – наш главный менеджер, слухи уже пошли? Ну и ладно. Черт с ней, с репутацией. Обидно другое… В этой системе мы допустили только один просчет. Выбор, кого именно следует увольнять, мы предоставили начальникам отделов. И при таком огромном штате, как у нас, все превратилось в бездушный конвейер! – Ну что ж. По крайней мере, у нас в рекламном этот выбор был идеальным. – Перестань… Я‑ то думал, чутью Санады можно верить! Откуда я знал, что он такой безнадежный осел?! Пойми, если не считать этой промашки с тобой, – в целом подобная тактика была действительно необходима! Ты ведь сам знаешь, что происходит. За последние четыре года наш текущий платежный баланс только уменьшался. Так? И я тебе больше скажу: уже к концу марта «Напитки Тайкэй» нырнут в минуса! Ты, конечно, скажешь, что на одних инсайдерских сделках можно еще долго тянуть и не беспокоиться, но за всю историю компании мы впервые уходим в минус. Наши акции остаются без дивидендов, и обвала, похоже, не избежать.
|
|||
|