|
|||
Глава IV. «Ли Жэнь»8.
Цзы‑ ся спросил: — Что значат слова: «Чарующая улыбка придает красоту, блеск глаз создает привлекательность, простой фон с помощью раскрашивания обретает разноцветные узоры»? Учитель ответил: — Рисунок появляется на простом фоне. Цзы‑ ся сказал: — [Это значит, что] ритуалом пренебрегли? Учитель сказал: — Шан, вы уловили мою мысль. С вами можно беседовать о «Ши цзин». [32]
9.
Учитель сказал: — Что касается ритуала династии Ся, я могу рассказать о нем. Но [не могу рассказать о ритуале] государства Ци, так как недостаточно свидетельств. Что касается ритуала династии Инь, я могу рассказать о нем, но [не могу рассказать о ритуале] государства Сун, так как недостаточно свидетельств. Причина всего этого в том, что недостаточно [исторических] документов. Если бы их было достаточно, я бы мог опереться [на них]. [33]
10.
Учитель сказал: — Я не хочу смотреть большую церемонию, после того как земля полита вином. [34]
11.
Кто‑ то спросил [Кун‑ цзы] о большой церемонии. Учитель ответил: — Не знаю. И, указывая на свою ладонь, сказал: — Тому, кто знает ее сущность, легко управлять Поднебесной. [35]
12.
[Кун‑ цзы] приносил жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно они были перед ним. Учитель сказал: — Если я не участвую в жертвоприношении, то я словно не приношу жертв.
13.
Ван Сунь‑ пзя спросил: — Что означают слова: «Лучше выразить почтение духу очага, чем духу внутренних покоев»? Учитель ответил: — Не так! Тот, кто нанес обиду небу, не может обращаться к нему с просьбами. [36]
14.
Учитель сказал: — [Установления династии] Чжоу основываются [на установлениях] двух династий. О, как они богаты и совершенны! Я следую им. [37]
15.
Учитель, войдя в великий храм, спрашивал обо всем, [что видел]. Кто‑ то сказал: — Разве сын человека из Цзоу знает ритуал? Войдя в храм, он спрашивает обо всем, [что видит]. Услышав это, учитель сказал: — Это и есть ритуал. [38]
16.
Учитель сказал: — Стрела не обязательно пронзает мишень, ибо силы людей не одинаковы[39]. Это древнее правило.
17.
Цзы‑ гун хотел положить конец обычаю принесения в жертву барана в первый день месяца. Учитель сказал: — Сы! Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале. [40]
18.
Учитель сказал: — Когда, служа государю, соблюдаешь ритуал, люди считают это угодничеством.
19.
Дин‑ гун[41] спросил: — Каким образом государь использует чиновников, а чиновники служат государю? Учитель ответил: — Государь использует чиновников, следуя ритуалу, а чиновники служат государю, основываясь на преданности.
20.
Учитель сказал: — [Песнь] «Встреча невесты», [42] будучи радостной, не непристойна, будучи печальной, не ранит.
21.
Ай‑ гун спросил Цзай Во [о деревьях, которые сажают у] алтаря. [43] Цзай Во ответил: — [При династии] Ся сажали сосны, [при династии] Инь — кипарисы, [при династии] Чжоу — каштаны, и [все для того], чтобы заставить народ бояться. Учитель, услышав это, сказал: — Не следует говорить о том, что уже совершено. Не следует противиться тому, что уже делается. Не следует порицать за то, что уже упущено. [44]
22.
Учитель сказал: — Гуань Чжун[45] не обладал большими способностями. Кто‑ то спросил: — Гуань Чжун был бережлив? Учитель сказал: — У Гуань Чжуна было три жены. Слуг у него было много. Из чего же можно заключить, что он был бережлив? Тот снова спросил: — В таком случае, знал ли Гуань Чжун ритуал? Учитель ответил: — Ставить [в воротах] деревянную ширму мог только государь, но Гуань Чжун также поставил [у себя в воротах] деревянную ширму[46]. Только государи во время встречи ставят чаши для вина на земляную горку, но Гуань Чжун у себя также завел такую горку. Если Гуань Чжун знал ритуал, то кто его не знал?
23.
Учитель говорил лускому «старшему наставнику» (тайши ) о музыке так: — Музыка — ее можно знать! Когда начинают играть, то как бы слитно. Когда дают музыке свободу, то она как бы едина и проста, как бы светла, как бы тягуча. И таким порядком заканчивают.
24.
Начальник пограничной службы в И, желая встретиться [с Учителем], сказал: — Когда сюда прибывали благородные мужи, я встречался с каждым. Ученики попросили [Учителя] принять его. Выйдя от Учителя, он сказал: — Почему вы так обеспокоены, что нет у вас чиновничьих постов? Поднебесная уже давно лишилась Дао‑ Пути, скоро Небо сделает Вашего Учителя колоколом.
25.
Учитель говорил о Шао: — Это вполне красиво и, кроме того, вполне нравственно. Сказал об У: — Это вполне красиво, но не вполне нравственно.
26.
Учитель сказал: — Как я должен относиться к людям, которые, находясь наверху, не проявляют великодушия [по отношению к низам], совершают церемонии без почтения, на похоронах не скорбят?
Глава IV «Ли Жэнь»
|
|||
|