|
|||
Судьбоносный выбор ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Многие русские мыслители, идеалом которых была «просвещенная Европа», видели в «выборе Владимира» роковую ошибку, предопределившую фатальное отставание России от развитых стран Запада. Их оппоненты, напротив, утверждали благотворность и спасительность крещения Руси именно по греческому обряду, что позволило нашему народу воспринять «чистую» христианскую веру и сохранить утраченное Западом истинное благочестие. Вернувшись во времена князя Владимира и попытавшись в той степени, в какой позволяют источники, вместе с ним вновь совершить исторический выбор, мы можем сделать несколько важных выводов. Во-первых, выбор у князя действительно был. Несмотря на то, что уже до Владимира на Руси было множество христиан греческого, то есть православного обряда, несмотря на пример премудрой Ольги и многих других его современников, русский князь был вполне свободен избрать другой путь. Более того, никаких практических выгод выбор Православия не сулил ни лично князю, ни окружающим его элитам. Высокая нравственная планка, поставленная Христом, требовала отказа от привычного образа жизни, от излюбленных удовольствий и развлечений. Но главное — налагаемый христианством абсолютный запрет на грабежи и убийства, безусловное осуждение любых форм вооруженного насилия ставили под угрозу основной вид занятий русской «военной аристократии» — военные походы. Византия, самый богатый и близкий сосед, превращалась из лакомой добычи в союзную единоверную державу, войны с которой больше не могли получить морального оправдания. Что же касается очевидных преимуществ новой религии как основы государственности, то латинское христианство ничуть не хуже, а может быть и лучше, обеспечивало власть идеологией централизации и общественного порядка, а ислам и иудаизм создавали еще более устойчивые горизонтальные социальные связи, основанные на идеях братской взаимопомощи и единства общины верующих. Нет, не практическими и не политическими целями был движим князь Владимир, когда избирал восточнохристианскую модель цивилизации. Православие привлекло его куда более высокими, хотя, быть может, и не вполне понятными в наше время — категориями: духовного подвига, высшей красоты, истины и любви. Не «пост по силе» привлекал русского князя, а суровый аскетизм. Не формальные ритуалы, а неземная красота, гармония Божественной литургии. Не экономические интересы, а жертвенное милосердие. Не политический прагматизм, а взыскание Царствия Небесного для вечной жизни в Боге. Был ли верен этот выбор, сделанный 1032 года назад? Ответ на этот вопрос дала сама история. Рыхлый конгломерат племен, собранных первыми Рюриковичами, уже при сыновьях Владимира превратился в сильное государство, поражавшее своим богатством европейских соседей. Пройдя через испытания феодальной раздробленности и монголо-татарского ига, Русь возродилась вокруг Москвы и подхватила знамя Православного Царства, выпавшее из рук ослабевшей, предавшей собственные идеалы и погибшей Византии. Ни ужасы Смутного времени, ни соблазны европеизации не поколебали духовных принципов, заложенных в основание Русского государства. И даже жестокие социальные эксперименты XX века не смогли искоренить те глубинные ценностные ориентиры, которые определил выбор святого Владимира. Идеалы добра, милосердия и справедливости, готовность к самоотверженному подвигу жертвенной любви, приоритет духовного над материальным сохранились в душах людей, и именно это помогло советскому народу победить в самой страшной войне в истории и выйти в лидеры человечества.
|
|||
|