Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тело боли 6 страница



Мать или отец, отождествившиеся с ролью родителей, могут пытаться через детей компенсировать собственную нецелостность. Тогда потребность родительского эго кем-нибудь манипулировать направляется на них. Их целью становится заставить детей испытывать чувство недостаточности — состояние, в каком постоянно пребывает родительского эго. Если бы большинство бессознательных родительских предположений и мотиваций, проявляющихся на фоне вынужденной потребности манипулировать детьми, можно было сделать сознательными и озвучить, они, возможно, включали бы в себя следующее: «Я хочу, чтобы ты достиг того, чего не удалось достичь мне. Я хочу, чтобы в глазах мира ты кем-нибудь стал, тогда через тебя я тоже смогу кем-нибудь быть. Не лишай меня надежды. Я стольким пожертвовал ради тебя. Мое неодобрение направлено на то, чтобы в тебе возникло чувство вины и дискомфорта, и чтобы ты, в конце концов, исполнил мои желания. И, бесспорно, я знаю, что для тебя будет лучше. Я тебя люблю, и буду любить дальше, если ты сделаешь то, что я считаю для тебя правильным».

Воспринимая подобные бессознательные мотивации сознательно, ты сразу же понимаешь, насколько они абсурдны. Стоящее за ними эго вместе со всеми его функциональными расстройствами становится видимым. Некоторые родители, с кем мне доводилось разговаривать, внезапно приходили к пониманию: «Бог ты мой, неужели я это делаю? » Как только ты начинаешь видеть то, что делаешь, или делал до этого момента, тебе сразу становится очевидной тщетность этого, а также становится видна бессознательная модель поведения, в результате сама собой приходящая к своему концу. Осознанность — это самая мощная сила для осуществления перемен.

Если твои родители поступают с тобой подобным образом, не говори им, что они неосознанны и находятся в плену эго. Это сделает их еще более неосознанными, поскольку эго встанет на защиту своих позиций. Тебе достаточно признать, что в них есть эго, и что оно не является тем, кто они есть. Эготипические модели поведения, даже застарелые, если ты не противодействуешь им внутренне, иногда растворяются почти чудесным образом. Противодействие только придает им новую силу. Но даже если они не растворяются, ты все равно можешь с сочувствием принять поведение родителей. У тебя не будет необходимости реагировать на него, иначе говоря, персонифицировать его.

Также осознавай собственные бессознательные предположения или ожидания, лежащие в основе старых поведенческих реакций. «Мои родители, наверно, одобрят то, что я делаю. Они должны понимать меня и считать меня тем, кто я есть». Разве? Почему они должны? Факт в том, что они не должны, потому что не могут. Их развивающееся сознание еще не совершило квантовый скачок на уровень осознанности. Они еще не способны разотождествиться со своей ролью. «Да, но пока я не получу их одобрения и понимания, я не смогу быть счастливым и чувствовать себя комфортно по отношению к тому, кто я есть». Разве? Как их одобрение или неодобрение влияет на то, кто ты есть? Все эти неисследованные предположения являются причиной многочисленных негативных эмоций, а также глубокого и совершенно ненужного чувства несчастья.

Будь бдителен. Не являются ли проносящиеся у тебя в уме мысли, внедренными в него мыслями твоего отца или матери, говорящими тебе, возможно, что-то вроде: «Ты недостаточно хорош. Ты никогда ни в чем не сможешь стать значительным», или другими суждениями и ментальными установками? Если в тебе есть осознанность, ты сможешь распознать голос у себя в голове и узнать его: старая идея, обусловленная прошлым. Если в тебе есть осознанность, тебе больше не нужно верить каждой приходящей в голову мысли. Это всего лишь старая идея, не более. Осознанность — это Присутствие, и только Присутствие может растворить в тебе бессознательное прошлое.

Рам Дасс сказал: «Если ты считаешь себя просветленным, пойди и поживи неделю с родителями». Это хороший совет. Отношения с родителями — это не только исходные отношения, задающие тон во всех остальных отношениях, но также и хорошая проверка твоей степени Присутствия. Чем больше у вас было прошлого, тем более присутствующим тебе нужно быть; в противном случае ты снова и снова будешь вынужден реанимировать это прошлое.

 

Осознанное страдание

 

 

Если у тебя есть маленькие дети, помогай им, наставляй и защищай, как только можешь, но что важнее, предоставь им простор — пространство быть. Они пришли в этот мир через тебя, но они не «твои». Убеждение «Я знаю, что для тебя лучше», может быть верным, только когда они очень маленькие, но чем они старше, тем меньше в этом правды. Чем больше у тебя ожиданий насчет того, как должна разворачиваться их жизнь, тем глубже ты в уме. Лучше будь для них присутствующим. В конце концов, они будут совершать ошибки, и, как все люди, будут в той или иной форме испытывать страдание. В действительности, это будут ошибки только с твоей точки зрения. То, что тебе представляется ошибкой, может оказаться именно тем, что твоим детям нужно сделать или испытать. Оказывай им такую помощь и давай столько наставлений, сколько в твоих силах, но имей в виду, что время от времени тебе придется позволять им совершать ошибки, особенно когда они будут на пороге взрослости. Время от времени ты также можешь позволять им испытывать страдание. Оно может свалиться на них как гром среди ясного неба, или может стать следствием их собственных ошибок.

Будет ли здорово, если ты сможешь уберечь их от страдания? Нет, не будет. Тогда они не смогут развиться как человеческие существа, и будут оставаться мелкими, поверхностными, отождествленными со своим внешним видом и вещами. Страдание ведет в глубину. Парадокс в том, что страдание исходит из отождествления с формой, и страдание же разрушает это отождествление. Много страдания исходит от эго, но в конечном итоге, само страдание приводит к разрушению эго — но только когда ты настрадался достаточно.

Человечеству предначертано выйти за пределы страдания, но не так, как думает эго. Одной из многих ошибочных идей, вводящих в заблуждение, является вот эта: «Я не должен страдать». Иногда эта мысль переносится на кого-нибудь из близких — «Мой ребенок не должен страдать». Сама эта мысль лежит в основе страдания. Страдание имеет благородную цель: эволюцию сознания и сжигание эго. Человек на кресте — это архетипический образ, это каждый мужчина и каждая женщина. Сопротивляясь страданию, ты затягиваешь процесс, потому что сопротивление только наращивает эго, которое нужно сжечь. Когда же ты принимаешь страдание, процесс в результате того, что ты начинаешь страдать осознанно, ускоряется. Ты можешь принять собственное страдание, или страдание кого-то другого, например, своего ребенка или родителя. В самом осознанном страдании уже заложена трансформация. Огонь страдания становится светом сознания.

Эго говорит: «Я не должно страдать». И эта мысль заставляет тебя страдать еще больше. Это искажение истины, а истина всегда парадоксальна. Истина в том, что чтобы выйти за пределы страдания, тебе прежде нужно сказать ему «да».

 

Осознанное родительство

 

 

Многие дети испытывают скрытую злобу и враждебность по отношению к родителям, и часто причиной этого становится отсутствие настоящих отношений с ними. Ребенок имеет глубокое сильное желание, чтобы его родитель был человеком, а не ролью, как бы добросовестно он ее ни исполнял. Для своего ребенка ты можешь делать все, что в твоих силах, и делать это правильно, но даже этого недостаточно. В действительности, деланья никогда не бывает достаточно, если ты пренебрегаешь Сущим. Эго ничего не знает о Сущем, но верит в то, что деланье спасет тебя. Если ты в когтях эго, то веришь, что, делая все больше и больше, ты, в конце концов, накопишь достаточно «сделанного», чтобы когда-нибудь в будущем почувствовать себя счастливым. Не получится. Ты просто потеряешься в деланье. Вся цивилизация потеряла себя в деланье, основой которого не является Сущее, а потому это деланье тщетно.

Как ты можешь внести Сущее в жизнь беспокойной и суетливой семьи, в отношения со своим ребенком? Ключ в том, чтобы уделять ребенку внимание. Есть два типа внимания. В основе первого типа лежит форма. Другой тип внимания не связан с формой. Внимание, основанное на форме, всегда как-то связано с деланьем или оценкой. «Ты сделал домашнее задание? Иди обедать. Уберись в своей комнате. Почисть зубы. Делай то. Перестань делать это. Поторапливайся, подготовься».

Что нам делать дальше? Этот вопрос довольно точно обобщает то, как выглядит жизнь в большинстве семей. Внимание, основанное на форме, конечно же, необходимо, и оно находит свое место, но если в отношениях с ребенком нет ничего другого, то теряется самое важное для жизни измерение, и Сущее полностью заслоняется деланьем, или как сказал Иисус, «мирскими заботами». Внимание, не связанное с формой, неотделимо от измерения Сущего. Как это работает?

Когда ты смотришь на ребенка, слушаешь его, прикасаешься к нему или помогаешь ему так или иначе — ты бдителен, спокоен, полностью присутствуешь, не испытываешь желания ни к чему иному, кроме данного момента такого, как он есть. Так ты создаешь пространство для Сущего. В этот миг, если ты присутствуешь, ты не мать и не отец. Ты — бдительность, готовность, спокойствие, Присутствие, которые слушают, смотрят, прикасаются, даже говорят. Ты — Сущее за деланьем.

 

Признание своего ребенка

 

 

Ты человеческое существо. Что это значит? Мастерство жизни — это не вопрос управления, а вопрос отыскания равновесия между человеком и Существованием. Мать, отец, муж, жена, молодой, старый, исполняемые роли и функции, то, что ты делаешь — все это принадлежит человеческому измерению. Этому есть место и это нужно уважать, но только для реализованных, по-настоящему осмысленных отношений или жизни этого никогда не будет достаточно. Одного человеческого измерения совершенно недостаточно, как бы ты ни старался и чего бы ни достигал. Есть Существование. Его можно найти в покое, в бдительном присутствии самого Сознания, Сознания, каким ты являешься. Человек — это форма. Существование бесформенно. Человек и Существование не отделены друг от друга, они тесно сплетены.

В человеческом измерении ты, без сомнений, превосходишь своего ребенка. Ты крупнее, сильнее, больше знаешь, больше можешь. Если тебе знакомо только это измерение, то ты будешь бессознательно чувствовать превосходство по отношению к ребенку, бессознательно же заставишь его чувствовать себя так, будто он ниже тебя. Между тобой и ребенком нет равенства, потому что в ваших отношениях есть только форма, а в форме вы, конечно же, не равны. Ты можешь любить своего ребенка, но твоя любовь будет только человеческой, иначе говоря, обусловленной, собственнической, порывистой, скачкообразной, прерывистой. Вы равны только за пределами форм, в Существовании, и истинная любовь в ваших отношениях может появиться, только когда ты обнаружишь это бесформенное измерение в себе, обнаружишь Присутствие, каким ты являешься, вневременное Я Есть, узнавшее себя в другом, и одновременно с этим другой, в данном случае, ребенок, будет чувствовать, что его любят, иначе говоря, признают.

Любить — значит признавать себя в другом. Тогда «инакость» другого начинает восприниматься как иллюзия, свойственная чисто человеческому миру, миру форм. Страстное желание любви, живущее в каждом ребенке, — это страстное желание быть признанным не на уровне форм, а на уровне Существования. Если у родителей в почете только человеческое измерение ребенка, но они пренебрегают Существованием, ребенок будет чувствовать, что их отношения не реализованы полностью, что в них не хватает чего-то абсолютно важного для жизни, и тогда в ребенке начинает расти боль, и порой по отношению к родителям появляется бессознательная враждебность. «Почему вы меня не признаете? » — вот что, кажется, говорят эти боль и враждебность.

Когда другой тебя признает, то это признание через вас обоих еще сильнее притягивает в мир измерение Сущего. Это любовь, возвращающаяся в мир. Я говорил об этом, делая особый акцент на твоих отношениях с ребенком, но это, разумеется, в такой же степени применимо к любым отношениям. Сказано: «Бог есть любовь», но это не является абсолютно верным. Бог — это Единая Жизнь внутри и за пределами бесчисленных форм жизни. Любовь подразумевает двойственность: любящий и любимый, субъект и объект. Таким образом, любовь — это признание единства двойственного мира. Это рождение Бога, Его приход в мир форм. Любовь делает мир имеющим все меньше и меньше отношения к существующему, она уменьшает его плотность, делает более прозрачным для божественного измерения, для света самого сознания.

 

Отказ от исполнения роли

 

 

Делать то, что от тебя требуется в любой ситуации и не превращать это в роль, с которой можно отождествиться, — суть урока по искусству жить. Каждый из нас оказался здесь для того, чтобы усвоить этот урок. Ты становишься максимально сильным и эффективным в том, что делаешь, когда совершаешь действие ради самого действия, а не когда превращаешь его в средство защиты и усиления своего отождествления с ролью или в стремление подстроиться под нее. Любая роль — это вымышленное, воображаемое самоощущение, но через него все персонифицируется, и поэтому подвергается разрушению и искажению, осуществляемому как сформированным в уме «маленьким я», так и любой его ролью, какую ему доводится играть. Большинство людей, занимающих должности во властных структурах этого мира, — политики, телевизионные знаменитости, а также деловые и религиозные лидеры, полностью отождествлены со своими ролями, хотя бывают и очень редкие, но заметные исключения. Они могут считаться VIP персонами, но это не более чем бессознательные игроки эготипической игры, игры, кажущейся такой важной и значительной, и, тем не менее, начисто лишенной какой-либо истинной цели. Словами Шекспира, это «сказка, рассказанная идиотом, громогласная и полная неистовства, но лишенная смысла». Поразительно, но Шекспир пришел к этому выводу без помощи телевидения. Если эготипическая земная драма и имеет какую-нибудь цель, то лишь побочную: она создает на планете все больше и больше страдания, и само это страдание, хотя оно в значительной степени и является результатом работы эго, в конечном счете, разрушает его. Это огонь, в котором эго сжигает само себя.

Редкие люди, кто в мире играющих роли личностей выходят за рамки созданных умом образов, — а такие есть и на телевидении, и в журналистике, и в мире бизнеса, — и действуют из глубокого ядра своего Сущего, кто не пытается казаться больше, чем есть, а просто являются самими собой, весьма заметно выделяются на общем фоне, причем лишь они создают истинные перемены в мире.

Они несут новое сознание. Что бы они ни делали — все становится возможным, потому что находится в сонастроенности с намерением целого. Однако их влияние идет гораздо дальше того, что они делают, выходит далеко за пределы их функций. Одно лишь их присутствие — простое, естественное, скромное — оказывает преобразующее действие на любого, с кем они вступают в контакт.

Когда ты не играешь роли, то в том, что ты делаешь, отсутствует эго. Нет никакой вторичной программы действий: защиты или укрепления своего «я». В результате твои действия имеют намного большую силу. Ты целиком сфокусирован на ситуации. Ты сливаешься с ней в одно целое. Ты не пытаешься быть кем-то, заслуживающим особенного внимания. Когда ты в полной мере являешься собой, ты наиболее сильный, наиболее эффективный. Но не пытайся быть собой. Это будет совсем другая роль. Она называется «естественный, спонтанный я». Как только начинаешь стараться быть тем или этим, ты начинаешь играть роль. «Просто будь собой» — хороший совет, но и он может завести не туда. Войдет ум и скажет: «Давай посмотрим, как я могу быть собой? » Затем он разработает какую-нибудь стратегию: «Как быть собой». Это другая роль. На самом деле вопрос «Как я могу быть собой? » — неправильный. Будто бы для того, чтобы быть собой, тебе потребуется что-то делать. В данном случае «как» неприменимо, потому что ты уже являешься собой. Просто перестань добавлять ненужный груз к тому, кем ты уже являешься. «Но я не знаю, кто я. Я не знаю, что значит быть собой». Если твое незнание по поводу того, кто ты есть, не причиняет тебе никакого дискомфорта, тогда то, что остается — это то, кто ты есть, — Существование за человеком. Это скорее поле чистой потенциальности, чем что-либо еще, уже имеющее определение.

Откажись давать себе определения — себе и другим. Ты не умрешь. Ты придешь к жизни. И не обращай внимания на то, какие определения дают тебе другие. Давая тебе определение, они сами себя ограничивают, так что это их проблема. При взаимодействии с другими не ставь на первое место роль или функцию, не будь ими, но будь полем осознанного Присутствия.

Почему эго играет роли? Потому что существует одно бессознательное предположение, одна ключевая ошибка, одна бессознательная мысль. Вот она: я недостаточен. За ней следует другая бессознательная мысль: чтобы получить все нужное, чтобы в полной мере быть собой, мне необходимо играть какую-нибудь роль. Чтобы быть больше, мне нужно иметь больше. Но ты не можешь быть больше, чем есть, потому что под своей физической и психологической формой ты уже одно целое с Жизнью, одно целое с Существованием. Пребывая в форме, ты всегда есть и будешь ниже одних и выше других. Но, по сути, ты не ниже и не выше кого-либо. Истинная самооценка и истинное смирение восходят из этого осознания. В глазах эго самооценка и смирение противоположны. Но, по сути, это — одно и то же.

 

Патологическое эго

 

 

Эго, В более широком смысле слова, само по себе является патологичным, какую бы форму оно ни принимало. Если мы посмотрим на древнегреческий корень слова pathological, то увидим, как хорошо подходит этот термин, если употребляется в отношении эго. Хотя обычно это слово используется для описания состояния болезни, оно, тем не менее, происходит от слова pathos, что означает страдание. Именно эту характерную особенность состояния человека Будда обнаружил еще 2600 лет назад.

Однако человек, находящийся в ловушке эго, не осознает страдание как страдание, а расценивает его как единственный уместный в данной ситуации вариант отклика. Эго слепо, и в своей слепоте не способно видеть страдание, навлекаемое им на себя и других. Состояние, когда ты чувствуешь себя несчастным, — это порожденная эго ментально-эмоциональная болезнь, достигшая масштабов эпидемии. Оно является внутренним эквивалентом загрязнения планеты. Такие негативные состояния как гнев, ревность и т. д. не считаются негативными, а полностью оправдываются и в дальнейшем воспринимаются не как созданные самим человеком, а как вызванные кем-то еще или каким-либо внешним фактором. «Я считаю, что ты в ответе за мою боль», — вот какой смысл эго вкладывает в эти слова.

Эго не способно отличить ситуацию от ее интерпретации и реакции на ситуацию. Ты можешь сказать: «Какой ужасный день» даже не понимая, что холодная и ветреная погода, дождь и то, на что ты реагируешь, не ужасны. Они такие, какие есть. Ужасна твоя реакция, твое внутреннее сопротивление этому, а также эмоция, созданная этим сопротивлением. Словами Шекспира — «Нет ничего, что было бы хорошим иль плохим, но мысли превращают их в такое». Более того, эго часто принимает страдание или негативность за удовольствие, потому что за счет этого укрепляет себя.

Например, гнев или негодующая враждебность чрезвычайно укрепляют эго через усиление чувства разобщенности, через акцентирование и придание особого значения «инакости» других, через создание ментальной позиции «правоты», кажущейся неприступной крепостью. Если бы ты смог увидеть физиологические изменения, происходящие в твоем теле в то время, когда тобой владеют такие негативные состояния, если бы смог заметить, какой ущерб они наносят работе сердца, пищеварительной и иммунной систем, а также другим бесчисленным телесным функциям, тебе стало бы совершенно ясно, что такие состояния, без всякого сомнения, являются патологическими. Это формы страдания, а не удовольствия.

Когда ты находишься в негативном состоянии, в тебе есть нечто жаждущее этой негативности, считающее ее удовольствием или верящее, будто это состояние принесет тебе желаемое. Иначе кто бы стал зависать в состоянии негативности, делать себя и других маленькими и создавать в теле болезнь? Таким образом, когда в тебе есть негативность, и в то же время ты способен осознавать присутствие в себе чего-то такого, что извлекает из нее удовольствие или верит, что эта негативность имеет какую-либо полезную цель, тогда ты непосредственно осознаешь эго. В тот миг, когда это случается, твоя тождественность претерпевает сдвиг от эго к осознанности. Это значит, что эго сжимается, а осознанность растет.

Если прямо посреди негативности ты способен осознать: «Сейчас я сам себе причиняю страдание», то этого окажется достаточно, чтобы подняться над ограничениями обусловленных эготипических состояний и реакций. Осознанность, когда она есть, раскрывает перед тобой безграничные возможности, — то есть, открывает тебе другие бесконечно более разумные способы действий в любой ситуации. Ты будешь способен свободно отпускать свое состояние несчастья в тот самый момент, как только признаешь его неразумным. Негативность не является разумной. Она всегда исходит из эго. Эго может быть изворотливым и неглупым, но не бывает разумным. Изворотливость преследует собственные мелкие цели. Разумность намного шире видит целое. В нем все взаимосвязано. Изворотливость мотивируется собственными интересами и живет очень недолго. Многие политики и бизнесмены изворотливы. Очень немногие разумны. Все, что достигается при помощи изворотливости, живет недолго и, в конечном итоге, всегда защищает себя. Изворотливость разъединяет и исключает, разумность соединяет и включает.

 

Фоновое состояние несчастья

 

 

Эго создает разобщенность, а разобщенность создает страдание. Следовательно, эго с очевидностью патологично. Особняком от очевидных форм, таких как гнев, ненависть и т. д., стоят другие, более тонкие формы негативности, которые так широко распространены, что негативностью не считаются. Например, нетерпение, раздражение, нервозность и состояние, когда ты «сыт по горло». Они образуют фоновое состояние несчастья — преобладающее внутреннее состояние многих людей. Чтобы их обнаружить, тебе нужно быть предельно бдительным и абсолютно присутствующим, чем бы ты ни занимался — это миг пробуждения, разотождествления с умом.

Вот пример состояния, которое легко не заметить именно потому, что в силу своей широкой распространенности оно считается нормальным. Тебе оно может быть знакомо. Часто ли ты испытываешь чувство недовольства, какое точнее всего можно было бы описать как некое своеобразное фоновое чувство негодования? Оно может быть как конкретным и определенным, так и безадресным. Многие в этом состоянии проводят большую часть жизни. Они настолько отождествлены с ним, что не могут отступить назад и увидеть его. В основе этого чувства лежит необходимость придерживаться определенных бессознательных убеждений, иначе говоря, мыслей. Ты думаешь эти мысли так же, как видишь сны, когда спишь. Другими словами, ты не знаешь, что думаешь эти мысли, точно так же, как видящий сон не знает, что видит сон.

Вот некоторые из самых распространенных бессознательных мыслей, питающих чувство недовольства, или фонового негодования. Я очистил их от содержимого так, чтобы осталась голая структура. Так их лучше видно. Когда бы на заднем плане твоей жизни (или даже на переднем) ни возникло чувство несчастья, ты сможешь увидеть, какие из этих мыслей в данной ситуации наполняют тебя и применимы лично к тебе:

 

«Прежде чем я успокоюсь (стану счастливым, реализованным и т. д. ), в моей жизни что-то должно произойти. И я возмущен тем, что это еще не произошло. Может быть, мое возмущение, в конце концов, приведет к тому, чтобы это случилось».

«В прошлом произошло что-то такое, чего не должно было быть, и я этим возмущен. Если бы этого не случилось, сейчас я был бы спокоен».

«Прямо сейчас происходит что-то такое, чего не должно происходить, и мешает мне быть спокойным».

 

Бессознательные суждения часто направляются на какого-либо человека, и тем самым «происходящее» превращается в «деланье»:

 

«Чтобы я был спокоен, ты не должен делать того или этого. И я возмущен тем, что ты этого еще не сделал (не понял). Возможно, мое возмущение заставит тебя это сделать (понять)».

«Есть что-то такое, что ты (или я) сделал, сказал или не сделал и не сказал когда-то в прошлом, что мешает мне быть спокойным сейчас».

«То, что ты сейчас делаешь, или не делаешь, мешает мне быть спокойным сейчас».

 

Секрет счастья

 

 

Все приведенное выше — это предположения, неисследованные мысли, принимаемые за реальность. Это истории, сочиненные эго с целью убедить тебя в том, что сейчас ты не можешь быть спокойным или что сейчас ты не можешь быть полностью реализованным. Быть спокойным и быть тем, кто ты есть, то есть быть собой, — это одно и то же. Эго говорит: «Может быть, когда-нибудь в будущем я смогу быть спокойным — если случится это, это или это, или я получу то-то и то-то или кем-то стану». Или оно говорит: «Я не могу быть спокойным, потому что что-то случилось в прошлом». Послушай человеческие истории — все они могут иметь одно название: «Почему Я Не Могу Быть Спокойным Сейчас». Эго не знает, что возможность быть спокойным у тебя есть сейчас. Или же оно может это знать, но боится, что ты тоже об этом узнаешь. Покой, кроме всего прочего, — это конец эго.

Как быть в покое сейчас? Помирись с настоящим моментом. Настоящий момент — это поле для игры жизни. Ей больше негде происходить. Помирись однажды с настоящим моментом и посмотри, что начнет происходить, на что ты станешь способен или что выберешь делать, или, вернее, что жизнь будет делать через тебя. Секрет искусства жить, секрет любого успеха и счастья выражается тремя словами: Заодно С Жизнью. Быть одним с жизнью — это всего лишь быть одним целым с настоящим моментом. Тогда ты осознаешь, что не ты проживаешь свою жизнь, а жизнь проживает тебя. Жизнь — это танцор, а ты — танец.

Эго любит свое негодование по поводу реальности. Что такое реальность? То, что есть. Будда назвал это татхата — таковость жизни, что является ни чем иным, как таковостью данного момента. Противодействие данному моменту является одним из главных признаков и характерных свойств эго. Оно формирует и негативность, на которой пышно разрастается эго, и чувство несчастья, которое эго любит. Так ты заставляешь страдать и себя, и других, и даже не понимаешь, что делаешь именно это, не понимаешь, что создаешь ад на земле. Создавать страдание и не признавать этого — это суть бессознательной жизни; это значит быть целиком в ловушке эго. Степень неспособности эго признавать себя и видеть, что оно само делает, невероятна и потрясающа. Оно делает именно то, за что осуждает других, но не видит этого. Когда ему на это указывают, оно это гневно отрицает, приводит разумные доводы и самооправдания с целью исказить факты. Это делают люди, это делают корпорации, это делают правительства. Когда у них ничего не получается, они прибегают к крику и даже к физическому насилию. «Пошлите морскую пехоту». Теперь нам понятна глубокая мудрость слов Иисуса на кресте: «Прости их, ибо не ведают что творят».

Чтобы покончить со страданием, на протяжении тысячелетий вносившим в состояние людей столько боли, тебе придется начать с самого себя и взять на себя ответственность за свое внутреннее состояние в данный момент. Это значит — сейчас. Спроси себя: «Есть ли во мне негативность в данный момент? » Затем стань бдительным, внимательным к своим мыслям и эмоциям. Наблюдай за низкими уровнями чувства несчастья в любой форме, о каких я упомянул выше, такими как недовольство, нервозность, состояние, когда ты «сыт по горло» и т. д. Наблюдай мысли, возникающие с целью оправдать или объяснить это чувство, но в действительности вызывающие его. В тот миг, когда ты становишься осознанным относительно наличия у себя негативного состояния, это не значит, что ты потерпел неудачу. Это значит, что ты достиг цели. Пока эта осознанность не случится, будет оставаться отождествление с внутренними состояниями, а такое отождествление и есть эго. Вместе с осознанностью приходит разотождествление с мыслями, эмоциями и реакциями. Не следует путать это с отрицанием. Когда эти мысли, эмоции и реакции признаны, то в момент их признания разотождествление происходит автоматически. Тогда твое самоощущение, чувство того, кто ты есть, претерпевает сдвиг — до этого ты был мыслями, эмоциями и реакциями, а сейчас ты осознанность, осознанное Присутствие, наблюдающее эти состояния.

«Когда-нибудь я освобожусь от эго». Кто это говорит? Эго. Освободиться от эго — это не очень большая работа, совсем маленькая. Все, что тебе надо делать, это осознавать свои мысли и эмоции, когда они случаются. Это не вполне «деланье», это, скорее, «виденье». В этом смысле, чтобы освободиться от эго, тебе действительно ничего не придется делать. Когда такой сдвиг происходит, что является сдвигом от думанья к осознанности, в твоей жизни начинает работать разумность, несопоставимо большая, чем изворотливость эго. Через осознанность эмоции и даже мысли теряют свои личностные качества. Осознанность позволяет признать их неличностную природу. В них больше нет «я». Они являются просто человеческими эмоциями, человеческими мыслями. Всё твоё личное прошлое, в конечном итоге представляющее собой не более чем какую-нибудь историю, переходит в разряд вещей вторичной важности и больше не занимает первые ряды твоего сознания. Оно больше не образует основу для твоего чувства отождествления. Ты свет Присутствия, осознанность, что важнее и глубже любых мыслей и эмоций.  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.