Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мария Луиза Фон Франц 2 страница



Стеклянный ящик представляет собой типичный сказочный мотив. Вы знаете об одном известном из них, а именно, о Белоснежке, которая лежит в стеклянном гробу, куда её кладут гномы. Таким образом, мы должны задумать почему здесь говорится о стеклянном ящике, тем более, что мы можем предположить, что эта история вероятно произошла примерно в пятнадцатом или шестнадцатом веке, когда стекло было еще очень редким и ценным.

В некоторых алхимических текстах, стекло сравнивали с чудесным веществом. Оно было «нематериальным», потому что через него можно видеть, как будто оно не состоит из материи, и оно похоже на кристалл, он был символом «духовной материи». Но стекло имеет также большое преимущество, что оно может изолировать и держать тепло внутри. Таким образом, химики и алхимики приписывали самые чудесные качества стеклу, и оно по-прежнему является одним из лучших теплоизоляционных материалов, именно поэтому оно так полезно нам. Но стекло изолирует вас от некоторой животной активности; оно отделяет вас от чего-то, что может дать вам тепло, вы не можете контактировать через него, в смысле прикосновения, но можете видеть сквозь него. Мысленно вы не изолированы. Вы можете смотреть на все через стекло практически нетронутыми, потому что вы можете видеть так, как если бы его не было.

Итак, стекло представляет собой материал, который не интеллектуально отсекает от каких-то вещей, а он отсекает животный контакт. Именно поэтому он часто используется людьми, когда они чувствуют себя эмоционально отрезанными от своего окружения. Люди очень часто говорят: «У меня ощущение, как будто между нами была стеклянная стена» или «между мной и моим окружением». Это означает, что: «Я прекрасно вижу что происходит, я могу говорить с людьми, но физический и чувственный контакт, теплота, отрезаны этой стеклянной стеной» – это часто можно услышать от людей, которые ходят так, как будто вокруг них стеклянная стена: вы не можете приблизиться к ним. Вы можете вступить с ними в интеллектуальную дискуссию, но вы не можете представить себе действительно тёплого контакта, ибо вырастает стеклянная стена.

Вот эти дети попадают в ситуацию изоляции от контакта с человеческой областью, и их бросили в воду. Быть брошенным в воду означает отдаться Судьбе – вас может унести куда угодно, унести и разрушить или унести и спасти; вы полностью в руках потока жизни. Здесь опять-таки странное отношение дворецкого, ибо он мог бы похоронить их в стеклянном ящике! Но как Пилат, он умывает руки! Он говорит: «Хорошо, я брошу их в воду, и затем не несу больше ответственности за то, что с ними случится». Естественно, поток жизни, который поддерживает детей, спасает их и передаёт в надёжные руки.

До сих пор мы интерпретированы эту историю, не обсуждая, что означают дети. Легче понять, что эта за фигуры, если пристальнее посмотреть на их роль во всей сказке. Теперь сам факт того, что детей бросают в воду в стеклянном ящике, помещает их в параллель со всем множеством мифологических и религиозных героев разных цивилизаций. Хотя в первой части истории они не совершают разных героических подвигов, мы можем предположить, что они должны представлять что-то общее с героями других мифов, рожденных таким же удивительным образом и брошенных на произвол судьбы похожим образом.

Кроме того, дети несут звезду на лбу, это еще один типичный признак героя. Большинство из них или многие мифологические герои с рождения имеют особые отметки, которые показывают, что они будут носителями конкретной и необычной судьбы. У некоторых луна на лбу, или скрытый знак где-нибудь на теле, или у них даже есть изъян, как, например, у Эдипа, или же они могут иметь лёгкий дефект, который отмечает их как необычную фигурой. Если мы остановимся на мотиве звезды, то можем сказать, что она всегда указывает на очень особую или избранную индивидуальной судьбу. Например, швейцарский святой Никлаус из Флюэ, согласно легенде, увидел звезду, когда ещё находился в утробе матери, и в дальнейшей жизни он всегда говорил о ней, о том, что он знал, что должен пролить свет на темноту своей эпохи. Он очень хорошо понял своё видение.

В Египте царь, а в более поздние времена и обычные люди, имел разные души. Одной из них была душа Ка, которая является скорее унаследованной жизнеспособность, половой потенцией и интеллектом. Другая, душа Ба - бессмертная часть, предсознательная индивидуальность, а также то, что выживает после смерти. В иероглифах Ба представлена ​ ​ либо знаком птицы, либо звезды. Так что здесь снова звезда представляет собой бессмертное ядро ​ ​ личности и конкретного индивида. Как отмечает Герман Якобсон в своем комментарии по обсуждению «Спора разочарованного со своей Ба»[5], душа Ба не совсем совпадает с тем, что мы сейчас называем Самостью, потому что она содержит много элементов, которые мы приписываем сознательной личности. Это связано с тем, что если мы вернемся на четыре тысячи лет назад (что нам нужно сделать, чтобы понять это письмо), мы увидим, что многие вещи, которые мы относим к свойствам эго-личности и нашему эго-сознанию, в то время были частью того, что мы называем Самостью.

В римские времена, у каждого римлянина был гений, а у каждой римлянки - юнона, своего рода защитный демон. Гений был представлен в виде блестящего танцующего юноши с рогом изобилия, наполненный фруктами, и каждый римлянин в день своего рождения совершал жертвоприношения для своего собственного благополучия. Гений было тем, что заставило вас чувствовать себя хорошо, здоровым и способным выпить много алкоголя, не пьянея. Он делал мужчину сильным и полным жизни, также он давал блестящие и просто хорошие идеи. Если, например, вы были в затруднительном положении, и вдруг вам пришла в голову мысль как из него выйти, вы бы поздравляли за столь прекрасную идею не себя, как это мы обычно делаем, а своего гения за то, что вложил зерно хорошей идеи вам в голову. В более поздние времена гений человека также называли «звездой».

Можно увидеть, что во времена Римской империи многое из того, что мы теперь относим к сознательной личности, было связано с ядром бессознательного. Наше эго всё больше эволюционировало и ассимилировало многие элементы, которые в прежние времена ощущалось автономной частью их бессознательного личности. Поэтому мы всегда должны быть очень осторожны, чтобы не применять такие термины, как Эго, Самость и др., бесцеремонно и без оглядки на исторический материал. Мы должны всегда помнить, что тогда ситуация была совершенно иная. Мы не можем просто применять наши понятия к тем временам, но только cum grano salis[6] и с некоторыми ограничениями и дополнениями. Поэтому можно сказать, что звезда или душа Ба, которая в Египте представляется в виде звезды, представляет собой то, что мы называем Самостью, а также часть того, что мы сейчас называем сознательной индивидуальностью человека.

В средние века символ звезды олицетворял выдающихся личностей. Христоса, например, называли утренней звездой даже чаще, чем Солнцем, но и высших церковных деятелей называли звёздами, которые окружают Солнце (Христос). Во многих текстах звезда интерпретируется таким образом, показывая, что старая египетская идея выдающийся и ведущей личности до сих пор сохранились в новой культурной форме. Как известно, римские императоры превращались в звезды, когда умерли, и когда это случалось, все римские астрономы искали на небесах новую звезду, которая бы представляла звёздную душу императора, в тот момент, когда он покинул землю.

Звезда имеет еще одно странное качество. В астрологии созвездия звезд (ни одна звезда, а созвездия) использовались для определения сущности личности. Гороскоп является расстановкой звезд в определенном положении, и поэтому появилась мысль считывать особенности характера личности.

Этот способ мышления можно найти также в Китае, где на время и место, или точку в пространственно-временном континууме, появления человека смотрели как на выражение индивидуальной сущности личности. Был известный китайский мудрец, о рождении которого было две легенды. Этот герой родился в определенной известной семье, и были собраны все прорицатели, чтобы выяснить, какой предок переродился в нем. Согласно одной истории, один предсказатель назвал предка, и все знали, что это верно. Было предписано, что он должен носить номер 8, что зайцы, а не куры всегда должны проноситься ему в жертву и т. д. Был целый этикет, связанный с этим специальным номером. Согласно другой, совершенно параллельной истории, предсказатель не нашёл номер и имя, но нашёл точное место в пространственно-временном континууме, в котором родился индивид, и это также выражает его бытие. От этого зависел весь этикет рождения, его имя и все остальное. Таким образом, мысль китайцев состоит в том, что тот момент, когда человек входит в этот мир, является символом его сути.

Юнг пытался проиллюстрировать это, говоря, что если мы на самом деле являемся ценителями вина, то мы можем его попробовать и сказать, «1952 год, собрано у северного или южного склона в таком-то месте». Но не только вино несет качество времени и места своего появления; мы тоже, так сказать, несём что-то, что частично выражает наше существование, и поэтому на звезды смотрели как на показатели временных и пространственных конфигураций, они также являются показатели индивидуальной сущности человека. Невозможно отделить эту идею особенного человека, который объявляется звездой или просто как-то помечен, от астрологической мысли, которая, естественно, преобладала в те прежние времена. То же самое можно сказать и о Вифлеемской звезде.

Двое детей в нашей сказке обозначены как нечто сверхъестественное. В своей статье «Divine Child» («Божественное дитя»)4 Юнг показал, что мифологический детский мотив является символом Самоти (Self), то есть одним из множества символов, иллюстрирующих мистическое, божественное ядро человеческого бытия. Но здесь важно подчеркнуть специфическую природу символа Самости, потому что, как Вы знаете, золотой шар-сфера, звезда, дерево или объект круглой формы также являются символами Самости. По причине такого многообразия символизма я всегда считаю необходимым задаться вопросом: что означает символизация Самости именно ребенком, а не неодушевленным предметом, помогающим животным или же чем либо иным? Почему именно ребенок? Почему бессознательное выбрало этот конкретный символ?

Символ ребенка подразумевает элемент молодости. Будущее щедро простирается перед юной жизнью, которая в точке исходной ситуации содержит всю полноту возможных вариантов своего развития. Ребенок все еще обладает духом искренности, который мы склонны терять под влиянием системы образования. Он все еще говорит: «Бабушка, ты старая, когда ты умрёшь? » и подобные неуместные фразы, а следовательно, спонтанно и искренне выражает свою личность, тем самым иллюстрируя пословицу о том, что дети и дураки говорят правду. Они такие, как есть, абсолютно подлинные, по крайне мере до тех пор, пока достаточно юны, и поэтому внутри взрослого символ ребенка указывает на эту загадочную способность быть самим собой, которую каждый иногда осознает, но никто никогда не знает, хороша она или плоха.

Каждый из нас легко вспомнит неловкие ситуации, когда абсолютно неуместные фразы назойливо вертелись на языке, и Вы и сами не знали проявляется ли enfant terrible, Тень, желая усугубить ситуацию, и следует приложить все усилия и проглотить их, или же следует все выложить как есть! В такой ситуации Вы можете только рискнуть и выложить, что думаете, возможно, это спасет ситуацию и все станет на свои места. В лучшем случае, вздрогнув от страха, Вы обнаруживаете, что сказанные слова стали освобождающей истинной, уравновесившей ситуацию. Вы только можете добавить, что сами не знаете, как так получилось, слова просто родились внутри Вас. Но ужас ситуации в том, что символ ребенка олицетворят не только способность Самости попадать в точку, ибо наивная истина правит все, но может быть и инфантильной Тенью, и Вы никогда не знаете, кто же из них рвется к рулю: enfant terrible или же Самость. Вы всегда оказываетесь в этой неприятной ситуации неопределенности, когда символ или архетип Ребенка поднимается в Вас и хочет вмешаться в ситуацию.

В известном дзен-коане рассказывается о том, как в буддистском монастыре монахи поссорились из-за кошки. Две группы монахов претендовали на одну кошку. Они были совершенно вне себя и вместо медитации и постижения «Ума Будды» лишь спорили о том, кому же достанется кошка. Настоятель решил остановить бесчинство и собрал всех монахов. В одну руку он взял кошку, в другую – меч, и сказал, чтобы кто-то должен сказать или сделать что-то, чтобы спасти кошку, иначе он ее убьет. Никто ничего не сделал, так что настоятель просто убил животное. Позже его любимый ученик, который в это время был в деревне, вернулся, и настоятель спросил его, чтобы он сделал и ученик снял сандали и положил их себе на голову. Настоятель воскликнул: «Ты бы спас кошку! ».

Это один из множества буддистских коанов смысл которых состоит в экспрессивном действии детской Самости. Это подлинна спонтанность, способность поступать правильно. На западный манер, с символической точки зрения, его смысл очень прост. Обувь олицетворяет точку зрения: можно просто изменить свою точку зрения о значимости кошки и она больше не являлась бы проблемой: вы отказываетесь от требований своего Эго. Если все монахи отказались бы от требования своего Эго, кошка больше бы не была проблемой. Только в «иллюзорном уме» индивидуального Эго владение кошкой было бы реальным, поэтому для ее спасения достаточно было лишь изменить точку зрения. Ученик выразил это изменение не словами, а самым непосредственным и подлинным жестом, который настоятель сразу же понял.

Ребенок – это спонтанная способность «спасать ситуацию» в человеке. Например, в ходе обсуждения Вы видите, что все идет из рук вон плохо и продвинуться может только верная идея; но чем тверже Вы стоите на позиции Эго, тем дальше заходите в тупик. Но, если вы в Дао (в китайской философии абсолютный принцип, лежащий в основе Вселенной, сочетающий в себе принципы инь и ян и обозначающий путь, или кодекс поведения, который находится в гармонии с естественным порядком), то есть в состоянии ребенка, то из ваших уст родиться верное решение.

Лоренс Ван дер Пост (Laurens van der Post) 5 в своей недавно изданной книге описывает ситуацию, участником которой он был находясь в японском концлагере. Произошел большой конфликт и ожидалось множество жестоких казней. Внезапно один из заключенных, которого ранее пытали и он был очень плох, сказал Ван дер Посту, что собирается всех спасти. Никто не знал, что он собирается сделать. Заключенных выстроили во дворе лагеря и в момент наивысшей напряженности тот заключенный вышел из строя, подпел к начальнику лагеря – что было настолько дерзко, что присутствующие оцепенели и никто не остановил его - и поцеловал его! С японской точки зрения это было невообразимое оскорбление и настолько неподобающее поведение с западной – что ошарашены были все присутствующие. Действо было прекращено, заключенных вернул в камеры. Заключенный поплатился своей жизнью, но спас многих заключенных. Японский офицер сохранил прядь волос этого заключенного в усыпальнице своих предков в дань уважения совершившему одинаково гениальный и глупый, детский и сумасбродный поступок, в критический момент спасший многих.

Это было наитием божественного ребенка. Тем, что нам никогда не понять. Глупые и гениальные поступки никогда предварительно не осмысляются. Но в abaissement du niveau mental, когда заключенный был очень болен, идея поцелуя пришла к нему из бессознательного как жест любви и примирения. Конечно же, его поступок не был понят в таком смысле и тотально не соответствовал ситуации, однако он спас жизни многих его сотоварищей.

Во многих мифах божественное дитя ходит меж львов и тигров. Львы и тигры – негативные, разрушительные эмоции. В целом, разрушительные ситуации возникают при накоплении деструктивных эмоций, когда участники не могут противостоять им. В мифах ребенок гладит львов и змей – это возможно, потому что он не попадает под действие разрушительных эмоций, ребенок все такой же подлинный и спонтанны, а следовательно может действовать во спасение. Во множестве ситуаций в реальном мире только подобное поведение поможет сохранить жизнь. Это внутри нас всех; и иногда мы очень явно чувствуем, что когда ребенок проявиться в нас мы будем спасены и найдем верный путь. Именно поэтому ребенок является символом Самости. При интерпретации сновидений всегда возникает проблема, так как ребенок всегда может выступать и символом инфантильной тени, того, что должно быть строго дисциплинированно или даже принесено в жертву.

Вернёмся же к нашей сказке: у детей есть знак звезды, что четко характеризует их как аспект Самости, а не как инфантильную часть личности или что-то детское. Поэтому нам следует рассматривать их как ядро спонтанности, способности быть живым и подлинным, обладающее спасительными, правильными идеями. Также, естественно, дети олицетворяют обновление жизни.

Дети в этой истории – брат и сестра. Божественный ребенок в сложной мифологии и алхимических текстах иногда характеризуется как гермафродит. Но в сказках мы не встретим гермафродита, так как это слишком «неправильный» персонаж. Вместо гермафродита как символа объединения противоположностей, включая противоположность маскулинного и феминного, в мифах и сказках это часто пары, маленькие брат и сестра, совместно образующую двуполую целостность Самости. Они олицетворяют целостность в феминно-маскулинном ее аспекте. Несмотря на это, мы не можем рассматривать их как два аспекта целого, потому что позже они разделяются и младшая сестра, под влиянием ведьмы, ведет себя по отношению к брату крайне агрессивно. Три раза она почти обрекает его на смерть, а в четвертый раз – спасает, самостоятельно изловив белого попугая. У девочки амбивалентное отношение к мужской фигуре, которая вначале героически делает все, о чем ее просят, но допускает глупую ошибку, вероятно, как и отец мальчика. Девочка умнее, но ближе к злу, потому и слушает наставления ведьмы.

Нам следует рассмотреть пару детей пристальнее и сказать, что вместе они олицетворяют обновление жизни, новую личность, но феминная часть ближе к темноте и принципу зла, который отвергается главенствующим способом мышления. Как мы знаем, доме графа к злу относились недостаточно серьезно, а в девочке есть часть, способная соприкоснуться с темной стороной и даже в итоге спасти ситуацию. Если бы не младшая сестра, развитие ситуации пошло бы неправильно. В этом можно увидеть общую черту христианской мифологии: змей соблазнил Еву, феминный элемент ближе к темной стороне жизни, злу и открыт к соблазнению им. Дева Мария предстает же спасающим женским символом. Во многих текстах о Деве Марии говориться, что она исправила прегрешение Евы, например, Ева впустила грех и смерть в этот мир, а Дева Мария спасла нас от смерти и греха, родив Спасителя. Поэтому, по крайней мере в нашей цивилизации, феминный элемент рассматривается одновременно как близкий к темной стороне и злу и спасающе-искупляющий. Например, Дева Мария ответственна зато, что Бог стал человеком, и это тоже можно рассматривать как его «порчу» - Бог снизошел до мира людей, но только так она могла спасти мир. Итак, феминный элемент предстает и в позитивном и в негативном смысле как более близкий к темноте, к человеческому, то есть менее духовному и абсолютному.

В Средние Века Дева Мария считалась особо расположенной к грешникам. Когда Бог слишком суров и хочет покарать их, то она покрывает грешников своим плащем и говорит: «Ох, они всего лишь мои дети». Так она защищает их от злой и мстительной стороны Бога. Мария – человек, и она может лучше понять неидеальных нас. Она способна оценить ситуацию с разных точек зрения, поэтому всегда найдет несколько слов в защиту согрешившего. Она говорит Богу: «Ну, не будь же так строг к этим антропоидам на Земле! ». Это типичное выражение идеи феминного элемента, как премиряющего божественное с человеческим, духовное и земное, доброе и злое.

Женщины осмысливают каждую отдельную ситуацию, они не рассуждают в категориях абсолютного. Если они создают правила или всецело руководствуются ими – это Анимус. Внутри женщина всегда чувствует, что правильно, а что – нет, и неважно, есть ли соответствующее правило. Это более естественная склонность. В качестве иллюстрации приведем историю Анатоля Франца (Anatole France) 6. Однажды очень близорукий праведник прибыл на остров дабы крестить местных жителей и к его великому восторгу они все спустились к нему в своих лучших одеждах – пиджаках и белых рубашках – и он подумал, что они действительно готовы креститься. Праведник был осторожен и не сошел на берег, со своей лодки и на безопасном расстоянии – вероятно, он забыл свои очки – он окрестил многих, но к сожалению, все принявшие крещение на том берегу были пингвинами! На Небесах разразился ужасный скандал, так как все крещенные наделены бессмертной душой и должны быть допущены в Рай, и теперь согласно маскулинным правилам, должно принять пингвинов! Конечно же, это противоречит правилу о том, что животные могут быть допущены в Рай на одинаковый с людьми уровень, так что же теперь делать? Бог Отец созвал всех святых и специалистов по каноническому праву, они долго спорили и в итоге решили спросить совета у Екатерины Сиенской. Она сказала: «Mais c'est bien simple, donnez-leur uneame, mais une petite! », что значит: «Все очень просто! Дайте им душу, но только маленькую! ». Это феминный способ мышления и то, как он решает нестандартные вопросы!

Давайте вернемся к нашей сказке. Обратив внимание на количество героев, мы увидим, что изначальная четверка распалась, переформатировалась и объединилась вновь. Действие в сказке также имеет четвертичный ритм. В отношении места и времени действия мы можем говорить о четырех «станциях». На первой «станции» мы встречаемся со львом и колодцем с водой жизни, находящимся во дворе, на второй – со змеей по деревом с золотыми и серебряными желудями, на третьей и четвертой – с белым попугаем, так как в начале он был причиной окаменения для мальчика, а далее – жизни и счастливого завершению ситуации для девочки. Роль белого попугая двойственна, поэтому мы считаем его два раза – дети идут к нему дважды: сначала приходит мальчик и разрушается, затем девочка все исправляет. С этого места ведьма исчезает из истории и главным фактором развития, двигателем ситуации, становиться белый попугай. Он говорит графу освободить жену из тюрьмы и узнать судьбу детей – это роль лидера, который нашептывает людям на ухо, что им делать, в результате чего восстанавливается первоначальная четверка (граф, его жена и двое детей). Действие сосредоточенно на попугае и направляется им, о чем свидетельствует последнее предложение сказки, указывающее на ее действительный итог: больше никогда они не расставались с попугаем. На этот раз четверка безопасна и не может быть разделена, как первая, потому что попугай, предстающий чем-то наподобие духом истины, будет присматривать за ними.

В этом паттерне первая четверка людей разделяется дворецким; вторая четверка людей – рыбак, его жена и двое детей – разделяться смертью, пришедшей через ведьму и дворецкого. Третья четверка состоит из животных – льва, змеи и попугая в его двойственной функции – в ней нет людей, это природная мандала, имеющая много общего с алхимическим символизмом. Можно сказать, что две человеческих четверки низвергаются вниз, пока не войдут в контакт с природной мандалой, нечеловеческой, а затем они восстанавливаться, но с включением части природного, животного духа в них. Ранее ими руководил злой теневой дух дворецкого, теперь же они ведомы белым попугаем.

Дети были брошены в воду и жили с рыбаками, то есть находились в области, не охватываемой коллективным сознанием, поскольку находились на нижнем уровне жизни, в темноте, так сказать, ближе к природе. Это фаза полной неизвестности, это скрытая тайна, о которой никто не знает, и необходимо предпринять опасное путешествие, чтобы попасть туда, а затем они возвращаться в свет коллективного сознания, принося с собой новый элемент – белого попугая.

Теперь обратимся к структурному ритму истории. Он ведет нас к ее смыслу. Он говорит нам о том, что модель идеального поведения была слишком отчуждена от природы и череда последующих событий ведет к их сближению и частичной интеграции. Я говорю о сближению и частичной интеграции, и пока что Вы должны принять это на веру, так как позже при разборе иранской и персидской сказки их модели покажут нам, что интеграция может быть гораздо более глубока.

Всегда присутствует своего рода дух действия, задающий направление развития Истории. В первой четверке он представлен тенью, злым человеком, далее – ведьмой, на последнем этапе – попугаем – таким образом, мы можем наблюдать трансформацию движущей силы. Также следует напомнить, что ведьма противодействовала мудрому старцу. Можно сказать, что в начале действующая сила была исключительно злой, далее – двойственной, содержащей в себе противодействующие позитивный и негативный аспекты: один из них подталкивает детей к гибели, второй указывает на возможность спасения. Либидо, движущая сила истории, сначала полностью негативно, затем амбивалентно, далее – позитивно. Таким образом, в нашей на первый взгляд наивной истории, есть сложный подтекст.

Конечный результат истории относительно статичен так как белый попугай очень, очень умен и является духом истины: у читателя складывается ощущение, что появись на горизонте некто, затевающий зло, попугай легко обратит преступные планы в пыль. Создается впечатление, что последняя четверка людей более безопасна, так как теперь в ней присутствует дух жизненного опыта и мудрости, которые в определенной степени могут защитить от жизненных невзгод.

В действительности, при более пристальном рассмотрении любой из счастливых финалов сказки не является окончательным. Сейчас достигнут положительный результат, но создается ощущение, что при дальнейшем развитии событий проблемы вновь замаячат на горизонте. Это как бесконечная мелодия, если она приостанавливается, то всегда ожидаешь продолжения. Это то, что заставляло восточных сказочников нанизывать жемчужины сказок одна за одной в долгую нить; это нечто бессознательное и оно не может быть реализовано полностью. Здесь уместно процитировать Гётте: «Gestaltung, Umgestaltung, der ewigen Sinnes ewige Unterhaltung», «Образование, преобразование, вечная игра вечного смысла».

Можно сказать, что устойчивую структуру мы можем обнаружить лишь у человека, ее интегрировавшего, а здесь же наличествует только ее архетипическая модель; устойчивость этой структуры видна только в сравнении с неустойчивыми. Чувство, что четверка еще может распасться, правдиво, ведь может начаться новая история! Возможно, граф, опасаясь, что его драгоценного попугая украдут, посадит его в золотую клетку, ключ от которой спрячет под подушкой у жены, но придет злой человек из леса и украдет попугая, а далее появиться герой и так далее. Если вы восточный рассказчик, то легко включитесь в ритм нового повествования.

По сути это то, чем являются сказки. В наших странах встречаться только неполные комбинации последовательностей; например, истории в которых герой ловит рыбу, русалку или девушку-птицу, и, украв у нее звериную кожу, принуждает выйти за него замуж. Далее она находит кожу или же он допускает ошибку, плохо с ней обращается или бьет, называет ее рыбой, в общем, совершает один из тех поступков, который не должен был, и она снова исчезает. Многие истории заканчиваются так, для других – это лишь начало квеста. Муж, совершивший ошибку, умирает в одиночестве, умирает от горя или же убивает себя, или остается странным до конца своей жизни или же отправляется в странствия на край земли и через восемь лет находит свою жену.

Таким образом, эти истории могут быть рассмотрены как объединения нескольких историй, не таких длинные, как индийские или восточные саги. Но тенденция состоит в том, что новый фрагмент истории просто продолжается с того места, где закончился предыдущий, как и в нашей сказке про попугая. Причиной этого является то, что глубокие слои бессознательного подобны бесконечному движению волн, поднимающихся из глубины. Рассказчик попадает в ритм этих волн и повинуется ему.

На Востоке сказочник обычно рассказывает весь день, люди садятся рядом с ним, слушают его некоторое время, оставляют немного денег и уходят. Но ленивые люди сидят рядом с рассказчиком весь день, он сочиняет бесконечную сказку, просто вплетая еще одну историю в канву повествования, вовлекаясь в определенный ритм жизни. Мы предполагаем, что волновой тип движения бессознательного, проявляющийся в снах, также имеет место и в дневное время. Мы спим не только ночью, но вероятно даже в дневное время происходит «подпольный» процесс сна, который мы не осознаем. Основой для таких предположений служат оговорки людей, внезапно упомянувших своих давних знакомых, о которых давно не вспоминали, и они говорят: «Забавно, я оговорился, упомянув Анну Ивановну» и ночью того же дня видит сон о ней. Можно предположить, что Анна Ивановна присутствовала в дневном сне, и проявилась в оговорке, сон иначе не мог выйти наружу, кроме этой lapsus linguae, до ночи. Есть люди, способные заглядывать в свои дневные сны. Это люди с развитой интуицией, которые способны вызывать у себя подобное гипнотическому состояние, и заглядывать, что же происходит в их бессознательном, но на это способны лишь немногие.

В интерпретации значения детей из нашей сказки, помеченных звездой, именно девочка привела нас к ясности. В опасный период истории, когда мальчик скован чарами ведьмы, девочке удается поймать белого попугая. На сновании этого мы можем утверждать, что дети являются не только символом Самости, двуполым символом объединения противоположностей, но в этой паре феминный элемент более позитивен, по крайней мере, в названной ситуации. Исходя из общей структуры сказки мы видим, что проблема заключалась в необходимости привнесения духа природы, это соответствует идее о том, что феминный элемент ближе к природе, и здесь он является спасительным. История Анатоля Франца важна потому, что демонстрирует способность женского ума находить решение в исключительных ситуациях, для которых отсутствуют правила, а следовательно, он ближе к природе. Юнг всегда подчеркивал, что женщины наделены естественным умом, в котором, в отличие от мужского, присутствует беспечная дерзость и сухая практичность, способные порой стать ценным подспорьем, если получится их интегрировать. Например, один из анализируемых Юнгом пациентов сказал: «Я чувствую себя более-менее хорошо, ничего особенного не происходит, но почему-то мне кажется, что со мной что-то не так, но что именно – я не знаю». Юнг сказал ему, что тоже не знает, но ему следует пойти и спросить у женщины, ибо женщины обычно видят то, что не видят мужчины.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.