Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть третья 4 страница



Петр не понял сути вопроса.

– У тебя ведь был и завет Иисуса: «Идите и расскажите всем…»

Петр колебался, но наконец сказал:

– Это непростой шаг для иудея. Но я смирился, я странствую по миру и несу Его слова язычникам.

– Ты никогда не задумывался над тем, что иудеи единственные в мире, кто делит людей на правоверных и язычников? – спросил Леонидас.

Во внезапно возникшей тишине вновь упрямо зазвучал голос грека:

– Люди, как монеты, несут на себе отпечаток – своего воспитания. Но вы – единственные, кто утверждает, что истина ведома вам одним. Это сложно понять.

– У нас есть Божье слово. Он избрал нас, – ответил Варнава.

Леонидас тяжело вздохнул.

Павел все время давал знаки мальчишке‑ писцу, и каждое произнесенное слово было им записано, но теперь он неподвижно сидел и глядел на Марию.

– Уже в первую нашу встречу ты обвинила Петра в том, что он выгнал тебя и тех, кого ты называешь ученицами Иисуса. Но если бы Петр послал женщин проповедовать учение Иисуса, его задача оказалась бы невыполнима.

– Почему же? – удивилась Мария.

– Тебе очень хорошо известно, что закон велит женщине спокойно учиться и все время подчиняться. Я никогда бы не позволил женщине проповедовать наше учение.

– Но почему?

– Потому, что Господь создал Адама первым. И еще потому, что именно женщину смог искусить змей, а она совратила мужчину.

Мария и Леонидас словно застыли, глядя друг на друга. Равви Амаха взволнованно заговорил:

– В другом месте в Писании говорится, что Бог создал людей по своему образу и подобию. «Мужчиной и женщиной сделал он их».

Он обратился к Леонидасу:

– Согласно иудейскому богословию – у Мудрости женская сущность. В Писании рассказывается о Софии, дочери Бога, рожденной задолго до человека. Она посещает землю для того, чтобы люди научились познавать и слушать.

Он перевел дыхание.

– Мне всегда казалось, что ее заповеди имеют большое сходство с тем, что говорил Иисус.

Ответ Павла был краток:

– Ты цитируешь плохо известные мне части Писания.

– Но ты ведь книжник, фарисей! – воскликнул Леонидас. – Среди прочего ты согласился с заветом Учителя нести Его слово людям. Мне многое известно о твоих делах, Павел, больше, чем ты думаешь. Насколько я понял, твоя успешная деятельность по созданию христианских общин держится на свободных и самостоятельных женщинах. Лидия в Филиппах, Дамарис в Афинах и Присцилла в Коринфе. Еще одна Присцилла в Риме и Лидия в Тиатире. И это далеко не все из них.

– В разных местах разные обычаи, – начал было оправдываться Павел, но своим видом выдавал, что загнан в угол.

– Я знаю также, что тебя тревожат дела в Коринфе. Там есть женщины, которые считают себя посланницами Мудрости. Они верят, что жизнь и деяния Иисуса – продолжение учения Софии, – заявил Леонидас.

Лицо Павла ожесточилось, но ему нечем было парировать.

– Но важнее всего то, что сам Иисус не смотрел на женщин как на низшие существа. Ты, Петр, разве не помнишь, о чем Он однажды говорил?

– Ты имеешь в виду Его слова о том, что мужчины должны стать подобными женщинам, а женщины подобными мужчинам, – неохотно отозвался Петр. Он некоторое время помолчал, словно обдумывая что‑ то, а потом вновь заговорил: – Я тогда этого не понял, не понимаю и сейчас.

– Это, тем не менее, не так уж и сложно, – саркастически ответил Леонидас. – Но мне пора заканчивать, нельзя же использовать предрассудки в качестве аргументов.

Варнава побледнел от гнева:

– Хочешь сказать, предрассудков нет у тебя, последователь Зевса и прочих отвратительных идолов?

Леонидас расхохотался:

– Я никогда не исповедовал культ Зевса. Кстати, ты совсем не разбираешься в греческом пантеоне, он гораздо более символичен, нежели ты думаешь. Сейчас я, как и Мария, христианин. Прискорбно то, что вы все еще скованы старыми догмами.

Мария наполнила чаши гостей, они выпили и, несмотря ни на что, расстались как обычно. Внезапно на ум Леонидасу пришло, что иудеи любили переливать из пустого в порожнее. «Это их отличительная черта», – невольно подумал грек.

Прощаясь у ворот с Марией, Павел сказал:

– Когда‑ нибудь ты должна будешь рассказать о том, что видела в день Воскресения. И о Его смерти.

Мария закрыла глаза.

– Тебе до сих пор больно? После всех этих лет…

– Да.

 

По дороге обратно в синагогу Варнава заявил:

– Она хочет, чтобы мы отреклись от наследия наших предков.

– Насколько я понял, именно этого требовал ваш Учитель, – ответил равви Амаха.

Павел не принимал участия в разговоре, он молчал, отдавшись размышлениям о том, каким образом Леонидасу удалось столько узнать о христианских собраниях в греко‑ римском мире. И прежде всего, откуда грек получил сведения о внутренних распрях в Коринфе? «Однажды я спрошу его, и он ответит», – подумал Павел.

 

Глава 31

 

– Давай до обеда погуляем по саду? – предложил Леонидас, когда Мария вернулась в беседку. Она, улыбаясь, кивнула.

– Считаешь, нам стоит остыть?

Леонидас засмеялся.

– Ну, вообще‑ то я ни удивлен, ни обеспокоен.

По петляющей тропке взобрались они на верхнюю террасу, и взгляды их обратились к морю, в котором вскоре должно было исчезнуть солнце.

– Я кое о чем хотел сказать тебе наедине, – заявил Леонидас. – Ты заметила, что Терентиус постоянно крутится рядом во время наших бесед с апостолами? Он как всегда учтив и замкнут, но уши его прямо‑ таки горят от любопытства.

Мария выглядела такой потрясенной, что Леонидас не выдержал и рассмеялся. Потом он внезапно посерьезнел. Увидев, как покраснела Мария, он поспешно сказал:

– Ты не должна бояться. Он предан и деликатен – это он впитал с молоком матери.

– Я не боюсь, – возразила Мария. – Мне стыдно. Я вдруг поняла, что Терентиус с женой в моем доме стали чем‑ то самим собой разумеющимся, словно это не люди, а мебель. Это ужасно.

Леонидас удивился.

– Он ведь сам держит дистанцию.

Мария молчала, так и было, но Иисус никогда бы этого не одобрил, Он бы заставил их встретиться и поговорить.

Леонидас продолжал:

– Когда я покупал обоих у Ливии, она мимоходом заметила: единственное, что можно поставить в вину Терентиусу, – это их с женой принадлежность к ужасной христианской секте.

Мария остолбенела.

– Ты ведь понимаешь, какое впечатление на него произвело то, что ты оказалась Марией Магдалиной. В Антиохии есть секты, для членов которых твое имя почти так же свято, как имя Иисуса.

Мария глядела на город, вспоминая, как ходила по этим широким улицам и слушала речи буддистских монахов в шафранно‑ желтых одеждах и проповеди зороастрийских жрецов. В Антиохии сталкивались персидские учения о вознесении души, иудейское представление о мудрости, вавилонская астрология и греческая философия. Мария часто останавливалась послушать индийских проповедников, их учение о человеческой сущности, которая есть Бог. Она узнавала эти слова, их мог бы говорить Иисус, хотя здесь они звучали иначе. Она никогда не слышала о тайном христианском обществе, но оно, тем не менее, существовало.

Следующим утром, когда Леонидас ушел в контору, Мария приняла решение. Она перехватила Терентиуса по дороге на рынок и твердо сказала:

– Нам нужно поговорить.

Он совсем не волновался, до тех пор пока Мария не предложила ему присесть напротив своего стола в библиотеке. Красивое лицо темнокожего слуги помрачнело, и Мария вдруг поняла, как можно начать разговор.

– Я поняла, что у нас с тобой один и тот же Учитель. Перед лицом Иисуса все люди равны. Если ты настаиваешь на том, чтобы стоять, я сделаю так же.

И она выпрямилась, как статуя, с руками, скрещенными на груди. Неожиданно она заметила, как подрагивают утолки его губ, и удивленно подумала, что слуга почти улыбается. Он сел, Мария тоже.

– Расскажи о своей вере, – это звучало как приказ, Мария сама удивилась собственному тону. Однако слова ее возымели действие, и нубиец, хоть и скудно, но все же начал описывать гностическое собрание. Он рассказал о знании, постичь которое можно, лишь пойдя против своей сущности.

Мария, выслушав его, спросила:

– Как ты думаешь, ты бы мог взять меня на одно из ваших собраний?

– Да.

– Как ты понимаешь, я очень надеюсь быть неузнанной.

– Я знаю. Нет никакого риска. Ты пойдешь в черной накидке и закроешь лицо покрывалом. Я скажу, что ты – друг. Вечером, когда станет темно.

– Хорошо, – согласилась Мария. – И спасибо за то, что согласился поговорить.

Слуга повернулся к двери.

 

В просторном зале богатого дома собралось много людей. На полу на подушках сидели рабы и господа, женщины и мужчины – все вместе. Многие тепло приветствовали Терентиуса с женой, и никто не спросил, кем была женщина в темной накидке. Настроение у всех было торжественное. Начался жребий: кому вести службу, кто будет читать молитву и совершать таинства.

– В роли священника может оказаться любой из нас, – шепнул Терентиус, видя удивление Марии. – Здесь все равны.

Жребий пал на женщину, высокую и стройную, в огненно‑ красном одеянии. Она была немолода, года и опыт морщинами врезались в ее лицо.

– Мы, какими создал нас Демиург, знаем, что та сила, которой наивные поклоняются как творцу и вседержителю есть всего лишь метафора, – начала она. – Истинный Бог – не правитель и господин, не он пишет законы, не он жаждет мести, не он посылает людей на кровавую бойню.

Женщина все время двигалась, выразительно жестикулируя руками и переступая, будто в танце. Но вдруг она остановилась:

– Знание – это взгляд на источник истины, в сущность вещей. Каждый, кто постиг этот источник, постиг себя.

У Марии бешено забилось сердце. Женщина продолжала:

– Апостолы распространяют учение о телесном воскрешении Иисуса. Но мы знаем, что Он – дух и Он с нами во всех наших делах. Мы также знаем, что воскреснуть из мертвых нам суждено при жизни. Те, кто говорит, что вначале нужно умереть, а затем восстать в бренном теле – лгуны.

Мария засомневалась, она вспомнила притчу о пшеничном зерне:

«То, что не падает в землю и не умирает…»

– Мы знаем, что Христос после распятия являлся некоторым ученикам в видениях. Прежде всего, Марии Магдалине. Она рассказала об этом на встрече в Иерусалиме.

Дальше Мария лишь частично воспринимала речь женщины. Та слово в слово повторяла некогда произнесенное Марией. Это уцелело, кто‑ то помнит об этом… Слезы затуманили глаза, покрывало на лице душило ее, она вспотела под плотной накидкой.

Конец службы Мария пропустила. Когда Терентиус с женой пошли вкусить хлеба и вина, их спутница уже медленно спускалась по лестнице. На улице она глубоко вдохнула прохладный ночной воздух.

В тишине все трое вернулись домой. Мария надеялась застать Леонидаса, нужно было с ним поделиться, но грека не было дома, и она словно в трансе прошла в свою комнату, разделась, легла и подумала: «Я никогда не засну».

В следующий миг она уже спала.

Проснувшись на рассвете с тяжестью в теле Мария прошла в спальню Леонидаса и бесцеремонно растормошила мужа:

– Мне нужно с тобой поговорить.

И она рассказала. Он выслушал и заключил:

– Тебя втягивают в игру – гораздо более сложную, чем мы могли предположить.

– Что за игра?

– Речь идет о власти. Власти, на которой будет строиться новая церковь.

Мужчина сидел в кровати, лицо его стало очень серьезным.

– Не дай себя использовать. Прошу тебя, Мария. Держись подальше от любых сект. Даже от Петра и Павла.

 

Глава 32

 

Тем же утром, после завтрака, когда Леонидас исчез в направлении к своей конторе, Мария отправилась поговорить с Терентиусом. Слуга подметал двор.

– Мы можем поговорить?

Он отряхнул одежду и последовал за Марией в беседку.

– Садись.

– Я лучше постою.

Мария, вздохнув, продолжила:

– Ты, конечно, понимаешь, что для меня участие в этом богослужении было связано с большими… переживаниями. Тебе известно, откуда у вас сведения о том… инциденте в Иерусалиме?

– Нет.

– Как ты думаешь, я могла бы встретиться с той женщиной, которая вчера вела службу?

Терентиус встревожился.

– Конечно, это можно устроить, – ответил он, – но разумно ли? Она весьма сообразительна и быстро поймет, кто ты.

Мария согласилась, слуга был прав.

– Если хочешь, я могу держать тебя в курсе того, что происходит у гностиков, – добавил Терентиус.

– Я буду тебе благодарна. А кто такой Демиург?

– Бог, в которого верят иудеи. Мы считаем его падшим ангелом, который вечно противостоит Богу.

– Удивительное учение.

Терентиус промолчал и поклонился, собираясь уходить, но Мария его остановила.

– Почему твоя жена всегда молчит?

Если нубиец и покраснел, Мария все равно не смогла бы этого заметить на темном лице, однако она поняла замечание Леонидаса о красных ушах слуги. Терентиус нерешительно ответил:

– В возрасте семи лет Кипу продали в бордель в Фивах. Месяцами ее насиловали и мучили, девочка все время кричала, и от нее все устали. Кипе вырезали язык и выбросили ее на улицу. Там я ее и нашел.

Мария резко поднялась и, миновав слугу, прошла в кухню, где Кипа чистила овощи. Мария подошла прямо к девушке и обняла ее. Они долго так стояли, а потом обе расплакались.

 

После всего этого Мария почувствовала усталость и поступила весьма необычным образом: отправилась в спальню и легла в кровать. Голова была тяжелой, в ней роились непонятные мысли, которые не могли привести Марию к каким‑ либо выводам. Она пыталась молиться, но даже на это не было сил. Вскоре женщина погрузилась в сон.

Темная комната на верхнем этаже большого дома в Иерусалиме. Иисус рядом с ней. Он спал, а Марию разбудил стук в ворота. Даже во сне женщина почувствовала внутреннее сопротивление, она не хотела возвращаться в Иерусалим, ни сейчас, ни когда‑ либо еще. Но сон продолжался. Она услышала голос Андрея (была его очередь сторожить), а четкий и требовательный голос его собеседника выдавал привычку командовать. Иисус проснулся и крикнул в лестничный пролет:

– Скажи ему, я спускаюсь.

Надевая плащ поверх тоги, Он пояснил Марии:

– Это Никодим, один из членов совета Синедриона.

Мария хотела сказать «Не ходи», но уже привыкла не показывать свой страх. Она тоже накинула плащ, тихо спустилась вниз и села на ступеньку. Мария знала, что Иисус и Андрей заметили ее.

Голос пришельца смягчился:

– Мы знаем, что ты послан Богом. Никто не может делать такое, если Бог не с ним.

Ответ Иисуса удивил даже Марию:

– Тот, кто не родился заново, не может увидеть Царство Божее.

Никодим тоже удивился:

– Как можно родиться, если ты стар? Нельзя вернуться в лоно матери и родиться вновь.

– Я говорю: тот, кто не был рожден духом и водой, не войдет в Царство Бога. Рожденное плотью – плоть, рожденное духом – дух. Не удивляйся тому, что я сказал: нужно родиться заново. Ветер дует, куда захочет, и ты слышишь его гул, но не знаешь, откуда он и где исчезнет. Так и с каждым, кто рожден духом.

В следующий миг Мария увидела удаляющуюся фигуру рослого человека в плаще с кистями. Когда ворота закрылись, Мария проснулась в Антиохии, в своей постели, спокойная, с прояснившимся сознанием. Она приняла ванну, вымыла волосы и переоделась в чистую одежду. Потом устроилась в саду так, чтобы солнце высушило распущенные волосы. Было тепло, но с моря дул прохладный ветерок. «Ветер дует, куда хочет», – подумала Мария, закрыла глаза и стала вспоминать.

 

 

Часть третья

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.