|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТ БУХТЫ БАКИНСКАЯ ДО ЧЕЧЕНСКИХ ОСТРОВОВ 6 страницаГрунт на Дербентском рейде песок и ракушка. От города Дербент до мыса Буйнак (42°36, 5/N, 47°49, 0' Е). Между 40 городом Дербент и мысом Башлы (42°20, 0/N, 48°05, 8/ Е) берег низкий, лишь кое-где на нем возвышаются дюны; горы здесь отступают от береговой линии на расстояние до 10 миль. К N от мыса Башлы берег довольно высокий, местами обрывистый; особенно крутым и высоким он становится у мыса Буйнак. Горы на этом участке постепенно приближаются 45 к берегу и подходят к мысу почти вплотную. Приметными на этом берегу являются: холм Избергтау и гора Ше- рябаш; город Избербаш и расположенные в его районе буровые вышки, а также постройки рыбных промыслов. Берег приглуб; плавание в 5—6 милях от него безопасно, так как 50 надводные и подводные камни и банки лежат не далее 3, 5 мили от береговой линии. Мыс Охотничий (42°07' N, 48°18'Е) незначительно выступает от берега; он представляет собой низкую песчано-каменистую косу, которая на экране радиолокатора становится видна с 7 миль. 55 Радиомаяк Охотничий установлен на мысе Охотничий. Бухточка, открытая северному и северо-восточному ветрам, находится непосредственно к N от мыса Охотничий. Она ограничена с юга косой, образующей мыс Охотничий, а с севера каменистой грядой, отходящей от берега в восточном направлении, а затем резко поворачивающей на юг. Вблизи входа в бухточку имеются подводные камни. 5 Г ряда каменистая длиной около 28 миль тянется от параллели 42° 14' сев. шир. вдоль берега к NNW до мыса Буйнак. Гряда имеет ярко выраженный гребень; ширина ее небольшая. Над грядой образуются буруны. Южная часть гряды удалена от берега на 5—8 кбт, средняя — на 3, 5 мили, а северная примыкает к мысу Буйнак. В сред- 10 ней части гряды имеются платформы. Гряда очень опасна для плавания, поэтому здесь следует соблюдать осторожность и не подходить к берегу на расстояние менее 5 миль. Между берегом и грядой расположено много надводных и подводных камней. В 7 милях к NW от мыса Башлы в направлении NW—SE тянется 15 группа из четырех подводных камней. В 3, 5 мили к Е от холма Избергтау находится свая с глубиной над ней 1, 5 м.
Холм Избергтау конусообразный высотой 199 (171) м находится в 13, 9 мили к NW от мыса Башлы. Округлая вершина холма лишена растительности, но у его подошвы с северной стороны растут деревья. 20 Холм Избергтау становится виден на экране радиолокатора с 12 миль. Город Избербаьи расположен в 2, 5 мили к N от холма Избергтау. Днем город хорошо опознается по городским строениям и буровым вышкам, а ночью — по зареву огней над ним. В северной части города приметна телевизионная башня. 25 Эстакадывыступают в море в районе города Избербаш; они не эксплуатируются, частично разрушены и не соединяются с берегом. Бухта Изберг, открытая ветрам от SE, расположена в 3, 7 мили к NNE от холма Избергтау между берегом и каменистой грядой, простирающейся на 1, 7 мили к SE от мыса (42°35, 3' N, 47°52, 8'Е). Бухта 30 доступна для судов с осадкой-до 3 м. Юго-западный берег бухты низкий, окаймленный надводными и подводными камнями, лежащими в пределах отмели с глубинами менее 2 м. В северной части каменистой гряды, ограничивающей бухту с NE, высота надводных камней 2, 5 м; они приметны с 3—4 миль. Глубина 35 5 м подходит почти вплотную к этой гряде. Наибольшие глубины около 7—9 м расположены в юго-восточной части бухты; по направлению к вершине и юго-западному берегу бухты они постепенно уменьшаются. Грунт в бухте песок, ракушка и камень с песком. 40 В юго-восточной части бухты Изберг в 1, 4 мили к SE от мыса (42°35, 3' N, 47°52, 8/ Е) лежит банка с глубинами менее 5 м, на которой имеется подводный камень. При входе в бухту эту банку необходимо оставлять к SW. Далее к SE от банки с глубинами менее 5 м от берега выступает отмель с глубинами менее 5 м, на которой в 1, 7 мили к SE от мыса (42°35, 3' N, 47°52, 8'Е) лежит банка с глубиной 1, 8 м. При следовании в бухту Изберг суда должны обходить эту отмель с SE и NE, 5 Наставление для входа в бухту Изберг. В точке 42°32, 3' N, 47°58, 0/ Е необходимо лечь на курс 242, 9°. Этот курс ведет через каменистую гряду; справа от курса в 2, 6 кбт находится глубина 2, 6 м, а слева в 1, 8 кбт — глубина 5, 2 м. Пройдя этим курсом 1 милю, нужно лечь на курс 314, 6° и идти им 2, 35 мили. Справа от курса в 1—2 кбт Ю остается каменистая гряда, а слева — эстакады и выступающие из воды трубы. Далее следует лечь на курс 26°, который проходит в 0, 5 кбт от отмели с глубинами менее 5 м. Пройдя этим курсом 4 кбт, надо повернуть влево и лечь на курс 312, 9°, которым следует идти в бухту, Изберг. Справа в 0, 8—1 кбт от этого курса будет каменистая гряда, а слева — 15 упомянутая выше отмель с глубинами менее 5 м и банка с глубинами менее 5 м, на которой лежит подводный камень. При заходе в бухту Изберг следует соблюдать особую осторожность и точно придерживаться рекомендованных курсов. Несвоевременный поворот на курс 312, 9° может привести к посадке на грунт, так как 20 прямо по курсу 26° расположена каменистая гряда. Мыс Буйнак (42°36, 5' N, 47°49, 0' Е) небольшой, но довольно широкий. Берег в районе мыса ровный, покрытый скудной растительностью; но в глубь местности он быстро повышается и становится гористым. У самого берега вблизи мыса Буйнак разбросаны надводные и под- 25 водные камни. В районе мыса Буйнак наблюдаются течения, идущие вдоль берега на SE и очень редко на NW. При сильных северных ветрах скорость течения, следующего на SE, значительна. Суда с осадкой до 2, 5 м при умеренных юго-восточных ветрах могут 30 становиться на якорь у мыса Буйнак в 2 кбт от берега. Телевизионная ажурная мачта приметная находится в 2, 1 мили к ESE от мыса Буйнак. Светящий знак Буйнакский установлен в 2, 2 кбт к ESE от мыса Буйнак. Знак плохо различается на фоне горы. 35 Гора Шерябаш высотой 547 (519) м конусообразная приметная находится в 3, 2 мили к SW от мыса Буйнак; ее крутые склоны покрыты густой растительностью.
При подходе к берегу с N в районе горы Шерябаш на фоне дальних гор видно деление Уллубийаул, находящееся в 2, 3 мили к NW от этой 40 горы.
Приметными в этом районе являются мыс Буйнак, горы Шерябаш и Искирбаш и здания в городе Каспийск; с близкого расстояния видны постройки рыбных промыслов. В 2, 5 мили к S от мыса Турали среди построек рыбного промысла Турали 6-е выделяются белое двухэтажное здание и водонапорная башня. 5 Банки с глубинами 5, 6; 6; 7, 2 и 4, 6 м лежат соответственно в 2, 5 мили к NNE, в 3, 2 мили к N, в 5, 9 и 6, 7 мили к NNW от мыса Буйнак. Между этими банками и береговой линией имеется еще несколько банок, находящихся в пределах 1, 5 мили от берега и представляющих опасность для больших судов при плавании в районе устьев рек Ачису и Мана- ю созень. Эти реки прорезают берег соответственно в 4, 4 мили к NW и в 8, 5 мили к NNW от мыса Буйнак. Гряда каменистая расположена в 1, 1 мили к Е от устья реки Мана- созень. Гряда вытянута параллельно берегу; наименьшая глубина на ней 2, 4 м. 15 Гора Искирбаш высотой 398 (370) м приметная поднимается в 10, 1 мили к WNW от мыса Буйнак. Северный склон горы у вершины обрывистый, покрытый растительностью, а южный — пологий; на южном склоне находятся буровые вышки. Мыс Турали выступает от берега в 16, 7 мили к NNW от мыса Буй- 20 нак. Мыс Турали низок, но приметен благодаря зданиям в городе Каспийск и желтому холму Турали высотой 54 (26) м, расположенному в 2, 6 мили к W от мыса. Берег в районе мыса Турали низкий, лишь кое-где на нем возвышаются дюны. Мыс окаймлен отмелью с глубинами менее 5 м шириной менее 25 2, 5 мили. На отмели местами находятся подводные камни. Мыс Турали становится виден на экране радиолокатора с 15 миль. Светящий знак Туралинский установлен на мысе Турали. Веха выставляется в 41 миле к ENEот мыса Турали. Швартовная бочка выставляется в 11, 2 мили к Е от мыса Турали. 30 Районы № 44 и № 107 свалки грунта находятся соответственно в 9 кбт к N и в 23, 7 мили к ENE от мыса Турали. Подводный трубопровод проложен на 1, 1 мили к NE в 6 кбт к WNW от мыса Турали. Подводные препятствия. В 2 милях к NNW от мыса Турали лежит 35 подводное препятствие (затонувший буй). В 2 милях к NW и в 1 миле к N от мыса Турали находятся соответственно подводное препятствие с глубиной над ним 1, 5 м и подводное препятствие (оголовок трубопровода) с глубиной над ним 3, 5 м. Каменный массив возвышается над поверхностью воды в 1, 8 мили 40 к NNW от мыса Турали. Он хорошо усматривается с 20 миль, особенно с SE. На экране радиолокатора каменный массив становится виден с 22 миль. Светящий знак Каменный массив установлен в 1, 8 мили к NNW от мыса Турали. 45 Швартовные бочки (четыре) выставляются в 2, 3 мили к NNW от мыса Турали. Веха выставляется в 2, 2 мили к NNW от мыса Турали. Светящие буи выставляются в 2 и 2, 2 мили к NW от мыса Турали. Гавань Каспийск расположена в 1, 9 мили кWNW от мыса Турали. 50 Гавань образована двумя молами: северным и южным. Вход в гавань без разрешения воспрещен. Глубины на подходах к гавани Каспийск непостоянны. Перед входом расположены бары; под действием штормовых ветров восточных направлений их положение меняется. Глубины в гавани поддерживаются дноуглубительными работами. Светящие знаки установлены на оконечности молов гавани Каспийск и в 1 кбт к SE от основания восточного мола гавани Каспийск. 5 Город Каспийск раскинулся непосредственно к W от гавани. Он приметен благодаря многоэтажным зданиям. Эстакада длиной 130 м сооружена в 8 кбт к WNW от гавани. От города Каспийск до порта Махачкала берег низкий. На нем среди дюн расположены постройки рыбных промыслов и поселков, примет- Ю ные лишь при приближении к береговой линии. Этот участок берега приглуб, но местами у береговой линии имеется множество надводных и подводных камней. Особенно много камней против города Махачкала и к SE от него. ПОРТ МАХАЧКАЛА, открытый для захода иностранных судов, рас- 15 положен у западного берега Каспийского моря в 11 милях к NW от мыса Турали. Он является одним из наиболее значительных и хорошо оборудованных портов на Каспийском море. Порт состоит из Сухогрузной и Нефтяной гаваней и внешнего рейда. 20 Нефтяная гавань и часть Сухогрузной гавани принадлежат Махачкалинскому морскому торговому порту; причальные сооружения в восточной части Сухогрузной гавани и сооружения на берегу в этой части гавани принадлежат Махачкалинскому морскому рыбному порту. В гавани порта ведут каналы, прорытые через отмель с глубинами 25 менее 10 м. Вход в порт возможен в течение всего года как днем, так и ночью, за исключением тех случаев, когда дует сильный ветер от N, Е и SE. В это время большие суда вынуждены отстаиваться на внешнем рейде порта или уходить в море. 30 Зимой, когда акватория порта замерзает, движение судов поддерживается с помощью ледокола. На это время в порту создается штаб по руководству проводкой судов в порт. Капитан порта через ПРИП назначает точку подхода судов к кромке льда. Суда, идущие в порт, за 24 ч до подхода к назначенной точке должны сообщить по радио 35 предполагаемое время прибытия. За 4 ч до подхода к этой точке следует передать уточненное время прибытия. Проводка судов в порт осуществляется караванами. Порядок следования судов в караване определяется руководителем проводки. Границы порта. Границей порта является линия, проведенная от 40 оконечности восточного мола Сухогрузной гавани до начала входного канала Нефтяной гавани и далее на W через северную оконечность волнолома Нефтяной гавани до берега. Зоной ответственности администрации порта Махачкала является также прибрежная полоса Каспийского моря и все портовые пункты 45 между параллелями 42°00' и 45°00/ сев. шир. Приметные пункты. На подходе к порту хорошим ориентиром является гора Тарки-Тау высотой 748 (720) м, расположенная в 11, 5 мили к WNW от мыса Турали. Склоны горы пологие, покрытые лесом. На ее вершине с больших расстояний приметен белый купол обсерватории. 50 В городе Махачкала приметны здание сельскохозяйственного института (42°59, 7/N, 47°28, 5' Е) и непосредственно к WNW от него телевизионная мачта, на которой ночью зажигаются заградительные авиационные огни. Хорошим ориентиром является также высокая труба электростанции, находящейся вблизи берега в 1, 5 мили к SE от маяка Махачкалинский; труба окрашена белыми и красными горизонтальными полосами. Издали эта труба может быть ошибочно принята за маяк Махачкалинский, который окрашен так же. При подходе к порту Махачкала с SE труба становится видна раньше, чем будет опознан маяк Махачкалинский. 5 Глубины и грунт. Берег в районе порта отмелый, поэтому входить в порт можно лишь по входным каналам. Глубины в каналах, гаванях и у причалов непостоянны и поддерживаются с помощью систематически проводимых дноуглубительных работ; сведения о наименьших глубинах периодически публикуются в ИМ. 10 Грунт на подходах к порту мелкий песок, у берега — камень, галька и ракушка. Ветры в районе порта дуют преимущественно от SE и NW. Штормовые ветры довольно часты, особенно зимой и весной. Наибольшее волнение наблюдается при ветрах от SE. 15 Средства навигационного оборудования. Подход к порту Махачкала и плавание по его акватории обеспечиваются береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования. На зимний период плавучее ограждение снимается. Лоцманская служба. Лоцманская проводка судов в порт необяза- 20 тельна. В случае необходимости лоцманской проводки капитан судна должен подать заявку по радио на имя капитана порта за 24 ч до предполагаемого времени прибытия к светящему бую № 1 правой стороны, выставляемому в начале входного канала Нефтяной гавани. Уточненное время прибытия сообщается за 2 ч до подхода к этому бую. Лоцман- 25 скую проводку судна в этом случае осуществляет капитан порта или лицо, назначенное им. По сведениям 1996 г., движение по каналам осуществляется в светлое время суток. При необходимости вход в порт и выход из него в ночное время производятся методом лидирования за буксировщиком или, по тре- 30 бованию капитана транспортного судна, с лоцманом на борту. Санитарно-карантинная служба. В порту производятся дератизация и дезинфекция судов; здесь выдается свидетельство о прохождении дератизации. Портовые средства и оборудование. В порту имеется несколько бук- 35 сиров мощностью 110, 3—882, 6 кВт (150—1200 л. е. ). Погрузочно-раз- грузочные работы здесь механизированы. К причалам, оборудованным с западной стороны восточного мола и южной стороны западного мола Сухогрузной гавани, подведены подъездные железнодорожные пути. Порт располагает достаточным количеством складов; имеется холо- 40 дильник. Ремонт. В порту можно произвести текущий ремонт корпуса и механизмов CyjlHSi. Определение девиации и радиодевиации выполняется портовыми де- виаторами. 45 Махачкалинская сигнальная станция, регулирующая движение судов по каналам и гаваням порта, находится на оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. Связь. В порту Махачкала есть радиостанция, поддерживающая связь с судами, находящимися в море. 50 Связь с судами, которые стоят на рейде порта, осуществляется с помощью УКВ радиостанций, установленных в диспетчерских морского и рыбного портов; эти радиостанции по запросу капитанов судов могут сообщить прогноз погоды на текущие сутки в районе порта Махачкала. Светящий буй № 45 осевой выставляется в центре круговой зоны системы разделения движения № 3 в 8, 7 мили к NNE от мыса Турали. Светящий буй № 46 осевой выставляется в центре района повышенной осторожности плавания системы разделения движения № 3 5 в 1, 4 мили к NE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. Светящий буй № 47 осевой выставляется у северной границы зоны разделения движения системы разделения движения № 3 в 12, 3 мили к NNE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. Швартовная бочка выставляется в 6, 6 мили к NNW от мыса Турали. Ю Подводное препятствие (якорь) находится в 9, 6 мили к NW от мыса Турали. Оно ограждается двумя буями. Швартовная бочка расположена в 2, 9 мили к N от маяка Махачкалинский. Подводные препятствия (якоря) находятся в 1, 3; 1, 6; 1, 9 и 2, 1 мили 15 к NW, в 2, 2 мили к NNE и в 5, 2 мили к NE от маяка Махачкалинский. Маяк Махачкалинский установлен в средней части города Махачкала в 3, 5 мили к NE от горы Тарки-Тау. Внешний рейд порта Махачкала, открытый ветрам с моря, расположен к Е от порта. Глубины на рейде 10—14 м; грунт—ил, песок и 20 ракушка. Обычно суда стоят здесь на якоре в ожидании разрешения на вход в гавани порта. Девиационный и радиодевиационный полигоны расположены в 5 кбт к ENE от Нефтяной гавани. Каналы. С внешнего рейда в гавани порта прорыты три канала. 25 Движение по каналам одностороннее. При следовании по каналам необходимо удерживаться на линии створов светящих знаков, ведущих по осям этих каналов. За бровками каналов глубины резко уменьшаются; местами вблизи бровок лежат подводные камни. Канал Нефтяной гавани входной начинается в 8 кбт к N от око- 30 нечности восточного мола Сухогрузной гавани, сооруженной в юго- восточной части порта; он имеет два колена. Ширина канала 80 м; наименьшая глубина в нем 7, 6 м. Светящий буй №1 правой стороны выставляется в начале канала Нефтяной гавани в 8, 4 кбт к N от оконечности восточного мола 35 Сухогрузной гавани. Входной створ светящих знаков, установленных в 1, 5 мили к WNW от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани, ведет по первому колену канала Нефтяной гавани. Светящий знак Махачкалинский (43°00/N, 47°29' Е) 40 установлен на южной оконечности волнолома Нефтяной гавани. Створ светящих знаков ковша, установленных в 2, 1 мили к WNW от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани, ведет по второму колену канала Нефтяной гавани. Канал Сухогрузной гавани входной ответвляется к SE от канала 45 Нефтяной гавани и ведет в Сухогрузную гавань. Ширина канала 80 м; наименьшая глубина в нем 5 м. Светящий буй №2 левой стороны выставляется в начале канала Сухогрузной гавани в 8 кбт к NW от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. 50 Створ светящих знаков, установленных в 3, 6 кбт к SSE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани, ведет по оси канала в эту гавань. Северный канал ведет в Нефтяную гавань с N; он пролегает между берегом и волноломом этой гавани. Ширина канала 50 м; наименьшая глубина в нем 4 м. По донесению 1993 г., Северный канал Нефтяной гавани закрыт для прохода судов. 5 Створ светящих знаков Северного канала, установленных на берегу, ограничивающем Нефтяную гавань с S, ведет по оси Северного канала. Светящий буй№5 правой стороны выставляется в начале Северного канала в 2, 3 кбт к NNW от северной оконечности волнолома 10 Нефтяной гавани. Светящий знак Северный установлен на северной оконечности волнолома Нефтяной гавани. Сухогрузная гавань сооружена в юго-восточной части порта Махачкала. Она защищена двумя молами: западным и восточным. Между 15 этими молами имеется проход шириной около 135 м. У оконечности восточного мола для защиты гавани от наносов сооружена каменная дамба. В Сухогрузной гавани производятся все погрузочно-разгрузочные работы. Пристань металлическая свайной конструкции (42°59, 3/N, 47°30, 7' Е) 20 длиной 70 м предназначена для прогулочных катеров. Глубина у оконечности пристани 2, 6 м. Ковш, углубленный до 2—3 м, находится в 1, 3 мили к WNW от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. С SE ковш защищен молом длиной около 200 м. В ковше стоят суда, находящиеся в ре- 25 монте. Нефтяная гавань находится в 1, 7 мили к NW от Сухогрузной гавани. Нефтяная гавань представляет собой углубленный ковш. Глубина в Нефтяной гавани 7, 9 м. С Е гавань защищена волноломом, простирающимся параллельно берегу, в расстоянии около 4 кбт от него. 30 Стоянка судов в Нефтяной гавани неспокойна, особенно при северовосточных ветрах. В гавани имеется несколько причальных сооружений различного назначения, сведения о которых приведены в таблице.
В 2, 4 кбт к SSE от оконечности западного мола Сухогрузной гавани
Непосредственно к W от Пассажирского причала Выведен из эксплуатации (1994 г. ) Для прогулочных судов
Причал № 6 Причал № 5 Причал № 4 Причал № 3 Причал № 2 Причал № 1 В 3, 5 кбт к SSE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани
В 3, 1 кбт к SSE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани К W от причала № 5 NW от причала К
№ 4 NW от причала К N от причала № 2 Город Махачкала — столица Республики Дагестан — является важным промышленным и культурным центром. Это самый крупный пункт на западном побережье Каспийского моря после города Баку. В городе Махачкала проживает 320 тыс. человек (1987 г. ). В городе развито машиностроение, металлообработка, а также химическая, текстильная 5 и пищевая промышленность. Вблизи города производится добыча нефти. Якорные места. Становиться на якорь в. гаванях порта Махачкала можно лишь на непродолжительное время с разрешения капитана порта. В тех случаях, когда вход в порт почему-либо закрыт, на якорь становятся на внешнем рейде. 10 Для судов с опасными грузами предназначено якорное место № 122, находящееся в 8 милях к NNE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. Якорное место № 123 для грузовых, пассажирских, промысловых и научно-исследовательских судов расположено в 3 милях к NEот око- 15 нечности восточного мола Сухогрузной гавани. Для нефтеналивных судов предназначено якорное место № 124, находящееся в 8 милях к ENE от оконечности восточного мола Сухогрузной гавани. Наставление для входа в порт Махачкала. До входа в канал Неф- 20 тяной гавани суда следуют по системе разделения движения № 3. Плавание по системе разделения движения осуществляется в соответствии с правилом 10 МППСС-72. От светящего буя № 1 правой стороны канала Нефтяной гавани вход в гавани порта осуществляется по входным каналам; при этом 25 следует руководствоваться плавучим ограждением и идти строго по створам светящих знаков. Во время тумана маяк Махачкалинский нередко бывает закрыт, тогда как светящие знаки, расположенные ниже, и буи видны. В этом случае при подходе к порту Махачкала ориентируются по огням города, 30 светящим буям № 45, 46 и 47 осевым системы разделения движения Л*9 3 и светящему бую № 1 правой стороны канала Нефтяной гавани. При плотном тумане входящие в порт суда должны ориентироваться на ревун вышеупомянутого светящего буя № 1. При ветре и сильном золнении входить в порт во время тумана не следует. 35
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|