Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рамендик Д.М. 13 страница



- неожиданная неловкость обычных движений, из-за которой человек может спотыкаться, ронять предметы и т. п.;

- ритмические движения: рук, ступней, пальцев (постукивания по столу, вращения больших пальцев при остальных, переплетенных " в замок", потирание ладоней и т. п. ), движения могут выполняться как с заметной, так и с очень маленькой амплитудой;

- ладони, ухватившись одна за другую, образуют как бы один большой кулак и массируют друг друга;

- закрывается портфелем, книгой или газетой как щитом;

- возможные спазмы горла вызывают покашливания, прочищение горла;

- по той же причине нарушается плавность речи и тембр голоса - он звучит глухо или, наоборот, визгливо.

       Состояние нервозности всегда неустойчивое. Вызванное актуальными, текущими причинами и нарастающее оно имеет тенденцию переходить в стресс, при котором поведение человека становится плохо предсказуемым и неуправляемым даже им самим.

Сильная активная отрицательная эмоциональная реакция.

       Раздражение, сдерживаемая агрессия - это состояние, при котором организм готовится к активному нападению на окружающих, но человека ограничивают социальные условия. Все его тело напряжено, в позах чувствуется стремление стать как можно выше, продемонстрировать свое превосходство над партнером. (рисунок 6) Правила приличия вынуждают человека сдерживать агрессивные движения, вместо них совершаются резкие короткие замещающие движения, направленные от себя или человек принимает застывшие позы, выдвигая вперед корпус и пряча руки:

- плечи развернуты, выпячен живот, голова поднята или немного наклонена вперед;

- ноги широко расставлены или носки ног могут быть заметно повернуты наружу, или человек может периодически подниматься на носки;

- вертикальные движения рукой как бы рубящие ребром ладони воздух;

- помахивание поднятым вверх указательным пальцем;

- удары по столу ребром ладони, вытянутым вперед указательным пальцем, костяшками пальцев или даже кулаком;

- рука сжимается в кулак, крепко схватывают подлокотники кресла или какой-либо предмет (попытка овладеть собой);

- демонстративное закладывание рук за спину или заведение поднятых рук за голову и складывание ладоней на затылке (это скорее не агрессия, а только демонстрации превосходства и самолюбование);

- взгляд прямой и холодный, глаза могут быть слегка прищурены, сужены или, наоборот, открыты и малоподвижны, " уперты" в собеседника;

- нахмуренный лоб с вертикальными складками, брови сдвинуты так, что образуется складка на переносице;

- ноздри раздуты;

- рот напряжен, сужен или оскален, углы губ оттянуты вниз, челюсти могут быть сильно сжаты (из-за этого могут появляться " желваки" на скулах);

- дыхание заметное, шумное с резкими вдохами и энергичными шумными выдохами;

- голос звучит напористо, с внезапными изменениями громкости, речь отрывистая.

Маскируемое поведение.

       Неискренность, ложь характеризуются рассогласованием между тем, что человек говорит и тем, о чем сигнализирует его тело или отдельные его части. Для обнаружения лжи особенно важно заметить именно изменения, сбои в телесных проявлениях. Например: слова дружелюбные, голова повернута к партнеру, но положениями других частей тела, указывает на нежелание общаться - плечи, колени, носки ног смотрят в другую сторону. Такие проявления неискренности легко спутать с обычной спешкой, когда человеку действительно некогда и пора бежать. В этом случае поза не зависит от темы разговора. Тем важнее заметить, когда именно, при каких обстоятельствах возникает и изменяется та или иная поза

       Когда человек лжет, он всегда испытывает некоторый стресс или хотя бы напряженность (даже те, кто " врет, как дышит" ). Поэтому показателями лжи могут служить неуместные, неожиданные, не соответствующие словам или ситуации проявления смущения, неодобрения или беспокойства, которые были описаны выше. Кроме того, можно заподозрить неискренность по следующим непроизвольным движениям:

- более частые, чем обычно, прикосновения к лицу: почесывание век, лба, уха, потирание щеки, касание губ или носа, особенно так, что рука частично заслоняет рот (движения, символизирующие нежелание " выпустить" лживые слова, слышать их, видеть неприятную ситуацию);

- потирание шеи, непроизвольная попытка оттянуть ворот одежды, как будто человеку не хватает воздуха;

- широко расставленные ноги без других признаков агрессивного поведения, описанных выше (символизируют стремление обрести устойчивость в " скользкой" ситуации);

- нежелание смотреть прямо в лицо собеседника, отведение взора в сторону, вниз или вверх, " бегающие" глаза (см. ниже);

- плотное зажимание или прикусывание губ или языка;

- демонстративные проявления смущения, сожаления и беспокойства, суетливость;

- изменение стиля речи: появление запинаний, слов-паразитов или наоборот, длинных заученных фраз, литературных оборотов (" говорит как по писанному" );

- тихий вкрадчивый голос при общем напряжении говорящего;

- излишняя, утрированная, демонстративная уверенность и убежденность в голосе и жестах, нагромождение доводов и доказательств, нежелание слушать не только возражения, но и вопросы.

       Во многих руководствах рекомендуют использовать для определения искренности человека наблюдения за движениями его глаз. Этот прием далеко не так безупречен, как это обычно описывают. Во-первых, физиологи не находят для него никакого физиологического обоснования. Во-вторых автору данного пособия не известно ни одной серьезной попытки его экспериментально-психологической проверки, которая очень желательна для всякого диагностического метода. В-третьих, в руководствах не указываются ограничения метода и источники возможных ошибок, а идеальных методов на все случаи жизни просто не бывает.

       Все-таки метод наблюдения за движениями глаз партнера по общению может быть иногда полезен, поэтому рассмотрим его основные принципы. Во время разговора люди большую часть времени смотрят прямо на партнера, причем стараются расположить голову так, чтобы зрачки оставались близко к центру глазниц. Но время от времени глазные яблоки непроизвольно и незаметно для самого человека поворачиваются и взор перемещается. Согласно правилам, разработанным в рамках так называемого " Нейролингвистического программирования" направление перемещения взора отражают форму извлекаемой из памяти информации и способ ее переработки. На рисунке 9 схематически показаны разные " функциональные зоны" глазницы правого глаза человека-правши. Верхняя и центральная части глазницы связаны с переработкой информации в наглядно-образной форме. В углах глазниц расположены области слуховой информации. Нижняя часть глазницы связана с телесными образами: осязательными и мышечными, кинестетическими. Кроме того, у правшей на правом глазу смещение взора к носу указывает на припоминание, а перемещение взора ближе к наружному краю глазницы указывает на конструирование, создание нового образа.

       Если зрачок и радужка располагаются в центральной верхней части глаза, то, вероятнее всего, человек припоминает какую-то наглядную картину, если же они находятся в левой верхней части газа - человек создает зрительный образ. придумывает его. Если взор смещается в угол, ближний к носу - человек припоминает слуховой образ, " слышит" звуки прошлого. Если же взор перемещается к наружному углу - человек конструирует слуховой образ. Аналогично взор в центре нижней части глаза свидетельствует о припоминании телесных ощущений, а внизу, но ближе к наружному краю - об их создании, хотя реально эти два положения различить трудно.

       В процессе общения само по себе положение взора не имеет существенного значения. Важно лишь уметь обнаружить момент, когда содержание речи расходится с сигналами движений глаз. Например, человек говорит о чем-то, хорошо ему знакомом и взор периодически смещается вверх, но вдруг радужка " прыгает" наискосок, ближе к виску. Можно предположить, что в этот момент человек сказал о чем-то, чего он не видел, а придумал. Другой пример: человек говорит, что по какому-то поводу не стоит предпринимать поспешных действий, лучше подождать, а взор его периодически " соскальзывает" вниз. Вероятно, сам он медлить не намерен и готовится к решительным действиям.


Непроизвольные случайные рисунки как показатели эмоционального состояния человека.

Всем хорошо известно (и мы уже упомянули об этом выше), во время совещаний, лекций, разговоров по телефону и т. п. люди часто полубессознательно рисуют что-то на бумаге. Эти случайные рисунки называют еще " почеркушками". Они кажутся совершенно бессмысленными, но исследования показали, что в них запечатлеваются как устойчивые черты личности человека, так и его сиюминутное настроение. Психолог, владеющий приемами анализа " почеркушек" может многое узнать о внутреннем мире их автора, поэтому во многих серьезных международных и государственных организациях службы безопасности тщательно разыскивают и уничтожают все изрисованные бумажки, оставшиеся в залах заседаний и даже в буфетах. Выявление свойств личности по " почеркушкам" – задача для профессиональных психологов. Мы здесь приводим некоторые признаки текущего эмоционального состояния человека, которые не сложно увидеть, если внимательно присмотреться к " почеркушкам".

       Независимо от того, что рисует человек, сильный нажим, многократное повторение линий, штриховка выдают напряженность, тревожность, волнение. (рисунок 10).

Если рисунок обведен в замкнутую рамку любой формы, значит, человек принял какое-то определенное решение, причем, чем сильнее нарисована эта рамка, тем труднее далось человеку это решение и тем более твердо он намерен его выполнять (по крайней мере, в момент рисования, потом все может и измениться).

       В период размышлений, человек, сосредоточенный на себе, своих проблемах и конфликтах, готовящийся принять важное для него решение, и отвлеченный от внешнего мира рисует часто спирали, круги, волнистые линии. Если Вы разговариваете с человеком и замечаете подобный рисунок – скорее всего, он Вас практически не слышит.

       Если у человека плохое настроение потому, что он чувствует себя обделенным вниманием окружающих, он рисует цветочки, солнце, гирлянды.

Близким по значению является и рисунок из переплетения кругов, которые рисует человек, чувствующий себя отстраненным от дел или событий, в которых ему хотелось бы принять более активное участие, но он не знает как. Такой рисунок у собеседника показывает Вам, что Вы пренебрегаете интересами партнера, говорите слишком долго, ваш партнер тоже хочет высказаться ли еще как-то проявить себя.

       Когда человек чувствует, что попал в неловкое, положение, что он должен принять решение, но испытывает сильное сомнение, он чертит сетки, решетки, стрелы. Если ему удастся принять, наконец, решение, или он захочет " выбросить эту проблему из головы", скорее всего, он заключит рисунок в рамку.

       Положительные эмоции, которые человек считает нужным по каким то причинам в данный момент скрывать, проявляются в рисунке из переплетенных сердец. Если этот сюжет сочетается с цветами или решетками, то, вероятно, рисовавшему что-то мешает общаться с интересующим его человеком или действовать открыто в соответствии со своими чувствами.

Человек, который имеет четкие цели, убеждения и намерения и не склонен добровольно их скрывать, в любой проблеме старается разобраться досконально, рисует обычно геометрические фигуры на нелинованной бумаге или немногочисленные четкие фигуры на бумаге в клеточку. Если рисующий склонен к агрессии, в фигурах преобладают острые углы. Его напряженность отражается в силе нажима. Скорее всего, он вынужден скрывать свои чувства за внешне спокойным и даже дружелюбным поведением, но это ему не свойственно и неприятно.

Усталость, скука и раздражение во время длинных совещаний или непонятных лекций – наиболее частые причины того, что человек создает большие " композиции" непроизвольных полубессознательных рисунков. В этом состоянии из-под пера появляются повторяющиеся узоры из углов и овалов, напоминающие узоры на обоях или коврах, многочисленные квадратики из обведенных клеточек в тетради и вписанные в них однотипные фигурки (например, треугольники или кружочки), шахматные поля.

 Близки к ним по значению и пчелиные соты, но рисующий их человек не просто скучает, а стремиться, скорее всего, неосознанно, к более спокойной и упорядоченной жизни

       Чувство вины и неловкости, возникшее во время разговора, несправедливые упреки, на которые невозможно достойно ответить или необходимость солгать выражаются в рисовании разнообразных крестов. Могильные кресты – относительно редкий сюжет, он может возникнуть у человека, озабоченного грустными мыслями о потере близких, не обязательно о смерти, а о любой разлуке. Но те же кресты могут сопровождать чувство ненависти, желание " похоронить" врага. (Этот пункт неприменим для активно религиозного человека, который видит в кресте прежде всего символ своей религии. )

       Когда человека тяготят обязанности, от которых он не может уклониться, не решается сказать " Нет" он склонен рисовать простые фигуры человечков, карикатурные рожицы или фантастических животных с человеческими чертами. Часто такие рисунки появляются у подчиненных, которые не решаются возражать начальникам или у студентов, которые не хотят учиться, но и прогуливать не могут или боятся.

Критическая оценка ситуации и себя самого может отражаться в том, что человек рисует отдельно глаза. Но тот же рисунок может выражать чувство беспокойства, указывать на то, что человек постоянно ощущает на себе чье-то навязчивое внимание. Это особенно характерно для подростков и для людей в зависимом состоянии.

В течение длительного совещания или доклада человек может покрыть рисунками целый лист (даже не один) и тогда на нем отражаются ряд сменяющих друг друга состояний. Пример такого сложного рисунка приведен на рисунке 10. Рисовала молодая женщина – научный сотрудник, слушая доклад, который был ей понятен, но местами – скушен, временами она была не согласна с докладчиком, и он ее раздражал, иногда ей хотелось поговорить с соседями, но она не решалась.

Таким образом, внимательный проницательный наблюдатель может многое узнать о текущем эмоциональном состоянии партнера по общению по телесным сигналам и случайным рисункам.

 

Раздел 2. Особенности невербального общения в разных странах.

Даже тогда, когда люди знают словесные языки друг друга, без знания специфического языка жестов наладить нормальное общение нельзя.

В любой культуре рядом с обычным, словесным языком существует и собственный язык жестов. Этот бессловесный язык тесно связан с историей и традициями народа и усваивается с раннего детства практически бессознательно. Поэтому большинство людей считают свой родной язык жестов «абсолютно естественным» и единым для всех людей (в отличии от словесного языка). Если человек плохо говорит на иностранном языке, делает ошибки, носители языка относятся к нему, как правило, снисходительно, иногда пытаются помочь. Если же иностранец совершает ошибку в языке жестов, делает какое-либо несоответствующее движение, он вызывает не сочувствие, а в лучшем случае смех, а то и раздражение или обиду. Кроме того, со словесным языком может помочь переводчик, а жесты человек выполняет сам.

Журналисты любят вспоминать историю о том, как руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущев стучал ботинком по столу на заседании в ООН, выражая свое несогласие с чьим-то выступлением. Этот факт приводят как показатель грубости и невоспитанности советского лидера. Но, по воспоминаниям близких к Н. С. Хрущеву людей, он не собирался никого эпатировать. Наоборот, он был уверен, что ведет себя правильно, что в Америке принято именно так выражать свои чувства. Он сделал такой вывод после того, как узнал, что американцы любят сидеть, положив ноги на стол. В неприятные истории может попасть каждый, кто, общаясь с людьми другой культуры, особенно в другой стране, не будет достаточно осведомлен о принятом у них стиле поведения.

Этот раздел мы посвятили языку жестов и стилю общения деловых людей разных стран, с которыми в последние годы все чаще общаются люди из России.

Тот или иной жест может означать разные понятия в разных странах. Так, например, болгары и русские прямо противоположным образом кивают головой, когда хотят сказать " да" или " нет". В США и многих других странах " ноль", образованный большим и указательным пальцем, означает " все отлично" (О’кей), в Японии - деньги, в Португалии - неприличный жест.

Немцы могут поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей, то же самое в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Движение поднятого пальца из стороны в сторону в США, Италии может означать легкое осуждение, угрозу (как и в России) или призыв прислушаться к тому, о чем было сказано. В Голландии тот же жест означает отказ. В нашей стране поднятый большой палец символизирует наивысшую оценку, а в Греции означает «заткнись». В США этот жест может в одних случаях подразумевать, что все в порядке, в других - желание поймать попутную машину, а если палец резко выбрасывается вверх, то является нецензурным, непристойным жестом, использование которого в деловом общении способно безнадежно испортить репутацию неосторожного человека.

Ниже приводится описание (на рисунке 11 – изображение) самых распространенных в Европе и США жестов. Не случайно многие из них носят оскорбительный характер (возможно, потому, что жесты понятнее слов). Приводимые ниже сведения собраны из различных источников. Каждый жест имеет свою историю, которую изучают культурологи и лингвисты; это интересно, но для повседневного использования не очень важно. Вообще, можно посоветовать в незнакомой стране воздержаться от значащих жестов, если не знаете совершенно точно, что значит этот жест в данной местности.

V – значит «победа».

Возможно, самый известный в Великобритании и других европейских странах жест — это знак V. (1) Его показывают двумя разведенными пальцами руки (указательным и средним), ладонь повернута от себя. Большинство людей знают его как «знак мира» или «приветствие победы».

Однако, имеется и второе значение— фаллическое, оскорбительное и непристойное. «Вульгарное V» показывается теми же пальцами, но ладонь повернута к себе.

Палец и рука.

Близок по значению к «вульгарному V», но более груб и шире известен знак «одним пальцем» - поднятый средний палец. Это одно из древнейших фаллических оскорблений. Известно, что в США, в Калифорнии этот жест используется как знак разочарования.

Более эмоциональной версией этого жеста является показ руки до локтя, когда другая рука ложится ей на локоть. Существуют разные степени интенсивности этого действия, а также различные направления — прямо, в сторону или по диагонали. Однако в любой форме этот жест значит, выражаясь мягко, " чтоб тебя". Хотя этот жест в южной Европе имеет только оскорбительный смысл, в Великобритании он используется больше как вульгарная оценка чьих-либо сексуальных качеств и даже как своего рода комплимент.

 

Показать нос.

Нос (4), показываемый рукой с большим пальцем у носа, является, одним из наиболее известных и, вместе с тем, редко употребляемых. Точнее, этот жест-дразнилка употребляется, в основном, детьми как знак презрения, издевки. Этот знак имеет разновидности — иногда для усиления впечатления добавляется еще одна рука, или пальцы покачиваются из стороны в сторону. Во Франции большой палец, прислоненный к носу означает надувательство Этот жест известен под различными названиями: " пальма на носу", " нос дурака", пятипальцевое приветствие, сделать длинный нос, шанхайский жест, веер королевы Анны, японский веер, испанский веер и помол кофе.

Эмблема рогоносца.

Осуществляется вытянутыми мизинцем и указательным пальцами. Два пальца могут обозначать рога (5). Этот старинный жест может быть сделан как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Хоть в основном жест означает супружескую измену или того, кому изменили, в Италии " рога" служат также охранительным знаком против сглаза. Этот же символ на протяжении долгого времени был и символом мужской силы. Сейчас в Европе этот воображаемый рог — знак пренебрежения.

Совсем другое значение придают ему в США, где он известен как " согни их в рога", этот жест исполняется под одноименное скандирование в поддержку " Длинных рогов Техаса", футбольной команды. Аналогичным образом используют этот жест поклонники некоторых рок-групп в стиле «Тяжелый металл. »

На Мальте горизонтальные " рога" используются как охранительный знак.

 Фига

Жест, известный как фига (6), большой палец просовывается между указательным и средним, в различных уголках Европы известен как оскорбление с сексуальной окраской. Кроме того, жест известен в значении «не дать ни фига»

В Бразилии " фига" говорит " доброй удачи". В Португалии использоваться для того, чтобы избежать сглаза, служит охранным знаком.

Другим выражением того же значения является щелчок ногтем (7), который делается прикусыванием ногтя большого пальца с последующим движением пальца вперед со щелчком. В России этот жест практически не известен.

Поворот пальцем у виска

«Поворот пальцем у виска» (12), показываемый одним человеком другому, говорит " ты сошел с ума"; этот жест считается в высшей степени оскорбительным; за него в Германии человек может быть арестован и наказан.

       Близкие жесты имеют совсем другое значение: поворот пальцем у щеки у итальянцев – жест похвалы, а поворот пальца вокруг головы в Латинской Америке означает " вам звонят".

Постукивают себя по лбу.

В Голландии, в Перу и многих других странах постукивают себя по лбу для того, чтобы выразить мнение, что кто-то ведет себя глупо или как сумасшедший; в некоторых других странах это жест означает: «Я подумал», «Мне пришла в голову мысль» или предложение другому подумать собственной головой.

Прикладывание пальцев к ушам или постукивание по ним

Прикладывание пальцев к ушам служит в Индии выражением извинения младшего перед старшим.

       Когда итальянцы дотрагиваются до мочки уха (13), это обозначением указание на изнеженность и женоподобие. В Бразилии и Португалии этот жест означает высокую оценку, признательность; в Греции— предупреждение.

Кольцо

Кольцо (8) из указательного и большого пальцев, образующий круг, означает то же, что и произнесение слова " окей" — одобрение и восхищение, наиболее часто в США; а так же в Британии, поэтому его иногда называют " жестом Окей" или " американским Окей".

В Германии, Парагвае и Бразилии знак " кольцо" является оскорбительным, он означает " ослиный зад". В Колумбии " кольцо" перед носом означает, что лицо, о котором идет речь — гомосексуалист.

В некоторых частях Франции и на Сицилии " кольцо" означает. " ноль" или " ничего не стоящий"; однако тот же знак перед носом означает, что кто-то пьян.

В Японии знак " кольцо» символизирует деньги, поскольку этот жест напоминает по форме монету.

Поднятый большой палец

Лучше известен как знак одобрения поднятый большой пялец (9). Вариант этого знака используется как просьба подвезти, но в таком качестве этот жест; принят далеко не везде, в основном – в Западной Европе и США. На Сардинии и в Греции его воспримут, как " наелся", " набил брюхо".

В Австралии, Греции и Нигерии этот жест считается оскорблением, особенно с акцентированным дергающим движением вверх.

В Испании поднятый вверх большой палец означает поддержку баскского сепаратистского движения.

Опущенный вниз большой палец является относительно редким жестом неодобрения.

       Кивок и покачивание головой.

       В большинстве стран кивок головой означает согласие, а покачивание из стороны в сторону – несогласие. Но в Болгарии – наоборот, болгары, говоря " да", качают головой из стороны в сторону, а говоря " нет", кивают. Также ведут себя индийцы, проживающие в Малайзии. Иранцы выражают " нет", резко отдергивая голову назад; " да" выражается наклоном головы вперед.

Перекрещенные пальцы.

Перекрещивание указательного и среднего пальцев (10) является популярным жестом, выражающим пожелание удачи, как для человека, который делает его, так и для кого-нибудь еще. Дети используют его для того, чтобы избежать расплаты за вранье, поскольку существует поверье, что этот знак снимает грех лжи. Выражение " держи за меня пальцы скрещенными" со значением " желай мне удачи" появилось довольно недавно (в Англии в 20-х, в США —• в 30-х годах).

В Парагвае знак " скрещенные пальцы" считается оскорбительным.


Движение от подбородка.

" Движение от подбородка" тыльной стороной пальцев (11) означает " мне это не важно" или " я не знаю"; в Аргентине, Бразилии и Парагвае.

Поглаживание щеки

" Поглаживание щеки" большим и указательным пальцами или обеими руками, означает в Германии и Голландии, что кто-то истощен или болен. В Греции, Италии, Испании и на Сицилии его поймут как «привлекательный», а в республиках бывшей Югославии это знак успеха.

В Китае поглаживание указательным пальцем по щеке означает: " тебе должно быть стыдно".

Поцелуй пальцев

Возможно, поцелуй пальцев с легким жестом, как бы бросающим поцелуи в воздух, в наши дни в Европе используется как приветствие; в таких странах, как Италия и Франция, он означает одобрение или похвалу, восхищение.

Потирание носа.

В Голландии потирание спинки носа говорит, что кто-то черезчур скареден, а постукивание указательным пальцем по стороне носа означает " я пьян" или " кто-то пьян.

В Сирии когда собеседник скребет нос, это значит: " Убирайся к дьяволу! "

Оттягивание нижнего века

Оттягивание нижнего века указательным пальцем передает предупреждение кому-то быть настороже; этот же жест используется в Южной Европе и на Балканах.

 

Приведем еще несколько значащих жестов, которые характерны для определенных стран.

Австрия Поглаживание воображаемой головы означает, что новости, которые кто-то сообщает, уже устарели. Австрийское пожелание удачи заключается в ударе кулаком по воображаемому столу.

Китай Дети выражают свой страх, высовывая язык. Если китаец высовывает вперед нижнюю губу и при этом хмурится и морщит нос, это означает неодобрение; если же он держит правую руку наклонной, а за тем дергает ею вперед, это значит " уматывайся"; Складывание двух ладоней вместе означает банкротство.

Колумбия Колумбийцы выражают недоверие, поднося вогнутую ладонь к подбородку, что изображает зоб — символ глупости.

Египет Соединение двух указательных пальцев вместе выражает вопрос: " Ты не хочешь со мной переспать? "

Франция. Если кто-то играет на воображаемой флейте, когда вы говорите, это сигнализирует, что вы начинаете быть утомительны "

Германия Для того, чтобы пожелать удачи, немцы убирают палец в ладонь или бьют кулаком по воображаемому столу.

Греция Для того, чтобы сказать " держи себя в руках", греки вытягивают руку с согнутым вниз пальцем; другие пальцы распрямлены; этот жест сделать непросто, поэтому его не следует воспринимать как случайный

" Щелчок ногтем" по зубу (7) В Греции выражает гнев.

Голландия. Посасывание пальца значит, что кто-то лжет или по крайней мере заблуждается;

Индия Индусы показывают на предмет не указательным пальцем, а распрямленной ладонью или большим пальцем; иногда встречается и указание: подбородком.

Израиль Если израильтянин показывает на свою ладонь в то время, когда кто-нибудь говорит, это значит, что прежде на камне вырастут побеги, чем то, о чем говорится, станет правдой.

В Италии человека зовут, опустив ладонь вниз и маня пальцами.

Япония Японцы зовут кого-либо, протягивая руку с ладонью вниз и делая расчесывающее движение пальцами.

Перу Похлопывание ладонью по подмышке означает, что за что-то назначают слишком большую цену.

Польша Если поляк постукивает пальцем по шее, это является приглашением кому-либо, обычно — близкому другу, вместе промочить горло; в некоторых обстоятельствах тот же жест носит оскорбительный смысл.

 

Людям, которые вступают в деловые отношения с иностранцами, полезно знать особенности их национального делового стиля и не пренебрегать ими, независимо от того, где происходит встреча – в России, в их стране или в какой-нибудь третьей. Это не просто вежливость, а важная часть профессиональной квалификации человека, ведущего переговоры. Вспомните схему на рисунке 3. Общее для партнеров представление о социальных нормах, «незримом третьем» - необходимое условие эффективного общения.

Прежде, чем перейти к особенностям делового стиля и этикета отдельных стран, остановимся на нескольких общих правилах международного этикета. Самое главное - научиться правильно делать следующие четыре основные вещи:

произносить имена людей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.