Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тело боли 7 страница



 

Патологические формы эго

 

 

Как мы уже видели, эго по своей природе патологично в самом широком смысле этого слова, то есть, ему свойственно вызывать функциональные нарушения и страдание. Многие умственные расстройства складываются из тех же характерных эготипических черт, что существуют и у обычного человека, за исключением лишь того, что у страдающего ими они настолько ярко выражены, что их патологическая природа ясна каждому, кроме самого страдающего.

Например, многие нормальные люди, чтобы казаться более важными и значимыми, более необычными, а также, чтобы в глазах окружающих придать себе больший вес, иногда не упустят возможности прихвастнуть: например, сообщить, с кем они знакомы, чего сумели достичь, какими располагают возможностями, чем владеют и распоряжаются, а также стараются упомянуть любые другие вещи, с которыми эго может отождествиться. А часть из них, ведомые чувством неполноценности эго и его потребностью иметь больше или быть «больше», лгут по привычке. Большая часть того, что они о себе говорят, все их истории — это полнейшая выдумка, ложная система взглядов, разработанная эго с целью чувствовать себя больше, значительнее, необычнее. Их грандиозный и раздутый образ самих себя порой может сбить вас с толку, но обычно ненадолго. Люди быстро понимают, что это чистая фикция.

Душевная болезнь под названием параноидальная шизофрения, или коротко — паранойя, по сути, является ненормально увеличенной формой эго. Обычно эго состоит из выдуманной им истории, имеющей целью обосновать устойчивое чувство страха, составляющее его основу. Ключевым элементом этой истории является вера в то, что определенные люди (иногда многие или почти все) плетут интриги и замышляют против «меня» заговор с целью контролировать «меня» или убить. Эта история имеет такую внутреннюю согласованность и логику, что порой сбивает людей с толку и заставляет в нее поверить. Иногда в самой основе существования организаций или даже целых наций лежит система параноидальных убеждений. В этом случае страх и недоверие эго к другим людям, его склонность подчеркивать их «инакость», фокусируясь на том, в чем оно видит их недостатки, и привычка отождествлять их с этими недостатками, идет намного дальше и превращает других в бесчеловечных чудовищ. Эго нуждается в других, но его дилемма состоит в том, что оно и ненавидит и боится их. Формулировка Жан Поль Сартра «Ад — это другие люди» — это голос эго. Параноик ощущает этот ад острее других, но любой, в ком эготипические модели поведения остаются активными, тоже в какой-то степени будет это чувствовать. Чем сильнее твое эго, тем вероятней, что других людей ты будешь воспринимать как основную причину твоих жизненных проблем. Также более чем вероятно, ты будешь осложнять жизнь окружающим. Но, конечно, именно ты окажешься неспособным это увидеть. Тебе всегда будет казаться, что все это делают другие.

Душевная болезнь, называемая паранойей, имеет еще один симптом, являющийся элементом любого эго, хотя при паранойе он принимает наиболее экстремальную форму. Чем острее больной чувствует, что другие его преследуют, следят за ним и угрожают, тем более выраженным становится его чувство, будто он является центром вселенной, вокруг которого все крутится, и тем более особенным и важным он себя чувствует, словно является центром внимания окружающих. Его чувство, будто он жертва, будто столь многие люди причиняют ему зло и обижают, позволяет ему чувствовать себя очень особенным. В этой истории, составляющей основу его системы заблуждений, он часто одновременно приписывает себе роль и жертвы, и потенциального героя, собирающегося спасти мир и нанести поражение силам зла.

Коллективное эго племен, наций, всех религиозных организаций также часто включает в себя сильный элемент паранойи: мы против зла, творимого другими. Это является причиной многих людских страданий. Испанская Инквизиция, преследование и сожжение еретиков и «ведьм», отношения между народами, приведшие к Первой и Второй Мировым войнам, коммунизм на протяжении всей его истории, «холодная война», маккартизм в Америке 1950-х годов, затяжной насильственный конфликт на Ближнем Востоке — все это очень болезненные эпизоды человеческой истории, где доминирует экстремальная форма коллективной паранойи.

Чем более неосознанны отдельные люди, группы людей или целые нации, тем с большей вероятностью эготипическая патология будет принимать форму физического насилия. Насилие является весьма примитивным, но очень распространенным способом, которым эго пытается утверждать и защищать себя, доказывая, что оно право, а другие неправы. Дискуссии с очень неосознанными людьми могут легко перейти в форму физического насилия. Что такое дискуссия? Двое или больше людей выражают свои мнения, и эти мнения различны. Каждый настолько отождествлен с идеями, сформировавшими его мнение, что они затвердевают и превращаются в ментальные позиции, наделенные их самоощущением. Иначе говоря, личность сливается с идеей. Когда это происходит, я, отстаивая свои мнения (мысли), чувствую себя и действую так, как если бы защищал самого себя. Я чувствую себя и действую так, как если бы дрался за свою жизнь, поэтому мои эмоции будут отражать это бессознательное убеждение. Они становятся бурными. Я подавлен, разозлен, защищаюсь или нападаю. Мне нужно победить любой ценой, чтобы не быть уничтоженным. Это иллюзия. Эго не знает, что ни ум, ни ментальная позиция не имеют ничего общего с тем, кто ты есть, потому что эго — это и есть ненаблюдаемый ум, как таковой.

В Дзен говорят: «Не ищи истину. Просто перестань дорожить мнениями». Что это значит? Освободись от отождествления с умом. Тот, кто ты есть за пределами ума, явится сам.

 

Работа — с эго и без эго

 

 

У большинства людей случаются моменты, когда они бывают свободными от эго. Мастера своего дела за работой могут быть полностью или в значительной мере свободными от эго. Они могут даже не догадываться, что их работа стала для них духовной практикой. Большинство из них во время работы находятся в состоянии присутствия, а в остальной жизни выпадают из него обратно в относительную неосознанность. Это значит, что их состояние Присутствия ограничено одной сферой жизни. Я встречал преподавателей, художников, врачей, ученых, социальных работников, официантов, парикмахеров, деловых людей, продавцов, превосходно выполняющих свою работу и при этом не занимающихся поисками себя. Они целиком откликаются на требование момента. Они одно целое с тем, что делают, одно целое с настоящим моментом, одно целое с людьми, которым служат, или с решаемой задачей. Влияние таких людей на окружающих выходит далеко за пределы выполняемой ими функции. Они вызывают уменьшение эго в любом, кто вступает с ними в контакт. Даже люди с тяжелым эго иногда начинают расслабляться, снижать уровень самозащиты, и, взаимодействуя с такими людьми, перестают играть свои роли. Совершенно не удивительно, что такие люди, кто делает свое дело без эго, чрезвычайно в нем успешны. Любой из тех, кто слился в одно с тем, что делает, сотворяет новую землю.

Также я встречал много других людей, у кого техника была, возможно, очень хорошо отработана, но их эго полностью саботировало работу. Лишь часть их внимания была направлена на то, что они делают, другая часть — на самих себя. Их эго требует личного признания и если не получает его достаточно, то расточает энергию на негодование, — но одного признания никогда не бывает достаточно. «Есть ли кто-нибудь еще, кто получает признания больше меня? » Либо их основным фокусом внимания является прибыль или власть, и тогда их работа — это не более чем средство достижения цели. Если работа — это не более чем средство достижения цели, то у нее не может быть высокого качества. Когда у них в работе возникают препятствия или сложности, либо если дела идут не так, как ожидалось, когда люди им не помогают, а обстоятельства не способствуют, то вместо того, чтобы слиться с ситуацией, стать с ней как одно целое и откликаться на требования настоящего момента, они противодействуют ей, и тем самым отделяют себя от нее. Здесь есть переживающее личную обиду или негодующее «я», а в бесполезных протестах и гневе сгорает огромное количество энергии. Это та энергия, какую, если бы эго не израсходовало ее напрасно, можно было бы использовать для выхода из этой ситуации. Более того, эта «анти»-энергия создает новые преграды, новое противостояние. Многие люди являются поистине злейшими врагами самим себе.

Люди непреднамеренно саботируют собственную работу, отказываясь от помощи или получения информации от других или даже пытаясь как-то навредить им, чтобы те не стали более успешными, или не получили большего доверия и влияния, чем «я». Сотрудничество для эго чуждо, за исключением случаев, когда для этого имеется какая-либо вторичная мотивация. Эго не знает, что чем больше ты включаешь окружающих в свою жизнь, тем более гладко и спокойно делаются дела, и тем легче все к тебе приходит. Если ты даешь окружающим мало, или не помогаешь им, или расставляешь у них на пути препятствия, вселенная — в виде людей и обстоятельств — тоже дает тебе мало или не помогает, потому что ты отрезал себя от целого. «Не достаточно» — это ядро бессознательного чувства эго. Оно заставляет его сопротивляться успеху другого, как будто этот успех что-то забрал у «меня». Оно не знает, что твое негодование по поводу успеха другого человека резко сокращает твои собственные шансы на успех. Для привлечения успеха тебе нужно приветствовать его везде, где только можно.

 

Эго во время болезни

 

 

Любая болезнь может либо усилить эго, либо ослабить его. Если ты жалуешься, испытываешь жалость к себе или возмущаешься тем, что болеешь, твое эго становится сильнее. Оно укрепляется и в том случае, если ты превращаешь болезнь в часть своей концептуальной личности: «Я страдаю таким-то и таким-то заболеванием». Ах, вот как, теперь мы знаем, кто ты такой. С другой стороны, некоторые люди, в обычной жизни имеющие большое эго, во время болезни вдруг становятся мягкими, славными, добрыми и намного более любезными и кроткими. У них могут случаться вспышки понимания и глубокого проникновения в суть, каких никогда не бывало в обычной жизни. Они могут получить доступ к своему внутреннему знанию и чувству удовлетворенности, и тогда изрекают мудрые вещи. Затем, когда им становится лучше, к ним возвращается энергия, а вместе с ней и эго.

Когда ты болеешь, твой энергетический уровень довольно низок. Тогда разумность организма может взять руководство на себя и направить оставшуюся энергию на исцеление тела, таким образом, ее становится недостаточно для ума, иначе говоря, ее не хватает для эготипического думанья и эмоций. Эго сжигает много энергии, однако в некоторых случаях придерживает часть энергии для себя и использует ее в своих целях. Нет необходимости говорить, что людям, во время болезни испытывающим усиление эго, для выздоровления требуется гораздо больше времени. Часть из них так и не выздоравливают, поэтому болезнь принимает хроническую форму и становится устойчивой частью ложного самоощущения.

 

Коллективное эго

 

 

Насколько трудно жить с самим собой? Один из способов эго избавляться от того, что ему в себе не нравится, — это расширение и усиление своего самоощущения через отождествление с группой — нацией, политической партией, корпорацией, обществом, сектой, клубом, бандой, футбольной командой.

В некоторых случаях, когда кто-либо посвящает свою жизнь самоотверженной работе на благо общества, не требуя ни персонального вознаграждения, ни признания, ни повышения, то кажется, что его личное эго полностью растворено. Какое же это облегчение — освободиться от ужасной тяжести персонального «я». Члены коллектива чувствуют себя счастливыми и реализованными, независимо ни от тяжести работы, ни от того, чем им пришлось ради этого пожертвовать. Кажется, будто они вышли за пределы эго. Вопрос в следующем: стали ли они действительно свободными, или просто сдвинулось их эго — было личным, стало коллективным?

Коллективное эго имеет те же характерные черты, что и личное, — это потребность иметь конфликты и врагов, потребность иметь больше, потребность быть правым и делать других неправыми и т. д. Рано или поздно один коллектив вступит в конфликт с другими, потому что для определения своих границ, а значит своего отождествления, он бессознательно ищет конфликты и нуждается в чьем-нибудь противодействии. Тогда члены этого коллектива начнут испытывать страдание, неизбежно следующее в кильватере эго-мотивированного действия. В этой точке они могут проснуться и осознать, что в их коллективе есть сильный компонент безумия.

Поначалу пробуждение и осознание того, что коллектив, с которым ты отождествился и на который работал, на самом деле безумен, может быть болезненным. В этой точке некоторые становятся циничными или жестокими, и, как следствие, отрицают все ценности, все стоящее. Это означает, что если одна система убеждений признается иллюзорной и по этой причине рушится, они быстро приспосабливаются к другой. Они не поворачиваются лицом к смерти своего эго, а убегают и перевоплощаются в новое.

Обычно коллективное эго еще более неосознанно, чем отдельные составляющие его члены. Например, толпа (являющаяся временной коллективной эготипической сущностью) способна совершить нечто совершенно ужасное, чего отдельный человек вне толпы никогда не сделает. Нации нередко втягиваются в такое поведение, какое у отдельного человека немедленно было бы признано психопатическим.

По мере появления нового сознания некоторых людей потянет создавать группы, отражающие просветленное сознание. Эти группы не будут коллективным эго. Составляющие их люди не будут испытывать потребность определять свою личность через них. Они больше не будут искать никаких форм, чтобы с их помощью определить, кто они такие. Даже если члены группы еще не совсем освободились от эго, в них будет достаточно осознанности, чтобы распознать эго в себе или в окружающих в моменты его появления. Однако для этого требуется постоянная бдительность, поскольку эго будет делать попытки вновь заявить о себе и восстановить свое влияние всеми доступными средствами. Растворение человеческого эго путем выноса его на свет осознанности будет одной из главных целей таких групп, будут ли это просветленные виды бизнеса, благотворительные организации, школы или коммуны. Просветленные коллективы сыграют важную роль в появлении нового сознания. Точно так же, как эготипические коллективы вталкивают тебя в неосознанность и страдание, просветленный коллектив может быть водоворотом сознания, ускоряющим планетарный сдвиг.

 

Неоспоримое доказательство

бессмертия

 

 

Эго входит через щель, разделяющую психику человека на две части, которые можно было бы назвать «я-созерцатель» и «я-образ» (в оригинале “I” и “me” или “I” и ”myself”). Поэтому любое эго шизофренично, если употребить это слово в его расхожем значении раздвоения личности. Ты живешь с собственным образом себя, концептуального себя, имея с ним отношения. Говоря «моя жизнь», ты саму жизнь обращаешь в некую идею, отдельную от того, кто ты есть. В тот миг, когда ты произносишь слова «моя жизнь» и веришь в то, что говоришь (если только это не является лингвистической условностью), ты попадаешь в мир иллюзий. Если есть такая вещь как «моя жизнь», то из этого следует, что «я» и «жизнь» — это две отдельные вещи, а поэтому я, помимо всего прочего, могу потерять и жизнь, — мою воображаемую и столь высоко ценимую собственность. Смерть начинает представляться реальностью — а также угрозой. Слова и идеи делят жизнь на разобщенные сегменты, не имеющие самостоятельной реальности. Мы даже можем сказать, что понятие «моя жизнь» — это изначальная иллюзия разделенности, источник эго. Если бы жизнь и я были отдельными, если бы я был отделен от жизни, тогда я был бы отделен от всех вещей, всех существ, всех людей. Но как я могу быть отделен от жизни? Какое «я» может быть в стороне от жизни, отдельно от Существования? Это абсолютно невозможно. Поэтому нет такой вещи, как «моя жизнь», и нет такого, чтобы я имел жизнь. Я есть жизнь. Я и жизнь — одно целое. Иначе и быть не может. Каким образом я могу потерять жизнь? Как я могу потерять то, чего у меня нет? Как я могу потерять то, чем Я Являюсь? Это же невозможно.

 


 

Глава пятая

 

 

Тело боли

 

Мышление у большинства людей — это, в огромной мере, непроизвольное, автоматическое и без конца повторяющееся думанье. Своего рода мысленный шум, некая разновидность ментальной статики, лишенная какой бы то ни было целесообразности. Строго говоря, ты не думаешь. Думанье происходит само по себе. Утверждение «я мыслю» подразумевает присутствие воли или желания. Оно содержит предположение, что ты сам участвуешь в процессе, что это твой выбор, и что ты решил это делать. Но у большинства людей это не так. Выражение «я думаю» — ошибочно. Оно находится на том же уровне, что и утверждения типа «я перевариваю пищу» или «я циркулирую кровь». Пищеварение происходит, кровообращение происходит, думанье происходит.

Голос в голове живет самостоятельной жизнью. Большинство людей находятся во власти этого голоса; ими владеет ум, мышление. Но поскольку ум обусловлен прошлым, ты вынужден снова и снова воспроизводить его. На Востоке это называется — карма. Если ты отождествился с этим голосом, то, разумеется, об этом не догадываешься. Если бы ты это знал, то не был бы объектом владения, потому что по-настоящему завладеть тобой можно только в том случае, если ты по ошибке примешь владеющую тобой сущность за того, кто ты есть, сольешься с ней в одно целое, и превратишься в саму эту сущность.

На протяжении тысячелетий ум в нарастающем темпе завладевал человечеством, которому никак не удавалось понять, что владеющая им сущность — это «не-я». Началом ложного самоощущения — эго — было тотальное отождествление с умом. Плотность эго зависит от степени того, насколько ты — сознание — отождествлен с умом, с мышлением. Мышление — это не более чем тонкий слой тотальности сознания, тотальности того, кто ты есть.

У разных людей степень отождествленности с умом разная. Одним нравятся периоды, когда они хотя бы ненадолго от нее освобождаются. Спокойствие, радость и жизненная сила, переживаемые ими в такие моменты, делают их жизнь такой, что ее стоит жить. Это моменты творчества, любви, сочувствия. Другие постоянно находятся в плену эготипического состояния. Они стали чужими не только для самих себя, но и для других людей вместе со всем окружающим миром. Если посмотреть на них, то на их лицах можно заметить напряжение, может быть, глубокие морщины меж бровей, отсутствующий или пристальный взгляд. Большая часть их внимания поглощена собственными мыслями, поэтому тебя они практически не видят, и вряд ли будут слушать. Они не присутствуют ни в какой ситуации, их внимание направлено либо в прошлое, либо в будущее, — каковые, разумеется, существуют только в виде мыслеформ, или имеют к тебе такое же отношение, как исполняемая роль, а потому не являются тобой. Многие отчуждены от того, кто они есть, но отчуждены  до такой степени, что их поведение и общение с другими почти всеми распознается как «фальшь» — за исключением тех, кто сами настолько же фальшивы и в той же мере отчуждены от своей сути.

Отчуждение означает, что ты никогда, ни в какой ситуации, ни в каком месте, ни с каким человеком, даже с самим собой не чувствуешь себя свободно. Ты все время стремишься «домой», но никогда и нигде не чувствуешь себя дома. Некоторые из величайших писателей двадцатого столетия, такие как Франц Кафка, Альберт Камю, Т. С. Элиот и Джеймс Джойс, считали отчуждение общим фактором мировой дилеммы человеческого существования. Они, возможно, пережили его глубоко внутри и потому сумели столь блестяще выразить его в своих произведениях. Они не предлагают решения. Их вкладом является то, что они показали нам проблему человечества так, чтобы и мы смогли ее ясно увидеть. Ясно увидеть проблему — это первый шаг к тому, чтобы выйти за ее пределы.

 

Рождение эмоции

 

 

К потоку мыслей добавляется еще одно, хотя и не совсем отдельное от него измерение эго — эмоция. Нельзя сказать, что все мышление и все эмоции исходят из эго. Они превращаются в эго только тогда, когда ты с ними отождествляешься. Тогда они полностью подменяют тебя, иначе говоря, становятся твоим «я».

Физическое тело, твой организм, как и любой другой живой организм, имеет собственный интеллект. И этот интеллект реагирует на то, что говорит твой ум, он реагирует на твои мысли. Поэтому эмоция — это реакция тела на состояние ума. Интеллект тела, разумеется, неотделим от разумности вселенной, и является одним из ее бесчисленных проявлений. Он обеспечивает временную связь с атомами и молекулами, составляющими твое тело. Это основополагающий организующий принцип, выходящий за пределы органов тела, но задающий их рабочий ритм — ритм преобразования кислорода и пищи в энергию, сокращения сердца и кровообращения, действия иммунной системы, защищающей тело от внешнего вторжения, преобразования сигналов от рецепторов в нервные импульсы и передачу их в мозг, где они распознаются и складываются в связную внутреннюю картину внешней реальности. Этот интеллект наилучшим образом координирует как все это, так и тысячи других одновременно с этим выполняемых функций. Не ты управляешь телом. Этот интеллект управляет. Он также отвечает за отклики тела на окружающие условия.

Это справедливо для всех живых существ. Это тот же интеллект, что вызывает появление растений в их физической форме, а затем проявляет себя в цветке, вырастающем из этого растения, цветке, раскрывающем свои лепестки утренним лучам солнца и закрывающем их на закате. Это тот же интеллект, что проявляет себя как Гайя — совокупное живое существо, средоточие жизни, Мать-Земля или планета Земля.

Этот интеллект дает начало инстинктивным реакциям организма на любую угрозу или вызов. У животных он является причиной реакций, схожих с человеческими эмоциями: гнева, страха, удовольствия. Эти инстинктивные отклики можно рассматривать в качестве первичной формы эмоций. В определенных ситуациях у людей возникают такие же инстинктивные реакции, что и у животных. Перед лицом опасности, угрожающей жизни организма, сердцебиение и дыхание учащаются, мышцы сокращаются, и организм готовится драться, уносить ноги или улетать. Это изначальный страх. Если тебя загнали в угол, твое тело испытывает внезапный и настолько мощный прилив энергии, что обретает силу, какой у него никогда прежде не было. Это изначальный гнев. Эти инстинктивные отклики кажутся похожими на эмоции, но в истинном смысле слова эмоциями не являются. Основное отличие между инстинктивным откликом и эмоцией состоит в том, что инстинктивный отклик — это прямой отклик тела на внешнюю ситуацию. Эмоция, напротив, — это реакция тела на мысль. Косвенно любая эмоция может быть также и откликом на реальную ситуацию или событие, — но уже на событие, воспринимаемое через фильтр умственной интерпретации, фильтр мышления, иначе говоря, через ментальные концепции «плохого» и «хорошего», «нравится — не нравится», «меня» и «моего». Например, у тебя, скорее всего, не возникнет никаких эмоций, если тебе скажут, что у кого-то угнали машину, но если это твоя машина, то ты, возможно, расстроишься. Поразительно, как много эмоций порождает такая маленькая, созданная умом идея, как «моё».

Хотя тело и весьма разумно, оно все же не способно отличить реальную ситуацию от мысленной. На любую мысль оно реагирует, как на реальность. Тело не знает, что это всего лишь мысль. Для тела тревожная, пугающая мысль означает «я в опасности», и оно реагирует соответственно, даже если ты лежишь ночью в теплой и уютной постели. Сердцебиение и дыхание учащаются, мышцы сокращаются. Нарастает энергия, но поскольку это опасность вымышленная, то энергия не находит выхода. Часть ее возвращается в ум и порождает еще более тревожные мысли. Остальная энергия делается токсичной и мешает гармоничному функционированию тела.

 

Эмоции и эго

 

 

Эго — это не только ненаблюдаемый ум, голос в голове, претендующий на то, что он это ты, но также и ненаблюдаемые эмоции, являющиеся реакциями тела на то, что этот голос говорит.

Мы уже видели, в какие мысли в большинстве случаев вовлекается этот эготипический голос, и какие функциональные нарушения он встраивает в свою структуру мыслительного процесса независимо от контекста. Дисфункциональное думанье — это то, на что тело откликается негативной эмоцией.

Голос в голове рассказывает историю, в которую тело верит и соответственно реагирует. Эти реакции являются эмоциями. Эмоции, в свою очередь, возвращают энергию мыслям, возбудившим первоначальную эмоцию. Это порочный круг неисследованных мыслей и эмоций, порождающих эмоциональное мышление и эмоциональное сочинительство историй.

Эмоциональный компонент у разных людей разный. У одних эго он больше, у других меньше. Мысли, спускающие курок обоймы эмоциональных откликов тела, иногда приходят так быстро, что ум еще не успеет их высказать, как тело уже откликается эмоцией, и уже эта эмоция становится реакцией. Эти мысли существуют на невербальной стадии, и мы можем назвать их невысказанными, бессознательными ожиданиями. Они берут начало в прошлой обусловленности человека, обычно в раннем детстве. Примером такого бессознательного ожидания у человека, чьи изначальные отношения, например, с родителями, или братьями и сестрами, не были ни поддерживающими, ни доверительными, ни вдохновляющими, является установка «людям нельзя доверять». Вот несколько примеров наиболее распространенных бессознательных предположений: «Никто меня не уважает и не ценит. Чтобы выжить, я должен драться. Денег всегда не хватает. Жизнь всегда бьет по голове. Я не заслуживаю богатства. Изобилие не для меня. Я не заслуживаю любви». Бессознательные предположения формируют в теле эмоции, возбуждающие в свою очередь мыслительную активность и/или вызывающие немедленную реакцию. Так они создают твою личную реальность.

Голос эго постоянно подрывает и естественное состояние тела — состояние благополучия и здоровья. Тело почти любого человека находится под воздействием сильного напряжения и стресса, причем не потому, что ему угрожает какой-нибудь внешний фактор, ему угрожает фактор, живущий внутри ума. У тела есть присосавшееся к нему эго, поэтому тело не может не откликаться на все нарушающие его нормальное функционирование ментальные модели поведения, образующие эго. Так поток негативных эмоций начинает сопровождать поток непрестанного и неотвязного думанья.

Что такое негативная эмоция? Это эмоция, токсичная для тела и нарушающая его равновесие и гармоничное функционирование. Страх, тревога, угнетенное состояние, уныние, ненависть или сильная неприязнь, ревность, зависть — все это нарушает нормальное течение энергии в теле, влияет на сердце, иммунную систему, пищеварение, выработку гормонов и т. д. Даже современная медицина, хоть она еще очень слабо осведомлена о том, как работает эго, начинает признавать наличие связи между негативными эмоциональными состояниями и физическими болезнями. Любая эмоция, наносящая вред твоему телу, становится заразной и для людей, с кем ты вступаешь в прямой контакт, и, помимо этого, косвенно, по цепочке, поражает бессчетное количество других людей, с кем ты вообще никогда не встречался. Все негативные эмоции можно выразить одним характерным и общим для них термином — чувство постоянного несчастья.

Оказывают ли позитивные эмоции противоположное действие на физическое тело? Укрепляют ли они иммунную систему, дают ли силы и исцеляют ли тело? Да, конечно, но нам нужно уметь различать позитивные эмоции, порожденные эго, и более глубокие эмоции, исходящие из твоего естественного состояния соединенности с Сущим.

Позитивные эмоции, порожденные эго, изначально содержат в себе свою противоположность, в которую быстро и превращаются. Вот несколько примеров: то, что эго называет любовью — это обладание и болезненная привязанность, способная в секунду обернуться ненавистью. Ожидание по поводу предстоящего события, которому эго заранее дает завышенную оценку, легко превращается в свою противоположность — неудовольствие или разочарование, если событие уже завершилось или не оправдало ожиданий. Сегодня похвала и признание заставляет тебя чувствовать себя живым и счастливым; завтра критика и безразличие сделают тебя удрученным и несчастным. Удовольствие от дикой вечеринки наутро превращается в озноб и похмелье. Без плохого нет хорошего, без низа нет верха.

Эмоции, порожденные эго, извлекаются из ментального отождествления с внешними факторами, ни один из которых не стабилен и может в любой момент измениться. Более глубокие эмоции — это совсем не эмоции, а состояния Сущего. Эмоции существуют в мире противоположностей. Состояния Сущего могут заслоняться, но у них нет противоположности. Они излучаются изнутри тебя как любовь, радость и покой, являющиеся твоей истинной природой.

 

Утка с человеческим умом

 

 

В книге «Сила Момента Сейчас» я упоминал о своих наблюдениях за утками, когда две из них устроили небольшую драку, какие у них никогда не бывают долгими, а после расплылись в противоположных направлениях. Потом каждая сделала несколько энергичных взмахов крыльями, высвобождая избыточную энергию, накопившуюся во время драки. Похлопав крыльями, они поплыли так же мирно, как и прежде, словно никакой драки и не было.

Имей утка человеческий ум, она продолжала бы драться мысленно, сочиняя разные истории. Одной из таких утиных историй могла бы быть такая: «Даже поверить не могу, что она сейчас сделала. Она приблизилась ко мне меньше чем на пять дюймов. Она, наверное, думает, что весь этот пруд принадлежит ей. У нее нет никакого уважения к моему личному пространству. В следующий раз она попытается сделать что-нибудь еще, просто чтобы досадить мне. Я уверена, она уже что-то замышляет. Но я не собираюсь это терпеть. Я проучу ее так, что она этого не забудет». И так далее и тому подобное, ум раскручивает свои сказки, думая и рассказывая их дни, месяцы и даже годы спустя. Что касается тела, то для него драка все еще продолжается, и в ответ на все эти мысли и эмоции генерируется соответствующая энергия, порождая еще больше мыслей. Это становится эмоциональным думаньем эго. Легко понять, насколько трудной была бы жизнь утки, будь у нее человеческий ум. Но большинство людей живут так постоянно. Никакая ситуация или событие никогда по-настоящему не завершаются. Ум и созданное им «я и моя история» поддерживают их в перманентно активном состоянии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.