|
|||
Рамендик Д.М. 14 страница⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 есть одеваться разговаривать. Во многих странах больше следят за соблюдением формальностей, чем в России. Если вы не уверены, как надо поступать, обращайтесь к человеку по имени и фамилии, а не просто по имени. В ряде стран считается вежливым, когда приезжий употребляет пищу местной кухни. Если вы зашли с кем-то из иностранцев поесть в ресторан с национальной кухней, к которой он привык, вы проявите вежливость, заказав традиционные блюда. Вашему партнеру будет приятно, если Вы с ним посоветуетесь. Теперь рассмотрим некоторые особенности национальных стилей и этикетов деловых отношений. Американский деловой стиль Американцы оказали значительное влияние на стили ведения переговоров во всем мире. Для них характерны хороший настрой, открытость, энергичность. Стиль их общения обычно дружелюбный, им более импонирует не слишком официальная атмосфера ведения переговоров. При решении проблемы они стремятся обсудить не только общие подходы, но и детали, связанные с реализацией договоренностей. Американский стиль ведения переговоров характеризуется достаточным профессионализмом. При этом члены делегации относительно самостоятельны при принятии решений. Как правило, американцы обладают достаточно сильной позицией. Они довольно настойчиво пытаются реализовать свои цели на переговорах, любят торговаться. Большое внимание при решении проблем уделяют увязке различных вопросов - " пакетным" решениям. Они сами часто предлагают " пакеты" к рассмотрению. Стараются предугадать развитие событий при решении любой проблемы. В случае освещения переговоров в печати американцы придают этому немаловажное значение. Американские партнеры, как правило, не терпят больших затяжек в ведении переговоров и в случае медлительности российской стороны могут вообще прекратить переговоры. Ради быстроты операций они часто практикуют заключение сделок по телефону, которое затем подтверждается факсом. В случае наличия длительных и прочных связей американской компании с российской организацией письменного подтверждения может вообще не потребоваться. Однако они нередко проявляют эгоцентризм, исходя из того, что при ведении дел их партнер должен руководствоваться теми же правилами, что и они. Поэтому партнеры по переговорам иногда считают американцев слишком напористыми, агрессивными, что может вызвать некоторые затруднения. Что же в этом случае можно посоветовать? Не стоит " американизироваться", но и пасовать тоже не следует. Французский национальный деловой стиль Знакомить с французским партнером должен тот, кого знает лицо, намеревающееся вступить с вами в деловой контакт, т. е., как правило, поверенный (адвокат), банкир или приятель. Осторожность - вот слово, которым можно описать поведение француза в делах. Французы стараются избегать официальных обсуждений вопросов " один на один". На самих переговорах они очень внимательны к тому, чтобы сохранить свою независимость. В то же время их поведение может изменяться кардинальным образом в зависимости от того, с кем они обсуждают проблемы. Французские бизнесмены большое внимание уделяют предварительным договоренностям и предпочитают по возможности заранее обсудить те или иные вопросы. По сравнению с американцами менее свободны и самостоятельны при принятии окончательных решений. . При обсуждении вопросов, аргументации французы традиционно ориентируются на логические доказательства и исходят из " общих принципов". Они достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют " запасной" позиции. Часто могут идти на конфронтационный тип взаимодействия, особенно если переговоры ведутся не на французском языке или с плохим переводчиком. Они предпочитают использовать в качестве официального языка переговоров французский язык. Вопросы риторики могут иметь для них достаточно большое значение. На переговорах, особенно если партнеры хоть немного понимают французский, важны и общие особенности, связанные с национальным характером. Поэтому следует учитывать, что французы сами проявляют и ценят в других учтивость, вежливость, любезность, остроумие и непринужден в общении, но не грубость. Китайский национальный деловой стиль На переговорах обычно четко разграничиваются отдельные этапы: первоначальное уточнение позиций, их обсуждение и заключительный этап. На начальном этапе большое внимание уделяется внешнему виду партнеров, манере их поведения. На основе этих данных делаются попытки определить реальный статус, влиятельность каждого из участников. В дальнейшем в значительной мере идет ориентация на людей с более высоким статусом, как официальным и неофициальным. В делегации партнера китайские бизнесмены выделяют людей, которые выражают симпатии их стороне. Именно через этих людей они впоследствии стараются оказать свое влияние на позицию противоположной стороны. Для них " дух дружбы" (или его демонстрация) на переговорах имеет очень большое значение. Окончательные решения принимаются китайской стороной, как правило, не за столом переговоров с партером, а дома. Одобрение достигнутых договоренностей со стороны центра практически обязательно. В китайской делегации обычно много экспертов (по финансовым вопросам, технических и т. п. ). В результате ее численность оказывается достаточно большой. Китайские бизнесмены обычно не сразу " открывают карты", делают уступки, как правило, под конец переговоров, после того, как оценят возможности другой стороны. Порой из-за этого кажется, что переговоры зашли в тупик, и в этот момент китайцами вносятся новые предложения, предполагающие уступки. При этом ошибки, допущенные партнером в ходе переговоров, умело используются. На завершающей стадии китайцами могут быть также использованы различные формы оказания давления. Большое значение китайская сторона придает и выполнению достигнутых договоренностей. Японский деловой стиль. Когда вы приступаете к налаживанию каких-то дел с японцем, чрезвычайно важное значение имеет процедура обмена визитными карточками. Визитные карточки имеют колоссальное значение, поскольку японцы очень соблюдают субординацию. Получив визитную карточку, первым делом они посмотрят, в какой компании вы служите и каков ее статус по отношению к собственной фирме. Далее, им надо выяснить, какое положение вы занимаете в фирме. Звание и должность необходимо обозначать предельно ясно. Если хотите подчеркнуть свое уважение, вручайте им и принимайте у них предметы двумя руками. Особенно это важно при встрече с лицом, занимающим гораздо более высокое положение. Получив карточку, внимательно прочтите все, что там написано. Если лишь мельком пробежать карточку, вы подчеркнете незначительность для вас того лица, от которого ее получили. Ваша карточка должна содержать адекватный текст на японском языке, причем перевод должен быть сделан безупречно. При знакомстве с людьми называйте полное имя и фамилию, к фамилии добавляется словечко " сан". При первых встречах ведите разговоры, не связанные с делами, а затем, когда возникнет ощущение глубокого взаимного доверия, постепенно переходите к рабочим отношениям. Тут положено обмениваться подарками. Следите за пунктуальностью, это важно. Японцы большое значение придают протоколу, они крайне церемонны. Так, например, шутить или прикасаться к людям в рабочее время полностью исключается. Японские партнеры стремятся избегать обсуждений и столкновений позиций во время официальных переговоров. На переговорах с более слабым партнером они могут прибегать к угрозам. В целом для японской стороны мало характерны особые подвижки в позиции или значительные изменения в тактике ведения переговоров. Знатоки делового поведения японцев отмечают, что, когда японцы видят, что партнер делает им большие уступки, они, вероятнее всего, ответят тем же. Механизм принятия решения у японцев предполагает довольно сложный процесс согласования и утверждения тех или иных положений. Это может занимать значительное время. В то же время японцы уделяют много внимания развитию личных отношений партнерами. Во время неофициальных встреч они стараются по возможности подробнее обсудить проблему. Характерной чертой японцев является чувствительность к общественному мнению, предельная точность и обязательность. Считается, что " японец с детства воспитывается в духе " групповой солидарности", учится подавлять свои порывы, сдерживать амбиции, не выпячивать сильные качества". Японец всячески демонстрирует внимание, слушая собеседника. В частности, он может с улыбкой одобрительно кивать головой. Часто такое поведение понимается европейцами как выражение согласия с излагаемой точкой зрения На самом же деле он лишь побуждает собеседника продолжать. Немецкий деловой стиль Для немцев более вероятно вступление в те переговоры, в которых они с достаточной очевидностью видят возможность нахождения решения. Обычно немцы очень тщательно предварительно прорабатывают свою позицию, на самих же переговорах любят обсуждать вопросы последовательно один за другим. Для установления деловых отношений можно использовать принятую в Германии практику организации сотрудничества через агентские посреднические фирмы. Немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованностью, педантичностью, скептичностью, расчетливостью, стремлением к упорядоченности. Главное отличие немецкой манеры вести дела - степень официальности. При знакомстве первым полагается назвать того, кто находится на более высокой ступени. Менее значительное лицо положено представлять более значительному. Когда говорите с немцем или пожимаете руку, никогда не оставляйте руки в кармане: это считается верхом неуважения. О делах лучше говорить по-немецки или через переводчика. Если на совещании возникло необходимость что-нибудь записать, надо попросить разрешения. Очень важна пунктуальность. Одеваться принято строго, как мужчинам, так и женщинам. Немцы очень сдержаны и очень блюдут форму, поэтому они многим кажутся недружелюбными. Все встречи назначаются заблаговременно. С большим подозрением и неудовольствием смотрят на предложение срочно, не сходя с места провернуть какое-то внезапно подвернувшееся дело, например, экспромтом познакомиться. У них складывается впечатление, что вы действуете наобум, без всякого плана. Например, если вы работаете на немецкой фирме, о времени отпуска следует договариваться недели за три-четыре. Для деловых встреч чаще всего используют обед. Застольный этикет: немцы держат вилку в левой руке постоянно, а нож - в правой. Никогда не убирайте руку со стола - оба запястья должны касаться стола. Английский деловой стиль. В отличие от немцев, англичане меньше уделяют внимание подготовке к переговорам. Они подходят к ним с большей долей прагматизма, полагая, что наилучшее решение может быть найдено в зависимости от позиции партнера на самих переговорах. При этом они достаточно гибки и охотно отвечают на инициативу противоположной стороны. Прагматический подход к делу, реализм отличают английских переговорщиков. Традиционным для британцев всегда было и умение избегать острых углов. Англичанам присуши такие черты как сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность, которая заставляет англичан быть замкнутыми и необщительными с незнакомыми людьми, предприимчивость, деловитость. Одним из главным достоинством человеческого характера англичане считают самообладание, поэтому они умеют терпеливо выслушивать собеседника, что, однако не всегда означает согласие. При ведении переговоров иногда возникают паузы, во время которых не нужно бояться молчать. Наоборот, англичане считают, что те, кто слишком много говорят, грубы и силой навязывают себя другим. В Англии господствует правило: " соблюдай формальности". Даже в письмах не следует забывать обо всех тонкостях. Ни в коем случае нельзя обращаться к кому-либо по имени, если не получено от него специального разрешения. Обращение на " ты" абсолютно немыслимо. Следует разбираться в титулах и званиях партнера, но нельзя награждать почетным титулом себя. Британец очень строго соблюдает процедуру знакомства. При знакомстве очень важно, чье имя будет названо первым. В служебной обстановке приоритет при знакомстве отдается клиенту, поскольку клиент - лицо более важное. Говорить с англичанином о делах после окончания рабочего дня считается дурным тоном. Для англичанина все разговоры о работе должны прекращаться с концом рабочего дня, даже если вы выпиваете или ужинаете со своим деловым партнером. Арабский ( египетский) деловой стиль. Арабский мир далеко не однороден и этот факт не может не сказываться на переговорах. Поэтому остановимся подробнее лишь на одном из арабских стилей - египетском. Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Арабы скорее привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаясь к корням, своим и партнеров. Они предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. Большое значение имеют исламские традиции. Египет - один из древнейших очагов человеческой цивилизации, поэтому для египтян весьма характерно чувство национальной гордости и продолжения исторических традиций своей страны. Поэтому они весьма чувствительны к вопросам, связанным с национальной независимостью. Все, что каким-то образом может рассматриваться как вмешательство в их внутренние дела, будет отвергаться. Другая черта - это принятие необходимости сильного правления и, наконец, третья - жесткие и довольно развитые административные правила поведения. Важным для египтян является и уровень, на котором ведутся переговоры. При этом египтяне чаще предпочитают торг иным типам взаимодействия с партнером. Ведя дела с представителями исламского мира не заводите бесед о религии и политике. Помните, что в месяц рамадан мусульманину не положено ничего есть с восхода до заката солнца; в первый месяц мусульманского года старайтесь не устраивать приемов. Посещая мусульманские страны, вы должны руководствоваться общими принципами: все дела пять раз в день прерываются для совершения молитвы (намаза); хотя приезжим и необязательно преклонять колени или обращать лицо в сторону Мекки, вы должны уважать право вашего хозяина все это проделать. Четверг или пятница у мусульман - день отдыха и служения Богу. При назначении деловых встреч Вы должны являться в условленное место вовремя, но ваш хозяин может задержаться. Вне помещения рукопожатия - обычное дело. В своем же доме хозяин может приветствовать Вас поцелуем в обе щеки, и Ваш долг ответить ему тем же. Во время еды все делайте только правой рукой. Запрещается употреблять свинину и спиртное. На визитных карточках на одной стороне печатают английский текст, а на обратной - перевод на местный язык. Арабам будет, скорее всего, затруднительно иметь деловые отношения с женщинами. Итальянский деловой стиль. В деловых отношениях итальянцы отличаются определенной сдержанностью, т. е. достаточно чопорны. Представляясь в деловой обстановке, называйте только фамилию, а затем пожмите руки. Рукопожатием обмениваются даже женщины. В деловой обстановке одеваются здесь строже, чем в других обстоятельствах. В Италии многие, но далеко не все говорят по-английски, поэтому нелишне иметь переводчика. Деловой стиль Швейцарии. Деловой стиль Швейцарии близок к немецкому, но ни в коем случае не следует сравнить их с немцами. Когда швейцарец дает слово, он его держит и ожидает того же от партнера. Не сдержать обещание – значит, потерять швейцарского партнера. Кроме того, швейцарцы во всем пунктуальны, до педантичности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В книге изложены основные правила этикета и психологические рекомендации по поведению и деловому общению в трудовом коллективе, а также при ведении деловых переговоров и при неформальном деловом общении. Кроме того, приведены сведения о неречевых формах общения: телесных сигналах эмоциональных состояний и значащих жестах, характерных для разных культур. Эти сведения призваны помочь человеку преодолеть коммуникативные барьеры и оптимизировать свою профессиональную деятельность То, чему можно научиться изучая психологию общения и этикет: Знание правил и норм поведения в регламентированных ситуациях (в рабочем коллективе, при переговорах, на совещаниях, на приемах и т. п. ); Умение оптимизировать ситуацию, находить компромиссные решения; Знание и умение пользоваться оптимальными речевыми стратегиями при ведении деловых разговоров, дискуссий и переговоров; Умение распознавать свои и чужие невербальные сигналы и пользоваться этим в практическом поведении. Следует так же понимать то, что нельзя изменить или чему нельзя научиться: 1. Нельзя избежать влияния объективных факторов на ситуацию; 2. Нельзя избежать ошибок при интерпретации поведения партнера или подтекста ситуации, но стремиться к этому следует.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Бороздина В. Г. Психология делового общения Инфра-М 2002 2. Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб Нева Олма- Пресс 2003 3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001 4. Лавриненко Ф. Н. Психология и этика делового общения. Юнити 2003 5. Леонов Н. И. Психология делового общения 2003 6. Маркова О. Ю., Казаринова Н. В. Психология межличностного и делового общения: Учеб. пособие. СПб ГЭТУ «ЛЭТИ». СПб., 1999. 7. Морозов А. В. Деловая психология. (Курс лекций): Учеб. для высш. и сред. спец. учеб. завед. СПб.: Союз, 2000. 8. Смирнов Г. Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений. М.: Изд-во УРАО, 2001. 9. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. М.: Изд-во «Ось-89», 1999. 10. Спиллейн М. Имидж женщин. М.: Лик пресс, 1996. 11. Спиллейн М. Имидж мужчины. М.: Лик пресс, 1996. 12. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Р/Д 2001 521 с. 13. Шеламов Г. Н. Деловая культура и психология общения. М. Академия. 2004
|
|||
|