|
|||
Часть третья 3 страницаОни вместе перекусили, мать, ее сыновья и Мария Магдалина. За столом было сказано немногое, словно каждый обдумывал произошедшее днем. Наконец Магдалина встала и сказала: – Солнце высоко в небе, нам всем пора немного отдохнуть. Мать обернулась к старшему сыну и увидела то же, что и Магдалина: Он устал.
Вечером у них состоялся еще один разговор, на этот раз в присутствии Марии Клеоповой, Иоанны жены управляющего Хузы, и Саломеи. Мария из Назарета рассказала, что слухи об Иисусе становятся все злее и злее. Однажды старый раввин разыскал ее в деревне, они пошли в мастерскую, и сыновья прервали работу, чтобы послушать. Тогда они узнали, что Синедрион, иудейский совет в Иерусалиме, отправил в Галилею книжников, чтобы устроить Иисусу проверку. Раввин добавил, что это было сделано по приказу самого Герода Агриппы, царя, на котором лежала ответственность за подавление всех мятежей против Рима. Мария Клеопова громко вскрикнула: – Даже ребенок поймет, что Иисус не мятежник! – Как вам известно, царь позволил казнить Иоанна Крестителя. Молва гласит, что он вместе с моим сыном крестил мятежников в водах Иордана и что некоторые из учеников Иоанна в Галилее присоединились к Иисусу. Среди женщин раздался тяжкий вздох – это было правдой. Им приходилось туго с учениками Иоанна – крепкими мужчинами с горящими глазами. Правдой было и то, что все больше и больше книжников приходило сюда и вступало в спор с Иисусом. – Знал ли тот раввин, что именно книжники поведали Синедриону и Агриппе? – прошептала Магдалина. Мария из Назарета зажмурилась, как будто хотела скрыть страх в своем взгляде. – Да, – ответила она. – Они сказали, что мой сын – безумец, одержимый бесами, что он творит свои чудеса благодаря силе Вельзевула, что он настраивает сына против отца, дочь против матери, что он преступает закон, не чтит субботу и постоянно твердит о том, что грядет новое царство. Список его грехов растет. – Что думаешь ты сама? – спросила Саломея. – Я не знаю, я всегда опасалась за его разум. Но теперь я вижу: то, что он делает, хорошо. Я отправлялась в путь сюда с тем, чтобы предостеречь его. Сегодня я поняла, что мне его не убедить, я никогда не могла этого сделать. Вся моя надежда теперь на Магдалину. Мария Магдалина молча кивнула. Она не стала говорить о том, что нет такого человека, чьи мысли и намерения не были бы известны Иисусу. Он ясно видел свою судьбу. Саломея пришла ей на помощь: – Никто не может на Него повлиять. – Я попытаюсь.
Вернулся Иисус, Он гулял в горах с учениками. Женщины ушли готовить ужин, а Магдалина осталась Его встречать. Он заключил женщину в объятия и поцеловал. – У тебя есть для меня минутка? Это была необычная просьба со стороны Марии, Он удивленно улыбнулся и ответил, что для нее у него всегда есть время. Они поднялись в свою комнату, и там Мария передала ему рассказ матери. Как она и предполагала, Иисус ничуть не удивился, но, прочтя в ее взгляде ужас, произнес: – Что, по‑ твоему, я должен делать? Я повинуюсь воле Господа. Они долго сидели молча, прежде чем Он сказал: – Мне тоже страшно, Мария.
Глава 27
Марии сразу же понравился Варнава. Какая‑ то лукавинка таилась в его взгляде. «У него есть чувство юмора», – решила Мария. Он напоминал ей Леонидаса. Варнава тоже был высок и худощав. У него было красивое лицо, которое сразу выдавало иудея. О себе он сообщил, что был левитом, родился и вырос на Кипре и на самом деле звался Иосиф. – Ты стал утешителем и принял имя Варнава, – сказала Мария. Что‑ то промелькнуло в его взгляде, когда он объяснил: «Варнава» также означает «делающий замечания». Мария рассмеялась: – Тогда начинай критиковать. Ты читал записи Маркуса, и я полагаю, у тебя есть возражения. Он ответил, как Павел: – Твои рассказы об учении Иисуса интересны, но их сложно понять. Народу нужны простые и понятные правила и обещания. – Новые законы, ты хочешь сказать? Мария покраснела, как всегда случалось, если она была взволнована, и ее голос возвысился. Делая ударение на каждом слове, она продолжила: – «Горе вам, законники. Вы заставляете людей нести тяжкую ношу. Горе вам, законники, забравшие ключи к дверям познания. Сами вы туда не вошли и препятствуете другим это сделать». Варнава тоже покраснел и вскричал: – Во имя Господа! Что такое ты говоришь?! – Я дословно цитирую то, что Иисус сказал однажды книжникам. Симон, ты тоже был там, ты не мог забыть! – Я помню не так хорошо, как ты. Но в общих чертах это было так. Я запомнил это потому, что испугался. – Это и понятно, – промолвил Павел. Варнава глубоко вздохнул. Только равви Амаха выглядел довольным. – Я бы мог стать христианином только из‑ за этих слов, – сказал он. Они долго молчали, потом Мария сказала, уже более спокойным голосом: – Я тоже понимаю, что у нового учения должна быть прочная структура. Но оно не должно стать одной из тех религий, что призваны хранить порядок среди людей. Вы же записали все Его иносказания так, как помнят их Симон Петр и другие? Они утвердительно кивнули. – По‑ моему, все они об одном и том же: человек самостоятелен и несет ответственность. Не существует никакой гарантии приблизиться к Богу, даже если следуешь всем законам и правилам. Все может пойти вопреки ожиданиям. Вспомните о блудном сыне и о слугах, получающих одинаковую плату, даже если кто‑ то из них работал всего час, а кто‑ то целый день. Варнава наклонился к ней и с издевкой и иронией произнес: – А ты возьмешься записать все Его метафоры по памяти? – Я попытаюсь. Они развели вино водой и сделали по глотку. Вино нагревалось даже в тени беседки. Павел промолвил: – Что же, по твоему мнению, самое важное в Его учении? – Смирение и прощение, то, о чем мы говорили вчера. Нужно начать с себя, признать свой страх и эгоизм и, опечалившись об этом, простить себя самого. Если это получится, то уже не придется возлагать вину на других людей. – Об этом ты и прежде говорила, и я думаю, ты права, – согласился Павел. – Но это непросто, почти невозможно. Как можно смириться со злом, которое мы причинили кому‑ то? – С Божьей помощью, – ответил Варнава. – Да. И с верой в себя, в Царствие Небесное внутри себя, – добавила Мария. Симон Петр покачал головой: – Царствие Небесное внутри вас. Он часто это повторял, но я не понял. Мария склонилась к Симону: – Ты помнишь, как один из вас – мне кажется, это был Андрей – спросил Иисуса: где находится новое царство и скоро ли оно настанет? А Он ответил, что оно уже среди нас. Это правда, Симон, я так много думала об этом, о той любви между теми, кто следовал за ним.
Разговор прервался с приходом Леонидаса, закончившего работу в конторе. – Я не помешал? – Совсем нет, – ответил Павел. – Наоборот, быть может, ты поможешь нам разобраться. Леонидас поприветствовал Варнаву, который быстро изложил суть беседы. – Я полагаю, тебе известно, что думает Мария. Но нельзя создать религию без строгих правил и точных предписаний. Леонидас покачал головой. – Сложно, – сказал он. – Я ведь следовал за Иисусом в разное время и всем существом внимал Его речам. Это было поразительно, это переворачивало представления о мире. Возвращаясь домой, в Антиохию, я пытался принизить все это, объясняя помутнение моего ясного греческого рассудка под воздействием Eco авторитета. Леонидас расхохотался и продолжил: – Естественно, из этого ничего не вышло. Его слова пустили корни, возросли, словно горчичное дерево, о котором Он рассказывал. Для этого потребовалось время. Я не думаю, что Его учение можно усвоить как урок. – Что же нам делать? – спросил Варнава, и лукавый взгляд его сменился иронической улыбкой. – Вы делаете выбор, будто вас кто‑ то заставляет, – в свою очередь улыбнулся Леонидас. – Перед вами практически невыполнимая задача. Так уж мы, люди, устроены, что не можем думать, если у нас нет модели, нет образца. Мы неотвратимо возвращаемся к старым представлениям и чувствуем облегчение, когда считаем, что все поняли. – Ты считаешь, можно по‑ новому смотреть даже на старое? – поинтересовался Варнава. – Иисус делал так. Он обновил мир и поэтому стал нарушителем спокойствия. Я могу понять священников Иерусалима и их страх. Иисус был опасен для иудейской общины. Равновесие между Синедрионом и Римом хрупко, и они не могли рисковать. Иудеи за столом в беседке затаили дыхание, но Леонидас как ни в чем не бывало говорил дальше: – Просыпается дух времени, но у нас у всех большое наследие. У вас, иудеев, все ваши законы, у нас, греков, наша наивная вера в логику и разум. И последнее, но отнюдь не самое незначительное – это Рим с его непоколебимой верой в порядок и дисциплину. Он ненадолго задумался. – В этом мире правил, разума и дисциплины растет тоска человека по чудесам. Естественно, что все больше людей находит себя в восточных мистических вероучениях. Все до сих пор сидели молча. Наконец, Леонидас примирительно взмахнул руками. – Иногда я думаю, что Иисус пришел в мир слишком рано, что нескоро еще появятся те, кто будет способен Его понять. Те боги, которым мы поклоняемся, далеки от нас. Но Господь Иисус есть в каждом сердце, Он есть в жизни, хоть мы этого и не понимаем. Лицо Павла озарила необычная для него улыбка: – Ты забыл, что сам говорил о горчичном дереве.
Мария, как обычно, проводила гостей через сад к воротам. Под большой смоковницей Павел остановился: – Те слова, которые Он сказал о матери и братьях, должны были обидеть даже тебя… ту, которую Он выбрал. – Да, мне было больно – долго, пока не начались дожди. Тогда я впервые осознала и приняла то, что для Него не существует «избранных». Мария крепко спала той ночью. Долгожданная прохлада наконец опустилась на город. Но проснулась женщина, как всегда еще до рассвета, и начала вспоминать.
Глава 28
Осень пришла в Капернаум, и холодные струи дождя хлестали озерную гладь. Леонидас и Мария вели долгие беседы. С ними был и Симон Петр, переживающий за Учителя – из‑ за того, что Ему грозило, из‑ за Его мрачных слов о собственных страданиях, из‑ за Его усталости. Друг Леонидаса был владельцем дома неподалеку от Вифсаиды, у реки. Он был сириец и все еще находился на римской военной службе, в Кесарии. Леонидас связался с ним и договорился об аренде. Теперь у Марии с Иисусом появилось время для себя. Они много спали и смеялись над пышными перинами на римской кровати, среди которых можно было потеряться. Мария пересказывала ему свои сны. – Мне часто снится море. Я иду на берег, стою там и смотрю на голубые просторы и чувствую себя очищенной. – Как в пустыне. Там тоже все становится ясно. Иисус улыбнулся ей. Мария знала, что Он наслаждается тишиной этого дома, стоящего на отшибе. Шел дождь, тучи сгустились над домом и садом, и капли стучали по крыше. Иногда прояснялось, и бесцветное солнце озаряло отяжелевшие кроны деревьев. Иисус сидел на пороге, глядя, как впитывают влагу жаждущие поля и как на небе появляется радуга. Однажды ночью Марии приснился кошмар. Она увидела Его покинутым, искалеченным и униженным, накрепко пригвожденным к стволу высокого дерева. В невыносимом отчаянии и холодном поту Мария проснулась. Хвала небесам, Он спал. Но следующей ночью, когда она громко вскрикнула во сне, Иисус проснулся, обнял ее и попросил рассказать, что она видела. – Тьму, неестественную тьму над огромным городом. Землетрясение. А ты, ты наконец умер, освобожденный от мучений и пыток. Но уже днем Он осторожно разбудил Марию. Сквозь слезы она рассказала о своем кошмаре, о Его унижениях, страшных муках и о собственном отчаянии. «Он должен утешить меня, должен сказать, что сны не имеют никакого значения», – думала Мария. Однако Иисус промолвил: – Твои сны ведают больше, чем ты. Она притихла и похолодела, Иисус набросил плед на ее плечи и обнял. Потом сказал: – Мне сложно понять: как люди могут жить, не чувствуя собственную душу? У Марии не было сил говорить, она прошептала: – Способны ли мы на иное?
Чуть позже, за завтраком, Он говорил о своей матери. Ее влияние оказалось для Него самым большим искушением. Так просто, так просто быть хорошим сыном, стать плотником, как задумывали родители, и сделать мать счастливой, не доставлять ей беспокойства. – Власть матери над ребенком велика, – сказал Он. За столом стало тихо, было слышно, как все реже и реже стучат по крыше капли дождя. И как ветер проносится сквозь мокрую листву деревьев. Иисус распахнул ставни и улыбнулся солнцу. – Мария, посмотри. Они вышли в сад, рука об руку. В какое‑ то мгновение Мария почувствовала себя удивительно близкой Ему. Это ощущение длилось недолго, гнетущая тяжесть вновь завладела ее существом. После обеда она мыла посуду и вдруг поняла, почему Иисус говорил о матери как об искушении. Не только мать искушала Его, но и она, Мария, женщина, которая Его любила.
Следующей ночью она спала спокойно. Выслушав ее рассказ утром, Он улыбнулся и сказал, что сны больше не нужны – они уже донесли послание. Она осмелилась спросить: – Что ты имел в виду, когда сказал, что люди не чувствуют собственную душу? – Ты сама знаешь. Душа человека, его ядро, от Бога. Оттуда исходит то, что я называю Его голосом. – У каждого человека? – Да. Но люди не слушают, они существуют отдельно от души. – Они не осмеливаются. Они убеждены, что могут контролировать свою жизнь, – сказала Мария. – Я это понял. А потом он почти в отчаянии вымолвил: – Я даже не представлял, сколько зла в людях, Мария.
День ото дня становилось теплее, поля зеленели, первые анемоны заалели в зеленой траве. Настала пора отправляться в путь. Ученики собрались вокруг Него. Они собирались в Тир. Возможно, именно страстное желание Марии попасть к морю повлияло на решение Иисуса. Человек на пашне разбрасывал зерно. Иисус взглянул на Марию. – Смотри. Пока пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, оно остается просто зерном. Но когда оно умрет, вырастет богатый колос. Мария поняла, но Его слова не утешили ее. Иисус заметил это. – Даже моя душа полнится страхом. Воцарилась долгая тишина, а потом Он добавил: – Вы все должны взять свой крест и следовать за мной. В тот миг Мария поняла, почему во сне видела Иисуса пригвожденным к дереву. Он избрал для себя самую ужасную из смертей – распятие.
Левий посмотрел на Марию и заявил: – Ты бледна и выглядишь усталой. Давайте остановимся и передохнем. На склоне горы они отыскали ручей, и Саломея, добрая душа, дала Марии напиться и растерла ей руки. Бледная как полотно женщина сильно продрогла, и Иисус глядел на нее потемневшими от горя глазами.
Слух о том, что Иисус вновь странствует, пронесся повсюду, и вокруг Него стали собираться люди. Везде находились несчастные, больные, отчаявшиеся, которые тесной толпой окружали Учителя. Он, по обыкновению, заходил в самую гущу и отпускал грехи людей, лечил их болезни. Мария наблюдала чудеса словно впервые. «Все эти чудеса становятся возможными благодаря Его близости, – думала женщина. – Иисус встречает каждого из них, чувствует его боль, слышит немой вопрос: " Почему жизнь жестока ко мне? " И в тот миг, когда Он протягивает больному руку, происходит их полное единение. Быть может, сущность любви заключается в близости…» Толпы жаждущих услышать проповедь Иисуса росли. «Его слова проникают в сердца людей, в их души», – думала Мария, осознавая наконец, почему Он всегда рассказывает какие‑ то истории. Нельзя заключить слово Божье в формулировки, ибо оно многозначно, поэтому воспринимается на примерах. Иисус рисовал иногда забавные, иногда грустные, но всегда поразительные картины. И в душе слушателя каждая из них обретала собственную жизнь. «Он достигает самого сердца человека, минуя голову, – думала Мария. – И мы понимаем: то, что кажется нам бессмысленным, на самом деле это единственное, что имеет смысл».
Они ночевали, как частенько бывало во время странствий, в доме одного из соратников нового пророка. Впервые с начала их путешествия им отвели для ночлега два больших зала в доме, принадлежавшем другу Левия. Мужчины расстелили свои тюфяки в большом зале, а женщины устроились в том, что поменьше. Это означало, что Мария и Иисус не могли спать вдвоем. Когда обстоятельства складывались подобным образом, то обычно оба просыпались рано, чтобы немного побродить вместе. Так было и в то утро. – Ночью у меня было много разных мыслей, – сказала Мария. – Может быть, Бог, о котором ты говоришь, еще не родился в наших сердцах? Может быть, ты намного всех нас обогнал? Он отрицательно покачал головой. – В каждом мужчине или женщине, которых я повстречал, есть Бог. Яснее всего я вижу его в обездоленных, больных. – Но ведь, не зная, где искать Бога, нам очень сложно будет его найти. – Это так печально, Мария. Он – как плод, созревающий в человеке. И настанет день, когда Он будет готов появиться на свет. – Это будет непросто? – Да. Нужно будет избавиться от всего отжившего.
Воспоминания Марии, сидевшей на кровати в Антиохии, иссякли. Добрались ли они до Тира? Она не знала. Увидела ли она море? Мария не могла вспомнить. Черная стена отчаяния, поглотившего ее душу, затмила все.
Глава 29
Пока Мария записывала свои воспоминания зиме в Вифсаиде и путешествии в Тир, она тщательно обдумывала будущий разговор с тремя апостолами. О чем ей придется умолчать на этот раз? Ни слова о доме сирийца, только о том, что Иисус смог там отдохнуть, пока шли дожди. А она заботилась о Нем, готовила еду, стирала и штопала одежду. Улыбка тронула ее губы при воспоминании о том, сколько хлопот доставляла починка Его плаща. Люди постоянно рвали его в стремлении получить толику силы Иисуса. Да уж, Мария кое‑ как штопала дырки, но только по возвращении в Капернаум, когда Сусанна, покачав головой, взяла дело в свои руки, плащ стал выглядеть лучше.
По обыкновению, устроились в беседке. День подарил прохладу, и гости наслаждались ею. Павел сказал: – Все свидетельства, которые нам удалось собрать, говорят о том, что вы с Ним часто оставались наедине. Значит, есть то, что Он говорил только тебе и что неизвестно другим. Она рассказала о своих зимних кошмарах и о своем парализующем страхе. – Утром я пришла к Нему с рассказом, в надежде услышать, что сны – мыльный пузырь, который тает в ярком свете дня. Но Он этого не сказал. Он объяснил, что сны – это весточка от моей души, которая знала и чувствовала больше меня. Но я как и большинство людей, отделена от того ядра, в котором живет Бог. Павел дал знак мальчишке‑ писцу, это было важно. – Позже, во время путешествия в Тир, я спросила Его: не может ли быть так, что душа, о которой Он говорил, еще не родилась в человеке и Он, возможно, первый на земле, кто почувствовал, что Бог живет в сердце человека? Тогда Он ответил: Бог есть в каждом, и особенно – в больных и обездоленных. Пока Маркус записывал, возникла длительная пауза. Потом Павел продолжил: – Ты не спросила, что Он имел в виду, говоря, что больные и обездоленные лучше знают свою душу? – Нет, я не подумала. Петр пришел ей на помощь: – Сложно объяснить, почему мы не расспрашивали Его. Не потому, что боялись, а потому, что каждый полученный нами ответ оказывался совершенно неожиданным и приходилось долго его обдумывать. – Так и было, – подтвердила Мария и повернулась к Павлу. – И все‑ таки, мне кажется, я смогу ответить на твой вопрос. Он еще кое‑ что говорил. Мария, задумавшись, умолкла, но ненадолго. – Он говорил, для того, чтобы осознать Бога внутри себя, нужно от многого отказаться. От обычных представлений, на которых мы строим свою жизнь, от всех догм. От нашей гордыни, и, вероятно, это сложнее всего – отбросить чувство вины и забыть о наших ошибках. Рождение Бога в наших сердцах – великая мука, говорил Он. Она снова ненадолго замолчала и обратилась к Павлу: – Бедным, больным и обездоленным уже пришлось это сделать. Павел кивнул, Маркус записал. Варнава поинтересовался: – Как же это возможно? – Он ведь говорил об этом. «Я с вами всегда». – Ты права, – взволнованно согласился Павел. – Теперь Христос живет во мне. Мария немного подумала и обернулась к Петру. – Симон Петр, ты должен знать: одно или два слова в арамейском обозначают веру? – Только одно. – В греческом таких слов два: «вера» и «доверие». Может быть, именно доверие подразумевал Иисус, говоря: «Вера твоя помогла тебе». Павел выглядел обескураженным. – Но есть ли разница? Мария коротко рассмеялась и ответила: – Я знаю на собственном опыте. Возникла долгая пауза, но потом Мария вновь заговорила: – Я немногое помню из путешествия к побережью. Я была в смятении. Но то, чему я была свидетельницей, обрело полную ясность. Я, кажется, поняла, как происходили Его чудеса. У Него было время остановиться. – Но, Мария, милая, – возразил Варнава, – ни у кого из нас нет времени, чтобы стоять на месте. Мария улыбнулась и ответила: – А у Него было, Варнава. Он встречал страждущего, смотрел прямо в его душу, как в вечность. И там они встречались и достигали полного единения. И происходило чудо. Понимаешь? Было тихо. Мария продолжала: – Помню, я думала, что именно это единение и есть любовь. – Ты имеешь в виду, что именно способность останавливать время отличала Его от прочих людей? – Варнава, ну почему же ты все так буквально воспринимаешь? То, что отличало Его от нас, – это осознание того, что Он пребывал в Боге, а Бог в Нем. Петр, ты должен помнить, как Он говорил о свете. Тот, в ком есть свет, не станет прятать его. Он имел в виду, что именно это мы и делаем. У нас есть знание, но мы не даем возможности этому свету засиять. – Сначала ты говорила, что Он слышал голос Бога, а теперь твердишь о свете. – Но Он ведь всегда находил новые метафоры, чтобы нам было понятнее. Я не думаю, что какой‑ то голос говорил с ним на обычном языке. Помню, в самом начале я спросила: почему Он уверен, что Его внутренний голос – голос Бога? А Он просто ответил: «Я знаю это».
Глава 30
Терентиус и Кипа отправились на гностическое собрание, поэтому Леонидас и Мария ужинали по‑ простому, в кухне. У Марии был скверный аппетит, и Леонидас с тревогой поглядывал на нее. Она побледнела от усталости. – Я чувствую себя разбитой, – пожаловалась она. Леонидас еще больше встревожился, жена никогда не жаловалась. Как и все в Антиохии, грек боялся чумы, которая могла поразить город после долгого и жаркого лета. – У тебя жар? – Нет, я всего лишь устала. Мария рано ушла спать, но Леонидас сидел рядом с женой до тех пор, пока не убедился в том, что она уснула. «Для нее это чересчур», – в смятении подумал он и решил остаться дома на следующий день, когда придут апостолы. Марию обрадовало его решение. Она хорошо отдохнула утром и лишь ненадолго вышла прогуляться в сад. – Сегодня в моей голове светло, – сообщила она. – В такие благословенные моменты нет ни раздумий, ни странных мыслей. Но беспокойство вновь овладело ею перед приходом апостолов. Когда они устроились в беседке Мария еле удержалась от того, чтобы взять Леонидаса за руку. Настроение пришедших было не таким, как обычно. Присутствие Леонидаса заставило их надеть маски гордости и достоинства. Ведь они вели речь о сложных вещах, чтобы собрать воедино фрагменты учения Иисуса и придать им завершенную форму. Леонидас подмигнул Марии: – Я вижу, твои братья хотят, чтобы ты была немного точнее. Они хотят знать факты. – Вам же известно, что заповеди Иисуса – не просто факты. – Но это никоим образом не означает, что апостолам они не нужны. Марии показалось, она слышит смех Иисуса. Теперь она сама оказалась в Его положении, только не обладала способностью живописать в речи противоречивые, захватывающие и значимые картины. Павел хотел быть точным: – Говорят, когда Иисус странствовал по дорогам близ Тира, Он встретил хананеянку, которая хотела вылечить свою дочь. Он сказал ей, что послан к заблудшим овцам стада Израилева и не может отобрать хлеб у ребенка и скормить псам. Мария покраснела от негодования: – Это неправда! Я была там и знаю. Это женщина говорила, а не Он. Она была в отчаянии и в надежде разжалобить Иисуса произнесла те унизительные слова о собаках, выпрашивающих кусок возле богатого стола. Но Он и так был исполнен сострадания, поэтому просто сказал: «Вера твоя помогла тебе». Мария оглядела гостей, взгляд остановился на Петре. – Ты ведь знаешь, что Он никогда бы не сказал ничего подобного. Он долго и внимательно говорил с самаритянкой у колодца. Он как брата принял грека Леонидаса. Он ни минуты не сомневался, прежде чем войти в дом римского офицера в Капернауме и излечить больного слугу. Это римлянин хотел Ему воспрепятствовать. «Скажи слово, и мальчишка выздоровеет». Симон Петр молчал. Мария хлопнула ладонью по столу: – Тебе отлично известно, что Он никогда не делал разницы между мужчинами и женщинами, язычниками и иудеями. Варнава решил поддержать Петра: – Мария, тем не менее ты не можешь отрицать, что Израилю было суждено стать колыбелью христианства. – А также его гробом, сейчас это можно гораздо чаще услышать, – ледяным голосом произнес равви Амаха. – Я тоже слышал о том, что Пилат позволил решать народу, – заметил Леонидас. – Но это так нелепо, что никто бы не поверил. Вы думаете, римский прокуратор пошел бы на поводу у ревущей толпы? Иисус был осужден за подстрекательство к бунту и приговорен к распятию – форме казни, которую используют только римляне.
Симон Петр взял слово: – Говорят, Пилат умыл руки. – Во имя всех богов! – вскричал грек. – Я знаком с Понтием Пилатом, холодным, жестоким и надменным. Римлянин худшего сорта. Он презирает иудеев. Стал бы он взывать к толпе ради спасения жизни безумца! Это глупо, – заключил Леонидас и ударил кулаком по столу. – Можете себе представить римского прокуратора, умывающего руки из‑ за того, что пришлось осудить на смерть иудея? Вам точно также, как и мне, известно, что Пилат позволил распять тысячи иудеев. А это умывание рук – не более чем иудейский обычай, о котором узнал Пилат. Тишина в беседке стала тяжелой, непроницаемой. После длительной паузы Леонидас заговорил: – Я понимаю, что сейчас жизнь Иисуса быстро обрастает мифами, но некоторые из них поражают меня своей пошлостью. Как, например, Его рождение от непорочной девы. – Я никогда не говорил подобного, – ответил Павел, – но знаю, что в некоторых кругах эта легенда популярна. Варнава перехватил инициативу: – Мария, ты когда‑ нибудь слышала, чтобы Иисус говорил о своем происхождении? – Нет. Однажды Он сказал, что Его отец, Иосиф, был добрым и справедливым человеком. Однако добавил, что отец не знал Его. Мария на секунду задумалась. В голосе женщины слышалось сомнение: – Случилось что‑ то другое, что‑ то, что… Это было, когда я говорила с Его матерью, и она рассказала, что ей было всего пятнадцать, когда родился Иисус… Она как будто о чем‑ то вспоминала. Но потом замкнулась и начала жаловаться на то, что никогда не имела влияния на сына. – Тут замешан мужчина, – предположил Леонидас. Апостолы выглядели испуганно. – Как бы ты сформулировал Его моральные заповеди? – спросил Леонидаса Варнава. – Его учение в основном строилось на древней мудрости. Но Иисус сумел так поразительно ее адаптировать к новой действительности! – Что ты подразумеваешь под древней мудростью? – Заповеди Моисея, имеющие большое сходство с законами Хаммурапи. Если не принимать в расчет древних египтян. Известно ли вам, что умерший будет держать ответ перед Озирисом, встретившись с ним в Царстве Мертвых? Мария, у тебя хорошая память, ты можешь вспомнить. Она минуту колебалась, но все же произнесла: – В общих чертах я помню так: «Господь Истины, тебе открываю я правду… Я уничтожил зло в себе. Я не убивал, не приносил горя. Я не заставлял никого голодать, не держал в страхе, не кичился своим именем. И я никогда не подвергал сомнению существование Бога». – Мария, – вновь задал вопрос Варнава, – ты иудейка или язычница? Мария спокойно встретила его взгляд. – Я христианка. Меня крестил сам Учитель. Леонидас и равви Амаха улыбались. Мария повернулась к Петру: – Как ты думаешь, зачем тебе был послан сон в котором сам Господь сказал, что нет в Его творении нечистых животных? Чтобы ты заставил себя пойти к римлянину Корнелиусу и рассказать ему об Иисусе.
|
|||
|