Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОЛОГ «Аника-воин, он же фея кукол».



Аника-воин (стоит посередине сцены, окруженный альбомами, цветочными корзинами, старинными кувшинами, люстрами, коврами, статуэтками. По щеке Аники катится одинокая крокодилова слеза. Говорит, как пишет). — Друзья мои! (гладит альбом по крышке)… Дорогие мои действующие вещи (треплет цветочную корзину по бокам)!.. Талантливые и чуткие интерпретаторы моих чувств и дум (нежно целует узкогорлый кувшинчик)!.. На вас, родные вещи, я возлагаю все мои надежды… вы сделаете мне успех (дружески ерошит пушистый ковер)… На действующих лиц, любезные моему сердцу аксессуары, надежда плоха, вы это понимаете… Действующие лица тогда лишь могут вывезти автора, когда они пересажены на сцену из жизни или созданы творческой фантазией поэта… Но действующие лица, взятые напрокат из малопонятных умных книжек и свалянные из газетных передовиц, — к чему они, о друг-кувшин, и ты, о нимфа… тьфу… корзина?.. Какой в них смысл — в этих безжизненных куклах и какой актер сумеет вдохнуть жизнь в эти сухие формулы на ножках, плод сухого ума?.. Я сознаю это и поэтому обратил весь мой светлый гений (целует кончик своей бакенбарды), всю мою творческую силу (гладит себя по жилету) на создание действующих вещей — вещей, полных жизни и правды!.. (Растроганно. ) Подойдите ко мне поближе, о сто фраков, творчески задуманных мною у Дюшара… Приблизься и ты, дивно рожденный фантазией кувшин, и ты, творчески вызванный к жизни типичный самовар, и ты, гениальная шампанская бутылка, сотворенная в тиши моего кабинета!.. Придите в мои объятия, дорогие дети!.. (Бросается на шею дюшаровскому фраку, но отскакивает как ужаленный, заметив, что во фраке торчит актер. После паузы. Строго. ) — Зачем вы здесь, жалкое действующее лицо? Кто позволил вам нарушить своим неуместным присутствием созданную мною с такой гениальностью гармонию действующих вещей?!.

Актер (из фрака. Уныло). — Я не виноват, ваша репертуарность… Посадили меня, — вот я и сижу.

Аника-воин. — Кто смел посадить вас в дюшаровский фрак?

Актер (уныло). — Их постановочность повесткой известили, чтобы, значит, влезть…

 

Аника-воин вытаскивает актера из фрака и выбрасывает его за кулисы. Затем бросается в объятия к опроставшемуся фраку и обливает его слезами. Прочие действующие вещи шумно выражают свой восторг. Альбом хлопает крышкой по плечу Аники-воина. Две цветочные корзины обнимаются. Шифоньерка падает в истерике.

 

Бутафор (входит с лампой). — Лампу, вот, принес… Куда ее?.. Сюда, что ли? (Хочет поставить лампу на стол, но стол подставляет ему ножку. Лампа вылетает из рук бутафора и разбивается вдребезги. )

Аника-воин (бросаясь на бутафора с кулаками). — Изверг!.. Злодей!.. Что ты сделал?!. {258} Да понимаешь ли ты, что ты сделал?.. Ты разбил мою гениальную лампу… плод моего творческого вдохновения… лучшее создание моего гения!.. О, ужас! Разбита лампа, которая должна была явиться посредником между мною и толпой, лампа, которая должна была проводить мою идею… разбита главная действующая вещь, без которой смысл пьесы останется темен и непонятен. (В отчаянии падает в объятия кресла, целуя и обливая слезами его ручки и продолжая кричать. )

 

Стол, виновник несчастья, краснеет как рак.

 

Старший гений (вбегает). — Что здесь за шум?.. Что случилось?.. (Замечает разбитую лампу. Немея от ужаса. ) — Раз… би… та лам… па?..

Аника-воин (слабым голосом). Vous l’avez dit [Вы это сказали — фр. ]… Разбита главная действующая вещь моей пьесы (рвет на себе волосы)… Разбит труд целой жизни… (рыдая)… Разбита лампа…

Старший гений (с ужасом). — И у нас нет дублерши?..

Аника-воин (страдальчески). — Vous l’avez dit… и у нас нет дублерши…

Старший гений (приглаживая волосы, которые становятся дыбом). — Что же будет с пьесой?

Аника-воин (чуть слышно). Придется отложить спектакль…

Старший гений (рыдая как ребенок). — Ужас… ужас… Но это вы виноваты, Аника… Как же это так случилось, что вы не позаботились о дублерше для главной действующей вещи?..

Аника-воин. — Из ума вон… Для всех есть дублеры и дублерши… Для кувшина есть превосходный дублер, для корзин, для шампанской бутылки даже, а для лампы нет… Бог разум отнял…

Бутафор (робко). — Ваша репертуарность, не извольте так убиваться, я к Мерилизу[ccclxxix] пошлю за другой лампой!..

Аника-воин и Старший гений (вместе). — Вандал!.. Невежда!.. Варвар!.. Вон отсюда.

 

Старший гений протягивает руку Анике. Аника с чувством пожимает ее.

 

Старший гений. — Я понимаю вас, Аника… Я вас понял… Сегодня же прикажу выпустить анонс следующего содержания: «Первое представление новой пьесы Владимира Ивановича Аники-воина за поломкою одной из действующих вещей, исполнительницы главной роли, откладывается на неопределенное время до подыскания дублерши».

Аника-воин (растроганный). — Благодарю вас, гений.

Старший гений. — Я понимаю вас, Аника.

 

Обнимаются и целуются. Действующие вещи лижут им сапоги и руки. Альбом хлопает крышкой попеременно по плечам обоих. Стол, виновник катастрофы, кончает самоубийством.

Занавес.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.