Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рамендик Д.М. 6 страница



При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ " Я", точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по- разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т. д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме — по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким " социальным сигналом", своего рода " визитной карточкой". Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, - это неотъемлемая часть искусства делать карьеру

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

 Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо — брезгливость.

       Остановимся несколько подробнее на так называемом «деловом стиле», потому, что сейчас многие люди хотели бы его использовать, но совершают ошибки и тем нанося вред своему образу и деловой репутации. С другой стороны, неправильное «чтение» делового «дресс-кода» мешает созданию адекватного образа партнера.

Деловой стиль - это стиль, не идущий на острие моды, но и не противоречащий ей, подтянутый, но не чопорный. Деловой стиль исключает " остро модные", вызывающие детали одежды, яркую косметику, обилие украшений (не важно, дешевых или очень дорогих). Но также недопустима небрежность, неряшливость, неаккуратность в одежде. Строгие, официальные костюмы предназначены свидетельствовать о моральной установке, чистоте помыслов носящего, отражают деловой настрой. Подтянутый пояс — символ дисциплинированности, застёгнутые пуговицы — закрытости.

Элегантная, дорогая одежда отличается от дешевой не фасоном, а качеством ткани и пошива, а также единством деталей. Одежда должна сидеть безупречно и все должно быть выдержано в одном стиле. Главное, к чему следует стремиться в деловом стиле, - общее впечатление опрятности, аккуратности, даже некоторой педантичности в одежде, и привычки к хорошим вещам. Это должно заставить партнера думать, что столь же аккуратны и педантичны вы будете и в делах, а также косвенно укажет на вашу материальную состоятельность. Явное, «бьющее в глаза» богатство – необычная одежда, обилие дорогих украшений – производит неприятное впечатления «нувориша», то есть человека, который никак не наиграется случайно свалившимся на него богатством и толком не знает, что он будет делать дальше. К деловому стилю это отношение не имеет.

       Немецкие психологи считают, что женщины в одежде допускают три главные ошибки:

при выбор целиком полагаются на модные журналы, забывая о своей индивидуальности, особенностях своей фирмы и своего статуса в ней;

склонны преувеличивать значение собственной привлекательности;

позволяют своему социальному происхождению влиять на манеру одеваться.

Поскольку деловой стиль допускает в одежде мужчин меньше разнообразия, то и ошибок мужчины допускают меньше и ошибки эти не столь грубые, как случаются у женщин, но все равно они также пагубно сказываются на продвижении по службе. Деловой репутации мужчин вредит слишком небрежный или неопрятный вид или, наоборот, чересчур претенциозная манера одеваться.

Исследователи из США выявили, что наиболее предпочтительным с точки зрения нанимателей для претендента на рабочее место является консервативный стиль (для женщин в большей степени, чем для мужчин). Для женщины наиболее подходящим считается сшитый на заказ костюм, волосы до плеч, классические туфли, сумочка, серьги. Для мужчин предпочтителен классический костюм — двойка или тройка, короткие волосы, портфель; в качестве украшений допускаются только кольцо и браслет.

Качества, которые ценятся в деловом партнере: надежность, основательность, ум, достаток, уважение к своим партнерам. Все это легче увидеть в аккуратном костюме с тщательно и со вкусом продуманными аксессуарами, в привлекательном макияже и в отсутствии экстравагантных деталей. Классический костюм – евростандарт женской и мужской деловой одежды объявлялся устаревшим множество раз, и все-таки именно он оказывается оптимальной формой для Вашей внешности на работе.

Любые правила могут оспариваться, тем не менее, есть некоторые ограничения, которые лучше соблюдать деловой женщине при подборе одежды. Не следует подражать мужчинам. Не нужно преувеличивать собственную привлекательность. Не следует бездумно следовать моде. Предназначение женской одежды – подчеркнуть личную незаурядность и элегантность. Одежда, аксессуары и макияж должны быть тщательно продуманы. Существует несколько распространенных ошибок деловых женщин при выборе своей ролевой одежды. Первая: материальный достаток приводит к появлению в ЕЕ гардеробе очень дорогих вещей. Коллектив не принимает и осуждает начальницу. Вторая: ОНА не меняет свой гардероб, остается «одной из нас». Отсутствие дистанции отрицательно сказывается на работе. Третья: игнорирование полового фактора. Потеря женственности грозит немедленной потерей эффективности руководства. При этом необходимо учитывать, что, например, женщину в мини-юбке мужчина находит женственной и привлекательной, а женщину в узкой длинной юбке он воспринимает как холодную и высокомерную. Четвертая: неумение подбирать украшения, злоупотребление бижутерией. Отсутствие вкуса воспринимается как недостаток ума. Таким образом, деловая женщина может использовать стиль «секси», стиль «свой парень», стиль «мне наплевать, как я сегодня выгляжу», но не может не думать о своей внешности, о соответствии впечатления, которое она хочет произвести, тому, которое действительно производит.

Для мужчин аксиом, правил и норм в подборе деловой одежды значительно меньше. Очевидно, что стричься нужно у парикмахера, ботинки чистить каждый день и содержать руки в порядке. Многие деловые мужчины не придают значения тому, как они одеты. То ли они преувеличивают свою привлекательность, то ли не понимают роли внешнего облика в общении. Психологи отмечают, что в мужском внешнем облике мы обязательно воспринимаем общий стиль, свидетельствующий о модели мужественности, принятой его обладателем, степень ухоженности – характеристику социального статуса и образа жизни, цветовую гамму, создающую представление о доминирующих личностных комплексах. Общий принцип подбора деловой одежды для мужчины – рубашка должна быть светлее костюма. А галстук темнее рубашки. Носки темные, переходных тонов от брюк к ботинкам и длинные. Галстук – индивидуальность мужчины.

Важное значение имеет также цвет одежды. Если женщины отдают предпочтение прохладным цветам, в частности светло-голубому; а мужчины – теплым: красному, желтому, оранжевому, то считается, что женщины хотят добавить себе рациональности, а мужчины теплоты. Обычно, розовый цвет считается типично женским, а голубой – типично мужским. Для деловой одежды предпочтительнее сине-коричневая и серая гамма. Замечено, что сочетание коричневых и синих тонов придает облику солидность и авторитетность. Синий цвет успокаивает и внушает доверие, коричневые тона свидетельствуют об основательности, а серый цвет подчеркивает индивидуальность.

Серый цвет нейтрален, он не вызывает никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Предпочтение темно-серого цвета цветоаналитическая психология связывает с наличием потребности в телесном и духовном удовлетворении, средне – серого – со стремлением к стабильности и порядку, светло-серого – с готовностью к переживаниям и желанием контакта с окружающими. Серый цвет способствует внутренней стабильности, снижает утомляемость и в то же время несколько отгораживает нас от окружающих. Так что столь частое предпочтение мужчинами костюмов серых цветов неслучайно, он соответствует их внутреннему настрою на эмоциональную замкнутость, порядок и рациональный риск в делах.

 Яркие цвета (особенно красный и желтый), разумеется, привлекают внимание, но и возбуждают, провоцируют на агрессию. Поэтому в деловом стиле они используются редко. Мужчина в черном костюме и белой рубашке воспринимается резким, напористым, упрямым, прямолинейным.

 Специалисты по подбору кадров и управлению персоналом установили, что каждая фирма имеет свои особенности делового стиля и человек, желающий «прижиться» в коллективе и, тем более, сделать карьеру, должен внимательно рассмотреть, как одеваются процветающие работники его же уровня в этой компании. Какие костюмы, рубашки и галстуки носят мужчины; какие у них портфели или кейсы, авторучки, зажигалки и т. п. Какие костюмы и платья носят женщины; каков самый распространенный стиль, цвет; много ли надевают драгоценностей, украшений и каких именно; какие носят сумочки и вообще аксессуары; пользуются ли духами и т. д.

Обычно наиболее строго придерживаются консервативного делового стиля в банках и финансовых и торговых компаниях. Правда, в некоторых фирмах по пятницам разрешается приходить на работу в более свободной и менее строгой одежде, однако и тут вольностей в меру. В некоторых фирмах, работающих в области туризма и развлечений, наоборот, отказываются от строгого стиля. Их сотрудники должны носить одежду свободного спортивного стиля для того, чтобы у клиентов возникали ассоциации с отдыхом и путешествиями.

Вообще, продуманный деловой стиль фирмы отражает ее дух. Если Вы чувствуете, что он для Вас естественен и удобен, весьма вероятно, что Ваши дела в этой фирме будут идти хорошо. Если же стиль одежды, приняты в фирме, тяготит Вас, стоит подумать, на месте ли Вы, хотя бы потому, что постоянное напряжение ведет к стресс и дистрессу, который очень вреден для здоровья.

       Итак, соблюдение правил делового стиля важно не просто по формальным соображениям, а потому, что содействует созданию образа перспективного делового человека, которому можно доверять. Американские специалисты считают, что для достижения успеха в отношении деловой одежды вы обязаны:

1. Следовать кодексу вашей фирмы

 2. В рамках этого кодекса выбирайте цвет и покрой, которые Вам больше всего подходят.

3. Если носите украшения, они должны быть изящными и строгими, а не кричащими, яркими или слишком большими. Украшения у женщин не должны выглядеть как драгоценности для бального платья, которые уместно надеть на праздничный вечер.

4. Любая деталь вашего наряда - от обуви до галстука или заколки в волосах - должна гармонировать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке - никаких пятен.

5. Мужчинам следует знать, что их костюм должен отвечать сезонным предписаниям этикета. Светлые костюмы и обувь уместны только летом, темные – зимой.

       Значение, близкое к одежде, имеет и другой компонент оформления внешности - прическа, которая тоже может отражать значимые характеристики личности и ее социальную роль. Прическа, также как одежда влияет на социальные ожидания. Например, среди мужчин короткие аккуратные прически ассоциируются с серьезными людьми, длинные волосы – с людьми искусства, бритая голова – с представителями экстремальных движений и т. п. У женщин отношение к прическе более сложное, но и у них деловому стилю соответствует более строгая прическа, подобранные волосы или короткая стрижка. Кроме того, с помощью прически можно скрыть или подчеркнуть особенности строения лица, отражающие наиболее важные и выразительные черты личности человека, изменить представление о возрасте и т. д.

 

       Практически одновременно с одеждой и прической, с первого взгляда, человек воспринимает фигуру партнера по общению. Если нас попросят описать какого-либо человека, мы прежде всего говорим, какого он роста и конституции: «большой и толстый», или «маленький, кругленький», или «длинный, тощий» и т. п.

Существует множество бытовых мнений о связи конституции человека с его психологическими особенностям. Часть этих мнений правильны, другие – предрассудки. Но несомненно, что такая связь имеется. Представление о психике человека, составленное на основании его внешности, конечно, не может быть полным и подробным. Но можно с большой долей вероятности определить тип личности и прогнозировать, хотя бы в общих чертах, его поведение.

Считается, что тип объединяет в себе целый комплекс врожденных качеств человека. В реальном поведении мы наблюдаем проявления характера - " сплава" врожденного типа и приобретенных индивидуальных особенностей, проявляющихся прежде всего в отношении человека к себе, другим и порученному делу, а также в волевых качествах человека.

В разные времена и в разных странах существовало много попыток создать типологию характеров на основании внешнего строения тела. Мы приведем здесь обобщенное описание, основанное сразу на нескольких наиболее известных. В основе многих типологий лежит выделение 3-х типов телосложения:

       1. При первом взгляде бросается в глаза относительная хрупкость телосложения и удлиненность всех частей тела: шеи, рук, ног. Для таких людей характерна замкнутость, колебания эмоций от раздражения до сухости, упрямство, малоподатливость к изменению установок и взглядов, плохая адаптируемость, склонность к абстракциям. При относительно высоком росте (рисунок 2), они обычно склонны скорее к отвлеченным размышлениям, чем к конкретным действиям, а если действуют – то очень упорно и целенаправленно, но исходя из своих, не всегда понятных и потому неожиданных для окружающих критериев. (Не даром такой внешностью наделены некоторые литературные герои " не от мира сего", например, Паганель у Жюля Верна или Дон Кихот у Сервантеса). С ними бывает трудно общаться, т. к. они обычно плохо слушают партнеров, могут неожиданно прерывать их, поскольку слишком увлечены своими мыслями. Они бывают либо молчаливы, либо произносят длинные, не всегда понятные монологи. Они обычно не любят говорить громко, слова произносят в среднем темпе, речь либо маловыразительная, либо наоборот с усиленными интонациями. Чтобы эффективно общаться с ним, особенно важно понять сигналы его состояния и расположить его к общению.

       Иной характер имеют люди с хрупким телосложением, но имеющие относительно небольшой рост и круглое (а не удлиненное) лицо. (рисунок 3) Их отличает повышенная активность, стремление к общению и лидерству, повышенное чувство собственного достоинства. Любое общение они бывают склонны воспринимать эмоционально и при этом говорит много, долго, громко и очень напористо, могут захватывать слушателей, заражать эмоциями. Но если тема общения им не заинтересует или они почувствует себя ущемленными, обиженными, они обычно либо замыкается и говорит тихо и мало, либо становится агрессивным. Общаясь с человеком такого типа важно, с одной стороны не дать завлечь себя его эмоциональными высказываниями, сохранять " свежую голову", критичность мышления, а с другой стороны – не отпугнуть, не обидеть партнера.

2. Человек относительно небольшого роста с округлыми формами головы и тела и с короткой шеей (рисунок 4) отличают сильные эмоции, которые колеблются между радостью и печалью. Таким людям присуща коммуникабельность, а также реализм в суждениях и действиях. Общение для них – не повод для самовыражения, а часть их действий. Поэтому выражаются они обычно весьма конкретно, без доктринерства и для них важна реакция слушателя. Речь у них обычно довольно громкая и эмоциональная. Вести с ними деловое общение обычно не очень сложно, но им очень трудно общаться с людьми первого, " хрупкого" типа. Если между ними возникает спор, это напоминает разговор двух глухих.

3. Крупный человек пропорционального телосложения, с довольно широкими (иногда – сутулыми) плечами, крупной шеей, обычно с развитой мускулатурой. (рисунок 5, 6) Такое телосложение обычно указывает на характер спокойный, маловпечатлительный, самоуверенный, энергичный и резкий до агрессивности, упорный. Этих людей отличает сдержанность жестов и мимики, " застреваемость", внимание к мелочам. Часто у них хорошая механическая память. Обычно они хорошо знают, что им нужно и склонны принимать простые, ясные однозначные решения. К быстро изменяющимся условиям они адаптируются относительно плохо.  

       В деловом общении они обычно не любит длинные обсуждения и неопределенности, предпочитает быстрые конкретные решения. Если они говорят, то громко, напористо, относительно короткими фразами, любят четкие стандартные формулировки. При необходимости могут быть терпеливым и дипломатичным.

       Большинство людей имеют неправильное телосложение, но, как правило, все-таки обнаружить склонность к какому-либо типу телосложения и характера или, по крайней мере, сочетание двух типов телосложения и, соответственно, двух типов характеров. У женщин четкий тип телосложения определить бывает труднее, чем у мужчин, соответственно, их поведение предсказать труднее.

 

       Теперь опишем типы лиц людей. Именно на лице долго концентрируется сознательное, произвольное внимание при знакомстве с человеком. Тут необходимо сделать важное замечание. Желание узнать характер человека по его лицу существует у людей очень давно. В множестве книг разбирается каждая черточка лица. Трудно найти другую область, в которой накопилось бы столько разнообразных предрассудков, и они были бы так перемешаны с реальными обоснованными знаниями. Из многочисленной литературы мы выбрали только то, что имеет хоть какое-то антропологическое и психологическое обоснование. Все, что Вы прочтете ниже о лице и его отдельных частях, относится только к людям с европейским типом внешности.

По форме традиционно выделяют 5 типов лиц. Эталоном считается овальное лицо. Такое идеальное лицо имеет правильные пропорции, и кажется, что его обладатель должен был бы иметь идеальный характер. Увы, в жизни такие лица встречаются крайне редко, а идеальные характеры не встречаются вообще. Большинство лиц скорее тяготеет к тому или иному типу, сочетая в себе и признаки других.

Продолговатое лицо — так называемый аристократический тип. (рисунок 5) Считается, что продолговатая форма свидетельствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности и рассудительности, особенно если эта форма достигается за счет высокого лба. Такие люди обладают организаторским талантом и ярко выраженной целеустремленностью.

Человек с треугольным лицом, (рисункок 2, 6) вероятно, обладает высокой чувствительностью, нередко — одаренностью, неординарностью мышления и тягой к новым впечатлениям.

Круглое лицо (рисунки 3, 4) традиционно ассоциируется с добродушием, миролюбием, мягкостью и обаянием. Считается, что круглолицые любят комфорт, вкусную еду и приятную компанию. Житейские обобщения порой заставляют считать круглолицего человека недалеким и простоватым. Кроме того, круглое лицо сейчас «не в моде». Наверное, поэтому многие женщины с таким лицом стремятся изменить его форму, чтобы оно выглядело более овальным (поэтому для этой цели разработано множество косметических и парикмахерских приемов).

Квадратное лицо, форма которого создается квадратным подбородком и выдающимися скулами, (рисунки 7) характерно для людей во всем склонных видеть материальные причины, энергичных, прямолинейных и жестких. Они могут быть очень дисциплинированными и исполнительными или, наоборот, мятежными бунтарями.

Форма лица во многом определяется формой подбородка, поэтому рассмотрим признаки характера, которые обычно связывают с этой частью лица. Широкий подбородок считается свидетельством волевых качеств и склонности человека решать многие проблемы силовым путем. Не исключено, что он может быть резким и грубым. А если к тому же у него большая голова, то это может быть проявлением упрямства и упорства.  

Другой тип подбородка - закругленный, его обладатель обычно человек чувствительный и разумный. Острый подбородок говорит о хитрости и хорошем потенциале предпринимательских качеств. Выдающийся вперед подбородок может свидетельствовать о волевых качествах и уверенности. Это, кстати, отмечается и в поведенческих реакциях: если человек хочет продемонстрировать уверенность и решительность, он обычно выдвигает подбородок вперед, чуть его приподняв, иногда, правда, это проявление заносчивости. Скошенный вниз подбородок воспринимается как указывающий на недостаток волевых качеств (иногда " трудный характер" ). Раздвоенный подбородок у мужчин считается индикатором страстной натуры, недаром такие мужчины часто пользуются успехом у женщин.

 

«Осмотр» других деталей лица начнем сверху. Кое-что можно сказать о человеке по форме его лба. Принято считать, что высокий и широкий лоб (" сократовский" ) свидетельствует об уме человека, его склонности к интеллектуальным видам деятельности. Не даром интеллектуалов иногда называют «высоколобыми». Круглая линия волос при высоком лбе указывает на независимость характера. Но иногда трудно отличить действительно высокий лоб от облысения, начавшегося со лба.

 Наоборот, человек, у которого низкий, угловатый и скошенный лоб воспринимается как имеющий низкий интеллект и часто это действительно так. Узкий лоб при низкой линии волос указывает на посредственность, даже примитивность " натуры". Вспомните, например, грим актера, который играл Шарикова в фильме «Собачье сердце».

Очень важны для общения глаза. По данным зарубежных психологов, собеседники, находясь на расстоянии одного-двух метров, смотрят друг на друга не менее 50-70% времени общения при длительности одного взгляда от 1 до 8 секунд.

Интерес к глазам как «зеркалу души» в отечественной культуре широко известен, например, Л. Н. Толстой сумел описать более 85 оттенков взгляда. Филологический анализ около 100 фразеологизмов русского языка и обнаружилось, что 36, 3% из них имели ключевое слово «глаза». Однако, не совсем верно, что они – «зеркало души». В эксперименте людям предлагали определять особенности характера и настроения человека только по глазам, закрыв остальное лицо маской. Из этого ничего не получилось. Сами по себе глаза мало что выражают. Значимым является соотношение глаз с другими частями лица, а также движения глаз, направление взгляда.

Важная социальная функция взгляда состоит в том, что мерой симпатии людей друг к другу и мерой их взаимосвязи является количество и продолжительность взоров, которыми они обмениваются. Основой для успешного общения служит контакт глаз, точнее – взглядов. Было установлено, что если человек нечестен или скрывает что-то, его взгляд задерживаются на глазах партнера менее чем 1/3 часть всего времени общения (отведение взгляда или «бегающие глаза»). Правда, возможно, это очень скромный человек, который просто не решается смотреть Вам в глаза. Подсознательно такой человек все равно вызывает недоверие.

Если взгляд человека встречается с глазами партнера более 2/3 времени, то это может означать либо заинтересованность, увлеченность общением (тогда зрачки обычного размера или слегка расширены), либо враждебность, невербальный вызов (зрачки очень расширены или сужены). Обычно советуют, чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, Ваш взгляд должен встречаться с его взглядом немного больше половины всего времени общения. Существует миф об «открытом, честном прямом взгляде глаз, которые не могут солгать». Иногда он, наверное, встречается. Но и обманщики пользуются им достаточно часто.

Если Вы хотите наладить отношения, в том числе при деловых переговорах, не следует надевать темные очки, потому что у других появится неприятное ощущение, что Вы что-то скрываете. Партнер в этом случае чувствует себя неловко и в результате будет нарушена атмосфера общения. Существует уловка, позволяющая имитировать заинтересованный взгляд, не рискуя показаться агрессивным или выдать собственную скуку. Нужно смотреть не в глаза партнеру, а в область переносицы.

Способность общаться и выражать эмоции с помощью взглядов унаследована человеком от животных, но восприятие значения долготы взгляда зависит и от традиций культуры, к которой принадлежит партнер. Для жителей Южной Европы характерна более высокая частота смены направления взгляда (как и вообще более быстрые движения), чем для жителей Северной Европы. Японцы при беседе вообще считают неприличным и даже оскорбительным для других прямой взгляд, они смотрят скорее в шею, чем на лицо.

Вообще, для создания хорошего впечатления, для успешности общения важны не только продолжительность и частота взгляда, но и та часть лица и тела, на которую направлен взгляд. Исследования показали, что можно выделить деловой, социальный и интимный взгляд.

Деловой взгляд – направление глаз несколько выше переносицы, на центральную часть лба собеседника. Такой взгляд создает серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что Вы настроены по-деловому. Это создает условия для того, чтобы управлять ходом переговоров.

Социальный взгляд, направленный на центральную область лица на уровне от глаз до подбородка, задает атмосферу социального общения. Он предполагает доброжелательное, доверительное общение. Взгляд на этом же уровне, но искоса воспринимается как повышенная заинтересованность или враждебность. Он создает напряженность и может прервать общение.

                   Интимным взгляд становится тогда, когда глаза опущены ниже уровня рта, от подбородка до уровня узла галстука. У людей европейской культуры он допустим только при близком, очень доверительном общении, а при других условиях считается не совсем приличным, особенно в отношении женщин. Японцы, же предпочитают именно такое направление взора при деловых переговорах.

Некоторую информацию о человеке несет форма его губ. Тонкие губы воспринимаются как признак эмоциональной холодности, расчетливости. Чем больше выпрямлена линия губ, тем более сух и расчетлив человек, а если они образуют как бы прямую линию, то принято считать, что от такого человека можно ожидать энергичных и решительных действий.

Толстые, как бы выдвинутые вперед оцениваются как признак чувствительности и хорошего аппетита. Несомкнутые, расслабленные губы являются признаком нерешительности. Слабая и относительно плохо развитая верхняя губа при выпяченной нижней губе рассматривается как признак самомнения и тщеславия. Если же вперед выдвинута верхняя губа, да к тому же она немного припухшая, это может быть свидетельством хорошего, неконфликтного характера.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.