Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Схема 1д. 12 страница



6. В части 6 комментируемой статьи, регламентирующей противопожарные расстояния от жилых домов и общественных зданий до складов нефти и нефтепродуктов общей вместимостью до 2000 кубических метров, находящихся в котельных, на дизельных электростанциях и других энергообъектах, обслуживающих жилые и общественные здания и сооружения, содержится отсылка к таблице 13 приложения к комментируемому Закону. В данной норме и указанной таблице воспроизведен, но с определенными изменениями, пункт 3 Приложения 1 " Противопожарные требования" к СНиП 2. 07. 01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

7. Часть 7 комментируемой статьи, определяя категорирование складов для хранения нефти и нефтепродуктов, отсылает к Таблице 14 приложения к комментируемому Закону. Указанная таблица воспроизводит пункт 1. 1 СНиП 2. 11. 03-93 " Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы".

 

Статья 71. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты

 

Комментарий к статье 71

 

1. Комментируемая статья, регламентирующая противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты, вобрала в себя, но с определенными изменениями, соответствующие требования НПБ 111-98 " Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" < 82>, утв. Приказом ГУГПС МВД России от 23 марта 1998 г. N 25 (ч. ч. 1 - 4), а также СНиП 2. 07. 01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (ч. 5).

--------------------------------

< 82> М.: ГУГПС МВД РФ; ФГУ ВНИИПО МВД РФ, 1999.

 

2. Как установлено в п. 12 НПБ 111-98 " Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей, содержащейся в данном пункте. Эта таблица, но с определенными изменениями, воспроизведена в Таблице 15 приложения к комментируемому Закону, к которой и отсылает положение ч. 2 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 11 НПБ 111-98 общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 куб. м при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 куб. м - вне населенных пунктов. Первое из указанных требований вошло в ч. 2 комментируемой статьи.

3 - 4. Положения ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи воспроизводят с определенными изменениями соответствующие требования примечания 3 к таблице, содержащейся в п. 12 НПБ 111-98 " Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (см. комментарий к табл. 15), а также п. 19 НПБ 111-98.

В соответствии с Законом 2012 г. N 117-ФЗ часть 3 комментируемой статьи изложена полностью в новой редакции. В прежней редакции данной части указывалось, что при размещении автозаправочных станций рядом с лесным массивом расстояние до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается уменьшать в два раза. Как устанавливалось, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающих территорий автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.

5. В часть 5 комментируемой статьи вошло с определенными изменениями соответствующее требование п. 6. 42 СНиП 2. 07. 01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".

 

Статья 72. Утратила силу. - Федеральный закон от 10. 07. 2012 N 117-ФЗ.

 

Комментарий к статье 72

 

Статья, регламентировавшая противопожарные расстояния от гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты, признана утратившей силу Законом 2012 г. N 117-ФЗ. Таким образом, соответствующие требования содержатся в СНиП 2. 07. 01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (требования названных СНиП и были воспроизведены в статье).

 

Статья 73. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий и сооружений

 

Комментарий к статье 73

 

1 - 3. Комментируемая статья, устанавливающая требования к противопожарным расстояниям от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий и сооружений, вобрала в себя соответствующие положения Правил безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 27 мая 2003 г. N 43 < 83> (в названных Правилах сжиженные углеводородные газы обозначаются сокращением " СУГ", а легковоспламеняющиеся жидкости - сокращением " ЛВЖ" ).

--------------------------------

< 83> РГ. 2003. 21 июня. N 120/1.

 

Статья 74. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты

 

Комментарий к статье 74

 

1 - 4. В комментируемой статье установлены требования к противопожарным расстояниям от газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты. При этом в ч. 1 данной статьи сделана отсылка к требованиям федеральных законов о технических регламентах для соответствующих объектов (подземных и надземных (в насыпи) магистральных, внутрипромысловых и местных распределительных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и конденсатопроводов, а также компрессорных станций, газораспределительных станций, нефтеперекачивающих станций), в которых должны быть установлены минимальные расстояния этих объектов до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений.

Непосредственно в комментируемой статье (ч. ч. 2 - 4) установлены только требования к противопожарным расстояниям от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения углеводородным газом потребителей, использующих газ в качестве топлива. Таким образом, впредь до издания указанных федеральных законов о технических регламентах следует руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами и нормативными документами, устанавливающими требования к объектам, перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи. Наряду с неоднократно упоминаемыми выше СНиП 2. 07. 01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СНиП II-89-80* " Генеральные планы промышленных предприятий", СНиП II-97-76 " Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий", СНиП 2. 11. 03-93 " Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", речь идет также о СНиП 2. 05. 06-85* " Магистральные трубопроводы" < 84>, утв. и введ. в действие Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г. N 30, СНиП 2. 05. 13-90 " Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов" < 85>, утв. и введ. в действие Постановлением Госстроя СССР от 9 октября 1990 г. N 83, и СНиП 34-02-99 " Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки" < 86>, прин. и введ. в действие Постановлением Госстроя России от 17 мая 1999 г. N 36 < 87>.

--------------------------------

< 84> М.: Госстрой России; ГУП ЦПП, 2000.

< 85> М.: Госстрой России; ГУП ЦПП, 1998.

< 86> М.: Госстрой России; ГУП ЦПП, 1999.

< 87> БСТ. 1999. N 7.

 

В положения ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи, устанавливающие требования к противопожарным расстояниям от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения углеводородным газом потребителей, использующих газ в качестве топлива, вошли соответствующие требования СНиП 42-01-2002 " Газораспределительные системы" < 88>, прин. и введ. в действие Постановлением Госстроя России от 23 декабря 2002 г. N 163 < 89>.

--------------------------------

< 88> М.: Госстрой России; ГУП ЦПП, 2003.

< 89> БСТ. 2003. N 2.

 

Статья 75. Утратила силу. - Федеральный закон от 10. 07. 2012 N 117-ФЗ.

 

Комментарий к статье 75

 

Статья, регламентировавшая противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков, признана утратившей силу Законом 2012 г. N 117-ФЗ. Таким образом, соответствующие требования содержатся в СНиП 30-02-97* " Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" (требования названных СНиП и были воспроизведены в статье).

 

Глава 17. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ К ПОСЕЛЕНИЯМ И ГОРОДСКИМ ОКРУГАМ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

 

Статья 76. Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах

 

Комментарий к статье 76

 

1. В комментируемой статье (ч. ч. 1 и 2) содержится два основных требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах.

Первое из этих требований является в определенном смысле нововведением, поскольку в п. 6 Приложения 1 " Противопожарные требования" к СНиП 2. 07. 01-89* " Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" предусматривалось иное регулирование: радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км.

В то же время положение ч. 1 комментируемой статьи является новшеством только с позиций требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов. Так, об условиях, исходя из которых следует определять дислокацию подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов, - время прибытия первого подразделения к месту вызова не должно превышать 10 минут в городских поселениях, городских округах и 20 минут в сельских поселениях - говорилось в Методических рекомендациях органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах < 90>, утв. МЧС России.

--------------------------------

< 90> Пожарная безопасность. 2006. N 2.

 

2. Требование ч. 2 комментируемой статьи ранее с очевидностью подразумевалось в соответствующих нормативных правовых актах, нормативных документах по пожарной безопасности и прямо указывалось в названных выше Методических рекомендациях, утв. МЧС России: подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо и иметь производственные, складские, вспомогательные, общественные и другие здания и сооружения, необходимые для эффективного выполнения стоящих перед пожарной охраной задач по организации и осуществлению профилактики пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, организации и осуществлению тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

3. В отношении порядка и методики определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов часть 3 комментируемой статьи отсылает к нормативным документам по пожарной безопасности.

Ранее соответствующими документами являлись СНиП 2. 07. 01-89* (п. 6 Приложения 1) и названные выше Методические рекомендации, утв. МЧС России. В рамках реализации комментируемой статьи, а также ст. 97 комментируемого Закона, устанавливающей требования к размещению пожарных депо на территории производственного объекта, утвержден и введен в действие СП 11. 13130. 2009 " Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Названным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.

Указанный свод правил не распространяется на объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки.

 

Статья 77. Требования пожарной безопасности к пожарным депо

 

Комментарий к статье 77

 

1 - 7. Комментируемая статья, устанавливающая требования пожарной безопасности к пожарным депо, вобрала в себя положения разд. 2 " Требования к земельным участкам и размещению зданий пожарных депо" упоминаемых выше (см. комментарий к ст. 33 Закона) НПБ 101-95 " Нормы проектирования объектов пожарной охраны". В то же время ряд этих положений вошел в комментируемую статью без изменений, ряд положений претерпел изменения, а ряд положений не воспроизведены вовсе. Для наглядности представляется целесообразным привести положения разд. 2 НПБ 101-95:

пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения (п. 2. 1);

расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - не менее 30 м (п. 2. 2);

пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м (п. 2. 3);

площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется согласно Приложению 2 к НПБ 101-95 (п. 2. 4);

состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются согласно Приложению 3 к НПБ 101-95, при этом допускается увеличение площади земельного участка (п. 2. 5);

территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны (п. 2. 6);

в производственной зоне следует размещать: здание пожарного депо, закрытую гараж-стоянку резервной техники и складские помещения (п. 2. 7);

в учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать: учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в Приложении 3 к НПБ 101-95 (п. 2. 8);

в жилой зоне размещаются: жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо (п. 2. 9);

в соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендуемые в Приложении 8 к НПБ 101-95 (п. 2. 10);

площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15% площади участка (п. 2. 11);

территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4, 5 м (п. 2. 12);

территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2 м (п. 2. 13);

дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием (п. 2. 14);

проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части (п. 2. 15).

 

Раздел III. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

Глава 18. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

Статья 78. Требования к проектной документации на объекты строительства

 

Комментарий к статье 78

 

1 - 2. В комментируемой статье установлены требования к проектной документации на объекты строительства. При этом данные требования частично продублированы в положениях ст. 92 комментируемого Закона, предусматривающих требования к документации на производственные объекты.

Ранее эти требования содержались в соответствующих положениях СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые согласно их п. 1. 1 устанавливали общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Как предусмотрено в ч. 5 ст. 20 Федерального закона " О пожарной безопасности" (в ред. Федерального закона от 9 ноября 2009 г. N 247-ФЗ < 91> ), для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

--------------------------------

< 91> СЗ РФ. 2009. N 45. Ст. 5265.

 

На основании данной нормы и нормы ч. 2 комментируемой статьи Приказом МЧС России от 28 ноября 2011 г. N 710 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности < 92>. Ранее действовала Инструкция о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности < 93>, утв. Приказом МЧС России от 16 марта 2007 г. N 141 (утратил силу в соответствии с Приказом МЧС России от 28 декабря 2011 г. N 784 < 94> ).

--------------------------------

< 92> РГ. 2012. 20 января. N 11.

< 93> БНА ФОИВ. 2007. N 15.

< 94> РГ. 2012. 20 января. N 11.

 

Статья 79. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений

 

Комментарий к статье 79

 

1 - 2. Комментируемая статья определяет нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений. Ранее данные требования устанавливались в ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", согласно п. 1. 2 которого:

объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне;

требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0, 999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10 - 6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей приведен в Приложении 2 к ГОСТ 12. 1. 004-91 (при этом предусматривалось, что этот метод может изменяться с согласия головной организации в области пожарной безопасности - ВНИИПО МВД СССР). Названный метод устанавливает порядок расчета уровня обеспечения пожарной безопасности людей и вероятности воздействия опасных факторов пожара на людей, а также обоснования требований к эффективности систем обеспечения пожарной безопасности людей.

 

Статья 80. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений

 

Комментарий к статье 80

 

1. В комментируемую статью, устанавливающую требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений, вошли соответствующие положения СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений".

Так, согласно п. 4. 1 названных норм в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара:

возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию (далее - наружу) до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара;

возможность спасения людей;

возможность доступа личного состава пожарных подразделений и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, а также проведения мероприятий по спасению людей и материальных ценностей;

нераспространение пожара на рядом расположенные здания, в том числе при обрушении горящего здания;

ограничение прямого и косвенного материального ущерба, включая содержимое здания и само здание, при экономически обоснованном соотношении величины ущерба и расходов на противопожарные мероприятия, пожарную охрану и ее техническое оснащение.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 4. 2 СНиП 21-01-97* в процессе строительства необходимо обеспечить:

приоритетное выполнение противопожарных мероприятий, предусмотренных проектом, разработанным в соответствии с действующими нормами и утвержденным в установленном порядке;

соблюдение противопожарных правил, предусмотренных ППБ 01-03 " Правила пожарной безопасности в РФ", и охрану от пожара строящегося и вспомогательных объектов, пожаробезопасное проведение строительных и монтажных работ;

наличие и исправное содержание средств борьбы с пожаром;

возможность безопасной эвакуации и спасения людей, а также защиты материальных ценностей при пожаре в строящемся объекте и на строительной площадке.

Кроме того, в п. 4. 3 СНиП 21-01-97* установлено, что в процессе эксплуатации следует:

обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;

обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в т. ч. ППБ 01-03 " Правила пожарной безопасности в РФ";

не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке;

при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.

Как предусмотрено там же, если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.

2. Требование ч. 2 комментируемой статьи содержалось в соответствующих положениях СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений": не допускается размещать помещения класса Ф5 категорий А и Б под помещениями, предназначенными для одновременного пребывания более 50 чел., а также в подвальных и цокольных этажах (п. 6. 6); в зданиях класса Ф5 помещения категорий А и Б следует, если это допускается требованиями технологии, размещать у наружных стен, а в многоэтажных зданиях - на верхних этажах (п. 7. 6).

3. В часть 3 комментируемой статьи вошло требование, аналогичное тому, которое предусматривалось в п. 1. 7 СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений": при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. Как предусматривалось там же, необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется положениями п. 8. 5 СНиП 10-01-94 " Система нормативных документов в строительстве. Основные положения". Однако названные нормы в соответствии с Постановлением Госстроя России от 10 сентября 2003 г. N 164 " О признании недействующими СНиП 10-01-94 " Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" < 95> с 1 октября 2003 г. не действуют.

--------------------------------

< 95> БСТ. 2003. N 11.

 

Глава 19. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ

ХАРАКТЕРИСТИКАМ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

Статья 81. Требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

 

Комментарий к статье 81

 

1 - 4. Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи в качестве общего требования, функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соответствовать требованиям, установленным комментируемым Законом. При этом непосредственно в ч. 4 данной статьи также в качестве общего требования указано, что функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также инженерного оборудования зданий и сооружений определяются в соответствии с федеральными законами о технических регламентах для данных объектов и (или) нормативными документами по пожарной безопасности.

В рамках установления требований к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в комментируемой главе установлены: в ст. 82 - требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений; в ст. 83 - требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации; в ст. 84 - требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях; в ст. 85 - требования к системам противодымной защиты зданий и сооружений; в ст. 86 - требования к внутреннему противопожарному водоснабжению; в ст. 87 - требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков; в ст. 88 - требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках; в ст. 89 - требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам; в ст. 90 - требования к обеспечению деятельности пожарных подразделений; в ст. 91 - требования к оснащению помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения.

Часть 2 комментируемой статьи в качестве одного из общего требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений устанавливает, что величина индивидуального пожарного риска (согласно определению, данному в п. 9 ст. 2 комментируемого Закона, индивидуальный пожарный риск - это пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара) должна обеспечиваться в первую очередь системой предотвращения пожара и комплексом организационно-технических мероприятий:

в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей;

в зданиях и сооружениях повышенной этажности;

в зданиях и сооружениях с пребыванием детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Иначе говоря, при обеспечении величины индивидуального пожарного риска в указанных зданиях и сооружениях не должна делаться основная ставка на системы противопожарной защиты. Требование ч. 2 комментируемой статьи в том виде, как оно сформулировано федеральным законодателем, прямо не указано, но учтено в СНиП 21-01-97* " Пожарная безопасность зданий и сооружений", а также в соответствующих строительных нормах и правилах по проектированию зданий и сооружений различного назначения: СНиП 2. 08. 01-89 " Жилые здания", СНиП 2. 08. 02-89* " Общественные здания и сооружения", СНиП 2. 09. 04-87 " Административные и бытовые здания", СНиП 31-03-2001 " Производственные здания", СНиП 31-04-2001 " Складские здания" и пр.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.