|
|||
11. Газеты10. Ноты
Отец написал, чтобы взяли его ноты, которые он оставил в музыкальной школе до войны. Почему-то он о них вспомнил, и мы пошли с мамой за нотами. Отец вернётся и снова будет преподавать музыкальную грамоту, теорию и сольфеджио. — Люди стали сейчас другие, — говорила мама по дороге, — им не до нот. Нужно быть энергичной. Во время войны особенно нужно быть энергичной. С двумя детьми необходимо проявлять энергию. С трудом пробрались к завучу, в, коридоре такое творилось — тащили стулья, парты, музыкальные инструменты! Завуч сидел за столом, очень важный, положив кулаки на стол. Мы сначала спросили, куда мебель тащат, чтоб разговор начать, а он молчит. Очень важно на нас посмотрел и даже не шелохнулся. Мама ему про ноты сказала, а он опять молчит. Тогда моя мама как хлопнет по столу, а он вскочил и — в дверь. — Эге, так дело не пойдёт, — говорит мама, — я энергичная женщина. Придётся вам отдать наши ноты! Пойдём за ним. Очевидно, не хотел нам отдавать. Он юркнул в дверь, но как раз в это время виолончель несли, он схватился за струны и здорово их дёрнул с испугу. Если бы не виолончель, он бы наверняка сбежал от нас. А что мы ему сделали? Ничего. Пришли за своими нотами. Потрудитесь отдать. В общем, мы к нему подскочили, а мама обратилась со своим вопросом. Только сейчас я заметил, какой он маленький. Мамаша против него великанша, Гулливер среди лилипутов, пусть попробует нам ноты не отдать! Приходилось беспрерывно отходить в сторону, всё время чего-то тащили. Его прижимали к стене, и он хотел выбраться, а главное, сбежать от нас. Но по бокам мы стояли. С одной стороны я, с другой — мама. Опять он не ответил, и мама очень энергично в третий раз об этом сказала. Тогда он закричал: — Какие ноты? Какие ноты?! Он выскочил и убежал, а мы за ним, лавируя между мебелью. — Что с ним? — спросила мама. Я пожал плечами. — Ничего, мы ему покажем! — Не хочет отдавать, — сказал я. — Там Моцарт, Мусоргский, Скарлатти, — сказала мама, и мы настойчиво стали пробиваться через мебельную и музыкальную преграду. Три великих композитора толкали нас вперёд. Он было скрылся, но мы его снова нашли. Хотел пролезть за роялем, но мама властно спросила его про ноты, он вздрогнул и замер. Пытался побежать в обратную сторону, но мы ему загородили дорогу. — Нам нужны ноты, — сказала мама, — их теперь трудно достать. Мама вела себя потрясающе энергично. — Никуда мы не уйдём, — сказала она и села на стул, загородив ему путь. Он испуганно схватился за голову: — Вы что… вы что… гражданка… неужели вы не понимаете? — Ни с того ни с сего вдруг стал гладить меня по голове, повторяя: — Бедный мальчик… война… Ну и завуч! Если бы у нас в школе такой завуч появился, вот потеха была бы! Мама сказала: — Редко встретишь такой экземпляр в нашей жизни… Он даже не обиделся. Стал умолять, чтоб его пропустили. Редкий завуч, клянусь! Мама встаёт со стула и угрожающе говорит: — Можете вы мне что-нибудь вразумительное ответить, а не бегать? Я вам в сотый раз повторяю: мой муж здесь у вас оставил ноты, уезжая на фронт: Бетховена, Моцарта и других авторов! Где они? Где эти ноты, я вас спрашиваю? А что сейчас идёт война, мы и без вас знаем! Некрасиво пользоваться войной! Но он каким-то образом изловчился и выбежал. — Оставь его, мама, — сказал я, — не можем же мы всё время за ним бегать. — Нет, нет, я это дело так не оставлю! — Вай, вай… — раздался откуда-то его голос. — Пойдём за ним, — сказала мама. — Не буду я за ним бегать, — запротестовал я. — Надо довести дело до конца, — сказала мама. — Что мы напишем отцу? Мы не заметили, как он вбежал в свой кабинет. Мамаша отчаянно дёрнула дверь кабинета, и мы вошли. За столом сидел другой человек. Из-за стола поднимался трясущийся завуч, показывал на нас пальцем и говорил: — Они… — Что у вас тут происходит? — спросил сидящий за столом. — С кем имею честь разговаривать? — говорит ему мама. — Я завуч школы. — А с кем я имела честь разговаривать ранее? — Одну минуточку… — попросил завуч. Он взял под руку дрожащего маленького человека и вышел вместе с ним из кабинета. — Опять эти фокусы, — сказала мама. — Увиливают на глазах! В государственном учреждении и такое творится! — Здорово смылись, — говорю, — ничего не скажешь! Но завуч вернулся. — Видите ли, — сказал завуч, садясь на свою место, — это был сторож… — Сторож? — переспросила мама. Завуч кивнул головой и продолжал: — Со своей работой он справляется отлично. Никогда ещё не было, чтобы в школе что-нибудь пропало. Обожает, правда, сидеть за канцелярским столом, безобидная в общем прихоть, но мы ему не запрещаем. Прошу извинить, я думаю, вас не очень огорчило это недоразумение. Наш сторож глуховат. Он следит за порядком, убирает классы, очень исполнительный работник. Чем могу быть полезен? Мама назвала свою фамилию, и завуч встал. Как видно, он знал и уважал моего отца. Он назвал свою фамилию и опять спросил, чем может быть полезен. — Ноты… — сказала мама. — О да! — Он открыл ключом стол и вынул ноты. — Собирался вам отослать, а потом заботы, сына проводил… Мама взяла ноты. Мне было не по себе. Гонялись за бедным сторожем из-за каких-то нот. Подумаешь, ноты. Никто их присваивать не собирался, кому они нужны! — Переезжаем в новое здание, — сказал завуч, — а здесь разместится госпиталь. Мы попрощались и вышли. — А я думала, и здесь будут преграды, — сказала мама. — Как просто нам отдали… — Завуч и не думал ставить нам преграды, — сказал я, — и сын у него на войне. Напрасно только бегали за сторожем. — Зачем же в таком случае он от нас бегал? — сказала мама. — Ведь он же ничего не понял, — сказал я. — Ах, верно, он глухой, — вспомнила мама, — и я забыла. — Но мы ведь сначала не знали, что он глухой. Правда, мама? Если бы заранее об этом знали, ничего бы такого не случилось… — Ах, я устала, — сказала мама, — я от всего устала. Конечно, получилось некрасиво. Мы шли расстроенные, завернули на базар и забыли там ноты. Сейчас же вернулись, но их уже на прилавке не оказалось. Мы долго искали. Мама плакала, если бы мама так сильно не плакала, я бы плакал сам. Ведь это папины ноты.
11. Газеты
Наша курица снесла яйцо. Мы ходили по комнате и взбивали гоголь-моголь. Взбивали по очереди и пробовали по очереди. Взбивали и смотрели, не стало ли больше, но больше не становилось. — Не хватит? — спрашивали. Мама заглядывала в стакан и говорила: — Мало. — А сейчас? — Крутите ещё. У меня уже рука отваливалась, но я крутил. Стёрлись на ладонях номера хлебной очереди. Гоголь-моголь стал белый, но больше его не стало. — Ешь, Боба. — Я дал ему стакан, подошёл к газетной горе, которая немного не доставала до потолка, потрогал листы и сказал: — Они должны нас выручить. Бумага сейчас дорогая. На некоторое время они нас здорово выручат. — Дай-то бог, — сказала мама, — никогда не думала, что нас эта груда выручит. Я сказал: — Кем только не мечтал я быть, но разве собирался продавать на базаре газеты? — Не жалей, — поспешно сказала мама, словно боясь, что я раздумаю нести их на базар. — Купи мне на базаре пирожок, — сказал Боба. — Какой? — спросил я. — Большой. — Ну, это понятно, а с какой начинкой? — С любой, — сказал Боба. — С какой бы ты хотел? Я продам газеты и куплю тебе пирожок с любой начинкой. — Купи хоть без начинки, — сказал Боба. Я сидел на полу, перевязывал пачку газет бечёвкой, а мама и Боба смотрели на меня. Любимые мои газеты. Долго они пролежали… — Ну, вот и всё, — сказал я. — Зачем только я собирал их… — Чтоб продать, — сказал Боба. — А дальше что? — Снова собрать, — сказал Боба. Просто у него всё выходило. — Кое-что ведь ты отобрал, — утешала мама, — особенно важные сообщения остались… Что она понимала в важных сообщениях? В каждом номере важные сообщения. Кто сочувствовал мне? Никто. Взвалил пачку на плечо, и мама с Бобой пожелали мне счастливого пути. Знакомые на улице заинтересовались: — Куда ты? Я кивал головой: — Туда. Там торговали и меняли. Обсчитывали и недосчитывали. Гадали и выигрывали. Обманывали и воровали. Продавали пышки, туфли, сапоги, кукурузные лепёшки, копчёную тюленину, селёдку, кружева, простыни, полотенца, тряпьё, старые брюки и пиджаки, из которых шапочники делали шапки, яичный порошок, кокосовое масло, бусы, пирожки… Газеты делились на одинарные и двойные — в один лист и в два. Для завёртки. Двойные дороже. — Двойные газеты! — предлагал я. — Продаёшь? — Курточку не продаю. — А жаль, несколько шапок получилось бы. — А в чём ходить буду, как вы думаете? — Не знаю, кепки хорошие получились бы, это я знаю. — Соображать надо, дядя. Газеты раскупали. Опять этот тип: — Курточку продай. — А почему вы, дядя, не на фронте? Сразу отстал. Видите ли, курточка ему нужна. — Двойные газеты продаю! Зеленщик жуёт хлеб, откусит, положит на горку с деньгами, трясёт пучком салата, а брызги летят во все стороны. — Мальчик, подойди сюда. — Чего вам? — Газеты есть? — Есть. — Ещё есть? — Дома есть. — Много? — Порядочно. — Тащи завтра сюда, все куплю. Двойные как за одинарные, оптом заберу. — Вполцены? — Зачем тебе ходить, учёбу запускать, для тебя стараюсь. Помощничек нашёлся, обо мне заботится. Другие люди на базаре, другая жизнь. — Нет, дядя, не пойдёт, половину денег маловато за мои газеты. — Всё не купишь, мальчик, никогда всё не купишь, денег всё равно не хватит. — А вам хватит? Смеётся. Тоже мне хитрец. Ему никогда не хватит, а мне должно хватить. — Кого мы видим! — обступили меня старушки Добрушкины, будто впервые видят. — И вы здесь? — А ты зачем здесь? — Продаю свои газеты. — А мы платочки с кружевами сами делаем и продаём. — Отчего же вы ковры свои не продадите? Вся квартира у вас в коврах, а вы платочки… Они нахмурились. — Питаемся скромно, платочки нас выручают. — Ковры бы вас сразу выручили. — На чёрный день бережём. — А мы всё продали, остались одни мои газеты… — Ковры у нас уникальные, — сказали старушки. Газеты мои тоже уникальные, подумал я, но я их продаю. Каждая моя газета стоит уникального ковра. Просто у нас чёрный день настал, а у них не настал, только и всего. — Были бы у меня ковры, — сказал я, — продал бы я их все до одного, а газеты сохранил. — Ах, какой ты умник-разумник! — Старушки обиделись и пошли с кружевными платочками вдоль зелёных рядов. Я продал мои последние газеты и увидел вывеску. Под этой вывеской сидел старик с корзиной. Кривыми буквами было начиркано на дощечке: «БЫДЫС». Карманы мои были набиты деньгами, одна двойная газета стоила два рубля, я мог бы и БЫДЫС купить, но что это такое — не знал. — Питис, — сказал старик. — А у вас там написано быдыс, — сказал я. — Пытис, — сказал старик. — Там-то у вас быдыс, а вы то питие, то пытис, непонятно… Старик вздохнул. — Купи пытыс, — сказал он. Ах, вот оно что! Он хочет сказать: купи птиц! И в этой корзине у него птицы. Как раз оттуда зачирикало, а потом пискнуло. Просто старик плохо по-русски выговаривает это слово, а пишет и вовсе быдыс. Надо же! Пять букв, и все неверные. Да мне в школе за такое слово не то что единицу — ноль поставят. — Якши быдыс, — говорит. Хорошие, значит, птицы. — Давайте, — говорю, — дедушка, я вам надпись переделаю, никто ведь не поймёт, что у вас там написано. А он мне птичку вытащил из корзины и показывает. Красивенькая птичка, прелесть, где он только её поймал. — Не купят, — говорю, — у вас птиц, дедушка, с такой вывеской. Никто ведь не знает, что у вас там в корзине лежит. — Перевернул я дощечку, написал мелом «ПТИЦЫ» и говорю: — Вот так, теперь у вас торговля вовсю пойдёт. А он головой кивает и птичку мне протягивает. Хорошо бы купить птичку Бобе, да ему сейчас пирожок больше нужен. Иду, а в голове у меня БЫДЫС вертится. Собачка за мной увязалась. — Быдыс… — зову её, — быдыс… Тут война, а тут быдыс… И там пять букв, и тут пять букв. Как бы, думаю, слово «война» переделать, чтобы вроде быдыса получилось. Старался, старался, бросил эту затею, война войной остаётся…
|
|||
|