|
|||
Фрида Абрамовна Вигдорова 13 страница- Я люблю строптивых. Ну, по рукам? - Подумаю. Он всегда так отвечал ей: " Я подумаю". Но потом обычно соглашался. Работать с ней было интересно. Согласился он и сейчас. Они работали втроем Поливанов, Марина и Колесов. И полоса вышла хорошая, яркая. Ее хвалили в редакции, но Поливанов знал, что из нее что-то ушло. Как сквозь пальцы. Горечь ушла. То одно убрали, то другое. И трудные судьбы стали легкими. А дома Леша сказал: - Это непохоже на твои рассказы об этом районе. Твои рассказы были покрепче... - Многое выпало при сокращении. Затевали разворот, дали полосу. - А зачем ты согласился? - спросила Саша. Вот всегда так: " Митя, зачем ты согласился? " Он сейчас за все перед всеми в ответе. Раньше Леша преклонялся перед тем фактом, что Митя журналист. А теперь он выкапывает разные истории и все с одной целью: унизить журналистов. И любит между делом вспомнить то одно, то другое. - Было раз, пристал ко мне один из ваших: о чем выдумаете во время воздушного боя? Я ему: " О чем мне думать, если я стреляю? Ну, чтоб попасть, чтоб не заело пулемет, чтоб в меня не попали". А потом читаю в газете: оказывается, я думал во время боя о своей первой любви. Уж в следующий раз я ему сразу выдал все что требуется: думал про первую любовь. Думал про то, как вступал в пионеры. И он записывал... И вот читаю твою полосу и вижу: через каждые пять слов - вранье. А Саша: - Объясни мне, пожалуйста, почему называют врагом человека, которому не нравятся " Флаги на башнях"? Я очень люблю Макаренко, но почему нельзя сказать, что " Флаги на башнях" не такая хорошая книга, как " Педагогическая поэма"? Критику не нравятся " Флаги на башнях", - значит, он враг? И хотя не Митина газета ругала человека, которому не нравятся " Флаги на башнях", он чувствовал себя в ответе. Когда-то он отвечал только за себя. Теперь он отвечает за всех. За все. Никто не поручал ему этой ответственности, он сам взвалил ее на свои плечи. Зачем? И что он, собственно, может сделать? Он не будет бороться с ветряными мельницами, это бессмысленно. И потом он не согласен ни с Лешей, ни с Сашей. У Саши очень длинный счет: зачем выругали " Далекие годы" Паустовского? Что худого в стихах Ахматовой? То и дело они спорили до хрипоты. - Я не могу убиваться из-за того, что выругали Ахматову или Паустовского, - говорил Поливанов. - Это несправедливо, согласен, но это второстепенно, понимаете? Меня гораздо больше волнует то, что делается в сельском хозяйстве, я вот только-только приехал из Сибири и могу сказать, что... - Ты говоришь о литературе так, как будто она - сладкое на обед, третье блюдо. А литература это тоже пища... Саше очень хочется сказать: " пища для души", но она знает, что в ответ посыплются насмешки, упреки в сентиментальности, книжности и еще всякое. Поэтому она обрывает себя на полуслове. - Ладно, пускай литература - это второстепенно, а зачем тогда специальные постановления? - говорит Леша. - Значит, не второстепенно. И правильно: не второстепенно, и Саша права. Сельское хозяйство - важно, индустрия - тоже важно, армия - чего важнее. Но ведь сельское хозяйство, армия, заводы - это же люди. - Людям прежде всего надо есть и пить, - угрюмо отвечает Поливанов. - А мне не безразлично, какие люди едят и пьют, - говорит Саша. - Я хочу, чтоб это были не подлецы. А литература строит душу. Слово сказано: душа! Этого Поливанов стерпеть не может. - Нет, дорогие друзья, - говорит он, - мне неясно, зачем Леша пошел в Жуковку, а ты подумываешь о мединституте. Вам обоим надо было работать на ниве народного просвещения. И сеять - как это там? - разумное, доброе, вечное. - Я люблю, когда глаза у человека открыты, - говорит Саша. - А ты хочешь засыпать глаза песком. А тебе этого нельзя, ты журналист, - говорит Леша. - Кстати сказать, из твоих очерков не видно, что с сельским хозяйством у нас плохо. Полоса ваша вон какая радужная. - Но я же объяснил тебе, что при сокращении... Черт побери, чего от него хотят? Что он может сделать? Переквалифицироваться? Он сменил однажды профессию и ухнул в яму, и вдруг поймал за хвост синюю птицу; эта, новая, оказалась прекрасной. Замечательной. Лучше, кажется, не бывает. Конечно, трудно. Тот первый год в редакции теперь кажется ему безоблачным. А дело Сережи Кононова... Легчайшее из легких. Да, потом все пошло трудней И трудней... Чего Саша и Леша добиваются? Чтобы ему опротивела редакция? Этого они, что ли, хотят? А в редакции, может, начнутся иные времена: новый редактор! Прежнего шефа - в почетную отставку. А новый сидит в кабинете и уже действует. Невысок. Приземист. Очкаст. Не так чтобы красив, но умен несомненно. Умные губы и пристальный, спокойный взгляд. И он не уводит свои глаза, как прежний, он спокойно встречается с тобой взглядом и, видимо, отвечает то, что думает. Газету он любит, это сразу видно. И Поливанов тоже любит свою газету. Не просто привык, примирился, а вот именно - полюбил. Да, ему с каждым днем все трудней, но с каждым днем - интересней. Сколько он сделал для себя маленьких открытий: вот статья написана. Ты недоволен. Ладно, сдам на машинку, посмотрим. Читаешь с машинки - нет, кажется, ничего. И вот перед тобой сырые гранки. Чернила расплываются на полях, когда ты исправляешь опечатки. И вдруг, читая, ты видишь, что статья - хорошая. Ну, не чудо ли? Стоп, тут есть загвоздка. Ты можешь думать о своей статье все что угодно. Ее могут расхваливать на летучке и в стенгазете " Вечное перо". Ты получил за нее премию - вот какая она хорошая, эта статья. Но подожди радоваться: на нее никто не откликнулся. Ни одного письма. Поливанов давно уже знает: пусть лучше читатель с тобой не согласен, пускай ругает тебя последними словами, все лучше, чем молчание. Если читатель молчит, значит, ты его не задел. Значит, твоя работа впустую, что бы ни говорили на летучке. И еще: он сразу понял, что нельзя разговаривать с людьми с блокнотом в руках. Они замерзают, каменеют, завидев в твоих руках блокнот и ручку. А тех, что говорят специально для твоего блокнота, распускают павлиний хвост и даже указывают: " Это обязательно запишите", - тех можно слушать вполуха. Это мысли и слова напоказ, за ними ничего не стоит. А бывает... Эх, до чего же хочется записать, как хорошо рассказывает эта старуха! А нельзя. Потом, когда она уйдет, хватай блокнот, скорей записывай, а пока она говорит запоминай, прячь поглубже, храни в памяти каждое слово. И память пришла на помощь: она заглатывала все - печку в углу, треснутую деревянную ложку на колченогом столе, сухие бабкины руки и слова: " Ах, он вран! " " Вран" - в ее устах - это и ворон, и лгун, и враг. Как будто в голове мгновенно срабатывает фотографический аппарат. Твое дело потом сообразить, что из этой фотографии важно, что пойдет в статью. Но оно с тобой, все, что увидено и услышано. И еще он понял: никогда нельзя идти с готовым, заранее составленным решением. Вот перед тобой письмо. Из него непреложно ясно, что мастер Петров на заводе " Красный факел" подлец подлецом. Иди туда, иди поскорее. Но забудь на пороге завода об этом письме. Смотри сам. Погляди на этого мастера. Поговори с ним. Повидай того, кто написал письмо. А если оно анонимное? Ну что ж, постарайся, чтоб автор узнал о твоем приходе. Может, и откроет себя. Потолкайся в цехе, побудь там день, другой, неделю, Столько, сколько надо, чтобы понять. Докопайся до истины, чего бы тебе это ни стоило. Пока не докопаешься - не пиши. Ты уже написал статью о Петрове. Ты согласен, что он ворует детали, а сваливает на рабочих. Но какой-то червячок сомнения гложет тебя. Крошечная, едва уловимая неуверенность. Опять иди на завод. Думай, приглядывайся пока не уверишься - не отдавай в печать. Конечно, все это знает каждый. Конечно, все это не бог весть какие открытия. Но они были ему дороги. Потому наверно, что он дошел до них своим умом. Он хочет писать. И печататься. Журналист должен печататься. Он не может все время писать в корзину, в корзину, в корзину! У Кати завелась тайна. Самая настоящая. Анюта и Женя думают, у них одних тайны. Если бы они знали, что знает Катя! Ах, как иногда хочется рассказать! Но Катя молчит Если у тебя тайна - молчи. Однажды она не вытерпела, сказала маме. Мама ответила плохо. Она ответила: " Не выдумывай". Катя обиделась. Ничего она не выдумывала. А тайна вот какая: у Леши и Татьяны Сергеевны - любовь. Подумать только! Даже страшно: любовь. Один раз Катя выходит после уроков, видит: на школьном дворе Леша. - Леша, ты пришел за мной? Как хорошо! Пошли! - Пошли! - говорит Леша, а сам не идет. - Леша, пошли! - Давай подождем Татьяну Сергеевну, - отвечает Леша. - Я хочу расспросить, как ты там себя ведешь. Выходит Татьяна Сергеевна, улыбается, машет рукой. Идут все вместе. Втроем. И вдруг Катя поняла: ее час настал. Она сказала: - Леша, купи мне, пожалуйста, мороженое. И Леша купил. Ей и Татьяне Сергеевне. Но Татьяна Сергеевна не захотела, и Катя получила два вафельных стаканчика вместо одного. - Леша, смотри: апельсины. И Леша купил много апельсинов - большие такие, желтые, почти красные. Твердые такие, в пупырышках. - Леша, ландыши! И Леша купил два букетика ландышей. - Леша! Леша! Шары! И все получили по шару. Катя - красный, Татьяна Сергеевна - синий, а у Леши был зеленый шар. Они шли с шарами, а потом взяли да отпустили, и шары полетели наверх, и все шли и смотрели и говорили: - Ах, посмотрите! Ах, как красиво! Потом Леша сказал: - Татьяна Сергеевна, я обещал Кате сегодня сводить ее в кино, на " Первоклассницу". Не составите ли нам компанию? Уж если врать, так спросил бы ее сначала. А он сразу: " Я обещал Кате". А Татьяна Сергеевна, конечно, удивляется: - Так мы же всем классом смотрели эту картину. Катя, разве тебя в тот день не было? - Не было, - говорит Катя. Соврала. А что было делать? - Это, говорят, отличная картина. Может быть, вы посмотрите с нами второй раз? - Может быть, - отвечает Татьяна Сергеевна. Но Катю мама не пустила, и Леша не очень маму уговаривал. И в общем Катя про все про это забыла. А потом вдруг увидела Татьяну Сергеевну с Лешей в Тимирязевском парке и побежала к ним. Леша сказал: - А, Катерина! Рад тебя видеть. Но сам был не рад. Посмотрел вбок: " Рад тебя видеть", Так не радуются. Катя очень сильно обиделась, но еще ничего не подумала, как вдруг услышала, что Леша сказан " Таня". Не " Татьяна Сергеевна", а " Таня". Это было прямо невозможно: Татьяна Сергеевна - и вдруг " Таня"! Ката прямо обмерла. А Татьяна Сергеевна ничего - не рассердилась. На уроках Катя стала смотреть на Татьяну Сергеевну во все глаза. Она хотела понять - как можно назвать учительницу " Таня". А потом она с Татьяной Сергеевной поссорилась. Вот как это было. В Катином классе есть парта лентяев. Она стоит в углу. Если кто разговаривает или смеется, Татьяна Сергеевна говорит: - Поди-ка, дружок, на парту лентяев, посиди там, подумай. И вот один раз Катина соседка, девочка Валя, стала ужасно озорничать на уроке: толкнула Катю, ущипнула ее и пролила ей на тетрадь чернила. Тогда Татьяна Сергеевна сказала: - Валя Стрелкова, поди сядь на парту лентяев! Валя, потеряв всякую веселость, в слезах пошла к злосчастной парте. А Катя засмеялась и сказала: - Так тебе и надо! - Валя, - сказала Татьяна Сергеевна, - вернись на свое место, а Катя Поливанова пойдет и посидит за партой лентяев. Катя в школе крепилась, но по дороге домой разливалась в три ручья. Катя плакала и говорила: - Я думала, Татьяна Сергеевна добрая, а она вот какая, И тогда Женя сказал: - Она и есть добрая. Она хотела тебя научить, чтобы ты не была злорадная. - Я думала, она меня любит, а она... - Если бы она тебя не любила, - говорит Аня, - она б на тебя наплевала. А она хочет, чтоб ты человеком была. Она тебя любит, поэтому и наказала, ясно? Но самое ужасное было вечером, когда пришел Леша. Он выслушал Катю и сказал: - Так тебе и надо. Катя хотела снова заплакать, но не заплакала. Она читала в одной книжке, что надо развивать волю. И когда утром ей не хочется вставать, она вспоминает, что надо развивать волю, и раз-два - быстро встает. Тут ей захотелось заплакать, но она не заплакала и сказала: - А я все знаю про тебя и Татьяну Сергеевну. Леша шлепнул ее по губам. Она повторила: - А я все знаю. И тогда он сказал очень печально: - Было б что знать. И ей стало его ужасно жалко. Она его сразу простила, когда он так сказал. Но ведь не может быть, чтоб Татьяна Сергеевна не полюбила Лешу? И Катя решила не сердиться на нее и вести себя в школе очень хорошо, чтоб ничего Леше не напортить. Тем более что Татьяна Сергеевна сказала Леше: - Давайте возьмем Катю и поедем в воскресенье в Загорск. И вот они взяли ее с собой. Леша, не дожидаясь Катиных просьб, сразу все покупает - мороженое, ландыши, апельсины, воздушные шары, все, что попадается на глаза. Это очень хорошо, когда не надо ни о чем просить. Одно было плохо: они почти не разговаривали с Катей, они говорили между собой о каких-то взрослых вещах. - Конечно, - говорит Леша, - если закрыть глаза - покойнее. Но я хочу жить с открытыми глазами. Катя закрывает глаза и тотчас спотыкается. Ничего не покойнее. И вот Катя идет с открытыми глазами, ест мороженое и думает про свое. Она думает о многом сразу. Вчера Антонина Алексеевна рассказывала, как Семен Осипович когда-то очень давно объяснялся ей в любви. Он еще тогда не был слепой и видел, какая Антонина Алексеевна красивая. Он ей вот как сказал: " Позвольте мне надеяться". Ох как хорошо. " Позвольте мне надеяться"... Как в книге... " Позвольте мне надеяться". Вот и Леша когда-нибудь скажет Татьяне Сергеевне: " Позвольте мне надеяться"... А она что ответит? Татьяна Сергеевна очень хорошо и интересно рассказывает. Недавно она в классе рассказывала им про коммунизм. Она сказала, что коммунизм будет только тогда, когда все люди станут очень хорошие, смелые и правдивые. А денег не будет. " В первый день коммунизма, наверно, будет большая толкучка в магазинах", - думает Катя. Сегодня Аня сказала маме, что она читает книгу " Давид Копперфильд". - И как? - спрашивает мама. - Плакать хочется. А плакать, оказывается, Ане хочется потому, что у этого Давида умерла мама, а отчим у него злой. Катя не будет читать книгу, от которой хочется плакать. Зачем? Она когда подходит к печальному месту, то пропускает его. А еще Татьяна Сергеевна читала им всем " Два капитана", и Женя с Аней и Мустафа ненавидят Ромашку. Правда, Ромашка очень плохой. Но Кате его жалко. Женя орет: Он же подлец, отъявленный подлец! Но ведь это из-за любви. Катя уже знает, люди много чего плохого делают из-за любви. Вот и Вяземский в " Князе Серебряном" - он грабил, кровь пил, как воду. И все это он делал, чтобы заглушить любовь. И вдруг Катя слышит, как Татьяна Сергеевна говорит: - Посмотри, Катя, какие веселые купола у этой церкви голубые, в звездочках. Катя задирает голову, смотрит на купола. Правда, веселые. Купола-то на колокольне веселые, а лицо у Леши печальное. Эх, прослушала Катя, о чем они говорили. Катя Будет очень, очень хорошо вести себя в школе, чтобы ничего Леше не напортить. Тем более что скоро лето и учебный год вот-вот кончится. - Леша, знаешь, кто у нас будет вести тактику? - Нет. А кто? - Зимарев. - Какой Зимарев? - Ну, высокий такой. Говорят, толковый. Да, это был тот самый Зимарев. Он приходил, занимал свое место на кафедре и объяснял слушателям про боевой порядок истребителей, про тактику одиночного боя. Объяснял умно, толково, и Леша слушал. И даже кое-что записывал. В знакомые не лез. Ну, правда, не ему же делать первый шаг, если он, Леша, всего-навсего слушатель, а Зимарев - преподаватель. И вот однажды после лекции к нему подошел Зимарев и сказал: - Нам нужно поговорить. - Слушаю. - Так не здесь же мы будем разговаривать! Давай пройдемся. Ну, хоть в Тимирязевку. И они пошли переулками, обходя заборы, низкие домишки, хлюпая сапогами по раскисшим дорожкам. Они молча пересекли железную дорогу. " Мое дело маленькое, - думал Леша, - не я затеял эту прогулку". Он ждал спокойно и даже без особого любопытства. - Ты не догадываешься, о чем я хочу с тобой говорить? - спросил Зимарев. - Нет. - Это, конечно, не правда, и ты прекрасно понимаешь, зачем я тебя позвал. Ладно, сделаем вид, что я тебе верю. Так вот. У меня к тебе просьба... Видимо, говорить ему было нелегко. День холодный, а у него над верхней губой капельки пота. Теребит перчатку и выдавливает из себя слово за словом: - У меня к тебе... просьба... Оставь Таню... - Ась? - сказал Леша. - Не притворяйся. Я очень тебя прошу, слышишь? Я ее люблю. А тебе зачем она? Я прошу, оставь, не встречайся ней больше. Леша приложил руку к уху, пригнулся и сказал противным дребезжащим голосом: - Недослышу, милок. Туг на ухо. Зимарев остановился. - Как ты можешь, - сказал он, и губы у него задрожали. - Как ты можешь... Я тебя по-человечески прошу. - По-человечески? - спросил Леша и выпрямился. - Если по-человечески, убирайся отсюда. Слышите, товарищ преподаватель? По-человечески прошу. Зимарев круто повернулся и широкими шагами, почти бегом, пошел к ограде. Леша секунду смотрел ему вслед, по том отвернулся и медленно зашагал в глубь парка. А Леша и так давно уже к Тане не ходит. Вернее, ходи очень редко. Он бы рад не ходить туда совсем. Никогда. Но не может. Он много думал в то время о Вале. Только сейчас он понял, как ей было плохо. Только сейчас. Пока не испытаешь этого на своей шкуре - не поймешь. Почему он знал, что Таня его не любит? Знал - и все. Он часто ходит с ним в кино и поит его чаем, когда он забежит ней. Но она его не любит. Почему он знает это? Может, потому, что она в кино отняла у него руку? Не вырвала, а тихо спокойно так увела. Нет, не поэтому. Может, потому... Нет, не хочет он перебирать в памяти, как она оказала: " Мне не когда", а в другой раз: " Простите, Леша, я устала". А в третий: " Нет, сегодня я обещала ребятам, что почитаю им". Правда, бывает и по-другому. Он пришел к ней, а он сказала: " Как я рада, Алеша. Мы так давно не виделись Ему тоже казалось, что давно, но он знал: прошло всего два дня. А в другой раз, когда он поджидал ее у школы, она вышла, увидела его и засмеялась: " Вот хорошо! Я уже ее скучилась! " Так и сказала: " соскучилась". Но зачем же она так часто говорит " некогда"? Когда любишь, не бывает некогда. И руку тоже не отнимаешь... Что тут делать? Ходить, надоедать, давить на психику - полюби, мол, меня? Нет, измором брать нельзя. Вот Джек Лондон говорит так: если любишь женщину - держи ее обеими руками, не отпускай, любит она тебя или не любит, все равно не отпускай. Но это неверно. Вот бы Валя решила: либо он, Леша, либо никто. И Леша бы на ней женился. Теперь он знает: у них жизнь не удалась бы. Измором человека брать нельзя, ничего из этого хорошего не получается. Завоевывать, добиваться - это все одни слова. Надо, чтоб тебя любили, а если не любят - добивайся - не добивайся... Леша лежит на диване в своей комнате и не зажигает света. Лежит и думает обо всей этой чертовщине. - Сынок, - слышит он голос отца, - тебя к телефону. В одних носках Леша идет в коридор и лениво берет трубку. Таня ему никогда не звонила, ее звонка он не ждет. - Да? - говорит он. - Леша? Это Катя говорит. У меня важное сообщение. Леша, - тут она понижает голос, - лучше бы ты пришел к нам, но если тебе некогда, я скажу. Слушай, я буду говорить тихо. Тимофей... Акулина... - Что? Что? - Тимофей, Акулина, Тоня, мягкий знак, Яков, Нина, Александра. - Катерина, брось выкамаривать. - Нет, я просто, чтоб ты понял. Татьяна Сергеевна просит тебя зайти, надо, чтобы ты выступил у нас в классе в ноябрьские праздники. Это будет не очень скоро. Только все равно зайти надо сейчас. Леше становится горячо внутри, горячей стала даже телефонная трубка. - Есть, - говорит он беспечно. - Куда зайти - в школу? Домой? - Она сказала - на твое усмотрение. - Спасибо, Катя. Целую тебя. Ауфвидерзеен! Какое же будет его усмотрение? " Пожалуй, надо зайти сегодня", - говорит он себе, натягивая сапоги. Неловко заставлять ждать. Тем более - дело. Он уже выступал однажды в школе перед девочками. Но с тех пор много воды утекло, теперь он стал умнее и выступит как надо. - До свиданья, мама, не горюй, - говорит он, на ходу целуя Нину Викторовну. Он почти скатывается с лестницы, хватает у себя в Серебряном переулке такси и мчится к Тимирязевскому парку. Ему открыла Таня. Она была в серой юбке и белой кофточке, стянутой в талии широким поясом. У горла большая белая брошка, и на брошке нарисованы два зонтика - красный и синий. - Явился по вашему приказанию, - сказал Леша, снимая шинель. Ого! Печка топится! И правда, прохладно. В печке плясало красно-синее пламя, шторы были опущены, горела только настольная лампа. Лешу сразу охватило ощущение покоя и уюта. Он сел на скамейку у печки, а Таня на тахту, покрытую каким-то полосатым пледом. Хорошо было глядеть на нее, ему так давно этого не хватало. И нисколько не хотелось говорить. Вот просто сидеть и видеть нежное живое лицо. Оно очень русское, черты мягкие, и нос чуть вздернутый. И странно, неожиданно глядят с этого лица темные удлиненные глаза, прямо египетские глаза. Таня повернулась к огню. Освещенная розовым светом пламени, кожа казалась прозрачной, прозрачными были и странные длинные глаза, приподнятые к вискам. " Самое тихое, самое теплое место на свете... " - подумал Леша. Но первое слово, которое она произнесла, тотчас разрушило ощущение уюта и тишины. - Коля Зимарев... - сказала Таня. - Отставить Зимарева, - раздельно произнес Леша. - Простите, Алеша. Я должна вас предупредить, это очень серьезно. Коля Зимарев говорит... - Я не желаю слышать, что говорит Коля Зимарев. - Но послушайте... Коля хочет вас предостеречь, вы к нему несправедливы. Из Германии пришли какие-то письма. Вам говорит что-нибудь такое имя - Валя Полунина? Коля говорит, что эта Валя... Кровь бросилась Леше в голову. - Зимарев не смеет произносить имя Вали Полуниной. Понятно? Валя - не его забота. - Она ваша забота? - Да, моя. - Но почему же тогда... - робко сказала Таня. - Простите, Алеша, Валя это девушка, которую вы любили? - Валя, - грубо сказал Леша, - это девушка, с которой я гулял. И перед которой я виноват. Ясно? - Не очень. А девушка - немка? Коля говорит... - Я уже сказал вам, я не желаю слушать, что говорит Коля. Если вы еще раз произнесете это имя... - Я не могу не произносить этого имени. Он хочет вас предостеречь, помочь вам, а вы... - А я ухожу. Леша сдернул шинель с крючка и оборвал вешалку. - Послушайте, - тихо сказала Таня и положила руку ему на плечо. Он отшвырнул эту руку и, толкнув ногой дверь, уже за порогом сказал: - Если вы взяли на себя такую миссию предостерегать... предупреждать... и все такое прочее, предостерегите лучше Зимарева. Скажите, что если он не уймется... Вылечу из академии, сяду, наконец, но ему покажу, как впутывать Валю в свои гнусные махинации. - Вы слышали, Александра Константиновна? - сказала, улыбаясь, Прохорова. Саша уже знала: когда Прохорова улыбается - это не к добру. Вот и сейчас, улыбаясь своей улыбкой, вестницей чужой беды, она сказала: - Вы слышали, Александра Константиновна? Доктора Гуревича посадили. - Нет?! - сказала Саша. - А вы что, знали его? Я-то знала. Ну не то чтобы очень уж близко, но все же. Он принимал ребенка у моей знакомой, тоже, между прочим, медицинский работник. Так вот, и она считает, что он - подозрительная личность, этот Гуревич. И недаром в его родильном доме столько смертных случаев... - Замолчите! - сказал доктор Королев. - Замолчите! - Он стоял к ним спиной в своем белом халате и перебирал что-то в шкафу с медикаментами. Сейчас он обернулся и посмотрел на Прохорову с холодной ненавистью. Замолчите! - повторил он и тут же, чтобы не сказать большего, вышел в соседнюю комнату. - Почему это я должна молчать? Какие все ученые стали! Я правду говорю. Вчера, в воскресенье, я делала маникюр, и вся парикмахерская об этом говорила. Правда - она глаза колет. Саша молчала. Разговаривать с Прохоровой было бесполезно, как со стеной или камнем. Но ненависть, которой Саша в себе не знала, заставила ее на минуту поднять глаза, и Прохорова тотчас сказала: - Вы что так смотрите, будто убить собрались... Замужняя женщина нехорошо. О ваших отношениях с Королевым в больнице уже поговаривают, того и гляди до мужа дойдет. При двоих-то детях не так просто устроиться. - Что вы сказали? - спросила Саша и крепко провела рукой по щеке. - А вот то... Что знаю, то знаю. И подобру довожу до вашего сведения. Я такая - за спиной говорить не люблю. Спокойно, уверенно, в своем очень чистом белом халате, она прошла мимо Саши и закрыла за собой дверь. " Ненавижу! " - только одно слово поднималось в Сашиной душе. " Ненавижу! " - Саша, - неловко закуривая на ветру, сказал Королев, когда они возвращались домой, - что с вами? Я не про сегодняшний день. И не о Прохоровой я сейчас. Что с вами? Я давно замечаю: неладно. Что стряслось? Дети здоровы? - Да, спасибо. - А как отец? - Хорошо, спасибо. Нет, все хорошо. Впрочем, вру. У Леши серьезные неприятности в академии. Какой-то донос. Аморальное поведение, роман с немкой. - А был роман? - Не было. - Да, в сложное время мы живем. - Сложное. Я все чаще слышу это слово. А как должны себя вести мы, попавшие в это сложное время? - Мы не в первый раз об этом говорим, Саша. Подлецов на свете много. Но самое легкое и самое страшное, что мы можем сделать, это сказать: " Все равно тут ничем не поможешь". Я считаю: ничто не проходит без следа. Ни доброе, ни дурное. И, как любила повторять Софья Ковалевская: " Говори, что знаешь, делай, что должно, а там будь что будет". Вот так... - Все это верно. Но абстрактно. А как быть Леше? Как нам поступить с Прохоровой? - Прохорову надо давить. - Похоже, не мы ее, она нас раздавит... " Говори, что знаешь, делай, что должно... " А что должно? Эти слова для нас бессмысленны. Он помолчал, продолжая курить и, казалось, думая о своем. - Вот что, Саша, о таких вещах не говорят, не уславливаются, но вдруг... если что... При любых обстоятельствах - приходите, поговорим. Я старше... - Мы ровесники. - Я на год старше, - он улыбнулся, - следовательно, умнее. Может, сумею помочь. И Саша, ответив на улыбку, снова сказала: - Спасибо. Они простились у метро. Спускаясь по эскалатору, не видя, она глядела на поднимавшихся ей навстречу людей. Домой, домой! Она старалась не думать о том, о чем спрашивал ее Королев, она поскорее хотела быть дома, увидеть Митю, детей. Мити еще не было, и странно, что она надеялась его застать. Только четыре часа, он вернется не раньше семи. Она хотела было перебрать бумаги в ящике письменного стола, но из этого ничего не вышло: старые письма, счета с телефонной станции, завалявшийся рецепт - его искали, а он вот где. Саша задвинула ящик и стала поливать цветы. И надолго застыла с лейкой в руках.. - Мама, - сказала Катя, - а у нас в школе сегодня... - У тебя дырка на чулке, заштопай. Нет, нет, не потом, а сейчас же. - Мама, что с тобой? - спросила Катя. - Ничего, - ответила Саша. - Зачем ты сердито отвечаешь? До чего же трудно жить среди чутких людей. Другой раз и сам не все понимаешь, или не хочешь понять, или хочешь заслониться от боли, которая всплывает откуда-то со дна души, - а тут другие глаза видят тебя насквозь, все примечают - и как взглянула, и как закусила губы, - ну их совсем, этих чутких людей! Раздался телефонный звонок - наверно, Митя! Саша кинулась к телефону хоть голос услышать! Но голос был другой, женский, уже хорошо знакомый: - Можно Дмитрия Александровича? - Его нет. Что ему передать? Голос как будто задумался. Саша слышала в трубке чужое дыхание. - Да нет, пожалуй, я еще позвоню, - сказал голос очень спокойно, очень задумчиво. Саша ушла в свою комнату, закрыла дверь, легла на диван и спрятала лицо в подушку. Все вокруг звенело. Крепко зажмурившись, она думала о том, что все вокруг похоже на скверный сон. А что же? Что? Да вот это. Дыхание в трубке... И Прохорова. - Мама, - услышала она Катин голос, - можно, я к тебе? - И, не дождавшись слова " можно", она забралась на диван и задышала рядом. - Вот что я решила, - сказала она. - Всех, кого я не люблю, я буду писать с маленькой буквы. Ведь ты же знаешь, если имя или, например, фамилия, - так это надо писать с большой буквы. Из уважения. А вот, например, твоя Прохорова плохая. Я буду
|
|||
|