|
|||
Глава шестая 3 страница– Мадьяры… Ховрин не шелохнулся. Ледяным прозрением обрушился на него весь ужас положения, в которое он поставил себя и своих подчиненных. Со стенографической точностью в его мозгу прозвучали сухие строчки будущего рапорта: «Находясь на боевом дежурстве, группа, возглавляемая капитаном Ховриным, потеряла бдительность и, не закончив патрулирование района, расположилась на отдых… Не выставив дозорного, все трое патрульных отложили в сторону оружие и принимали пищу… Ни у одного из автоматов не было патрона в патроннике… Командир группы утратил способность оценивать обстановку и, как следствие, создал ситуацию, в которой свел к нулю боеспособность расчета…» В одно мгновение Ховрин осознал, какую страшную, нелепую, бессовестную ошибку он допустил. Ошибку, непростительную даже зеленому, необстрелянному бойцу. Ошибку, возможно, самую роковую в своей жизни и, что еще ужаснее, – в жизни этих хороших, доверившихся ему мальчишек. Патрульных окружили хмурые люди, вооруженные немецкими «Шмассерами». – Оставайся на месте, советские! – услышал Ховрин над головой резкий голос с сильным акцентом. – Руки в гору! Ротный мрачно усмехнулся: – А десять лет назад нас называли «русские»… – Он сделал вид, что собирается подняться с тротуара. – Сидеть, говно! – долговязый венгр ударил русского капитана ногой в спину. – Свинья советский! Сырцов как стоял с банкой нетронутой тушенки в протянутой руке, так и продолжал стоять, не шевелясь и даже почти не дыша. Андрей тоже замер на месте с недожеванной галетой во рту и с ужасом таращился на небритых повстанцев. Венгры проворно подобрали с асфальта русские автоматы и теперь чувствовали себя в полной безопасности, а потому не спешили с расправой. – Коммунисты? – весело поинтересовался голос над головой ротного. – Я – коммунист, – хрипло ответил тот, – а мальчишки не идейные вовсе, а так… по приказу. – И добавил тихо: – Отпустили бы вы их… – Хороши мальчишки! – не унимался голос. – Моя мальчишки играют в солдатов такие маленький, деревянный… А твой – сами солдат. – Мои тоже играют, – пробормотал Ховрин, косясь в сторону. «Семь человек, – лихорадочно соображал он, – и, наверное, еще трое – за спиной. Четыре автомата, три винтаря… Ничего не сделать… Покрошат в укроп». – Я всегда надеялся, – продолжал он громче, – что наши дети будут только играть в войну… – Тогда зачем вы сюда пришел? – Венгр вышел из‑ за спины ротного и присел на корточки прямо перед ним. – С автоматы. – Ну ты тоже не с рогаткой, – пробормотал Ховрин, кивая на «Шмассер». Долговязый венгр, увлеченный начавшейся дискуссией, в которой, вероятно, ему было что сказать, не заметил, что загородил русского офицера от своих товарищей. «Это твоя ошибка, герой, – спокойно подумал ротный. – Если взялся за оружие, научись сначала воевать. И не с безоружными людьми, а с советским солдатом! » Не меняя выражения лица и не делая движений плечом, он с ловкостью фокусника вынул из подсумка гранату, перекинул ее в другую руку и, сунув кулак под нос опешившему венгру, молниеносно вынул чеку. – Нажмешь на курок, и твои мозги будут собирать с мостовой детским совочком, – на всякий случай объяснил он произошедшую перемену растерянному оппоненту. – Не стрелять! – по‑ венгерски взвизгнул тот, с ужасом таращась на багровый русский кулак с зажатой гранатой. – Правильно понимаешь, – удовлетворенно констатировал Ховрин и, не поворачивая головы, приказал своим похолодевшим от ужаса «мальчишкам»: – Сырцов! Голота! Бегом – марш отсюда! – Товарищ капитан… – пролепетал Андрей. – Это приказ! – перебил ротный. – Бегом, я сказал! Не выпуская из рук банку с тушенкой, Сырцов попятился, ухватив за рукав Голоту. Тот послушно отлепился от тротуара и, с трудом перебирая одеревеневшими ногами, потащился за другом. Венгры расступились, пропуская горе‑ патрульных. – Я повешу тебя на фонарный столбе! Оккупант! – сквозь зубы процедил венгр, глядя в глаза Ховрину. – Возможно, – спокойно ответил тот. – Но еще вернее это произошло бы с тобой, если б не моя оккупация. – Я на своя земля, – продолжал венгр. – А ты захватитель. – Эта земля полита моей кровью, – устало возразил ротный. – Моей и моих товарищей. – Я не просил тебя поливать кровь. Моя земля не нужна твоя кровь. – Значит, ей нужна твоя, – холодно резюмировал Ховрин. – Третьего не дано. – Я готов поливать своя кровь, – прохрипел венгр. Ховрин вздохнул. – Ну что ж… И мне не привыкать… И капитан разжал пальцы. Взрывом выбило стекла в ближайших домах. Раскатистое эхо, словно вода из водонапорной башни, хлынуло в переулки и пустые дворы, заставив содрогнуться немые деревца с почти облетевшей листвой и спугнув сонных голубей с тихих, мирных крыш. Сырцов и Голота остановились как вкопанные посреди пустынной улицы, настигнутые этим жутким раскатом. – Ротный… – прошептал Андрей, и глаза его наполнились слезами. – Он погиб, спасая нас! – прохрипел Гришка, едва переводя дух. – А мы драпаем, как зайцы! Сейчас припремся на площадь… Без командира, без оружия… Зато с тушенкой! – и он со злостью отшвырнул банку, которую все еще держал в руках. – Оружие! – спохватился Голота. – Там остались наши автоматы! Гришка уставился на друга: – Ты что, предлагаешь вернуться?.. Андрей закивал: – Конечно! Заберем «калаши»… Не так позорно будет в расположении появиться. – И он повернул обратно. – Подожди! – взвизгнул Гришка. – Я не запомнил дороги! – Здесь рядом! – через плечо бросил Голота. – Соседняя улица, кажется. Он нырнул в арку и, оказавшись в незнакомом переулке, снова остановился. – Может, не надо? – маялся у него за спиной Сырцов. – Там все в крови… А я не переношу вида крови. – Не тот переулок, – озабоченно пробормотал Голота, не обращая внимания на Гришкины жалобы. – Назад! Он опять миновал арку, выскочил на улицу, добежал до крохотного перекрестка и, удостоверившись, что Сырцов трусит следом, повернул за угол. Первое, что он увидел, был советский танк. «Тридцатьчетверка» стояла в самом конце улицы, перегородив проезжую часть и повернув башенное орудие в сторону обезумевшего от радости Голоты. – Наши! – он сорвал с головы пилотку и спрыгнул с тротуара. – Ребята! Ему было хорошо видно, как в танке откинулся люк и молодой парнишка в шлеме, высунувшись из машины, что‑ то закричал ему, отчаянно жестикулируя. Голота не сразу сообразил, почему не слышно крика. Улица – узкая. А до танка – метров сто, не больше… Много позже Андрей пытался понять, почему не слышал многоголосого шума за своей спиной. То ли он был оглушен страхом, то ли шок от пережитого за последние несколько часов просто‑ напросто заложил ему уши, но он так и не услышал ничего – ни свирепого гула приближающейся разъяренной толпы, ни крика танкиста, пытавшегося предупредить его об опасности. Когда он наконец догадался обернуться – было поздно. Искаженные яростью лица людей, вооруженных охотничьими ружьями, лопатами, палками и пивными бутылками, оказались гораздо ближе, чем спасительная «тридцатьчетверка». Андрей в ужасе попятился и машинально вскинул руки. Еще секунда, и он, конечно, был бы сметен кровожадной толпой, разорван на части, затоптан десятками ног. Казалось, ему не хватало всего лишь мгновения, чтобы спастись, того самого мгновения, на которое всегда опаздывала его жизнь, и – того самого, которое она же и дарила ему в последний миг. Из переулка, прямо под ноги толпе, выскочил Гришка Сырцов. Он пытался поспеть за своим товарищем, а в итоге спас ему жизнь. Сырцов оказался тем самым препятствием на пути разъяренной толпы, споткнувшись о которое она потеряла только что выигранные у Голоты секунды. Как на замедленной кинопленке Андрей увидел десятки рук, потянувшихся к Сырцову, его искаженное ужасом смуглое лицо, тонкие губы, скривившиеся в немом отчаянии. Гришка упал не сразу. Он сделал попытку вырваться из почти сомкнувшихся над ним щупалец монстра, дернулся вперед всем телом и вскинул руки к небу, норовя покрепче ухватиться за протянутый ему во спасение тонкий луч ледяного солнца. Толпа поглотила Сырцова и остановилась на миг, пережевывая и переваривая его в своем урчащем, бушующем желчью чреве. Холка кровожадного монстра ощетинилась шерстью взметнувшихся в воздух лопат. Они опустились разом с глухим и сырым треском, превращая в кровавое месиво тело мальчишки, успевшего в жизни только одно – стать солдатом… Жуткая расправа над Сырцовым заняла у толпы не более пяти секунд, но их оказалось достаточно, чтобы Голота в несколько диких прыжков преодолел половину расстояния, отделявшего его от советского танка. Теперь разъяренный монстр уже не мог дотянуться до него своими страшными щупальцами. – Давай, друг! – крикнул танкист, высовываясь из люка по пояс. И Голота услышал. К нему вернулась способность слышать и чувствовать. И она оказалась острее и ярче той, что была в другой жизни – в далеком детстве, отставшем и потерявшемся несколько часов назад. Он почему‑ то вспомнил сейчас, как очень давно в петрозаводском кинотеатре «Победа» сломался проектор, и звук на экране сильно отставал от изображения. Это было сначала смешно, а потом жутко. Словно одна жизнь опережала другую, и они обе были правильные и настоящие. И в одной жизни можно было предсказывать другую, пророчествовать на пять секунд вперед. Киномеханика освистали, и он запустил картину с самого начала. Смотреть и слушать стало лучше, ярче и понятнее, чем если бы фильм сразу показали нормально, без поломок и помех… За спиной захлопали охотничьи ружья, и картечь мелким горохом посыпалась на тротуар прямо перед танком. До молодого танкиста в шлеме оставалось не более тридцати шагов, когда десятки невидимых кулаков больно ударили Голоту в спину. Он споткнулся, кубарем прокатился несколько метров по мостовой, судорожно дернулся, чтобы встать и продолжить путь, но уже не смог подняться. Тупая боль прорвалась от лопаток к самому сердцу, вытолкнула дыхание из груди вон, обожгла легкие и плеснула тяжелым, обжигающим огнем в голову. Андрей медленно перевернулся на живот, ткнулся лицом в асфальт и затих. Он уже не видел, как полыхнуло огнем башенное орудие танка и взбешенную толпу раскидало на части. Хвост тысячеголового монстра рассыпался на множество крохотных кусочков. Уцелевшие люди бросились врассыпную, поливаемые огнем двух автоматчиков с брони холодной «тридцатьчетверки». Улица в одночасье покрылась кровавой гречкой изуродованных и агонизирующих тел. Чуть позже в этой жуткой россыпи, оставленной вакханалией беспощадных расправ, нашли зарубленного лопатами Сырцова и посеченного картечью Голоту. Последнего удалось спасти.
Андрей лег на шконку и отвернулся к стене. Пустота. Кажется, душу выхолостили, а усыпленный мозг еще вздрагивал в голове, силясь что‑ то осмыслить и понять, но уже – вяло, безжизненно и отрешенно. Мозг медленно наливался свинцом и немел, как немеет язык, на который прыснули новокаином. Голота лежал с открытыми глазами и чувствовал, как ослабевает дыхание. «Я умираю…» – подумал он равнодушно. Нет, он уже не боится смерти. Сейчас, в душной камере, за несколько дней или даже часов до расстрела, она наконец убедила его сдаться. Теперь он не будет сопротивляться ее соблазнительным речам и похотливым объятиям, не станет обманывать и отталкивать. Ее ласки, наверное, еще более сладкие, чем те, что могла бы дарить ему единственная в жизни женщина, которую он любил, с необычным, как и она сама, именем Веста. Андрей вяло попытался вспомнить, как выглядит смерть. Ну конечно! – Он моргнул и часто задышал. – Они так похожи! Одно лицо! Одна фигура. Как же он сразу не догадался, как не обратил внимания на это потрясающее сходство! Ведь тогда, в шестидесятом, он должен был помнить облик смерти. Почему сразу не вздрогнул, когда увидел Весту? Почему у него не заколотилось в страхе сердце? Наверное, потому, что оно заколотилось от любви…
Комиссованный из армии, без образования и работы, Андрей долгое время упивался собственной слезливой значимостью. Он шлялся по пивным и закусочным, где непременно находил благодарных слушателей, внимавших молодому, но уже «видевшему жизню» парню с сочувствием и деланным уважением. – Я порох нюхал! – объяснял захмелевший Голота очередной компании в рюмочной. – Друзей терял! Смерть видел вот так, как тебя, зяблик копченый! – И он снисходительно похлопывал по плечу какого‑ то мужичка. Тот кивал и… подливал. Андрею не требовались деньги на выпивку. Его охотно угощали в любой «стекляшке», закусочной или в пивной. Каждую неделю к Голоте наведывался участковый. Тот самый, который говорил, что армия сделает из него человека. – Тебе же всего двадцать лет! – качал он головой, наблюдая, как Андрей мучается похмельем. – А ты жизнь в унитаз спускаешь! Почему до сих пор не работаешь? Клятвенно обещал устроиться месяц назад! Учти, Голота, еще неделя, и я не посмотрю на твое «героическое прошлое». Привлеку за тунеядство! – Пожалейте его, товарищ старший лейтенант, – причитала тетя Таня. – Дайте еще время – парень оправится. Он ведь только‑ только жить начинает… – Плохо начинает, – подытоживал участковый, – плохо. – Я порох нюхал… – хмуро затягивал Голота обычную песню. – Друзей терял… – Он устроится, – поспешно заверяла тетя Таня милиционера, – вот увидите, придет в себя – и сразу устроится.
Голота, действительно, время от времени «начинал новую жизнь». Он работал сезонным продавцом мороженого, экспедитором на хлебопекарне, администратором в пневматическом тире, но нигде не задержался больше полугода. Всякий раз он тыкал в нос участковому справкой с нового места работы, и когда тот оставлял его в покое, уходил в очередной загул. Однажды тетя Таня, хлопнув ладонью по столу, положила перед племянником листок бумаги с несколькими строчками, выведенными аккуратным женским почерком. – Вот тебе еще одно место! Коль и оттуда сбежишь, я знать тебя больше не хочу! Это Пал Палыч похлопотал. Если подведешь и оскоромишься – лучше уходи из дому! Андрей лениво взял листок, скользнул равнодушным взглядом по строчкам и уже собирался небрежно бросить его обратно на стол, как вдруг задержал руку, опять пробежал глазами написанное, словно не доверяя собственному зрению, и пробормотал удивленно: – Кинотеатр «Победа»?..
Голота стал киномехаником. Он охотно и достаточно быстро освоил эту немудреную специальность и теперь с утра до позднего вечера пропадал в своей будке, пропахшей теплой пылью и жженой пластмассой. Ему нравилось возиться с пленкой, заряжать ее в проектор, заставляя скользить в хитром лабиринте валиков, зажимов, зубчиков и пазов, перематывать с одной тяжелой катушки на другую, вдыхать ее чудесный, неповторимый запах. Нравилось получать новый фильм по накладной и горделиво перетаскивать банки из машины к себе в келью мимо праздных зевак, как феодалу, которому принадлежит право первой ночи с чужой невестой. Нравилось небрежно прогуливаться у самой лестницы центрального входа в кинотеатр за час до сеанса, наблюдая, как озабоченно спрашивают граждане друг у друга лишний билетик. Но больше всего нравилось Голоте таинство рождения невзаправдашней, но такой волнующей и интересной экранной жизни. Наблюдать историю чужой любви или ненависти сквозь крохотную амбразуру окошка киномеханика было гораздо занимательнее, чем из зала. Кроме того, Голота чувствовал себя безраздельным хозяином этой любви и ненависти, собственником страстей, печалей и радостей. Он мог выдавать их порционно. От его желания зависело экранное счастье. Он щелкал тумблером проектора, и десятки людей в переполненном зале умолкали, зачарованные вспыхнувшим в темноте чудом, сотворенным для них волшебником из кинобудки. А еще Голота вдруг заметил, что стал нравиться девушкам. Они строили ему глазки, дарили обворожительные улыбки и просились в кинобудку на последний сеанс какой‑ нибудь импортной, модной картины. Андрей не отказывал. Каждый вечер он проводил одну из девушек по служебной лестнице к себе в келью, поил чаем, потом делово и горделиво заряжал пленку, придвигал табурет, усаживал гостью перед амбразурой и щелкал тумблером проектора. После сеанса девушка поднималась с табурета, оглаживала юбку, потягивалась, чмокала Андрея в щечку и исчезала. Между тем, приятели завидовали Голоте. – Повезло тебе, Дрон, – сказал как‑ то Владик Петрушевский, в недавнем прошлом неизменный собутыльник и участник всех рюмочных посиделок своего друга. – Ты их там всех чпокаешь по очереди? – Кого? – не понял Андрей. – Ну… баб, – Владик подмигнул. – В кинобудке – самое оно! Андрей нахмурился. – Они же кино ходят смотреть, а не чпокаться. У Петрушевского округлились глаза. – Ты серьезно, кореш? Ну тогда, извини, ты – полный осел! Уж я бы не растерялся! – Мне не по себе как‑ то, – неохотно признался Голота. – Не знаю, с чего начать, как подступиться… Словом, робость какая‑ то… – От кого я это слышу?! – театрально изумился Владик! – От героя войны! Храбреца‑ фронтовика! Послушай меня, мужчина, тебе и подступаться не нужно. Стоит только приобнять голубу, как бы невзначай, рукой провести, где надо – и она твоя!.. К науке брать штурмом высоты и крепости это не имеет никакого отношения. Через пару дней, глотнув для храбрости портвейна, Голота пригласил в кинобудку смазливую юную особу по имени Оля Морозова. Это была улыбчивая рыженькая девушка лет восемнадцати с красивыми карими глазами и широкими скулами, заметно выступающими на миловидном загорелом лице. Морозова жила по соседству с Голотой, и он частенько ловил на себе ее игривый взгляд, когда шел через двор на работу или когда стучал с мужиками в домино под старыми, пыльными липами. – Сегодня привезли французскую картину, – сказал ей Голота. – Приходи ровно в семь. Я встречу. И Оля пришла. Она сидела на табурете в легком цветастом сарафане, сложив руки на загорелых коленках, пока Андрей заряжал пленку в проектор, и в тесной кинобудке тяжело плавал приторный запах ее духов. Голота ловко управился с первой катушкой, проверил затвор, потом открыл следующую банку, отмотал пленку и стал пристраивать ее на второй проектор. – А зачем два аппарата? – спросила Морозова. – Подойди, покажу, – кивнул Голота. Девушка охотно встала с табурета, подошла к проектору и наклонилась к окошку, вглядываясь в матовую темноту зала. – Фильм состоит из нескольких частей. – Андрей встал у нее за спиной, чувствуя, что сердце выпрыгивает из груди. – Когда подходит к концу первая часть, – он невзначай положил руку девушке на бедро, – то на экране в правом нижнем углу появится такой кружок… – Он встал вплотную к девушке и, тоже наклонившись, скользнул рукой по ее животу к груди. – Такой… кружочек… – Кружочек? – переспросила Оля, не шевелясь и не убирая руку Андрея. – Кружочек, – подтвердил он хрипло, одной рукой ощупывая упругую грудь девушки, а другой пробираясь ей под подол. – Такой белый… кружочек. – И что? – в стекле окошка было видно отражение Олиного лица. Она закрыла глаза. – Этот кружочек означает, – Голота провел рукой между ног девушки, – что я должен включить второй проектор… Но – пока без изображения… – Как же можно?.. – еле слышно спросила Морозова, – … без изображения… Она чуть‑ чуть раздвинула ноги, чтобы Андрею было удобнее хозяйничать под подолом. – А для этого существует… – у Голоты закружилась голова. Он зацепил пальцами Олины трусики и потянул вниз, – …второй кружочек, – прошептал он, с жадностью лапая прохладные ягодицы своей гостьи. – На втором кружочке я должен запустить изображение… – Запускай… – выдохнула девушка. Андрей задрал ей подол, обнажив розовую попку с родинкой, и принялся судорожно расстегивать собственные штаны. Подол сполз обратно. Голота опять его поднял и стал удерживать одной рукой, другой пытаясь справиться с предательски тугим ремнем. – Запускай! – нетерпеливо повторила девушка, прогибаясь на манер кошки и потираясь щекой о собственные руки, сложенные на краешке киноамбразуры. – Щас я, щас… – Андрей наконец одолел застежку на ремне и приспустил штаны до колен. – Запуска… аю…
Через несколько минут он отпрянул, вытер ладонью лицо и неуклюже натянул штаны. Девушка достала носовой платок из накладного кармана сарафана, протерла им между ног, ловко подцепила туфелькой с пола сползшие трусики и, обернувшись к Андрею, весело поинтересовалась: – А зеркало здесь есть? – Нету… – Голота вдруг почувствовал неловкость. – Знаешь, я… ну, словом… – Что? – в Олиных глазах прыгали озорные искорки. – Я ведь… и жениться могу, – выдавил наконец Андрей. Девушка расхохоталась, чем привела его в еще большее смущение, потом неожиданно посерьезнела: – Можешь или хочешь? Андрей пожал плечами: – Хочу… Ольга медленно подошла и обвила его шею руками. Трусики, зажатые между пальцами, теперь свисали у Голоты с плеча. – Ну тогда – женись, – прошептала она. – А ты… – Андрей не сразу нашел нужные слова. – Ты разве… любишь меня? – Конечно, люблю, – девушка смотрела ему прямо в глаза. – Ты разве не понял? Голота даже забыл, что до сеанса остались считанные минуты, и зал, тонущий в полумраке за тусклым, запотевшим окошком кинобудки, нетерпеливо гудел. – Давно? – спросил он, чувствуя, что выглядит глупо. Девушка поправила на запястье аккуратные часики с тонким ремешком: – Уже почти пятьдесят минут. Андрей хмыкнул. – А теперь, – Морозова улыбнулась, – включай свою бандуру, – она кивнула в сторону проектора. – До белых кружочков у нас еще есть время…
Они расписались той же осенью. – На ком? – переспросил участковый тетю Таню. – На Морозовой? Из четвертого дома? – Он поджал губы. – Не везет парню… Татьяна Михайловна махнула рукой: – Да хоть прикладываться к бутылке перестал! И то счастье. Голота, действительно, забыл дорогу в пивную. С появлением в его несуразной судьбе рыженькой Оли Морозовой что‑ то поменялось в сознании, щелкнул невидимый тумблер, как в кинопроекторе, и закрутилась другая жизнь – яркая, новая и будто бы невзаправдашняя. Уж кто, как не он, должен был знать, что светлое чудо длится недолго. Его хватает лишь на одну катушку пленки – до белых кружочков в нижнем правом углу… Но тогда Андрей полюбил Ольгу. Она была его первой женщиной и, возможно, поэтому оставила след не только в трусах, но и в душе. Он носился с молодой женой как с писаной торбой, и, казалось, мир вокруг стал понятнее и лучше. К Андрею вдруг со всей очевидностью пришло прозрение: он хочет детей. Его собственное, задушенное в слезах и страхе детство теперь рвалось наружу всей силой нерастраченной любви, нежности и тепла. – Роди дочку, – умолял он Ольгу. – Не будет на свете человека, счастливее меня. Та пожимала плечами: – Всему свое время… Но время для появления на свет дочери Андрея Голоты так и не пришло. Много позже он спрашивал себя, откуда появилась у него такая яркая, осознанная необходимость во что бы то ни стало иметь ребенка. И обязательно – дочь. В самом этом желании не было ничего необычного. Скорее, оно было естественным и нормальным для женатого молодого мужчины. Но вместе с тем оно превратилось для Голоты в нечто большее, чем просто жажда отцовства. Оно обрело для него почти мистический смысл, словно от дочери зависело не только его собственное будущее, но и сама жизнь. Возможно, эта несуществующая девочка и была тем самым плодом, которую ждал от смоковницы господин, а ее рождение и судьба – предлогом ожидания, надеждой виноградаря, просящего своего господина повременить еще… Но мучительные рефлексии стали душить Голоту потом, а тогда, в конце пятидесятых, он просил жену: – Роди дочку…
В канун нового, 1959 года Андрей пришел с работы раньше обычного. – А где Ольга? – спросил он с порога тещу. – Опять дома нет. Та поджала губы, зачем‑ то провела рукой по скатерти и, присев на краешек стула, вздохнула, не глядя Голоте в глаза: – Бросил бы ты ее, Андрюша… Не родит она тебе… Теперь уже точно не сможет. – Что за новости? – нарочито весело отреагировал Андрей, но нутром почувствовал неладное. – Что значит – теперь? – Вычищается она. – Женщина встала, передвинула на столе тарелку и опять опустилась на стул. – В больнице она, понял? – В больнице? – У Голоты потемнело в глазах. – Вычищается? Это что?.. – Он даже похолодел от страшной догадки. – Это она… аборт, что ли, сделала? – Второй раз за год, дуреха, – кивнула теща. – Как Хрущ разрешил это безобразие – и таиться все перестали, бесстыдницы! Голота выронил сумку. – Она… убила моего ребенка?! – Если б твоего… – буркнула женщина и осеклась. Андрей таращился на нее и беззвучно шевелил губами. – Не твоего, – осмелев, решительно произнесла теща, – Илькиного. Я ее предупреждала, дуру! Но разве она слушает мать? Я уж и… – Кто такой Илька? – хрипло спросил Голота, не сводя ледяного взгляда с болтливой женщины. Та развела руками, мол, не знать, кто такой Илька, по меньшей мере, стыдно. – Ильшат Закиров. Нашей дворничихи сын. Ну… он еще в футбол гоняет во дворе. Уж скоро тридцать, а все гоняет… Андрей почувствовал, как кровь отхлынула от лица. – Ильшат Закиров… – повторил он тихо. – Ну да, – покачала головой женщина, – уж третий раз брюхатит Ольку. По перворазу – это когда еще с нее, двенадцатилетней, плонбу сорвал, охайник. А теперь опять за свое, значит… Я уж ее и чехвостила, беспутную! Ведь и замужняя теперь, а туда же! Опять Закиров! Да был бы кавалер! А то ведь и мал, как вошь, и ноги кривые… – Два раза за год… – пробормотал Голота. – И больше не сможет иметь детей… Какая дрянь!
Он ничего ей не сделал. Даже не выговорился. Просто ушел. И пил две недели. Голота вообще никогда не поднял руку на женщину. Жуткая, не укладывающаяся в сознание трагедия с Анной стала, вероятно, необъяснимым исключением. Но до Анны, до дружбы с ней и с ее мужем Костей Бабицким, была в судьбе Голоты еще одна женщина. Та самая, единственная и главная любовь его жизни, с глазами, похожими на глаза соблазнительной красавицы по имени Смерть.
В январе 1960 года привезли новую картину. Голота принял ее по накладной жутким, морозным вечером. Он долго ждал, пока ему отдадут коробки, и прыгал перед киноперевозкой с ноги на ногу, пытаясь согреться и унять противную дрожь. Знакомая улица в этот, еще не совсем поздний час казалась пустынной и чужой. Вьюга раздраженно раскачивала желтый фонарь под узким козырьком служебного входа. Сугробы, выросшие за день по самые окна первого этажа, теперь взрывались при каждом резком порыве ветра мириадами колючих хлопьев. Служебный дворик перед театром оказался занавешенным от прохожих рваной снежной простыней. В этой крутящейся колючей белой стихии, в которую злобно и беспомощно то и дело плескал тусклым светом фонарь, заглохший грузовичок с выключенными фарами, на котором развозят по кинотеатрам копии фильмов, выглядел убитым исполином. – Эй! – нетерпеливо позвал Голота. – Умерли все, что ли? Я сейчас от холода дуба дам! Люди в машине, однако, не торопились. Полуторка коченела под снежной простыней, как неопознанное тело в морге. Неожиданно колючая мгла шевельнулась, и на Голоту из темноты шагнул человек. Андрей вздрогнул от неожиданности и попятился. Невысокий мужичок в драповом пальто с вытаращенными глазами и мертвенно‑ бледным лицом, казавшимся еще белее под черной кроличьей шапкой, ухватил Голоту за рукав и, зачем‑ то оглядевшись по сторонам, прохрипел: – Сорок третий номер!.. Смерть дышит тебе в затылок!.. Голота задохнулся от ужаса, на миг остолбенел и, вдруг поскользнувшись, машинально вцепившись руками в драповое пальто, съехал прямо под ноги странному незнакомцу, увлекая его за собой. Мгновенный ужас, остудивший грудь, теперь съежился в точку где‑ то на вздохе. Андрей опомнился от страха, увидев, как мужичок барахтается в снегу. Кроличья шапка отлетела в сугроб, и Голоте стали хорошо видны слипшиеся белые волосы таинственного гостя. Не давая ему опомниться, Андрей привстал на одно колено и, изловчившись, всадил тяжелый удар кулаком в белый лоб. Мужичок, пытавшийся было подняться на ноги, снова потерял равновесие и рухнул навзничь. В ту же секунду стукнула в темноте дверца полуторки, и чей‑ то голос встревоженно позвал: – Вовка! Ты чего там?.. – Убивают! – жалобно отозвался Вовка из сугроба. – Нападение на сотрудника Госкино! Голота вскочил на ноги и, тяжело дыша, повернулся на голос, доносившийся от машины. Второй мужичок, в точно такой же кроличьей шапке, как и у первого, застыл в нерешительности возле киноперевозки и испуганно таращился на Андрея. – Ты чего, гад? – взвизгнул он. – Мы тебе кино привезли, сволочь, а ты дерешься! Голота нахмурился и вытер рукавом лицо. Ему не хотелось признавать, что по малодушию обознался и совершил глупость. И он мрачно спросил: – Какое еще кино? – «Сорок третий номер»! – укоризненно крикнул вываленный в снегу Вовка. – Я ж говорю: обалденная лента про остров, сокровища и убийства! – Он с трудом поднялся на ноги и, потирая снегом ушибленный лоб, принялся искать оброненную шапку.
|
|||
|