Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мария Луиза Фон Франц 3 страница



В начале истории деструктивный элемент – дворецкий – маскулинный, далее, когда девочка слушает наставления ведьмы, становиться феминным, но феминный элемент здесь – и источник зла, и избавитель от него. Девочка в этой истории – Ева и Мария одновременно. В средние Века Ева рассматривалась как женщина, принесшая смерть на землю, а Мария – как искупившая вину Евы. Девочка действует как обе эти фигуры – наносит ущерб и возмещает его. Результатом сказки является интеграция мудрого белого попугая.

Поэтому можно сказать, что дети являют собой символ Самости в ее statu nascendi, констеллированный и активный только в бессознательном, никак не интегрированный в сознание и не реализованный в нем. Присутствует небольшой акцент на феминном аспекте, поскольку он предстает более активным и значимым для этой истории. Маленькие мальчик и девочка как «двойственный» герой часто встречаться в сказках, например Гензель и Греттель, но в противоположность нашей истории первым позитивную роль играет Гензель 7. Когда родители отправили их в лес, он берет маленькие камушки и помечает ими путь, что позволяет детям вернуться домой. Позже Гензель ведет себя глупо, его ловит ведьма и почти съедает, но Греттель приходит в голову идея толкнуть ведьму в печь и так дети спасаются. Акцент переходит на девочку и ее злой, подобный ведьминому, ум: она ведет себя как ведьма, не элегантно, но вполне уместно, и спасает свою и брата жизни.

Подобные констелляции следует понимать как компенсаторные. Вероятно, в главенствующей установке сознания слишком доминируют маскулинные ценности, и, следовательно, делается уравновешивающий акцент на феминных; естественный женским ум и его кажущаяся порочность – или, давайте назовем ее иррациональным подходом – представлены как важный фактор.

Появление символа в такой двойственной форме означает его приближение к порогу сознания. В числовом символизме двойка часто означает «другого» или «иного». Из последовательности натуральных чисел, следующих за 1, можно сказать, ретроспективно, что 2 – это и число и одновременно все еще не число. Здесь мы сталкиваемся с противоречием: китайцы говорят, что 2 – не число, пифагорейцы – что 2 еще не число, но начало единицы. Большинство символических систем чисел начиняются с 3, потому что 2 – это «отличительность» или «инаковость» относительно 1, нечто и его противоположность, to heteron или thateron на языке Платона, следовательно, 2 означает «инаковость». Можно сказать, это абсолютное conditio sine qua non дифференцирующего сознания, позволяющее выделить состояния «соответствия» и «инаковости». Если я не могу отличить один объект от другого, или субъект от объекта, то все еще пребываю в состоянии тотального единства, то есть нахожусь в относительно бессознательном состоянии. Я пребываю во всеобъемлющем единстве жизни, но не в сознании8.

Сознание неразделимо со способностью различать. Различать означает видеть и устанавливать отличительные особенности объектов. Если содержание полностью принадлежит бессознательному, то может быть одновременно даже своей противоположностью, оно едино. Допустим, у Вас есть смутное, неприятное ощущение «шевеления» в бессознательном. Еще не было снов или фантазий, есть просто ощущение, что энергия накапливается понемногу. Вы можете только утверждать, что нечто бессознательное волнует или преследует Вас, но что конкретно – сказать не можете. Как только это нечто проявиться в форме сна, бессознательного импульса, tic nerveux, возможны тысячи форм выражения, Вы сможете понять чем было это «нечто», определить его, выделив его особенности, его «инаковость» относительно остальной части океана бессознательной психики. Вероятно по этой причине содержимое, полностью пребывающее в бессознательном, способно полностью, так сказать, заражать бессознательное – только достигнув определенной интенсивности содержимое приближается к порогу бессознательного и может быть выделено, дифференцированно. Говоря о бессознательном мы используем концепцию, описывающую его как континуум, подобный магнитному полю в физике. Уильям Джеймс (William James) уже сравнивал бессознательное с «полем». Затем появляется содержимое, и в момент соприкосновения с порогом сознания оно разделяется на две части, первую из которых я могу определить, вторая же остается в бессознательном. Вероятно, по этой причине так часты сны с образами-двойниками: это могут быть люди-двойники, двое кошек или собак, два дерева, пара одинаковых домов и так далее. Таким образом, мы можем только констатировать, что сейчас содержимое подходит к порогу сознания, оно начнет распадаться на часть, которая будет захвачена созданием, и часть, которая сольется с нижним слоем. На следующей стадии вторая часть немного поднимается и формирует противоположность, тень, которая также может быть определенна. Содержание действительно переходит порог лишь когда «иное» также входит в поле сознания. Здесь нам следует упомянуть о бесчисленном множестве мотивов противоположностей в мифах и снах: плохая и хорошая собаки, черная и белая птица, и так далее, где одна из противоположностей характеризуется как находящаяся ближе к сознанию, и поэтому обознается как более светлая, добрая и так далее, более удаленный от сознания компонент характеризуется более негативно.

Итак, двойственность означает соприкосновение с порогом сознания, сюда же можно отнести некую амбивалентность, сознание все еще оценивает содержимое, частично смешанное с континуумом других содержаний бессознательного. Возвращаясь к нашей сказке, мы могли бы предположить что теневой частью является девочка, так как она ближе ко всему, что можно отнести к области бессознательного, именно она поддается уговорам ведьмы, ближе к темной стороне. Всему тому, что в значительной степени находится в состоянии нереализованных жизненных процессов и слабо интегрировано в любую культурную реализацию.

Когда символ Самости проявляется как ребенок это означает, что он проявляется в спонтанности человека и жизненных процессов, без излишней theoria, без наличия Weltanschauung или духовных сил в коллективном сознании, необходимых дабы интегрировать или определить его. Это скорее событие, а не нечто понимаемое, возможность, а не реализовавшийся факт.

В нашей сказке Граф женился на бедной девушке «из низов», стоящей ниже него на социальной лестнице, и мы можем констатировать выраженную потребность или тенденцию вносить в свою жизнь нечто новое, источником чего являются нижние слои. Поскольку он предпринял этот позитивный шаг, жена рожает ему детей со знаками звезд. Это означает что теперь уже более глубокие содержания, новая форма жизни, констеллируется. Но каждый раз когда в бессознательном констеллируется нечто положительное возникает опасность восстания сознания против него.

Иногда люди приходят в анализ и говорят, что хотят излечиться от этого и того, но иногда – они могут упоминать об этом или нет – у них в сундуке есть что-то, о чем они решили «все в порядке, это не нуждается в обсуждении в рамках анализа, куда бы анализ не пошел, это единственная вещь, которая не может быть в него привнесена и не нуждается в прояснении». А затем у них возникает странное чувство, что каждый раз сон или ассоциация приводят к сокрытому в том сундуке, они быстро прерывают ассоциацию и вносят что-то еще, так что Вам придется подождать некоторое время, пока Вы не поймаете их на сигнале, когда они совершат ошибку и сразу не увидят наводящей связи. Тогда им нужно сказать, чтобы они шли и открыли сундук, они же вам ответят, что думали, что это совершенно неважно! Сталкиваясь с подобной реакцией Вы можете быть уверенны, что сокрытое в сундуке весьма взрывоопасно, иначе подобные меры предосторожности не предпринимались бы. Это еще-не-интегрированный горячий комплекс.

За рождением детей в нашей сказке таиться ужасающая возможность новых психологических событий и осознаваний, проясняющих реакцию застывания сознания. Тенденция разделять, отстранять исходит от дворецкого, мы ее уже истолковывали, в ее основе лежит жадность и желание жениться на графине. В таких случаях вероятность негативной, теневой реакции, удваивается. Будет задействована техника «комода», отрезающая и прячущая в своих недрах новое содержание, или же тень будет желать ассимилировать новое содержание в соответствие с собственными желаниями.

Это теневая ассимиляция, ассимиляция в целях эго. Снова и снова люди обращаются к бессознательному в очень четко определенных утилитарных целях. Можно даже сказать, что желание быть в лучшем положении или желание излечиться - все еще подход эго. Эго все еще хочет получить помощь от бессознательного. Желание быть здоровым в определенной степени является законным желанием эго, и поэтому, как правило, бессознательное сотрудничает с ним, потому что закономерно хотеть быть нормальным, но иногда, если человек хочет только этого от бессознательного, через некоторое время приходят негативные сны, показывая, что бессознательное хочет, чтобы человек шел гораздо дальше, а не просто исцелил симптом, бессознательное желает гораздо большего; или же личность исцеляется от симптома и бессознательное предъявляет ей счет! Есть определенный список того, что должно быть исполнено, и если человек ему не внемлет, то симптом приходит вновь.

Люди должны стать на путь индивидуации ради нее самой, а не просто для того, чтобы почувствовать себя лучше, нормализовать сон, вернуть потенцию, в зависимости от беспокоящего симптома. Счет должен быть оплачен, так как после того, как «вода» из бессознательного была подана, она льется и не может быть так просто перекрыта. Любой утилитарный подход к бессознательному или просто желание использовать его имеет разрушительные последствия, точно так же, как мы сейчас начинаем понимать, что он имеет внешнюю природу. Ибо если мы будем только эксплуатировать наши леса, животных и полезные ископаемые в земле, то нарушим биологический баланс, и нам или последующим поколениям придется оплатить очень большой счет. Природа, похоже, хочет сохранить равновесие, поставить собственные цели, сохранить собственное биологическое многообразие, и не хочет быть объектом эксплуатации однонаправленных утилитарных интересов.

Дворецкий, следовательно, олицетворяет жадный, односторонний, эго-подход, причиняющий вред и разрушающий первую четверку по причине того, что Граф не совладал с ситуацией. Ценная часть, дети, кладется в стеклянный ящик и бросается в поток жизни в бессознательном состоянии, но рыбак и его жена спасают детей и образуют с ними новую четверку в тайном месте. Выбор образа рыбака понятен: его работой является вынимать содержимое из воды и по этой причине он является архетипом Спасителя или мудреца, который может поднять жизнь из глубин. Вам нужно только вспомнить о Христе, Ловце человеков, или о короле-рыбаке из истории Грааля. В сказках очень часто этот великий архетипический образ проявляется в скромной и неприметной форме, подобно нашему рыбаку и его жене, но мысля в архетипическом измерении, вы поймете, что они являются первоначальными отцом и матерью, духом отца и матерью-природой, принимающими вытесненное содержание, эту возможность индивидуации.

Однако, если бы ситуация оставалась бы неизменной, ничего больше бы случилось, дети жили бы счастливо в деревне рыбаков, ибо будучи скромными и ни в коей мере не амбициозными, они навсегда остались бы с родителями, вероятно, освоили их ремесло и продолжили бы этот неприметный путь. Поэтому для продолжения истории необходимо еще одно событие. Рыбак и его жена умирают, а это значит, что положительные, но малозаметные архетипические фигуры, которые дают защиту Самости, исчезают в бессознательном, и дворецкий вновь вмешивается в историю, посылая ведьму.

Теперь брат и сестра живут одни и необходимо вмешательство ведьмы и мудрого старца.

Ведьма приходит, когда мальчика нет дома и говорит девочке: «О, твой дом очарователен и очень хорош, но ты знаешь, что во дворе должен быть источник воды жизни, и тогда все будет идеально». Так она возбуждает алчность девочки и мальчик отправляется на его поиски, но источник охраняет лев, обладающей странной особенностью: когда его глаза открыты – он спит, а когда закрыты – бодрствует, поэтому необходимо взято воду, когда глаза льва открыты, и мальчику это удается.

Интерпретировать ведьму не сложно. В сказках в целом она олицетворяет темную сторону великой богини земли. В наших странах культ земных богинь практически исчез, позитивные аспекты архетипа матери в католичестве были интегрированы в фигуру Девы Марии, а негативные и деструктивные, относящиеся к смерти, были вытеснены в бессознательное. В протестантизме весь архетип матери, оба его аспекта, был исключен из религиозной жизни. Поэтому архетип Матери Земли и Матери Природы в разных своих аспектах играет огромную роль в европейских сказках. Ведьма также встречается в сказках других народов, где она всегда просто олицетворяет деструктивную сторону архетипического женского (феминного) принципа, принципа смерти, болезни, распада, также ее можно назвать злом бессознательного в определенной форме противостоящего сознанию: интриги, жадность и все те импульсы, которые мы можем увидеть в действиях ведьмы в сказке. Они обычно интригуют, травят, убивают или едят людей, клевещут на них, стравливая друг с другом. Такова основная деятельность мифологических ведьм, а также ведьм-людей.

Ведьма уравновешивается мудрым старцем, который наставляет мальчика и всячески помогает ему. Можно сказать, что настоящее противостояние происходит между ведьмой и старцем, так как дети самостоятельно не могут совладать с ситуацией – они потеряли своих прежних добрых родителей, рыбака и его жену, и теперь получают новых родителей, ведьму и старца, один из которых олицетворяет добро, второй – зло. Новые родители находятся в конфликте и пытаться создать конфликт между братом и сестрой. Таким образом, в бессознательном была гармоничная семья, далее следует фаза противостояния, так как мудрый старец помешал планам ведьмы и она настраивает девочку против мальчика. Даже мальчик, когда сестра отправляет его на третье задание, говорит: «Ты убьешь меня своими прихотями». Здесь уже присутствует разлад между детьми, мальчик чувствует угрозу от девочки и не хочет идти, но девочка плачет и он соглашается. Складывается впечатление, что бессознательное стремиться к дисгармонии, дабы Самость снова могла войти в сознание.

Иногда люди, длительно пребывающие в анализе и благодаря этому находящиеся в состоянии равновесия с собой и собственными бессознательными процессами, приходят со снами о жутчайшем конфликте. Человек приходит, аналитик спрашивает у него: «Как ты? », получает в ответ «Со мной все в порядке! », далее аналитик спрашивает: «Что случилось? », человек отвечает: «Ничего особенного, на работе и дома все в порядке». И, как гром среди ясного неба, проявляться ужасающие сны о войне или безжалостной схватке.

Так часто случается, когда человек нарисовал мандалу, символ полной гармонии. Можно было бы предположить, что внутренний рост будет продолжаться отсюда. Чаще всего, однако, мандала распадается и внутренний рост начинается вновь, казалось бы, с нуля. Это не аддитивный процесс, у него более сложный ритм, и очень часто, если намечается значимый рост сознания, бессознательное сначала все разрушает, человеку кажется, что он уже держал желаемое в руках, но оно снова уходит, как песок сквозь пальцы. Человек задается вопросом, осознал ли он вообще что либо, был ли в состоянии осознанности и гармонии? Он снова остается с теми чувствами, в которых пребывал в начале анализа! Это абсолютно нормально и кроме этого депрессивное состояние не реально; оно только кажется таковым, это просто фаза, когда гармония распадается дабы вновь выстроить центр, но теперь более дифференцированный.

В нашей сказке гармония также нарушается, образуется сильное напряжение между мудрым старцем и ведьмой, которое также переноситься на поведение мальчика и девочки, впервые оказавшихся настроенными друг против друга ведьмой.

Далее мы встречаем мотив колодца, из которого мальчик должен взять кувшином и принести воду жизни. Вода волшебная и нужно лишь немного вылить во двор дома, чтобы там тоже появился источник волшебной воды; очевидно, это волшебная вода жизни если она способна творить такое чудеса. Чудотворная вода жизни – чрезвычайно распространенный мотив, он встречается в любой мифологии. Но вода в нашем источнике серебряная, что указывает нам алхимический символизм. Только в алхимии мы находим мотив серебряной или золотой воды, и это может говорить о том, что наша сказка происходит из алхимических источников.

В ранних текстах первого века, например в так называемых «видениях Зосимы» (Zosimos) 9, хотя их датируют концом третьего века, (хотя некоторые мотивы имеют еще более древнюю историю) алхимики при помощи притч и сравнений объясняют свое понимание материальных процессов, Зосима рассказывает о своих снах. Мотивы этих притч, частично сконструированных, частично являющих собой подлинные сны ранних алхимиков, уходили корнями в общую фольклорную мифологию. Алхимики пытались проиллюстрировать и объяснить таинственные процессы при помощи фольклорных аналогий, и наоборот, фольклор позаимствовал алхимические притчи и метафоры, вплетя их канву своих историй.

В нашей сказке источник не с серебряной и золотой водой, что является обычным для алхимических историй. В алхимии Меркурий, мистическая фигура prima materia (прим. переводчика в качестве первоматерии древней философии Меркурий представляет собой начало и конец Великой Работы, это мистический спаситель, способный вести души от тьмы к свету, философский меркурий представляет собой начало и конец – альфу и омегу), обычно является таинственной жидкостью, эликсиром жизни, вечной водой, производящей серебро и золото; он либо добывает золото и серебро или изначально состоит из них. В нашей истории вода серебряная, а следовательно подчеркивается феминный элемент, так как в алхимической традиции золото относиться к Солнцу, серебро – к Луне. Серебро представляет феминность и также серебро является металлом, склонным к порче. Он быстро чернеет и нуждается в постоянной очистке, в отличие от золота, следовательно, олицетворяет нечто постоянно меняющееся, например Луну, которая то чернеет, то снова сияет на небесах. Согласно Аристотелю, Луна правит всей тленной природой; она управляет менструацией у женщин и всей изменчивой природой. Над ее сферой начинается нетленная и божественная сфера природы, управляемая солнцем и небесным сводом. Влага, смерть, феминность, женские болезни, порча метала – это все принадлежит области господства Луны, серебро же ее особый метал. Это невеста золота, смертная-тленная-изменчивая женщина, которая должна пройти трансформацию, прежде чем стать чистым золотом самой.

Ведьма, обращая внимание девочки на то, что не хватает серебряной воды, абсолютно права, ведь с самого начала истории мы знаем, что феминный элемент недостаточно акцентирован и что интеграция природы и феминного элемента – это именно то, чего не хватает. Следовательно, ведьма, хотя цель ее – разрушение, в итоге работает на благо, так как серебряный источник олицетворяет феминный аспект потока бессознательной энергии.

В целом, можно сказать, что вода жизни во множестве ее проявлений символизирует то, чего человек всегда искал. У нас это было в раю и было нами утрачено. Символически оно выражает психологический опыт, который можно охарактеризовать как чувство осознанного протекания жизни, осознанной включенности в поток жизни. Если Вы попросите человека описать это состояние то услышите: «О, многое происходит, не все события приятны, но я могу сказать, что пребываю в потоке жизни, со мной все в порядке». Есть и взлеты, и падения, но, если использовать более техническое сравнение, можно сказать что Ваш самолет движется в луче радара. Вы находитесь на своем месте и ощущаете это восхитительное чувство – ощущение себя живым. Даже превратности и злоключения судьбы и человеческой жизни могут быть приняты, если человек установил контакт с потоком либидо в бессознательном, именно поэтому столько усилий мы прилагаем к интерпретации сновидений, ибо только они нам могут указать, где протекает этот поток и попытаться адаптировать к нему нашу сознательную активность, и тогда мы чувствуем себя живыми. И тогда, даже если наша жизнь бедна на события, у нас монотонная работа или же нас преследуют всевозможные разочарования, мы все равно будем чувствовать себя живыми внутри.

Насколько важно это чувство Вы сможете понять, пожалуй, если только у Вас на анализе были миллионер или любой человек, у которого было все или же он мог получить все, чего бы только не пожелал во внешнем мире. Машина, дом, одежда, путешествия в пределах, дозволяемых здоровьем, они могут обладать всем, что только можно вообразить – но без ощущения потока жизни это все не имеет смысла! Как правило, люди проецируют поток жизни на внешние объекты: они думают, что если бы у них была другая жена, больше денег или что-то в этом роде, то они бы чувствовали поток жизни, но это чистая проекция, и вы лучше понимаете это, если уже встречали человека, обладающего вышеперечисленными благами, тогда Вы понимаете, что это не так! То, что люди действительно ищут, даже если иногда проецируют это на внешние объекты, это ощущение себя живым. Это высшее достижение, по крайней мере, в земной жизни, и поэтому всегда было эталонным для различных видов религиозного и мистического опыта, так как в рамках такого опыта может переживаться особенно остро. Или же можно сказать, что если у Вас есть подобный опыт, то в определенной степени это религиозный мистический опыт. Средневековые мистики, например, сказали бы Вам, что внутреннее переживание Бога является источником жизни, а дзен-буддисты говорят, что, когда они находят samadhi (самадхи), оно подобно утолению пустынной жажды чашей прохладной воды.

Во всех цивилизациях и во всех культурных установках Вы найдете подобный опыт в качестве образца опыта полного удовлетворения и абсолютной наполненности жизненного опыта, также и в нашей сказке. Именно серебряная вода является таким опытом, и оттенок у него феминный. Это витальность, жизненная сила, но в царстве Луны, не в области высшего духовного опыта. Серебряная вода означает, что искомый опыт это не средневековый духовный опыт, но скорее витальность, исходящая от земли, бренной области человеческой жизни, как сказали бы алхимики. Серебро иногда соотносят с Венерой— хотя в большинстве текстов она владеет медью— и, следовательно, женскому началу в целом.

Серебряный источник охраняется львом, поскольку серебряная вода относиться к алхимической символике, было бы разумно рассмотреть и льва в аналогичном ключе. Лев играет огромную роль во всех алхимических текстах и, вероятно, вошел в область алхимического языка благодаря своей роли в египетском похоронном ритуале. Сфинкс на самом деле является изображением египетского царя в образе льва, так как царь, воскрешаясь в посмертном облике часто изображается львом, который на протяжении всего сложного похоронного ритуала предстает символом возрождения. Иногда мистерию возрождения символизировал «двойственный» лев: один символизировал заход солнца на Западе, а второй смотрел на Восток и олицетворял восходящее Солнце. Лев относится к мистическому моменту, когда солнце касается полуночной точки под землей и поэтому поворачивается от смертоносного заходящего солнца к восходящему, ибо Египтяне связывали заходящее солнце с возрастом и смертью. «Двойственный» лев олицетворял этот мистический момент перехода между смертью и воскрешением, поворотный момент солнца на Восток как символ воскресшей жизни в момент полуночи, потому что путь бога солнца над верхним горизонтом и под землей представлял собой переход-преобразование психической энергии в сознание и затем обратно в бессознательное.

В средневековой символике, вероятно проследовав в нее из египетских источников, лев также является агентом воскрешения. История о том, что львица рожает мертвых львят, и они мертвы до тех пор, пока не придет самец и не проревет над ними и тогда они оживают, повторяется во всех средневековых бестиариях. Это вероятно поздний отголосок египетского мифологического понимания льва как посредника воскрешения и имеет отношение к мистерии Солнца и жизни с ее ритмическими колебаниями энергии между сознанием и бессознательным.

Бальзамируя трупы, египтяне клали их на мраморный стол с головой льва, обращенной в противоположные стороны. Эти столы, подобные кроватям, с львиной головой на изголовье и ножками выполненными в форме львиных лап, сегодня можно увидеть в Каирском музее. На такой мраморный стол, называемый ложем смерти и ложем воскресения, с маленькими отверстиями, чтобы жидкость могла вытекать, кладут труп, когда совершают довольно сложный ритуал бальзамирования. Когда труп царя лежит кровати, царь лежит в самом глубоком подземном мире, и пока священник вынимает мозг и внутренние органы, и омывает труп хлоридом натрия, его душа, так сказать, обитает в подземном мире, по завершению процесса мумификации царь воскресает снова.

Итак, лев – страж подземного царства, хранитель загадочного подземного процесса трансформации смерти в жизнь. Поскольку символизм Западной алхимии происходит главным образом из Египта, и зародилась алхимия в эллинизированный позднеегипетский период, алхимики использовали этот символизм снова, так как полагали, что трансформация их материи и превращение ее в золото являлось своего рода аналогией трансформации смертного тела царя в его бессмертную форму - мумию. В основе этой идеи лежит примитивная аналогия: подобно тому, как служитель Анубиса превращает останки египетского царя, его труп, посредствам химических операций в бессмертное существо, так же и нам следует взять тленные металлы – серебро и медь – разлагающиеся и гниющие в корозии и путем химических операций преобразовать их в нетленную материю, то есть золото. Здесь присутствует полная аналогия мышления – алхимики даже говорили о своих химических операциях как о taricheusis, что означает мумификацию. Они говорили, что следует taricheusis, мумифицировать металлы для превращения в золото.

Другими словами, процесс индивидуации в Египте проецировался на посмертные процессы, происходящие в трупе, в алхимии - на химические операции по превращению металлов. В обоих случаях лев играет роль парадоксального посредника, стоящего между жизнью и смертью, между утром и вечером; лев управляет обоими процессами и в оба вносит обновление. В более поздних алхимических текстах, когда старый король должен растворится чтобы возродиться, он очень часто либо съедается львом, либо превращается в льва. В многогранной истории каноника Рипли (Canon Ripley) королева дарует перерождениекоролю и пока тот пребывает в ее лоне ей необходимо есть плоть льва, дабы плод получал необходимое питание, пока король не возродиться как новый король королей.

Юнг интерпретировал мотив льва в главе «Rex» своей «Mysterium Coniunctionis» 10. Он пишет, что дабы быть обновленным, царю вначале необходимо трансформироваться в свою хтоническую природу. Таким образом, мы можем заключить, что лев олицетворяет хтоническую природу, земной аспект царя. Когда он умирает то уходит в землю, в царство льва и там преображаются. Поскольку царь представляет собой доминанту коллективного сознания, это означает, что для того, чтобы обновиться, каждая доминанта коллективного сознания, каждый центральный образ " Я", который доминирует в культурной среде, должен время от времени возвращаться в бессознательное и обновляться там. Пока вождь мертв, в первобытных племенах, например, происходит «отключение» культуры. В некоторых племенах во время «междуцарствия», когда прежний вождь мертв, а его преемник еще не избран, каждый может воровать и убивать. Это означает, что все культурные правила легитимного человеческого поведения низвергнуты. В течение трех дней происходит тотальное «затемнение» сознания: воровство, убийства, всяческие преступления, тьма доминирует в течение определенного периода. Очень смягченная форма этого явления присутствует в средневековых и античных ритуалах карнавального короля, в ходе которых один день правит не король, а какой-то душевнобольной или осужденный преступник, который может в этот один день править всем городом, вкушать любые удовольствия и женщин, все, чего пожелает, прежде чем будет казнен. Это олицетворение хтонической стороны, тени короля, которая правит во время междуцарствия.

Еще более мягким вариантом вышеупомянутого феномена является амнистия заключенных с приходом нового правителя. Тюремные ворота открывают, дабы прошлое умерло и могло дать рождение новому началу. Это наиболее мягкая форма диких ритуалов прошлого, когда в определенный период власть захватывала тотально деструктивная тьма, все то, что обычно сдерживается законами и табу.

Можно сказать, что самой темной стороне бессознательного дозволено проявиться именно в тот момент, когда мертв король, но, для примитивного племени, когда Бог мертв. Бог мертв, так как вождь является воплощением божества племени, его духовного начала. Это момент полной дезориентации, момент, в который жизнь индивида практически проходит в состоянии психотической диссоциации, полном затемнении сознания. В последнее время мы переживали немало подобных эпизодов «культурного затмения», и, к сожалению, их нам еще немало предстоит, потому что мы живем во времена, когда старый король умер и обновляет себя в глубинах. Во время такого затемнения правит Лев, одних из доминирующих образов тени короля.

Отрицательно, что лев олицетворяет принцип власти, и здесь опять-таки ясна современная аналогия; ибо там, где цивилизационная или культурная установка не имеет объединяющей религиозной цели, там происходят политические битвы между диктаторами и кликами, которые диктуют всю судьбу цивилизации. В небольшой группе это означало бы, что если людей не связывает общая духовная цель, коллективная работа, осуществляемая в соответствии с высшим интересом, то начинаются споры о разделении социальных ролей. Если нет еще более мощного символа, объединяющего народ, то он раздираем борьбой за материальные блага и престиж. Вот почему маленькие группы ранних христиан, обладающие истинной духовной связью и даже называвшие себя Брат или Сестра во Христе, эти маленькие шайки рабов и торговцев, совершенно незначительных людей, смогли превозмочь всю систему власти Римской Империи. Через семьдесят лет после смерти Христа Плиний сказал о них: “Я замучил нескольких рабов, но не нашел ничего, кроме нелепого суеверия! ”. Почему? Потому что в Римской империи боле не было духовной религиозной жизни, которая сплачивала бы ее и сохраняла от неизбежного распада в войнах за власть и материальны блага между «крупной и мелкой рыбешкой». Новый бог, которому поклоняются сплоченные малые группы, олицетворяют переживающего в данный момент возрождение короля; эти группы победили, так как единственные были способны работать на что-то вне себя и поддерживать мир внутри группы в угоду высокой цели. Если человек не связан общей целью, он просто не может вытерпеть других людей, потому что они слишком сильно будут действовать ему на нервы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.