|
|||
ОТ БУХТЫ БАКИНСКАЯ ДО ЧЕЧЕНСКИХ ОСТРОВОВ 3 страницаПримечания. 1. Максимальный угол подхода 20°. 2. Скорость движения паромного судна в ложе не более 0, 6 м/с. X. Использование радиотехнических средств в портовых водах 10. 1. Бакинский порт располагает УКВ радиостанцией: 1. Рабочий канал 1, позывной «Баку-U, работает круглосуточно; телефоны 29-73 40 и 38-29 (Бакпорт); 2. Рабочий канал 26, позывной «Баку-4», работает только в дневное время; телефоны 29-99 и 27-93 (Бакпорт); 3. Рабочий канал 3, позывной «Баку-3», предназначен для связи судов с диспетчерской грузового района № 2; телефоны 27-01 и 37-49 (Бакпорт); 4. Рабочие каналы 35, 67, позывной «Баку-9», предназначены для связи судов с СУДС; телефоны 25-79 и 23-32. 5 Связь между судами на акватории Бакинского порта осуществляется на УКВ, каналы 6 и 9. XIII. Санитарный и карантинный режим 13. 1. Капитан судна, прибывающего в Бакинский порт из портов Ирана, обязан за 6 ч до предполагаемого времени прибытия в порт сообщить диспетчеру порта и сани- 10 тарно-карантинному отделу порта о наличии на судне больных или подозреваемых в инфекционных заболеваниях, а также о падеже грызунов на судне. 13. 2. Каждое судно, прибывшее из портов Ирана, обязано поднять на фок-мачте карантинный флаг. Спускается флаг после осмотра судна санитарно-карантинной службой и судну предоставляется свободная практика. 15 13. 6. Все суда, прибывшие в порт, должны предъявлять удостоверение санитарного надзора о произведенной на судне дератизации или освобождении от нее. Выдержки из Правил плавания судов в зоне действия службы управления движением судов в Бакинском морском порту Настоящие выдержки, приведенные в приложении № 1 к Обязательным постанов- 20 лениям по Бакинскому морскому торговому порту изд. 1986 г.. могут существенно отличаться от Правил, действующих в настоящее время. Копию действующих правил мореплавателям следует получить у администрации порта. Правила плавания судов в зоне действия службы управления движением судов в Бакинском морском порту 25 Общие положения 1. 1. В целях обеспечения безопасности судоходства, повышения степени предотвращения навигационной аварийности, сокращения простоев судов, повышения ритмичности работы флота и порта в Бакинском морском порту действует Служба управления движением судов (СУДС). 30 1. 2. Настоящие правила плавания распространяются на все суда. 1. 3. При плавании в зоне действия СУДС должны выполняться МППСС-72 и раздел 2 настоящих правил. 1. 4. Незнание Обязательных постановлений по Бакинскому морскому торговому порту и Правил плавания в зоне действия службы управления движением судов в Бакинском 35 морском порту не освобождает суда от ответственности за их нарушение. 1. 7. Пост СУДС расположен в районе паромного комплекса паромной переправы (ПКПП) с координатами: Ш = 40°22, 40/ Д = 49°51, 95', обозначен на карте № 35067. 1. 9. Зона действия СУДС ограничена дугой окружности радиусом в 10 миль, проведенной из точки расположения Поста СУДС. 40 1. 10. Пост СУДС (в дальнейшем Пост) круглосуточно, при любых условиях видимости, определяет порядок, регулирует и контролирует движение судов всех ведомств независимо от их размеров и назначения в границах объявленной зоны действия. 1. 12. Всем судам, совершающим плавание по акватории Бакинского порта, радиолокационная проводка с помощью БРЛС — обязательна. 45 II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ 2. 1. Движение судов в Бакинской бухте в зоне действия СУДС регулируется Постом. 2. 2. Движение судов в зоне действия СУДС (вход в зону, постановка на якорь, съемка с якоря, подход и швартовка к причалу и отход от него*, перешвартовка и т. п. ) осуществляется только с разрешения Поста. 50 Разрешение аннулируется и должно быть запрошено заново, если судно по истечении 15 мин не начало движения. 2. 3. Обязательными для выполнения являются указания «Поста», касающиеся: — очередности движения; — маршрута и скорости движения; 55 — места якорной стоянки; — действий для предотвращения непосредственной опасности. 2. 4. Суда должны репетовать относящиеся непосредственно к ним указания Поста, а в случае невозможности их выполнения сообщать причины, а также свои дальнейшие намерения. 2. 5. Суда, следующие с моря, заблаговременно до подхода к зоне действия СУДС, должны установить радиосвязь с Постом на 67 или 35 канале УКВ, позывной «Баку-9». В отдельных случаях, с кораблями ВМФ, выбирается другой вид связи. При отсутствии на судне необходимых каналов радиосвязи, заблаговременно, должна быть дана радиозаявка диспетчеру Нефтеналивного района на аренду буксира для 5 радиолокационной проводки методом лидирования. 2. 6. При первоначальной связи с Постом судно сообщает: — тип и назначение судна; — время подхода к зоне; — скорость в маневренном режиме; 10 — государственную принадлежность (флаг); — порт назначения; — чистую вместимость и основные размерения; — фактическую осадку; — род и количество груза; 15 — состояние судовой РЛС; — ограничения в управлении судном. Капитан судна несет ответственность за достоверность передаваемой информации; 2. 7. При запросе Поста с целью опознавания судно обязано сообщить свое место по пеленгу и дистанции от Поста СУДС или выполнить опознавательный маневр. 20 2. 8. Пост дает опознанному судну разрешение на вход в зону действия СУДС, указывает маршрут движения, якорное место, а также другие необходимые сведения, включая ограничения. 2. 9. Судно, стоящее у причала или на якоре, до начала движения должно установить радио или телефонную связь с Постом. 25 2. 10. Суда, следующие пересекающимися фарватерами, а также пересекающимися курсами вне фарватеров, расходятся в соответствии с МППСС-72, выполняют пункт 2. 3. настоящих правил. 2. 11. Суда, имеющие осадку более 5 метров, используют основной канал пристаней № 18—20. 30 2. 12. Движение по основному каналу пристаней № 18—20 — одностороннее чередование направлений движения устанавливает Пост. 2. 13. Скорость движения судов в зоне действия СУДС не должна превышать 6 узлов, а на участке системы разделения движения от буя № 1 осевого до буя № 6 канала пристаней № 18—20 разрешается иметь скорость движения до 10 узлов. 35 2. 14. Суда на ходу должны нести постоянную радиовахту на рабочем канале 67 (35) УКВ, на якоре — на 16 канале. 2. 15. В случае нарушения радиосвязи судно должно освободить полосу движения, лечь в дрейф или стать на якорь, принимая меры к установлению связи с Постом. В случае невозможности выполнить эти требования, оно может следовать, руководствуясь послед- 40 ними указаниями и информацией Поста, МППСС-72, Обязательными постановлениями по Бакинскому морскому торговому порту и хорошей морской практикой. 2. 16. Взаимодействие кораблей и судов ВМФ с постом СУДС а) При следовании корабля (судна) в Бакинскую бухту корабль (судно) сообщает: — бортовой номер (наименование и назначение судна): 45 — время подхода к зоне (к светящему бую № I осевому системы кругового движения); — ограничение в управлении кораблем (судном); — каким ФВК, РП будет следовать к пирсу; — место швартовки (место якорной стоянки). б) При отходе от причала корабль (судно) ВМФ сообщает: 50 — бортовой номер (наименование и назначение судна); — пирс отхода и пирс швартовки (в Бакинской бухте); — каким ФВК, РП будет следовать из бухты. Пост СУДС в свою очередь, в обоих случаях, информирует корабль (судно) ВМФ о движении судов, буксировочных операциях, которые могут помешать или затруднить 55 вход (выход) корабля (судна) ВМФ в (из) Бакинскую бухту. Позывной поста СУДС — «Баку-9». Связь осуществляется на радиостанции Р-619. Основной канал частоты 130, 00 МГц, 361 волна. Запасной канал — частота 137, 50 МГц, 451 волна. Корабли, имеющие радиостанцию «Рейд», «Сейнер», связываются с Постом на 60 67 канале. III. ОБСЛУЖИВАНИЕ СУДОВ ПОСТОМ СУДС 3. 1. В своей деятельности СУДС выполняет: — обнаружение судов на подходе к зоне действия, установление связи с ними, получение необходимого перечня данных о каждом судне, регистрацию этих данных; 65 — получение от местного органа гидрометеослужбы гидрометеорологической информации, передачу ее на суда по запросу и использование при выработке указаний о режиме движения; — получение от местного органа Гидрографической службы, береговых организаций данных об изменениях в работе СНО и иной навигационно-гидрогра- фической информации в зоне действия СУДС, передачу полученных сведений на суда и использование их при выработке указаний о режиме движения; 5 — регулирование движения судов на основе информации, получаемой путем визуального, слухового (радиосвязь) и радиолокационного наблюдения за плаванием и стоянкой судов в зоне действия СУДС, передачу полученных сведений на суда и использование их при выработке указаний о режиме движения, — выдачу информации и указаний судам при обнаружении действий, могущих при- 10 вести к аварийной ситуации, нарушений Правил плавания, дрейфа судна на якорной стоянке или дрейфа со штатных мест средств навигационного оборудования и других факторов, влияющих на безопасность плавания судов; — радиолокационную проводку судов, при которой лоцман-оператор СУДС постоянно информирует проводимое по каналу судно о его местоположении относительно СНО, 15 а суда, плавающие за каналом, периодически получают информацию о своем местоположении по пеленгу и дистанции на Пост СУДС. Данные, выдаваемые при радиолокационной проводке, носят информационный характер. Порядок проводки согласовывается лоцманом-оператором Поста с капитаном судна до начала проводки. В процессе радиолокационной проводки судно обязано ре- 20 петовать получаемую от Поста информацию и сообщать ему, при необходимости, о предпринимаемых действиях. Начало и окончание радиолокационной проводки объявляются Постом капитану проводимого судна. Радиолокационная проводка по акватории Бакинской бухты при любых условиях видимости, для всех судов обязательна. 3. 2. СУДС обслуживает суда в следующей очередности: 25 — аварийные суда и суда, следующие для оказания помощи; — корабли и суда ВМФ и погранвойск; — паромы и пассажирские суда, следующие по расписанию; — суда со скоропортящимися грузами и рыбной продукцией; — суда с опасными грузами; 30 — линейные суда; — прочие суда в соответствии с временем поступления заявок. 3. 4. Радиообмен Поста с судами, а также текущая навигационная обстановка документируется. Записи хранятся в течение трех суток. Если имели место аварийные ситуации или аварийные случаи, записи хранятся до конца их разбора или расследования. 35 3. 5. При выполнении действий на основании указаний и информации СУДС с капитана не снимается ответственность за непосредственное управление судном и обеспечение его безопасности. ОТ БУХТЫ БАКИНСКАЯ ДО МЫСА КИЛЯЗИНСКАЯ КОСА От бухты Бакинская до мыса Килязинская Коса берег Апшеронского 40 полуострова горист; он образован отрогом Главного Кавказского хребта, который затем переходит в подводную возвышенность, разделяющую Каспийское море на среднюю и южную части. Продолжением этого хребта на восточном берегу моря являются горы в районе города Красно- водск. Горы на Апшеронском полуострове невысокие и почти лишены 45 растительности. На его северном и восточном берегах имеются виноградники, огороды и сады; на южном берегу их значительно меньше. При плавании вдоль берегов Апшеронского полуострова приметны горы Бакинские Уши, Патамдар, холмы Сейханбахчи, Карадашоглы, Бельпеля и две телевизионные башни в городе Баку и мысы Султан, 50 Шахова Коса, Шоулан, Амбуранский. При подходе к полуострову приметны острова Артема, Жилой и Нефтяные Камни. Берега полуострова довольно изрезаны. К востоку от него расположен Апшеронский архипелаг. Апшеронский полуостров густо населен. Крупными населенными 55 пунктами, кроме городов Баку и Сумгаит, являются селения Говсан, Тюркян, Зиря, Шувелян, Мардакян, Бузовна и Пиршага. Глубины и грунт. Вдоль южного берега Апшеронского полуострова дно сравнительно ровное, и глубины в 7—20 милях от него не превышают 20 м. У северо-восточного берега полуострова дно неровное, глу- 60 бины небольшие; между островами Жилой и Артема много опасностей. Изобата 20 м проходит в 6—15 милях от берега. Северный берег полуострова сравнительно приглуб; в 2—3 кбт от него глубина 5 м. Грунт вдали от берегов Апшеронского полуострова преимущественно ил, а вблизи берегов песок и ракушка. Гидрометеорологические сведения. Ветры у Апшеронского полу- 5 острова преобладают от N и NW; ветры от S и SW имеют меньшую повторяемость. Штормы наблюдаются в основном от N и NW; они часты летом и осенью. Максимальная скорость ветра при шторме 40 м/с. Шторму часто предшествует ясная погода с сильными южными ветрами, после этого наступает небольшое затишье или период слабых неустой- ю чивых ветров, а затем возникает резкий штормовой ветер. Туманы. Наибольшее число дней с туманом наблюдается весной, когда туманы особенно густы и сопровождаются ветром; чаще они появляются ночью и утром. Кроме того, здесь бывает мгла, которая возникает из-за пыли, поднимаемой сильными северными ветрами. Мгла 15 наблюдается реже, чем туман, но продолжительность ее больше. Течение, идущее вдоль западного берега моря в южном направлении, огибает Апшеронский полуостров, изменяя свое направление сообразно конфигурации берега. Наибольшая скорость течения до 2, 5 уз отмечается в районе островов Жилой и Нефтяные Камни. 20 Подводный кабель проложен от селения Тюркян через Шахову косу к южному берегу острова Жилой. Якорные места. У описываемого берега якорных мест, полностью защищенных от всех ветров, нет. При ветрах любых направлений, кроме северных, можно отстаиваться на якоре в Северном Апшеронском за- 25 ливе. При северных ветрах можно стать на якорь у южного берега Апшеронского полуострова на Тюркянском рейде, а при южных ветрах стоянка здесь неспокойна. В районе Апшеронского архипелага можно становиться на якорь везде, где острова, банки и отмели создают защиту от волнения, сообразуясь с глубинами и осадкой судна. У северною 30 берега Апшеронского полуострова надежных якорных мест нет. ОТ БУХТЫ БАКИНСКАЯ ДО МЫСА ШАХОВА КОСА (40° 12' N, 50°22'Е). Вначале вдоль южного берега Апшеронского полуострова тянутся невысокие холмы, а затем к востоку от мыса Говсан простирается равнина. Самый высокий и наиболее приметный на этом побе- 35 режье — холм Сейханбахчи, находящийся в 2, 7 мили к NNE от мыса Султан. Вблизи мыса Султан среди зеленых насаждений приметно несколько зданий. КNE от мыса имеются озера. Между мысами Султан и Говсан берег окаймлен обширной отмелью с глубинами менее 5 м. На этой отмели лежат ранее описанные острова 40 Плита, Вульф, Песчаный и Ханлар. Самой мористой опасностью является банка Макарова (40°04/N, 50°06' Е). Мыс Говсан (40°2Г N, 50°04' Е) невысокий песчаный опознается только с близкого расстояния. Непосредственно к Е от мыса Говсан от берега выступает еще несколько небольших мысов. 45 Севернее мыса Говсан среди садов и виноградников раскинулось селение Говсан. Вблизи селения видны нефтяные вышки. От мыса Говсан на 1, 3 кбт к WNW тянется узкая низкая каменистая коса, у оконечности которой лежат надводные и подводные камни. Между этой косой и берегом находится мелководная, но хорошо укры- 50 тая от ветров и волнения бухточка, доступная для катеров с осадкой до 1 м. При входе в нее можно проходить вблизи надводных камней, лежащих у оконечности косы. Бакинский морской рыбный порт оборудован к Е от мыса Говсан. Длина причальной линии порта 860 м. Глубины у причалов 4—6 м. Подводное препятствие (якорь) находится в 8, 2 кбт к ESE от мыса Говсан. Препятствие лежит в красном секторе огня светящего знака пирса Говсан. 5 Светящий знак пирса Говсан установлен на оконечности пирса Говсан. Район свалки грунта находится в 1, 5 мили к ENE от мыса Говсан. Банка с наименьшей глубиной 4, 2 м в ее северной части расположена в 2, 1 мили к ENE от мыса Говсан. Ю Портовые правила. Ниже приводятся выдержки из Обязательных постановлений по Бакинскому морскому рыбному порту изд. 1985 г., которые должны корректироваться и переиздаваться. После указанной даты информации о переиздании из Азербайджана не поступало, и правила, приведенные в Обязательных постановлениях, могут существенно 15 отличаться от портовых правил, действующих в настоящее время. Копию действующих портовых правил мореплавателям следует получить у администрации порта. 1. 5. Акватория Бакинского морского рыбного порта расположена восточнее мыса Говсан: она ограничена береговой линией и линией, соединяющей точки: 20 40°21, 00' N, 50°04, 50' Е 40°19, 07' N, 50°06, 05' Е 40°22, 00' N, 50°07, 32' Е. 40°20, 00" N, 50°04, 50' Е 40° 19, 07" N, 50°07, 32' Е 1. 6. Гавань Бакинского морского рыбного порта образована Г-образным пирсом Говсан и ограничена с W линией, проходящей через точки: 40°21, 0/N, 50°04, 8' Е40°20J' N, 50°04, 8' Е. 25 1. 8. Бакинский морской рыбный порт имеет приписные пункты портового надзора: № 1 — в селении Говсан; *М° 2 — в Баку (Бак-холодильник); № 3 — на отмели Северо-Восточный Банк; № 4 — в поселке Нариманабад. 30 2. 1. Вход на акваторию Бакинского морского рыбного порта открыт для всех судов круглосуточно. Плавание судов осуществляется без лоцманской проводки. 2. 2. Суда, идущие с моря, в расстоянии не менее 5 миль от порта запрашивают разрешение на вход в него у дежурного капитана или у инспектора портового надзора на УКВ, канал 16, позывной «Говсан-49»; одновременно сообщить цель захода. 35 2. 3. Подход к причалам и швартовка всех судов (плавучих средств) производится с разрешения дежурного диспетчера порта по согласованию с дежурным капитаном портового надзора. Суда, не получившие места швартовки, до получения последующих распоряжений, должны стать на якорь на рейде. Перестановка судов со сменой причалов производится с разрешения дежурного диспетчера порта по согласованию с дежурным 40 капитаном портового надзора. 2. 4. При осуществлении переходов в портовых водах, в период стоянки на якоре и в гавани порта суда обязаны держать включенными УКВ, канал 16. 2. 5. После выполнения портовых формальностей, за 15 мин до выхода судна в рейс, на УКВ, канал 16, позывной «Говсан-49» или по телефону запрашивается разрешение 45 на выход из порта у дежурного капитана портового надзора. 2. 7. Оформление прихода и отхода судна производится на берегу в помещении портового надзора. В течение 6 ч с момента прибытия судна на акваторию порта, капитан обязан оформить приход. Отход судна, продолжительность стоянки которого, в порту менее 12 ч, оформляется одновременно с оформлением его прихода в порт. Судно, совер- 50 шающее несколько выходов за пределы границ порта в течение суток, отход оформляет при первом выходе, приход во время последнего возвращения в порт. 3. 0. Суда, зашедшие для укрытия от непогоды на внешний рейд и не имеющие сообщения с берегом, по согласованию со службой капитана порта могут приход не оформлять. В других случаях, суда, зашедшие на акваторию порта или на внешний рейд, 55 обязаны оформлять портовые формальности. 3. 2. Судам с осадкой 5 м и более категорически запрещается заходить в гавань и подходить к причалам для выполнения грузовых работ. Во всех случаях при плавании в портовых водах судно обязано иметь под килем запас воды не менее 0, 3 м. 3. 4. По мере приближения к причальным сооружениям порта ход судна должен 60 быть уменьшен до самого малого, при котором обеспечивается управление судна рулем. 3. 6. При плавании в портовых водах суда должны иметь якоря готовыми к отдаче; в ночное время на баке судна в плохую видимость обязательно должен находиться впередсмотрящий. 3. 7. Во время тумана, снегопада и других сложных метеорологических условиях, 65 создающих ограничение видимости, судам с неисправными РЛС или не имеющими их, плавание по акватории порта категорически запрещается. 3. 8. При плавании в портовых водах все суда обязаны уступать дорогу военным кораблям, следующим в составе соединений (два корабля и более), и не прорезать их строй. 3. 9. Швартовка к причалам без отдачи якоря запрещается всем судам, кроме судов валовой вместимостью менее 200 per. т. 5 Во время движения в портовых водах судам запрещается иметь якоря приспущенными в воду, а также тащить их по грунту. 3. 10. В пределах портовых вод судам запрещается обгонять другие суда. 3. 11. Суда, следующие с буксиром по акватории порта, при входе в порт или выходе из него обязаны иметь длину буксирного троса не более 50 м. При буксировке судов 10 портовыми средствами в пределах портовых вод допустимая длина троса 30 м. 3. 14. Плавание судов в портовых водах, стоянка у причалов и производство маневровых работ при юго-западных ветрах, а также при штормовых северо-западных ветрах очень затруднительны, а порою опасны как для судов, так и для гидротехнических сооружений порта. 15 В связи с этим запрещается: а) стоянка всех судов у всех причалов при юго-западном ветре со скоростью более 12 м/с, а при северном ветре со скоростью более 15, 2 м/с только у причалов № 1, 2, 3 и 4. В этих погодных условиях суда должны отойти от причалов; капитаны судов обязаны обеспечить безопасную стоянку на рейде на якорях; 20 б) швартовные операции во время шторма, если они не обусловлены условиями безопасности стоянки судов; в) капитану или старшему помощнику капитана покидать судно при штормовых ветрах. 3. 16. В портовых водах буксировка леса запрещена. 25 4. 1. Гидротехнические сооружения порта распределены на пять участков. 4. 2. Участок № 1 (причалы № 1, 2, 3 и 4) —для судов, ожидающих грузовые операции, и для судов, занятых пополнением запасов (за исключением топлива и смазочных материалов). 4. 3. Участок № 2 (причалы № 5, 6, 7, 8 и 9) — для обработки судов с рыбной про- 30 дукцией, которая выгружается непосредственно с борта судна в железнодорожные вагоны или наоборот. Участок оборудован портальными кранами. 4. 4. Участок № 3 (причалы № 10 и 11) — для обработки судов с рыбной продукцией, предназначенной для отправки в портовый холодильник. Причалы оборудованы кранами типа КС-1, 25. 35 4. 5. Участок № 4 (причалы № 12 и 13)—для обработки судов с рыбной продукцией, предназначенной для килечного цеха, а также для погрузки на суда оборотной тары. 4. 6. Участок № 5 (причалы № 14 и 15) —для судов, находящихся на профилактическом и междурейсовом ремонтах. Примечание. Нумерация причалов начинается от оконечности Г-образного 40 пирса и кончается у оконечности северо-западного причала. 4. 7. Район якорного места № 140 отведен для малых судов, стоящих в ожидании грузовых операций. 4. 9. Суда, прибывшие в порт и получившие разрешение на швартовку к причалам, по усмотрению капитанов подходят и швартуются самостоятельно или с помощью пор- 45 товых буксиров. 4. 10. Все остальные суда, не получившие места для птартовки, до получения последующих распоряжений обязаны стать на якорь в районе якорного места № 141. 4. 11. Всем судам категорически запрещается: становиться на якорь во входе в гавань, вблизи причалов, кроме случаев крайней необходимости во избежание аварии, 50 а также швартоваться к судам, производящим погрузочно-разгрузочные работы. 4. 12. Самостоятельная швартовка судов в порту разрешается при юго-западном ветре со скоростью не более 12, 4 м/с и при северном ветре со скоростью не более 15, 2 м/с. Дамба каменная находится в 4 милях к ENE от мыса Говсан. У Г-об- разной оконечности дамбы с ее северной стороны имеется причал дли- 55 ной 7 м; глубина вдоль причала 3, 4 м. Вехи. Два ряда вех, не имеющих навигационного значения, выставлены в 3, 3 мили к Е от мыса Говсан. Металлические фермы (семь ферм) установлены в пределах от 3, 8 до 5, 4 мили к Е от мыса Говсан. 60 Светящий буй № 16 Тюркянский южный выставляется в 4, 4 мили к ESE от мыса Говсан. Селение Тюркян приметное расположено в 6, 6 мили к Е от мыса Говсан. Селение опознается по мечети и трехэтажному зданию школы. У низкого берега в районе селения Тюркян местами лежат надводные скалы. Тюркянский рейд, являющийся частью внешнего рейда порта Баку, находится против южного берега Апшеронского полуострова между 5 меридианами 50°10/ и 50°17' вост. долг. Глубины на рейде 7—11 м. Он защищен от северных ветров и служит удобным местом для якорной стоянки, кроме запретных районов № 115, 33 и 34. Грунт на рейде якоря держит хорошо. Девиационный полигон находится в западной части Тюркянского Ю рейда. Полигон оборудован тремя створами, знаки которых установлены на южном берегу Апшеронского полуострова в 5, 3 мили к Е от мыса Говсан. Мерная линия на Тюркянском рейде оборудована двумя секущими створами, знаки которых установлены в 5, 3 и 6, 4 мили к Е от мыса 15 Говсан. Селение Зиря находится в 2, 8 мили к Е от селения Тюркян. Селение Зиря является одним из наиболее крупных селений в этом районе. К S селения Зиря от берега выступают три намывные дамбы. От оконечности восточной дамбы на 2, 5 кбт к SSW отходит линия электро- 20 передачи. У южных оконечностей дамб имеется множество камней, поэтому подходить к дамбам вплотную не следует. Два пирса в стадии строительства расположены к S от селения Зиря. Сваи надводные находятся в 9, 8 мили к Е от мыса Говсан на протяжении 2, 6 мили к ESE. 25 Подводные препятствия находятся в 14, 5 мили к ESE, в 14, 3 и 16, 2 мили к SE от мыса Говсан. Суда должны соблюдать осторожность при плавании в этом районе. Затонувшее судно с глубиной над ним 8 м лежит в 11, 8 мили к SE от мыса Говсан. 30 ОТ МЫСА ШАХОВА КОСА ДО МЫСА ШОУЛАН И АПШЕРОНСКИЙ АРХИПЕЛАГ. В районе мыса Шахова Коса берег Апшеронского полуострова низкий. К северу он постепенно повышается и достигает наибольшей высоты у маяка Апшеронский. Далее до мыса Шоулан (40°30' N, 50° 14' Е) берег холмистый, местами обрывистый и скалистый. 35 При плавании вдоль этого берега приметны острова Жилой и Артема, а также холм, на котором установлен маяк Апшеронский. Берег между мысами Шахова Коса и Шоулан изрезан слабо; он окаймлен обширной отмелью с глубинами менее 10 м. На этой отмели, к Е от нее, лежат острова Апшеронского архипелага. Наиболее круп- 40 ными из них являются острова Артема и Жилой, а самым мористым — остров Нефтяные Камни. Пролив между островом Артема и Апшеронским полуостровом пересечен дамбой, соединяющей южную часть острова Артема с берегом. Длина дамбы 1, 1 мили, ширина 20 м. К NW от дамбы расположен 45 Северный Апшеронский залив, а к SE от дамбы — Южный Апшеронский залив. В Северном Апшеронском заливе оборудован порт Апше- рон. При плавании вдоль восточного берега Апшеронского полуострова судам следует держаться в значительном расстоянии от этого берега. 50 При этом нужно учитывать, что хотя мористее Апшеронского архипелага глубины более 10 м, дно здесь неровное, и поэтому необходимо соблюдать осторожность. Проход между островами Артема и Жилой доступен только для малых судов. В описываемом районе имеется несколько фарватеров; основной из них проходит между островами Жилой и Нефтяные Камни. При северных ветрах можно становиться на якорь южнее острова Жилой. Якорная стоянка в Северном Апшеронском заливе защищена от ветров всех направлений, кроме северных. 5 Шахова коса, низкая, песчаная и отмелая, находится в 13, 6 мили к ESE от мыса Говсан. У основания косы имеются возвышенности, покрытые скудной растительностью. С восточной стороны Шаховой косы в 4 милях к NNE от мыса Шахова Коса лежат два низких песчаных островка, один из них называется ю Южным. Мыс Шахова Коса (40°11, 9' N, 50°22, 2' Е), низкий и малоприметный, является оконечностью Шаховой косы и юго-восточной оконечностью Ап- шеронского полуострова. Светящий знак Шахова Коса установлен на Шаховой косе в 2, 4 мили 15 к N от мыса Шахова Коса. Затонувшее судно лежит в 7 кбт к SE от мыса Шахова Коса.
|
|||
|