Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мария Луиза Фон Франц 1 страница



Мария Луиза Фон Франц

Индивидуация в волшебных сказках

Предисловие

Эта книга возникла из серии лекций, прочитанных в Институте К. Г. Юнга в Цюрихе. Они представляют собой попытку приблизить общество к пониманию того, что Юнг понимает под процессом индивидуации. Хотя по-видимому этот процесс сложен для понимания мыслящих людей, индивидуация является естественным, повсеместным явлением, которое нашло бесчисленное множество символических описаний в сказках всех стран мира. Можно даже сказать, что большинство народных сказок повествуют об одном или другом аспекте этого наиболее значимого основного жизненного процесса в человеке. Для того, чтобы оставаться в гармонии с рассказчиком, я использовала открытый разговорный стиль. Сам процесс достаточно сложен, и поэтому не стоит его дополнительно усложнять. Наоборот, я постаралась донести смысл так, чтобы читатель был тронут этими историями так же, как и я сама.

Глава 1

«Белый попугай»

Индивидуация – это термин, при помощи которого К. Г. Юнг описывает психологический процесс внутреннего роста и централизации, при помощью которого индивид обнаруживает свою Самость. Этот процесс не подразумевает поиск собственной эго-идентичности, как это описано многими современными психологическими школами. Под термином Самость Юнг понимает, в конечном счете, непознаваемой внутренний центр всей личности и, следовательно, саму целостность. К этому центру можно только приблизиться, но он не может быть интегрирован. Наша судьба и наше здоровье зависит от него. В различных религиях и мифологиях он символизируется образом «сокровища, которое трудно добыть», мандолой и всеми образами интрапсихического проявление божественности.

В этой книге я выбрала для интерпретации группу различных сказок, которые сосредоточены вокруг мотива центрального сокровища, представленного в виде птицы или драгоценного камня для того, чтобы показать читателю некоторые аспекты того, что подразумевается под Самостью и трудный путь, в который мы должны отправиться для её нахождения.

Я начну с испанской сказки под названием «Белый попугай»[1]. Ее центральный мотив, волшебный белый попугай, был заимствован у Востока. Это иранская сказка, в свою очередь, была позаимствована в измененном виде из индийской, поэтому вы сможете увидеть не только интерпретацию саму по себе, но то, как мотивы переходят, меняются и встраиваются в новую установку. Вначале просто наивно посмотрим на историю, которая была позаимствована у простых испанцев и записана в семнадцатом веке. Далее последует сама сказка.

Жил богатый граф, который любил очень красивую, но бедную молодую девушку так сильно, что женился на ней, но потом, когда он должен был уехать на войну, он оставил дворецкого присматривать за графиней, которая была беременна. Но дворецкий влюбился в нее и попытался ее соблазнить; она ему отказала, и он был так зол, что, когда она родила двух детей, он решил ее оклеветать. У мальчика и девочки на лбу была прекрасная звезда. Дворецкий написал графу, что у графини в течение длительного времени был роман с негром, и теперь всё стало совершенно ясно, потому что она родила двух наполовину чернокожих детей.

Граф пришёл в ярость и написал, что этот негр и дети должны быть убиты, а жена посажена в тюрьму. Дворецкий не убил детей, но положить их в стеклянный ящик, который выбросил в реку. Графиню заключил в тюрьму.

Но случилось так, что старик, в то время рыбачивший на реке, увидел стеклянный ящик и вытащил его из своей сети, принёс его домой и нашёл детей, завернутых в красивый кусок шелкового материала. Они с женой решили воспитывать детей, но для того, чтобы скрыть звезды на лбу, они повязали льняные ленты. Когда старый рыбак и его жена умерла, они оставили детям все, что имели.

Дворецкий чувствовал себя очень тревожно, когда граф вернулся с войны, ничего не зная о том, что произошло на самом деле. Дворецкий услышал сплетни о каких-то чудесных детей в деревне, которые всегда носили льняные повязки на голове, и решил, что это могут быть те дети, которых он должен был убить. Поэтому он нанял дьявольскую ведьму, способную совершать любые преступления, при условии, что ей хорошо заплатят, и приказал ей убить детей. Ведьма пошла, чтобы увидеть девочку, когда мальчик вышел, и спросила где ее брат. Девочка ответила, что он вышел. Ведьма тогда обратила внимание на ее прекрасный дом. Ребенок спросил не хотела бы она посмотреть его, и ведьма сказала, что хочет. Она огляделась вокруг и сказала, что все это было очень красиво, но здесь не хватает фонтана с серебряной водой, и если ее брат хотел бы иметь его, то он должен просто пойти и забрать его. Ему нужно только пойти к роднику с небольшим кувшином и принести немного серебряной воды, и если он затем выльет ее во дворе, они получат серебряный фонтан.

Затем старуха ушла, и когда брат вернулся, его маленькая сестра сказала ему, что она хочет фонтан с серебряной водой. Мальчик сказал, что это чепуха, что он им не нужен и он не пойдёт за ним. Но девочка плакала и так сильно просила его об этом, что он, наконец, решился, взял кувшин и намеревался найти серебряную воду. Когда он пошел в направлении, указанном ведьмой, то встретил старика, который спросил его, кто ненавидел его настолько, чтобы отправить его туда? Мальчик ответил, что старуха рассказала его сестре, что он должен пойти и принести серебряную воду, и именно поэтому он и пришел. Старик сказал, что это всё это правда о серебряной воде, но нужно преодолеть много опасностей, что получить эту воду, так как она хорошо охраняется львом.

Поэтому перед тем, как подойти ко льву, мальчик должен очень внимательно следить за ним: ибо, когда у него глаза закрыты, мальчик не должен приближаться к нему; но когда его глаза открыты, то он спит, и мальчик может получить воду и убежать. Но он должен быть очень быстрым, потому что лев спит очень поверхностно.

Мальчик пошел, и как только лев открыл свои глаза, он быстро заполнил свой кувшин с водой. Когда он вылил ее во дворе, полилась красивая струя серебряной воды, и дети были в восторге.

На следующий день снова явилась старая ведьма и спросила у девочки, куда ходил её брат. Она ответила, что его нет дома, но ведьма должна прийти и посмотреть на их красивый фонтан. Старуха вошла и прикусила губу от ярости, когда всё увидела. Затем она сказала, что все это было очень чудесно, но есть еще дуб с серебряными желудями, а плюска[2] у них из золота, и это то, чего им не хватает, и брат девочки должен принести веточку этого дуба, которую можно найти там-то и там-то и посадить его во дворе, и все станет прекрасно.

То же самое случилось снова и девочка беспокоила брата, плача и закатывая сцены так, что он сказал: «Кто знает, что может случиться со мной, если я пойду? ». Но он, наконец, пошел к дубу. Опять старик встречает его и говорит, что он находится на пути к своему собственному разрушению и спрашивает его, что он делает. Мальчик рассказывает ему всю историю, и старик говорит, что он должен взять лошадь и поехать к дубу; но прежде, чем слезть с неё, он должен посмотреть на змею, которая охраняет дуб и которая, когда она прячет голову, спит, так что мальчик может быстро схватить веточку и убежать. Мальчик так и поступает: находит змею, которая прячет свою голову, берёт веточку и убегает, приходит домой и сажает её во дворе, где сразу же появляется красивый дуб.

Когда снова приходит старая ведьма, она в гневе кусает губы от того, что дважды уже они избежали смерти, и теперь она рассказывает девушке, что все действительно идеально, за исключением того, что они должны заполучить красивого попугая, который фантастически ценный и любой, кто поймает его, будет богат на всю жизнь и всегда будет счастливым, и что девочка должна отправить своего брата за ним. Когда брат приходит домой, девочка снова начинает приставать к нему со словами, что она хочет белого попугая. Мальчик говорит, что ее капризы будут стоить ему очень дорого, но она говорит, что это будет в последний раз. Мальчик соглашается, а затем уходит, чтобы найти белого попугая.

По дороге старик встречает его и говорит, что если он идет в этом направлении, он придет к красивому саду, с большим количеством птиц на деревьях, но он не должен приближаться ни к одной из них, и что через некоторое время красивый белый попугай прилетит и сядет на круглом камне, который будет вращаться вокруг своей собственной оси, и попугай скажет: «Никто не хочет меня поймать? Есть ли там кто-то, кто схватит меня? Если я никому не нравлюсь, то оставьте меня в покое». Он повернётся по кругу несколько раз, пока не устает, а затем положит свою голову под крыло, и тогда его можно схватить, но мальчик должен быть очень, очень осторожным, чтобы не прикоснуться к попугаю за миг до этого момента, он должен ждать, пока он крепко не заснёт под своим крылом. В противном случае, если он выберет момент слишком рано, попугай посмотрим и мальчик окаменеет. Там он найдет много людей, которых постигла эта судьба.

Мальчик идет и находит все так, как описал старик: круглый камень со множеством окаменевших людей вокруг него. Через некоторое время появляется белый попугай, он ещё более красив, чем можно было себе представить. Он сидит на круглом камне и спрашивает: " Никто не хочет поймать меня? Есть ли кто-то, кто схватит меня? Если я никому не нравлюсь, то они должны оставить меня в покое». А потом кладет свою голову под крыло. Мальчик страшно боится прикасаясь к нему, но он был немного нетерпелив и прикоснулся к попугаю на секунду раньше, чем нужно. Попугай это заметил и улетел, а мальчик превратился в камень.

Когда девочка видит, что мальчик не возвращается, она начинает бояться, что с ним что-то случилось, и винит в этом себя. Когда старая ведьма приходит на следующий день, девочка начинает плакать. Но старуха скрывает свою радость и говорит, беспокоиться не о чем, мальчик скоро вернется, он только что был в восторге от всех прекрасных вещей, которые он увидел в саду, поэтому он забыл на некоторое время, что надо идти домой. И что самое лучшее, что девочка может сделать, это пойти и посмотреть, что случилось. Может быть, он забыл дорогу. Так старая ведьма уговаривает девочку пойти и посмотреть что случилось с ее братом.

Она идёт то же дорогой, куда шёл её брат, тоже встречает старика, который спрашивает, кто ненавидит ее так сильно, чтобы отправить ее туда. Девочка рассказывает ему, что она ищет своего брата, который был отправлен на поиски белого попугая, но так и не вернулся. Старик говорит ей, что ее брат был превращен в камень, потому что он не послушался. Она не должна грустить, потому что она может спасти брата, но она должна делать то, что он ей велит, и рассказывает ей то же самое, что он говорил брату. Она должна быть действительно очень осторожна, чтобы не начинать ловить попугая слишком рано, а нужно ждать, пока он уснёт, а затем сильно хватать его. Она идет и ждет, пока попугай не заснёт, а затем ловит его, и в этот момент все каменные статуи начинают снова возвращаться к жизни: ее маленький брат и много людей, среди которых был также их отец (граф), ибо он на какое-то время пытался получить попугая и окаменел.

Все они в восторге от маленькой сестры, которая всех освободила, и дети приглашают всех на большой званый обед, на котором брат объясняет, что они не знают, кто их родители, но что они были найдены рыбаком в стеклянной капсуле. Тогда граф хочет видеть кусок шёлка, в который они были завернуты, и когда он смотрит на него, то видит, что на шёлке вышит его собственный герб, и у него появляется подозрение, что это могут быть его дети, он уже не может есть и сидит, уставившись на свою тарелку.

И вдруг попугай, который всегда сидел на плече маленькой девочки, говорит графу, что тот очень задумчивый и что, если он хочет знать правду о вещах, над которыми размышляет, то он должен освободить свою жену из тюрьмы и она расскажет ему, кто эти дети.

Граф едет домой, вызволяет графиню из тюрьмы, она рассказывает о том, что случилось и о том, что граф сможет распознавать своих детей по звездам на лбу. Графиня признает детей, как только их видит, снимает повязки с их голов, и показывает их графу. Тогда граф убеждается в злодеянии дворецкого и говорит, что он должен быть убит, но старая ведьма, которая слышала всё, что происходит, убегает, прежде чем они могут ее найти. После этого граф и графиня жили счастливо со своими детьми и никогда не расставались с белым попугаем.

Прежде чем начать интерпретацию, всегда хорошо подсчитать фигуры истории. В начале этой сказки присутствует чётвёрка, состоящая из графа, графини и двух детей; но эта группа распадается на части из-за интриг дворецкого, который впоследствии ассоциируется с ведьмой. По какой-то причине его что-то сдерживает и он не убивает детей, а бросает их в воду, а потом нанимает ведьму, чтобы убить их. Таким образом, дети были удалены, а графиню сажают в тюрьму. Тогда звездных детей, после того, как их бросили в воду, забирает старый рыбак и его жена. Ситуация такова, что при дворе осталось только три человека: граф, дворецкий, и ведьма на заднем плане, в то время как в бессознательном присутствует новая четвёрка: звездные дети, рыбак и его жена. Двое последних позже умирают.

Видно, однако, что всегда есть тенденция построить четвёрку вокруг двух фигур детей, которые, похоже, стремятся привлечь полноту. В первом случае, дворецкий на заднем плане, но позже он нанимает ведьму, которая является действующей фигурой и выполняет действия разделения. Затем появляется белый попугай, абсолютно новая фигура, и она воссоединяется оригинальную четвёрку. Таким образом, в конце мы снова видим: граф, графиня и звёздные дети, но теперь они сосредоточены вокруг попугая, и об этом специально указано в последнем предложении этой истории, что они никогда не отделялись от него. Это, похоже, гарантирует то, что на этот раз четвёрка не будет снова разделена, и в дальнейшем будет доказано амплификацией попугая, который всё знает.

Таким образом, мы можем быть уверены, что эта последняя четвёрка представляет собой твердую группу из четырех человек, потому что дух истины и всезнание, персонифицированный в попугае, может их защитить. Дворецкий уничтожен, и ведьма ждет возможностей творить зло в других местах, но больше не собирается делать его здесь. Во всяком случае, она была нанята, а это значит, что сама она не была действительно заинтересована в разрушении этой семьи, а делала это за деньги, в то время как дворецкий имел эмоциональный мотив для своей разрушительной деятельности.

Так что можно увидеть движение законченной конфигурации четырех фигур, разрушенных, восстановленных в бессознательном, вновь разрушенных, а затем снова восстановленных в сознательной человеческой области.

Сначала взглянем на эту историю с рациональной точки зрения. Сказка - литературная композиция, первая часть рассказывает о женщине, которая рожает детей, в то время как ее муж в отъезде, а затем её кто-то оклеветал, и её муж пишет, что она должна быть уничтожена и отправлена в тюрьму, и так далее. Первую тему можно найти в бесчисленных европейских сказках. Оно происходит от средневековых легенд, где подобным образом порочили святых женщин. В большинстве средневековых сюжетов невинную женщину, которая рождает чудесных детей, как правило, преследуют и сажают в тюрьму, или напрямую при помощи ведьмы или другой злой женской фигуры, в то время как здесь есть это странное усложнение - сначала появляется дворецкий, который затем заменяется на ведьму.

Мотив попугая, который говорит правду, и является своего рода духом истины, не европейский, он мигрировал в Испанию из Индии, а в нашу сказку из персидской коллекции, это будет обсуждаться позже.

Мотив серебра и золотого дуба приходят из алхимических источников и в эту сказку попали, должно быть, из некой алхимической притчи, вероятно, из притчи XVI века Бернарда Тревизана; но это предположение, и может из другого источника, так как это очень распространенный алхимический мотив. Испания является одной из стран, в которую алхимия была принесена арабами еще в девятом или десятом веках. Некоторые из самых ранних арабских трактатов по алхимии были переведены на латинский язык в Испании.

В этом случае, можно более или менее найти элементы, из которых была построена эта сказка. Но вы увидите, что если мы будем интерпретировать её как если бы это был сон или символический рассказ, она станет понятной и получит полный смысл, несмотря на то, состоит из переплетений различных элементов. Это то, что всегда создает много споров по поводу сказок, потому что у историков литературы всегда есть ощущение, что если они доказали, что одна часть приходит из одной страны или еще откуда-то еще, что тогда это не оригинальная сказка, а собрание историй без особого смысла. Тем не менее, я надеюсь, чтобы смогу показать, что даже сказки, созданные из различных известных элементов, до сих пор передают значение, которое специфически балансирует и компенсирует сознательную установку в стране, о которой идёт речь. Поэтому в том факте, что мотивы перемещаются и что такая сказка – это бессознательный продукт, который компенсирует конкретную сознательную ситуацию, в конечном счете нет никакого противоречия. Но сначала станет понятнее, если мы просто проинтерпретируем эту сказку.

Действие начинается не со двора короля, как это обычно бывает, а с замка графа. В сказках, как правило, основные события происходят в низших слоях населения c бедными людьми, с солдатами, которые дезертировали, или с калеками или людьми, которым нечего есть и нищета которых заставляет укрываться в лесу. Либо же это люди, как герои этой сказки, принадлежат к королевской крови: бароны или графы, то есть люди из высших слоёв населения.

Король, как правило, представляет собой доминирующую установку коллективного сознания. Он символизирует центральное содержимое коллективного сознания и, так как этот элемент имеет жизненно важное значение для культурной установки и человеческой группы или нации, оно, естественно, постоянно подвергается трансформирующему влиянию коллективного бессознательного.

Богатый граф будет не совсем тем же самым, потому что он не так представляет доминирующую установку, можно сказать, что он является лишь одним из возможных вариантов. В общем он представляют собой не столько центральное доминирующее сознательное отношение группы, а скорее общую модель или стиль «хорошего поведения». В стране, где есть аристократический уклад общества, простые люди смотрят на графов как на людей, которые должны служить в качестве модели поведения - модель, на которую они могут ориентироваться. В Англии идеал джентльмена должен поддерживаться теми, кто претендует на эту роль.

В Испании есть испанский гранд[3] со всеми его суетливых правилами поведения по отношению к женщинам, чести и так далее, которые образуют своего рода национальную идею дворянина, модель поведения: Дон Кихот, например. Граф, таким образом, представляет собой такой идеал, но он делает что-то совершенно необычное; он не вступает брак ради денег или пополнения запасов золота, как это принято, он женится не на богатой американке, а на бедной деревенской девушке.

Так граф доказывает, что способен следовать индивидуальному чувству, а не только действовать из социальных и общепринятых соображений. Он следует велению сердца, а не коллективным правилам. Вот, наверное, почему он вознаграждается, получая этих чудесных звездных детей, и наверное поэтому же он не выброшен из конечной четвёрки, он по-прежнему там со своей женой и двумя детьми. Это показывает, что графу не нужно обновление или отстранение, как старому королю, в нём нет ничего неправильного, в отличие от многих сказок, где старый король в конце рассказа удаляется, свергается и заменяется сыном. Здесь центральная установка верна, и поэтому она в итоге не изменилась, что, вероятно, связано с тем, что этот граф обычный человек, он имеет правильные и нормальные человеческие и чувственные отношения с феминным принципом.

Далее где-то начинается война, которая разделяет графа со своей семьёй, и приносит дворецкого. Но здесь мы должны задаться вопросом что же было неправильным в этой первой расстановке семьи, потому что у этого графа должен быть, по крайней мере, плохо развит инстинкт, так как он доверил дворецкому жену и всё остальное, пока он в отъезде. Должно быть, ему не хватало некоторых общих человеческих суждений, психологически мы знаем, что это люди, которые не знают достаточно о своей собственной тени и темной стороне, которые, скорее всего, становятся жертвами влияния зла.

Если человек знает обо всех злых возможностях внутри себя, то он развивает что-то вроде ясновидения или особого нюха на такие вещи в других людях. Ревнивая женщина, которая осознала свою собственную ревность, всегда будет распознавать ревность в глазах другой женщины. Таким образом, единственным способом не ходить по миру невинным хорошо воспитанным дураком, оберегаемым отцом и матерью от зла, вранья, обманов и воровства в этом мире, является спуск в глубины собственного зла, который позволит развить инстинктивное распознавание соответствующих элементов в других людях.

Таким образом, в начале об этом совершенном графе мы могли бы сказать, что он, конечно, невинный дурак, во-первых, потому что у него есть такой дворецкий и, во-вторых, потому что когда дворецкий клевещет на жену, то граф ему верит. Он даже не думает написать жене о том, что услышал ужасные вещи о ней и спросить что она думает об этом, нет, он сразу же попадает в капкан. Так что можно сказать, что он кажется благородным джентльменом, образцовой фигурой социального и культурного поведения человека, с которым все было бы в порядке, за исключение удивительного отсутствия инстинктивного осознания истинной ситуации. Вот почему в конце он в безопасности благодаря тому, что теперь у него есть попугай, который владеет всеми знаниями, которых ему не достаёт.

Так что, если вы посмотрите на то, что происходит, то увидите, что все в порядке, за исключением того, что люди не находятся в контакте с реальностью и не знают о том, что происходит. Они дураки, отдалившиеся от мира и в конце концов они получают весьма демоническое и сомнительное язвительное существо, которое не так красиво, как можно было бы подумать по его белым перьям, но теперь этот попугай спасёт их от неприятностей. Его интеграция имеет важное значение, и вся история движется к этой цели.

Христос, как вы знаете, наставлял своих учеников быть столь же мудрыми, как змии, и это, как правило, забывают: как говорят англичане, всякий день льет дождь на праведного и неправедного, но по большей части на праведного, ибо грешник забирает зонтик у праведника!

Если вы думаете об испанской цивилизации, и факт, что Испания подарила миру Дон Кихота и знаменитую историю о нем, то вы поймете, что эта проблема совершенного, невинной кавалера, который не в ладах с реальностью – это настоящая испанская проблема, по крайней мере, проблема испанской аристократии.

Дворецкий, возможно, не совсем такой плохой и дьявольский, как кажется в начале, потому что он влюбляется в очень красивую графиню, которая очень человечна, даже слишком. Но потом страсть захватывает его и все его злые дела проистекают из этого первого неверного шага, который он совершает, когда влюбляется и пытается соблазнить графиню, и все они рождаются из его ярости из-за отказа. Непосредственно он не является убийцей, как мы увидим в дальнейшем. Он не посмел сам убить детей. Он медленно затягивается в свои злые дела. Во-первых, он захвачен чувственной страстью, которая, всё больше и больше, тянет его на темную сторону. У него есть страстная натура, которая приводит ко всем видам трудностям. Это тоже, как мы знаем, является проблемой в более южных латинских странах Европы, где чувственная страсть очень сильна и может очень легко смести сознательные идеалы поведения человека. Неинтегрированная тень сексуального влечения овладевает мужчиной, что открывает окно к темному влиянию темной стороны архетипа матери.

Мы знаем, что во всех странах Южной Европы архетип Великой Матери сегодня даже гораздо более жив, чем в нашей стране, и играет большую роль в современной культуре и бессознательном современных людей, живущих в этих странах. Она всё ещё доминирует, потому что она была доминирующим архетипом средиземноморских цивилизаций задолго до христианства. В цивилизациях с более матриархальном оттенком животная импульсивность мужчин культивировалась больше, чем в патриархальных обществах.

В большинстве патриархальных обществах, в которых, как правило, присутствует идеал верности и духовной цели, имеют инициации и правила, которые имеют тенденцию к приручать животных и сексуальных импульсов мужчины по средством военной самодисциплины, потому что эти импульсы противостоят духовному порядка и военной организации и все те эти учреждения задуманы мужским Логосом. В цивилизациях, где в большей степени преобладает женский элемент, идеал военное самодисциплины, как правило, менее выражен, и, следовательно, он меньше подавляется. Но это становится проблемой, потому что он создает своего рода неприятности, которые мы имеем в этой сказке, и которые, к примеру, показывают, почему испанцы - последние люди в Европе, которым еще нужна коррида для символического выражения преодоления сексуальной импульсивности при помощи самодисциплины.

Как однажды объяснил К. Г. Юнг, нам, живущим в Северной Европе, больше не нужна коррида. Скорее наоборот, наш человек должен оживлять быков на хороших травянистых лугах, очень тщательно их кормить и быть очень добрым к ним, потому что мы живем, как Юнг однажды насмешливо сказал, в эпоху мягких кресел, когда мужчина слишком ленив, чтобы даже сыграть на гитаре под окном у девушки! Но в Испании коррида не была отменена, и кажется, что большое символическое достижение в искусстве самодисциплины, в которой нуждается тореадор для победы над быком, всё ещё имеет смысл. На юге Франции быков уже не убивают, хотя там до сих пор есть корриды. В Испании практика, кажется, становится шаткой; не вполне понятно будет ли продолжаться подобная практика и дальше или нет. Кажется, ситуация достигла такого состояния, что она больше не имеет никакого символического значения, и к тому же все другие критические замечания, что это неприятное кровавое дело, превалируют над энтузиазмом в пользу символических действий, которые до сих пор, кажется, увлекали людей.

В этой сказке мы видим, как до сих всё ещё жива эта проблема в Испании, потому что дворецкий вдруг влюбляется в графиню, и в порыве чувств начинает творить всякие злые дела, из-за того, что она его отвергла. Характерно, что он впадает в красивую теневую проекцию, а именно в ту, что графиня связалась с негром и родила цветных детей. Негр – типичный символ, на который обычно проецируется тёмная сторона. Дворецкий придумывает негра, который никогда не существовал, чтобы свалить всю вину на него. Появление теневой фигуры, представленной негром, характерно для испанских сказок из-за сильного вторжения арабских и мавританских цивилизаций в средних веках, и теперь с испанцы, как и другие белые общества, проецируют всю свою примитивную и темную теневую сторону на этих «негров».

Граф, с своей невиновностью, а скорее глупостью, как было правильнее сказать, верит дворецкому и приказывает ему убить негра и детей, а жену посадить в тюрьму. Дворецкий не смеет убивать детей, а просто помещает их в стеклянный ящик и бросает его в реку. Начиная с рассказов Саргона, Моисея и Рамзеса III, этот миф о чудесном ребенке, которого не убивают, а сажают в стеклянный или деревянный ящик и бросают в реку, был пересказан в бесчисленных историях по всему миру. Подумайте о мифе о Персее, например, и бесчисленных сказках, например, «Три золотых волоска дьявола» в сказках братьев Гримм. Обстоятельную коллекцию этого мотива можно найти в книге Джозефа Кэмпбелла «Герой с тысячью лицами»[4], где вы найдете много параллелей с этой историей. Детей иногда бросали в корзину, стеклянный ящик или гроб, или просто в воду. Они бросались на произвол стихии.

Психологически, интересно посмотреть, как те люди, которые собираются избавиться от детей, действуют весьма странным, мы бы сказали невротическим, двойным путём – с одной стороны, они стремятся убить, с другой - спасти. Их левая рука не знает, чем занята их правая рука, и действует лучше, чем намеревалась правая. Как будто они не могут решиться на убийство детей, от которых они на самом деле хотят избавиться.

Убийство психологически соответствует полному подавлению. Очень часто во сне людям снится убийство человека или животного; или бывают такие страшные мотивы сновидений, которые я думаю у всех в какой-то момент бывали, когда оживает мертвец, или труп вдруг открывает глаза и начинает двигаться, и так далее. Можно предположить, что это содержание, характеризуемое как мёртвое, было вытеснено из сознательной области личности и поля осознанности, как мертвец из своей жизни. Можно было бы назвать его полностью подавленным, в том смысле, что оно даже не обнаруживает себя напрямую через невротические симптомы или что-либо в области сознания. Все цивилизации, как вы знаете, боятся призраков, восстающих из мертвых, приведений; и поэтому призраки являются из наиболее распространенным психологическим мотивом, и эти совершенно подавленные факторы иногда возвращаются из своих могил и снова беспокоят людей.

Дворецкому не удается выполнить свой план. Он кладёт детей в стеклянный ящик, но есть еще одна странная вещь: почему бы не положить их в деревянный ящик, который было бы дешевле и проще достать? И было бы гораздо меньше опасности, что детей выловят. Но, естественно, если он кладёт их в стеклянный ящик, то с расстояния двадцати ярдов любой сможет увидеть, что там дети, он на самом деле как бы приглашает кого-то спасти их. Так что опять этот странный вид двойного действия: он и хочет убить детей и не совсем хочет это сделать. Он помещает их в стеклянный ящик, чтобы можно было посмотреть, что там. Вы видите, что он не полностью злой, ибо своей левой рукой он играет против самого себя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.