|
|||
Схема 1д. 16 страницазащиту технологических процессов установками пожаротушения (Приложение Х); применение пожарной сигнализации (Приложение Ц); обучение персонала предприятий способам ликвидации аварий; создание условий для скорейшего ввода в действие подразделений пожарной охраны путем устройства подъездных путей, пожарных водоемов и наружного противопожарного водопровода. В отношении порядка обеспечения пожарной безопасности технологических процессов, отличных от процессов повышенной пожарной опасности, в п. 7. 2 ГОСТ Р 12. 3. 047-98 установлено, что анализ пожарной опасности технологических процессов должен включать: определение пожарной опасности использующихся в технологическом процессе веществ и материалов (по справочным данным Федерального банка данных по пожаровзрывоопасности веществ и материалов или экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 12. 1. 044-89 " ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения" на метрологически аттестованном оборудовании); изучение технологического процесса с целью определения оборудования, участков или мест, где сосредоточены горючие материалы или возможно образование пыле- и парогазовоздушных горючих смесей; определение возможности образования горючей среды внутри помещений, аппаратов и трубопроводов; определение возможности образования в горючей среде источников зажигания; исследование различных вариантов аварий, путей распространения пожара и выбор проектной аварии; расчет категории помещений, зданий и наружных установок по взрывоопасной и пожарной опасности; определение состава систем предотвращения пожара и противопожарной защиты технологических процессов; разработку мероприятий по повышению пожарной безопасности технологических процессов и отдельных его участков. В пункте 4. 4. 2 упоминаемых выше (см. комментарий к ст. 94 Закона) Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01) предусмотрено, что оценка последствий возникновения нежелательных событий включает анализ возможных воздействий на людей, имущество и/или окружающую природную среду. Для оценки последствий необходимо оценить физические эффекты нежелательных событий (отказы, разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ и т. д. ), уточнить объекты, которые могут быть подвергнуты опасности. При анализе последствий аварий необходимо использовать модели аварийных процессов и критерии поражения, разрушения изучаемых объектов воздействия, учитывать ограничения применяемых моделей. Следует также учитывать и по возможности выявить связь масштабов последствий с частотой их возникновения. Согласно п. 4. 4. 3 РД 03-418-01 обобщенная оценка риска (или степень риска) аварий должна отражать состояние промышленной безопасности с учетом показателей риска от всех нежелательных событий, которые могут произойти на опасном производственном объекте, и основываться на результатах: интегрирования показателей рисков всех нежелательных событий (сценариев аварий) с учетом их взаимного влияния; анализа неопределенности и точности полученных результатов; анализа соответствия условий эксплуатации требованиям промышленной безопасности и критериям приемлемого риска. Там же предусмотрено, что при обобщении оценок риска следует, по возможности, проанализировать неопределенность и точность полученных результатов. Имеется много неопределенностей, связанных с оценкой риска. Как правило, основными источниками неопределенностей являются неполнота информации по надежности оборудования и человеческим ошибкам, принимаемые предположения и допущения используемых моделей аварийного процесса. Чтобы правильно интерпретировать результаты оценки риска, необходимо понимать характер неопределенностей и их причины. Источники неопределенности следует идентифицировать (например, " человеческий фактор" ), оценить и представить в результатах. Следует также отметить, что существуют Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (РД 03-409-0) < 109>, утв. и введ. в действие Постановлением Госгортехнадзора России от 26 июня 2001 г. N 25 < 110>, и Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02) < 111>, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 29 октября 2002 г. N 63 < 112>. -------------------------------- < 109> М.: ГУП " НТЦ по безопасности в промышленности Госгортехнадзора РФ", 2001. < 110> СПС. < 111> М.: ГУП " НТЦ по безопасности в промышленности Госгортехнадзора РФ", 2002. < 112> СПС.
Статья 96. Оценка пожарного риска на производственном объекте
Комментарий к статье 96
1 - 3. В комментируемой статье содержатся положения, посвященные оценке пожарного риска на производственном объекте. В этой связи следует отметить, что в соответствии с п. 6. 7 ГОСТ Р 12. 3. 047-98 " ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля": оценку социального и индивидуального риска при аварии проводят на основе расчета поражающих факторов пожара и принятых мер по снижению их вероятности и последствий; расчет индивидуального и социального риска должен быть выполнен для возможной гибели людей как на предприятии, так и за его пределами (Приложения Ш, Э, Ю). При этом необходимо рассмотреть все возможные способы его уменьшения и обосновать принятый минимальный риск; расчетные значения риска должны удовлетворять требованиям п. 6. 2 данного стандарта (о требованиях п. 6. 2 ГОСТ Р 12. 3. 047-98 см. комментарий к ст. 93 Закона). Регламентируя порядок обеспечения пожарной безопасности технологических процессов, отличных от процессов повышенной пожарной опасности, ГОСТ Р 12. 3. 047-98 в п. 7. 3 устанавливает, что пожарная опасность технологических процессов определяется на основе изучения: технологического регламента; технологической схемы производства продукции; показателей пожаровзрывоопасности веществ и материалов, использующихся в технологическом процессе; конструктивных особенностей аппаратов, машин и агрегатов; схемы расположения в цехе, на участке или открытой площадке опасного оборудования. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 94 Закона), в ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" предусмотрен метод определения вероятности возникновения пожара (взрыва) в пожароопасном объекте. В отношении сущности данного метода наряду с прочим предусмотрено следующее: для расчета вероятности возникновения пожара (взрыва) на действующих или строящихся объектах необходимо располагать статистическими данными о времени существования различных пожаровзрывоопасных событий. Вероятность возникновения пожара (взрыва) в проектируемых объектах определяют на основе показателей надежности элементов объекта, позволяющих рассчитывать вероятность производственного оборудования, систем контроля и управления, а также других устройств, составляющих объект, которые приводят к реализации различных пожаровзрывоопасных событий. Под пожаровзрывоопасными понимают события, реализация которых приводит к образованию горючей среды и появлению источника зажигания; численные значения необходимых для расчетов вероятности возникновения пожара (взрыва) показателей надежности различных технологических аппаратов, систем управления, контроля, связи и тому подобных, используемых при проектировании объекта, или исходные данные для их расчета выбирают в соответствии с ГОСТ 2. 106-96 " Единая система конструкторской документации. Текстовые документы", ГОСТ 2. 118-73* " Единая система конструкторской документации. Техническое предложение", ГОСТ 2. 119-73* " Единая система конструкторской документации. Эскизный проект", ГОСТ 2. 120-73* " Единая система конструкторской документации. Технический проект", ГОСТ Р 15. 201-2000 " Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство", из нормативно-технической документации, стандартов и паспортов на элементы объекта. Необходимые сведения могут быть получены в результате сбора и обработки статистических данных об отказах анализируемых элементов в условиях эксплуатации. Сбор необходимых статистических данных проводят по единой программе, входящей в состав данного метода. Следует также отметить, что согласно п. 4. 4. 2 упоминаемых выше (см. комментарий к ст. 94 Закона) Методических указаний по проведению анализа риска опасных производственных объектов (РД 03-418-01) для определения частоты нежелательных событий рекомендовано использовать: статистические данные по аварийности и надежности технологической системы, соответствующие специфике опасного производственного объекта или виду деятельности; логические методы анализа " деревьев событий", " деревьев отказов", имитационные модели возникновения аварий в человеко-машинной системе; экспертные оценки путем учета мнения специалистов в данной области.
Глава 22. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПОЖАРНЫХ ДЕПО, ДОРОГАМ, ВЪЕЗДАМ (ВЫЕЗДАМ) И ПРОЕЗДАМ, ИСТОЧНИКАМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
Статья 97. Размещение подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах
Комментарий к статье 97
1 - 3. Части 1, 2 и 3 комментируемой статьи посвящены требованиям к размещению пожарных депо на территории производственного объекта. Ранее подобные требования устанавливались в соответствующих положениях СНиП II-89-80* " Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 " Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий". Части 1. 1 и 1. 2 статьи, соответственно определяющие перечень производственных объектов, на которых подлежат размещению подразделения пожарной охраны и пожарные депо, и регламентирующие оснащение подразделений пожарной охраны пожарными автомобилями, введены Законом 2012 г. N 117-ФЗ. В пояснительной записке к проекту данного Закона отмечалось, что комментируемый Закон предлагается дополнить положениями, устанавливающими требования к созданию подразделений пожарной охраны на объектах с пожароопасными и взрывопожароопасными технологическими процессами производств, а также на объектах, критически важных для национальной безопасности РФ. Части 1. 1 и 1. 2 комментируемой статьи вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Закона 2012 г. N 117-ФЗ, т. е. с 13 июля 2015 г. (см. комментарий к ст. 152 Закона). Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 68 Закона), в соответствии с указанной статьей и комментируемой статьей утвержден и введен в действие СП 11. 13130. 2009 " Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов.
Статья 98. Требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта
Комментарий к статье 98
1 - 11. В комментируемую статью, устанавливающую требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта, вошли, но с определенными изменениями, соответствующие положения СНиП II-89-80* " Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП II-97-76 " Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий" (как говорилось выше, ряд этих положений вошли и в ст. 67 комментируемого Закона, устанавливающую требования к проходам, проездам и подъездам к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений; см. комментарий к указанной статье). Так, в соответствии с п. 3. 43 СНиП II-89-80* предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов; при размере стороны площадки предприятия более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м (согласно примечанию к указанному пункту огражденные участки внутри площадок предприятий (открытые трансформаторные подстанции, склады и т. п. ) площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов). В пункте 3. 44 СНиП II-89-80* предусмотрено, что ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1, 5 м, но не менее 4, 5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4, 9 м. Как установлено в п. 3. 46 СНиП II-89-80*: к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов; к зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон; в случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3, 5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод; расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м; в необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м. Согласно примечаниям к п. 3. 46 СНиП II-89-80*: 1) за ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями; 2) к водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 x 12 м; 3) пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2, 5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части. Ряд требований, подобных предусмотренным в комментируемой статье, содержались также в соответствующих положениях СНиП II-97-76: площадки сельскохозяйственных предприятий размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов, расстояние между которыми по периметру ограждения должно быть не более 1500 м (п. 4. 5); ширину ворот для въездов на площадки сельскохозяйственных предприятий надлежит принимать на 1, 5 м более ширины принятых для этих предприятий типов автомобилей или сельскохозяйственных машин, но не менее 4, 5 м (п. 4. 9); к зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны здания или сооружения - при ширине их до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м. Расстояние от края проезжей части дорог или спланированной поверхности, обеспечивающей подъезд пожарных машин, до зданий или сооружений должно быть не более 25 м (п. 4. 14); к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота автомобилей (п. 4. 15). Наряду с этим следует отметить, что в ч. 1 комментируемой статьи также вошло положение п. 2. 15 СНиП 2. 11. 03-93 " Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", устанавливающее, что склады нефти и нефтепродуктов I и II категорий независимо от размеров площадки должны иметь не менее двух выездов на автомобильные дороги общей сети или на подъездные пути склада или предприятия.
Статья 99. Требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта
Комментарий к статье 99
1 - 2. Комментируемая статья устанавливает требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта. Ранее подобные, но более развернутые требования предусматривались в соответствующих положениях о противопожарном водоснабжении СНиП 2. 04. 02-84* " Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Положение, допускающее не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение соответствующих отдельно стоящих зданий и сооружений, введено в ч. 1 комментируемой статьи Законом 2012 г. N 117-ФЗ. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 68 Закона), в соответствии с указанной статьей и комментируемой статьей утвержден и введен в действие СП 8. 13130. 2009 " СПЗ. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", который является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.
Статья 100. Требования к ограничению распространения пожара на производственном объекте
Комментарий к статье 100
1. В комментируемую статью, устанавливающую требования к ограничению распространения пожара на производственном объекте, вошли соответствующие положения СНиП II-89-80* " Генеральные планы промышленных предприятий" и СНиП 2. 11. 03-93 " Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы". Наряду с этим в ч. 1 данной статьи установлено общее требование, согласно которому расстояния между зданиями и сооружениями, от складов, открытых технологических установок, агрегатов и оборудования до зданий и сооружений, между складами, открытыми технологическими установками, агрегатами и оборудованием, от газгольдеров для горючих газов до зданий и сооружений на территории производственного объекта в зависимости от степени огнестойкости, категории зданий по взрывопожарной и пожарной опасности и других характеристик должны исключать возможность перехода пожара от одного здания или сооружения к другому. Это требование, по сути, содержалось и в названных СНиП II-89-80*, СНиП 2. 11. 03-93, но оно не формулировалось в таком общем виде, а предусматривалось посредством нормирования расстояний, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи. 2 - 4. Положения ч. ч. 2 - 4 комментируемой статьи воспроизводят требования СНиП II-89-80* " Генеральные планы промышленных предприятий". Так, согласно п. 3. 60 названного документа: резервуарные парки или отдельно стоящие резервуары с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, сжиженными горючими газами, ядовитыми веществами должны располагаться, как правило, на более низких отметках по отношению к зданиям и сооружениям предприятия и в соответствии с требованиями противопожарных норм должны быть обнесены (с учетом рельефа местности) сплошными несгораемыми стенами или земляными валами; в случаях размещения указанных сооружений на более высоких отметках следует предусматривать дополнительные мероприятия по предотвращению при авариях наземных резервуаров возможности проникновения разлившейся жидкости за пределы ограждающих сооружений. В пункте 4. 5 СНиП II-89-80* установлено, что размещение наружных сетей с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами под зданиями и сооружениями не допускается. 5 - 9. В положения ч. ч. 5 - 9 комментируемой статьи вошли соответствующие требования СНиП 2. 11. 03-93 " Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы", но не все в том виде, как они изложены в данном документе. Отдельные требования оставлены за рамками комментируемой статьи, и к ним отсылает положение ч. 8 этой статьи. Согласно п. 3. 6 СНиП 2. 11. 03-93: по периметру каждой группы наземных резервуаров необходимо предусматривать замкнутое земляное обвалование шириной поверху не менее 0, 5 м или ограждающую стену из негорючих материалов, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости; свободный от застройки объем обвалованной территории, образуемый между внутренними откосами обвалования или ограждающими стенами, следует определять по расчетному объему разлившейся жидкости, равному номинальному объему наибольшего резервуара в группе или отдельно стоящего резервуара; высота обвалования или ограждающей стены каждой группы резервуаров должна быть на 0, 2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости, но не менее 1 м для резервуаров номинальным объемом до 10000 куб. м и 1, 5 м для резервуаров объемом 10000 куб. м и более; расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен следует принимать не менее 3 м от резервуаров объемом до 10000 куб. м и 6 м - от резервуаров объемом 10000 куб. м и более; группа из резервуаров объемом 400 куб. м и менее общей вместимостью до 4000 куб. м, расположенная отдельно от общей группы резервуаров (за пределами ее внешнего обвалования), должна быть ограждена сплошным земляным валом или стеной высотой 0, 8 м при вертикальных резервуарах и 0, 5 м при горизонтальных резервуарах. Расстояние от стенок этих резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования не нормируется. Как установлено в п. 3. 7 СНиП 2. 11. 03-93, обвалование подземных резервуаров следует предусматривать только при хранении в этих резервуарах нефти и мазутов. Объем, образуемый между внутренними откосами обвалования, следует определять из условия удержания разлившейся жидкости в количестве, равном 10% объема наибольшего подземного резервуара в группе. Обвалование группы подземных резервуаров для хранения нефти и мазутов допускается не предусматривать, если объем, образуемый между откосами земляного полотна автомобильных дорог вокруг группы этих резервуаров, удовлетворяет указанному условию. В соответствии с п. 3. 8 СНиП 2. 11. 03-93 в пределах одной группы наземных резервуаров внутренними земляными валами или ограждающими стенами следует отделять: каждый резервуар объемом 20000 куб. м и более или несколько меньших резервуаров суммарной вместимостью 20000 куб. м; резервуары с маслами и мазутами от резервуаров с другими нефтепродуктами; резервуары для хранения этилированных бензинов от других резервуаров группы. Высоту внутреннего земляного вала или стены следует принимать: 1, 3 м - для резервуаров объемом 10000 куб. м и более; 0, 8 м - для остальных резервуаров. В пункте 3. 9 СНиП 2. 11. 03-93 предусмотрено, что резервуары в группе следует располагать: номинальным объемом менее 1000 куб. м - не более чем в четыре ряда; объемом от 1000 до 10000 куб. м - не более чем в три ряда; объемом 10000 куб. м и более - не более чем в два ряда. 10 - 11. В положениях ч. ч. 10 - 11 комментируемой статьи воспроизведены требования СНиП II-89-80* " Генеральные планы промышленных предприятий". Так, в п. 4. 23 данного документа установлено, что не допускается размещение надземных сетей: а) транзитных внутриплощадочных трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами по эстакадам, отдельно стоящим колоннам и опорам из сгораемых материалов, а также по стенам и кровлям зданий, за исключением зданий I, II, IIIа степеней огнестойкости с производствами категорий В, Г и Д; б) трубопроводов с горючими жидкими и газообразными продуктами в галереях, если смешение продуктов может вызвать взрыв или пожар; в) трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами: по сгораемым покрытиям и стенам; по покрытиям и стенам зданий, в которых размещаются взрывоопасные материалы; г) газопроводов горючих газов: по территории складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и материалов. Согласно примечанию к п. 4. 23 внутриплощадочный трубопровод является транзитным по отношению к тем зданиям, технологические установки которых не производят и не потребляют жидкостей и газов, транспортируемых по указанным трубопроводам. В соответствии с п. 4. 24 СНиП II-89-80* надземные трубопроводы для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, прокладываемые на отдельных опорах, эстакадах и т. п., следует размещать на расстоянии не менее 3 м от стен зданий с проемами, от стен без проемов это расстояние может быть уменьшено до 0, 5 м.
Раздел V. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКЕ
Глава 23. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Статья 101. Требования к пожарной технике
Комментарий к статье 101
1 - 5. Комментируемая глава открывает раздел V комментируемого Закона, устанавливающий требования пожарной безопасности к пожарной технике. В данной главе предусмотрены общие требования, предъявляемые в целом ко всей пожарной технике, а в других главах указанного раздела - требования, предъявляемые к отдельным типам пожарной техники (о понятии и классификации пожарной техники см. комментарий к ст. ст. 41 и 42 Закона): в гл. 24 - к первичным средствам пожаротушения; в гл. 25 - к мобильным средствам пожаротушения; в гл. 26 - к автоматическим установкам пожаротушения; в гл. 27 - к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре; в гл. 28 - к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных; в гл. 29 - к пожарному оборудованию. В то же время общие требования, предъявляемые в целом ко всей пожарной технике, содержатся только в комментируемой статье, открывающей комментируемую главу. В других статьях данной главы Закона установлены требования: в ст. 102 - к огнетушащим веществам; в ст. 103 - к автоматическим установкам пожарной сигнализации; в ст. 104 - к автоматическим установкам пожаротушения. Ранее общие требования пожарной безопасности к пожарной технике предусматривались прежде всего в ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и ГОСТ 12. 2. 037-78* " ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности". Требования маркировки пожарной техники дополнялись следующими документами, которые действуют и в настоящее время: утвержденный и введенный в действие Постановлением Госстандарта СССР от 6 апреля 1982 г. N 1435 ГОСТ 12. 1. 114-82 " ССБТ. Пожарные машины и оборудование. Обозначения условные графические" < 113>, который устанавливает условные графические обозначения (символы) пожарной техники, применяемые при выполнении учебных и оперативных планов пожаротушения, иллюстративного материала к описаниям пожаров; -------------------------------- < 113> М.: Издательство стандартов, 1982.
введенный в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27 апреля 1989 г. N 1144 ГОСТ 28130-89 (СТ СЭВ 6301-88) " Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические" < 114>, который устанавливает условные графические обозначения огнетушителей, установок пожаротушения и пожарной сигнализации, применяемые для их изображения в документации (стандарт не устанавливает условных графических обозначений судового противопожарного оборудования). -------------------------------- < 114> М.: Издательство стандартов, 1989.
Статья 102. Требования к огнетушащим веществам
Комментарий к статье 102
1 - 4. В комментируемой статье установлены требования к огнетушащим веществам. При этом необходимо учитывать, что огнетушащие вещества сами по себе не являются пожарной техникой. Более того, воздействие огнетушащих веществ согласно п. 5 ч. 2 ст. 9 комментируемого Закона относится к сопутствующим проявлениям опасных факторов пожара. Ранее общие требования к огнетушащим веществам предусматривались в ГОСТ 12. 1. 004-91 " ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования", ГОСТ 12. 2. 037-78* " ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности" и ГОСТ 12. 4. 009-83 " ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание". Наряду с этим существовали ряд нормативных документов по пожарной безопасности, устанавливающих требования к видам огнетушащих веществ, в т. ч.: ГОСТ 4. 99-83 " Система показателей качества продукции. Пенообразователи для тушения пожаров. Номенклатура показателей" < 115>, утв. и введ. в действие Постановлением Госстандарта СССР от 6 октября 1983 г. N 4805, который распространяется на пенообразователи для тушения пожаров и устанавливает номенклатуру показателей качества этой продукции. Показатели качества, установленные данным стандартом, должны применяться при проведении научно-исследовательских работ, при разработке нормативно-технической документации, а также при оценке технического уровня и качества продукции;
|
|||
|